Чистка пера и обслуживание перьевой ручки. Семь ошибок при использовании перьевой ручки и как их избежать Если ручка с пипеткой

Перед тем, как более подробно остановиться на каждом из этих пишущих инструментов, мы бы хотели сделать небольшой экскурс в историю письменности и тех принадлежностей, которые применялись для письма.

Историческая справка

Письменность

История письменности - это отдельная научная дисциплина, и полностью охватить ее удастся не в одном и не в двух томах научных изысканий. Однако небольшой эксурс в историю будет здесь нелишним.

Первые следы письменности (в более или менее привычном нам виде), обнаруженные соверменными исследователями, имеют возраст около 3000 лет. Именно тогда впервые люди стали складывать из отдельных символов слова и предложения. Способ письма, применяемый в этих, дошедших до наших дней документах, был справа налево, каким сохранился они и теперь в некоторых алфавитах. Современный способ письма (слева направо) появился позднее - в 400 году до н.э. в Древней Греции. Греки положили начало современным алфавитам, в том числе и кириллице (само слово "алфавит" является слиянием двух первых букв греческого письма - альфы и беты). Латинский алфавит, основанный на более старом греческом, сложился в Древнем Риме, вследствие римской экспансии быстро распространился по многим странам и в практически неизменном виде дошел до наших дней. Впрочем, существует множество современных его вариаций - начертание букв отличается в зависимости от языка.

Пержде в письменности использовались только большие (прописные) буквы и только с 7 века н.э. в употребление вошли строчные буквы и комбинации прописных и строчных букв, т.е. именно этот момент можно считть датой окончательного формирования современной письменности.

Материалы

Материалы для письма, т.е. чем и на чем писали люди, особенно нас интересуют.

5000 лет до н.э. - жители Шумера, жившие на реке Евфрат, писали палочками на глиняных дощечках.

3000 лет до н.э. - жители Древнего Египта писали кисточками из камыша на папирусе, используя в качестве красок цветную глину.

200 лет до н.э. - римляне используют серебряное стило и восковую дощечку, а греки - камышовые перья и пергамент.

100-й год н.э. - жители Китая пишут волосяными кисточками и тушью на бумаге.

6-й век н.э. - монахи копируют тексты из Библии на пергаменте, используя уже перья и ченила, но для повседневных записей все еще использовались заостренные стержни и восковые дощечки, так как пергамент был очень дорог.

15-й век - перо и бумага стали широко использоваться европейскими учеными.

Наконец, в 1888 году Джордж Паркер (George S. Parker) основал в Америке и с тех пор вел все записи и подписывал все документы лично им разработанным первым высококачественным пером.

Итак, в течение уже 7000 лет человечество использует пишущие инструменты: начав с примитивных палочек и глины, пройдя через долгие века развития и совершив промышленную революцию 19-го века, люди получили в свое распоряжение металлические перья и бумагу по доступным для всех ценам. С тех пор прогресс в сфере производства пишущих принадлежностей пошел вперед семимильными шагами.

Достаточно быстро на смену простым металлическим перьям пришли первые авторучки, причем уже в конце 19 века появилось несколько очень хороших моделей. К этому же времени желающие могли приобрести достаточно хорошие . В 20-е годы XX века набор из перьевой ручки и карандаша , помещенных в красивую упаковку, считался отличным подарком.

В 40-е годы технические возможности промышленности позволили начать выпуск шариковых ручек. Однако, популярными они стали только десять лет спустя, причм в этом немалая заслуга , разработавшей новый , позволявший использовать довольно долго без замены стержня. Этот новый стержень в отличие от своих предшественников не только не пачкал бумагу, но и позволял при письме использовать разные цвета.

Сравнительно недавно появился другой пишущий инструмент - . Оно совмещает в себе достоинства и - на водной основе, как в , и шарик, как у , одновременно. Более подробно о вы прочитаете ниже.

Перьевая ручка

Сегодня, как и сто лет назад, качество в первую очередь определяется качеством пера и совершенством подачи чернил на перо. Набираются ли чернила в ручку из чернильницы или же используется - это совсем не важно. Точно так же на качество письма практически не влияет материал, из которого изготовлена ручка и наружная отделка ее корпуса.

