Значение праздника курбан байрам. Когда Курбан-байрам отмечают мусульмане? Описание праздника Празднование Курбан-байрама в Турции

«Курбан», «курбан байрам», «курбан 2013», «курбан байрам 2013», «курбан байрам в 2013 году», «какого числа курбан», «праздник курбан», «курбан байрам число», «какого числа курбан байрам», «курбан байрам 2013 какого числа», «праздник курбан байрам», «праздник курбан байрам 2013», «курбан байрам в Татарстане», «курбан байрам в Москве» – список наиболее популярных запросов в поисковых системах в преддверии праздника Курбан-байрам.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главнейший праздник мусульман всего мира – в 2013 году, в том числе и по данным стран Исламского мира, состоится 15 октября. А день Арафа приходится на 14 октября. Все про самый ценный день в году – день Арафа .

Первые десять дней месяца Зуль-Хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. Особенно хотелось бы отметить пост в день Арафат – девятый день месяца Зуль-Хиджа (14 октября). Сообщается, что Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о посте в день Арафат, после чего он сказал: “Это искупает грехи предыдущего и следующего года”. (Свод хадисов Муслим). Нельзя поститься в течение 4-х дней (15, 16, 17 и 18 октября), поскольку в эти дни отмечается Праздник Жертвоприношения Курбан-байрам.

Курбан Байрам или Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа – месяця хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман. Последующие заИд аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».

Начиная с захода солнца, накануне дня Ид аль-Адха мусульмане громко читают такбир:

اَلله ُاََكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ الله ُاَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

لله اكبر الله اكبر الله اكبر

َلله ُاَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар Ла илаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар валиллахиль хамд – три раза.

Праздничный намаз

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше, чем сунна – меньше, чем фард).

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо им пренебрегать.

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е., два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е., до зенита.

Во всем исламском мире отмечается праздник ‘Ид-аль-Адха (или Курбан-байрам), самый значимый в Исламе. Своими корнями он уходит в глубокое прошлое, во времена пророчества Ибрахима (мир ему).

Ибрахим (мир ему) – один из наиболее великих посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир ему) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз Ибрахим (мир ему) сказал: «Всё, что я принёс в жертву, – это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего». Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху.

Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему)родился ребёнок, которого он назвал Исма‘илом. Естественно, что ребёнок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.

Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнёс: «О Ибрахим! Исполни то, что обещал». Проснувшись, он засомневался, был ли этот сон от Аллаха или от шайтана. По этой причине этот день (восьмой день зуль-хиджа) стали называть днём «размышления» (Тарвият). Во вторую ночь сон повторился. Утром он понял, что это знамение от Аллаха. Этот день назвали днем «познания» (‘Арафа), а местность, где он видел сон, тоже назвали ‘Арафа. В третью ночь он увидел тот же самый сон. Теперь он уже вознамерился принести жертву. Поэтому этот день назвали днем «жертвоприношения» (Нахр). Прочитать полностью историю о том, как Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему)…

Курбан Байрам – Ид аль-адха – главный праздник мусульман, начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман и длится три дня. Последующие за ‘Ид аль-адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика». Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, т.е., провести в бдении и поклонении. Желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о том, как пророк Ибрахим (мир ему) готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила (мир ему). Аллах подарил Ибрахиму (мир ему) райского барана, которого тот принес в жертву вместо сына. Наряду с жертвоприношением мусульмане в этот день совершают специальную праздничную коллективную молитву, громко читают такбир (славословие). В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника. Желательно надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки и раздавать милостыню. Все об исламских праздниках и священных днях и ночах…

Курбан Байрам – праздник жертвоприношения – это ежегодная всемирная общественная благотворительная акция. Каждый год в эти четыре праздничные дни заготавливаются миллионы тонн мяса и раздаются бесплатно бедным и нуждающимся. Особенно много мяса в этот период заготавливается в Саудовской Аравии. Среди нескольких миллионов паломников очень многие совершают обряд жертвоприношения. Каждый из них берёт себе при желании всего несколько килограммов мяса. А остальное огромное количество мяса отправляется в бедные страны, в основном, в африканские.

