На что клад в семье лад. Районная пресса Псковской области

А.Г. Ивановой, матери четверых детей, довелось поработать и трактористом, и токарем

Для каждого человека семья – начало начал. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как переходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, давали особый смысл ее существованию.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющая ее членов. Недаром в пословицах и поговорках говорится, как хорошо себя чувствует каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба. Яркий пример этому семья Ивановой Александры Гавриловны, многодетной матери, жительницы деревни Окни нашего района.

В апреля будущего года у этой достойной женщины юбилей – 90 лет! И рядом с ней постоянно кто-то из детей и внуков. В преддверии весомой даты и 1 октября – Международного дня пожилых людей я побывала у нее в гостях.

О своем предстоящем юбилее Александра Гавриловна отозвалась так:

Сижу иногда и думаю – неужели я столько прожила? За 90 лет много пришлось пережить, и плохого, и хорошего. Самое плохое – это, конечно, война. Но хорошего было больше. Работа, семья большая, с мужем всегда ладили. Сейчас дети не оставляют одну, помогают, жалеют.

Доброжелательность и житейская мудрость отличают эту удивительную женщину. Она добра, приветлива и гостеприимна. Александра Гавриловна старается с радостью встречать каждый новый день. А за плечами у нее жизнь, полная различных событий. Оглянувшись назад, ей есть о чем рассказать.

…Александра Гавриловна родом из деревни Мошарино Новосокольнического района Псковской области. На годы ее молодости пришлась война. С июля 1941 года по февраль 1944 года находилась в оккупации, принудительно была вывезена немцами в трудовой лагерь, имеет статус узника концлагеря. «Было страшно, голодно, холодно», - тяжело и больно вспоминать об этом женщине. Все это выстрадано, вынесено на хрупких женских плечах.

После войны все создавать заново пришлось, - говорит она. – Вот и отправили меня в Новосокольники, где я выучилась на тракториста. Проработала шесть лет трактористом-учетчиком в тракторной бригаде. Освоив новую профессию, три года трудилась в мастерской токарем.

Труд везде был ручной. Работали за трудодни. Было тяжело, но люди работали по-боевому, с верой в светлое будущее. И трудно оценить, что было легче: воевать или восстанавливать города и села.

В 1947 году вышла замуж. С мужем Павлом Антоновичем хоть и небогато, но дружно прожили больше тридцати лет. Трудились. У них было небольшое хозяйство, огород.

Большая трудовая жизнь женщины прошла в местном колхозе. Здесь с 1959 года до самой пенсии она проработала дояркой. Да и на пенсии еще несколько лет отдала работе. Бесспорно, она достойна тех наград и почетных грамот, которые получила за свой труд.

Времена были тяжелые, жизнь не баловала. Александра Гавриловна родила четверых детей (один сын, к сожалению, в последствии умер), теперь у нее два внука, две внучки и две правнучки, старшая – Даша – в этом году пошла в первый класс. Сначала детям, чем могла, помогала, теперь они отдают свой долг.

Детьми своими и внуками я довольна, они моя радость, - делится женщина. – Звонят очень часто, о здоровье спрашивают, в гости приезжают. Ради этого стоит жить!

Конечно, годы берут свое. Но жизнь продолжается. Сейчас Александре Гавриловне трудно одной в своей квартире в деревне Окни, поэтому она живет по очереди у дочерей. Этим летом приехала к старшей – Лидии Павловне Куценко в деревню Старосокольники.

Лидия Павловна здесь живет летом, со своим мужем семь лет потратили на благоустройство старого дома и участка: переоборудовали веранду, снесли пристройки. Теперь кругом красота, чистота, идеальный порядок. Это достойный пример для окружающих. Честь и хвала хозяевам!

Визит корреспондента стал для обитателей этого теплого и уютного дома сюрпризом.

Не ожидали, - такой была реакция дочери. - Живем, как все. Ничего выдающегося за собой не замечали.

