Как убрать волосы в фотошопе. Как в "фотошопе" вырезать волосы быстро и качественно

В этом уроке мы затронем:

Цветокоррекции;

Чистке фотографии от ненужных полосок и волосинок;

Регулировке тональности;

Увеличении качества изображения;

О придании изображению яркости;

Удалении пятен;

Работе с различными методами смешивания.


Когда я убирал лишние волоски, я пропустил участок у основания фотографии, там где волосы спадают на спину девушки. Если я стану опять использовать (), то дело кончится тем, что заблюрю текстуру кожи, а этого нам не надо. Поэтому я выбираю (Инструмент «Заплатка» / Клавиша «J»). Я обвожу нежелательный участок, кликаю на него, перетаскиваю выделение на желаемый участок и отпускаю клавишу мышки. Короче, работаю по принципу Drag & Drop .



Если увеличить масштаб изображения и обратить внимание на область справа от лба девушки, можно заметить неровности на волосах, мелкие выступающие волосинки, кончики коротких прядок и т.д. От них мы избавляемся также при помощи (Инструмент «Заплатка» / Клавиша «J»). У волос должен быть мягкий поток, но в то же время и натуральный. Поэтому не перестарайтесь.


Будет смотреться нелепо, если мы подготовим лишь волосы. Поэтому я далее я провожу небольшую ретушь лица и кожи девушки. Начинаю с глаз. С помощью () придаем им огня. Выбираем небольшую кисточку и проходимся ей по радужной оболочке, ресницам. С помощью () высветляем глазное яблоко и блеск на губах. Также проходимся по губам и инструментом Burn («Осветлитель»). Теперь, кожа. Как вы видите на ней имеются неровности, от которых тоже можно с легкостью избавится с помощью Patch Tool (Инструмент «Заплатка»). В том числе избавляемся и от черной полоски у правой подмышки.


Выделяем ее, и с помощью Patch Tool (Инструмент «Заплатка») переносим выделение немного ниже. Увеличиваем масштаб и опять же с Patch Tool (Инструмент «Заплатка») убираем остатки и чистим линию подмышки. На кофточке также имеются мелкие шероховатости, поэтому этим же способом избавляемся и от них. Для того чтобы избавится от одного мелкого, чуть выпирающего участка на кофте, нам понадобится фильтр Liquefy (Пластика). Но, чтобы не загружать все фото полностью, я выделяю нужный участок с помощью () и затем выбираю нужный фильтр. Итак, просто смягчаем его с помощью самого первого инструмента.


Как видно по фото, контур получился слишком резким, поэтому я его заблюрю.


Теперь конечная общая коррекция. Выбираем меню

Ретушь волос имеет огромное значение в beauty и fashion съемке, поскольку каждая деталь должна быть идеальна. Если у вас на съемке вдруг не оказалось стилиста, можно выйти из положения путем обработки фотографий в фотошопе.
Существует много инструментов, с помощью которых можно ретушировать прическу, но в этом уроке я расскажу лишь о некоторых из них. Итак, рассмотрим, как добиться такого результата:

Создаем новый (1) слой на нашем исходнике.


На первом этапе убираем волоски с фона при помощи «Штампа» (Clone Stamp). Жесткость кисти лучше оставить на минимуме, чтобы фон оставался равномерным, без разводов. Непрозрачность и нажим кисти: 100%, образец: все слои.


На втором этапе переходим на основной слой (Фон) и дублируем его: Слои (Layers) -> Создать дубликат слоя (Duplicate Layer). На этом слое будем убирать волоски с лица и шеи с помощью инструмента «Заплатка» (Patch Tool). Аккуратно и кропотливо удаляем волосок за волоском, пока не добьемся примерно следующего результата:


Создаем новый (2) слой. При помощи «Штампа» убираем волоски и погрешности, оставшиеся после предыдущего этапа обработки. Жесткость кисти: 0%, нажим: 50-60%.


На следующем этапе подравняем края нашей прически. Для этого воспользуемся «Ластиком» (Eraser Tool); непрозрачность и нажим 90-100%. Жесткость кисти будет зависеть от качества вашего снимка, я поставила 64%. Сначала стираем лишнее на Слое 1, затем на Слое 2.


Короткие волосики на линии лба обычно тоже убирают во время ретуши, однако в данном случае это бы смотрелось слишком неестественно. Поэтому я просто приглушила их яркость с помощью «Штампа». Непрозрачность: 100%, Нажим: 22%. Эту процедуру мы проводим на новом (3) слое.


