Восковая кукла. Стеноз устья аорты

Андреева Э.Ю., Анисимова Е.В., Воскобойникова К.В. Популярный диагностический справочник - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 608 c.
ISBN 978-5-373-03259-9
Скачать (прямая ссылка): medspravochnik2010.djvu Предыдущая 1 .. 15 > .. >> Следующая

При болезни Иценко-Кушинга (нарушении работы надпочечников) лицо округляется, становится красным, блестящим, лоснящимся. У жен-У лава 3. !диагностика по лицу

это интересно!

Чаще всего базедова болезнь проявляется у людей после 40 лет, особенно у женщин, которые в это время проходят через климактерический период с его гормональными сбоями.

щин при этом заболевании начинают расти борода и усы.

«Лицо Корвизара». Такое лицо можно увидеть у людей с сердечной недостаточностью. Кожа бледная, иногда с желтоватым оттенком, губы синие, рот приоткрыт, глаза не блестят, часто появляются отеки.

«Львиное лицо». Такое лицо можно увидеть у больных весьма распространенной в прошлом болезнью - проказой. При этом увеличивается нос, а над бровями и под глазами появляются уродливые бугристости.

«Лицо восковой куклы» бывает у больных анемией: немного отечное, бледное, с желтоватым оттенком и как будто полупрозрачной кожей.

«Маска Паркинсона» появляется у больных энцефалитом. В этом случае полностью отсутствует мимика.

«Лицо Гиппократа» характерно для больных с тяжелыми заболеваниями органов брюшной полости, в частности перитонитом: глаза запавшие, нос заострившийся, кожа очень бледная с небольшим синюшным оттенком, покрытая липким холодным потом.Часть //. Основные npueuA-bL самодиагностики

«Сардонический смех». Такое выражение лица появляется у больных столбняком. При этом рот растягивается, как при смехе, а на лбу появляются «складки печали».

При крупозной пневмонии лицо красное, с небольшим синюшным оттенком, губы багровые.

При заболеваниях почек лицо отечное, с мешками под глазами.

При пороках сердца лицо у больного становится бледным, а губы и щеки остаются ярко-красными, иногда синюшными.

При туберкулезе лицо осунувшееся, бледное, с ярким румянцем и очень блестящими глазами.

При поражении лицевых нервов, а также головного мозга лицо становится перекошенным, какие-то мышцы расслаблены, а какие-то, наоборот, напряжены.Глава 4

ДИАГНОСТИКА ПО МОКРОТЕ

Мокрота - это выделения из дыхательных путей, которые появляются при различных заболеваниях. Мокрота выделяется во время кашля, и иногда даже по ее внешнему виду можно предположить, что это за заболевание. Кроме того, существуют и лабораторные методы исследования мокроты.

Количество мокроты

Даже этот простой показатель может иметь значение при диагностике заболеваний. Подсчитать количество несложно: достаточно только постоянно сплевывать мокроту в специальную плевательницу с делениями.

Большое количество мокроты (200-300 мл и больше) может говорить о бронхоэктатической болезни (появлении гнойных мешочков в бронхах), абсцессе и гангрене легких.

При" бронхите количество мокроты невелико - 2-5 мл в сутки.Часть //. Основные npueuA-bL самодиагностики

В большинстве случаев мокрота не имеет запаха. Лишь при абсцессе, гангрене легких, а также в завершающей стадии рака мокрота приобретает неприятный запах гнили.

Характер мокроты

Слизистая мокрота

Обычно она прозрачная или чуть беловатая, без запаха.

Выделение такой мокроты в течение всего дня говорит о бронхите, по утрам в небольшом количестве - о хроническом бронхите курильщиков, после приступа удушья - о бронхиальной астме.

Серозная мокрота

Такая мокрота очень жидкая, пенистая, бесцветная. Она, как правило, появляется при приступе удушья и говорит об отеке легких.

Слизисто-гнойная мокрота

Она густая, тягучая, внешне выглядит прозрачной, но в ней имеются небольшие прожилки гноя. Или же она желтоватого или зеленоватого оттенка и полупрозрачная.

