Арт терапия для детей 3 лет. Организация и проведение арт-терапевтический занятий с детьми в домашних условиях

Составитель: Сергиенко О.А

Введение

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия интериоризируются, переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт. Особое значение Арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно-перцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи подходят такие технологии, как: лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик; аппликация и др.

В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка, когда усваивается «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для обогащения эмоционального мира ребенка. Здесь помогут следующие технологии: «Монотипия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории», «Рисование фигуры» и др. Важно еще и то, что на занятиях с элементами Арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.

Важной особенностью этого возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха. При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркнуть успешность каждого ребенка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т.д. Так формируется мотивация достижения успеха, которая так необходима для успешности в дальнейшей жизни.

В развитии Я-концепции появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определенным полом, восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей можно использовать Арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски», «Грани моего Я», работа с соленым тестом и др.

Так как ведущими факторами развития детей в этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, хорошо было бы использовать предложенные в данном издании технологии, «упаковывая» их в игровой контекст. При индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы, можно тоже придумывать интересные игры, в рамках которых ребенку предлагается создать «Каракули», «Монотипию» или действующих лиц: кукол из соленого теста.

При включении Арт-технологий в коррекционно-развивающие программы обязательно необходимо учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время необходимое для ее проведения.

Арт – технологии в работе с дошкольниками «Монотипия»

Монотипия – это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15 х 20 см (Перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог/ пдагог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.

Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются. Хотя это не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей. Существуют и другие варианты применения этой методики:

    уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия;

    создавать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовывать ее до какого-либо образа.

3. для развития восприятия детям сначала предлагается использовать в монотипии один цвет, постепенно добавляя другие цвета и анализируется их сочетание.

«Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться в индивидуальном и групповом режиме.

Ход работы: «Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись испачкаться.

Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски, и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности. Конечно хорошо, если цвета не будут повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

Когда работы будут готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

«Пластилиновая композиция»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

«Рисование клубком»

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы: психолог/ педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось. Психолог/ педагог задает следующие вопросы:

    Какие буквы ты здесь видишь?

    Какие фигуры ты здесь видишь?

    Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

    Какое блюдо здесь нарисовано?

    Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.?

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

«Рисование истории»

Задачи : диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Данная технология проводится в индивидуальном режиме.

Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.

«Рисунок по кругу»

Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.

Эта технология проводится в групповом режиме.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».

По сигналу психолога начинается рисование. Он может наблюдать за соблюдением правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.

«Работа с соленым тестом»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.

Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Сначала необходимо дать ребенку «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, - фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

«Парное рисование»

Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Техника проводится в парах.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Инструкция: « Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

«Каракули»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.

Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: карандаши или мелки, бумага.

Ход работы: ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без какой-либо цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть какой-либо образ и развить его. Затем нужно выразить свои чувства и ассоциации в связи с этими образами. Можно сочинить историю об этом образе.

Второй этап работы - трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (3-х каракулей).

Создавая работу в групповом режиме, каждый по очереди должен рисовать каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.

С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью.

«Рисование фигуры»

Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формирование половой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения.

Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.

Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы психолог или другой ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами.

Данная методика вводится в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.

«Магазин» («Полки», «Страна» и др.)

Задачи: обучение через игру, развитие таких функций как обобщение, классификация, развитие внимания, воображения и др.

Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, баночка для воды, карандаши, фломастеры или мелки, клей, ножницы,

Ход работы: Каждый ребенок получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Обувной магазин» и др. Ребенок должен нарисовать либо вырезать из журналов соответствующие товары и заполнить ими свой листок.

При варианте «Полки» предлагается разлинованный лист с изображением полок и заголовком: «Полки в магазине», «Полки в мастерской плотника», «Полки в книжном магазине» и др. Ребенок заполняет их на своем листе в соответствии со своими представлениями. Он может рисовать, делать аппликацию либо вырезать образы из журналов.

