Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Настроение человека. Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы по речевому развитию «Мы теперь подготовишки

Ход занятия:

Воспитатель: — Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея

В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК — зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ — познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК — заглянем:

Был / картинка / - дом, а стал домик

Был / картинка / - мяч, а стал мячик

Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик

Был / картинка / - стол, а стал столик

А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:

У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:

Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /

А теперь про ударение

Сочиним стихотворение:

Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.

Пальчиковая гимнастика Замок.

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону

Скажем в рифму:

Игра «Подскажи словечко»

Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?

Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /

Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /

Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /

Физкультминутка

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.

На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый

Попадаем в замок фантазии.

Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)

2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)

3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)

4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)

5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /

6. Сам летает? / самолет /

7. Паром ходит? / пароход /

8. Пыль сосет? / пылесос /

9. Мух морит? / мухомор /

10. Сам варит? / самовар /

Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?

Дети: — Есть!
Воспитатель: / достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.

Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей,расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговому анализу слов (составление слов из слогов, количество слогов в словах)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Открытое занятие

по развитию речи в подготовительной группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Воспитатель:

Лукьянчикова

Екатерина Николаевна

Орел 2014

Задачи:

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего), воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;

Совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговому анализу слов (составление слов из слогов, количество слогов в словах);

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций. Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей.

Воспитатель: «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Дети давайте возьмёмся за руки и поздороваемся с соседом справа, называя его ласково. Улыбнёмся друг другу, солнцу, гостям.

Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда вы узнаете, отгадав загадку: «Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло».

Скажите, откуда берутся сказки?

Дети: Их придумывают, пишут писатели, сказочники, волшебники…

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по сказкам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили – бом, тили – бом,

Открывайся сказки дом!»

Воспитатель: Дети, вот мы и в сказке. Это сказочный лес, в нём всё необычное. Слышите, поют чудесные, сказочные птицы?

Дети: Да! Слышим.

Воспитатель: А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес? («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д.).

Воспитатель: Молодцы! Много знаете сказок, а теперь пойдёмте дальше.

Идут, проход закрыт, тропинка завалена книгами

Дети высказываются, нужно сложить стопочкой.

Дети складывают книги стопочкой и находят конверт.

Воспитатель: Смотрите дети, конверт. А что кладут в конверт?

Дети: Письма, открытки.

Воспитатель: А для чего нужны письма?

Дети: Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное. Хотите узнать, что в письме? (Читает)

«Здравствуйте маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумал. Я волшебник «Путаница». Я всегда и везде всё перепутываю. Хотите прогуляться по сказке? Значит, решайте все задачки. До скорой встречи!».

Воспитатель: Дети с нами решил поиграть волшебник путаница, как он написал: «Я всегда всё перепутываю». Вот и сейчас здесь что-то перепутал. Посмотрите внимательно.

Дети: Книги. Их не бывает в лесу.

Воспитатель: А где должны находиться книги?

Дети: В библиотеке, в магазине, на полке, дома в шкафу…

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Пошли дальше. Дети, посмотрите, лесной домик. А в каких сказках герои попадают в домики или в избушки, в лесу?

Дети: «Три медведя», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Баба – Яга».

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Давайте, наконец, войдём в избушку. Ой, какой здесь беспорядок. Опять волшебник путаница поработал. Давайте немного приберёмся. (Убираются и находят конверты).

Ой, смотрите, опять письма от волшебника путаницы. Что же он опять придумал?

Воспитатель читает письмо

«Привет, помните сказку «Маша и Медведь»? Я там тоже всё перепутал. Послушайте и попробуйте помочь Маше. Но прежде чем читать сказку, давайте немного отдохнём.

Артикуляционная гимнастика

Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).

Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)

Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)

Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши).

Сказка

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирогов и положила их в узелок. Она долга шла через лес и зацепилась узелком за куст. Он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живёт медведь! Давайте сядем в кружок и придумаем конец этой сказки.

Дети садятся на ковёр.

Воспитатель: Молодцы! Вы снова справились с заданием. Давайте откроем второе письмо.

Посмотрите, что же он ещё для нас придумал. (Читает письмо) .

«Ребята, помогите! В моей сказке все слова рассыпались. Помогите их собрать, пожалуйста».

Волшебник путаница

Воспитатель: Ну, что, поможем?

I задание: «Составление слов из слогов» (в парах)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А здесь в конверте еще, что-то есть.

«В корзине продукты, которые несла Маша Медведю. Нужно разложить их в 2 корзинки; в одну все продукты, в которых есть буква Р, а в другую, где живёт буква Л.

Ваш волшебник путаница

II задание: Угадайте сказки по нескольким словам.

