Можно ли завтра что то делать. Можно ли работать в церковные праздники: объяснение и видео

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

В воскресенье и в православные праздники, задаются вопросом верующие люди, которые строго придерживаются церковных канонов, регулярно посещают службы, отмечают религиозные события и не хотят брать на себя грех.

Откуда появился этот запрет? Дело в том, что убраться, делать любую уборку – это значит заниматься физическим трудом, который требует много сил. В выходные и праздники нужно посвящать себя отдыху и чтению молитв. Нередко можно услышать, что церковь не рекомендует стирать в воскресенье и мыть посуду. Убраться можно и в другой день, поэтому лучше делать это заранее, чтобы в воскресенье было чисто.

Что православные люди в дни святых праздников не делают

Согласно сложившимся традициям, в православные праздники и в воскресенье верующие люди посвящают себя молитвам и духовным заботам. В эти дни нужно отвлечься от мирских проблем, забыть об обидах и недоразумениях. Будет полезно позаботиться о родных, оказать помощь бедным и больным людям.

В православные праздники нельзя заниматься любой работой по дому, не рекомендуется шить, вышивать, вязать, работать в саду и огороде. Также считается грехом предаваться чревоугодию. Кроме этого, верующие люди должны отказаться от просмотра развлекательных передач, сериалов и различных фильмов.

Смысл этих запретов заключается в том, что по воскресеньям и в дни религиозных праздников следует думать о Боге, а не засорять свой разум бытовыми проблемами.

Не занимаются рукоделием

Почему верующим нельзя творить и рукодельничать по воскресеньям? Если внимательно изучить Библию, то в ней говорится о том, что некоторыми делами запрещено заниматься в шестой день недели – в субботу. Дело в том, что в прежние времена суббота завершала неделю, тогда как сейчас это делает воскресенье. Поэтому традиции постепенно поменялись.

Что касается рукоделия, то священнослужители ничего не имеют против творческого времяпрепровождения в этот день, но в старину для женщины это была тяжелая работа.

Не работают в огороде

Работа в огороде в воскресенье и в религиозные праздники также подпадает под запрет, поскольку является нелегким трудом. Это отнимает много сил и времени, заставляет думать о мирских заботах, в то время как нужно думать о Боге. Садовые работы можно отложить на другой день.

Не моются

В давние времена для того, чтобы помыться, нужно было хорошо подготовиться – наколоть дрова, затопить печь в бане, принести побольше воды. С тех пор пошел запрет на мытье в воскресенье и в православные праздники. Тогда не было возможности принять душ в комфортных условиях или понежиться в ванне. Сегодня этот запрет не является строгим, однако глубоко верующие люди стараются его не нарушать. Они предпочитают мыться накануне.

Не прибираются

Самый главный вопрос, который интересует верующих: почему нельзя убираться в воскресенье. Существует несколько разных версий происхождения этого запрета. Православные христиане утверждают, что когда Бог решил сотворить мир, то делал это каждый день, а в последний день недели решил отдохнуть. Отсюда и пришло это поверье, и с тех пор верующие стараются не заниматься домашними делами в выходной.

В воскресенье нельзя убираться еще и потому, что в этот день все верующие ходят в храм и проводят там много времени. Уборка может подождать, ведь для этого существует другое время. Но что делать, если и в будни заниматься этим некогда: жить в грязи или убирать? Если люди прибираются в воскресенье или во время праздника, то обязательно нужно попросить Божьего прощения.

Не стирают

Почему нельзя стирать по воскресеньям? Много лет назад не существовало машин-автоматов, и люди были вынуждены стирать руками. Сейчас все гораздо проще, и многие священники не запрещают пользоваться стиральной машиной в выходные и праздничные дни. Кто-то советует вечером стирать в воскресенье. Однако остаются и те, кто считает, что это большой грех. Некоторые люди отдыхают только в воскресенье, и постирать в будни им не удается. Поэтому у них не возникает вопрос о том, можно ли стирать в воскресенье.

Не ругаются

Ругаться плохо в любой день, но особенно не рекомендуется делать это в дни православных праздников. Таким образом выражается неуважение к Богу. Наоборот, это светлое время нужно провести в заботе о ближних. Православные верующие должны учиться терпению и желать окружающим добра.

Откуда появился данный запрет

Откуда и отчего взялся запрет, почему нельзя убираться, стирать по воскресеньям и в праздничные дни? Большое количество рекомендаций относительно запретов какой-либо деятельности основано на многовековых православных традициях.

