Во сколько месяцев малыш начинает говорить. Игры, которые развивают

Быстрый ответ: в 6-12 месяцев.

Рождение ребенка, безусловно, великое счастье для любой мамы. Первое время малыши вообще ничего не понимают, однако быстро адаптируются к новым для себя условиям. Специалисты сходятся во мнении, что для развития малютки с ним необходимо начинать общаться практически сразу после рождения. А если есть возможность, то читайте книги вместе со своим ребенком. Однако внимание и заботу нужно проявлять не только разговорами — мама должна как можно чаще обнимать свою кроху, ведь таким образом она как бы показывает ей, что она находится в полной безопасности. При этом малыш начинает осознавать, что рядом с ним находится близкий ему человек, которому можно доверять. И если вы считаете, что ребятишки в этом возрасте не осознают, что происходит вокруг них, то придется вас расстроить — это не так.

Первые звуки, который начинает издавать , вы сможете услышать примерно на второй-третий месяц. Для того, что бы он учился их произносить, мало разговоров — можно ставить ритмичную музыку со словами, которая наверняка понравится малютке. И всегда показывайте ребенку, что вам нравится то, как он пытается говорить, всячески поощряйте его.

Если малыш не заговорил даже в годик, то сильно беспокоиться не стоит, хотя и стоит обсудить этот вопрос с педиатром. А до этого момента не забывайте разговаривать с ним и обсуждать насущные вещи. Как правило, к 12 месяцам ребенок, если он еще не научился разговаривать, прекрасно понимает свою маму, а иногда и папу, и знает, что ему нужно делать после тех или иных произнесенных слов. Правда, не во всех случаях детишки моментально реагируют на речь родителей — часто им нужно осознать, что вы хотите получить от них.

К 18 месяцам кроха знает в среднем несколько десятков слов и начинает строить из них фразы, не всегда удачные. Как бы там ни было, всегда хвалите его упорство, при этом не забывая поправлять его. Еще через полгодика словарный запас малыша увеличивается до нескольких сотен слов и вы можете спокойно понимать друг друга. Это именно тот возраст, когда ребенок проявляет интерес к окружающим вещам и начинает задавать вопросы, на которые вам придется отвечать. Хотя пик вопросов придется на 4-6 лет.

Полноценные предложения можно услышать примерно в три годика. При этом кроха может говорить названия предметов, но и способен описывать их свойства. Правда, произношение некоторых букв по-прежнему затруднено (Р, Л, Щ, Ш, Ж), но это — вопрос времени.

Ну а в 4-5 лет ребенок говорит практически также хорошо, как и взрослый человек. Он прекрасно строит предложения, не путается в падежах, правильно произносит сложные слова и пытается выучить новые. Это именно тот возраст, когда маме и папе постоянно отвечать на вопросы своего малыша. А вопросов у него скопилось предостаточно, уж поверьте.

Подведем итоги? Кроха может начать говорить в 6 месяцев, а может и в годик, причем это вовсе не отклонение. К слову, по статистике девочки начинают раньше говорить и связано это с особым строением нервной системы.

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.


Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.


Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.


Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.


Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Вопросом о том, когда ребенок начинает говорить, задаются все родители без исключения. Многие также переживают по поводу того, что малыш долго не начинает разговаривать, причем даже те, чьи дети не отстают в речевом развитии. Просто дети все развиваются индивидуально, и разговаривать тоже начинают в разные сроки. Поэтому мамы должны понять, что считается нормальными сроками для начала болтливости их деток, а что служит поводом для обращения за помощью к специалисту.

Когда ребенок должен начать говорить

Прежде чем ребенок начнет произносить нормальные слова, по мнению взрослых, он должен к этому подготовиться. Мальчики и девочки прежде всего начинают разговаривать по-своему, а их первое слово мы можем услышать уже около 2 месяцев. Это слово «агу». Услышав его, мамы и папы должны приложить максимум усилий, чтобы развить у своего чада способности к разговорам. Просить его повторять за вами не стоит, нужно лишь как можно больше разговаривать с ним, рассказывать об окружающей обстановке, о том, что вы делаете и т.д.

