Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход эксперимента.
Воспитатель:Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети:
ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
(дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.
Занятие построено на основе деятельносного подхода. В ходе занятия дети изучают свойства воздуха с помощью опытов и делают выводы. На занятие используются модели, обозначающие свойства воздуха. Занятие способствует расширению представлений детей о свойствах воздуха. Развитию способности детей устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанию интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух повсюду»
Задачи:
- Расширение представлений о свойствах воздуха. Активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.
- Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; воздушные шары, надувные игрушки; таз с водой, пустая бутылка; веера на каждого ребенка; стаканы с водой и трубочки по числу детей; воздушные фломастеры по числу детей; листы белой бумаги и трафареты по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; карточки-символы; аудиозапись «звук ветра»; магнитофон.
Ход эксперимента .
Организационный момент. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что этот за волшебник?
Дети: Да!
Фея: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
Фея: Воздух. Конечно этот волшебник воздух.
Ребята, волшебник Воздух приготовил столько разных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы разгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.
А чтобы мы не забыли, какие фокусы воздуха отгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Ну, раз все согласны, тогда я приглашаю вас встать в круг. Мне будет помогать палочка моя волшебная. Встаем. Вот, молодцы.
Основная часть.
Фея: Ребята, помните, в загадке было сказано: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? Мы разгадали с вами первый фокус воздуха: Воздух – невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто?
Дети: Невидимка.
Фея: Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка. Давайте повторим этот вывод.
Дети : Воздух невидимка.
Игра «Поймай воздух».
Фея: Ребята, раз воздух невидимка, значит, он где-то прячется. Согласны? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем досталось? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
Фея поворачивается вокруг себя и зажимает пакет.
Фея: Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Алеша, что у тебя в пакете? Данила, что у тебя в пакете? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Фея: Мы разгадали еще один фокус. Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать. Антон, повтори этот вывод.
Фея: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
Дети: Воздух приобретет форму пакета.
Фея: Андрей, скажи полным предложением.
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
Дети: Воздух приобретет форму шарика.
Фея: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажи Полина, форму чего приобрел воздух?
Фея: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?
Дети: Воздух форму не имеет.
Фея: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Итак, воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают. Вот какой сложный вывод у нас получился. Кто за мной повторит этот вывод? Кто сможет хорошо сказать? Может Вероника повторит?
Игра с мыльными пузырями «Выпустим воздух из мыльных пузырей»
Фея: А теперь я с помощью волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух!
Фея: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Присаживайтесь на стульчики.
После игры дети садятся на стулья.
Фея: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри был воздух.
Фея: Скажите, когда вы надували игрушки, я шарик, откуда мы брали воздух?
Дети: Мы брали воздух изнутри нас.
Фея: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.
Дети: подуем в трубочку.
Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки .
Фея: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?
Дети: мы наблюдали пузыри.
Фея: Какие (что) это были за пузыри?
Дети: Это были воздушные пузыри.
Фея: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся в круг. Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Фея: Данила, повтори, где еще есть воздух. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Фея: Вспомните, какие предметы мы наполняем воздухом?
Дети: Воздушные шары, велосипедную шину, круг для купания.
Фея: Ребята, вам нравится разгадывать фокусы воздуха? Тогда продолжим.
Мы с вами уже выяснили: воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.
Ребята, что происходит?
Дети: Из бутылки выходят пузырьки.
Фея: Что же это за пузырьки?
Дети: Это воздушные пузырьки, это воздух.
Фея: Выходит, что пустая бутылка, вовсе непустая, в ней воздух.
Фея: Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух есть везде.
Фея: Давайте хором повторим. Посмотрите, каким символом мы это обозначим.
Игра «Почувствуй воздух»
Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?
Дети: Да.
Фея: Я для вас приготовила веера. Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете.
Дети: ветерок.
Фея: Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок. Может кто-то знает, как называется движение воздуха в природе. Движение воздуха в природе называется ветром.
Ребята, хотите научиться рисовать с помощью воздуха. Тогда присаживайтесь за столы. Только не спешите. Я вам все объясню. Договорились?
(На столах листы белой бумаги с желтым кругом посередине, трафареты и фломастеры).
