Меняем имидж вместе с прической. Полезные советы о том, как сменить имидж

1 год назад

К ак повторить «боб» Селены Гомес и какие звездные прически делают волосы объемнее? На BeautyHack подборка стрижек, которые стоит показать вашему парикмахеру.

«Боб» Селены Гомес

Первые снимки Селены с новой прической появились в ее Instagram в марте. Для апрельского Vogue девушка уже позировала с короткой стрижкой «боб», который придал ей свежести и выделил мягкие черты лица. Стилист звезды Марисса Марино укладывает ее волосы легкими волнами (как для обложки Time) или выпрямляет, подкручивая концы.

Цветное окрашивание и «боб» Кайли Дженнер

Весной Кайли попробовала три варианта окрашивания, но в итоге вернулась к привычному темному оттенку и нарастила волосы. На фестиваль Coachella Кайли приехала с лимонным цветом волос и прямо на месте поменяла его на фиолетовый. А через месяц звезда позировала на Met Gala с платиновым блондом. Девушка призналась, что сделала это ради Донателлы Версаче.

Стрижка под мальчика Кары Делевинь

За этот год Кара меняла прическу четыре раза. Несколько месяцев модель и актриса и вовсе была лысой ради роли в фильме «Life In A Year». Сейчас у нее стрижка под мальчика пепельного оттенка. Кара делает легкую небрежную укладку, зачесывая пряди у лба назад. О том, как ухаживать за пепельным блондом, мы рассказывали .

«Боб» Оливии Уайлд

Топ-стилист имидж агентства Embassy of Style Иван Анисимов говорит, что сейчас в тренде естественность или, наоборот, - креативность, но с умом. «Экстремально короткую стрижку можно обыграть интересным окрашиванием - например, сделать белоснежный блонд. Очень актуальны каре и длина между средней и короткой, примерно до плеч. Главное - стрижка обязательно должна смотреться легкой». Мы считаем, у Оливии Уайлд все получилось! В феврале она сделала «боб» и перекрасилась в платиновый блонд, оставив темные пряди у корней.

Длину волос девушка сохранила, но к лету вернулась к привычному темному цвету.

Стрижка под мальчика Зои Кравиц

В начале года Зои отказалась от африканских косичек, сделала стрижку под мальчика и покрасилась в блонд. А на церемонии Эмми, которая прошла в Лос-Анджелесе в ночь с 17 на 18 сентября, она появилась уже с новым цветом волос. Теперь Зои - брюнетка.

«Боб» Беллы Хадид

Белла сделала «боб» весной ради фотосессии в итальянском Vogue. Прямо во время подготовки к съемкам ее подстриг стилист Уорд Стегерхоек. Первыми узнали новость подписчики Instagram Беллы и Уорда. А вживую новую прическу увидели на Met Gala.

«Белое золото» Рози Хантингтон Уайтли

«Все еще популярны натуральные тона - от русого до коричневого», - рассказывает тренер Paul Mitchell Ольга Горшунова. Оттенок волос Рози Хантингтон Уайтли максимально приближен к естественному. Блеск и объем достигается за счет правильного сочетания темных и светлых цветов во время окрашивания. Стилисту Рози Кристиану Вуду остается только подчеркнуть здоровье волос легкими волнами.

«Боб» с боковым пробором Миранды Керр

У Миранды две универсальных прически на все случаи жизни: собранные в низкий пучок гладкие волосы с прямым пробором и объемный «боб». Объем во втором случае создает боковой пробор. Он же визуально увеличивает толщину прядей. Вместо стайлинга можно использовать сухой шампунь.

Рыжий «боб» Эммы Стоун

Эмма от природы блондинка и сейчас вернулась к своему естественному цвету. Но нам нравится оттенок, с которым девушка получала свой первый «Оскар» - огненный рыжий. Чтобы подчеркнуть блеск волос, ее стилист Мара Рожак сделала для церемонии голливудские локоны.

Пшеничный блонд Оливии Палермо

На ужине Vogue Arabia Оливия была с выпрямленными волосами и прямым пробором. Для недель моды и стритстайл фотографий девушка делает более простые прически и укладывает их стайлером. Длина до плеч и окрашивание в несколько оттенков - все, что вам нужно знать, чтобы повторить лучшие прически звезды.

Цветные пряди Джиджи Хадид

Однажды Джиджи пошутила, что сделала каре. Никто из поклонников не поверил - супер модель сложно представить без копны пшеничных волос. Если с длиной девушка не экспериментирует, то с экстремальными оттенками - пожалуйста! В июле на съемках ей собрали волосы в гладкий хвост и покрасили его в розовый цвет. Нам идея понравилась! О цветном окрашивании читайте .

Блонд Веры Брежневой

В этом году Вера Брежнева тоже сделала «боб». Никто из поклонников не расстроился по поводу ее длинных волос. Новая прическа стала еще объемнее, образ свежее, а цвет остался прежним - за идеальный блонд певицы отвечает сам .

Пепельный блонд Карли Клосс

Такой вариант блонда освежает самую простую стрижку. «После окрашивания в пепельный блонд цвет лица должен быть нежным с розовым или персиковым румянцем. Окрашивание не получилось, если после вы видите в зеркале бледную кожу и синие мешки под глазами. Это никому не идет. Бывает у девушки золотистая кожа, но есть синяки - после окрашивания в пепельный блонд они будут заметнее», - рассказывает Таня Шарк. При правильном окрашивании и уходе волосы будут выглядеть так же здорово, как у Карли!

Каре Ванессы Хадженс

За полгода Ванесса успела подстричь волосы, потом их нарастить, покраситься в пепельный блонд и снова стать брюнеткой и сделать каре. На последнем и остановилась. Прическа звезды выглядит круто благодаря массивным аксессуарам, крупным серьгам и объему. Вам в помощь лучшие средства, о которых наш специальный корреспондент Мур Соболева.

