Графология: психология почерка. Графология

Графология [греч. graphô - пишу, logos - слово, понятие, учение] - учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности (Аристотель, Теофраст и др.). Термин "Г." введен в литературу во второй половине XIX в. аббатом Мишо (Франция). Предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения- не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности исполнителя текста. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Имеются данные, о том, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, т. е. путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю (судебное почерковедение).

М.М. Коченов

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

искусство судить о характере человека по почерку. По представлениям магов, связь между микрокосмосом и макрокосмосом особенно ярко проявляется в руке (как пишущем органе), так как рука у человека осуществляет связь между духовным микрокосмосом, находящимся в голове, и...

Психологическая энциклопедия

(греч. grapho - писать, изображать, чертить, logos - учение, наука). Наука, изучающая почерк людей, здоровых и больных. В психиатрии особенности изменения почерка могут иметь дифференциально-диагностическое, судебно-медицинское (для идентификации личности писавшего) и судебно-...

Психологическая энциклопедия

(graphology) - наука, изучающая образцы почерка для получения информации о психологическом состоянии и здоровьечеловека. По почерку можно определить наличие у человека признаков некоторых заболеваний, например, небольшой нервной дрожи или нарушения пульса.

Психологическая энциклопедия

Исследование почерка. Судебная графология имеет некоторую научную и юридическую основу: специалист может обнаружить подделки документов или определить некоторые изменения психологического состояния, анализируя изменения в почерке человека. К сожалению, эта ограниченная основа...

Что такое "Графология"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Графология изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее "подписью", как голос или выражение лица. История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепье-Жамен отказался от учения о "фиксированных знаках" с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы "преобладающих особенностей". В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, "почерк руки" оказался на самом деле "почерком мозга". К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что "сила" почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода - швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими "напряжением и расслаблением". Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i. Изучение этих характеристик - "чистая графология", вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Элементы, свойственные индивидуальному почерку, - пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, - сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие. Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции "думать о главном". Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на "главное" вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет. Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван "консультантом по почерку", но обозначение "эксперт по почерку" обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица. ЛИТЕРАТУРА Маяцкий В. Графология. М., 1990 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, Ци, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека... Толковый словарь Ожегова

Графология - искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку. В XVII в. о Г. писал... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Графология - (от Графо... и...Логия) учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в н... Большая Советская энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, графологии, мн. нет, ж. (от греч. grapho - пишу и logos - учение) (спец.). Способ опреде... Толковый словарь Ушакова

Графология - ж. 1. Исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств характера, способностей и психиче... Толковый словарь Ефремовой

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в... Современная энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия) - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся...

Существует немало тестов и методик, направленных на определение характера человека. К ним можно отнести многие научные методики, психологические тесты, но отдельно следует сказать о графологии. Что изучает графология и каким методом с её помощью определяются личностные черты индивида?

Определение

Графология – наука, изучающая почерк человека. Эта наука помогает определить, каков характер индивида в целом, какие у него имеются предрасположенности, а также к чему склонен человек. Почерк каждого индивида уникален, неповторим, и так же, как жесты и мимика, он помогает определить индивидуальные особенности поведения.

Тщательно изучая своеобразие написания, можно понять чувства, мысли и привычки человека. В мире нет одинаковых людей, каждый индивидуален и отличается от всех. Так же и манера написания имеет определенные детали, характерные только для конкретного человека. По наклону букв, их размеру, стилю написания можно многое сказать о личности написавшего.

Самое интересное, что обычно все учатся писать в школе, старательно копируя почерк учителя, или же по прописям. Однако до сих не известны случаи, чтобы почерки у детей, а уж тем более у взрослых совпадали.

Для каждого характерны какие-то изменения, добавочные завитки, штрихи, или же, напротив, некоторые исключают моменты написания букв, которые кажутся им неудобными и утомительными. Например, многие пишут заглавную букву «Р» без завитков, так как им они неудобны либо требуют определенного сосредоточивания.

Отличительные особенности письма, отклонения от общепринятых правил очень важны. Возьмем пример, когда индивид старается писать по общепринятым меркам, – про него можно сказать, что он тщательно соблюдает устои общества, правила и весьма ответственно подходит ко всему, стараясь не переступать границ дозволенного.