При варианте «Страна» детям предлагается лист бумаги, на котором написано название страны: «Германия», «Индия» и т.д. Ребенок рисует все, что он знает об этой стране: флаг, герб, животных, которые там обитают, национальный костюм, какое-то известное сооружение, национальный сказочный герой и др. Здесь так же можно использовать вырезки из журналов или аппликацию из цветной бумаги. Рекомендуется заранее рассказать детям о стране, а затем рисовать ее. Хорошей идеей, на наш взгляд, было бы создание программы путешествия по миру.

Список используемой литературы

    Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., 2001.

    Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии. - М., 2002.

    Бремс Кристина. Полное руководство по детской психотерапии. - М., 2002.

    Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб., 1998.

    Копытин А.И. Основы Арт-терапии. - СПб., 1999.

    Копытин А.И. Практикум по Арт-терапии. - СПБ., 2000.

    Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии. - СПб., 2000.

    Хрестоматия. Арт-терапия. - СПб., 2001 .

    Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб., 1993.

    Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998

    Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999

- метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество , такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции .

Арт-терапия используется психологами в работе как с взрослыми, так и с детьми. В работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь приходит игровая и арт-терапия.

Арт-терапия – это не просто создание художественных образов. Худжественный образ – это всего лишь повод для обсуждения с арт-терапевтом. Суть процесса – во взаимодействии психолога и клиента через созданный образ .

Строго говоря, арт-терапия – это обязательно союз трех составляющих: терапевт, клиент и художественный образ. Но и сам по себе процесс творчества может быть терапевтичным, если вы отпустите свое сознание и позволите себе свободное самовыражение , не задумываясь над критической оценкой результата своего творчества.

Вы, наверное, догадываетесь, что часто мы неосознанно используем метод творческого самовыражения в своей повседневной жизни. Например, играя с песком на пляже и строя песчаные замки, в спонтанном рисовании на полях записных книжек и кусочках бумаги различного происхождения, слушая музыку… Сюда же можно отнести и кулинарию, оформление интерьера своего дома и выбор нами одежды.

Как помогает арт-терапия, и чем эти занятия будут хороши для вашего ребенка?

  • Это, во-первых, - «контейнирование» эмоций, то есть выражение в творческой форме агрессии, отрицательных эмоций.
  • Потом, это самоактуализация - самовыражение, полная реализация собственных возможностей.
  • Это способствует релаксации (ребенок порисовал и стал спокойнее). Этот метод можно также использовать для того, чтобы способствовать гармоничному развитию наших детей.
    Каким образом?

    Чтобы правильно организовать развивающий творческий процесс для ребенка в домашних условиях, необходимо соблюсти несколько не сложных, но очень важных правил:

    1. Минимум ограничений Постарайтесь организовать процесс таким образом, чтобы количество запретов было минимальным , а сами запреты были обоснованы и связаны с безопасностью ребенка и окружающего пространства .

    Снять ограничения поможет организация рабочего места: расстелите достаточно большую клеенку, пусть ребенок оденет защиный фартук или старую одежду, которую не жалко будет испачкать. Иногда можно позволить ребенку рисовать в ванной, повесив листы бумаги на кафель, или прямо на кафеле (для этого продаются пециальные краски), там можно вовсе не бояться испачкаться.
    Важно ввести правила пользования материалами (не есть краски, кисточку смывать, краски закрывать и т.д.). Их должно быть немного, только необходимое.

    Позвольте ребенку самому решать, каким видом творчества сегодня заняться и что изобразить. Ребенку от 3х лет можно подсказать тему для творчества (не настаивая), но, в рамках этой темы, позвольте ему действовать самостоятельно.

    2. Изобилие материалов
    Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка .

    Например, ему может понадобиться не один лист бумаги, а целый альбом или стопка листов – позвольте ему исписать их каракулями – ребенку это зачем-то нужно!
    Хорошо иметь дома различные материалы для творчества – и краски с бумагой, и пластилин, и цветную бумагу с цветным картоном и природные материалы, клей ПВА и так далее, на что у вас хватит фантазии (конечно, осваивать это все нужно постепенно), и чтобы ребенок мог сам выбрать, чем ему сегодня заняться.