Редакция желает уважаемой Александре Гавриловне Ивановой здоровья, встретить свое 90-летие в кругу семьи, еще долгих лет жизни. Чтобы в таком же хорошем настроении, в окружении детей, внуков и правнуков встретила она свой вековой юбилей.

Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Родные Александры Гавриловны адресуют теплые слова благодарности людям, которые всегда готовы прийти на помощь пожилой женщине. Достаточно одного слова, телефонного звонка – и они уже рядом.

На что и клад, коли в семье лад.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "На что и клад, коли в семье лад." в других словарях:

    См. То и клад, что в семье лад …

    Что за клад, коли все на разлад. То и клад, что в семье лад. См. ОДИНОЧЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой. На своем пепелище и курица бьет. И в Польше нет хозяина больше. Тишь да гладь, да Божья благодать. Тишь да крышь, мир да благодать Божья. Где мир да лад, там и Божья благодать. На что и клад, коли в… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Одна пчела немного меду натаскает. Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь. Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Две головни и в поле дымятся (курятся), а одна и в печи гаснет. Семья воюет, а один горюет. Семьею и горох молотят.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия

    КЛАСТЬ, кладывать что (ладить и нем. laden?), полагать, помещать вещь лежмя; валить, сваливать; выпускать из рук, не роняя; укладывать, раскладывать. гл. класть пополняется, для совершенного вида, гл. положить. Станешь класть дрова в поленницу,… … Толковый словарь Даля

    ЛАДИТЬ, лаживать что, излаживать; прилаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготовлять, чинить, приводить в порядок и запросто делать; налаживать, строить музыкальное орудие. Ладь соху, скоро пахать. Ладить обед, чай. Ладить свадьбу,… … Толковый словарь Даля

    Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия

Адресат - обучающиеся 7 класса.

Актуальность . В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего многообразия окружающего мира, который влияет на подростка, особое значение имеет круг самого близкого общения, родители и близкие люди, то есть семья. Именно семья является источником и звеном передачи подростку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Итак, можно с полным правом считать, что семья является важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.

Подростковый возраст – это период в жизни человека, особенно чреватый конфликтами, время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. У подростка много проблем. Он задает себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?» Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе. Семья оказывает огромное воздействие на формирование личности ребенка.

Таким образом, проблема повышения статуса семьи, её авторитета остается актуальной и сегодня.

Данный классный час решает следующие воспитательные задачи:

Содействие объединению представителей трех поколений семьи (детей, родителей, бабушек и дедушек)

Формирование чувства гордости за свою семью;

Формирование чувства ответственности перед семьей, чувства долга;

Развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников;

Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

На классный час приглашаются родители, бабушки и дедушки учеников. Все присутствующие делятся на группы по 6-7 человек.
Содержание занятия.


  1. Вступительное слово классного руководителя .(5 минут)
На что и клад, коли в семье лад. Это известная пословица. А что значит слово «ЛАД»? Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «ЛАД В СЕМЬЕ»? (Выслушиваются варианты ответов)

Сегодня мы будем говорить о том, про какую семью можно сказать, что в ней «царит ЛАД»

Каждый человек стремится создать семью. И каждому хочется, чтобы его семья была счастливой. А что значит «счастливая семья»? Как построить отношения в такой семье? Сегодня мы вместе постараемся ответить на эти и другие вопросы.


  1. Работа в группах (5 минут)
Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры. Задание: записать признаки «ладной» семьи. На доске признаки такой семьи (уважение, взаимная любовь, заботливость, верность, дружба, согласие, искренность, предупредительность, терпимость, умение прощать, совместное решение проблем, материальный достаток, наличие детей, доброта). Можно добавить свои признаки.

По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает получившиеся характеристики счастливой семьи.