Или обратная ситуация, когда, несмотря на требования, человек пишет в индивидуальной манере, значительно отступая от общих стандартов. Про такую личность можно сказать, что она не приемлет рамок законов и у неё независимый и сильный темперамент. Также следует обращать внимание на подписи, подпись может многое поведать о подписавшемся.

Графология, кратко – наука, позволяющая определить индивидуальные характерные черты личности по особенностям письма или личной подписи.

Немного фактов

Практическая графология существует с давних времен. То, что почерк является индивидуальным у каждого человека, определили еще античные ученые. В древние времена это был один из действенных способов определения характера.

Так как психология занимает умы многих с того момента, как у человека появился разум, то ученые были вынуждены искать подтверждения и делать обобщения. И как результат их трудов – перед нами анализ почерка. История графологии весьма обширна, она охватывает многие континенты. Впервые о ней упоминает Аристотель, то есть можно сказать, что это одно из древнейших психологических направлений.

Если говорить о подписи, подпись индивидуальна у каждого. Она несет в себе большой объем информации о личности. Однако не стоит забывать, что различные обстоятельства меняют индивидуальные черты личности, и это существенно влияет на эмоциональное состояние и психику, соответственно меняя почерк. Изучающий графологию обязательно должен учитывать, что это весьма сложная наука, переменные в которой могут измениться в любой момент.

  • Нажим.
  • Направление.
  • Размер.
  • Длина.
  • Расстояние между элементами подписи.
  • Наклон.
  • Разбавление подписи различными элементами (завитушки, крючки, точки, черточки и т.д.).
  • Симметричность.
  • Разборчивость.

Это лишь часть тех моментов, которые учитываются при анализе подписи. Существует немало книг, описывающих графологический анализ подписи. В них вы можете ознакомиться более детально с каждым элементом подписи, по которому можно прочитать индивидуальные черты характера.

Основы и техники

Уделим более пристальное внимание технике графологии и рассмотрим основы графологии. Как и любая наука, она имеет свои непоколебимые основы, которые всегда позволяют с уверенностью давать общую характеристику написанного.

  • Неровное написание букв, пробелы разной длины – такой почерк говорит, что носитель не уверен в себе. У него нет определенных интересов, взгляды на жизнь имеют свойство часто меняться, и он не определился на жизненном пути. Если почерк четкий и сохраняет равные интервалы – этот человек организован. Если же четкости нет, то над организацией стоит поработать.
  • Если почерк широкий, размашистый – это говорит о неординарности человека, при этом он крайне практичен.
  • Также имеет значение и скорость написания. Если человек спешит, торопится при письме – это указывает на его нетерпеливость. Если же, напротив, пишет медленно, старательно выводя буквы, – он весьма терпелив.
  • Наклон почерка говорит, насколько человек раскрепощен. Если все буквы прямые, без наклона – значит, что-то мешает расслабиться. Если же наклон имеется – это говорит о раскованности. Также по интенсивности наклона почерка можно определить, насколько человек сдержан.
  • Аккуратность в написании напрямую говорит об общей аккуратности человека. Если почерк неряшливый, то и человек имеет точно такие же склонности.
  • Также графология утверждает, что важную роль играет и начертание букв. Написанные буквы, которые сохраняют форму и отчетливы, показывают, что человек имеет ясные мысли и четкие суждения. Бесформенное письмо характеризует человека со сбивчивыми желаниями, с туманным осознанием происходящего.

История графологии имеет немало ошибочных случаев на своем счету. Однако они связаны прежде всего с изменением личности человека вследствие некоторых факторов. Психоэмоциональные потрясения могут веселого и открытого человека сделать замкнутым, нелюдимым.

И в этом случае меняется не только внутренний мир, но и внешние привычки индивида, его почерк и подпись, что в дальнейшем может привести к ошибочным выводам в графологии. Однако все неточности можно исключить, если заметить изменения в человеке и провести скорректированный анализ его письма.

Следует также отметить те моменты, по которым графология, как и остальные науки, не может дать точного ответа.

  • Графология не может определить пол человека. В некоторых случаях почерк мужчин может удивить своей элегантностью, в то время как некоторые женщины пишут уверенно и размашисто. Наука может сказать лишь о характерных чертах, которые присущи и мужчинам и женщинам.
  • Невозможно судить о состоянии человека и его возрасте. По почерку сложно сделать вывод о физических недостатках или болезнях, а также назвать точный возраст человека. Иногда дети проявляют не менее удивительные методы написания, чем взрослые.
  • Нельзя увидеть будущее. Почерк показывает характерные черты индивида и его эмоции только в настоящее время, в момент, когда проводится анализ письма.
  • Нельзя указать профессию. Написанное может сказать о человеке многое, в том числе о его склонностях и талантливости. Однако как он использует эти задатки, анализ почерка и подписи не говорит.