Теперь попробуем выпрямить волосы насколько это возможно. Создаем новый (4) слой. При помощи «Восстанавливающей кисти» скрываем следующие недостатки:


После всех вышеперечисленных манипуляций получаем:


Осталось добавить волосам блеска и гладкости. Объединяем все слои (Shift+Ctrl+E). Затем дублируем основной слой (Фон). Заходим в Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustment) -> Кривые (Curves) и выставляем примерно такие настройки:


Создаем маску слоя (см. рисунок) и кистью белого цвета проводим по волосам, тем самым затемняя их. Если вы случайно вылезли за границы, можно стереть маску «Ластиком» или кистью черного цвета. Также необходимо стереть область, где будет блик. На этом этапе мы получаем следующий результат:

При обработке фотографий нередко возникает необходимость убрать с лица волосы. Тонкие пряди, выбившиеся из прически, можно замаскировать инструментом Clone Stamp («Инструмент клонирования») редактора Photoshop. Для очистки от волос, значительно отличающихся от кожи по цвету, подойдет метод, который используется для удаления пятен.

Вам понадобится

  • - программа Photoshop;
  • - фотография.

Инструкция

  • Применив опцию Open («Открыть») в меню File («Файл») редактора Photoshop, откройте снимок, который нужно привести в порядок. Сместив вправо слайдер, расположенный в нижней области палитры Navigator («Навигатор»), увеличьте масштаб просмотра области фотографии, с которой вы собираетесь работать.
  • Клавишами Shift+Ctrl+N вставьте поверх снимка слой для ретуши. Включив инструмент Clone Stamp, укажите фрагмент фото, с которого программа скопирует цветные пиксели, необходимые для маскировки волос. Чтобы это сделать, щелкните по подходящему участку картинки, расположенному рядом с прядью, которую надо убрать с лица, зажав клавишу Alt.
  • Отпустите кнопку и кликните по удаляемым волосам. Чтобы результат выглядел аккуратно, используйте кисть небольшого диаметра. Включив в настройках Clone Stamp опцию Sample all layers («Образец всех слоев»), вы получите возможность копировать пиксели фона, работая на слое, который лежит выше него.
  • Работа с Clone Stamp требует терпения и изрядного количества времени. Если вам нужно быстро очистить от коротких темных волосков кожу с хорошо различимой фактурой, что нередко приходится делать при обработке мужских фотографий, можете воспользоваться фильтром Dust&Scratches («Пыли и царапины»).
  • Сочетанием Ctrl+J добавьте в файл копию снимка. Примените к ней фильтр Dust&Scratches, включив его опцией из группы Noise («Шум») меню Filter («Фильтр»). Настройте параметры размытия так, чтобы волосы на снимке перестали быть заметными.
  • Кнопкой Add layer mask («Добавить маску слоя») из нижней панели палитры слоев добавьте маску к обработанной картинке. Выделив маску, инвертируйте ее клавишами Ctrl+I. В результате размытый слой полностью исчезнет.
  • При помощи инструмента Brush («Кисть») окрасьте маску в белый цвет в тех местах, с которых на снимке надо убрать волосы. Чтобы вернуть размытым фрагментам часть фактуры кожи, наложите верхний слой на фон в режиме Lighten («Замена светлым»).
  • Для сохранения обработанного фото воспользуйтесь опцией Save As («Сохранить как») меню File («Файл»).
  • Я очень люблю портретную фотографию. Когда работа выполнена аккуратно, то это, по меньшей мере, приятно. Однако, почти всегда я сталкиваюсь с небольшим нюансом, который по сути представляет собой постоянную проблему, как вы уже догадались, я говорю про выбивающиеся, торчащие волосы, которые портят вид фотографии. Когда дело касается корпоративного портрета или фотографии в стиле fashion, то о таких дефектах не может быть и речи.

    Я покажу вам три техники, которые вы можете применить для избавления от выбившихся из причёски волос и при этом сохранить натуральный вид, что, на мой взгляд, также очень важно. Здесь, как и в любой другой области портретной ретуши все зависит от вкуса и необходимости. Но если вы зайдете слишком далеко, то вы рискуете получить в конечном итоге “шлем из волос”, что выглядит крайне ненатурально.