    3. Результат не подвергается критической оценке

    Если вы хотите, чтобы творческий процесс был терапевтичным, откажитесь от оценивания результата .

    Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка суважением , уделите им должное внимание , не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательносохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами).
    Стоит завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.

    4. Самостоятельность действий ребенка
    Ваша роль в творческом процессе ребенка – только обслуживающая. Главное для вас – грамотно организовать пространство и процесс и страховать при надобности. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить, только показывая.

    Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покадите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая.
    Также нужно привлекать ребенка к ритуалам подготовки и к уборке после занятия. 1,5 – 3 года – как раз наиболее благоприятный возраст для приобщения к порядку. У занятия обязательно должны быть начало и конец – в форме ритуалов (например, в начале – готовим рабочее место, одеваем фартук, в конце – убираем за собой).

    5. Общение с ребенком во время занятий
    Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза .

    Поддерживать эмоционально положительное общение – поощрять, хвалить, поддерживать. Использование работ: создать уголок славы выставка работ, обсуждение с родителем, рассматривание вместе.

    Материалы и техники арт-терапии:

    Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:
    кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х
    краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет),
    пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года)
    бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами)
    вода в непроливайке
    тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина, джампинг-клей и т.д.
    картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала учится клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу.
    трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то)
    крупы

    Определенный материал или способ работы уже является достаточной техникой. Задача этих техник – показать различные варианты и способы работы с материалами. Хорошо, когда ребенок сам выбирает, чем ему заняться.
    Например: рисование, лепка, работа на влажной бумаге, лепка из глины, тесто и его раскрашивание, размазывание пластилина на листе, аппликация и др.
    Баночку или что-то другое можно обмазывать пластилином
    Комбинированные техники: мелки+краски; свечка+краска (после 4-5 лет)
    Предлагать шаблоны и контуры, трафареты
    Коллаж (после 5 лет)
    Поднос или коробка с цветным дном, насыпать туда манку и рисовать палочкой или пальцем
    игры с крупой – пересыпание, аппликации, рисование
    тематические рисунки с обсуждением (родитель может сделать рисунок на ту же тему):
    «Моя семья»
    «Каким я буду, когда вырасту» «Что я больше всего люблю делать»
    «Чего я боюсь»
    «Я злюсь»

    Тема может быть обоснована насущной ситуацией или проблемой.

    Рецепты теста и пальчиковых красок:
    Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:
    300гр муки
    150гр воды
    1ч.л. растительного масла

    Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:
    2 стакана муки
    1 стакан мелкой соли
    1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
    2ст.л. растительного масла

    Пальчиковые краски
    1 часть муки
    1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
    Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
    Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)

Вконтакте

Одноклассники

Практически одинакова как для малыша первых трех лет жизни, так и для детей постарше. Многих родителей интересует логичный вопрос: правильно ли назначать однотипное детям до 3 лет и для тех, кому 3 и больше? В статье расскажем о факторах, способствующих заболеванию, и отличиях в его терапии. Какова же схема лечения детей от 3-х лет и старше, пожалуйста, читайте ниже.

Среди врачей устоялось мнение, что чем младше ребенок, тем тяжелее он переносит вирусную инфекцию . Поэтому если ОРВИ у ребенка в 3 года диагностировано впервые – чем лечить «новую» для него болезнь не стоит решать без консультации со специалистом. Это связано с еще не сформировавшимся иммунитетом и способностью бороться с вирусами извне.

На заметку! У детей, находящихся на грудном вскармливании, работает материнский иммунитет, поэтому они меньше подвержены вирусным заболеваниям, а болезнь протекает легче и быстрее.

Безусловно, терапия, назначаемая педиатром, должна быть скорректирована с учетом возраста ребенка . Большинство препаратов, в том числе и противовирусных, допустимо применять только с 3 лет. Зачастую врачи назначают такие препараты детям и младшего возраста, но в меньшей дозе.

Как то ни было, но лечение ОРВИ детей всех возрастов требует соблюдения определенных правил . Только тогда результат будет очевиден уже на 3-4 день.