Графология – не только наука, но и искусство. Используя её как науку, можно говорить об отдельных чертах характера, об эмоциональном состоянии человека. Но составить психологический портрет индивида можно, только полностью овладев искусством графологического анализа. Это приходит с опытом, и когда человек полностью постигнет тайны графологии, он начнет получать удовлетворение и даже наслаждение от такой сложной научной работы. Автор: Людмила Мухачева

April 12th, 2018

В наш век компьютерных технологий ручка и бумага всё чаще оказываются в забвении — между тем, ранее перо исправно служило человеческим нуждам на протяжении нескольких тысяч лет. Нет ничего удивительного в том, что в обширном рукописном своде человечества не найти двух в точности похожих друг на друга артефактов — ведь почерк столь же индивидуален, как и сама личность.

Сравнительным анализом черт личности и черт почерка и занимается наука графология.

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Один из инструментов в психодиагностики.
Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности.

Например, мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный — оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный.

Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп.

Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блоке» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Основные признаки почерка, которые анализирует графологическая экспертиза:
Размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
Наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
Направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
Размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
Характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

По каким признакам почерка можно определить лидера?


  1. Повышенная скорость - то есть человек пишет как будто торопится или бежит куда-то, скорость в почерке так же еще определяет активность человека, соответственно лидер должен быть активным.


  1. Больший размер середины букв - буквы делятся на три зоны, нижняя, верхняя и средняя.


  1. Более сильный нажим - нажим говорит о энергии человека, о ее резервах, более сильный нажим говорит о энергичности, соответственно слабый нажим наоборот


  1. Оригинальность - то есть человек пишет не как в прописи, его буквы принимают оригинальный вид, индивидуальность


  1. Относительная читабельность


  1. Продуктивная организация текста - человек пишет организованно, ровные строки, четко соблюдены поля


  1. Правый наклон - правый наклон говорит о общительности, что человек больше обращен во внешний мир


  1. Относительное постоянство элементов почерка - стабильность почерка, однородность.

Черты и резы
Исторические документы красноречиво свидетельствуют о том, что интерес к изучению чужого почерка проявляли ещё такие незаурядные умы, как римский историк Гай Светоний Транквилл и мыслитель Конфуций. Впоследствии, уже в начале XVII века итальянский врач Камилло Бальди предпринял попытку исследовать связь почерка и личности, изложив свои изыскания по данному вопросу в трактате с длинным названием "Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал".

В XX веке возобладал академический подход к изучению графологии. В 1939 году авторы теории личностных черт Гордон Олпорт и Филип Вернон, обратившиеся к изучению взаимосвязи письма и движений мелкой мускулатуры кисти, пришли к выводу о том, что нервные сигналы, отправляемые мозгом нашей руке во время письма, индивидуальны — как и наш почерк. В России в это время изучением графологии активно занимался известный почерковед Дмитрий Зуёв-Инсаров, труды которого составили фундаментальную базу для последующего становления отечественного графоанализа.

В настоящее время графология как дисциплина входит во многие академические программы европейских университетов. Данный метод активно применяется для собеседований при отборе кандидатов на ту или иную должность, используется для психодиагностики учащихся в школах. Словом, графоанализ активно эксплуатируется в самых разных сферах — начиная от частной, и заканчивая деловой.

Что написано пером…
На графологов часто "катят бочку", обвиняя их в профанстве. Однако, это всего лишь миф: графология является строго научным методом хотя бы потому, что апеллирует к медицинским и биологическим исследованиям в области психомоторики и нейробиологии. Графоанализ позволяет установить взаимосвязь между "письменным поведением" личности и структурой её когнитивной деятельности, давая возможность для осмысления вопросов корреляции почерка, поведения, и мышления.

Таким образом, графология предоставляет возможность для того, чтобы охарактеризовать личность с самых разных сторон: оптимизма и пессимизма, гибкости и ригидности, уверенности и неуверенности. Парадоксально, но факт: графологические исследования красноречиво свидетельствуют о том, что представителям разных наций и этносов оказывается свойственна различная манера письма. Так, почерк немцев мелок и аккуратен, англичан — сдержан и угловат, русских — широк и размашист. Однако, разумеется, не следует забывать, что эти данные отражают лишь общие психологические характеристики того или иного народа.