Обычно такая мокрота выделяется при хроническом бронхите, реже при туберкулезе.У лава 4. Zдиагностика по ллокроте

Гнойная мокрота

Такая мокрота обычно имеет неприятный гнилостный запах.

Если она выделяется в большом количестве (полным ртом) после приступа сильной боли в груди и ощущения разливающегося тепла, это говорит о разрыве абсцесса (гнойника) в легком.

это интересно!

^Ж? Еще в Древней Руси было известно

ІУ г много снадобий, изгоняющих мокроту. He-которые из них приняты медициной: грудные сборы есть в каждой домашней аптечке.

Кровянистая мокрота

Очень многие считают, что выделение крови с кашлем говорит о туберкулезе.

На самом деле причин появления такой мокроты может быть много, да и внешний вид ее бывает разным.

Красная пенистая мокрота говорит об отеке легкого, слизь с прожилками крови - о бронхоэктати-ческой болезни, с гноем и неприятным запахом - об абсцессе или гангрене. А вот выделение чистой крЬви - кровохарканье или легочное кровотечение - может говорить о туберкулезе или запущенном раке. Ржавая мокрота - признак крупозного воспаления легких.Часть //. Основные npueuA-bL самодиагностики

Микроскопическое исследование мокроты

Когда нужно точно поставить диагноз, мокроту подвергают микроскопическому исследованию. Клетки и другие элементы, найденные там, говорят о характере болезни и ее причине.

Эритроциты

Эритроциты в мокроте встречаются в большом количестве при туберкулезе, раке, бронхоэктатической болезни. Меньше их при актиномикозе (грибковом поражении органов дыхания) и сифилисе.

Ну и пусть. Пусть я такая громкая... смешная... вредная... Такая забавная... Со сложным характером. Просто я настоящая.

Ну что можно сказать на сегодняшний день?
Всё хорошо Не должно быть плохо)Философия, анатомия, латинский и русский язык... Такое ощущения, что я вне этого мира...До чего досадно, что окружающие тебя люди тебя не понимают...и чувствовать это с 9 до 16.... Действительно, большая разница, идти после высшего образования на средне-специальное.... Просто все люди очень разные.... Иногда, правда, не очень интересно проходить что-то по второму кругу, но, например, благодаря философии, мысли укладываются более стройными рядами..... Но им философия не нужна. И я даже не могу (хотя пыталась) объяснить, зачем она нужна. Медсестре. Человеку. Меня не поняли. Что ж, мне нужна и ладно

Есть и свои приколы. Я начинаю плавно и тихо не любить родной русский язык. А моя подруга, обучающаяся, к счастью, в другом учебном заведении, наоборот, начинает его обожать. Вот что значит методика преподавания и личность учителя....

А сегодня нам задали домашнее задание, над которым пришлось попотеть.... Объяснить некоторые медицинские фразеологизмы (оказывается, есть и такие)... Попутно узнала много интересного. Хотя, если честно, слушая всё это, становилось как-то жутковато.... (а заодно случайно вспомнила - это к мысли "чего только люди не придумают" и то, что у меня был где-то сборник названий цветов; помещу его в следующей записи, если найду....)

Итак, д/з по русскому языку (!):

"Мраморная бледность" (она же - "белый как полотно" или "белизна лилии") - характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность), характерная для гемолитической болезни новорожденных - тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору
"Пушечный ритм" (тон Стражеско) - признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.
"Грудь сапожника" (воронкообразная грудная клетка) - (funnel chest) – состояние, при котором нижняя часть грудины вдавлена вовнутрь, в результате чего уменьшается объем грудной клетки и легких, сердце сильно смещается влево и может быть сдавлено.
Звук "треснувшего горшка" (трахеальный тон Вильямса) - 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка») под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта; симптом большого плеврального выпота; 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку); наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.

«Существуют "маски" лица, характерные для определенных состояний организма:

* "лицо Корвизара" - при сердечной недостаточности (отечное, желтовато-бледное, циаиотичное, рот постоянно приоткрыт, глаза тусклые);
* "львиное лицо" - при проказе (с бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями и расширенным носом);
* "лицо восковой куклы" - при анемии Аддисона - Бирмера (слегка одутловатое, очень бледное, с желтоватым отеком и как бы просвечивающей кожей);
* "маска Паркинсона" - амимичное лицо, свойственное больным энцефалитом;
* "лицо Гиппократа" - при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости - таких, как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д. Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица.»

