Церковный Православный праздник мая.

* Священномученика Мокия (ок. 295). *** Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских. * Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).
Святителя Никодима, архиепископа Сербского (1325). Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671). Мучеников Диоскора Нового; Армодия и с ним пострадавших. Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Мученика Аргира Селунского (1806). Священномучеников Михаила пресвитера (1920), Александра (Петровского), архиепископа Харьковского (1940).

Священномученик Мокий

Священномученик Мокий служил священником в Македонии, в г. Амфиполе. Во время языческих празднеств он выходил на городскую площадь, проповедывал о Христе и обличал язычников. Это раздражало граждан, и они предали его в руки начальника города, язычника Лаодикия. Лаодикий приказал мучить праведника. Его бросили в раскаленную печь, но он остался невредим. Затем бросили к голодным львам, но львы, подойдя к мученику, легли перед ним и лизали его ноги. Тогда все закричали: «Отпустить этого человека! Его и звери почитают, и Бог любит». Мокия отправили в Византию и там около 295 г. обезглавили. Константин Великий на месте кончины св. Мокия соорудил церковь, где и покоятся его мощи.

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в Астрахани. Его родителей звали Климент и Варвара. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, от чего он страдал потом всю жизнь.
Приняв постриг, святитель Иосиф на 52 году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 г. он был возведен в сан митрополита Астраханского (по другим данным, в 1659 г. он был хиротонисан в архиепископа Астраханского, а в 1667 г. получил сан митрополита).
11 мая 1672 г. во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, злодеи потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток они сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив его в святительские одежды, положили в гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в придел Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и 9 дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославились чудотворениями.
Канонизация святителя была совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 г. Память святителю определено было совершать 11 мая, в день его мученической кончины.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.
Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.
После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 967 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда - столицы Моравии.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий - подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин - ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

СВЯТОЙ МОКИЙ был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. За проповеди во время гонения на христиан он был приведен на суд к правителю Лаокидию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: «Смерть за Христа — великое приобретение для меня». Его подвергли истязаниям, которые он перенес с дивным терпением; приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Новый начальник подверг Мокия жестоким истязаниям, которые он стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, он остался невредим — львы ложились у его ног. Народ, увидав такие чудеса, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу. Правитель распорядился отослать святого в город Перинф, а оттуда в Византию, где он был казнен в 295 году.

На Мокия мокро — все лето мокрое. Туман на Мокия — к мокрому лету. Восход солнца багряный — грозное и пожарное лето.

Память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в Фессалониках. В 857 г. братья были посланы императором Михаилом в миссионерскре путешествие к хазарам, где обратили ко Христу хазарского князя. В 862 г. Константин и Мефодий отправились в Моравию к князю Ростиславу, просившему прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.Константин с помощью Мефодия и пяти учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь, некоторые службы. 14 февраля 869 г., приняв схиму, отошел в вечность Св. Кирилл. Св. Мефодий продолжал дело своего брата — проповедовал, распространял Священное Писание на славянском языке в Паннонии. По зависти он был осужден немецкими епископами, но освобожден через два года по приказу Папы Римского Иоанна VIII. Свой жизненный путь св. Мефодий закончил в Моравии, где перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, Номоканон и другие книги. Смотрите так — же по теме все и функциональный календарь, где удобно смотреть

Опубликовано 24.05.18 00:08

Сегодня, 24 мая 2018, также празднуют День кадровика, День славянской письменности и культуры, Европейский день парков и другие события.

24 мая 2018 года отмечается народный праздник Мокей Мокрый. Церковь сегодня вспоминает священномученика Мокия Амфипольского. Свое название "Мокрый" день получил за то, что редко проходит без осадков.

По преданию, святой Мокий жил в III веке н.э. в городе Амфиполе, Македония. Когда наступили времена гонений на христиан при правителе Диоклетиане, православный пресвитер не испугался. Он продолжил нелегкий труд наставления на путь интккихс истины заблудшие души идолопоклонников.

Однажды Мокий пришел на празднование в честь языческого божества в капище и призвал присутствующих отречься от идолопоклонства, покаяться и прийти к Господу. Его арестовали и доставили на суд местного правителя. Мокий смело признал себя христианином. На многочисленные угрозы он ответил, что нет для него лучшей судьбы, чем смерть за Спасителя.

Мокия уговаривали поклониться идолам в местном храме. Но он призвал Иисуса и с его помощью разрушил идолы. Его кинули в клетку со львами, но те мирно легли у ног Мокия. Затем его бросили в огненную печь. Он вышел из нее без единого ожога. Горожане увидели эти чудеса и попросили правителя отпустить мученика. Тот предвидел возможность мятежа и отправил Мокия в Византию, где его обезглавили. Случилось это в 295 году.