Посмотрите, перед вами листы бумаги и трафареты. Трафарет надо положить на лист бумаги таким образом, чтобы желтая серединка на листе бумаги совпала с желтой серединкой на трафарете. Посмотрите, вот так. А рисовать мы будем с помощью волшебных фломастеров. Они рисуют с помощью воздуха. Надо взять фломастер, чтобы цветная сторона была вверху, и дуть в отверстие в цветной стороне. Дуть надо на наши трафареты. Посмотрите, вот так. Понятно?
Возьмите себе по одному трафарету. Всем-всем достанется, не переживайте.
Рисование в технике выдувания.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Ребята, отложите трафареты в сторону. Возьмите свои рисунки. Волшебная палочка приглашает вас встать в круг. Встаем-встаем-встаем! Покажите свои замечательные работы. Как вы думаете, что вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали цветок.
Фея: А какой цветок вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали фиалки.
Фея: А кто помнит, как меня зовут?
Дети: Фея Фиалка.
Фея: Ребята, вы нарисовали мои портреты, и они останутся вам на память. Положите свои рисунки на столы и возвращайтесь в круг.
Ребята, вы большие молодцы. Вы помогли мне разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут нам символы. Что обозначает этот символ? (Воздух невидимка). Давайте повторим все хором! И т.д.
Ребята, как вы считаете, без воздуха можно обойтись? Кто не может обойтись без воздуха?
Ребята, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?
(Звучит звук ветра)
Фея: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Это ветер.
Фея: Это значит, что мне уже пора возвращаться домой, на радугу. Но за то, что вы помогли мне, я хочу вас поблагодарить и подарить по шарику.
У меня осталось два шарика, чтобы я смогла вернуться на радугу. Спасибо! До свидания!
Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст
Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»
Тема: Вода и подсолнечное масло.
Цель: Совершенствование представления детей о , познакомить со свойствами масла
Задачи:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становления сознания;
Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Демонстрационный материал:
Иллюстрации растений, круги Эйлера, схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.
Раздаточный материал: рабочие карточки для исследования, фишки красного и зеленого цвета, одноразовые стаканчики, ложечки, соль, кисточки, набор картинок подсолнуха и капельки воды, клей, салфетки, дощечки.
Предварительная работа:
— Беседа о воде.
— Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
Экскурсия на кухню.
Ход НОД:
1.Беседа воспитателя с детьми о времени года .
Какое время года?
Как изменилось вокруг?
2.Мотивация.
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что-то важное.
(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)
Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли
3.Беседа.
Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?
Название: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»
4 .Дидактическая игра «Назови растение».
Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен,
репей, хлопок, виноград, огурец.)
— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.
5.Исследовательская деятельность.
Будем проводить исследование.Необходимо надеть фартуки,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования,мы будем приклеивать красные кружки,если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.
Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель.(воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)
Перейдем к исследованию.
6.Практическая деятельность.
Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.
В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.
1.Дети нюхают воду.
2 . Пробуют на вкус.
3. Кладут сахар и размешивают.
4. Наливают немного воды в тарелочку.
После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:
— Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
— Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
— Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
— Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
— Растворитель? (Да – зеленый кружок)
— Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)
7.Физминутка.
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.
— определить прозрачность,
Имеет ли вещество цвет;
— есть ли запах;
— растворяет ли сахар в нашем случае;
— остается ли след на руках.
9.Вывод.
Читаем,дети, что у нас получилось на листах.
В какой бутылочке вода? Почему?
Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.
Сверяемся по контрольному листу воспитателя.
10.Работа с кругами Эйлера.
В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.
Что общего? Какой признак поместим в пересечение?
(посмотреть по листу)
11.Работа с микроскопом.
— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.
(микроскоп подключен к ноутбуку).
Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.
— Чем отличаются изображения?
(капелька масла желтого цвета)
Итог занятия.
Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?
Хорошее мы дело сделали?
На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.
А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.
Подготовила воспитатель Клишина В.В.
Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии.
1. Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2.Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3.Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения; Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: дети могут найти воду в окружающем пространстве, пригодную для использования.
Оборудование и материалы: одноразовые стаканчики, кусочки льда, тарелочки,бутылка с грязной водой, кастрюлька с горячей водой, зеркальце, воронка, тряпочка, вата, ёмкость для воды, ведро с водой, таз, секундомер, карточки «Свойства воды», «Водосбережение».
