Подготовка несовершеннолетних к самостоятельной жизни. "программа подготовки воспитанников интернатного учреждения к самостоятельной жизни"

Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

Основные направления готовности:

  • 1) развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;
  • 2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;
  • 3) формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • 4) формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.
  • 5) комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.
  • 6) создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяет каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.
  • 7) создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.
  • 8) развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Инновационные процессы в образовательных учреждениях интернатного типа свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интересным и новаторским в этом плане являются:

  • 1) опыт создания реабилитационных центров с целью постинтернатной адаптации выпускников детских домов;
  • 2) расширение сотрудничества педагогических коллективов детских домов с коллективами ученых по решению проблем детей, имеющих отклонения в здоровье и психическом развитии;
  • 3) осуществление подготовки и переподготовки кадров с учетом требований новой практики и потребностей детей и их педагогов.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

  • - развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;
  • - создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;
  • - внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;
  • - внедрение здоровье сберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;
  • - расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;
  • - предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;
  • - укрепление экономической самостоятельности учреждений;
  • - создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;
  • - разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;
  • - внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;
  • - установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, авторизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная авторизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной авторизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде ровна.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:

  • 1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
  • 2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
  • 3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации, являются:

  • 1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
  • 2. способность к самоопределению;
  • 3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:

  • - создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
  • - коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе, социальную адаптацию;
  • - развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
  • - предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;
  • - пролонгированный характер сопровождения после выпуска.

С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

  • - сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;
  • - овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;
  • - развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов: (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника -- подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).

Органы занятости обязаны:

  • 1) принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
  • 2) провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
  • 3) при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;
  • 4) зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
  • 5) направлять на общественные и временные работы;
  • 6) предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

  • - расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;
  • - учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;
  • - повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;
  • - включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;
  • - сочетание индивидуальных и групповых занятий;
  • - моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;
  • - учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;
  • - моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.
  1. Организация воспитательной работы
  2. Модель путей осуществления поставленной цели.
  3. Критерии готовности детей к взрослой жизни

Введение.

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю. Социальные потрясения XX века стали причиной возникновения нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты -дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам.

По данным МВД России, в стране 2,5 миллионов детей-беспризорников, 700 тысяч инвалидов, 14 миллионов детей, у которых только один родитель, как правило, мать; растет число детей, рожденных вне брака.

90% воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами.

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью . Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей . Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым . При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным» . Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности . Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания . Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру .

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи :

  1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
  2. выстроить границы своего нового жизненного пространства .

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений . Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр .

Каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов? Это неопределенность их социального статуса . Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению . Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития . Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении .

Особенности психического развития , по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми . Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т . е . отношение к своему будущему . Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее . Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием . Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать . Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей . В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему . Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах;
  2. осуществлени медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития;
  3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений;
  4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство)
  2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи.
  3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни.
  4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи.
  5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу.
  6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.
  8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.
  9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений.

Методы для решения поставленных задач:

  1. теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
  2. изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
  3. опытно-экспериментальная работа,
  4. эмпирические методы, (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности,).

Способы решения поставленных задач.

  1. коррекционный. Основными задачами являются: корректировка показателей моделей деятельности участников воспитательного процесса; внесение изменений: в коммуникативные процессы, в инструкции и методики, в программу дополнительного социального воспитания в детском доме.
  2. конструктивно-организационный : создание личностных и коллективных условий воспитания социальной компетентности у воспитанников и повышения профессионального мастерства воспитателей (изменение режима дня, регламента воспитательного процесса, отработка взаимосвязей со школами и другими учреждениями социальной инфраструктуры, проведение мероприятий по оптимизации воспитательного процесса, дополнительных исследований проблем, сдерживающих процесс воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома и т.д.)
  3. итогово-диагностический . В задачи которого входит анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности участников воспитательного процесса; определение эффективности предыдущего этапа: экспертный анализ; анализ развития групповых процессов на основе индивидуальных показателей воспитанников; анализ на основе показателей модели социально-компетентной деятельности выпускника; педагогический анализ.