По приметам, если дождь пошел после обеда, значит, он затянется.

Затяжной дождь или сырой туманный день означают, что лето будет таким же.

День кадровика

День кадровика 2018 отмечается в России 24 мая. Праздник отмечается в РФ с 2005 года. Его инициатором выступил Всероссийский кадровый конгресс. Событие носит неофициальный характер.

Дата праздника имеет символическое значение. В этот день в 1835 году было издано постановление правительства Российской Империи, которое упорядочивало взаимоотношения между наемными сотрудниками и владельцами предприятий. Документ стал одним из первых правовых актов о труде и обязанностях сторон.

День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры отмечается традиционно 24 мая. 30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России.

В нашей стране этот праздник впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры - единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев - Кирилл - с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Европейский день парков

Европейский день парков отмечается 24 мая. Праздник учредила Федерация «ЕВРОПАРК» в 1999 году. Дата приурочена к возникновению первого из 9 национальных парков Швеции в 1909 году. Праздник был основан с целью подчеркнуть необходимость садов, рощ с аллеями, цветников и других озелененных территорий. Ведь они приносят людям радость и служат местом для отдыха от современного ритма жизни.

Семик

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2018 году он выпадает на 24 мая. Другое название - Русалчин Велик день - праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной - Похороны русалок.

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

Александр, Иосиф, Кирилл, Константин, Михаил, Ростислав.

  • 1844 - телеграфом Морзе отправлена первая телеграмма из Вашингтона в Балтимор.
  • 1900 - в Петербурге спущен на воду крейсер «Аврора», будущий символ Октябрьской революции.
  • 1928 - экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле достигла Северного полюса.
  • 1956 - прошел первый конкурс песни Евровидения.
  • 2003 - в Москве на Красной площади дал концерт Пол Маккартни.
  • Жан-Поль Марат 1743 - один из предводителей Великой Французской Революции.
  • Виктория 1819 - королева Великобритании.
  • Алексей Саврасов 1830 - русский художник-пейзажист.
  • Михаил Шолохов 1905 - советский писатель.
  • Иосиф Бродский 1940 - русский и американский поэт, драматург.
  • Боб Дилан 1941 - американский автор-исполнитель песен.
  • Светлана Тома 1947 - молдавская и советская актриса.

Мокия называли указчиком погоды на все лето (Фото: THP | Tim Hester Photography, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 11 мая

Церковь в этот день отмечает память священномученика Мокия. В народе его прозвали Мокрым - во-первых, по созвучию с именем, во-вторых, потому что в его праздник часто бывают дожди.

На Мокия, как и накануне, когда праздновались именины Матушки Сырой Земли, было не принято браться за земляные работы, но уже по другой причине. Этот день считался праздником умилостивления царя града.

Говорили, что если на Мокия работать в поле - град выбьет все посевы. Была и еще одна примета: если во время града выкинуть помело в окно, то он сразу же прекратится. А вот если на Мокия Мокрого шел дождь - наши предки старались под ним вымокнуть, чтобы волосы приобрели красоту и силу.

Мокия называли указчиком погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный - то и лето будет сырым. Так и говорили: «Мокро на Мокея - жди лета еще мокрее» . Если восход солнца багровый - то лето будет грозным, с пожарами.

Именины в этот день

Александр, Иосиф, Кирилл, Константин, Мефодий, Михаил, Ростислав

Памятник Кириллу и Мефодию в Киево-Печерской Лавре в Киеве (Фото: Sergey Kamshylin, Shutterstock)

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских . Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Ученые считают, что славянская письменность была создана в 9 веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.

Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

За вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.

День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову.

В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Также традиционно в честь праздника проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие» и проходит церемония награждения лауреатов Международной премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учрежденной Московской Патриархией и Славянским фондом России. Ею награждаются государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства за сохранение и развитие кирилло-мефодиевского наследия. Лауреатам премии вручается бронзовая скульптура святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, диплом и памятная медаль.

День кадровика отмечается в России с 2005 года (Фото: Shutterstock)

День кадровика (День кадрового работника) отмечается в России с 2005 года по инициативе Всероссийского кадрового конгресса. Этот профессиональный праздник еще не получил в России статуса официального, несмотря на то, что армия высококвалифицированных работников отделов кадров значительна.

Дата 24 мая была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1835 году в царской России вышло постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Это постановление стало первым документом, регламентирующим взаимоотношения работодателя и наемного работника в нашей стране. А дату логично считать началом формирования отношений между работодателями и наемными работниками в нашей стране.