Бронзовые пряди Кайи Гербер

Кайя уверенно идет по стопам своей мамы Синди Кроуфорд. В вопросах внешности 16-летняя девушка тоже не экспериментирует. Как и у Синди, у нее стрижка средней длины и легкая тонировка. Выглядит натурально: по-рокерски небрежно (как на показе Coach) и по-голливудски роскошно на красных дорожках.

Волны Изабель Гулар

В Instagram Изабель призналась, что легкие «волны» - ее любимый стиль укладки. Если вам не хватает длины и объема, как у модели, сделайте омбре - оно визуально удлиняет форму лица и делает пряди плотнее.

Каре Скаретт Йохансон

Два года назад Скарлетт подстриглась под мальчика и с тех пор охотно экспериментирует с волосами. К длине она возвращается только во время съемок. Сейчас у девушки удлиненное каре, которое она укладывает либо делая своеобразную челку, либо зачесывая пряди у лба назад. В обоих случаях получается правильная небрежность!

«Лоб» Сары Джессики Паркер

В июле актриса подстриглась и стала платиновой блондинкой для роли в фильме «Best Day of My Life». Так у Сары появилась отличная возможность показать, как работает мист для волос ее собственного бренда Sarah Jessica Parker Beauty.

«Боб» Оливии Калпо

Оливия доказала, что совсем необязательно менять цвет волос, если вы коротко подстриглись. Для эффекта «вау» достаточно радикальной стрижки. Звезда выбрала длину выше плеч и боковой пробор, который и ее волосам добавляет объема.

Пикси Мишель Уильямс

На церемонию «Оскар» в этом году Мишель пришла с обновленной стрижкой. С тех пор фанклуб ее платинового «боба» пополнился любителями «пикси». Девушка выглядела как современная версия Мии Фэрроу.

Челка как у Пенелопы Крус

Пенелопа показала новую прическу на церемонии вручения премии BAFTA в феврале. Плюс такого текстурного боба: вы всегда можете собрать волосы в небрежный пучок или отрастить челку.

«Боб» Нины Добрев

С «бобом» актриса появилась на вечеринке журнала Vanity Fair по случаю «Оскара». Новую стрижку ей сделала голливудский стилист Риана Капри .

Челка как у Фелисити Джонс

Еще один вариант, если вашим волосам не хватает объема. Стилист Фелисити экспериментирует с челкой и стрижкой «каскад». Важно: , с такой прической они не должны пушиться.

«Лоб» Наоми Уоттс

В апреле Наоми поделилась в Instagram фотографией новой стрижки. Голливудский стилист Райан Трагстад сделал актрисе челку и укоротил волосы - пряди получились текстурнее.

Еще Райан работает с Джулианной Мур и делал прическу Лауре Дерн для Эмми-2017.

Похожие материалы из рубрики

Чтобы как можно точнее определить, как можно изменить имидж женщине, с чего начать и почему возникает такое желание, рассмотрим для начала саму суть этого понятия, что мы понимаем под словом имидж. Ведь сам термин имеет многогранное значение, сюда входит , внешний вид, внутреннее ощущение своего «Я», взаимоотношения с близкими и родными людьми, карьерные достижения. И все эти составляющие тесно связаны между собой, а также все вместе формируют единый образ, именуемый имиджем.

Что касается причин, почему в один момент возникает непреодолимое желание что-то поменять, то вариантов может быть масса. От банального повышения по карьерной лестнице и необходимости соответствовать новому статусу до более глубоких проблем, которые кроются в общей неудовлетворенности своей жизнью.

Как бы там ни было, если вы четко решили поменять имидж, не забывайте «подставить парус ветру перемен».

Хочу изменить имидж: как это сделать девушке и с чего начать?

Вполне логичная тенденция, что вопросом как изменить имидж задаются молодые девушки, которые находятся в поисках себя, хорошей работы, второй половинки или же стремятся к саморазвитию и совершенствованию. Что ж на пути к поставленной цели, проще всего начать с внешнего вида. Несколько рекомендаций, которые помогут сделать это быстро и безболезненно:

Меняя, свой имидж не забудьте о самом главном – внутреннем мире. Черты характера, манера поведения, собственное восприятие себя и окружающих все это вместе с внешним обликом однозначно поднимет самооценку и повлечет за собой положительные перемены в вашей жизни.

Если девушку посещает вопрос: «Как изменить имидж и стать кардинально другой?», тогда самое время начать «перезагрузку» собственной внешности. Именно имидж помогает даме чувствовать себя уверенно на публике, а стиль - выразить индивидуальность. Отличной практикой будет наблюдение за своим кругом общения. Если на работе есть привлекательная коллега, то почему бы не обратить внимание на «изюминки» ее образа. Характеристика личности складывается из пазлов, которые она воспитала в себе под влиянием общества, привычек, воспитания. В статье указаны полезные секреты, способные превратить даже самую «серую мышь» в достойную личность.

Как изменить имидж

Насколько разнообразен мир, так и разнообразен человек, поэтому не существует универсального правила по вопросу «как изменить свой стиль и имидж». К тому же, очень трудно угнаться за постоянными изменениями в модных трендах. Как же тогда не переставать смотреться актуально и выглядеть всегда на высоте? Ответ прост - найти свои персональные стороны и активно работать над ними!

Правила по тому, как изменить имидж, способны раскрыть внутренний мир девушки. Не останавливаемся и начинаем обзорную экскурсию по миру женского самосовершенствования.

Положение в обществе требует срочных изменений

И свой стиль, когда появилась престижная работа, возникло повышение по карьере? Стоит пересмотреть собственный гардероб и поведение на людях. Социальный статус - дело тонкое. Жена олигарха никогда не будет на мероприятии в спортивном костюме, успешный босс не станет ходить на работу в нечищеных туфлях. Бывший продавец универмага по мере повышения не может пренебрегать деловыми правилами. Это же и относится к сфере жизни. С каждой ступеней выше необходимо принимать свою новую роль.