На выражение лица, кроме разнообразных заболеваний, обязательно будут оказывать влияние такие факторы, как пол и возраст. Помощь в распознавании патологических состояний может оказывать знание десяти наиболее характерных изменений со стороны лица.

Определение болезней по изменениям лица:

1. Одутловатость лица может развиться:

а) вследствие общей склонности к отекам при почечных заболеваниях;

б) как результат местного венозного застоя при различных легочных заболеваниях с частыми приступами удушья и кашля;

в) при выпотном плеврите (скопление жидкости в плевральной полости), при опухоли средостения (средняя часть грудной клетки), при воспалении перикарда (наружная оболочка сердца).

2. При сердечной недостаточности лицо приобретает характерный вид (так называемое «Лицо Корвизара»). Лицо выглядит отечным, желтовато-бледным и слегка синеватым. Рот у таких больных все время полуоткрыт, губы синюшные, глаза слипаются, с тусклым оттенком.

3. Лицо при лихорадке характеризуется гиперемией кожи, блестящими глазами. При различных инфекционных болезнях лицо имеет некоторые особенности. Так, при тяжелых пневмониях лихорадочное покраснение лица сильнее выражено на стороне наиболее пораженного легкого. При брюшном тифе лицо отличается бледной окраской, при возвратном тифе - кожа слегка желтушная.

При лихорадке у больных туберкулезом типичными чертами лица являются горящие глаза, бледность и яркий, четко ограниченный румянец на щеках. При лихорадке, развивающейся при сепсисе, лицо малоподвижное, бледное, иногда с небольшой желтизной.

4. При разных эндокринных нарушениях изменение черт и выражения лица чаще. всего проявляется следующими признаками:

а) лицо акромегалическое, т. е. имеет место увеличение выдающихся частей лица, таких как нос, скулы, подбородок, характерно для акромегалии (увеличение отдельных частей тела под воздействием гормона роста) и, иногда, беременности;

б) микседематозное лицо отмечается при недостаточной работе щитовидной железы. Лицо выглядит равномерно заплывшим, отечным. Имеет место уменьшение глазных щелей, сглаженность контуров лица, отсутствие волос на наружных половинах бровей. Кроме того, при румянце на бледной коже лицо напоминает кукольное;

в) «базедовое» лицо отмечается у больных с повышенной работой щитовидной железы. У таких больных лицо малоподвижно, глазные щели расширены, глаза блестят, выпучены, лицо выглядит испуганным;

г) «лунообразное», красное, лоснящееся лицо наблюдается у больных с синдромом Иценко-Кушинга (повышенная выработка гормонов коры надпочечников - глюкокортикоидов).

5. «Львиное лицо» характеризуется бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и в нижней части лба, над бровями, нос при этом расширен. Такие изменения отмечаются при проказе.

6. «Маска Паркинсона» - лицо без мимики, которое появляется у больных энцефалитом.

7. Лицо «восковой куклы» отличается небольшой одутловатостью, резкой бледностью, которая имеет желтоватый оттенок и просвечивает через кожу при злокачественном малокровии (анемия Аддисона-Бирмера).


8. Определение болезней по изменениям лица. «Сардоническая улыбка» - застывшая гримаса лица, когда происходит расширение рта, как при смехе, на лбу появляются «печальные» складки. Это лицо отмечается у больных столбняком.

9. «Лицо Гиппократа» отмечается при коллаптоидных состояниях, связанных с тяжелыми заболеваниями органов брюшной полости, которые впервые были описаны Гиппократом. Такое лицо характеризуется запавшими глазами, заостренным носом, кожа лица становится мертвенно-бледной с синюшным оттенком и покрывается крупными каплями холодного пота.

10. Несимметричные движения лицевых мышц появляются после перенесенного инсульта.

Великий русский хирург Н. И. Пирогов составил атлас «Лицо больного». Он говорил, что каждое заболевание оставляет свой след на лице больного человека.