    Ретушь должна быть выполнена тонко и качественно, в идеале так, чтобы зритель не догадался о том, что над фотографией вообще работали. Конечно, многое зависит от самого исходного изображения, но все остальное зависит от техник постобработки и их правильного применения. Хороший макияж и привлечение грамотного стилиста могут значительно облегчить вашу работу над дальнейшей ретушью. В этом уроке мы поговорим о волосах.

    Техника 1: Использование инструмента Clone Stamp

    Clone Stamp (или Клонирующий штамп в русскоязычной версии программы) для решения этой проблемы является наиболее эффективным инструментом. Просто возьмите образец для штампа с чистого фона и закрасьте область с нежелательным волоском. Однако, если вам приходилось уже пользоваться этим инструментом, то вы наверняка обратили внимание на некоторые его недостатки.

    Проблема в том, что штамп копирует именно тот образец, который вы выделили, пиксель к пикселю. Использование этого метода может плохо отразиться на фоне с выраженной текстурой, различными цветами и с неравномерным освещением. Но, тем не менее, если фон равномерно освещен и на нем отсутствуют резкие цветовые переходы, то штамп прекрасно справляется с задачей.

    Несмотря на то, что я использовал очень маленький размер кисти, неоднократно обновлял образец, брал его с участка максимально приближенного к волосу и работал с режимом наложения Lighten (Осветление), Клонирующий штамп все равно не справился с градиентом.

    В дальнейшем вы можете пользоваться Клонирующим штампом для уменьшения проблем с цветом и яркостью, используя три различных режима наложения кисти (Blend Modes):

    • Normal (Нормальный)
    • Darken (Затемнение)
    • Lighten (Осветление)

    В большинстве случаев вы, конечно, будете работать с Нормальным режимом, но иногда он бывает слишком точен, особенно когда дело касается фонов с текстурой.

    Режим Затемнение я использую при работе с более светлыми волосами, расположенными на темном фоне. И соответственно режим Осветление подходит для ретуши темных волос на светлом фоне. Эффект будет действовать до тех пор, пока волос не достигнет такой же яркости и цвета, что и область взятая за образец.

    Техника 2: Использование инструмента Healing Brush

    По сути Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) является усовершенствованной версией того же штампа. Она копирует цвет, свет и текстуру области, взятой за образец, и применяет эту информацию к целевой области. Благодаря некоторым математическим расчётам этот инструмент умеет сочетать данные образца и той области, к которой этот образец применяется, что дает очень естественный результат.

    Инструмент Восстанавливающая кисть прекрасно подходит для удаления пигментных пятен, прыщей, нежелательных волос на лице и теле и т.п. Он работает гораздо качественнее, чем штамп, так как не делает точную копию, а очень плавно смешивает края образца с краями области, к которой вы применяете этот образец.

    Используйте этот инструмент для более сложных текстур, с которыми не справляется Клонирующий штамп. Вы даже можете пользоваться им для исправления ошибок, сделанных штампом. Я отдаю предпочтение лечащей кисти, когда необходимо убрать волосы с лица или одежды, так как здесь крайне важно оставить всю текстуру кожи и ткани нетронутой.

    И снова вы можете прибегнуть к использованию режимов наложения, чтобы добиться еще лучшего результата.

    Но, к сожалению, в определенных случаях преимущества Лечащей кисти могут быть и её недостатками. А именно, когда целевая зона находится слишком близко к какой-либо резкой границе, например на границе головы и фона. Вы получите размытое пятно, которое будет бросаться в глаза. В этом случае использование Штампа более приемлемо. Не забывайте также регулировать жесткость кисти.

    На этой иллюстрации вы можете увидеть, что происходит при использовании Лечащей кисти вблизи высоко контрастной границы.

    Настройки кисти

    Вы знаете, при помощи каких инструментов можно избавиться от непослушных волосков, портящих вид фотографии. Теперь мы обсудим некоторые настройки, которые я применяю. Посредством опыта и эксперимента я пришел к выводу, что именно они помогают достичь наилучших результатов.

    Для максимального контроля над процессом ретуши я пользуюсь планшетом Wacom, но работать с мышкой тоже можно. Если вы собираетесь заниматься ретушью профессионально, приобретите планшет, их стоимость начинается от 80$, а служат они долго, моему, например, уже 6 лет.