Обычаи соблюдались на протяжении многих веков, поэтому люди до сих пор придерживаются их. В древности считалось, что только заблудшие души на совершение греха способны.

Приметы

Церковных запретов существует не так много, как примет, которые религия не одобряет. Например, считается, что нельзя убираться в воскресенье, потому что можно вымести из дома деньги. В результате семья будет голодать. В некоторые православные праздники запрещено купаться, заплетать косы, пользоваться острыми предметами.

Все эти приметы, грехи и подобные запреты не имеют никакого отношения к религии и не должны восприниматься всерьез. Убирать, делать домашние дела можно, если это не доставляет больших затруднений.

Как провести воскресный день?

Воскресенье – это лучший день, когда можно провести его вместе с семьей. Чаще всего случается так, что всю неделю делами занимаешься, конечно, но стараешься воскресенье освободить для уборки и других домашних дел. Лучше вместо этого сходить погулять с детьми, пообщаться с мужем или навестить родителей. Это принесет всем гораздо больше пользы, чем беготня с тряпкой в руках по дому.

Некоторые женщины считают так, что наступили праздники, поэтому уборка должна быть организована в первую очередь. Этого быть не должно.

В день приятного времяпрепровождения с семьей можно задуматься о духовном саморазвитии и посещении служб в церкви по утрам. Выходной день верующие предпочитают провести в молитвах и других важных делах. Такая практика очищает сознание и настраивает на грядущую неделю. Что касается остальных занятий, то выбрать полезные не так уж сложно.

Если раньше на воскресенье только домашние задачи выпадали, то теперь нужно разнообразить свой досуг. Можно почитать полезные советы по ремонту и заняться им в будние дни, изучить кулинарные рецепты и порадовать близких на следующий православный праздник. А если женщина решила, что хочу и могу – уберу, и в доме чисто будет, то она имеет на это право.

Главное, не утруждать себя, занимаясь другими делами. Их лучше всего делать постепенно.

Священнослужители идут в ногу со временем и не зацикливаются на запретах, которые были распространены много лет назад. Церковь утверждает, что никто не запрещает мыться или заниматься рукоделием. Воздерживаться следует лишь от тяжелой работы. Также во время церковных праздников рекомендуется посещение храма. Воскресенье лучше посвящать Богу и семье.

Сравнение с другими странами

В других странах люди придерживаются различных религий, в которых тоже имеются свои запреты.

В Европе и Америке большинство людей предпочитают провести утро в воскресенье на службе в церкви. Истинные верующие не обращают внимания на приметы, а придерживаются традиций – чтение молитв, благодарность Богу, еженедельное посещение церковных собраний и празднование религиозных событий.

Делаем окончательный вывод

Любая религиозная тема не всегда до конца понятна даже верующим людям, поскольку существует много условностей.

Заниматься уборкой в воскресенье и праздничные дни строго не запрещается, поэтому данный запрет можно назвать условным.

Существуют более строгие правила и заповеди, которые нужно соблюдать. Если есть какие-то сомнения по поводу воскресного труда, то в таком случае рекомендуется перенести все дела на будние дни, а последний день недели можно посвятить полноценному отдыху.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз

На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.

Я работаю в светской организации. Часто большие церковные праздники выпадают на рабочие дни, и я не могу пойти в храм. И наоборот: гражданские праздники, большинство из которых я не считаю таковыми, являются выходными днями. Уволиться с работы я не могу. Что делать в такой ситуации?
Андрей