Лечение детей в возрасте от 3 лет до 9 лет после согласования с педиатром может осуществляться в домашних условиях , за исключением тяжелых случаев с осложнениями.

Лечение: общие подходы

Подходы к лечению ОРВИ утверждены Клиническими рекомендациями и практически одинаковы для детей всех возрастов. Корректировку проводит врач с учетом тяжести заболевания и особенностей ребенка. Ниже основные правила терапии.

  • Лечение назначает только врач.
  • Ни при каких обстоятельствах не стоит заниматься самолечением , назначать своему малышу противовирусные препараты, а тем более антибиотики.

    Помните, родитель не врач. Поставить точный диагноз по внешним симптомам практически невозможно. Родительская задача состоит в том, чтобы наблюдать за ребенком и как можно точнее описать доктору симптомы.

  • Не сбивать температуру ниже 38,5 . Конечно, все индивидуально: одни дети прекрасно переносят , другие – уже при 37 градусах валятся с ног от слабости, становятся вялыми, не реагируют на родителей, ин невозможно отвлечь или увлечь.

    Доктор всегда акцентирует свое внимание на том, что те родители, которые при появлении температуры сразу бросают всю артиллерию на борьбу с 37,5, «не лечат, а калечат». Жар – защитный инструмент организма . Есть температура – организм ведет борьбу с вирусами и бактериями.

    Сбить температуру – значит обречь организм на длительное восстановление. Если при высокой температуре ребенок не высказывает жалоб, активен, у него нет неврологических проблем, то однозначно лучше давать ему больше питья. Жаропонижающее пригодится, если температура будет продолжать расти.

  • Недопустима преждевременная отмена препаратов . Нередки ситуации, когда ребенку стало лучше, и мама самовольно отменяет лечение. В лучшем случае можно получить вторичное инфицирование, а в худшем – тяжелое осложнение. Отменой препарата, а также корректировкой дозы должен заниматься только врач.
  • Сочетание ежедневного орошения и промывания полости носа , как правило, дает положительную динамику в течении заболевания.
  • Не использовать в качестве жаропонижающего средства спиртовые растворы и укус для растирания . Такое самолечение чревато ожогами и отравлениями!

Психологические факторы заболевания

Не стоит забывать и о том, что большую роль в течении и тяжести недуга, да и вообще в рисках заболеть ОРВИ играет социальное и психологическое состояние малыша .

Психологи утверждают, что наиболее уязвимыми считаются дети в возрасте трех лет и старше, которые:

  • потеряли связь с мамой,
  • терпят физические наказания,
  • не находят отклика своим просьбам и потребностям, которых игнорируют, к которым не прислушиваются другие члены семьи,
  • воспитываются в семье, где допустимо кричать на ребенка и других членов семьи.

Дети от 3 до 4 лет

Это как раз тот возраст, когда ребенок «отрывается» от мамы и вынужден пойти в детский садик (3-4 года). Дошколята, как правило, очень болезненно воспринимают расставание с родителями , часто испытывает чувство страха и тревоги. Кроме того, новый коллектив – это взаимообмен бактериями и вирусами.

Мало кому удается пережить период адаптации без формулы «три дня в саду, две недели дома». Дети в этом ворасте чаще других заболевают с началом в их жизни детского сада: капризы и проявление первых симптомов ОРВИ зачастую связаны со сменой привычного образа жизни.

Дети от 5 до 6 лет

В этом возрасте происходит «перерастание» некоторых заболеваний . Частота и тяжесть болезни зависят от того, как часто и как тяжело ребенок болел в предыдущие 2-3 года. Если лечение первых эпизодов заболевания проводилось адекватно, то иммунные клетки прошли правильное «обучение» и смогут грамотно реагировать на последующие вирусные «атаки» .

Если ребенок не ходил в сад и в этом возрасте впервые попал в детский коллектив, то, скорее всего, сценарий заболеваемости будет аналогичен тому, по которому болеют дети более раннего возраста. Если же адаптация пройдена, но ребенок продолжает болеть, то это может быть связано с увеличенной нагрузкой на детский организм :

  • развивающие занятия и кружки,
  • спортивные секции,
  • переход из сада в школу,
  • повышенные требования к результатам деятельности малыша.

