Профилактика нарушений прав ребенка в семье. Основные права детей и их нарушения в российской федерации Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.

«Счастье дается только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Угрозы в его адрес в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,

Жилья, образования, медицинской помощи;

Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

«трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны

подтвердить опасения:

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

Предположение подтверждается (не подтверждается);

Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

Индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

Определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Используемая литература:

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

Диагностика проводится в три этапа. 1-й этап. выявление детей, имеющих те или иные пси хологические проблемы.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обыч но испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неурав новешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведе ния диагностики - экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

Многочисленные отечественные и зарубежные психо логические исследования показали, что права детей чаще нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя ску ченность порождает большую нервозность у всех членов се мьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребен ка на образование и индивидуальное развитие его способно стей. К тем же результатам приводит и невысокий образо вательный статус родителей.

Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою оче редь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Отмечается также снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении числа детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей обычно вниматель нее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на се мейные ценности, тем не менее отношение родителей к де тям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Мно годетные родители редко помогают детям преодолевать труд ности в обучении.

При увеличении размера семьи в первую очередь страдает развитие речи детей. Когнитивное развитие детей, незави симо от их пола, связано с интеллектуальными характерис тиками отца и его авторитарностью в семье.

Итак, при первичном знакомстве с семьей необходимо предложить родителям заполнить анкету, которая отразит г социальные параметры жизни данной семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска. Подчеркнем еще раз, что к числу объективных оснований относятся: тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, непол нота семьи, многодетность

2-й этап. выявление родителей, нарушающих права сво их ДЕТЕЙ, ТО ЕСТЬ ПРИМЕНЯЮЩИХ К НИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИ ХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

С этой целью проводится диагностика агрессивности ро дителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье. При приеме детей в дошкольное учреж дение родителям предлагалась следующая анкета для выясне ния их общего отношения к физическим наказаниям.

анкета для родителей

Наказания происходят потому, что...________________________________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда он...____________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве?

Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на кру пу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другие ____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?

_______________________________________________________________________

Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В вашей семье?__________________________________________________________

Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________________________

В жене (муже)? _________________________________________________________

В родителях?____________________________________________________________

В себе самом?___________________________________________________________

Затем родителям, у которых выявилось неадекватное от ношение к использованию физических наказаний, предлагал ся опросник Басса-Дарки (см. приложение). Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но в данном случае были выбраны только те шкалы, с помощью которых мож но оценить, насколько агрессивны родители.

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

Всего 44 вопроса.

Время заполнения опросника - 10-15 минут. Время заполнения анкеты 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занима ющимися воспитанием ребенка. В полной семье методики заполняют оба родителя.

показатели нарушения прав ребенка :

Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.

Констатация факта использования физических наказа ний.

Оценка частоты использования физических наказаний в анкете - 2 балла (что соответствует их применению «в ис ключительных случаях») и выше.

По результатам этой диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка.

3-й этап. диагностика особенностей семейного воспи тания И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ В ТЕХ СЕМЬЯХ, ГДЕ НА РУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ.

Здесь используется методика определения родительских установок и реакций (по методике PARY). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жиз ни и воспитания детей (см. приложение).

Время заполнения опросника - 25-40 минут.

Методика PARY, помимо шкал, в которых констатиру ются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отноше ния. Поэтому она дает возможность провести многосторон нюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей и провести коррекционную работу с опо рой на эти сильные стороны.


Рогожина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №8 г.Красноармейска

Основополагающий вопрос

Почему говорят, что яблочки от яблони недалеко падают?

Учебная тема

Семейное право

Цель работы

Анализ положения ребенка в семье, взаимосвязь и взаимозависимость между нарушением прав подростка родителями и противоправным поведением подростков.

Решаемые задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую, юридическую и публицистическую литературу по проблеме нарушения прав ребенка.
  2. Раскрыть сущностные характеристики противоправного поведения, выявить его причины.
  3. Выявить степень защищенности подростка в семье на основе анализа его семейного положения.

Проблема нарушения прав ребенка в семье

Важность проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными нуждами во многих странах хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права детей, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям.

Насилие по отношению к детям является следствием того подчиненного, зависимого от взрослых положения как в семье, так и в обществе в целом, которое ребенок всегда занимал ранее и продолжает занимать в настоящее время.

Ребенок порой оказывается очень удобным, а подчас и единственным возможным для родителей объектом демонстрации своей власти и контроля. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их основными нуждами представляет собой устойчивое социальное явление, которое присутствует в любом обществе, поскольку порождается его природой.