Почему-то почти никто не говорит о благотворительной и социальной стороне праздника Курбан-байрам. Ведь ни одна благотворительная компания по своим масштабам и количеству людей, которые получают помощь, не сравнится с ним.

Курбан-байрам – это не только гуманитарная акция, но и гуманная, ибо религия требует от нас доброго отношения к своим братьям и сёстрам, которые находятся в трудном положении. И каждый, кто приносит в жертву животное в день праздника или последующие праздничные дни, является участником этого благородного поступка.

Ода о Празднике жертвоприношения

По материалам сайта «Ислам.ру»

Курбан Байрам - это один из двух великих праздников Ислама, знаменующий окончание хаджа, паломничества. Как мы знаем Хадж являеться пятым столпом Ислама. Праздник Курбан Байрам отмечается через 70 дней после празднования Ураза байрам, то есть на 10 день двенадцатого месяца лунного календаря мусульман. Длится он на протяжении 3–4 дней.
Арабское название праздника Курбан Байрам Ид аль-Адха (عيد الأضحى) переводится как «праздник жертвы».

Суть праздника заключается в принесении жертвы в долине Мина. Однако не все мусульмане могут совершить паломничество в Мекку в связи, с чем мусульманскими канонами предписывается исполнять главную часть обряда везде, где оказался мусульманин.

Жертвоприношение - сунна Ибрахима и Мухаммада (да благословит Аллах и приветсвует их и остальных посланников). В Священном Коране об этом сказано следующее:

Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь».
Прибыв в Шам, он сказал: «Господи, даруй мне праведного сына».
Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, Ибрахим сказал:
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты об этом?»
Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым».
Когда они оба покорились воле Аллаха и отец поверг его лицом вниз, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил то, что велено было тебе во сне».
Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему сына на большую жертву.
Мы велели последующим поколениям взывать: Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он - из числа Наших верующих рабов.
(Ас-Саффат 37:99-111)

За эту добродетельность и преданность Всывышнему Аллаху, Он вознаградил Ибрахима, послав ему для этой цели барашка. Спешите же оживить сунну двух избранников Господа!

Некоторые ученые считают, что Курбан обязательно для каждого состоятельного человека, а большенство ученых считают это сунной. Жертвоприношение - лучшее из того, что может сделать верующий в этот день.

Жертвоприношение делаеться исключительно ради Всевышнего Аллаха. В Коране сказано:

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,
у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»
(Аль-Анам 6:162-163) .

Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным, сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны. Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.
(Аль-Хаджж 22:34-37)

Курбан Байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду, мусульманин отправляется в мечеть на утреннюю молитву. После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славославие Аллаху. Затем мусульмане отправляются на специальную площадку или в мечеть, где имиам произносит проповедь. По завершению проповеди участники посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения.

Правила праздника предписывают угощать всех, а в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.

Команда сайта islam-love.ru поздравляет все Верующих с этим Великим праздником Курбан Байрам! И желает Всем провести этот праздик достойно выполнить все предписания религии, совершить как больше благих поступков.

Ид аль-Адха Мубарак!!!

Курбан Байрам - это один из двух великих праздников Ислама, знаменующий окончание хаджа, паломничества. Как мы знаем Хадж являеться пятым столпом Ислама. Праздник Курбан Байрам отмечается через 70 дней после празднования Ураза байрам, то есть на 10 день двенадцатого месяца лунного календаря мусульман. Длится он на протяжении 3–4 дней.
Арабское название праздника Курбан Байрам Ид аль-Адха (عيد الأضحى ) переводится как «праздник жертвы».

Суть праздника заключается в принесении жертвы в долине Мина. Однако не все мусульмане могут совершить паломничество в Мекку в связи, с чем мусульманскими канонами предписывается исполнять главную часть обряда везде, где оказался мусульманин.

