Нравственное воспитание лекция. Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам

Проблема нравственного воспитания

1.1 Понятие нравственного воспитания

Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

В.И. Даль давал несколько понятий этому слову, одно из них говорит, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному - добро и зло»; второе определение понятия «нравственный» по В.И. Далю: «Добронравный, доброд?тельный, благонравный; согласный съ сов?стью, съ законами правды, съ достоинствомъ челов?ка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина». Что же составитель словаря относил к нравственному? В.И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская в?ра заключаетъ въ себ? правила самой высокой нравственности. Нравственность в?ры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею сов?сть и Бога» . Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.

Коджаспирова А.Ю. в своем «Словаре по педагогике» дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь».

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «Нравственность, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).

Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания» .

Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус -- ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».

Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении -- как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей» .

Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… .

«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Зарубежные педагоги по-разному смотрели на нравственное воспитание.

«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом -- инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек -- существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции» .

«Крупный представитель бихевиоризма -- Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам» .

«Опираясь на взгляды Дж. Дьюи, это направление [«прогрессивистский путь»] развивает Л. Колберг... Его позиция основана на идее идентификации прогресса общества и развития личности. Поэтому он считает, что, стимулируя нравственное развитие личности, совсем не обязательно вкладывать в это какое-то определенное содержание... Л. Колберг считает, что осуществить воспитание -- это создать условия, которые обеспечат учащимся моральное совершенствование» .

Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой - нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения - это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая - центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры - нравственные чувства» .

Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, люди должны быть определен­ным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требо­вания. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является ре­гуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные по­становления государственных органов, разные уставы и инструкции, указа­ния и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.

Нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический харак­тер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельност 1 личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каж­дый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережли­вым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществ­лять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех от­ношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и наро­дам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее
и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценнос­тям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, куль­
тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);

отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципи­альность и т. д.).

Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычая­ми и традициями. Для этого в этике существуют две моральные катего­рии - добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддерж­ка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.


Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствий с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое пове­дение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.

Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное зна­чение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержа­тельной и педагогической действенности.

Таким образом, нравственное воспитание (НВ) - это целенаправ­ленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соот­ветствующих требованиям общественной морали. Как результат нравствен­ного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включе­ния учащихся в разнообразные виды практической деятельности и орга­низации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взгля­дов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по ус­воению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеж­дения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свиде­тельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная зада­ча- формирование сознания и организация контроля над ним. Это совмест­ная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что
такое плохо).

4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).

2. Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие
учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития
у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие,
ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются
методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений
культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической
деятельности, а также в специально организованных видах деятельности
по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

включение их в морально-гностическую деятельность по осмысле­нию сущности формируемых качеств и способов их проявления;

выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении
норм и правил морали.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического ас­пекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы воспитания:

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про­блем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

♦ Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность:
трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

♦ Создание воспитывающих ситуаций - также один из методов НВ.

♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренин­ги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощ­рения также способствуют выработке привычек и культуры поведения..
Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной
деятельности детей.

♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков,
относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, кон­ференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. -

♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является эти­ческая беседа.

Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в процессе
которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и вне­школьной деятельности силами образовательных учреждений и учрежде­ний дополнительного образования; в процессе осуществления всех осталь­ных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе об­щения с природой, под воздействием СМИ и др.

Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их вы­полнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, со­весть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и цели нравственного воспитания…………………………………...4

3. Методы нравственного воспитания…………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………………...17


Введение

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует уси­лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове­ка. В этом двуедином процессе реальная возможность развития че­ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль­ных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша­ет задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Цель: Рассмотреть в нравственном воспитании цель, содержание и методы

Задачи:

1. Изучить сущность и цели нравственного воспитания.

2. Рассмотреть содержание нравственного воспитания.

3. Выявить методы нравственного воспитания.


1. Сущность и цели нравственного воспитания.

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. «Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

_______________________

1 Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003 - 287с.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Но тем не менее возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
  • процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении.

