Внедрение триз в познавательную деятельность дошкольников. конспект экологического занятия с элементами триз

ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между – значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно – экспериментальной), бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определила цель и задачи:

Цель : создание условий для экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

    Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;

    Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

    Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов , я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них:

- Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.

В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения.

На примере животных:

    Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

    Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

    Олень большой, а заяц маленький (размер)

    Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

    Петух - птица, а кошка - животное (вид)

В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим» .

Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной , фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож? », «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

В старших группах эти сравнения усложняются.

- Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)

Очень интересный

- Прием фантастическая аналогия . Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

- Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.

Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы…..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.

- Метод «Системный анали з» . Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали:

Зайчонок - заяц - зайчище

Волчонок - волк - волчище

По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

- Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют.

Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности – это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли.

Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы.

Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.

Опыт работы воспитателя детского сада. Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

Проблема экологии в настоящее время является одной из самых важных для существования жизни на Земле.
В литературе есть масса советов, как рассказать детям о том, что происходит в природе и чаще эти знания даются детям в готовом виде – «так было и так есть», а не добываются самими детьми, как это советует ТРИЗ. При решении задач, составленных на экологических противоречиях, опираясь на полученные знания можно сделать свои выводы. Получая новые и закрепляя старые знания, но уже на понятийной основе, дети и взрослые глубже понимают все происходящее в природе, в окружающем их мире.
Все дошкольные работники знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Первая и главная задача педагога сначала заинтересовать детей объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Такая же задача стоит и в работе с педагогами: сначала заинтересовать данной технологией, а затем уже приступать к ее изучению.
Все знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками. В окружающей нас природе, да и в жизни их так много, что мы разгадываем их всю свою жизнь. Но чаще всего не задумываемся над тем, как задачу выживания решает человек, то или иное животное, и даже растение, а предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений, что, как нам кажется, мы знали всегда.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
В основном все это возможно в процессе наблюдения. Развитие способности к наблюдению дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать новое о животных, растениях, о явлениях неживой природы. Наблюдения могут быть кратковременными, в течение нескольких минут, и более длительными, на протяжении нескольких дней. В процессе кратковременных наблюдений дети подмечают внешние особенности объектов, например, окраску цветов и величину листьев у растений, способ передвижения животных и издаваемые ими звуки, свойства снега, земли, песка. Длительные наблюдения позволяют прослеживать последовательность смены сезонов, развитие растений из семян, за ростом домашних животных. Можно также с помощью компьютерных технологий наблюдать за объектами, недоступными нам в данное время. Для этой цели мы используем системный подход к окружающему миру. В процессе творческого освоения любого нового материала перед детьми возникают две последовательные задачи:
распознавать явления (объект), его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения;
описать его, объяснить причину и способ существования.

Дети получают возможность наблюдать, как меняется объект с течением времени. Для этого мы также используем системный оператор.
«Системный оператор»
Условные обозначения:
Ф – функция

С – система
ННС – над… надсистема
ППС – под… подсистема


С его помощью решаем следующие задачи:
учим видеть в целом части объекта и наоборот;
прошлое и будущее системы и ее частей;
выделять основные и вспомогательные функции (свойства) системы;
учим оперировать экранами системного оператора при рассматривании реальных и создании фантастических объектов.
Поскольку в процессе наблюдений чаще всего изучение объекта ведется путем сравнения по цвету, форме, размеру, свойствам, функциям с уже известным объектом, систематически используем для этого прямую аналогию.
На занятиях и в повседневной жизни наши воспитанники с удовольствием играют в игры «В стране похожестей», «С чем сравним», «Что похоже на фрукты и овощи» и другие.
Играя, ребенок легко, быстро и творчески, незаметно для себя усваивает новые и применяет уже полученные знания. С целью ознакомления с объектами или явлениями природы мы даем возможность потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, то есть ощутить на себе непосредственное воздействие предметов и явлений окружающего мира. Например, состояние погоды дети воспринимают на прогулках, свойства воды изучают в процессе умывания.
Постепенно конкретные представления об объекте, погоде дошкольники начинают обозначать символами. Это уже графическая символическая аналогия. Этот метод можно закреплять в играх «Найди свой домик», «Найди похожее», «Чья тень?», «Подарки», «Что спряталось на поляне?». В ходе этих игр дети ассоциируют реальные изображения овощей, фруктов, цветов, животных с геометрическими фигурами, находят их изображение в теневом варианте.
С помощью различных приемов разрешения противоречий мы решаем такие проблемы: как можно погулять в дождливую погоду, чтобы не намокнуть,; в морозный день, чтобы не замерзнуть; что делать, если двор осенью завален листьями, а зимой снегом; что делать, чтобы не обгореть на солнце, не заблудиться ночью и другое.
С помощью игры «Хорошо-плохо» стараемся в любом объекте найти положительные и отрицательные стороны, качества. Например: дождь - это хорошо или плохо?
Хорошо:
Напоит растения, птиц,
будет не так жарко,
смоет пыль и грязь с деревьев