Жертвоприношение - сунна Ибрахима и Мухаммада (да благословит Аллах и приветсвует их и остальных посланников). В Священном Коране об этом сказано следующее:

Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь».
Прибыв в Шам, он сказал: «Господи, даруй мне праведного сына».
Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, Ибрахим сказал:
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты об этом?»
Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым».
Когда они оба покорились воле Аллаха и отец поверг его лицом вниз, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил то, что велено было тебе во сне».
Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему сына на большую жертву.
Мы велели последующим поколениям взывать: Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он - из числа Наших верующих рабов.
(Ас-Саффат 37:99-111)

За эту добродетельность и преданность Всывышнему Аллаху, Он вознаградил Ибрахима, послав ему для этой цели барашка. Спешите же оживить сунну двух избранников Господа!

Некоторые ученые считают, что Курбан обязательно для каждого состоятельного человека, а большенство ученых считают это сунной. Жертвоприношение - лучшее из того, что может сделать верующий в этот день.

Жертвоприношение делаеться исключительно ради Всевышнего Аллаха. В Коране сказано:

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,
у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»
(Аль-Анам 6:162-163) .

Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным, сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны. Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.
(Аль-Хаджж 22:34-37)

Курбан Байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду, мусульманин отправляется в мечеть на утреннюю молитву. После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славославие Аллаху. Затем мусульмане отправляются на специальную площадку или в мечеть, где имиам произносит проповедь. По завершению проповеди участники посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения.

Правила праздника предписывают угощать всех, а в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.

Команда сайта сайт поздравляет все Верующих с этим Великим праздником Курбан Байрам! И желает Всем провести этот праздик достойно выполнить все предписания религии, совершить как больше благих поступков.

Ид аль-Адха Мубарак!!!

По-турецки он называется Kurban bayramı (Курбан байрамы) отмечается через 70 дней после . Каждый год праздник смещается на 10 дней вперед.

Значение праздника Курбан байрам

Согласно Корану пророку Ибрахиму было послано испытание – по велению Аллаха он должен был принести в жертву своего единственного сына. Пророк с сыном смиренно подчинились воле Всевышнего. Увидев их преданность и добродетель, Аллах повелел принести в жертву барашка.

Курбан байрам – Праздник жертвоприношения – знаменует окончание хажда – паломничества в Мекку. Согласно Исламу, каждый правоверный мусульманин хотя бы раз в своей жизни должен совершить паломничество в Мекку. Суть праздника состоит в том, чтобы принести в долине Мина жертву. Все те, кто не мог попасть в Мекку, делают жертвоприношение там, где они находятся.

Во время праздника мусульмане одевают праздничную новую одежду, идут в мечеть на молитву, и после совершения всех установленных ритуалов приступают к обряду жертвоприношения.

Согласно канонам праздника, следует угощать всех, особенно нуждающихся и бедных. Праздник также предписывает посещать родных, близких и друзей.

Празднование Курбан-байрама в Турции

Курбан-байрам – семейный праздник в Турции. Масштабы празднования Курбан-байрама в Турции сопоставимы с масштабами празднования Нового года в России.

Традиционно все стремятся навестить своих родителей и родственников. Младшие, поздравляя старших целуют им руки, детям дарят подарки и монетки.

Дороги Турции в это время, особенно в день накануне праздника Курбан-байрам и последний день праздника, переполнены машинами. В это же время резко увеличивается число аварий на дорогах.

Поскольку во время праздника приносятся в жертву животные, у особо впечатлительных людей может создастся мнение, что в эти дни из дома лучше не выходить. Однако это не так.

Все ритуалы выполняются в соответствии с установленными традициями в специально отведенных для этого местах — за городом или в удаленных местах. Обычно перед Курбан-байрамом в каждом городе по всей Турции развешиваются поздравления с праздником и указанием места, где можно совершить ритуал жертвоприношения.