Воспитатель: Тянут - потянут

Дети: «Репка»

Воспитатель: Высоко сижу

Дети: «Маша и Медведь»

Воспитатель: Яблонька, спрячь нас

Дети: «Гуси Лебеди»

Воспитатель: В правое ухо влезла, а в левое вылезла

Дети: «Крошечка – Хаврошечка»

Воспитатель: Как выскочу

Дети: «Заюшкина избушка»

III задание «Угадайте сказки по нескольким словам»

Воспитатель: И с этим заданием вы справитесь. Вы хорошо сегодня поработали, решили задачки волшебника путаницы. Пришло время возвращаться из сказки. Для этого снова нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.

Дети произносят волшебные слова, музыка перестаёт звучать.

Воспитатель: Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие? Спасибо за проделанную работу. А дома за выходные дни нарисуйте, пожалуйста, рисунок для Маши и Медведя. А в понедельник мы им все рисунки отправим письмом. Хорошо?

Ой, ребята, а у меня ещё один конверт есть. Посмотрим что там?

Подарочки для детей.


Название: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Задачи:

Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;

Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;

— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;

Закрепить представление о структуре повествования.

Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?

Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».

Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.

1 льдинка.

Игра «Назови по-другому»

Умный – сообразительный, догадливый.

Смелый — отважный, храбрый, мужественный.

Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.

Веселый – забавный, радостный, озорной.

2 льдинка. Игра «Наоборот»

Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.

3 льдинка.

Упражнение «Про что мы так говорим?»

Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.

Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.

Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.

4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).

У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).

У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).

У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).

У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).

Физминутка.

Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)

С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)

Звучит завывание ветра, метели, вьюги.

Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.

5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.

«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)

«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).

«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).

«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).

«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).

А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)

Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.

Упражнять дошкольников в умении образовывать новые слова от существительных с помощью суффиксов н, ов; учить детей составлять предложения по опорным картинками .

Развивать умение определять род существительных; учить различать и называть буквы.

Упражнять детей в интонационной выразительности речи, развивать силу голоса; учить определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в четком произношении звуков [п], [т], [ш], [ч].

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

Воспитатель. - Дети, как вы считаете, можно ли по внешнему виду определить настроение человека?

Что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?

Покажите, какое у вас настроение.

А если у человека плохое настроение, то как можно поднять настроение?

А еще можно подарить доброе слово.

Когда у человека плохое настроение, то он требует внимания. А чтобы ваше настроение стало лучше, я подарю вам свое внимание.

А теперь поиграем в игру

Дети стали в виде буквы П

Упражнение «Поймай мой взгляд»

(Таким образом делим детей на три команды.)

Таким образом у нас образовалось три команды. Каждой команде следует составить рассказ по нескольким картинкам. (Раздаю командам по 2-3 картинки.)

Дети, а еще на настроение человека влияет то, как к ним обращаются его друзья.

Возьмитесь за руки и давайте прочитаем стихотворение

Дети становятся в круг и берутся за руки

Слово это, словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

А теперь давайте подарим друг другу комплимент, передавая эту игрушку.

Дидактическая игра «Подари комплимент»

Вы говорили, что когда у человека хорошее настроение, то он любит играть в разные игры.

Вот мы сейчас с вами и поиграем. Я буду называть, а вы присядете на одну ногу, подняв руку вверх, показав мужскую силу.

Стоячие в кругу дети передают друг другу игрушку

Дидактическая игра «Имя женское, имя мужское»

Молодцы, ребята. Так что «женские слова» имеют в окончании звук [а], а «мужские слова» заканчиваются на согласный звук.

Дети, а погода влияет на настроение человека?

А дождь, это хорошо или плохо?

Почему, хорошо, когда идет дождь?

Дети, давайте прочитаем стихотворение о дождике сначала громко, а затем тихо с закрытыми глазами.

Дождик, дождик, ты иди

На деревья, на сады,

Чтобы росли у нас дети,

Как в саду цветы.

Смотрите, дети, прошел дождик. Посмотрите, сколько странных капелек осталось после него! Они необычные; на каждой изображена какая-то буква.

Дети, возьмите эти капельки и поочередно придумайте и назовите слово, которое начинается на заданный звук.

Дети подбирают на ковре бумажные картинки и становятся в круг

Дидактическая игра «Капельку возьми - слово с заданной буквой назови»

Каждому человеку поднимает настроение подарок. Я вам тоже сделала небольшие подарки за столами. Но после дождя появился ручеек. Так что вам следует пройти лужицы, переступая с одной сухого места на другое, затем пройти через этот мостик. А чтобы не испачкать обувь, то вам надо разуться.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику.

А теперь вам следует определить первый звук в слове, который соответствует рисунку на ваших картинках. Затем из набора картинок надо подобрать те, которые начинаются на этот самый звук.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику

Дети выходят на ковер и поднимают разбросанные буквы, становятся в круг

Дидактическая игра «Найди буквы, которые спрятались»

Наше настроение станет еще лучшим, если вы справитесь с следующим заданием.

Дети, вам надо закончить пословицы о труде, которые я начну.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Честное дело - делай смело.

Маленький труд лучше большого безделья.