1. Обозначение проблемы
Воспитатель подзывает к себе детей
Ребята, … у меня вчера дома случилась неприятность. Пришла я с работы домой, захотела помыть руки. Открываю кран, а от- туда как что-то зашипит, забулькает, зачихает. И полилось что-то тёмно-жёлтое, почти коричневое. Думаю, сейчас кто-то из крана вылезет. Страшно!
Ну, конечно из крана никто не вылез, но текло из него непонятно что.
Ребята, а как вы думаете, что это может быть?
А можно ей мыть руки? -А набрать чайник?
А может можно? Почему нельзя? (Вода должна быть чистая и прозрачная)
Что делать не знаю? А с вами так было?(ответы детей)
Воспитатель: тут я и пить захотела. Даже сейчас с вами говорю, а во рту всё пересохло (обращается к ребёнку налить бокал воды)(в группе воды в чайнике нет, в кранах перекрыта).
Ну вот, ребята и мы с вами попали в такую ситуацию
Что же надо делать, если нет воды? А вода очень нужна?
А может мы и без неё проживём?
А для чего нам нужна вода?(ответы детей)
Вывод: сможем ли мы без воды прожить?(Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды человек может прожить не более 3-4 суток)
Для чего нужна вода?(человеку пить, готовить еду, стирать, купаться, чистить зубы; животным, растениям, водному транспорту)
2. Поиск решения проблемы.
Ребята, а как же мы сможем решить нашу проблему с водой в нашей группе?(сходить к соседям за водой, сходить на кухню, попросить воды)
А если и там нет воды, что будем делать?(купить в магазине, набрать в колодце, растопить снег или лёд)
А что снег-это вода? Как это можно проверить?
Давайте проверим
У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?(Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)
А что происходит со льдом в ладошках? (он тает и превращается в воду.)
А почему? (ладошки тёплые, а лёд холодный.
Что мы с вами проверили?(что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.)
Воспитатель посылает двух детей в соседнюю группу за водой
В это время в группе проводится физкультминутка
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
3. Действие.
Дети из соседней группы приносят бутылку с грязной водой. Воспитатель достаёт стаканчики и наливает несколько штук и предлагает детям выпить. Дети отказываются. Воспитатель спрашивает - Почему? (она не прозрачная, в ней растворилась грязь)
Вывод: Вода- является растворителем для некоторых веществ
Что же мы теперь будем делать?(сходить на кухню)
Отправляемся на кухню и приносим кастрюльку с кипятком.
Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (пар)
Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (капли воды)
Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар(испаряется), а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.
Попить нам не дали, там вода только горячая. Давайте используем ту воду, которая есть.
Что можно сделать с водой, чтобы можно было её выпить(очистить или профильтровать, если дети не ответят предложить им спросить у зрителей у воспитателя
Где взять фильтр?(купить в магазине)
А ещё? (сделать самим)
Из чего можно сделать его?(пропустить воду через ткань, гроздь рябины через 2- 3ч. обеззараживает воду совсем)
Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства-фильтры.
Демонстрация опыта.
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами.
Воспитатель обращается к детям
Вот какие мы все молодцы, теперь от жажды не умрём, воду добудем.
Воспитатель предлагает подойти детям к столу и рассмотреть рисунки. Каждый ребёнок должен рассказать о свойстве воды, изображённой на рисунке, остальные дополняют(рисунки перевёрнуты)
Листки воспитатель предлагает вставить в нашу книгу, которая рассказывает о воде.
В конце занятия воспитатель задаёт вопрос
Ребята, а почему у нас так часто отключают воду(воды мало, на всех не хватает)
А что мы с вами можем сделать?(воду необходимо беречь, экономить)
Как?(ответы детей)
На втором столе ответы подсказки(не набирать часто для купания ванну, купаться под душем, когда чистишь зубы закрывать кран с водой, перекрывать краны, если из них капает вода)
Ребята. а когда вы чистите зубы, вы закрываете кран?- Нет? Давайте мы вместе проверим сколько воды выливается за то время пока вы чистите зубы.