Глобальное достоинство графологического метода заключается в том, что для того, чтобы навести порядок в царящей в голове сумятице, приведя её к стройной выверенной системе, не нужно ничего, кроме ручки и бумаги. Как говорили древние римляне, "Cлова улетают, написанное остаётся". "Раскладывая по полочкам" детали нашего почерка, графологи, как и психоаналитики, делают бессознательное осознанным — и таким образом способствуют глубинному личностному росту.

В США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза является для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров. Можно сказать следующее:

— почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление легкости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

— почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств:

1) разделенность слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединенные;

2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;

3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены;

4) иногда буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя тщательность и аккуратность в выведении отдельных букв;

5) известная «детскость», неправильность, неуверенность почерка;

6) микрография;

7) окаменелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма;

8) необычный наклон букв;

— почерк атлетика, в отличие от почерков астеников и пикников, более вариативен и в значительной степени связан с той ролью, которую атлетоид выбирает для себя в том или ином случае. Перевоплощение атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.

(Примечание: Пикнический тип — тип телосложения, характеризующийся широкой и коренастой фигурой с короткой шеей, склонен к ожирению; астенический тип характеризуется высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой. Атлетический тип отличается развитой хорошо мышечной массой).

Источники:

НАТАЛЬЯ ЕРОФЕЕВСКАЯ

Графологи уверяют, что почерк помогает определить отличительные черты характера . Чтобы понять характер, нужно знание признаков написания букв. Замечено, что у людей почерк, как и характер, отличается.

Что такое графология и кто такие графологи

Графология – это наука, изучающая почерк, как пример – графологический анализ характера человека по его почерку. Графологи , как следует из определения, – люди, способные на выполнение такого анализа. Хотя до середины прошлого столетия методы этой науки рассматривали в виде тех, что помогают исследовать характеры людей в психологии, в наше время данное учение о неразрывной связи между характером и почерком считается псевдонаучным, его относят к протонаучному мышлению. В медицине данный термин встречается в виде возможности изучения почерка как вспомогательного элемента для слежения за заболеваниями мозга и ЦНС.

Современные ученые скептически настроены по отношению к графологии, невзирая на прошлые заслуги науки.

Научное сообщество ставит под сомнение достоверность графологии. Немалым числом исследователей графология признана лженаукой . Британским обществом психологов графология поставлена в один ряд с астрологией. Невзирая на то, что изначально наука об изучении почерка и анализе характера находила поддержку в научных кругах, а также то, что отдельные исследования поддерживают достоверность подобной теории, большая часть ученых уверена, что графология не имеет никакой предсказательной способности.

Но все же осталось немало тех, кто верит в способность графологии определять основные черты характера. Конечно, 100% вероятности и точности в суждениях никто не гарантирует, но примерная характеристика человека по почерку обозначится.

Зачем нужен психологический анализ личности по почерку?

Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы , но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а еще лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.

Зачем нужен анализ? Нередко кадровым работникам требуется выявить главные качества личности, признаки характера и состояние психики соискателя. Это даст возможность более точно определить его соответствие работе. Кроме того, знание графологии поможет личности определиться в выборе или при смене сферы деятельности. Помните, что каждый признак не стоит рассматривать в качестве абсолютной догмы. Его нужно сравнивать с остальными особенностями.

Анализ почерка позволит найти главные черты характера. Иногда это важно при приеме на работу.

Интересное открытие было сделано западными учеными. Выяснилось, что люди, которые лишились рук, ногами и ртом пытаются выводить такие же буквы, как писали ранее. Получается, что мы пишем так, как велит нам мозг , а руки только выполняют приказы.

По этой причине почерк – зеркало человека . Данный факт также доказан биологом Прейером. Он провел эксперимент с использованием гипноза. Человеку внушалось, что он злой или хвастливый, одновременно с этим ему диктовали текст. В итоге почерк получался другой, с характерными особенностями.

От чего зависит почерк?

Многих интересует вопрос, от чего зависит наш почерк? Если верить наблюдениям ученых, наш почерк находится в зависимости не только от возраста, но и от профессии, положения. Тем более у каждого из нас есть несколько почерков. Один – для личных заметок, другой – для важных заявлений, третий – для поздравлений и писем друзьям.