Основные части перьевой ручки

  1. Корпус
  2. Колпачок *
  3. Наконечник колпачка
  4. Передняя часть ручки
  5. Внутрення стенка колпачка
  6. Резервуар для чернил
  7. Система подачи чернил (коллектор и регулятор нажатия пера)

Заправка из чернильницы

Если у вас возникла необходимость писать в самолете или высоко в горах (то есть в условиях низкого атмосферного давления), то вы можете это делать. Однако, рекомендуем в этом случае предварительно вставить новый . Зачем это нужно? Дело в том, что поскольку воздух расширяется при понижении давления быстрее, чем жидкость, то чем меньше воздуха будет в резервуаре с чернилами, тем лучше.

Перо

Если система подачи чернил - "сердце" авторучки, то перо - это ее "душа". Когда прекрасное перо идеально скользит по бумаге, возникает ни с чем не сравнимое "чувство пера ".

В качественной авторучке должно быть самое совершенное перо . Изготовить такое перо очень непросто. Даже сегодня, когда существуют самые совершенные технологии, многие этапы производства пера выполняются вручную.

Для изготовления перьев применяются такие материалы, как нержавеющая сталь и золото . Выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера , его форма и конструкция, тщательность его шлифовки, особенное внимание к обработке острия пера . Поэтому, если перо сделано не из золота , а из нержавеющей стали , то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое.

Поскольку и сталь , и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливается из более дорогого и твердого металла (как правило, платиновой группы). Это дает возможность перу служить десятилетиями, оставаясь таким же качественным.

Очень важное значение для качества пера имеет разрез - продольное рассечение передней части пера на две половины. Разрез этот имеет первостепенное функциональное значение, поэтому выполняется он специальными инструментами и по специальной технологии.

Заключительная процедура при производстве пера - это его заточка . При заточке пера его острие получает определенную форму в зависимости от тех функций, которые данное перо призвано выполнять.

При производстве перьев для число операций процесса изготовления доходит до 30.

Этапы производства перьев

  • Вырезание шаблона, соответствующего будущему размеру пера
  • Штамповка специального узора, эмблемы фирмы и т.п.
  • Прорезание отверстия, до которого позднее будет сделан разрез
  • Скручивание (сворачивание), формовка и окантовка
  • Припаивание наконечника, соответствующего ширине пера
  • Шлифовка острия (наконечника)
  • Выполнение разреза в теле пера
  • Шлифовка и полировка
  • Монтаж системы подачи чернил
  • Проверка
Для более процесс изготовления перьев включает в себя некоторые дополнительные этапы, такие как гравировка и аппликация металлом платиновой группы (родий , рутений ). Кроме того, проходят проверку после каждого технологического этапа.

Виды перьев

Перья бывают прямые , скошенные - для каллиграфического письма . Наиболее распространены прямые перья, наименее - для каллиграфического письма.

По ширине перья также делятся на несколько групп. Чтобы вам было легче сориентироваться в многообразии форм и размеров перьев , приведем здесь их наиболее полную классификацию.

Сейчас в Россию поставляются с тонкими и средними перьями . Вы также можете заказать перья других видов при необходимости.

Внимание! Никогда не пишите тушью!

Прежде, чем мы остановимся на технических особенностях , вспомним историю развития этих пишущих инструментов.

Конструкция роллера

  1. Корпус
  2. Колпачок
  3. Передняя часть корпуса
  4. Наконечник колпачка
  5. Внутренняя часть колпачка с креплением защелки
  6. Стержень роллера

Являясь все бОльшим поклонником ручек из Японии (не только, но все же) и просматривая англоязычные ресурсы, пару раз встречал информацию о модели Pilot Tow как о надежнопишущей перьевой ручке с интересным (для меня, прежде всего) дизайном.

Ручка давно уже не выпускается. Но это не помешало найти несколько экземпляров оной (в неновом состоянии) и купить для себя.

Обзор самой ручки как-нибудь опубликую, а пока - описание моих экзерсисов по восстановлению работоспособности...

Поехали

Итак, ручку привезли. Осматриваю - в целом, все нравится.

Промыл, заправил - пишет тонко-тонко.

И очень сухо:(

Необходимо прям-таки нажимать на перо, чтоб линия на бумаге была хоть как-то насыщенней.

Я к такому письму [у Pilot] не привык.

Надо что-то делать. А что?