Порой новый распорядок чреват немалой нагрузкой и, как следствие, ОРВИ, которому «помогли» переутомление и стресс. В этом возрасте важно прислушиваться к своему ребенку . Он говорит вам, что не хочет ходить в садик, идет со слезами, жалуется на детей, воспитателя, еду – ждите ОРВИ. Ведь ребенок подсознательно понимает, что заболеть это единственный выход остаться дома.

Дети 7-8 лет (до 9 лет включительно)

Давно доказана зависимость заболевания от внешних факторов , оставляющих свой отпечаток в жизни маленького человека. Как раз 7 лет – это то время, когда пора отправляться в школу. Дети попадают в новые условия, а это сильная «встряска» для детского организма, который может ответить на нее довольно резко. Например, повышением температуры тела, лихорадкой, общим недомоганием.

Препараты с учетом возраста

Лечение ОРВИ у детей старше 3 лет стоит на трех больших китах: режим, диета и медикаментозная терапия .

Во время болезни важно постараться ограничить двигательную активность малыша, попросить его лечь в кровать и соблюдать постельный режим. Кормить только по требованию . Не хочет есть – не нужно заставлять.

А вот пить нужно много . Это могут быть разнообразные чаи, соки, простая вода.

В комплексе с вышеописанными действиями проводится симптоматическая терапия. Каждому возрасту – своя дозировка препарата.

Противовирусные

Согласно инструкции указанные препараты не применяются для лечения детей. Дозировку назначает только педиатр.

Препарат и его форма Дозировка
Арбидол (таблетки и сироп) От двух до шести лет – 2 мерные ложки или 1 таблетка 1 р/день;
От шести лето до двенадцати – 4 мерные ложки или 2 таблетки по 50 мг. Таблетки проглатываются строго целиком.
Эргоферон (таблетки) Строго для детей старше трех лет. Таблетки рассасывают, но не глотают целиком. Прием следует начинать как можно раньше при первых признаках болезни. В первые сутки следует рассасывать по одной таблетке каждые полчаса. На вторые сутки объем уменьшается до 1 таблетки 3 р/день.
Римантадин (таблетки, капсулы) Таблетки можно принимать строго с семи лет по 1 таблетке 2 р/день.
Орвирем (сироп) 3-7 лет: в первый день назначается по 3 мерные ложки 3 р/день. На второй день достаточно по 3 ч/ложки 2 р/день. На четвертый день лечения доза снижается до 3 ч/ложек 1 р/день.
7-10 лет: 5 ч/ложек 3 р/день в течение курса лечения.
Виферон (ректальные свечи) Виферон 1 – по 150 тыс.МЕ назначаются детям до 7 лет по 1 свечке 2 р/день продолжительностью 10 дней.
Виферон 2 – по 500 тыс.МЕ для детей старше 7 лет по 1 свечке 2 р/день.

Важно! Антибактериальная терапия при ОРВИ не имеет силы. Только осложненная форма заболевания дает право на прием антибиотиков по назначению врача.

Жаропонижающие

Перед применением любого жаропонижающего обязательно нужно прочитать инструкцию. Многие препараты этой группы имеют ограничения по возрасту.

Идеальными в применении считаются свечи , они быстрее других всасываются через кишечник в кровь. Сироп начинает действовать через полчаса. Жевательные таблетки подходят не всем из-за содержания химических веществ, способных вызвать аллергию.

Среди самых распространенных медикаментов, снижающих повышенную температуру выделяют следующие.

Осторожно! В качестве жаропонижающего у малышей любой возрастной группы недопустимо применять Аспирин. Его может назначить только врач скорой помощи или стационара при температуре выше 39,5 и иных угрожающих жизни признаках в качестве инъекции.

Антигистаминные

Призваны уменьшит отек слизистых, облегчить заложенность носа, снимают возможные риски возникновения аллергии.