Но для графологов все они одинаковы, даже разбор кривого почерка (например, в результате болезни или стресса) не представляет сложностей. Во всех почерках одной личности изменен только размер букв и качество, внутреннее строение не изменяется. Казалось бы, в чем зависимость характера и эти каракуль? Учеными разработана система признаков , разъясняющая особенности почерка человека и его характер.

Некоторые из них видны сразу, другие – если присмотреться, а вот третьи – никак не связаны с опытом. Темных пятен в этой науке, или как уверены ученые, лженауке немало, но это не мешает людям использовать графологию на практике.

Определение характера по почерку человека с примерами

Итак, рассмотрим признаки для графологического анализа и выясним, о чем говорит почерк человека на примерах:

Наклон

20-30 градусов в правую сторону . Это самый популярный наклон. Подобных людей можно назвать открытыми, но нельзя говорить, что они импульсивны. Человеку характерно умение держать эмоции в напряженных, чрезвычайных ситуациях.
Если же наклон сильнее, 50-60 градусов в правую сторону – показатель стремления к общению и любвеобильности. Эти люди, вероятнее всего, будут стараться показать свои чувства. Личность с подобным почерком восприимчива ко всему новому. Одновременно с этим у обладателей такого наклона развито собственнические инстинкты.
Маленький наклон влево говорит о преобладании разума над эмоциями. Такие люди скрытны, рациональны.
Большой наклон влево чаще встречается у левшей. Здесь отмечается большой контроль эмоций, скрытность, сочетаемая с чувственностью.
Если наклон отсутствует – баланс эмоций и рациональности.

Нажим

В наше время, когда возникло много разновидностей ручек, иногда сложно определить нажим. Но если разобрать можно, то это поможет во многом.

Сильный нажим – свидетельство настойчивости, энергичности, способности работать. Это общительные личности, любящие свою работу и людей.
Если нажим поверхностный и легкий , то такие личности отличаются чувствительностью, тонкостью натуры. Это чаще интроверты, чей самоконтроль помогает справляться с важными задачами.
Если сила нажима средняя , то подобная личность более предсказуема, ей нравится познавать внешний мир.

Сочетание нажима и других характеристик

Ровные буквы и легкий нажим – рациональность мыслей, высокая моральность, дисциплина. Крупные круглые буквы и легкий нажим – слабоволие, неконфликтность, альтруизм. Сильный нажим на прописных буквах – энергичность, лидерские и творческие способности.

Расстановка строк

Если строки до конца листа остаются горизонтальными – уравновешенность во всем. Такие люди тщательно продумывают все действия.
Если почерк уходит вверх – оптимистичная натура. В карьере – целеустремленность.
Строки идут вниз – скептик, реально оценивает события.
Неровная строка – переменчивость настроения, плохая адаптивность.

Округлость букв

Расшифровка круглых букв в почерке человека говорит о готовности личности к сотрудничеству. Такой человек не отличается настойчивостью, он открыт для других. Но хуже выполняет дела, требующие стойкости.

Помните, что все эти качества необходимо анализировать в комплексе. По отдельности нельзя составить даже приблизительный портрет. Все должно перепроверяться в сравнении с остальными особенностями.

Пространство между строками и словами

Нередко плотность расположения слов показатель бережливости. Чем дальше расстояние, тем расточительнее человек.

Размер полей

Это показатель, помогающий выявить уровень расточительности. Обширные поля везде – отличный вкус, тяга к искусству. Если они рациональны – показатель благоразумия. Узкие ровные по бокам – склонность к бережливости. Если текст занимает весь лист, а поля очень малы – стремление получить максимум.

Размер букв

Как понять характер человека по маленькому почерку или крупному?

Мелкие буквы свидетельствуют об умении концентрироваться в одном направлении. Это неагрессивные личности. Если еще и заглавные буквы слишком велики – храбрость и гордость. Если они чересчур малы – недостаток мужества. Мелкий почерк с маленькими расстояниями – скрытность натуры, личность, любящая одиночество.
Крупные литеры встречаются у экспансивных натур, несколько агрессивных. Если прописные буквы изящные – умение привлекать людей к себе, романтичность натуры.
Средние буквы встречаются у многих людей, потому их нельзя брать как отдельный показатель для анализа.

Печатные буквы

Что значит печатный почерк? Характер такого письма заключается в написании печатных букв там, где должны быть письменные – значит, человек стремится заменить свои устаревшие взгляды на жизнь современными.