В настоящее время, когда в арсенале художников имеются самые современные материалы, а возможности для творчества поистине безграничны, мастера-кукольники нечасто обращаются к такому материалу, как воск, забывая о его удивительных свойствах. Созданное природой вещество будто наделяет жизнью рукотворные создания, наполняя куклу особой энергетикой. К тому же воск экологически чистый материал, он не содержит химических компонентов, способных вызывать аллергическую реакцию, и его можно рекомендовать для детского творчества (конечно, при условии того, что работа с расплавом будет осуществляться под присмотром взрослых).


Существует несколько способов создания восковой куклы , но в этой статье речь пойдет только об основных моментах изготовления небольших, до 40 сантиметров ростом восковых кукол на проволочном каркасе. В публикации намеренно не детализируются такие темы, как изготовление гипсовой формы, проволочного каркаса, сборки кукольного парика и одежды, а все внимание сконцентрировано на секретах работы с воском. Иллюстрациями к этой статье служит подборка фотографий, на которых показаны этапы создания куклы. Помимо фотографий, сопровождающих текст, иллюстрацией к статье служит фотоальбом "Рождение восковой куклы", где на примере сборки "Байкерши в мокрой майке" (фото 1) наглядно показаны этапы создания куклы.

Материалы, необходимые для работы:

воск, проволока, алюминиевая фольга, эластичные чулки, стеклянные или акриловые кукольные глазки, ресницы, волосы для парика.

Вспомогательные материалы для отливки формы:

гипс, пластилин, вазелин.

Так же мастеру необходимо иметь в своем распоряжении:

художественные масляные краски, прежде всего - белую и красную, гуашь, специальный матовый лак на водной основе (о нем мы поговорим чуть позже), цветной и бесцветный лак для ногтей, клей ПВА, жидкость для снятия лака с ацетоном, декоративную косметику - пудру, сухие тени, румяна и тушь для ресниц.

Инструменты и оборудование:

водяная баня - две жестяные банки, вложенные друг в друга, пространство между которыми заполняется кипящей водой, резиновая гипсовка, стеки для лепки, нож для резки бумаги, наждачная бумага, ватные, обернутые тканью, тампоны для выравнивания поверхности, зажигалка, мягкие кисти различного диаметра, инструменты для работы с проволокой.

Прежде чем приступить к созданию куклы, необходимо подготовить основной материал для литья и лепки - воск телесного цвета. Желательно работать с очищенным, светлым воском, тогда в него потребуется добавлять меньше красителей. На первом этапе займемся окрашиванием части материала в красные и белые цвета. Для этого растопим на водяной бане кусочки воска и добавим в расплав масляную краску нужного цвета. Изготовление красного воска не составляет труда, тогда как для белого потребуется очень много белил, заглушающих природный желтоватый оттенок материала. Краску надо вносить небольшими порциями, энергично перемешивая расплав. Добившись необходимого оттенка, выльем состав в неглубокую форму, и пока он не затвердел окончательно, разрежем его на небольшие кубики.

Теперь можно перейти к изготовлению восковой смеси телесного цвета. Для этого растопим основную массу воска и начнем добавлять в нее красные и белые кубики, добиваясь нужного оттенка расплава. Такой поэтапный способ тонирования позволяет добиться однородной окраски восковой массы. После того, как материал приобретет желаемый цвет, его можно оставить в жестянке и многократно разогревать по мере необходимости.

Теперь, когда мы запаслись всеми необходимыми материалами, можно переходить к изготовлению самой куклы. Начнем работу с личика куклы, которое можно либо слепить самостоятельно, либо использовать в качестве модели понравившуюся кукольную головку (фото 2).

С самодельной или готовой модели надо сделать слепок - разборную гипсовую форму состоящую из двух частей. Процесс ее изготовления показан на страницах фотоальбома и не вызовет затруднений у тех, кто знаком с азами гипсового литья. Завершив работу с гипсом, соберем воедино детали формы, тщательно просушим ее и покроем изнутри несколькими слоями бесцветного лака. Непосредственно перед литьем необходимо смазать форму тонким слоем вазелина.