По советам бывалых реставраторов и просто опытных пользователей я ее промывал, в том числе под давлением, чистой водой и с мылом, отмачивал сутками в чистой воде и с Фэйри. Вроде, все застарелые чернила уже вышли. Фидер (та часть, которая видна) чист.

А ручка не пишет и все тут (ну, в смысле, пишет не так, как ожидается).

Начинаем разбирать

Ну, что, думаю, надо разбирать ее и что-то делать с фидером.

Ха, разобрать. А как? Информации и пошаговых инструкций - ноль абсолютный.

Надо пробовать хоть что-то.

Начал с малого - дай, думаю, хоть что-нибудь сниму с нее.

И пробую откручивать соединитель металлический между задней частью ручки и секцией.

Не поддается. Я - еще раз. И все это, конечно, голыми руками.

Ну, в общем, в конце концов этот соединитель провернулся и дальше открутился уже легко.

Отлично - начало есть. (Кстати, не потеряйте тонюсенькую шайбочку-прокладку, если вдруг будете разбирать свою ручку)

Что дальше?

Начинаю пальцами проталкивать фидер со стороны пера внутрь корпуса. Он чуть подвинулся и уперся о что-то...

Лады, свечу фонариком внутрь секции - ага, там еще одна деталюшка - пластиковый прозрачный переходник с фидера на картридж (конвертер) и мешает проталкиванию фидера. А как снять? - внутрь-то не подлезешь:)

Я просто надеваю на это переходник конвертер Пилотовский (а он - на трении садится) и с его помощью откручиваю этот пластиковый цилиндрик на резьбе.

Теперь ничего не мешает протолкнуть фидер дальше, и он уже сам выпадает из секции.

А что еще можно снять?

Надо б перо попробовать сковырнуть. Перо, явно сдвигается с секции, судя по форме окончания ее.

Но как его сдвинуть - оно скользит в руках.

И тут рука цепляется не за перо, а за колечко, которое сверху это перо охватывает. И... это колечко буквально на пол-миллиметра отодвигается от пластика секции.

Значит и его можно снять! А я-то думал, что оно вклеено намертво!

А оно и вправду приклеено, но на простеньком типа резиновом клее. И его аккуратненько так и сдвигаю наружу.

Осталось снять само перо

Колечко уже не закрывает перо и можно зацепиться за его краешек и так же аккуратненько его подвигать.

Перо, как и ожидалось, сдвигается по направляющим и также как и колечко, приклеено в самое его задней части таким же "резиновым" клеем.

Ну все, секция разобрана полностью

Переходим к тюнингу

Собственно, зачем я всю эту операцию захвата Парижа разбора секции ручки затеял?

Изначально я планировал полностью снять фидер и убедится в том, что я его весь промыл-прочистил и внутри не осталось застарелых чернил, которые мешают прохождению новых чернил и ручка поэтому пишет сухо. Ну и очистить то, что осталось незатронутым...

Осмотрев свежеснятый фидер, понял, что предварительную работу по прочистке я проделал на совесть - фидер чист.

Но ручка-то суховата!

Остается провести хирургическое вмешательство - с помощью тонкой иголочки расширить и углубить центральную бороздку в фидере, чтобы чернила потекли свободнее, полноводнее...

Водрузив на голову 20-ти кратную лупу с дужками (наподобие тех, что часовщики пользуют), я своим заскорузлыми руками (в левой - фидер, в правой иголка) начинаю буквально процарапывать центральную канавку (бороздку).

И внезапно понимаю, что вся моя затея разбивается в хлам: фидер сделан не из более менее твердого материала, а из пластика, похожего на полиэтилен и процарапывай-не процарапывай, а при установке фидера обратно в секцию, канавка снова сжимается этой самой секцией в первоначальную ширину (а что, умно!).

И, если я действительно намереваюсь расширить эту канавку и/или углубить, то необходимо не просто процарапывать, а, буквально, прорезать материал фидера и удалять лишнее.

Поскольку процедура не самая простая и инструмент нужен соответствующий (размеры-то малюсенькие: глубина канавки - доли миллиметра) и руки умеющие, я решил остановить операцию. Лучшее - враг хорошего. Пусть пишет лучше так, чем никак (а прорезав фидер больше, чем требуется, можно получить постоянно протекающую ручку - какое уж тут удовольствие).