  • Эриус. В форме сиропа назначается детям согласно возрастным ограничениям: 6–11 лет – 5 мл сиропа 1 р/день;
  • Фенистил. Капли. Для детей в возрасте от 3 до 12 лет назначается по 15-20 капель препарата 3 р/день.

Народные средства

Облегчить состояние ребенка помогут рецепты народной медицины. Перед применением стоит проконсультироваться у педиатра на предмет противопоказаний.

Важно! Лечение народными средствами не может считаться основным видом терапии. Только в комплексе с традиционным лечением результат будет очевиден.

Для детей от 3 до 9 лет могут применяться:

  1. Сбор для питья на основе ромашки, лимонника, липы . Каждые полтора часа просите вашего малыша выпивать полстакана отвара.
  2. Лимонный настой с медом и кусочком имбиря . Не рекомендовано детям с высокой чувствительностью к меду.
  3. Облегчить изнуряющий кашель поможет капустный лист, нагретый до комнатной температуры . Нужно намазать его тонким слоем меда и приложить к грудной клетке. Закутать теплым полотенцем и оставить до утра. Процедура противопоказана при повышенной температуре тела.
  4. Отвар шиповника . Засушенные плоды шиповника в количестве 6 ложек необходимо залить кипяченой водой и принимать через 2 часа после настаивания.

Полезное видео

Доктор Комаровский о лечении ОРВИ у детей:

Заключение

  1. Лечение детей после 3 лет начинается с . Если ребенка планируется отдать в сад или школу, то за полгода до этого события стоит начать готовить малыша к этому событию. Подготовка родителей состоит в понимании того, что ребенок неминуемо начнет болеть. Легкие и средней тяжести ОРВИ до 8-ми раз (некоторые педиатры считают, что до 12-ти раз) в год считаются нормой для здорового ребенка.
  2. Терапия заболевания основывается на соблюдении режима, диеты, создании условий для правильного ухода за малышом и симптоматической терапии.
  3. Консультация врача (хотя бы первичная) при ОРВИ обязательна . Только врач может заподозрить у ребенка осложнения или иное, более тяжелое заболевание. Идеально вести дневник болезни, чтобы фиксировать в нем изменения в состоянии, поведении, настроении и реакциях малыша на лекарственные препараты и «бабушкины» средства, если родители используют их в качестве терапии.

Вконтакте

Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».

«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).

«И до свидания!» (ладошки расходятся).

«Серёжин пальчик – мамин пальчик».

«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).

«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).

Существует и более сложный вариант:

«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Что такое арт-терапия?

В нашем 21 веке уже не осталось людей, которые хоть раз бы в жизни не слышали слово “арт-терапия”. Очень часто его толкуют очень пространно, хотя оно имеет чёткое значение. Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента (1). Проше говоря, арт-терапией называют такие психотерапевтические методы, в которых для лечения и психокоррекции используются художественные приёмы и различные виды творчества.

Арт-терапия используется психологами в работе как с взрослыми, так и с детьми. В работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь к нам приходит арт-терапия.

Как занятия арт-терапией могут помочь ребенку?

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это “контейнированием” эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Правила организации занятий:

1. Организация рабочего места.

Ребёнка не должно что-либо стеснять. Простор, безопасность, удобство - вот чему стоит следовать в этом деле. Можно постелить клеёнку, надеть удобную одежду, которую не жаль вымазать, и вперёд к творчеству! Пусть ребёнок сам выразит желание, чем бы он хотел заняться. Рисовать, лепить, клеить: каждому предпочтительнее что-то своё. Если ребёнок в замешательстве, можно подсказать ему несколько вариантов.

2. Правила безопасности.

Не пачкаться, не брать в рот краски, мыть краски и кисточки после использования, убирать рабочее место.

3. Необходимый запас материалов.

Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка. Не лист бумаги, а целый альбом. Даже если в планах рисование, и пластилин, и цветную бумагу, и клей нужно иметь под рукой. Мало ли куда заведёт ребёнка фантазия!

4. Результат не подвергается критической оценке.

