Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н

Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что ж? Теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен». Но прошло три месяца, и он не стал к этому равнодушен, и ему так же, как и в первые дни, было больно вспоминать об этом. Он не мог успокоиться, потому что он, так долго мечтавший о семейной жизни, так чувствовавший себя созревшим для нее, все-таки не был женат и был дальше, чем когда-нибудь, от женитьбы. Он болезненно чувствовал сам, как чувствовали все его окружающие, что нехорошо в его года человеку единому быти. Он помнил, как он пред отъездом в Москву сказал раз своему скотнику Николаю, наивному мужику, с которым он любил поговорить: «Что, Николай! хочу жениться», — и как Николай поспешно отвечал, как о деле, в котором не может быть никакого сомнения: «И давно пора, Константин Дмитрич». Но женитьба теперь стала от него дальше, чем когда-либо Место было занято, и, когда он теперь в воображении ставил на это место кого-нибудь из своих знакомых девушек, он чувствовал, что это было совершенно невозможно. Кроме того, воспоминание об отказе и о роли, которую он играл при этом, мучало его стыдом. Сколько он ни говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими такого же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого человека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его; но воспоминание о дурных поступках далеко не так мучало его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались. И наравне с этими воспоминаниями стояли теперь отказ и то жалкое положение, в котором он должен был представляться другим в этот вечер. Но время и работа делали свое. Тяжелые воспоминания более и более застилались для него невидными, но значительными событиями деревенской жизни. С каждою неделей он все реже вспоминал о Кити. Он ждал с нетерпением известия, что она уже вышла или выходит на днях замуж, надеясь, что такое известие, как выдергиванье зуба, совсем вылечит его. Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. Эта прекрасная весна еще более возбудила Левина и утвердила его в намерении отречься от всего прежнего, с тем чтоб устроить твердо и независимо свою одинокую жизнь. Хотя многое из тех планов, с которыми он вернулся в деревню, и не было им исполнено, однако самое главное, чистота жизни была соблюдена им. Он не испытывал того стыда, который обыкновенно мучал его после падения, и он мог смело смотреть в глаза людям. Еще в феврале он получил письмо от Марьи Николаевны о том, что здоровье брата Николая становится хуже, но что он не хочет лечиться, и вследствие этого письма Левин ездил в Москву к брату и успел уговорить его посоветоваться с доктором и ехать на воды за границу. Ему так хорошо удалось уговорить брата и дать ему взаймы денег на поездку, не раздражая его, что в этом отношении он был собой доволен. Кроме хозяйства, требовавшего особенного внимания весною, кроме чтения, Левин начал этою зимой еще сочинение о хозяйстве, план которого состоял в том, чтобы характер рабочего в хозяйстве был принимаем за абсолютное данное, как климат и почва, и чтобы, следовательно, все положения науки о хозяйстве выводились не из одних данных почвы и климата, но из данных почвы, климата и известного неизменного характера рабочего. Так что, несмотря на уединение или вследствие уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны, хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и в особенности о философии; философия составляла любимый предмет Агафьи Михайловны. Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, сочинённые им специально для обучения детей чтению, широко применяются в обучающей литературе. Тексты имеют интересное содержание.

Единственная загвоздка – некоторые слова будут современным детям непонятны. Их надо обязательно объяснить. А ещё лучше -- сидеть рядом, слушать чтение и задавать вопросы по прочитанному, объясняя непонятное.

Короткие рассказы для детей

Собака и тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Настина кукла

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Дети и ёж

Нашли дети ежа на траве.
- Бери его, Вася, на руки.
- Мне колко.
- Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку.
Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Конь

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
- Дай мне, мой конь.
- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Варя и чиж

У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу.
- «Пора тебе, чиж, петь».
- «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Две крысы

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят - летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.
Нести? - не схватишь; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Баба и курица (быль)

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

Трус

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика.
Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает:
- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его.
Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», - и пошёл прочь от деревни.

Собака, львица и щенок

В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
-- Люди нам дают.
- Верно вы трудную службу людям служите?
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал:
- А что это у тебя, собака? Отчего?
-- Да так, - сказала собака.
-- Да что так?
-- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
-- Ну, так прощай, собака, - сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

У Розки были щенки во дворе на сене.
Розка ушла.
Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла.
После нашла щенка и выла возле печки.
Дети сняли щенка и дали Розке.
И Розка снесла щенка во рту на место.

Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю.
- Гляди, Вася, три птички!
Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

Источник "Хрестоматия для маленьких" М. 1987

Разработала Неуймина Екатерина Михайловна.

Цель :. Формировать навык пересказа одной логической части произведения по опорным выражениям.

Задачи:

Коррекционно- образовательные: познакомить учащихся с произведением Л.Толстого «Весна», дать целостное представление о наступлении весны, развивать навык слогового чтения; формировать навык чтения целыми словами, обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно – развивающая: развитие внимания при чтении вслух с проговариванием, развитие навыка в определении главного в предложении, развитие и обогащение речи учащихся (в процессе пересказа), развитие навыков в выражении аргументированной точки зрения

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, воспитывать нравственные качества.