Во время Курбан-байрама принято делиться своим жертвенным животным с друзьями, соседями и нуждающимися людьми.

В Турции разговоры и поздравления во время празднования Курбан-байрама начинаются с фраз: «С праздником Курбан байрам. Вы уже зарезали своего барашка?»

В предыдущие годы Курбан-байрам приходился на зимние месяцы, когда туристический сезон в Мармарисе был уже закрыт. Обычно на время празднования Мармарис пустел на глазах, многие жители стремятся воссоединиться со своими семьями. Как будут отмечать Курбан-байрам в 2013 году в Мармарисе скоро увидим.

В магазинах Турции перед Курбан-байрамом и во время праздника можно встретить объявления о продаже жертвенного животного. Мясные продукты в это время делятся на «просто мясо» и «мясо жертвенного животного».

Режим работы во время праздника Курбан-байрам в Турции

День, предшествующий празднику Курбан байрам, 14 октября 2013 года является укороченным, с 15 по 18 октября – выходные дни.

В 2014 году даты выходных такие:

  • 3 октября 2014 года — укороченный день
  • 4-7 октября 2014 года — выходные дни.

Во время празднования Курбан байрама не работают все официальные учреждения Турции – банки, почты, государственные учреждения, школы и т.д. Практически все фирмы и небольшие магазины закрываются на время праздника. Многие крупные супермаркеты закрыты в первый день и работают по укороченному графику все дни празднования.

Как поздравить на турецком языке с праздником Курбан-байрам

Фразы поздравления с любыми праздниками на турецком языке более-менее стандартные.

Самые простые фразы поздравления на турецком языке:

У турок не принято особо что-то сильно желать при поздравлении, равно как и читать длинные тосты. Но иногда встречаются красивые пожелания и поздравления на турецком языке. Если вы хотите поздравить с праздником особо дорогих и близких людей можно сделать это следующим образом:

Ömrümde ırmaklar vardır, sularında hayallerimi yüzdürdüğüm, ömrümde sevdiklerim vardır, bayramlar ayrı geçince üzüldüğüm. Kurban Bayramınız Kutlu Olsun! Есть реки моей жизни, в чьих водах плавают мои мечты. Есть люди в моей жизни, которых я люблю, и без которых праздники мне не веселы. С праздником Курбан байрам!
Bir avuç dua, bir kucak sevgi, sıcak bir mesaj kapatır mesafeleri, birleştirir gönülleri, bir sıcak gülümseme, bir ufak hediye daha da yaklaştırır bizi birbirimize. Kalbiniz nur, eviniz huzur dolsun. Kurban Bayramınız bereketli olsun! Пригоршня молитвы, охапка любви, теплое сообщение расстояние сократит, сердца соединит. Теплая улыбка, маленький подарок сблизят нас еще больше. Пусть наполнится ваше сердце светом, а дом – миром и покоем. Пусть ваш праздник Курбан Байрам будет благополучным!
Bu mutlu günde, özel insanlara, güzel insanlara, hani vazgeçemediklerimize, saygılarımızı,sevgilerimizi, dualarımızı gönderiyoruz. Her gününüz bir bayram olsun Мы шлем нашу уважение любовь, и молитвы в этот счастливый день прекрасным и дорогим людям. Пусть будет праздником каждый день.
Güzellik, birlik, beraberlik dolu, her zaman bir öncekinden daha güzel ve mutlu bir Bayram diliyorum. Büyüklerimizin ellerinden küçüklerimizin gözlerinden öpüyorum. Пусть будет этот праздник Курбан Байрам красивее и счастливее, чем предыдущие. Пусть он будет наполнен красотой и единством. Целую руки старших и глаза младших.
Kurban Bayramının ulusunuzun diriliğine, mazlumların kurtuluşuna, insanlığın huzur, barış ve hidayetine vesile olmasını dileriz. Сильно-сильно желаем, чтобы Курбан байрам принес спасение нуждающимся, покой и мир людям и указал правильный путь.
Kurban Bayramınız kutlu, yüreğiniz umutlu, sevdanız kanatlı, mutluluğunuz katlı, sofranız tatlı, mekânınız tahtlı, ömrünüz bahtlı olsun. Поздравляю вас с праздником Курбан байрам! Сердца пусть будут всегда полны надежды, у любви пусть будут крылья, счастье пусть будет огромным, стол всегда полон, а жизнь пусть будет счастливой.
Gecenin güzel yüzü yüreğine dokunsun, kabuslar senden uzakta, melekler başucunda olsun, güneş öyle bir geceye doğsun ki duaların kabul, Kurban Bayramın mübarek olsun. Пусть ночь своим прекрасным ликом коснется твоего сердца. Пусть страшные сны обойдут тебя стороной, а ангелы будут всегда рядом с тобой. Пусть солнце взойдет ночью, пусть будут приняты твои молитвы. Пусть будет благословенным твой праздник Курбан байрам.