Ладно, собираю все обратно.

Ну не сдаваться же совсем!

Перо с колечком решил не приклеивать, а просто надеть и потюнинговать уже перо.

Визуально, вообще-то перо в полном порядке - половинки сведены правильно как по горизонтали, так и по вертикали.

Поскольку перо стальное и полностью доступно, решил просто отогнуть обе половинки немного вверх, в сторону от фидера, как бы освобождая пространство для тока чернил.

Аккуратненько, пальчиками, отгибаю (оптико-часовщицкий прибор - на голове), внимательно слежу за симметричностью отгиба и пальцами слежу наощупь, чтобы деформация пера не была излишней.

Ага, вроде что-то отогнулось.

Заправляю чернила.

О чудо! Ручка записала тут же и именно так, как я и хотел - тонко, насыщенно, достаточно бумаги чуть касаться.

Результат достигнут. Пациент остался жив и, возможно будет играть на скрипке:)

Собираю ручку уже окончательно (вместо фирменного резиноподобного клея от Pilot использую обычный Момент, стараясь не переборщить сего количеством).

Все. Я доволен.

При встрече (если вдруг) - попробуете сами эту ручку, оцените, принесу.

Добавочки

1. Стоила ли вся эта операция того? Да нет конечно! Конечно, да! Нужное - подчеркнуть:)

Я немного окунулся в детство, когда после того, как поиграл с какой-либо машинкой или магнитофоном, хотелось разобрать его просто для того, чтобы посмотреть а как же это внутри устроено? :)

Успех операции приподнял настроение, и так в общем-то неплохое - могу еще что-то! :) Ну и ручка теперь регулярно со мной и радует.

Нужно ли это Вам? Да я не знаю. Если кто-то что-то полезное и интересное для себя нашел - вот и хорошо.

2. Вся операция по тюнингу ручки могла и не начаться, если бы я не смог отвернуть начальный металлический переходник между секцией и задней частью - а это вполне возможно, он может быть приклеен чем-либо или просто "прикипел" и нужны специальные инструменты и технологии, которым владеют профессиональные мастера.

Кроме того, по окончании и прозрении, я понял, что ручку можно было и не разбирать совсем, а просто отогнуть перо. Но, если бы я перегнул это перо во время "тюнинга", то, опять же, ручка могла перестать писать нормально. А чтобы его (перо) вернуть в нормальное положение, то перо нужно снять с ручки. Или снять фидер.

В общем, если б знать, то...

Но вы-то теперь знаете!

3. Конечно, разные ручки сконструированы по-разному и описанная технология подойдет не ко всем ручкам. Ну я и не претендую. Просто поделился опытом...

4. Стандартный дисклеймер . Вышеописан мой опыт. Не беритесь за подобную операцию, если не осознаете все риски. Я не несу ответственности за.... Ну, Вы поняли:)

Если чего упустил, пишите.

Всем здравствуйте!
Очередная эпидемия на сайте закончилась для меня заказом двух ручек с просторов Ebay у индийских продавцов.
Как известно, в Индии есть «дочернее» производство компании Parker, которое называется Luxor.
Предприятие выпускает шариковые и перьевые ручки как под собственным именем, но и по лицензии под маркой Parker.
Если обычные ручки Luxor мы можем встретить на прилавках магазинов канцтоваров, то Parker, произведенный там мы не найдем нигде, кроме Индии и Непала. Так как по лицензионным ограничениям они не имеют права продавать их за пределами вышеназванных стран.
Ссылки для самостоятельного изучения, дабы исключить однотипные вопросы:



Ликбез окончен. Поехали.

Но, как всегда, Ebay делает невозможно возможным. Там есть как , которые занимаются продажей ручек Parker для внутреннего индийского рынка. Рейтинги и количества продаж у них примерно одинаковые, может они из одной большой и дружной семьи?
Frontier, подобный показанному в этом обзоре, можно купить и на английском Ebay, но стоить он будет, учитывая стоимость доставки из Англии около 10 фунтов, .
А стоит ли переплачивать за отсутствие на блистере надписи Luxor решать вам.
У одного из них я и купил данную пару:
для себя и
для жены. Она не фанат ручек, но решил сделать ей небольшой презент. Что бы не обижалась))
Заказ я сделал в самом конце декабря, и не рассчитывал на скорое получение товара (индусы ведь тоже люди, Новый год они отмечают).
Но селлер отработал более чем оперативно. Вот трек номер посылки:

Как видите - более чем оперативно, учитывая праздники и скорость нашей почты.
Я сразу вскрыл посылку, а потом вспомнил про фотик, так что на фото конверт и упаковка будет уже вскрытая.
От китайских посылок отличает цвет конверта:

Производитель не скрывает своего имени, что говорит о честности их отношений с господином Паркером. На оборотной стороне блистеров написано «For sale in India/Nepal».
Frontier был в подарочном футляре, Jotter без.