Посеешь вовремя - соберешь обильно.

Радость на лицах, потому что урожай на полках.

Кто рано встает, за тем и дело водится.

Каждая птичка своим носиком живет.

Кто спешит, тот дважды делает.

Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.

А теперь сделаем упражнения. Станьте в круг.

Физминутка


А вот веселый мяч. Он подпрыгивает, не может дождаться, когда вы будете играть с ним. Станьте в круг.

Я буду вам по очереди кидать мяч и называть слова, а вы из этих слов образуете новое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» И кидаете мне мяч. К примеру:

Ночь-ночной,

Осень-осенний,

Солнце-солнечный,

Облако-облачный,

Птичка-птичий,

Книга-книжный,

Река-речной,

Гриб-грибной,

Сирень-сиреневый,

Калина-калиновый,

Береза-березовый,

Липа-липовый,

Лес-лесной,

Сад-садовый,

Цветок-цветочный,

Малина-малиновый.

Дети, а кого мы вспоминаем, когда говорим о своем доме?

Сейчас попробуем составить рассказ о своих мамах по этим картинкам. - А теперь каждый из вас составит предложения о маме и поможет ему в этом сюжетная картинка.

Дидактическая игра «Составь предложение по картинке»


Итог. Рефлексия

Вам понравилось наше занятие?

Настроение у всех стало еще лучше.

Мы сегодня пытались сделать, чтобы у всех было хорошее настроение.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе


Родионова Светлана Валерьевна воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск

Описание: Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Тема недели: Моя родина - Россия.

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.
Задачи:
Познавательное развитие:
Уточнять с детьми названия животных севера;
Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;
Учить детей знать членов семьи животного.
Речевое развитие:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суф-фиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать любознательность;
Воспитывать стремление изучать животных севера;
Воспитывать бережное отношение к животным.
Физическое развитие:
Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
Развивать функцию равновесия и координационные способности;

Словарная работа:
научно-исследовательская работа,
климат,
рай,
Красная книга,
ягель,
веретенообразное тело,
белёк.

Материал:
конверт с приглашением,
глобус,
шлем пилота,
панель приборов,
музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер»,
иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца,
художественное слово (стихи С.А. Васильева),
напиток из брусники.

Ход образовательной деятельности

(Дети заходят, здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю) . Поинтересовалась, кому же он адресован: Д/сад «Искорка», группа «Почемучки». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: Вот, что они пишут:
«Дорогие ребята группы «Почемучки»!
Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы жи-вем. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
Дети: Нет, не боимся.
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
Воспитатель: Что такое путешествие?
Дети: Ехать куда-нибудь.
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: На поезде, пешком, на лодке.
Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?
Дети: На машине по Алтаю, на лыжах по лесу…
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по се-верному полюсу?
Дети: на оленях, на снегоходе….
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие. (Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сде-лать?
Дети: Нам нужно одеться тепло.
Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
Воспитатель:
Ветер, снег и лед –
Не мечтай о тепле.

Кто же там живет,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветряный край,
Белый мишка, олень –
Для них север – как рай.
Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).
Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?
Дети: Белый медведь.


Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным явля-ется он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?
Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.
Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
Дети: Толстолапый медведь
Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?
Дети: У медведя лапы широкие.
Воспитатель: Значит, медведь, какой?
Дети: Широколапый
Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.
Воспитатель: Что можно сказать про медведя?
Дети: Медведь длинношерстный
Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
Дети: Уши короткие.
Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?
Дети: Короткоухий (повтор.)
Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волоска-ми, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не замет-ным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
У него не лапы, а … (лапищи),
У него когти, а …(когтищи) .
(Дети повторяют)
Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
А вот уже другой житель севера. Кто же это?
Дети: Это морж.
Воспитатель: Верно, это морж.
Ребёнок:
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живет у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).
Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
Дети: (Длинношеий), толстошеий морж.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
Дети: Широколастый морж
Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
Дети: Длинноклыкий морж.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?


Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?
Дети: Оленья голова.
Воспитатель: Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать рога оленя?
Дети: Оленьи рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?
Дети: Оленьи копыта.
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?
Дети: Оленья семья.
Воспитатель: Назовите членов оленьей семьи.
Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок.
Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.
Чем же питаются северные олени?
Дети: Мхом, травой.
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится все-возможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.
Ребёнок:
Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют – «бельки».
Это тюлень возле льдины резвится.
Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
Назовите членов семьи тюленей.
Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?
Дети: Тюленевая семья.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.
Воспитатель: Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец. На кого он похож?
Ребёнок:
Ловкий маленький зверек
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Воспитатель: На кого песец похож?
Дети: Он похож на лису.
Воспитатель: Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?
Дети: Песцовая мордочка.
Воспитатель: Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?
Дети: Острозубый.
Воспитатель: Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?
Дети: Песцовый хвост.
Воспитатель: Верно, песцовый хвост.
Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца» (объясняю правила).
(Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)
Воспитатель: Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).
Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Top