Расплавим воск телесного цвета и зальем его в форму. При этом надо учитывать, что при остывании воск уменьшается в объеме, давая существенную усадку. Когда остывающий расплав уже не будет прилипать к пальцам, осторожно продавим его центральную часть, формируя внутреннюю вогнутую поверхность маски. Там, где должны будут располагаться глаза куклы, сделаем две глубокие вмятины-глазницы. После того, как воск окончательно застынет, разберем форму и извлечем готовую отливку (фото 3,4).

Теперь нам предстоит очень ответственная работа - установка кукольных глазок с изнанки маски. Для этого надо очень аккуратно углубить глазницы стеком с изнанки, а с лицевой стороны отливки прорезать насквозь контуры глаз. Затем подгоним размер глазниц под диаметр кукольных глазок, прилепим к векам ресницы и вложим глаза с изнаночной стороны маски. При этом надо следить, чтобы кукольные глазки не косили и не "разбегались" в разные стороны. Если результат работы удовлетворяет, зальем маску изнутри расплавленным воском или парафином, фиксируя заготовки глаз и, осторожно нанесем клей ПВА на основания ресниц, для их надежного закрепления.

После этого спокойно и с удовольствием займемся проработкой черт лица - это очень ответственный этап работы, позволяющий создать неповторимый образ новой куклы. На этом этапе работы можно нанести и макияж, воспользовавшись обычной декоративной косметикой, которая хорошо ложится на воск, так как это показано на фото 5, но лучше отложить "косметические процедуры" до сборки куклы.

Когда кукольное личико будет готово, исходя из его размеров, надо окончательно рассчитать пропорции кукольного тела и сделать по чертежу простой проволочный каркас-скелет (фото 6).

В отличие от лица, тело куклы не отливается, а лепится из теплого воска. Основа для закрытых частей тела изготовляется из обрезков эластичных чулок, накрученных на проволочный скелет, а основа тех частей, которые предполагается оставить открытыми, формируются из алюминиевой фольги, на которую впоследствии будет нанесен воск. В случае с Байкершей, имеющей достаточно легкомысленный костюм, открытой является вся верхняя часть ее тела и ступни ног, которые лепятся из воска вместе с босоножками (фото 7)

.

Сформировав из фольги основу тела, начнем покрывать его расплавленным воском при помощи широкой кисти. После того, как будет нанесен слой достаточной толщины, а воск немного остынет, можно переходить к лепке, работая с теплым воском, как с обычным пластилином. На завершающем этапе формирования туловища проработаем рельеф стеками, придавая ему четкость и выравнивая поверхность. Закончив лепить тело, закрепим на каркасе при помощи расплавленного воска лицо куклы, вылепим уши и еще раз тщательно разгладим воск.

Чтобы кукла хорошо смотрелась, ее "кожа" должна быть ровной и гладкой, а для этого необходимо облагородить восковую поверхность. Сделать это несложно. Сначала обработаем холодный воск (куклу перед этой процедурой можно какое-то время подержать в холодном месте) наждачной бумагой, следя за тем, чтобы появляющиеся царапины были равномерными и не слишком глубокими. Затем тампоном, смоченным жидкостью для снятия лака, в состав которой обязательно должен входить ацетон, начнем круговыми движениями разравнивать поверхность. Вскоре воск немного посветлеет, выровняется и приобретет ровный блеск. Сразу после обработки "кожа" восковой красавицы выглядит идеально, однако особенность воска такова, что он легко загрязняется и потому отделанную восковую поверхность надо непременно защитить специальным матовым лаком для скульптур. Такой лак можно приобрести в специальных магазинах для мастеров кукольников, равно как и кукольные глазки и заготовки ресниц.

Однако до этой финальной процедуры, нам еще предстоит нанести татуировку на плечо Байкерши. Тату выполняется черной гелевой ручкой с тонким стержнем, после нанесения точечного рисунка, излишки краски удаляют салфеткой, а место тату слегка подплавляется огнем зажигалки, чтобы краска глубже вошла в воск.

И вот кукла почти готова, и нам остается только закрепить волосы и подобрать ей подходящий наряд.