    Клонирующий штамп

    Форму кисти я, как правило, оставляю неизмененной по умолчанию, т.е. круглой, а Непрозрачность (Opacity) оставляю на 100%. В зависимости от ситуации я изменяю Жесткость кисти (Hardness), но редко увожу её дальше 80%. По факту я пользуюсь этим инструментом при жесткости 0%, 20%, 50%, и 80%, так как пришел к выводу, что именно при этих значениях покрываются мои основные нужды. Всё зависит от конкретной проблемы. Работая с планшетом, я могу менять значение жесткости при помощи нажатия пера, что очень удобно на мой взгляд.

    Как я упомянул ранее, я пользуюсь разными Режимами Наложения (Blend Modes), когда есть в этом необходимость. Учитывая все эти настройки, вы сможете сделать процесс обработки гораздо быстрее и результативнее.

    Лечащая кисть

    Многие советуют использовать для этого инструмента кисть с мягкими краями, я советую обратное. Всегда сохраняйте Жесткость кисти на 100%. В дополнение измените и форму кисти (Roundness) на узкий эллипс со значениями равными примерно 20 - 30%. Также я изменяю угол наклона в зависимости от ситуации.

    Благодаря таким настройкам вы с большей частотой выбираете образец для Лечащей кисти и применяете его более беспорядочно, нежели с круглой кистью с мягкими краями. Так как инструмент автоматически смешивает края образца с целевой областью, вам не нужна мягкая кисть. Результат будет более натуральным, и вы сократите риск возникновения размытости у границ, о котором я упоминал выше.

    И наконец, делайте кисть чуть больше размера области, которую вы хотите удалить, особенно когда волос находится рядом с контрастной границей.

    Техника 3: Размытие по поверхности (Surface Blur)

    Эта техника не зависит от двух вышеописанных, но вкупе с ними она дает прекрасный результат. Это очень быстрый способ избавиться практически от всех торчащих волос при помощи использования одного фильтра и некоторой работы с маской.

    В отличие от Размытия по Гауссу, Размытие по поверхности не затрагивает области, находящиеся за определенным порогом. Такими границами для этого типа размытия являются значительные изменения в цвете и/или контрасте. Таким образом, этот инструмент размоет поверхность лица, одежды, волос, но не границы между ними.

    Размытие по поверхности это прекрасный способ очистить область перехода от головы к фону, особенно, если фон градиентный (с таким фоном не справляется инструмент Clone Stamp). Таким образом, градиентный переход останется нетронутым, и сохранятся резкие границы.

    Давайте рассмотрим пошагово этот процесс.

    Шаг 1: Создаем Новый слой

    Перетащите слой на иконку Создание нового слоя (Cmd+J или Ctrl+J), чтобы не затронуть уже выполненную ранее ретушь. Вы можете перевести этот слой в смарт-объект (Layer > Smart Objects > Convert to Smart Object), что позволит в дальнейшем регулировать значения.

    Шаг 2: Применение фильтра Размытие по поверхности

    Перейдите во вкладку Filter > Blur > Surface Blur , чтобы применить фильтр. Перед вами появится окно с превью эффекта при заданных настройках.

    У данного фильтра имеется два ползунка, Radius and Threshold (Радиус и Порог). Радиус определяет размер размываемой области, а Порог определяет, какие линии сохранять резкими, а какие размывать. Установив слишком большое значение для Радиуса, вы рискуете получить размытый ореол, а с большим Порогом вы можете потерять четкость границ. Вам нужно подобрать такие значение, при которых волоски на фоне станут размытыми, но при этом граница головы останется достаточно четкой. Эти значения зависят от исходного изображения и подбираются путем эксперимента. Я чаще всего применяю значения 40 пикселей для Радиуса и 20 пикселей для Порога.

    По завершению этого этапа большинство торчащих в разные стороны волос должно исчезнуть.

    Шаг 3: Чистим при помощи Клонирующего штампа

    В большинстве случаев Размытие по поверхности справляется со стоящей перед ним задачей, однако случается и так, что единичные волоски всё же остаются. В этом случае я применяю Клонирующий штамп с мягкой кистью и жесткостью не выше 50%.

    Беря за образец области, находящиеся максимально близко к волосам, я избавляюсь от погрешностей, допущенных Размытием по поверхности.

    Шаг 4: Создаем Слой-маску

    Нам необходимо применить созданный эффект только к внешней части границы волос. Для этого создайте Слой-маску (Layer mask) к слою с размытием, кликнув по иконке. Инвертируйте слой маску из белого (видимого) в черный (невидимый) цвет при помощи горячих клавиш Cmd+I (Mac) или Ctrl+I (ПК), это скроет эффект.