Поделитель полезной статьей с друзьями и подписывайтесь на обновления сайта.

До встречи!

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Мировые новости

08.10.2013

Курба́н-байра́м (на татарском) или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима.

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джибриль (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрам. Первая часть этого слова от арабского قربان‎‎ qurbān «жертва», вторая часть — общетюркское слово байрам «праздник». Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских: азербайджанский Qurban Bayramı, туркменский Gurban baýram, татарский Корбан бәйрәме, Qorban bäyräme, туркменский Kurban Bayramı, также боснийский Kurban bajram. Часто вместо слова байрам употребляется по-разному искаженное арабское عيد‎‎ ‘Īd «праздник»: казахский - Құрбан айт, кыргызский - Kурман айт, татарский - Корбан гаете, Qorban ğäyete, узбекский - Қурбон Ҳайит, Qurbon Hayit, таджикский - Иди Қурбон.

В Коране сказано: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман». Аль-Анам 6:162-16

"Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения и велели её последователям поминать имя Аллаха
над дарованными им в удел домашними животными при заклании. Итак, ваш бог — Бог единый.
Так будьте покорны Ему, а ты, Мухаммад, сообщи добрую весть смиренным, сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от страха,
которые терпеливы к тому, что их постигает, творят обрядовую молитву и расходуют на пути Аллаха из того, что Мы дали им в удел.
И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом.
Для вас в этом — польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами.
А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь.
Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, — быть может, вы возблагодарите за это.
Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность.
Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.
Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро" Аль-Хаджж 22:34-37

Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь».
Прибыв в Шам, он сказал: «Господи, даруй мне праведного сына».
Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, Ибрахим сказал:
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты об этом?»
Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым».
Когда они оба покорились воле Аллаха и отец поверг его лицом вниз, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил то, что велено было тебе во сне».
Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему сына на большую жертву.
Мы велели последующим поколениям взывать: Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он — из числа Наших верующих рабов". Ас-Саффат 37:99-111

Пророк Мухаммед сказал:
«Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» (Муслим 1977)
«Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения». (Муслим 3/1955)
«Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». (Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121)
«Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». (аль-Бухари 955)
«Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, слабость которого очевидна». (Ахмад ибн Ханбаль 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283)
«Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». (Муслим 1963)
«А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» (аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830)
«Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»" (Хафиз Ибн Абдуль-Барр «Фатх аль-Малик» 7/18)
"О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношения Удхия и Атира ". (Абу Дауд 2788, ат-Тирмизи 1518, ан-Насаи 4235, Ибн Маджах 3125)
«Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» (Ахмад ибн Ханбаль 1/321, Ибн Маджа 3123, ад-Даракутни 2/545)

Для ритуала следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду.