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения. 2

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

_______________________

2 Столяренко A.M. Психология и педагогика: учебник- М.: Юнити-Дана, 2001. - 356 с.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

  • процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
  • процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

  • формирование навыков и привычек поведения;
  • формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.

В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой).

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

Проблема целеполагания в педагогике всегда являлась одной из острейших, поскольку от цели зависит вся совокупность остальных компонентов системы воспитания – задач, средств, форм, методов. Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая эффективность различных средств и методов воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. 3

___________________

3 Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие М.: Высшая школа, 2001. - с. 167

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.


Заключение

Специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание".

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1.выработку понимания жизненной важности морали;

2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности.

Список используемой литературы

1. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, 2003 - 480 с

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И.А.Зимняя - М.: Логос, 2004 - 384 с.

3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / В.М.Кроль

М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.

4.Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учебник [Текст] / A.M.Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2001. - 423 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко - - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.

6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: учебник [Текст]/ Д.Н.Узнадзе - СПб.: Питер, 2004 - 413 с.

Термин "воспитание" возник в России в XVII веке и имел иной смысл, нежели в наше время. Под ним понимали "вскармливание", то есть правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Прежде всего, это расширительное толкование воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества.

"Воспитание - целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях" .

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" процесс воспитания понимается как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства". .

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

"Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка и применения соответствующих методов и приемов его воспитания" .

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политик российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенных характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

В педагогической науке понятие "нравственность" определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, "формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение".

Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как "целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения". Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении" .

По мнению авторов Ибрагимовой У.Б., Мейрбековой Р.Т., Умирзаховой Г.А., "нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий семьи, воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Таким образом, нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали" .

Следует отметить, что процесс нравственного воспитания - это, в первую очередь, воздействие педагога на ребенка, нравственное развитие же - это отклик личности ребенка и те изменения, которые происходят в ней в процессе нравственного воспитания.

Иными словами, нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека .

Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственный идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Нравственные представления - это "важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой" .

"Нравственные чувства - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым" .

Нравственное воспитание имеет целью выработать у детей такие качества, как честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, готовность к взаимопомощи, товарищество и способность к коллективной сплочённости, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, необходимые для этого мужество, выдержка и самообладание, дисциплинированность и ответственное отношение к своим обязанностям и общественному долгу, вежливость и скромность в личном поведении, способность к критике и самокритике. Одновременно с воспитанием этих положительных качеств необходима выработка стойкого сопротивления противоположным отрицательным качествам.

  • - воспитание гуманности как качества личности;
  • - воспитание коллективизма;
  • - формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • - формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. .

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является "понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком".

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном" .

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать. Что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Как подчеркивал Л.С. Выготский в своей работе "О моральном воспитании", нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Нравственные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на "неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем "дурным". Нравственное поведение ребенка, с точки зрения ученого, "должно стать его природой, совершаться свободно и легко". Соответственно, главной задачей нравственного воспитания должно стать не столько усвоение моральных норм, сколько развитие непосредственного отношения к сверстнику. Стратегия формирования такого отношения должна быть направлена не на осознание своих качеств и качеств другого, не на рефлексию своих переживаний, которые порождают фиксацию на себе (на своих достоинствах и недостатках), а на воспитание особого видения другого, на развитие сопричастности, чувства общности с другим. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике .

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание" .

Таким образом, проанализировав разные источники, можно сделать вывод, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

Проанализировав понятие "нравственность", можно сделать вывод, что особое внимание уделяется нравственному воспитанию через формирование ценностей и идеалов. При этом нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания нравственных чувств и представлений. Большая роль в данном вопросе отводится образовательным учреждениям, в т.ч. дошкольного образования.

Контрольная работа по предмету: «Этика»

студентки заочного отделения

группы ПС – 3 № 07555 курс 2

вариант 05

Бабич Ирины


Нравственное воспитание

Введение

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Структура и функции нравственного воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Литература


Введение

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». .

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


1. Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.


2. Структура и функции нравственного воспитания.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.


Top