Согласно каноническому Церковному праву, Православный христианин обязан посещать храм в воскресные дни и в двунадесятые праздники. Пропустивший две-три воскресные службы без уважительных причин считался низверженным из церковного общения.
Теперь давайте разберемся с вами, какие это могут быть уважительные причины. Такими причинами могут быть любые внешние обстоятельства, которые не зависят от нашей воли. Болезнь человека, когда он вынужден соблюдать постельный режим. В этом случае его должны после службы посетить родные или друзья-прихожане и принести ему из храма просфорку или то, что в данный праздник освящалось в храме: яблоко, вербу, Крещенскую воду или пасхальное яичко.
Важной причиной являются также обязанности по уходу за больным родственником или другом, когда его нельзя оставить одного. К важным причинам относятся также обязанности по работе или службе. Если рабочий день совпал с церковным праздником, это, конечно, неприятно для Православного человека, но его греха здесь нет. Надо зайти в храм до работы или после и подать записочку на поминовение о здравии (можно накануне).
То, что вы трудитесь во время праздника на работе, не является грехом, так как это от вас не зависит. Но если вы работаете дома: делаете ремонт своей квартиры, или стираете в праздники, или трудитесь в это время на огороде - это грех. Человек обязан трудиться шесть дней в неделю, а седьмой день посвящать Богу, то есть отложив все свои повседневные дела, подумать о своей душе. В Ветхом Завете этим днем была суббота, для христиан этим днем стало воскресенье, так как Господь в этот день воскрес из мертвых.
Но и в этих правилах надо избегать фарисейства. В воскресный день можно трудиться, но не ради пропитания, а для души, когда необходимо исполнить заповедь о любви к ближнему, которая превыше всех законов и пророков. Допустим, посетить в воскресный день больного и убраться в его квартире, или еще каким-то трудом послужить Ему. Помочь помыть храм после службы в воскресный день также является богоугодным делом.
Так что вам не надо увольняться с работы, а радоваться тому, что два самых великих праздника - Пасха и Рождество - всегда приходятся на выходные дни, тем более что службы на них совершаются ночью.

Часто бывает, что едешь в автобусе, а рядом разговаривают и пересыпают речь матом, молодые и старые, никого не стесняясь. Мне кажется, что христианин в такой ситуации не должен молчать. Я говорю: "Знайте, что сквернословы не наследуют Царствия Небесного. Вы оскорбляете Пресвятую Богородицу и свою маму". Такие слова действуют ошеломляюще, обычно помогает. Правильно ли я поступаю?
Раба Божия Людмила , г. Самара

Вы поступаете правильно, когда берете на себя труд обличать нечестие людей. Самое главное, чтобы в вашем сердце не поселилась гордая фарисейская мысль, что вы чем-то лучше тех, кого обличаете

Можно ли работать в церковные праздники
Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники, попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru.

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много – 12. Остальное – это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) – 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

Существуют особенные праздники, в которые нельзя заниматься какими-то конкретными делами. Эти действия не приводят к добру, поэтому следует знать, о чем идет речь.
Величайший православный праздник Рождество

В этот день следует остаться дома или пойти в гости к близким родственникам. Это семейный праздник. В этот день не нужно ходить на охоту и вообще в любые походы – может случиться несчастный случай. Категорически запрещается в этот день шить, есть такая примета, что это приведет к слепоте одного из членов семьи.
Сретение

На Сретение, когда зима встречается с весной нельзя уезжать, переезжать и вообще стоит отложить любые дела, связанные с поездками, особенно дальними. Кроме того, на Сретение часто пропадают люди, поэтому будьте внимательны, а лучше останьтесь в этот день дома.
Благовещение

По Благовещение есть такая примета, что в этот день «девушка косы не плетет, птичка гнездышко не вьет». И действительно, не стоит в этот день делать прически. Оставьте волосы распущенными. Также не стоит проводить любые процедуры, связанные с волосами на голове или на теле. По приметам, если не соблюдать это правило, то можно потерять любимого человека.
Ильин день

В Ильин день нельзя купаться в реках и озерах. Вообще в этот день на Руси официально прекращался купальный сезон. Считалось, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. А именно этот день является самым опасным для купальщиков.

В день главы святого Иоанна православные не пользуются ножами, пилами, топорами и другими острыми предметами. Если в этот день нужно готовить, то хозяйки заготавливают продукты накануне. То же и с нарезкой хлеба и любых других продуктов. Особенно нельзя разрезать круглые предметы – арбузы, дыни, круглые головы сыра и хлеба. Это принесет несчастье.

Все эти суеверия возникли в народе многие века назад, но сегодняшняя православная церковь очень скептически относится к этим суевериям. Пользование острыми предметами в праздник Усекновения головы Иоанна Предтечи, распущенные волосы в Благовещение, а также многие другие народные поверья считаются ложными. Церковь воспринимает их как заблуждения, которым не стоит следовать. Это суеверия, которые не имеют ничего общего с православием.

С другой стороны народная мудрость, собранная годами, не может быть ложной. Даже если вы не верите в приметы и суеверия, лучше избегать описанных выше действий в определенные дни, ведь, как говорится, береженого Бог бережет.


Top