Показателем эффективности осуществления воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома является увеличение числа детей, имеющих оптимальный уровень социальной компетентности. Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной нами педагогической технологии на процесс адаптации подростков к взрослой жизни, на формирование их нравственно-моральных качеств.

Организация воспитательной работы должна идти поэтапно:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы, накопление эмпирического материала; определение цели обобщение полученного материала; разработка методики опытно-экспериментального исследования; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение новых программы; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов.

Для решения поэтапно данной проблемы необходимо:

1. медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнить понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявить и охарактеризовать основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно- практическая;

4. Определить условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Подготовка воспитанников детского дома

к самостоятельной жизни

Т.В. Гольцвардт

г.Осинники, Кемеровская область

Проблема подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами обеспечения жильем, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы. Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Каждое образовательное учреждение для детей-сирот ищет свой вариант решения этой проблемы. Наше образовательное учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности детского дома. Педагогический коллектив МКОУ «Детский дом», проанализировав проблемы постинтернатной адаптации своих выпускников и степень их успешности, принял решение о внесении изменений в организацию воспитательной работы учреждения, в частности – более качественной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Школа выпускника» составлена с целью создания условий для становления социально востребованной личности, способной к самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях.

Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач :

1. оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни;

2. защищать права и интересы выпускников;

3. оказывать помощь в получении образования, профессии, последующем трудоустройстве;

4. содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Программа предназначена для работы с воспитанниками детского дома, обучающимися в 8-9 классах и рассчитана на два года.

Главная идея Программы состоит в том, что преодоление трудностей и проблем, стоящих перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности, осуществляется при постоянной разумной поддержке педагогов детского дома, но с опорой на самостоятельность и стремление выпускника справиться с жизненными проблемами собственными силами.

В программе были определены следующие курсы:

    «Школа правовых знаний»;

    «Школа экономики»;

    «Школа самопознания и самоопределения»;

    «Школа здоровья»;

    «Школа молодого хозяина»;

    «Школа подготовки к выбору профессии».

Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов детского дома по сопровождению выпускников.

Проблема адаптации детей-сирот продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых низкий уровень правовой осведомленности. В связи с этим выпускники детского дома попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия. Лишь небольшое количество выпускников детских домов находят себе место в жизни. В связи с этим основной целью «Школы правовых знаний» является повышение правовой компетенции выпускников, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Экономическое образование особенно важно для детей – воспитанников детских домов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Повзрослевшие воспитанники не знают, как сделать элементарный поход в ЖКХ, домоуправление, в любую организацию. Они не умеют сделать элементарную покупку. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость дать им практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах детского дома. Целью экономического образования является развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Медицинское сопровождение выпускников одно из необходимых направлений деятельности в рамках Программы. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья.

Задачи «Школы выпускника»:

    Формировать навыки здорового образа жизни.

    Научить детей заботиться о своем физическом здоровье, навыкам физической культуры, неприятия отрицательных образцов поведения.

    формировать потребность в ЗОЖ, повышать престижность и ценность здоровья, как фактора жизнестойкости, успешности, активного долголетия.

Старший школьный и подростковый возраст – последний период пребывания детей в детском доме. Поэтому именно в этот период возникает потребность в разработке программы для формирования навыков ведения домашнего хозяйства. Проблема эта крайне остра. Детдомовец живет на полном государственном обеспечении. Его кормят, одевают, обучают в школе. Дети живут в среде себе подобных и совершенно не представляют себе реалии современной жизни. Главная беда в том, что они не видят нормальной семьи, где есть папа и мама, не видят, как строится иерархия семьи, как строятся взаимоотношения членов семьи, как распределяются обязанности среди них. Мальчики - детдомовцы не имеют перед собой мужского примера и вырастают, не умея делать в семье элементарную мужскую работу, а девочки – женскую. Выпускаясь из детского дома в самостоятельную жизнь, дети подобны улитке без раковины и абсолютно беззащитны.

Цель «Школы молодого хозяина» создание условий для формирования теоретических и практических навыков к самостоятельной жизни в социуме.