Взгляды и желания поменяли характер

Прежний образ перестал приносить удовольствие, а только нервирует? Это нормально! Каждый «перерастает», меняя взгляды на личный внешний вид. Еще два года назад женщина могла равнодушно относится к платьям, а сегодня - ее каждый выход не обходится без них. Здесь важны эксперименты. Без них человек затухает, его энергия теряет окраску. Поместив себя в новую оболочку, перемены будут тянуться одна за другой.

Внешний вид - преграда на пути к успеху

Не за горами мечты о модельной карьере, но есть недочеты в походке? Есть заслуги по профессии, но долгожданное повышение обходит стороной? Явные недочеты мешают продвигаться на пути к самореализации. Следует узнать у независимых людей мнение.

Не стоит обижаться на здравую критику, ведь она может быть потенциально необходимой. Всесторонняя оценка - ценный помощник, способный изменить способ мышления. Очевидное, обычно, скрыто под привычками, от которых многие не хотят отказываться.

Мужчины перестали обращать на меня внимание

Мужское внимание - это всегда приятно. Оно исходит от симпатичного себе парня - еще приятнее! Насколько девушка умеет преподнести себя зависит ее успех перед окружающими. Важно посмотреть на свои отрицательные/положительные стороны, оценить все промахи. Есть лучший друг, который всегда говорит правду? Такой как он с мужской точки зрения укажет на проблемы. Главное, не стеснятся, тем более, если в этом ощущается острая необходимость!

Окружающие начали часто критиковать

Как изменить имидж, ведь меня постоянно обсуждают в коллективе? Успокоиться, взять волю в кулак и здраво взвесить ситуацию. Да, это отнимает настроение что-то делать! Да, это очень выводит из колеи! Жертва перестает быть жертвой, когда она решает взять на себя ответственность.

Нельзя перекладывать вину на воспитание, финансовое положение. Мнение окружающих позволяет определить то, над чем стоит поработать. После усиленной работой над внешностью, поведением положительная реакция не заставит долго ждать. После нервных срывов, замкнутости в себе рождается вера в лучшее!

Хочу соответствовать ценному человеку

Пример: девушка хочет покорить парня, который одевается по интеллигентному. Его поведение говорит о том же. Ей стоит контактировать с ним в сдержанных нарядах, лишенных вульгарности. Не исключено, что можно подчеркнуть свою женственность. Ответная реакция будет выше всех ожиданий! Покорить человека можно, скопировав его способ поведения и образ.

В обществе как «не в своей тарелке»

По дороге встречаются красивые люди, все такие жизнерадостные, а ощущается скованность? Комплексы по поводу внешнего вида складываются после наблюдений за окружающими. Не требуется вкладывать много средств в гардероб - достаточно приобрести базовые вещи. Они беспроигрышно будут смотреться на протяжении многих лет. Иногда позволить пойти на покупки, сделать себе любимой приятно - лучший антистресс! Характер поведения, манеры складываются из внутреннего мироощущения. Работа над собственными комплексами освободит от многих предрассудков.

Все надоело! Начинается новая жизнь!

Это крайняя точка кипения, но, как говориться, самая рабочая! Настроение начать все с чистого листа, забыть о старом, как волной смоют старый способ одеваться и смотреться на публике. Переезд, новая карьера, разрыв контактов с кругом лиц - все это мотиваторы поскорее избавиться от «меня бывшей». Заставить себя дышать полной грудью, не испытывая душевных терзаний, можно через полную решительность.

Развиваться всесторонне.

Гармоничное развитие невозможно без всесторонней работы над собой. Каждая «грань» личности требует уделить внимание. Обрести красивое, подтянутое тело, обратить внимание на модные тренды, посещать курсы, читать книги по саморазвитию. Мечты об идеальном «Я» должны подкрепляться четким распорядком времени.

Уважение и самооценка.

При заниженной самооценке человеку трудно обрести качественный образ. Недостаток критики и отсутствие похвалы рождают внутреннюю нестабильность. Гармония в жизни просыпается, если наши действия совпадают с желаниями. Реальный взгляд, трезвая оценка ситуации помогают сохранить внутреннюю стабильность.

Не быть слепым на пути к личному идеалу.

После сотен попыток быть рыженькой, нет брюнеткой, нет рыженькой приходит понимание себя настоящей. Стремление произвести всеобщий фурор может случится провалом. Природа наградила каждого неповторимым набором качеств. Выиграть можно в том случае, если умело обыгрывать свою натуральную внешность. Тогда внутреннее ощущение будет точно совпадать со выбранным стилем.

Мы рассмотрели, как изменить имидж и всегда быть на шаг впереди. Есть вероятность, вы не сразу начнете перебирать вещи, работать над характером, но хотя бы присмотритесь к себе поближе. Поделитесь этой статьей с тем, кто сейчас нуждается в ценных советах. Успех не за горами!

Я много лет пиджак ношу
Давно потерся и не нов он
И я зову к себе портного
И перешить костюм прошу
Я говорю ему шутя:
"Перекроите все иначе
Сулит мне новые удачи
Искусство кройки и шитья"

Булат Окуджава


Есть такая итальянская сказка "Злая Судьба", о том, как одну королевскую семью постигла тяжёлая доля – война, изгнание, нищета. От старой колдуньи королева узнает, что все эти беды связаны с тем, что у одной из их дочерей злая судьба, которая никогда не позволит ни им, ни девушке быть счастливыми.

Дабы оградить остальных членов семьи от лишений, девушка покидает родных. Она скитается и выполняет самую тяжёлую и неблагодарную работу. Но каждый раз удача отворачивается от неё – беды, проблемы, потери и неудачи с редкой настойчивостью преследуют ее.