Такбир — возвеличивание Аллаха словами «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар ля илаhа илля Ллаhу ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллаhи-ль-хьамд. Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Аллаhу акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллаhи касьиран ва-субхьана-Ллаhи букратан ва-асъила». Такбир следует повторять во время утренней прогулки к храму.
Приветствие мусульман словами «Такаббаль Аллаху минна ва минкум» (пусть примет Аллах от вас и от нас)
Изменить маршрут своего обычного пути к месту общей молитвы. Джабир ибн абд-Аллах передал, что Пророк Мухаммед обыкновенно изменял пути в день Ид аль-Адха (Аль-Бухари, 986).
В этот день также принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины).

Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Жертвой может быть баран, верблюд или корова.

Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это.

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.


Джабир рассказывал: "Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха ﷺ в день Жертвоприношения, и после её завершения он привел барана и принес его в жертву, сказав: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил Жертвоприношения». (Абу Дауд 2810, ат-Тирмизи 1521, Ахмад ибн Ханбаль 3/356)
Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк ﷺ спросил этого человека: „Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!“» (ат-Табарани)
Джундуба рассказывал: "Я был с посланником Аллаха ﷺ в день праздника жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть зарежет ещё одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто ещё не совершил Жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!» (аль-Бухари 10/20, Муслим 1960)
Аиша рассказывала: «Когда посланник Аллаха ﷺ совершил жертвоприношение, он сказал: „С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада“, после чего совершил жертвоприношение». (Муслим 1967)
От Джабира передается, что во время жертвоприношения пророк Мухаммед ﷺ произносил следующую мольбу: «Поистине, я обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, в соответствии с путем Ибрахима ханифа, и я не являюсь из числа многобожников! Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я из числа мусульман! О Аллах, это от Тебя и ради Тебя!» (Абу Дауд 2795)
Али ибн Абу Талиб, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: „Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть“». (Муслим 1317)

Ибн Аббас рассказывал: «Однажды мы находились в пути с посланником Аллаха ﷺ когда нас застало Жертвоприношение. И мы приносили в жертву одну корову всемером, а верблюда вдесятером». (ат-Тирмизи 1501, ан-Насаи 7/222)
От Джабира сообщается, что «когда посланник Аллаха ﷺ совершал жертвоприношение, он повернул животное в сторону Каабы». (Абу Дауд 2795)
Анас ибн Малик рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничное жертвоприношение собственноручно». (Ахмад ибн Ханбаль 3/188)
Абу Рафиа сказал: «Посланник Аллаха ﷺ в день праздника (Ид аль-Адха) купил двух белых, толстых, рогатых баранов и принес их в жертву от себя и членов своей общины». (Ахмад ибн Ханбаль 6/391, ат-Табарани 2/127)
Абу Сариха рассказывал: «Я видел Абу Бакра и Умара, которые не совершали праздничного Жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать».(аль-Байхаки9/295)
Али ибн Абу Талиб говорил: «Посланник Аллаха ﷺ нам повелевал обращать внимание на глаза и уши». (Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915)
Ханаша, рассказывал: «Однажды я увидел, как Али ибн Абу Талиб приносит в качестве жертвы двух баранов, и спросил: „Что это?“ Он ответил: „Посланник Аллаха ﷺ завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!“» (Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495)
Укба ибн Амир рассказывал: «Однажды мы совершали с посланником Аллаха ﷺ праздничное жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец». (ан-Насаи 7/219, аль-Байхаки 9/270)
Абу Рафиа рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад ибн Ханбаль 6/8)
Абу Айуб говорил: «Во времена Посланника Аллаха ﷺ человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите». (Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541)
Анас ибн Малик говорил: «Посланник Аллаха ﷺ закалывал двух баранов, и я закалываю двух баранов!» (аль-Бухари 2/119, Муслим 3/103)
Ибн Аббас говорил: «Не должен приносить в жертву твое жертвенное животное никто, кроме мусульманина!» (аль-Байхаки 9/284)

Абу Масуд аль-Ансари говорил: «Поистине, иногда я оставляю совершение жертвоприношения, имея возможность это сделать, опасаясь того, что мои соседи подумают, что это является обязательным!» (Абдур-Раззак 8149)


Top