Уже в полгода можно будет услышать от крохи и первые слоги, которые пока еще не несут смысловой нагрузки. Некоторые детки с 8 месяцев уже вполне осознанно начинают произносить звуки, типа ня-ня, которыми они доносят до взрослых о своем желании перекусить или предлагают что-то взять. Но это лишь в том случае, если вы ежедневно употребляете в речи такие слова, как ням-ням или на-на. Это же относится и к желанному слову «мама», которое ждут все родители без исключения. Свое первое «ма-ма» малыш может сказать уже в 7-8 месяцев, но это не у всех происходить осознанно. Хотя сегодня большинство деток огорчают своих мам и первым таким добрым словечком балуют папу или бабушку. Если же вы все-таки хотите услышать «ма-ма» как можно скорее, то не забывайте чаще повторять его сами. Показывайте ему свои фото и вместе смотритесь в зеркало, всегда акцентируйте свои действия на себе – мам даст ня-ням, мама поиграет и т.д. И не расстраивайтесь если в два года ваш кроха так и не произнес важное для вас слово, зато в 2,5 года он уже сможет сказать не просто мама, а мамочка.

Считается, что мальчики начинают разговаривать в более позднем возрасте. Связано это и с мнением о том, что мальчики развиваются медленнее девочек. На самом деле это заблуждение.

На самом деле о том, когда должен ребенок начать говорить, существует масса мнений. Но большинство из них ошибочны. Потому что дети начинают разговаривать тогда, когда будут к этому готовы. Некоторые малыши начинают лепетать с года, ну а некоторые могут молчать вплоть до 5 лет. И если вы спросите своего врача о сроках, то однозначного ответа он вам не даст, сославшись на среднестатистические значения. Таким образом можно говорить о приблизительных сроках того, когда дети начинают говорить. Здоровые во всех отношениях девочки и мальчики должны заговорить в возрасте от года до 3 лет. Если малыш и в 3 года не может вымолвить не слова, то паниковать также не стоит, хотя можно и обратиться за консультацией к специалисту. Скорее всего ваш кроха просто играет с вами в игру под названием «молчанка».

Часто можно услышать разговоры мамочек на детских площадках и в очереди к врачу, которые сводятся к выяснению того возраста, когда их ребенок начал говорить. Но ровняться на других не стоит. Ведь всем известно, что малыш, начавший разговаривать в год, в пять лет плохо выговаривает большинство слов. А вот малыш, который молчал до трех лет, сразу начал разговаривать вполне внятно и целыми предложениями. Поэтому мамам стоит узнать больше информации не о сроках начала разговоров своего крохи, а о том, как научить его говорить.

Учим ребенка разговаривать

Первое, что вам предстоит сделать, так это запастись терпением. Не ругайте кроху и не расстраивайтесь. Помните об индивидуальности своего ребенка. Возможно вы со своим малышом, который в 2 года еще молчит, находитесь в числе счастливчиков, и в 2,5 года ваш кроха не просто начнет внятно разговаривать, но даже сможет без проблем , с которой не дружит большинство малышей, начавших говорить в годик. Также не стоит и ждать от своего «молчуна», что он внезапно начнет излагать свои мысли целыми предложениями.

Еще одним правилом можно считать и совет логопедов не давить на ребенка. Не нужно подгонять его под какие-то рамки, сравнивать с другими детьми и стыдить. Ошибочно и заставлять малыша повторять за вами все, что приходит вам на ум. Такими действиями можно начисто отбить у ребенка желание что-либо говорить вообще. Ведь малыши не любят, когда ими управляют и насильно заставляют делать то, что им не по душе.