В случае Байкерши, волосы изготовляются из лоскутка черного бархата, имитирующего очень короткую стрижку, а для вживления в кукольную головку длинных волос достаточно глубоко прорезать воск, вставить в эти разрезы пряди, а затем немного прижать - воск надежно удержит волосы.

Такова, в общих чертах, техника изготовления небольших восковых кукол на проволочном каркасе. Конечно, здесь не рассматриваются все тонкости процесса, однако, я надеюсь, что эта небольшая статья послужит хорошим подспорьем для тех, кто хочет самостоятельно освоить приемы изготовления кукол из воска.

Они имеют "высокое" происхождение: история восковых кукол началась еще в средние века, когда воск использовался в Европе для изготовления церковных фигур святых. К концу XVШ столетия в Европе родилось новое повальное увлечение - восковые фигуры знаменитостей. Тогда же появились и "светские" восковые куклы, которые получили довольно широкое распространение в 1820-х годах сначала в Англии, а затем во Франции и Германии. Стеклянные глаза у ранних кукол были без зрачков, а ладони имели, как правило, только три пальца.
С 1840 до 1845 годы в моду вошли восковые куклы со сделанной из воска высокой прической "валиком" или в шляпах в стиле мадам Помпадур (из-за сходства этих кукольных голов с тыквой их так и прозвали - "тыквенные головы"). У них по-прежнему не было зрачков, а тело набивали опилками.


Кукла pumpkin doll

Одним из знаменитых мастеров, с конца XVШ века создававших кукол из литого воска, был Доменико Пьеротти (Domenico Pierotti) - итальянец, женатый на англичанке. Со временем семейный бизнес продолжили его сыновья Генри и Джованни. Последний Пьеротти - Шарль - известен тем, что в 1901 году изготовил фигуру короля Эдварда VII.
Несмотря на популярность Доменико, его затмила дама - Августа Монтанари (Augusta Montanari) - жена скульптора по воску, открывшая своей бизнес в 1818 году. Широкая публика впервые увидела ее работы на Международной выставке в Хрустальном дворце лондонского Гайд-Парка в 1851 году, где она получила золотую медаль и заставила говорить о себе. Ее куклы обоих полов и разных возрастов были характерными: такого никто никогда не видел. Кроме того, мадам Монтанари представила небольших портретных кукол, представлявших королеву Викторию и ее детей, чем заслужила высочайшее покровительство.


Кукла Pierotti

Восковые куклы изготавливались из толстого воска, без укрепления на основе из папье-маше или другого материала. Голову лепили из глины, а затем отливали форму и заливали ее воском. Изготовители экспериментировали или со слоями воска, хотя толщина покрытия в конечном итоге не превышала трех миллиметров. Ранние куклы не носили париков: каждый волосок "вживлялся" непосредственно в воск с помощью горячей иглы. Головы и плечи были едиными, а тела, сделанные из кожи или ткани, набивались опилками или шерстяным волокном. У самых ранних кукол - фиолетово-синие стеклянные глаза (комплимент голубоглазой Королеве Виктории, вступивший на престол в 1837 году), у более поздних - серые или светло-голубые, с черными зрачками. Монтанари обычно писала название своей компании чернилами на тряпичной части кукольного тела. Большая часть этих записей, конечно, стерлась и утрачена, но некоторые дошли до наших дней.