    Теперь, вооружившись жесткой кистью (около 80%) обнародуйте эффект, рисуя белым цветом. Рисуйте только по областям, которые содержат дефекты (т.е. волосы). Вы можете пренебречь аккуратностью, так как фильтр оставил границу головы четкой.

    Шаг 5: Добавьте шум

    Как правило, Размытие по поверхности убивает весь шум (зернистость). Это отсутствие текстуры может испортить эффект. Чтобы исправить ситуацию, добавим немного шума.

    Я увеличил фотографию до 330%, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между отретушированной и нетронутой областями. Но эта разница заметна и при увеличении в 100%.

    Убедитесь в том, что вы работаете со слоем с размытием, а не с маской. Затем перейдите в Filter > Noise > Add Noise (Фильтр>Шум>Добавить шум).

    В появившемся диалоговом окне выберете пункты Gaussian (по Гауссу) и Monochrome (Монохром). Регулируйте ползунки до тех пор, пока область применения фильтра не станет идентичной остальному изображению. Эта небольшая поправка прекрасно скроет следы от проделанной вами ретуши.

    Заключение

    Фото До

    Фото После

    Когда вы получаете прекрасный портрет, выбившиеся из общей массы волосы могут стать настоящей проблемой. Используя инструменты Клонирующий штамп и Лечащая кисть, вы можете добиться неплохих результатов, однако эти способы имеют некоторые ограничения. Но в союзе с техникой Surface Blur вы можете не только улучшить полученную ретушь, но и значительно сэкономить свое время.

    Немного попрактиковавшись, вы будете понимать, какую из техник применять для конкретных портретов.

    Я очень люблю портретную фотографию. Когда работа выполнена аккуратно, то это, по меньшей мере, приятно. Однако, почти всегда я сталкиваюсь с небольшим нюансом, который по сути представляет собой постоянную проблему, как вы уже догадались, я говорю про выбивающиеся, торчащие волосы, которые портят вид фотографии. Когда дело касается корпоративного портрета или фотографии в стиле fashion, то о таких дефектах не может быть и речи.

    Я покажу вам три техники, которые вы можете применить для избавления от выбившихся из причёски волос и при этом сохранить натуральный вид, что, на мой взгляд, также очень важно. Здесь, как и в любой другой области портретной ретуши все зависит от вкуса и необходимости. Но если вы зайдете слишком далеко, то вы рискуете получить в конечном итоге “шлем из волос”, что выглядит крайне ненатурально.

    Ретушь должна быть выполнена тонко и качественно, в идеале так, чтобы зритель не догадался о том, что над фотографией вообще работали. Конечно, многое зависит от самого исходного изображения, но все остальное зависит от техник постобработки и их правильного применения. Хороший макияж и привлечение грамотного стилиста могут значительно облегчить вашу работу над дальнейшей ретушью. В этом уроке мы поговорим о волосах.

    Техника 1: Использование инструмента Clone Stamp

    Clone Stamp (или Клонирующий штамп в русскоязычной версии программы) для решения этой проблемы является наиболее эффективным инструментом. Просто возьмите образец для штампа с чистого фона и закрасьте область с нежелательным волоском. Однако, если вам приходилось уже пользоваться этим инструментом, то вы наверняка обратили внимание на некоторые его недостатки.

    Проблема в том, что штамп копирует именно тот образец, который вы выделили, пиксель к пикселю. Использование этого метода может плохо отразиться на фоне с выраженной текстурой, различными цветами и с неравномерным освещением. Но, тем не менее, если фон равномерно освещен и на нем отсутствуют резкие цветовые переходы, то штамп прекрасно справляется с задачей.

    Несмотря на то, что я использовал очень маленький размер кисти, неоднократно обновлял образец, брал его с участка максимально приближенного к волосу и работал с режимом наложения Lighten (Осветление), Клонирующий штамп все равно не справился с градиентом.

    В дальнейшем вы можете пользоваться Клонирующим штампом для уменьшения проблем с цветом и яркостью, используя три различных режима наложения кисти (Blend Modes):

    • Normal (Нормальный)
    • Darken (Затемнение)
    • Lighten (Осветление)

    В большинстве случаев вы, конечно, будете работать с Нормальным режимом, но иногда он бывает слишком точен, особенно когда дело касается фонов с текстурой.