Плохо:
Будет грязь,
нельзя поиграть на улице с друзьями,
скучно, серо на улице осенью в дождь
Используем приемы эмпатии (способность к сопереживанию) при чтении литературных произведений. Дети представляют себя в образе птичек, деревьев, цветов, учатся слышать природу.
Наших воспитанников привлекает экспериментирование. И вот здесь очень уметен метод моделирования маленькими человечками. Дети уже в образе жидких, твердых и газообразных человечков изображают объект, предмет, явление.
Методов и приемов использования ТРИЗ в изучении экологии дошкольниками очень много. Это только некоторые из них, но и они очень важны в развитии малышей.
Такова ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Семьею нужно дорожить! Право на жизнь и воспитание в своей семье. Правовое воспитание дошкольников. Без семьи надежной людям не прожить помните! Право на отдых. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Игры для дошкольников» - Моторика. Зачем? 7.Режиссёрская игра. Структура сюжетно-ролевой игры. Ранний возраст. Речевые функции. Виды высказываний. Словно горе с надеждой Позовут из окна... Колокольней нездешней Ольга Игоревна... Экспериментирование с языком, знаковыми системами. Кудинова Юлия. Р.тел. 66-50-72. Родитель. Х. Ребенок.

«Развитие памяти у дошкольников» - Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Задачи: Влияние коррекционной работы на процесс развития произвольной памяти. Условия проведения диагностического обследования: Особенности развития памяти детей с ЗПР. Требования к дидактическим играм: Следствия нарушения памяти: Комплекс игр.

«Экология для дошкольников» - Экологическое воспитание через ознакомление дошкольников с живой природой. С праздником 8 МАРТА. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. Объектом исследования является психологическое здоровье выпускников дошкольных образовательных учреждений и младших школьников. Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» Лампен Д.

«Нравственное воспитание дошкольников» - Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Изменилось и отношение людей к Родине.

В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальные знания о природе и лучше это сделать в форме интересной игры. С этим очень хорошо справляется технология ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание.

Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика» .

Цель: развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.

Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста, которые возможно использовать в экологическом воспитании

Название игры, описание

Цель игры

«Чем был - чем стал»

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

Ход игры:

Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей)

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства

"Хорошо-плохо"

Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

"Робинзон Крузо"

Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

Ход игры:

В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

"На что похоже"

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

В : На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика, кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

«Да – нет»

Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок

«Черное-белое »

Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)

Развитие представлений о взаимосвязях в природе

«Что-то для чего-то»

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами

«Сказка наизнанку»

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции

«Теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик:

Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Бабочка. А ты кто?
- А я Синица. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

(У меня есть крылья, я умею летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения

«Найди друзей»

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Обучение сравнению разнообразных систем

«Если бы я был…»

Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

«Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов.

Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики

«Найди целое и части»

Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.

Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть

«Найди главное»

Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы:

Лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих

«Что с чем связано»

Дерево - вода (без воды дерево жить не может).

Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Учить находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.

«Назови предмет по свойствам»

Звонкий + Громкий =

Пушистый + Серый =

Усложненный вариант:

Гладкий + Серый + Тихий =

Белый + Съедобный + Мягкий =

Красный + Легкий + Вкусный =

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

«Путешествие на машине времени»

Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.

закреплять знания об окружающем мире, о взаимосвязях в природе

«Природный мир бывает разный»

Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему.

познание и классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

В заключении можно сказать. Что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания, повысить их экологическую культуру.

Литература:

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7.

3. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.

4. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

5. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru


Экологическое воспитание средствами ТРИЗ – педагогики

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общихзаконов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности пред ней.

Системный подход.

Это возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ-педагогика.

Цель – подготовка к восприятию и решению задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуются сформировать определенный образ мышления.

Задачи экологического воспитания.

Понимание человеком самоценности природы.

Осознание себя как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

Формирование положительно-положительного отношения к окружающему миру.

Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

В большинстве программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется знаниям общеобразовательного цикла и недостаточно – воспитательным задачам. Но с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и главный смысл обучения – систематизировать знания, закреплять умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности.

Взрослые, часто неосознанно, стремятся внушить своим питомцам определенные представления и правила поведения. Детям остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. Однако мировосприятие ребенка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях.

Эта программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Программа состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с доступными их пониманию различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи - раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем».

В каждом разделе две части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Содержание материала одновременно является и системой сведений, которые должен усвоить дошкольник, и доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых формируется экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами детей и педагогов.

Средства ТРИЗ – РТВ – технологии в дошкольной практике.

Основные методы работы:

а) непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких блоков:

· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы – птицы – звери», «Цепочка», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.;

· Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Какой овощ (фрукт) ты съел»;

· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если», «Берегите природу» и др.;

· Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»);

в) системный анализ (игра «Волшебный экран»).

Формы организации работы.

Системный подход предполагает взаиомосвязь различных активных видов активной деятельностидетей: театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной, рекомендуем игры. Поэтому, им уделено особоевнимание. Следуем соблюдать следующие правила:

· не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

· не сдерживать двигательную активность детей;

· хвалить ребенка за успехи;

· не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.


Top