В любой, даже самой небольшой компании, есть работник, отвечающий за работу с персоналом, а в крупных структурах этим занимаются целые отделы, насчитывающие десяток, а иногда и больше, человек.

Надо сказать, что в нашей стране помимо этой даты у работников отделов кадров есть еще один день, который можно также считать профессиональным праздником. Это 12 октября, когда отмечается День кадрового работника. В этот день в 1918 году решением Народного комиссариата юстиции была принята «Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции» и созданы первые кадровые аппараты органов внутренних дел. И поскольку дата для Дня кадровика не установлена официально, то и празднуется он в разных организациях в разные дни.

Сегодня мы от души поздравляем всех российских работников кадровых служб с Днем кадровика.

Национальный парк Абиско в Швеции (Фото: Sandra Kemppainen, Shutterstock)

(The European Day of Parks, EDoP) был учрежден Федерацией ЕВРОПАРК (EUROPARК Federation) - европейской организацией, которая объединяет охраняемые природные территории в тридцати шести европейских странах. Проведенный впервые в 1999 году этот день теперь празднуется ежегодно 24 мая во всей Европе.

Дата празднования была выбрана в связи с тем, что именно 24 мая 1909 года в Европе были созданы первые Национальные парки (первые из почти трех сотен национальных парков, созданных в Европе в последующие годы) - это были девять Национальных парков, основанных в Швеции. С тех пор охраняемые природные территории стали бесценной частью природного и культурного наследия Европы.

Этот экологический праздник был основан с целью подъема профиля заповедников Европы, а также для того, чтобы вызывать общественную поддержку их работы. В настоящее время Европейский день парков символизирует международную солидарность в деле охраны природных территорий.

В этот день проводятся многочисленные мероприятия на территории и вокруг заповедников (открывают тематические выставки, читают лекции, показывают фильмы, проводят новые экскурсии, организуют детские программы и фестивали), целью которых является привлечение внимания к естественной красоте Европы и ее культурного достояния. На первый план неизменно выдвигается их защита, как в настоящее время, так и в будущем.

Каждый год День Парков посвящается конкретной теме. Например, в 2009 году девиз праздника звучал так – «Молодежь — это будущее наших парков», а в 2010 году организаторами была выбрана тема биологического разнообразия (поскольку 2010 год был объявлен Генассамблеей ООН международным годом биоразнообразия). В 2011 году мероприятия проводились под лозунгом: «Добровольцы, природа нуждается в вас» (тема добровольчества позволяет реализовать возможности для продвижения ежегодной серьезной работы волонтеров в охраняемых районах Европы). А в 2013 году тема Дня была посвящена 40-летию Федерации EDoP. В 2014-м, так как мир отмечал 100-летие начала Первой мировой войны, девизом Дня были выбраны слова: «Парки для природы. Парки для благополучия. Парки мира», а в 2015-м – «Природа нашего бизнеса». Девиз Дня 2016-го года – «Вкус природы» – был выбран, чтобы подчеркнуть важность единства природы, людей и гастрономии. В 2017 году мероприятия Дня были посвящены теме изменения климата на планете, которое, конечно же, влияет и на жизнь природных заповедников и парков. В 2018-м основное внимание уделено взаимосвязи между природным наследием и культурной самобытностью разных народов.

Напомним, что в России День заповедников и национальных парков отмечается ежегодно 11 января, а в апреле проходит международная крупномасштабная природоохранная акция под названием «Марш парков».

Люди приходили на поля и проводили магические обряды для повышения урожайности

Являлся главным рубежом между весной и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.

Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок - колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.

Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» - ронять слезинки на дерн или пучок цветов.

После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Какой сегодня праздник 24 мая (24.05.2016). 24 мая православная церковь отмечает день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских. Это церковный праздник славянских просветителей и учителей. Также в России и Болгарии сегодня празднуется день славянской письменности и культуры.

24 мая во многих странах мира отмечается Европейский день парков, который призывает охранять и обогащать природные территории в Европе.

Какой праздник 24 мая (24.05.2016):

  • День славянской письменности и культуры в России
  • День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности в Болгарии
  • Международный Европейский день парков
  • День сражения при Пичинча в Эквадоре

Православный церковный праздник 24 мая:

  • память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских

Именины 24 мая :

  • Православные : Александр, Кирилл, Константин, Мефодий, Ростислав.
  • Католические : Магдалена, Эстер, Иоанн, Сервилий, Симеон, Викентий.

Память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова

За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента , папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента , папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника . В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.


Top