Как и преступность, насилие в семье не может быть уничтожено полностью, но распространенность его можно и нужно свести к минимуму. Существует ряд социологических теорий, используя которые можно прогнозировать распространенность жестокого обращения с детьми в обществе.

Современная социология выделяет три основных фактора, способствующие возникновению семейного насилия:

  1. кризис морали, когда нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям в обществе, а новые еще не распространились;
  2. кризис культуры, когда массовая культура утверждает как основные символы успеха те ценности, доступ к которым для подавляющей части населения жестоко ограничивается структурой общества;
  3. несоответствие доли общественных благ, получаемых каждым членом общества, его личным качествам и способностям.

Все указанные выше факторы характерны для нынешнего периода России. Еще одним обстоятельством, способствующим росту распространенности жестокого обращения с детьми в нашей стране, являются ошибки государственной социальной политики. Неадекватные ситуации в стране, ослабление системы государственного контроля и регулирования производства и потребления спиртных напитков привело к беспрецедентному росту злоупотребления алкоголем. По зарубежным данным, более 80% детей, страдающих от жестокого обращения и пренебрежения своими нуждами, живут в семьях алкоголиков и наркоманов. В России около 2/3 тяжких насильственных преступлений, убийств и изнасилований совершается в состоянии алкогольного опьянения. Отказ от принудительного лечения алкоголизма, сокращение сети государственных наркологических учреждений лишило семью возможности защититься от произвола злоупотребления алкоголем отца или мужа.

На сегодняшний день дети, пострадавшие от насилия в семье, могут обратиться в реабилитационные центры, психологические консультации, социальные службы, по телефонам «горячей линии» и, конечно же, в органы МВД и прокуратуру. Прямым показателем семейного неблагополучия является число детей, оставшихся без родительского попечения. В 1999 году таких детей было выявлено около 600 тысяч.

Новый Семейный кодекс обязывает всех граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать о них в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Однако та же статья Семейного кодекса предусматривает ответственность только руководителей воспитательных, лечебных, социальных учреждений, в которых находятся дети, лишившиеся родительского попечения, и только за несообщение сведения о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. Таким образом, вступление в силу этого кодекса не улучшает положения дела о выявлении детей, подвергающихся насилию в семье.

В Уголовном кодексе РФ уголовная ответственность предусмотрена за недонесение только о тяжких преступлениях, тогда как побои, даже истязание к таким преступлениям не относятся. Более того, от этой ответственности освобождаются близкие родственники правонарушителя. Факты свидетельствуют, что женщины достаточно часто стремятся защищать интересы мужей и сожителей, а не детей. В значительной мере выявление детей, пострадавших от жестокого обращения, и последующее оказание им помощи затруднено недостатком знаний по правовым вопросам.

Подводя итог, можно заключить, что в России сложилась неблагоприятная ситуация, когда при росте распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами фактически отсутствует эффективная система выявления пострадавших детей и оказания им необходимой помощи. По моему мнению, выходом из этого положения является создание государственных центров по защите детей от насилия. Существующие в настоящее время специализированные учреждения из-за сохраняющейся ведомственной разобщенности не могут оказать такой помощи. При реализации социальных программ всегда возникают две трудности:

  • отсутствие финансирования;
  • нехватка специалистов.

Именно из-за отсутствия специалистов многие новые социальные учреждения для детей работают недостаточно эффективно. В такой ситуации особое значение имеет обеспечение надлежащих качества и компетентности оказываемой помощи. Добиться этого применительно к рассматриваемой проблеме можно путем разработки программы деятельности центров по защите детей от насилия.

Причины противоправного поведения подростков

«Трудный ребенок, - писал В.А.Сухомлинский, - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом … Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей».

В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведениям как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, и в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. Отсюда отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов, и как результат – переход на преступный путь. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводятся стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Следует также учитывать следующее:

  • большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
  • в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
  • особенно острое состояние неопределенности своего положения и ближайшего будущего в неполных семьях;
  • группы, в которые уходит подросток или ребенок, в основном играют роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак) как бы заменяет отца или старшего брата.

Современные политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста правонарушений, особенно среди порастающего поколения. Дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Этому способствовали следующие факты:

  • разводы. За последние 20-30 лет их было в среднем до 900 тысяч ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 1 миллион детей-полусирот.
  • рост социально-психологической напряженности в обществе, порождаемый экономической и политической нестабильностью и, как следствие, межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети).
  • неправильное, нестабильное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 10-15%.
  • ухудшение демографической ситуации.