Несмотря на то, что сроки начала произношения слов различные, все-таки оптимально будет обучить кроху речи до трех лет. Дело в том, что после этого возраста многие дети не могут правильно строить предложения, если еще не напрактиковались говорить отдельными словами. Кстати, уровень развития речи у детей после трех лет можно проверить с помощью специальных тестов, которые может провести логопед. Обратившись к нему за консультацией, вы сможете выяснить, почему ваш малыш молчит, и что с этим делать.

А пока ваш малыш еще только появился на свет, начинайте с ним вести беседы. Чем больше слов он услышит с первых дней своей жизни, тем быстрее он заговорит и тем обширнее будет его словарный запас. Известно, что в семьях, где с малышом не общаются, ребенок может начать разговаривать достаточно рано, но будет произносить лишь минимальный набор слов, либо будет говорить так, как считает нужным. Ведь он не получил достаточно информации от взрослых, и не может правильно ассоциировать тот или иной предмет или действие. В таких случаях у ребенка может сложиться даже неправильное представление об окружающем мире. Например, все птички будут у него «ко-ко», все четвероногие животные «мяу-мяу» и т.д.

Почему дети начинают поздно разговаривать

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что точных сроков не существует. Поэтому в большинстве случаев поводы для волнения выдумывают родители себе сами. Но если после трех лет ваш ребенок так и не начал говорить, то можно уже и задуматься над данной проблемой. Выяснить, является ли это индивидуальной особенностью вашего малыша, или патологией, можно при помощи специалиста. Однако уже сейчас можно говорить о возможных причинах молчания крохи. Причем это не только проблемы со слухом, задержкой в развитии нервной системы и пр. Существует ряд факторов, о которых и пойдет речь ниже.

  1. Плохо развитая моторика. Часть головного мозга каждого человека напрямую связана с руками, а точнее с пальцами рук. Поэтому недостаточность развития моторики прямым образом сказывается и на развитии речи у ребенка. Ввиду этого родители должны знать, что развивать моторику нужно с первых дней жизни. Сначала можно просто массировать пальчики и перебирать их своими руками, а потом и занимать руки крохи лепкой, рисованием и пр. В независимости от того, мальчик у вас или девочка, можно предложить ребенку занятия с крупными бусинами и бисером, которые благотворно влияют на развитие моторики малыша в раннем возрасте.
  2. Нехватка внимания. Как было сказано чуть выше, малыш должен иметь возможность для достаточного общения с другими людьми. Ведь если он целый день проводит с немногословной няней или мамой, то и повторять ему нечего и не за кем.
  3. Семьи, состоящие из представителей разных национальностей. Как бы странно это не звучало, а если каждый член семьи периодически говорит на своем языке, ребенок просто не может понять, на каком языке нужно говорить ему. В итоге начинается путаница в словах и определениях, а разговор предложениями становится просто невозможным. Поэтому вам стоит договориться с родственниками и вести беседы только на одном языке.
  4. Избыток внимания. Ситуация, когда мамы пытаются угодить своему чаду только он покажет пальчиком, знакома многим. А ведь это является одной из самых грубых ошибок родителей. Не стоит исполнять каждое желание малыша, по его первому жесту. Ведь наши дети иногда бывают слишком ленивы и через чур хитры. Зачем ему нужно что-то начинать говорить, когда мама сама все за него знает?
  5. Стрессы. Если в семье постоянные ссоры и конфликты, это может негативно сказаться и на умении малыша разговаривать. Ребенок может замкнуться в себе, испугаться и закрыться от окружающего мира. Иногда можно наблюдать даже такую ситуацию, когда при взрослых кроха молчит, но оставшись наедине с самим собой или своими игрушками, разговаривает. Такая ситуация может даже потребовать вмешательства психолога.

Чтобы ваш кроха радовал вас и ваших близких своим детским лепетом, вам нужно приложить некоторые усилия. Начать общение со своим малышом с пеленок гораздо легче, чем учить его говорить после трех лет. Поэтому не забывайте, что новорожденный человечек это уже член общества и личность, и он ежечасно нуждается в общении с вами и в вашей заботе.


Top