Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития. Воспитание детей

На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим. В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса. Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.

Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный. Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания со разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки. В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.

Что такое воспитание?

Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.

Воспитание широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.

Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.

Воспитание (в узком смысле) - это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленны процессом, который осуществляют родители и педагоги.

Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.

Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».

Задача каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.

Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бец-ким .

Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или пе-дагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явле-ние, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрас-тающего поколения в жизнь общества, результатом которо-го выступает культурно-историческая преемственность по-колений.

Воспитание (в социальном смысле) - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизне-деятельности общества;

· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкрет-но-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

· воспитание подрастающих поколений осуществляет-ся за счет освоения ими социального опыта в процессе об-щения и деятельности;

· по мере того как взрослые осознают свои воспита-тельные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педаго-гически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как обще-ственное явление чаще всего рассматривают как синоним по-нятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организа-цию), как усвоение субъектом элементов культуры, соци-альных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.


1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целена-правленный, системно организованный процесс, реализуе-мый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориенти-рованный на освоение личностью норм и правил поведе-ния, принятых в обществе.

2. Воспитание (в узком смысле) - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи оп-ределенные признаки:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, кото-рый определяется позитивными изменениями, происходя-щими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на вос-питанника. Цель этого воздействия — стимулирование по-зитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимо-действие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количествен-ные изменения личностей, с которыми взаимодействует вос-питатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое яв-ление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, спе-циально организованная жизнедеятельность детей в усло-виях образовательного учреждения .

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педа-гогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспита-ния как общественного явления (социализации).

Воспитание ребенка – это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения ребенка полноценному участию в общественной жизни.

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что общение также важно для малыша, как и пища. Если ребенок получает качественное питание, но лишен полноценного общения со взрослыми, то он плохо развивается. Причем не только психически, но также и физически: он теряет интерес к жизни, худеет, и не растет.

Трудные, проблемные, непослушные, забитые и несчастные дети всегда являются результатом плохого воспитания детей в семье.

Тем не менее мировая психологическая практика доказала, что даже особо сложные случаи поддаются лечению, если восстановлен благоприятный климат в семье.

Зачастую именно те родители, которые обращаются за помощью к психологам по поводу трудных детей, сами страдали от плохого воспитания в детстве. Стиль воспитания непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка еще в дошкольном возрасте.

Когда ребенок взрослеет и сам становится родителем, то бессознательно копирует данный стиль. Это способствует передачи семейного стиля общения из поколения в поколение. Мы воспитываем наших детей так же, как нас самих воспитывали в детстве.

Кто-то из родителей скажет: «Со мной никто не возился в детстве. Ну и что? Вырос как-то». Но, скорее всего, этот человек вырос без нужных представлений о правильном воспитании, и не умеет заниматься со своим ребенком и налаживать с ним дружеский контакт.

Другие родители примерно представляют, в чем должно заключаться правильное воспитание, но испытывают сложности на практике. Иногда даже срываются и теряют в себе уверенность, потому что видят несоответствие между тем «как надо» и тем «как есть».

Воспитание ребенка – сложный процесс, который требует не только знаний, но также и специального обучения родителей тому, как следует правильно общаться с детьми.


Воспитание - это целенаправленный и организованный про-
цесс формирования личности.
В широком социальном смысле воспитание - это передача на-
копленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом
понимаются известные людям знания, умения, способы мышле-
ния, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все со-
зданное в процессе исторического развития духовное наследие че-
ловечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается на-
правленное воздействие на человека со стороны общественных
институтов с целью формирования у него определенных знаний,
взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специаль-
но организованное, целенаправленное и управляемое воздействие
коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-
ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и ре-
зультат воспитательной работы, направленной на решение конк-
ретных воспитательных задач.
В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспи-
тание» часто используется для обозначения составных частей це-
лостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физичес-
кое воспитание», «эстетическое воспитание».

  • Определение воспитания . Воспитание


  • Определение воспитания . Воспитание - это целенаправленный и организованный про- цесс формирования личности.


  • Определение воспитания . Воспитание - это целенаправленный и организованный про- цесс формирования личности.


  • Определение
    В любом воспитании


  • Определение обучения. Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и
    В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения.


  • Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании че... подробнее ». Определение воспитания .


  • Определение трудового и политехнического воспитания . Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия...

Top