В жизни каждого воспитанника детского дома наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос выбора профессии является одним из центральных, т.к. он задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому очень важно оказать выпускнику, стоящему на пороге профессионального выбора, реальную помощь и поддержку, сориентировать на самостоятельную оценку своих личностных и профессиональных намерений и возможностей, т.е. обеспечить сопровождение его профессионального самоопределения.

Целью «Школы подготовки к выбору профессии» является содействие формированию профессионального самоопределения, осознанного отношения к выбору будущей профессии.

Апробирование данной программы началось в 2015-2016 учебном году и предполагает корректировку по мере выявления проблем в плане подготовки детей к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации.

Мы считаем, что результатом работы должно явиться снижение количества затруднений, связанных с профессиональной сферой. В ходе реализации программы выпускник должен научиться объективно оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

1. Существует противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием единого государственного документа (стандарта), определяющего объем знаний и умений, необходимых выпускникам детских домов для успешной социальной адаптации. 2. На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности, ее самоопределению. В приоритеты выходит социальная компетентность. 3. Контингент воспитанников детского дома представляет собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние травмирующих факторов, что способствовало деформации их психического и, в некоторых случаях, физического развития. 4. Условия вне семейного воспитания не являются естественными и влекут за собой искажение представлений о реалиях жизни, что существенно затрудняет социализацию воспитанников. Актуальность


Предполагает обеспечение преемственности, системности, взаимосвязи, а так же целостности процесса воспитания и развития детей в условиях детского дома; является основой для организации работы службы развития и воспитания детского дома; Позволяет дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни, подобрать оптимальные условия для реализации целей и выполнения миссии детского дома. Назначение Программы


1.Требования, предъявляемые государством и обществом к современному самостоятельному человеку. 2. Проблемы социализации выпускников детского дома. Анализ причин, затрудняющих интеграцию в общество выпускников детского дома. 3. Особенности контингента воспитанников детского дома. 4. Цели и задачи подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 5. Направления подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Разделы программы. 6. Ожидаемый результат подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 7. Мониторинг эффективности деятельности по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Структура Программы


«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,- сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Социальный заказ


1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье. 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке тру-да. 3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий). 4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение. 5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, не соблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность). 6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения. 7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье. 8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения. Проблемы социализации выпускников детского дома


1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; 3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Трудности социализации детей- сирот


Уровень когнитивного развития воспитанников недостаточный для успешного освоения ими образовательных программ, обучаемость детей снижена. Для многих воспитанников характерно недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, волевой регуляция своего поведения и настроения. Характерными особенностями личности воспитанников является не-адекватная самооценка, неспособности оценивать свои личностные качества, недостаточно высокий общий уровень принятия себя, уверенности в себе, тревожность. Нарушения в сфере общения, проявляющиеся в неготовности устанавливать продуктивные контакты, агрессивности, неадекватных формах поведения в конфликтных ситуациях. Отсутствие стремления к независимости, пассивность, низкий уровень готовности к выбору своего места в жизни. Выпускники детского дома чувствуют себя недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детского дома, сформированности социальных ценностей. Особенности воспитанников детского дома


Цель Программы - создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и успешной интеграции в общество после выпуска из детского дома. Задачи: 1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников. 2. Обеспечение реализации Программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. 3. Расширение социального пространства воспитанников. Цели и задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни




Принцип «замещающей семьи»; Позиция воспитателя; Отношения в группе; Учет возрастных интересов, удовлетворение потребностей воспитанников; Организация деятельности с учетом основных мотивов в каждом возрастном периоде. Организация жизнедеятельности воспитанников




Обучение детей в различных образовательных учреждениях, посещение кружков вне стен детского дома, посещение гостевых и родственных семей; участие детского дома в различных мероприятиях (городских, областных, школьных и пр.). контакты с социумом через установление отношений с социальными партнерами. Открытая среда воспитательной системы