К условиям способствующим преступности несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:

  1. безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей. Нередко причиной тому является занятость родителей.
  2. безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного реагирования на правонарушение нередко формирует убеждение во вседозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правонарушения (по данным исследований, до 65% несовершеннолетних, совершающих преступления, надеялись на безнаказанность).
  3. проблемы в правовом воспитании подростков.
  4. рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей.
  5. вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны взрослых преступников.
  6. длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подростков.
  7. резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций.

Анализ положения ребенка в семье и меры по профилактике противоправного поведения подростков

Для того чтобы проанализировать положение ребенка в семье и предложить возможные меры профилактики правонарушений среди подростков, мною было проведено анкетирование в 8-11 классах и получены следующие результаты:

  • только у 40% учащихся существуют открытые взаимоотношения с родителями, тогда как у 60% учащихся таких взаимоотношений нет;
  • 73% учеников ограничение свободы (экономической, поведенческой) тяготит, тогда как 27% ученикам в семье предоставлены такие свободы;
  • конфликтные ситуации присутствуют в отношениях с родителями у 68% учащихся; у 32% учащихся конфликты случаются очень редко;
  • 35% учащихся пишут, что их проблемы, интересы и даже вредные привычки не интересуют родителей или они не обращают внимания и им все равно.

Таким образом, проанализировав результаты проведенного теста, я пришла к выводу, что на сегодняшний день проблема положения ребенка в семье стоит наиболее остро. И по моему мнению, дело в неправильном подходе родителей к воспитанию детей, незнании подростками своих прав и неумении их использовать, в упадке нравственности, в стремлении найти более легкий путь достижения намеченной цели. Отсюда, наряду с бродяжничеством, агрессивным поведением наблюдается рост преступлений несовершеннолетних. Многие подростки хотели бы больше времени проводить с родителями, в кругу семьи, но из-за большой занятости взрослые не могут уделить лишней минутки для общения со своими детьми, что способствует отдалению подростков от родителей и непониманию. Возникают ссоры, разногласия и в большинстве случаев даже насилие (моральное и физическое).

Выводы

Незнание детьми своих прав и свобод играет определенную роль в их положении и отношении к ним не только в семье, но и в обществе. На мой взгляд, систематическое изучение своих прав и свобод даст детям большую свободу в своих действиях и большую защиту от любого насилия как в семье, так и за ее пределами.

Я вижу основные направления профилактики преступности несовершеннолетних в: охране прав и законных интересов несовершеннолетних граждан; морально-нравственном оздоровлении среды обитания несовершеннолетних; вовлечении несовершеннолетних в производительный, профессионализированный и хорошо оплачиваемый труд; развитии школьного самоуправления и широкого использования в обучении и воспитании «деловых игр» и тому подобное.

Организация: ГБДОУ№75 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И. Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений. Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.

Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.

Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.

Детско-родительские отношения широко изучались в разные времена. Современные ученые в своих исследованиях также часто обращаются к данному вопросу. Изучив ряд литературных источников, мы увидели, что в них недостаточно подробно рассматривается взаимосвязь между стилем воспитанием и соблюдением прав ребенка в семье.

Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.

Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит. Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.

Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания - все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.

Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.

Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей. При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность. А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.

Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье. Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным. Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.

Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.

При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.

Литература по правовому образованию дошкольников (Документы)

  1. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РФ «О защите прав ребенка».
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  6. Конституция РФ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  8. Областной закон «О защите прав ребенка».
  9. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.
  10. Т. Доронова Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье /Дошкольное воспитание, №8 – 2001.
  11. Т. Доронова О взаимодействии ДОУ с семьей /Дошкольное воспитание, №3 – 2000.
  12. О. Борисова Правовое образование дошкольников /Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  13. О. Петрова Практикум по правовому воспитанию / Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  14. С.С. Агешкова Золотой ключик или от чего надо защищать детей / Дошкольное воспитание, №6 – 2001
  15. В.Э. Бауэр Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори М., 2002.

Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.

Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
    щите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  1. трансляция родителям положительного образа ребенка
  2. работа по коррекции детско-родительских отношений.
  1. Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
    взрослыми.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.

Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.

Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:

Использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;

Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;

Рисунки детей на тему «Мои права».

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.

С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» - результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!


Top