Берутся песочные часы или секундомер на 3 мин, пока идёт время из ведра в тазик воспитатель льёт воду.
Посмотрите, ребята сколько вытекло воды. Посмотрите сколько вас и каждый чистил утром сегодня зубы и вылил просто так столько воды.
Итог занятия:
Ребята, чему вы сегодня на занятии научились, чего не могли делать раньше? (ответы детей, находить воду вокруг, пригодную для питья)
Название:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство».
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в подземное царство».
Цель:
Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы.
Задачи:
1.Познакомить детей с почвой, её особенностями.
2.Расширять представление детей о значении почвы для растений, животных, человека.
3. Развивать умение высказывать предположения, доказывать свою точку зрения через организацию опытнической деятельности.
4.Воспитывать элементарную экологическую культуру.
В группу входит Синеглазка.
Синеглазка: «Ой ребята, помогите, что мне делать подскажите! Я цветов расточки в воду опустила, красивые цветочки вырастить решила, вот стоят расточки в вазе с корешками, и что мне с ними делать, я совсем не знаю?»
Дети: Их надо посадить в землю.
Синеглазка: А где её взять?
Воспитатель: Ребята, Синеглазка, я знаю, землю можно попросить у Царя подземного царства, но для этого нам придётся отправиться в путешествие. Вы готовы?
Дети: Да
Синеглазка: А как туда попасть?
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы найдём подсказку.
Ребята расходятся по группе, находят ворота, но открыть не могут, возле ворот записка:»Кто слово заветное отгадает, в царство подземное тот попадает».
П | Ч | О | А | В |
1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
Составляем слово (почва) и проходим в ворота, на ширме появляется царь.
Царь: Я- царь подземного царства, с каким делом ко мне пожаловали?
Дети: Нам очень нужна земля, чтобы помочь Синеглазке посадить цветы.
Царь: Земля — главное богатство моего царства, я её так просто не дам, выполните мои задания, вот тогда одарю вас землицей.
Задания царя:
1. Скажите, что мы найдём в земле?
Дети высказывают свои предположения. Затем «усаживаются на полянке» (на ковре), берут совком из «кладовой » (таз с землёй) землю рассыпают на лист бумаги и рассматривают через лупу. После проверки делают вывод и составляют на фланелеграфе макет «Этажи подземного царства.Царь объясняет, что верхний слой самый плодородный (дать толкование слова)» , он называется почвой.
Вывод: Земля состоит из корешков, камешков, палочек, насекомых, песка.
2. Из каких слоёв состоит почва?
Дети высказывают свои предположения. Царь предлагает смешать в банке почву, песок, глину и гальку, потом всё залить водой и оставить.
Царь: Пусть немного постоит, а потом вы расскажите мне, что увидели в банке. А пока предлагаю отправиться дальше в путешествие по моему царству.
Также интересный конспект по опытно-экспериментальная деятельности:
3. Отгадайте-ка, ребятки, есть ли в почве воздух?
Дети высказывают свои предположения, подтверждают опытом. Подходят к «подземной речке»(банке с водой) и бросают кусочки почвы в воду. В воде появляются пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.
4. Пропускает ли почва воздух?
Дети поливают водой землю в горшочке, а в поддоне появляется вода.
Вывод: Почва пропускает воду.
Царь: А куда вы выливаете грязную воду на даче?
Дети: На землю.
Царь: Как вы думаете, что происходит с почвой?
Дети проделывают опыт Как происходит загрязнение почвы?»(поливают мыльной водой землю в горшочке). Высказывают своё мнение по поводу загрязнения почвы.
Воспитатель: А теперь давайте вернёмся и посмотрим, что произошло в банке?
Дети рассматривают и видят, что самые крупные частицы оказались на дне, а мелкие на верху, перечисляют слои почвы: почва. песок, глина, камни.
Царь:
Вижу, вы природу любите, так и быть одарю вас царским подарком! (передаёт детям корзину с землёй).
Дети благодарят царя и возвращаются в группу. Вместе с Синеглазкой сажают цветы. Каждый выбирает себе горшочек, насыпает в него земли, делают углубление и сажают отросток цветка, поливают, засыпают землёй и снова поливают.
Синеглазка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь хорошо ухаживайте за цветами.(уходит)