Модель выпускника Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Социальные роли Компетентность Я – гражданин (Я - в обществе) Компетентность в сфере социально-правовых отношений Я – работник (Я в трудовой жизни) Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений Я – хозяин (Я – дома)Компетентность в социально-бытовой сфере Я – семьянин (Я в семье)Компетентность в сфере семейных отношений Я – творец (Я - в свободное время)Компетентность в досуговой сфере Я – личность (Я отвечаю за себя)Личностная компетентность Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) Культура здорового образа жизни Я - общаюсь (Я - в мире людей)Коммуникативная компетентность


1. Программа социализации воспитанников дошкольного возраста в условиях детского дома; 2. Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ступени» (для воспитанников школьного и старшего возраста). Программы, направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Ступени освоения программы, основанные на возрастной периодизации: 1 ступень – младший школьный возраст – 7-10 лет; 2 ступень – средний школьный возраст – лет; 3 ступень – подростковый возраст – 15 – 17 лет. Программа «Ступени»


Направление подготовки Формы организации подготовки Режим подготовки Социально-трудовая подготовка и профориентация Занятия по Программе социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома 1 занятие в неделю Клуб «Хозяюшка»1 занятие в неделю Клуб выпускников 1 занятие в месяц Режимные моменты (дежурство, санитарно-гигиенические процедуры) По режиму дня Общественно-полезный руд (генеральные уборки, сельскохозяйственный труд) 1 раз в неделю Программа «Наш дом»В период каникул Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Занятия по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 занятие в неделю Клуб любителей игры 1 занятие в месяц Туристический клуб «Путник»По плану Режимные моменты (зарядка, организованные прогулки)По режиму Социально-нравственная подготовка Занятия по Программе духовно-нравственного воспитания личности гражданина 1 занятие в неделю Клуб «Вологжанин»1 занятие в месяц Клуб «Читай-ка»2 раза в месяц Клуб общения 2 раза в месяц Художественно-эстетическое развитие Занятия по Программе музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома По расписанию занятий Занятия по Программе «Ручной труд»По расписанию занятий Направления подготовки воспитанников к самостоятельной жизни


Программа социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа духовно-нравственного воспитания; Программа музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома; Программа «Ручной труд». Содержание программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Регламентированные Виды деятельности детей регламент Занятия (воспитательные часы), как специально организованная форма обучения Календарно-тематическое планирование Инструктивно-практические занятия Режим дня Коллективные творческие дела Календарь событий детского дома Дополнительное образование Сетка занятости воспитанников нерегламентированные Взаимодействие с социумом Занятия по интересам Групповые дела Свободное время Формы организации воспитанников




Месяц Праздники концерты Тематические недели Конкурсы в детском доме Городские акции, проекты Конкурсы, фестивали Собрания воспитанников сентябрь До свидания, лето! Уют и порядок в группе-семье. «Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов. «Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской». 1. Итоги летнего отдыха, 2. Правила проживания в детском доме, 3. Планирование на год. октябрь День Учителя. Концерты к дню пожилого человека. Неделя малой Родины. Цветник в группе.Кросс нации. Общегородской субботник. «Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения. 1. Итоги учебной деятельности, 2. Итоги конкурсов. ноябрь Неделя Книги.Оформление читательских уголков. «Вологда – здоровый город». «Веселые дети» Мини-футбол. декабрь Новогодняя шоу- программа. Новогоднее оформление групп. «Новогодняя игрушка для центральной елки» «Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу». 1. Итоги учебной деятельности 3. План на зимние каникулы. январь Неделя здоровья и спорта. На самую здоровую группу. Лыжня России. «Школа выживания» «Рождество Христово – вечной жизни свет» февраль День защитника Отечества. Конкурс бережливых. «Подарок солдату»«Дорога без опасности». «Моя семья» март 8 Марта. День рождения детского дома. Неделя профориентации. Портфолио группы. «Азимут надежды»Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды» 1. Итоги учебной деятельности 2. Итоги конкурсов. апрель Неделя права Проекты «Цветущее чудо» у детского дома. Двухмесячник по благоустройству территории. «Покровские встречи». «Природа и творчество». май Поздравление ветеранов. Выездные концерты. Самый красивый участок на территории детского дома «Подарок ветерану» «Цветущий город» Славные сыны и дочери государства Российского 1. Итоги учебной деятельности за год. 2. Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха июнь День выпускника. «Наш зеленый дом». «Город детства» Календарь событий детского дома