    Режим Затемнение я использую при работе с более светлыми волосами, расположенными на темном фоне. И соответственно режим Осветление подходит для ретуши темных волос на светлом фоне. Эффект будет действовать до тех пор, пока волос не достигнет такой же яркости и цвета, что и область взятая за образец.

    Техника 2: Использование инструмента Healing Brush

    По сути Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) является усовершенствованной версией того же штампа. Она копирует цвет, свет и текстуру области, взятой за образец, и применяет эту информацию к целевой области. Благодаря некоторым математическим расчётам этот инструмент умеет сочетать данные образца и той области, к которой этот образец применяется, что дает очень естественный результат.

    Инструмент Восстанавливающая кисть прекрасно подходит для удаления пигментных пятен, прыщей, нежелательных волос на лице и теле и т.п. Он работает гораздо качественнее, чем штамп, так как не делает точную копию, а очень плавно смешивает края образца с краями области, к которой вы применяете этот образец.

    Используйте этот инструмент для более сложных текстур, с которыми не справляется Клонирующий штамп. Вы даже можете пользоваться им для исправления ошибок, сделанных штампом. Я отдаю предпочтение лечащей кисти, когда необходимо убрать волосы с лица или одежды, так как здесь крайне важно оставить всю текстуру кожи и ткани нетронутой.

    И снова вы можете прибегнуть к использованию режимов наложения, чтобы добиться еще лучшего результата.

    Но, к сожалению, в определенных случаях преимущества Лечащей кисти могут быть и её недостатками. А именно, когда целевая зона находится слишком близко к какой-либо резкой границе, например на границе головы и фона. Вы получите размытое пятно, которое будет бросаться в глаза. В этом случае использование Штампа более приемлемо. Не забывайте также регулировать жесткость кисти.

    На этой иллюстрации вы можете увидеть, что происходит при использовании Лечащей кисти вблизи высоко контрастной границы.

    Настройки кисти

    Вы знаете, при помощи каких инструментов можно избавиться от непослушных волосков, портящих вид фотографии. Теперь мы обсудим некоторые настройки, которые я применяю. Посредством опыта и эксперимента я пришел к выводу, что именно они помогают достичь наилучших результатов.

    Для максимального контроля над процессом ретуши я пользуюсь планшетом Wacom, но работать с мышкой тоже можно. Если вы собираетесь заниматься ретушью профессионально, приобретите планшет, их стоимость начинается от 80$, а служат они долго, моему, например, уже 6 лет.

    Клонирующий штамп

    Форму кисти я, как правило, оставляю неизмененной по умолчанию, т.е. круглой, а Непрозрачность (Opacity) оставляю на 100%. В зависимости от ситуации я изменяю Жесткость кисти (Hardness), но редко увожу её дальше 80%. По факту я пользуюсь этим инструментом при жесткости 0%, 20%, 50%, и 80%, так как пришел к выводу, что именно при этих значениях покрываются мои основные нужды. Всё зависит от конкретной проблемы. Работая с планшетом, я могу менять значение жесткости при помощи нажатия пера, что очень удобно на мой взгляд.

    Как я упомянул ранее, я пользуюсь разными Режимами Наложения (Blend Modes), когда есть в этом необходимость. Учитывая все эти настройки, вы сможете сделать процесс обработки гораздо быстрее и результативнее.

    Лечащая кисть

    Многие советуют использовать для этого инструмента кисть с мягкими краями, я советую обратное. Всегда сохраняйте Жесткость кисти на 100%. В дополнение измените и форму кисти (Roundness) на узкий эллипс со значениями равными примерно 20 - 30%. Также я изменяю угол наклона в зависимости от ситуации.

    Благодаря таким настройкам вы с большей частотой выбираете образец для Лечащей кисти и применяете его более беспорядочно, нежели с круглой кистью с мягкими краями. Так как инструмент автоматически смешивает края образца с целевой областью, вам не нужна мягкая кисть. Результат будет более натуральным, и вы сократите риск возникновения размытости у границ, о котором я упоминал выше.

    И наконец, делайте кисть чуть больше размера области, которую вы хотите удалить, особенно когда волос находится рядом с контрастной границей.

    Техника 3: Размытие по поверхности (Surface Blur)

    Эта техника не зависит от двух вышеописанных, но вкупе с ними она дает прекрасный результат. Это очень быстрый способ избавиться практически от всех торчащих волос при помощи использования одного фильтра и некоторой работы с маской.