По совету одной мудрой женщины принцесса решает встретиться со своей судьбой.

"А вот и судьба Сфортуны. Ох, что у неё был за вид. Седые волосы висели грязными космами, крючковатый нос перепачкан в саже, платье изодрано в клочья. Молодой королевне было уже почти шестнадцать лет, и можно было поклясться, что за все эти годы её судьба ни разу не умывалась.

Зачем пришла? - заворчала старуха, увидев Сфортуну.

Когда мне понадобится, я и сама тебя разыщу. А пока убирайся прочь".

Но, героиня была сильной и смелой – она не испугалась и не отступила.

Только судьба подошла к Сфортуне, девушка крепко схватила её за руки и потащила к ручью. Ну и вопила же старуха, когда Сфортуна тёрла её намыленной губкой.

Не хочу мыться. Не хочу мыться! - кричала она, вырываясь. Но Сфортуна не обращала внимания на её крики.

Она чистенько вымыла свою судьбу, причесала её, надела новое красивое платье, обула в новые скрипучие башмаки и вылила на неё весь пузырёк с розовым маслом. Ах, какая милая добрая старушка стояла теперь перед ней! А пахло от неё, как от десяти кустов роз. Известное дело, все женщины, даже самые старые, любят новые наряды. Судьба налюбоваться на себя не могла. Она то и дело оправляла оборочки на юбке, поскрипывала новыми ботинками, примеряла шаль.

- Умница ты моя, - сказала она Сфортуне. - Так уж повелось: если у человека злая судьба, он только и знает, что жалуется да клянёт её. Вот она и становится ещё злее. Никому и в голову не придёт, что надо самому постараться сделать свою судьбу краше. Ты, моя голубка, так и поступила. Теперь всё у тебя пойдёт хорошо. Спасибо тебе за подарки, прими и от меня подарочек".

С тех пор принцесса жила долго и счастливо, воссоединилась со своей семьёй и вышла замуж за принца.

Причем здесь имидж-терапия?

Давно замечено что: для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения их внешности. Для нового самоощущения (а потом и для новой жизни) не годится старый костюм. Практический шаг для наступления этих перемен - смена имиджа.

"Какого еще имиджа?" – скажете вы, - "Имидж – ничто. Имидж – это картинка, а книжки с картинками – только для детей".

Ой, ли. Я так не думаю.

Еще Фрэнсис Бэкон писал: "Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность". Почему? Подсознательно люди считают, что "прекрасная форма равна хорошему содержанию".

К тому же, если вы думаете, что "имидж" - это только изменение внешности, то, вы очень наивны. Да, имидж – это, в первую очередь, "картинка" - "иллюстрация к нашей личности", но - это то внешнее, что выражает внутреннее.

"Создание имиджа – это "развлечение" публичных людей: политиков и кинозвезд"?

"Какое отношение к нам имеет "имидж"? Мы ведь не баллотируемся в президенты".

А вот это вы зря. "Мы все "Карандаши". Каждый рисует свою судьбу, кто-то ломается, кто-то тупит, а кто-то затачивается и движется вперед." (шутка).

Так, что такое "имидж"?

Каких только определений у него нет. Это и "маска", и "роль", и "типаж", и "представление о чьем-нибудь внутреннем облике" и т.д., но, мне ближе всего исконное значение - "образ" (слово "имидж" происходит от английского "image" - "образ").

"Имидж – это образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующие воздействию на окружающих".
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.


"Имидж" можно трактовать как символический образ или символическое восприятие человека другими людьми, его публичное "я". Это "визитная карточка" Я, "фасад", который вы демонстрируете миру. "Персона".

Важен ли имидж?

Нужно ли нам думать о своем "имидже"?

Действительно, имидж – как целенаправленно сформированный образ, интересует, прежде всего, людей, которые делают публичную карьеру.

А имиджмейкер – это специалист по созданию уникальных выразительных средств, формирующих то или иное впечатление о человеке.

При создании имиджа он учитывает "фактуру", или внешность человека телосложение, параметры и пропорции фигуры, черты лица, цвет кожи и т.д., подбирает соответствующий "архетипический образ" например, "герой", "мученик", "мать", "волшебник" и т.д. и убедительную "упаковку": одежду, обувь, головной убор, макияж, прическу и т.д., "антураж" - мир вещей и объектов, которыми человек себя окружает интерьер, автомобиль, телефон, аксессуары.

Кроме того, имиджмейкер работает с мимикой, пластикой, речью и т.д., создает "историю", "легенду" - продумывает и "грамотно оформляет" информацию, которую мы затем узнаем о человеке имя, образование, возраст, факты из его биографии, хобби и т.п.

Большинство людей не пользуется услугами имиджмейкеров, но имидж есть у каждого. И даже не один. Набор персональных имиджей человека обусловлен количеством тех социальных групп, в которых формируется впечатление о нем. Поэтому у члена семьи есть семейный имидж, у работающего человека - деловой и т.д., ведь в жизни мы играем множество социальных ролей.

Мы можем быть одновременно женой, матерью, любовницей, начальником и подчиненным. И каждый из нас в те или иные промежутки времени, как правило, носит "социальные маски" – старается создать тот или иной образ, отвечающий запросам окружающих. "Маска" - это способ адаптации в социальной действительности. Многим людям носить маску проще, чем отстаивать свою индивидуальность.

Остановимся более подробно на "профессиональных масках". Обществу нужен врач, учитель, официант и т.д., но не нужна личность, во всем ее многообразии. И тогда, чтобы "выиграть" у жизни, в этой игре не обойтись без маски: роль диктует маску. Каждой роли соответствует свой имидж – "костюм": манера "подавать" себя в обществе.