Оборудование : учебник, тетрадь, карточки с названиями месяцев, иллюстрации весенней природы в разные месяцы, аудиооборудование.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие детей. Здравствуйте, ребята! По расписанию сейчас урок чтения. Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы тихонечко сидим.

Смело, четко говорим.

2. Вступительная беседа. Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится в этой загадке? Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (Весной). Правильно, в этой загадке говорится о весне. А после какого времени года к нам приходит весна? (После зимы). Вспомните, пожалуйста, какие ветры дуют зимой? (Холодные, сильные). Вот и мы с вами попробуем изобразить сильный ветер: подставим ладонь к лицу, медленно вдыхаем через нос воздух, а через рот делаем быстрый выдох. Ощутили ли вы силу выдыхаемого воздуха? А какие ветры у нас дуют весной? (Тёплые) Сейчас мы с вами изобразим теплый ветер: подставим ладонь к лицу, медленно вдыхаем через нос воздух, а через рот медленно выдыхаем воздух. Ощутили тепло весеннего ветра? А кто из вас любит весну и за что? А сегодня на уроке мы будем с вами знакомиться с произведением «Весна» по Л.Толстому. Я сейчас вам прочитаю текст, а вы внимательно меня послушаете и постараетесь ответить на вопрос: « Что происходит в природе весной?»

3. Чтение рассказа учителем.

4. Беседа на основе слухового восприятия.

Вы прослушали текст, скажите, пожалуйста, что происходит в природе весной? (снег на солнце тает, дует тёплый ветер, трещат льдины, зеленеет трава, набухают почки, гудят пчёлы, птицы поют и т.д.)

5. Самостоятельное чтение учащимися отрывка с проговариванием.

6. Беседа на основе самостоятельного прочтения. Сколько частей в этом отрывке вы можете выделить? (3) Сколько весенних месяцев вы знаете? (Март, апрель, май). Значит, в каждой части говорится об одном весеннем месяце. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите три иллюстрации. Ваша задача найти иллюстрацию для каждого месяца, а в конце урока мы посмотрим, правильно ли вы это определили. Над иллюстрациями необходимо прикрепить название весеннего месяца.

7.Динамическая пауза.

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Дети шагают на месте, медленно поднимают руки.

Продолжают шагать, медленно опускают руки.

Поднимаются на носочках. Руки на поясе.

Шагают, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

8.Аналитическое чтение. Петя начинает читать. Читает первые 3 предложения. Вопросы: Как вы понимаете выражение «долго не открывалась»? (Не наступала). Какая погода стояла последние недели? (Ясная, морозная). Что происходило днём, а что ночью в природе? Объяснить детям слова наст, возы.

Где мы остановились, Маша, с каких слов ты начнешь читать следующее предложение? Читает следующие 3 предложения в 1 абзаце. Скажите, ребятки, сколько дней и ночей лил дождь? (3) А каким он был? (Бурным, тёплым). Работа с эпитетами. Что произошло в природе, когда дождь закончился? Какой туман по мнению автора? (Густой, серый). Давайте попробуем представить себе треск льдин, журчание воды. Включение аудиозаписи с звуками треска и журчанием воды. Что вы чувствуете? Для какого месяца характерны эти признаки? (Для марта). Запись учителем на доске, а учениками в тетради основных опорных выражений. Март: морозная погода, днём тает, а ночью намораживает и т.д. не более 4-5.

Вторую часть начинает читать Женя. Достаточно. Ребята, когда пришла настоящая весна? Что было утром? (Наутро яркое солнце быстро съело тонкий ледок, и весь теплый воздух задрожал от испарений земли.) Работа с выражениями: разорвался туман, съело тонкий ледок, воздух задрожал от испарений земли. Для какого месяца характерны эти признаки? (Для апреля) Запись учителем на доске, а учениками в тетради основных опорных выражений. Апрель: яркое солнце, теплый воздух,

и т.д. не более 4-5.

А о том, что произошло в 3 части нам прочитает Маша. Что происходит с травой, с почками, с пчёлами? Как описывает автор жаворонков? Какие они? (Невидимые). Что делают жаворонки? (Заливаются). Работа с выражением «бархат зеленей».Кто пролетел высоко с весенним гоготаньем? (Журавли и гуси). Включение аудиозаписи со звуками щебечущих птиц, журчанием ручейков. Для какого месяца характерны эти признаки? (Для мая). Запись учителем на доске, а учениками в тетради основных опорных выражений. Май: зеленеет трава, загудели пчёлы и т.д. не более 4-5.

А какие признаки весны вы ещё знаете?

Ну что, а теперь нам нужно определить правильно ли мы с вами соотнесли иллюстрации и названия месяцев. Ребята обосновывают свои ответы, опираясь на изученные признаки конкретного месяца.