    В отличие от Размытия по Гауссу, Размытие по поверхности не затрагивает области, находящиеся за определенным порогом. Такими границами для этого типа размытия являются значительные изменения в цвете и/или контрасте. Таким образом, этот инструмент размоет поверхность лица, одежды, волос, но не границы между ними.

    Размытие по поверхности это прекрасный способ очистить область перехода от головы к фону, особенно, если фон градиентный (с таким фоном не справляется инструмент Clone Stamp). Таким образом, градиентный переход останется нетронутым, и сохранятся резкие границы.

    Давайте рассмотрим пошагово этот процесс.

    Шаг 1: Создаем Новый слой

    Перетащите слой на иконку Создание нового слоя (Cmd+J или Ctrl+J), чтобы не затронуть уже выполненную ранее ретушь. Вы можете перевести этот слой в смарт-объект (Layer > Smart Objects > Convert to Smart Object), что позволит в дальнейшем регулировать значения.

    Шаг 2: Применение фильтра Размытие по поверхности

    Перейдите во вкладку Filter > Blur > Surface Blur , чтобы применить фильтр. Перед вами появится окно с превью эффекта при заданных настройках.

    У данного фильтра имеется два ползунка, Radius and Threshold (Радиус и Порог). Радиус определяет размер размываемой области, а Порог определяет, какие линии сохранять резкими, а какие размывать. Установив слишком большое значение для Радиуса, вы рискуете получить размытый ореол, а с большим Порогом вы можете потерять четкость границ. Вам нужно подобрать такие значение, при которых волоски на фоне станут размытыми, но при этом граница головы останется достаточно четкой. Эти значения зависят от исходного изображения и подбираются путем эксперимента. Я чаще всего применяю значения 40 пикселей для Радиуса и 20 пикселей для Порога.

    По завершению этого этапа большинство торчащих в разные стороны волос должно исчезнуть.

    Шаг 3: Чистим при помощи Клонирующего штампа

    В большинстве случаев Размытие по поверхности справляется со стоящей перед ним задачей, однако случается и так, что единичные волоски всё же остаются. В этом случае я применяю Клонирующий штамп с мягкой кистью и жесткостью не выше 50%.

    Беря за образец области, находящиеся максимально близко к волосам, я избавляюсь от погрешностей, допущенных Размытием по поверхности.

    Шаг 4: Создаем Слой-маску

    Нам необходимо применить созданный эффект только к внешней части границы волос. Для этого создайте Слой-маску (Layer mask) к слою с размытием, кликнув по иконке. Инвертируйте слой маску из белого (видимого) в черный (невидимый) цвет при помощи горячих клавиш Cmd+I (Mac) или Ctrl+I (ПК), это скроет эффект.

    Теперь, вооружившись жесткой кистью (около 80%) обнародуйте эффект, рисуя белым цветом. Рисуйте только по областям, которые содержат дефекты (т.е. волосы). Вы можете пренебречь аккуратностью, так как фильтр оставил границу головы четкой.

    Шаг 5: Добавьте шум

    Как правило, Размытие по поверхности убивает весь шум (зернистость). Это отсутствие текстуры может испортить эффект. Чтобы исправить ситуацию, добавим немного шума.

    Я увеличил фотографию до 330%, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между отретушированной и нетронутой областями. Но эта разница заметна и при увеличении в 100%.

    Убедитесь в том, что вы работаете со слоем с размытием, а не с маской. Затем перейдите в Filter > Noise > Add Noise (Фильтр>Шум>Добавить шум).

    В появившемся диалоговом окне выберете пункты Gaussian (по Гауссу) и Monochrome (Монохром). Регулируйте ползунки до тех пор, пока область применения фильтра не станет идентичной остальному изображению. Эта небольшая поправка прекрасно скроет следы от проделанной вами ретуши.

    Заключение

    Фото До

    Фото После

    Когда вы получаете прекрасный портрет, выбившиеся из общей массы волосы могут стать настоящей проблемой. Используя инструменты Клонирующий штамп и Лечащая кисть, вы можете добиться неплохих результатов, однако эти способы имеют некоторые ограничения. Но в союзе с техникой Surface Blur вы можете не только улучшить полученную ретушь, но и значительно сэкономить свое время.

    Немного попрактиковавшись, вы будете понимать, какую из техник применять для конкретных портретов.

    
    Top