"Давайте посмотрим на этого официанта в кафе. Его движения быстры и уверенны, немного слишком стремительны и точны, он приближается к посетителям чуть-чуть быстрее, чем нужно, он склоняется перед ними чересчур услужливо, его голос, его глаза выражают слишком большое внимание к тому, что скажет клиент, но вот он возвращается, имитируя своей походкой отточенные движения некого автомата, с безрассудством канатоходца неся свой поднос, находящийся в неустойчивом равновесии, которое он постоянно восстанавливает легким движением плеча и руки. Все его поведение напоминает нам игру. Он старается, чтобы его движения сочетались друг с другом, как приводящие друг друга в действие детали механизма, даже его мимика и голос кажутся механическими; он придает себе быстроту и стремительность неодушевленных объектов. Он играет, он забавляется. Но во что он играет? Нам не понадобится долго наблюдать за ним, чтобы ответить на этот вопрос: он играет в официанта в кафе".

Жан-Поль Сартр


Грамотно подобранный имидж помогает соответствовать нашей профессиональной роли, быть социально успешным в ней.

Возьмем терапевта, который размещает свои данные на сайте поиска специалистов. Что мы, как правило, видим? Фото, личную страницу, статьи, сообщения на форуме и т.д. Как формируется имидж специалиста (о котором он никогда раньше не слышал) у клиента?

Самая простая "схема": клиент, находящийся в поисках терапевта, воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики другого человека (например, клиент видит на фото терапевта, читает информацию о нем, статьи и т.д.), в результате этого восприятия у него возникает образ данного специалиста, который, обычно, невольно соотносится с собственной системой ценностей клиента, где "записано", что в мире есть "хорошо" и что есть "плохо".

У большинства (не у всех!) клиентов в их психике "записано": "терапевт-женщина на фото в сексуальном мини-платье, с ирокезом и с макияжем в готическом стиле" - это "очень плохо", "наличие у терапевта множества подтверждений его квалификации (званий, дипломов, сертификатов) - это очень хорошо", "отсутствие у терапевта семьи" - это не очень хорошо", "молодой терапевт – это плохо" и т.п.).

В результате чего у человека возникает отношение к этому специалисту в виде мнения (клиент, уходя с сайта, думает: "да, по-моему, это хороший терапевт, я бы к нему обратился" или "нет, это плохой терапевт, что он вообще делает на этом сайте?"…).

Мнение, сложившееся у определенной группы людей (например, у клиентов сайта) о каком-либо человеке, и есть имидж этого человека. Конечно, с точки зрения действительности, это спорное мнение (например, наличие званий или должностей свидетельствует скорее о хорошей теоретической подготовке и социальной активности, чем о практическом опыте терапевта и его способности помочь именно данному клиенту), но, тем не менее, это мнение, на основе которого у человека возникает (либо не возникает) доверие к данному специалисту.

Следовательно, имидж человека - это то, как он выглядит в глазах других (мнение о нем других людей). Даже если вы не задумываетесь над ним, вы все равно имеете дело с представлением о вас других людей. Общество предлагает каждому либо создавать образ, либо оно само сделает это за него.

В любой новой компании с первых минут ловишь на себе заинтересованные взгляды, как будто спрашивающие: "Кто ты?", "Друг или враг?", "Стоит ли иметь с тобой дело?" и т.д. Люди хотят определиться, как им с тобой себя вести, идентифицировать, отнести к определенной категории.

Поэтому, имидж – это важно. Это как дверь, в которую захочешь входить или нет... Когда у человека складывается определенное мнение о другом, оно формирует его готовность действовать применительно к этому человеку определенным образом. На языке психологов такая готовность называется психологической установкой.

Сложившееся о Вас мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность действовать в отношении вас определенным образом (причем действовать, подчас на подсознательном уровне, не задумываясь о причинах).

"Имидж – это тайнопись потока массового сознания"
В.Горчакова.

"Наше сознание обобщает многочисленную, подчас противоречивую информацию о ком-то, и о нас самих тоже, в виде образа, который, подобно архивированному файлу, отправляется в кладовые памяти на надежное хранение. Этот свернутый до уровня одного образа файл несет колоссальное количество ассоциативно связанной с ним информации как рациональной, эмоциональной, так и действенной. Через образ, ассоциации при необходимости он извлекается из нашей памяти почти мгновенно и помогает воспринимать, понимать и оценивать носителя этого образа почти безошибочно и, соответственно, общаться с ним"
В.Горчакова.


Каким образом мы "считываем" информацию о другом человеке? Что "выдает" каждого из нас?

Малейшее движение в голосе, такие как интонация, тон, выражение лица, используемые слова, одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела – все полно смысла и не случайно. С помощью этих индикаторов люди "примериваются друг к другу" и делают вывод о личных качествах, общественном и образовательном уровне, способностях другого человека. Все это подает живую информацию о том, кто он - носитель имиджа, и чего можно от него ожидать в будущем.

"Мы заполняем физические очертания человека, которого видим, всеми идеями, которые мы уже выстроили о нем, и в окончательном образе его, который мы создаем в своем уме, эти идеи, конечно, занимают главное место. В конце концов они так плотно прилегают к очертаниям его щек, так точно следуют за изгибом его носа, так гармонично сочетаются со звуком его голоса, что все это кажется не более чем прозрачной оболочкой, так что каждый раз, когда мы видим лицо или слышим голос, мы узнаем в нем не что иное, как наши собственные идеи" (Пруст).

Может ли измениться наше мнение о человеке? Конечно, ведь говорят же: "по одежке встречают, по уму провожают", но при этом, считается, что "первое впечатление самое сильное", и у вас "никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление".
К.Шанель.


Вывод: опора на имидж необходима и в профессии и в личной жизни.