  1. Игра «Работаем дружно» (10 минут)
Члены каждой счастливой семьи много работают. Как должны распределяться обязанности в семье? Каждая группа распределяет виды домашней работы между членами семьи. Выдаются карточки для каждой группы одинаковые. Каждая группа защищает отстаивает свою точку зрения.

Материал для карточек



Мытье обуви

Мытье посуды

Мытье пола

Пылесосить

Стирка

Вытирать пыль

Уход за комнатными растениями

Носить воду

Покупка продуктов

Выносить мусор

Носить дрова

Кормить кошку

Чинить носки

Гладить белье

Готовить завтрак

Готовить обед

Готовить ужин

Прибить полку

Поставить новогоднюю елку

Наряжать елку

Заниматься с малышами

  1. Игра «Клубочек комплиментов» (10 минут )
В известной песне Булата Окуджавы есть прекрасные строки:

«Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты»

А говорить комплименты надо учиться. Сейчас мы этим и займемся. Каждая команда получает цветную нить. Первый участник начинает наматывать клубочек и говорит комплимент своему соседу, передает ему клубок, следующий повторяет действие и говорит комплимент своему соседу. Например: «Алеша мне нравится, потому что он всегда говорит правду» или « Настя мне нравится, потому что у неё ласковая улыбка». Так по кругу наматывается клубок. Последний участник возвращает клубок тому, кто произнес ему комплимент и повторяет его слова. Например: «Катя мне сказала, что я ей нравлюсь, потому что всегда мирю подружек и не даю им ссориться». Каждый клубок возвращается к первому игроку.

Участники делятся впечатлениями от игры. Обсуждают, можно ли так играть дома, в семье.


  1. Игра «Строим дом» (!0 минут)
Бывают в жизни семьи счастливые моменты, когда вся семья собирается вместе и есть свободное время. Как его провести? Есть много игр. Это прятки и жмурки, догонялки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых и малышей, делают их ближе и роднее. Подобные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости обеспечен всем. Дети в восторге, что родители проводят с ними время, а взрослые не прчь окунуться в детство.

Возьмите большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте всей семьей к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Такая "рисовальная" игра хороша еще и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес детей разгорится с новой силой. А рисовать

можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует ваших деток. А можно вместе прочитать что-нибудь интересное, а потом это нарисовать и сделать из этого игру-бродилку!

А сейчас есть предложение каждой группе построить свой дом для семьи. (Каждая группа на листах ватмана «строит» дом.


VI . Рефлексия.

Предлагается каждому участнику нарисовать свое настроение, выразить отношение к теме, ходу занятия с помощью смайлика, нарисовав его на доске.

Заключительное слово учителя.

Закончить классный час хочется словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Литература:


  1. Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.

  2. http://www.deti-pogodki.ru/pogodki/detail.php?ID=1283

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих... Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

Все мы в детстве мечтаем. Мечтаем о счастье. Счастье каждый представляет себе по-разному.

Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…

Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…

И мы должны быть вместе.

А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.

И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня. Правда?

Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь. Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было. Где больно: слёзы, обиды и разочарования.

Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье. Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжёлый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное "Лад" ?

Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?

"Не надобен клад, коли в семье лад" , читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.

Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.

А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…

Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на "вчерашний день": обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.

У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.

В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.

Это к-ра -сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.

Лад в семье — это лад "семи — я", сложенный из лада в душах каждого в семье.

Ладные семьи — костяк сильных Родов.

Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.

А старшие поколения с младшими непрерывной нитью лада соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.

С древнерусского "Лад " значит "согласие", а ещё точнее "взаимодействие".

Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.

У Даля читаю: "Ладом" — "порядком, толком, путём, дельно" .

Слово "Лад" значит ещё "любовь". Ладо, Лада называли так суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. "Лады всего дороже ", "Ладый мой, не жури меня ".

От слов этих бережность идёт, нежность, уважение и чистота.

Ладная семья обережённый свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.

Слово "Лад" вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.

Богиня Лада — это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога. Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов. Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды. Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.


Top