Небольшая фотосессия.


Качество обработки впечатляет. Я не видел в живую более дорогие модели Паркера, но и эти сделаны очень хорошо.
Черная часть Frontier напоминает «софт-тач» и не скользит даже после длительного письма.

Потрошки, расчлененка Разбираем:

В ручках установлены стандартные «паркеровские» стержни, но разных типов:

В Frontier стоит Parker Fine, в Jotter Parker QuinkFlow. Но разницы по скорости высыхания я не заметил.
Пишут обе ручки мягко и тонко, как бы это банально не звучало. Оттенки немного различаются:

На штриховке Frontier немного пачкает, Jotter остается тонким:

Так же, поддавшись на уговоры внутреннего перфекциониста, заказал себе автоматический карандаш Parker, для черчения на работе.
Продавец из Греции, доставка тоже бесплатная… но до меня карандаш пока не доехал.
Желающим даю ссылку на лот.

Слава, как медаль, которая имеет две стороны. Лицевая - привлекательная, обратная - не слишком. Так и с ручками Parker. С одной стороны они чрезвычайно популярны, пользуются спросом у людей состоятельных, обеспеченных, являются показателем высокого статуса. С другой - популярность марки является ключевой причиной массового появления на рынке подделок. Многие из них отличить невооруженным взглядом от оригинальных изделий не так-то и просто. Поэтому перед покупкой ручки обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о том, что перед вами не подделка:

  1. Упаковка. Если вы выбрали Parker, купить ручку лучше там, где она продается в оригинальной упаковке производителя. Убедитесь в этом лично!
  2. Стоимость. Цена изделия не может быть существенно ниже, чем в других магазинах или на альтернативных сайтах. Разброс в пределах 5-10% приемлем. Но если ручка вместо $100 стоит 50, нужно опасаться подделки.
  3. Гарантия. Вместе с изделием покупателю обязательно должен передаваться гарантийный талон, который обычно кладется на дно футляра. Обратите внимание на текст - он обычно дублируется не только на русском языке.
  4. Логотип. Печать или гравировка Parker - важная черта, позволяющая определить оригинальность изделий. Логотип должен быть хорошо виден, отличаться высоким качеством гравировки или печати.
  5. Механизм вращения (для шариковых ручек). Если изделие снабжено вращающимся колпачком, оно должно снабжаться доводчиком, который фиксирует стержень и доводит колпачок до финального состояния.
  6. Пружина (для шариковых ручек). Пружинный механизм должен быть четко зафиксирован, его выпадения недопустимы.
  7. Съемный колпачок. Это обязательный атрибут для любой ручки Parker. Он должен одеваться со щелчком, после небольшого усилия.
  8. Перо. Обратите внимание на геометрию этой детали! Какие-либо деформации исключены. Перо должно содержать гравировку логотипа Parker или название ручки. Если перо золотое, обязательна проба.
  9. Маркировка толщины. Перо может иметь различные параметры. Чтобы обозначить толщину пишущего элемента, он маркируется буквами и их сочетаниями из латинского алфавита. Тонкое перо - F, среднее - М и т.п.
  10. Поверхность ручки. При покрытии лаком корпус изделия должен быть равномерным, гладким. Наличие сколов и заусенцев свидетельствует о подделке. Поверхность оригинальных ручек с лаковым покрытием отражает свет.

Важно при покупке любого товара не забыть забрать чек. Даже если при первом визуальном осмотре определить подделку не получилось, после ее обнаружения изделие можно будет сдать обратно.