Подготовка к пересказу: учитель вместе с учениками проговаривает все опорные слова на доске, затем педагог демонстрирует, как нужно пересказывать на примере первого абзаца из текста с использованием опорных слов.

А теперь Дима попытается нам рассказать об одном из весенних месяцев, опираясь на иллюстрацию, на опорные слова. Дима с помощью учителя делает пересказ.

9. Рефлексия учащихся . Что происходит в природе, когда наступает весна? (Природа пробуждается, все кругом наливается жизнью, светом). Какие чувства у вас возникают при приближении весны? (Чувства радости, счастья, ведь скоро наступит лето)

10. Подведение итогов. Как называется произведение, с которым мы сегодня работали? (Весна)

11. Домашнее задание. Подготовить пересказ одной из частей текста по выбору уч-ся используя опорные выражения из тетради. Учитель ещё раз демонстрирует, как нужно пересказывать на примере первого абзаца из текста.

Оценивание учащихся.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Солнышко»

155040 Ивановская обл, г. Тейково ул. 1-я Комовская, 9 Тел.: 2-22-95

E- mail: [email protected]

Конспект

занятия по развитию речи

для детей младшего дошкольного возраста на тему:

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной

Лебедева Надежда Андреевна

Тейково, 2016г

Цель: учить слушать литературное произведение с опорой на схематические рисунки.

Программное содержание:

Образовательные:

  • побуждать отвечать на вопросы воспитателя;
  • знакомить с сезонными изменениями в природе;
  • обогащать словарный запас детей;

развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать речь детей;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

проявляет интерес к окружающему миру природы, отвечает на простые вопросы, принимает активное участие в играх.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приемы: вопросы к детям, погружение в игровую ситуацию, пояснение, словесные игры.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание дидактических картинок по теме « Весна », рисование «Капель», беседа « Одежда людей весной»

Оборудование : бумажные лодочки, таз с водой, игрушка Мишка, корзинка, магнитная доска, дидактические картины на тему « Весна», схематические рисунки по тексту произведения.

Ход занятия:

В.: Ребята, послушайте, кто-то стучится и плачет. Я пойду посмотрю, а вы меня подождите. (Выходит и возвращается с игрушечным медвежонком)

В.: Это мишка к нам пришел. Он говорит, что всю зиму спал в своей берлоге, вдруг, потекла вода и разбудила его.

В.: Как вы думаете, что случилось? (ответы детей )

В.: Какое время года наступило? (ответы детей )

В.: Да, ребята, наступила весна. Послушайте небольшое стихотворение про весну.

(стихотворение Г. Ладонщикова « Весна» )

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

В.: Ребята, что происходит весной? (ответы детей: тает снег, светит солнце, бегут ручьи)

В.: Все рады весне, а особенно дети. Давайте посмотрим на картину.

В.: Кого мы здесь видим? (ответы детей)

В.: Что делают дети? (ответы детей)

В.: А сейчас я вам прочитаю, что произошло с детьми возле ручья. Но сначала мы немного поиграем с мишуткой, а то он загрустил.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили
Вот так, вот так

(повороты головой вправо-влево )

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

(наклоны туловища вправо-влево )

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так, вот так

(подниматься на носочках, руки поднимать вверх).

В.: Садитесь на стульчики и слушайте рассказ. (читаю рассказ Л.Н.Толстого « Пришла весна,потекла вода» .По ходу чтения прикрепляю картинки-схемы к магнитной доске).

Пришла весна , потекла вода . Дети взяли дощечки , сделали лодочку , пустили лодочку по воде . Лодочка плыла , а дети бежали за нею , кричали , ничего впереди себя не видали , и в лужу упали .

Весна долго не открывалась.
Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Всё в снегу.
Днём таяло на Солнце, а ночью доходило до семи градусов;
наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу.
Потом вдруг, на второй день Святой, понесло тёплым ветром, надвинулись тучи,
и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь – Солнцу взамен.
В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман,
как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен.
В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины,
быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, весне не до сна.
И на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман,
тучи разбежались барашками, прояснело и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое Солнце
быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды,
и весь тёплый воздух задрожал
от наполнивших его испарений ожившей земли в лучах солнечной погоды.
Надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы,
зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава
и на обсыпанной золотым цветом лозине
загудела выставленная облетавшаяся пчела.
Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим ночью жнивьём,
заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами,
и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси,
удаляясь к горизонту со своими звонкими голосами.
Заревела на выгонах облезшая, только местами ещё не перелинявшая скотина,
заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей,
побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам,
затрещали на пруду весёлые голоса баб с холстами и их радостных детей,
застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны,
Теперь им не до сна -
Пришла настоящая весна.
______
Таланту Л.Н. Толстого.
Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Часть вторая. (Отрывок.)
…Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.


Top