Прежде всего, нужно отказаться от оценивания качества работы и уважения ко всему, что бы ни создал ребёнок. Это его внутренние переживания, эмоции, он показывает их неосознанно, по-своему. Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка с уважением, уделите им должное внимание, не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательно сохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами).

Стоит завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.

5. Самостоятельность действий ребенка.

Ваша роль в творческом процессе ребенка – только вспомогательная. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить.

Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покажите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами.

6. Общение с ребенком во время занятий.

Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза, поощрять, хвалить, поддерживать.

7. Темы для работ.

Конечно, вам не составит труда самим придумать темы. Но для терапевтического эффекта необходимо затронуть такие темы “Моя семья”, “Я боюсь”, “Мне нравится”, “Я злюсь”. В конце концов, вы видите проблемы ребёнка и их стоит взять за основу, естественно, делая это мягко и не откровенно для ребёнка.

Материалы для проведения занятий

Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:

  • кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х лет;
  • краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет);
  • пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года);
  • бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами);
  • вода в кружке-непроливайке;
  • тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина и т.д.
  • картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала нужно научить ребенка клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу;
  • трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то);
  • крупы.

Рецепты теста и пальчиковых красок:

Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:

  • 300гр муки
  • 150гр воды
  • 1ч.л. растительного масла

Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан мелкой соли
  • 1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
  • 2 ст.л. растительного масла

Пальчиковые краски

  • 1 часть муки
  • 1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
  • Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
  • Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)

Техники для проведения арт-терапевтических занятий с детьми в домашних условиях

“Волшебные краски”

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться с одним или несколькими детьми.

Ход работы: “Волшебная краска” изготавливается вместе с ребенком (или ребенком самостоятельно, в зависимости от возраста).

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Хорошо, если ребенок будет одет так, чтобы не боялся испачкаться.

Первый этап: в стаканчик насыпаем необходимое количество муки, куда постепенно добавляем соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения ребенка. В процессе смешивания компонентов нужно попросить малыша прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, ребенку предлагается выбрать любимый цвет краски, и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности.

Готовая краска выставляется в центр. Ребенку (детям) дается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

Когда работы будут готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

“Пластилиновая композиция”

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: ребенку даётся листочек картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребенку предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок тем самым создаёт композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

“Рисование клубком”

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом “Я не умею рисовать”, развитие креативности, диагностика.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы: сначала нужно размотать клубок ниток и показать ребенку, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как композиция создана, можно обсудить то, что получилось. Можно задать следующие вопросы:

  • Какие буквы ты здесь видишь?
  • Какие фигуры ты здесь видишь?
  • Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
  • Какое блюдо здесь нарисовано?
  • Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.?

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

“Рисование истории”

Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Данная технология проводится в индивидуальном режиме.

Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему “Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?” или “Что бы ты изменил в этой истории к лучшему”.

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.

“Работа с соленым тестом”

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.

Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Сначала необходимо дать ребенку “познакомиться” с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, - фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

Игры с крупой

Рассмотрим несколько популярных и эффективных упражнений:

  1. Поставьте перед ребенком две миски (идеально подойдет детская пластмассовая посуда). В одну насыпьте любой крупы (гречки, пшено, рис и др.), а другую оставьте пустой. Пусть малыш ложкой пересыпает крупу из одной миски в другую.
  2. Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолине определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну штуку тремя пальцами и положить в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолине другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
  3. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
  4. Возьмите поднос яркого цвета и насыпьте на него равномерным слоем крупу. Проведите пальцем по ней и покажите малышу, что получилась яркая линия. Пусть ребенок сам попробует порисовать. Предложите ребенку нарисовать прямые линии (забор), волны (море), точки (дождик).
  5. Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.

Описанные упражнения - только самые распространенные примеры упражнений для развития мелкой моторики у детей. В процессе занятия Вы со своим ребенком сможете придумать еще больше полезных и занимательных игр.

Литература

  1. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.
  2. Материалы с сайта http://neuch.org/
  3. Собченко Ксения “Арт-терапия для ребенка в домашних условиях”
  4. Сенаторова Наталья Николаевна “ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ”

Top