И самое главное! Учитывая то, что уровень подделок постоянно растет, чтобы обезопасить себя от приобретения ненастоящей вещи лучше обращаться в проверенный интернет магазин - перьевые ручки в этом случае будут гарантированно оригинальными. Мы готовы предоставить все документы, подтверждающие происхождение товара, сертификаты производителя и гарантию на продукцию. Не рискуйте, покупайте Parker только там, где вы уверены в подлинности изделия!

№ 1. Писать перьевой ручкой с сильным нажимом. Пожалуй, самое замечательное качество перьевой ручки в том, что она не требует нажима при письме, — она может писать буквально под тяжестью собственного веса. И все же люди, привыкшие пользоваться шариковыми ручками, при переходе на перьевую зачастую продолжают давить на пишущий узел. От чрезмерного нажима кончики пера могут разойтись и оно испортится. Не пытайтесь расписывать подсохшую перьевую ручку, нажимая на перо или постукивая им по твердой поверхности, — вы рискуете его испортить. Лучше подержите его под струей воды — ручка «оживет».

Совет: просто расслабьтесь и получите удовольствие от письма без нажима и без последствий в виде онемевших от усталости пальцев.

№ 2. Довольно распространенная ошибка: носить ручку вместе с другими объектами из металла: ключами, брелками, складным ножом и т.п. Корпус вашей ручки может поцарапаться, будь он из пластика, металла с лакированной или анодированной поверхностью.

Совет: всегда носите ручку отдельно от этих предметов: в другом кармане, в пенале или поместите ручку в чехол или футляр.

№ 3. Использовать в вашей перьевой ручку специальные каллиграфические чернила, имеющие маркировку типа: India Ink, Lawer’s Ink, Pigmented Ink и т.п. Эти чернила предназначены для перьев-«макалок». Некоторые из таких чернил имеют формулу, созданную специально для использования в перьевых ручках, но большинство — нет. Каллиграфические чернила содержат шеллак — смолу, которая при высыхании полностью блокирует каналы подачи чернил в вашей ручке. Эти чернила растворяются только спиртом, который тоже способен испортить ваш пишущий инструмент.

Когда перьевую ручку требуется заправить водостойкими чернилами, например, для скетчинга в технике «чернила+ акварель», обычно используют пигментированные чернила — специальные для перьевых ручек, например, Platinum Carbon Ink. Помните, что при использовании таких чернил, ручку надо чаще промывать.

Совет: покупая чернила, убедитесь, что это тот самый тип, который подходит для перьевых ручек.

№ 4. Эту ошибку часто совершают и более опытные пользователи: не ухаживать за перьевой ручкой. Уход за перьевой совсем несложен: ручку надо периодически промывать водой комнатной температуры. Иногда достаточно подержать пишущий узел под струей воды. Если заправленная чернилами ручка долго лежала без использования, и чернила в ней засохли, поместите пишущий узел на некоторое время в стакан с водой. Если вы используете конвертор, то достаточно набрать в ручку воды и опорожнить ее, повторив это несколько раз, пока вода не станет светлой. Кстати, при постоянном использовании конвертера, ручка требует меньше ухода — поршневая система забора чернил автоматически промывает ручку.

*Блог The Goulet Pen Company в качестве подручного средства для промывки пишущего узла ручки также рекомендует спринцовку. Как говорится, у всех свои ритуалы, выбирайте тот, который вам больше нравится.

Если вы пользуетесь чернилами одного цвета, ручку можно промывать раз в месяц. Если вы меняете чернила, то промывайте ее перед каждой новой заправкой.

№ 5. Это не ошибка, а скорее, смертельный приговор вашей перьевой ручке: промывать ее спиртом или ацетоном. Ацетон растворяет пластик, да и спирт довольно агрессивен как ко внешним, так и к внутренним деталям ручки.

Совет: для промывки перьевой ручки пользуйтесь водой — ее вполне достаточно для выполнения этой задачи.

№ 6. Эта ошибка может стать роковой для вашей ручки: уронить перьевую ручку, когда не ней нет колпачка. По закону бутерброда она упадет пером вниз. Если поверхность твердая, оно согнется, и как правило, после этого перо уже невозможно будет восстановить. В ручках премиум класса ремонт с заменой пера может обойтись в стоимость целой ручки. Вам повезет больше, если вы обладатель ручки Lamy или еще пары других брендов, в ручках которых перья можно менять самостоятельно.

Совет: закончили писать — сразу надевайте на ручку колпачок.


Top