Украшательства

Как почерк с завитушками характеризует человека? Наличие в письме различных украшений (фигурной «крышечки» у буквы «й», завитушек, виньеток и т. д.) указывает на желание человека обратить на себя внимание и поверхностность его мышления.

Петли

Если нет нижних петель , то человек отличается независимостью мышления, предпочитает поиск простых объяснений. Они изобретательны, умеют приспосабливаться.
Петли внизу узкие – показатель осторожности, духовности, любви к семье. Широкие протяженные нижние петли – стремление удовлетворять материальные потребности. Слишком большие петли снизу – личность не любит оказываться к чему-то привязанной.
Слишком мелкие петли вверху и внизу – нерешительность ступить на путь независимости.

Разрывы в словах

Если разрывы расположены в каждом слове, то личность склонна верить интуиции. Такой признак соотносят с другим. Если в словах нет отрывов – признак логики.

Размеры букв

Если слова начинаются с больших букв, а затем уменьшаются – человек занимает положение, где очень важно строгое соблюдение секретности. Слова начинаются с маленьких букв, а затем увеличиваются – человек не умеет хранить тайны.

Графология и подпись

Особенное место в этой науке отведено анализу подписи . Мы долго придумываем и моделируем автограф. По этой причине считается, что в написании текста определяется личность человека, каким он является, а по подписи – каким он желает быть. Это ключ к прогнозу перемен в личности и характере, в судьбе.

Подпись мы выбираем себе сами, в ней содержится важная информация о наших целях и стремлениях.

Подписи, как и рукописный текст, исследуются по параметрам, к которым относятся протяженность и острота букв, интересные знаки и слитность литер, расстояние между ними и сила надавливания, точки, крючки и т. д. Рассмотрим некоторые характеристики:

направление . Здесь взгляните, куда смотрит кончик подписи. Если вверх – оптимистичность натуры, энергичность, стремление к целям. Прямой – баланс в личности. Вниз – пессимистические настроения;
длина . Длинные подписи говорят об обстоятельности, неторопливости, настойчивости. Короткие – человек постоянно спешит, относится к делам несерьезно;
размер букв . Если первая буква заметно отличается от остальных, то личность капризна, чересчур требовательна к другим. При небольшом отличии с другими буквами – скромность. Мелкие размеры букв – рациональность, экономность, концентрация. Большие буквы – мечтательная натура, доверчивая, непрактичная;
разрывы и связь . Если все буквы соединяются – свидетельств логичности и последовательности, консервативности взглядов. Если замечено маленькое число разрывов – адаптивность и гибкость мышления. Большое число разрывов – мечтательность;

украшения . Если личность любит хвастаться и приукрашивать себя, то это сразу заметно в подписи, ведь она тоже украшена: лентами, завитками и т. п. Число завитков показывает уровень неискренности личности, скрытности. Но украшения встречаются у творческих личностей: актеров, музыкантов. Тогда свидетельство богатства воображения. У математиков подписи чаще «голые». Буквы как будто теряют некоторые части;
расстояние между буквами . Этот признак определяет уровень щедрости: при большом расстоянии – высокий уровень. Если буквы почти друг на друге – скупость и экономность;
хвостики, подчеркивания . Если подпись подчеркнута снизу, то человеку свойственно самолюбие, обидчивость, ему интересно мнение других. Если линия сверху – гордость, тщеславие, стремление к новому. А вот длина хоста в конце подписи говорит о реакции людей на вмешательство в их дела. Чем длиннее хвостик, тем меньше человек терпит замечания и указы. Если подпись перечеркнута – свидетельство недовольства собой, самокритики, колебаний;
точка . Это позитивный признак. Если в подписи имеется точка – это свидетельство дисциплинированности, стремления заканчивать начатое. Если она стоит в конце – человек заканчивает начатое при любых обстоятельствах. В начале подписи – стремление получать полные данные перед началом работы;
повторение элементов . Одинаковые знаки говорят о навязчивости в действиях и мыслях, об устоявшихся привычках. Наряду с этим, данный признак – показатель упорства, способности легко справляться с монотонной работой.

Заключение

В данной статье рассмотрены наиболее важные критерии, так называемые ключевые точки по работе с почерком и анализу его элементов, способных пролить свет на личностные характеристики своего владельца. Но есть еще немало нюансов, которые помогают определить характер по подписи. При желании возможно овладеть такими навыками самостоятельно, но для этого придется проанализировать немало рукописных текстов близко знакомых людей, характер которых известен в той или иной степени.

19 января 2014

Top