Имидж - это послание, адресованное кому-то и куда-то, для чего-то и почему-то. И важно, чтобы "письмо" дошло до адресата, и было правильно понято.

Так имидж – это наше все?

Обществу нужен стандартный (понятный) исполнитель функции, а нам социальный успех? Главное, найти хорошего имиджмейкера?

Не все так просто. Как и в любой игре, в этой важно "не заигрываться", иначе, в какой-то момент человек осознает:

"У меня есть лица на все случаи жизни. Как и когда они родились, я уже не помню. Эти лица всегда помогали мне спасаться от боли и унижения. Как только я оказывался в ситуации, в которой я даже гипотетически мог потерпеть поражение своего достоинства, я открывал дверцы моего внутреннего гардероба и, раздвигая вешалки и придирчиво оглядывая свою коллекцию лиц, выбирал наиболее подходящее для этого случая лицо и выставлял его перед собой, как щит.

Когда-то давно мне приходилось заранее придумывать очередное лицо, тренироваться его носить так, чтобы моя истинная натура не выглядывала случайно из-за его краев. Я тренировал походку, чтобы лицо, которое я держал перед собой, не качалось, тщательно заделывал в нем щели после встреч с другими так, чтоб не просвечивало то, что за ним.

На всякий случай я носил их на приличном расстоянии от себя, чтобы вражеское слово, даже если пробьет щит, не долетело до меня. Довольно часто мое лицо с деревянным стуком встречалось с таким же лицом другого человека. В этом было что-то успокаивающее и знакомое, и я никогда не чувствовал нужды заглянуть за чужое лицо - это слишком неудобно, держать свое лицо и через него пытаться заглядывать за чужое - так недолго и свое не удержать.

С некоторыми людьми удавалось довольно долго стукаться лицами и не чувствовать дискомфорта. Нашим лицам было о чем пообщаться, а нам, в общем-то, не о чем.

Поэтому, когда я понимал, что на лице другого мне уже все знакомо, мне становилось скучно. Да и мое лицо ведь уже давно изучено: ровный цвет, плотно пригнанные досочки, длина, ширина, шероховатость поверхности. Мне уже нечего предложить знакомцу и нечего взять у него...А люди без щитов мне никогда не нравились. Меня всегда охватывал страх и тошнота, когда я видел, как они обнажаются - ведь это такое неприглядное зрелище! Почему им не хватало ума позаботиться о глазах других? Никогда не мог этого понять.

С годами я накачал довольно сильные мышцы, чтобы держать лица, эти тяжелые деревянные штуки, вокруг себя в круговой обороне. Ведь это настоящее искусство, не каждый сможет так владеть им! Но и у меня, тренированного носильщика, стали уставать руки, и я стал даже ронять лица - кажется, это старость? Это были минуты сильнейшего унижения. Казалось, как же я выжил после этого? Сейчас я совсем устал их держать. Они падают, и я ничего не могу с этим поделать. И мне страшно, потому что мое тело настолько онемело от напряжения, чтобы удерживать вес моих лиц, что я перестал его чувствовать. Мне кажется, что я умираю вместе с моими лицами. Мне страшно, что наступит тот день, когда упадет и разобьется мое последнее лицо, и тогда не останется ничего, кроме меня, - того жалкого существа, что стояло за лицами..."
Н. Рубштейн. "Падают Лица"


Многие всеми силами стремятся "впихнуть" себя в "костюм социально успешного человека".

И тогда получается как в известной притче:

"Красивый, амбициозный, но не очень богатый молодой человек очень хотел сшить себе дорогой костюм у известного портного. Когда, наконец, ему удалось скопить необходимую сумму, он заказал костюм, и вот настал долгожданный день, когда он должен был забрать уже готовый заказ.

Перед тем как забрать костюм, парень надел его на себя и посмотрел в зеркало. Швы, ткань, все было великолепно, но – о ужас! – левая пола пиджака была длиннее другой.

Что это!? – в отчаянии вскричал юноша.

Портной совершенно спокойно сказал:

Это не страшно. Если короткую полу немножко потянуть вниз, полы сравняются. Только не опускайте левую руку.

Юноша продолжил осмотр и обнаружил, что одно плечо пиджака выше другого. Он с упреком посмотрел на портного, но тот невозмутимо сказал:

Если наклонить голову набок и чуть-чуть приподнять плечо, то визуально все выравняется.

Когда юноша надел брюки, то увидел, что и тут все было наперекосяк.

Однако портной совершенно спокойно сказал:

Можно при ходьбе немного подгибать левую коленку, тогда брючины будут выглядеть совершенно одинаково, а в сидячем положении вообще ничего не будет заметно.

Юноша был в отчаянии, однако он истратил все накопленные деньги, а у портного была безупречная репутация, все известные люди города шили у него, и никто никогда не жаловался. Поэтому молодой человек заплатил оставшуюся сумму и вышел в готовом костюме на улицу.

Неподалеку за столиком уличного кафе сидели два завсегдатая. Один из них сказал другому:

Смотри, симпатичный парень, а как скрючен и хромает. Жаль беднягу!

На это второй ему ответил:

Да, парня жаль, зато какой на нем шикарный, безупречный костюм! Интересно, сколько же он за него отвалил денег?"

В реальной жизни все точно так же.

Часть людей видят только "костюм". При этом им совсем неинтересно, что находится под ним. Для них важно лишь то, чего "человек добился". Представители этой категории людей с радостью согласились бы "стать калекой", лишь бы надеть такой "костюм, сшитый известным портным". И не важно, что он "жмет" и "впивается" в кожу: вынуждает человека вести жизнь, которая ему не подходит…

Так имидж успешного человека (по мнению окружающих – успешного!) – это плохо? Нет, конечно. Во многих случаях он – хороший помощник. Он учит нас "казаться лучше", соответствовать требованиям общества. Это наш "костюм на вырост". Но, иногда за такую маскировку этот помощник требует непомерную плату.

Мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время он полностью "поглощает" нас. Вспоминается анекдот про одного актера, который много лет успешно играл "медведика" на детских утренниках, а потом его позвали сыграть Гамлета, и он продолжал отыгрывать привычную роль…

Маска начинает жить вместо нас, она диктует, что нужно делать…А отстоять свое право быть собой – это трудно, а порой просто страшно.

Но насколько страшнее и труднее прожить жизнь не так, как хотелось! И осознать это только в самом конце жизненного пути.... Негибкое соответствие роли лишает человека спонтанности, способности к изменениям. Человек становится заложником образа и умирает как личность.

"Создание образа – это всегда акт насилия"
П. Сэлфинг.


Живой: чувствующий, мыслящий, действующий человек имеет множество лиц, он смотрит в мир тысячью глаз, и мир, в котором он живет, оборачивается к нему тысячами образов, тысячами соприкосновений, тысячами ракурсов, человек - многообразен и нескончаем…

"Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать..."
Бернард Шоу

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я – живой,
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
Николай Заболоцкий "Метаморфозы"


Возможно, социуму удобно искусственно устранять из исполняемого человеком образа (например, того же профессионала) все индивидуальное, что выделяет его из череды подобных. Он принуждает человека следовать жестким правилам поведения, стремясь подогнать каждого под стереотип (экономя затрачиваемые усилия на познание), но, ведь… главная роль человека – это роль самого себя, и даже в узком пространстве социальных ролей, кроме понятия "социальная (статусная) роль существует понятие "социально-психологическая роль".

Помните фильм "Служебный роман"? Какое описание главной героини дают ее коллеги? "Людмила Прокофьевна Калугина - директор нашего учреждения. Мы называем ее - наша мымра". Социальной (статусной) ролью здесь является – директор, а "мымра" - социально-психологической. И когда героиня в конце фильма меняет имидж, она демонстрирует не только новое платье и прическу, но главное - новую социально-психологическую роль, по-прежнему оставаясь в статусе директора.

Пример таких ролей - "Роковая женщина" ("смертельный капкан" для мужчин, коммуникабельная, притягательная и обольстительная, которую мужчина, встретив раз, не забудет никогда, Как правило, гардеробу уделяет достаточно много внимания, в основном "по принципу Стендаля" - красное и черное.

Характерный наряд: облегающее платье с глубоким вырезом, черные чулки, туфли на высокой шпильке) или "Серая мышь" (невзрачная, пассивная в общении, занимающая позицию наблюдателя, из тех, кто больше всего на свете боится выделиться из толпы. Тихий голос, неуверенные жесты. Характерный наряд: трикотажный костюмчик темно-серого или бежевого цвета, черные сумка и туфли).

"Мужлан" (две извилины, показное нахальство и грубость, не следит за собой, любит скабрезные шутки, пиво и женщин типа Памелы Андерсон, не признает моногамных отношений) или "Ботаник" (рефлексирующий герой, ученый, интеллигент. "Вечный мальчик" из университета в очках, залепленных скотчем, с волосами в разные стороны, который обладает особыми способностями, и в то же время непосредственен, рассеян, забывчив и наивен) и т.д., "Зануда" или "Душа компании", "Лидер" или "Аутсайдер" и т.д.

Эти роли нам приходится играть в рамках тех социальных институтов (групп), в которых собственно и проходит вся наша жизнь. Но, ведь мы не "обречены" на них.

В жизни мы редко задумываемся о своем образе, иногда настолько срастаемся с этой "второй кожей", что перестаем ее замечать.

А ведь "кто" есть "кто" обычно ощущается через 30 секунд после начала разговора. "Простой парень" или "Девушка из высшего общества", "Победитель" или "Неудачник" - все это проявляется практически сразу. И чаще всего наше восприятие сводит многообразие личности к определенным клише, ярлыкам и стереотипам. Конечно, многое зависит от культуры смотрящего, набора его представлений о мире и людях, от его внутренней "библиотеки образов".

Важно ли осознавать, какой образ вы "транслируете"?

Еще как. Находясь в определенном образе, мы специфическим образом "вписываемся" в ситуацию, это наш способ существования.

Обозначая свою роль – одеждой, поведением, речью, телом – мы предлагаем окружающим сыграть дополнительную. Например, роль мышки предполагает комплиментарную роль кошки, роль матери – роль дитя и т.п. Роли взаимны, и что тут удивляться, что находясь в одной и той же роли, мы притягиваем одних и тех же партнеров?

Какая-то роль к нам прилипла-присохла, загрубела от долгой носки. И пусть "костюм" сидит "не по фигуре": но, что поделаешь, если он единственный в гардеробе. Есть люди, которых из привычного официального костюма (даже плохо сшитого), не вытряхнешь, а есть любители растянутых свитеров на все случаи жизни... И каждый влез в этот образ не просто так, а по какой-то причине. Что-то такое они хотят сказать этим образом миру и себе. Вот только редко понимают что и зачем…

Нет чтоб "костюмчики" немного "перелицевать", вытащив их сильные стороны, ведь хороший костюм может что-то скрыть, а что-то подчеркнуть, так ведь остаться без костюма страшно: как же без привычного, пусть и "савана", которым человек укрыт?… Разве выманишь из царства мертвых клише и одервенелости?

Мы маски надеваем каждый день,
Проснувшись утром роль свою не знаем,
И притворяться снова нам не лень,
Играем в жизнь, и жизнью мы играем.

Рассвет - закат, зима и лето стали,
Лишь декорациями в этой суете,
Когда рождались мы еще не знали,
Что роли розданы, и поздно выбирать уже.

И получив сценарий, слов не зная,
Мы с головой уходим в никуда,
Безумной грустью вскоре понимая,
Что жизнь не только безупречная игра.