Направления социального партнерства: 1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. 2. Проведение совместных занятий в клубах по интересам. 3. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений. 4. Обеспечение условий для оздоровления, отдыха и занятости воспитанников в каникулярный период. 5. Обеспечение дополнительной подготовки воспитанников к итоговой аттестации. 6. Обеспечение дополнительных условий для самоопределения и самореализации воспитанников. 7. обеспечение дополнительных условий для профессиональных проб воспитанников. 8. Профилактика правонарушений воспитанников. 9. Информационное обеспечение деятельности детского дома. Расширение социального пространства воспитанников


Мониторинг уровня образовательной подготовки; Мониторинг сформированности учебных навыков; Мониторинг здоровья и уровня культуры ЗОЖ; Мониторинг развития личности воспитанников; Мониторинг социальной адаптации воспитанников; Мониторинг готовности к самостоятельной жизни; Мониторинг развития группы. Оценка эффективности Программы

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.

Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Известно, что большинство выпускников детских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Наш детский дом работает над проблемой социально-трудовой адаптации воспитанников. Основные задачи, стоящие перед коллективом детского дома в процессе этой работы – это социальная адаптация воспитанников, восстановление их социального статуса, утраченных, либо невоспитанных социальных навыков, подготовка к самоопределению и полноценной жизни, подготовка выпускников к организации и ведению быта, воспитание граждан России.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы воздействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев: воспитательные мероприятия, трудовые занятия, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Воспитатели детского дома и инструктора по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдение личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. Дети полностью осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. В каждой группе проводятся уроки этикета. Начиная, с 3-х летнего возраста, дети учатся вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей.

В более старшем возрасте, знакомятся с правилами пользования магазином, учатся самостоятельно делать покупки.

При поездках на рынок в сопровождении воспитателя дети сами выбирают себе

одежду.

Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет поручение: поливает цветы, протирает пыль, моет пол, расставляет книги, пользуется бытовой техникой. В швейной мастерской (в основном девочки, начиная с 9-летнего возраста) учатся штопать, гладить, пришивать пуговицы, класть заплаты, работать на швейных машинах.

В столярной мастерской мальчики своими руками заготавливают черенки к садово-огородным инструментам, разделочные доски для кухни, сувениры. Под руководством инструктора дети осуществляют мелкий ремонт мебели в группах.

С мая нынешнего года дети принимали непосредственное участие в выращивании гусят в детском доме. В порядке очередности они за ними ухаживали: кормили, пасли их, сопровождали на реку и обратно. Ежегодно с 1-го июня у нас работает лагерь труда и отдыха, где воспитанники работают на огороде, трудятся на ремонте своих квартир. Регулярно проводятся дни по благоустройству дома и территории детского дома.

Мы учим детей быть экономными, рассчитывать свой бюджет, даем основы экономических знаний. Они регулярно получают средства на карманные расходы. С детьми 7-9 классов проводятся занятия «Основы домашней экономики».

Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель – помочь детям подготовиться к жизни в обществе, принимать законы, нормы общежития.

С этой целью с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении ими предоставления жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до входа из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений.

Из цикла бесед «Ты и закон» выпускники получают необходимые для них знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека и гражданина, о праве собственности, трудовом праве, уголовном праве, уголовном праве и преступлении. Дети знакомятся с юридическими документами, помогающими им в будущем защищать свои права. Каждый из детей знает свои права на жилую площадь, получают пенсии.

Акцент в профориентационной работе Красивского детского дома делятся на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию. Для достижения этой цели в детском доме согласно возрасту детей проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии. Например, такие темы бесед, как «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть, каким быть» и т. д. Проводится анкетирование «Выбор профессии. Цель в жизни». По желанию детей проводим экскурсии – посещение тех профессиональных училищ, куда они хотят пойти учиться.

Мы поддерживаем тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И к нам обращаются бывшие воспитанники. В основном, конечно, с просьбой о помощи в получении жилья, и, несмотря на сроки, прошедшие со дня выпуска, мы помогаем им, оказываем посильную помощь и следим за их дальнейшей судьбой.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, взрослые, педагоги.



Top