Во второй половине XIX века восковых кукол производили такие английские мануфактуры, как Herbert John Edwards, Charles Marsh, Lucy Peck (здесь впервые выпустили восковых кукол с закрывающимися глазами), и многие другие.
Работы мадам Mонтанари, демонстрировавшиеся на Парижской выставке 1855 года, получили благожелательные отзывы, и некоторые французские кукольные мастерские стали тоже изготавливать подобных кукол, хотя это было довольно опасным делом. Литье воска при высоких температурах часто сопровождалось ожогами, а свинцовые краски, которые использовались для окрашивания, пагубно сказывались на здоровье. Однако спрос был большой, эти куклы продавались дорого, и многие мастера шли на риск, чтобы прокормить семью.
В 1860 году небольшая кукольная фабрика в Лондоне Bazzoni впервые выпустила механических восковых кукол с голосовым механизмом, встроенном в деревянное тело. Популярными объектами для кукольников были царствующие особы: например, в одной из частных коллекций хранится кукла-леди сиреневом платье - принцесса Уэльсская Александра, супруга Эдварда VII. Работа не маркирована, но эксперты утверждают, что это Montanari или, возможно, Lucy Peck.
Восковых кукол мастерили даже на дому. В 1856 году Godey"s Lady"s Book снабдил своих читательниц детальной инструкцией, как можно изготовить их самостоятельно. Несмотря на то, что восковые лица получилась "как живые", а материал привлекал своей теплотой и мерцанием, в прессе разгорелась полемика: многие считали, что чрезмерная реалистичность этих кукол лишает детей необходимости включать собственное воображение.
Между тем, именно благодаря мадам Монтанари, восковые куклы стали игровыми: в середине 19 века их охотно покупали для своих детей состоятельные родители. Кстати, именно этот тип кукол упоминается в романе мадам Сегюр - признанной родоначальницы французской детской литературы, по происхождению русской графини Ростопчиной. Судя по ее описанию, восковые куклы одновременно были похожи и на девочку, и на леди. Даже гардероб включал как детскую, так и взрослую одежду.


В одном из сюжетов романа Сегюр восковая кукла пострадала из-за неосторожного обращения с ней капризной и взбалмошной девочки Софи, которая укладывала ее на солнце, и воск начинал таять; пыталась мыть лицо, стирая краску, и в конце концов посадила куклу на дерево, а когда та упала и разбилась, Софи пригласила на ее похороны своих друзей.
Французские восковые куклы и в самом деле были довольно хрупкие, так как основой для воска служила голова из папье-маше. Эти головы поставлялись из Германии, а с воском работали уже во Франции. Прически у этих кукол чаще всего были гладкие, смоделированы из того же материала, что и голова. Здесь же кожаные тела набивались и тщательно одевались в соответствии с последними парижскими модами. Почти все ранние французские производители начинали с выпуска восковых кукол, и только потом переходили на более прочный и удобный в производстве неглазурованный фарфор.
В Германии восковые куклы были тоже очень популярны: по количеству они даже опережали Англию и Францию. Немецкие фабриканты использовали два метода: во-первых, беззастенчиво копировали англичан, а во-вторых, делали кукол высокого качества по своим моделям, накладывая воск на формы из композита. Эти куклы носили мохеровые парики и впервые "показали" зубки. Немецкие фабриканты старались расширить ассортимент (например, специально для рождественских продаж выпускались восковые куколки небольшого размера, которых вешали на елку) и активно экспортировали свою продукцию по всему миру.
Самым знаменитым немецким производителем восковых кукол был Heinrich Stier, работавший в период с 1851 по 1890 годы. Ему принадлежит патент на покрытие воском голов из папье-маше, а также заслуга в создании так называемых Staatsdame (кукол-леди из высшего общества) с утонченными лицами, в элегантных нарядах.
Одна из самых знамениты восковых кукол - кукла-ребенок "Принцесса Дэйси" хранится в Лондонском музее детства. У нее есть большой сундук с приданым - одежда, постельные принадлежности, украшения и даже крохотные столовые приборы. История этой куклы началась в 1894 году, когда одна сердобольная дама по фамилии Твисс (Twiss) решила собрать деньги для голландских сирот. Она купила восковую куклу в Лондоне, заказала ремесленникам красивые и дорогие вещицы для ее приданого, и в 1895 г. выставила на международной выставке в Амстердаме. Чтобы посмотреть на диковинку, публика платила немалые деньги, и "Принцесса Дэйси" стала очень популярной. После выставки ее выкупили английские сестры милосердия и устроили лотерею, в которой эта кукла стала главным призом. Лотерейные билеты были успешно проданы, но за призом никто не приехал. Тогда куклу вручили двухлетней Принцессе Мэри, дочери будущего короля Джорджа V, которая через много лет подарила ее Лондонскому музею детства.



Кукла Принцесса Дейзи

Сегодня старинные восковые куклы, ни одна из которых не повторяется, украшают многие частные кукольные коллекции и музеи. Несмотря на то, что найти их не очень просто, интерес к ним с каждым годом растет.


Top