Вот здесь и полезна работа в терапевтической группе. Она позволяет понять: "Какая роль ваша? Устраивает ли она вас? Если нет, то, что мешает взрослому человеку примерить "другой костюм"? Ведь наш ролевой репертуар уже не ограничен семейным "платяным шкафом"? Как это сделать?"

7 признаков того, что вам пора поменять прическу

Меняться всегда нелегко. Менять внешность - еще труднее. Но не зря считается, что женщина должна быть разной.

Когда меняется ваша внешность, как правило, в чем-то меняется и ваше мировоззрение, и ваше поведение. Главное при изменении имиджа - определиться с основным стилем прически... В целом ваша прическа должна соответствовать вашему стилю одежды и гармонировать с вашим образом и мировоззрением.

7 признаков того, что вам пора измениться:

1. Ваши волосы не имеют формы и объема, а просто лежат на голове.

2. Ваши бывшие одноклассники говорят, что вы ничуть не изменились.

3. Ваши волосы неопределенного безжизненного цвета.

4. Вам больше не говорят комплиментов по поводу вашей прически.

5. Вы следите за модой в одежде, но не в курсе, какие стрижки сейчас носят.

6. Ваша повседневная прическа - конский хвост.

7. Чтобы уложить волосы в прическу, вам требуется больше 20 минут.

Не меняйте имидж в кризисные моменты жизни.

Если вас только что бросил ухажер, вас уволили с работы или вы поссорились с лучшей подругой, воздержитесь на время от радикальных перемен, как бы вам этого ни хотелось. Иначе в выборе стрижки ваши эмоции будут преобладать над здравым смыслом, о чем вы потом можете очень и очень пожалеть.

Не ждите, что прическа радикально вас изменит

Хорошая прическа должна выгодно подчеркивать ваши черты лица, должна подходить к вашему характеру и стилю жизни. Но лучше всего, если она смотрится на вас естественно. Не ждите от перемены прически слишком многого - прическа не может изменить текстуру ваших волос, черты вашего лица или всю вашу жизнь.

Выбирайте практичный стиль прически

Как бы вам ни нравилась какая-либо из причесок, помните, что после выхода из салона красоты вам придется самой ухаживать за волосами и поддерживать выбранный стиль. Подумайте, сколько времени по утрам вы можете затратить на оформление прически так, чтобы, в конце концов, не стать ее рабой. Хороший стилист может воспроизвести в салоне практически любую прическу, но если у вас не подходящие для нее, например, слишком тонкие или слишком длинные волосы, будет практически нереально воспроизвести такую прическу в домашних условиях.

С осторожностью относитесь к выбору средств для волос

Сейчас существует такое разнообразие средств для волос, что можно найти шампунь или мусс как раз для вашего типа волос. Но можно также легко и ошибиться, особенно если вы не знаете иностранного языка, и среди различных «выпрямляющих», «разглаживающих» или «придающих блеск» средств выбрать совсем не то, что нужно. А в итоге получить волосы, имеющие жирный блеск, или волосы, которые трудно уложить в прическу. При наличии сомнений всегда лучше спросить совета у профессионала, который определит тип ваших волос и порекомендует средства для ухода и укладки.

Тщательно отнеситесь к выбору цвета волос

Любой цвет сам по себе красив, но он может не так красиво смотреться именно на вас. Цвет волос должен подходить к тону вашего лица и выгодно оттенять его. Если ваша кожа имеет розоватый оттенок, то вам пойдут холодные цвета, имеющие в своей основе синий цвет. Если кожа имеет скорее золотистый или персиковый оттенок, то ваши цвета теплые, золотистые. Но лучше всего в этом вопросе проконсультироваться со специалистом.

Не забывайте о цвете ваших бровей

Цвет бровей должен соответствовать цвету волос. Согласно общему правилу цвет бровей должен быть на полтона или на тон светлее самых темных прядей ваших волос.

Чтобы ваша прическа гармонировала с вашим образом, для начала определитесь с формой вашего лица. Стилисты определяют следующие основные формы лица:

Круглое. Длина лица примерно равна его ширине, контуры лица закругленные и мягкие (Пример: Дрю Бэрримор).

Овальное. Длина лица примерно в полтора раза больше ширины, контуры лица ровные. (Шэрон Стоун).

Квадратное или прямоугольное. Длина лица чуть больше ширины либо примерно равна его ширине, контуры лица квадратные (Дэми Мур).

Треугольное. Широкие скулы и/или широкий лоб и суженная линия челюсти (Наоми Кэмпбелл).

Трапецевидное. Форма, противоположная «треугольному», то есть тяжелая линия челюсти и более узкие скулы и лоб (Кэти Ирланд).

Алмаз. Ширина лба и челюсти примерно одинаковая, самая широкая часть лица проходит через скулы (Софи Лорен).

Если вы затрудняетесь с определением формы вашего лица, зачешите волосы назад, возьмите фломастер и обведите контуры вашего лица в зеркале. А затем посмотрите, какая форма получилась. Можно также измерить получившуюся фигуру линейкой, определить ширину лба, линии скул и челюсти. Определившись с формой лица, можно подобрать подходящий стиль прически.

Прически, которые подходят к круглому лицу. Тут хорошо все, что имеет контуры, прерывающие округлость формы. Для этого в прическе должны главенствовать вертикальные линии. Такому лицу пойдет также пышная высокая прическа с косой или прямой челкой или полупробором, асимметрично уложенные по бокам волосы. Рекомендуемая длина волос - средняя. Не годится: встопорщенные или строго зачесанные с лица волосы.

Прически для овального лица. Такая форма лица считается идеальной, и вам подойдет большинство причесок. Но если лицо длинновато, то лучше выбрать прическу с пышными боковыми сторонами либо с контурами, которые эффектно прерывают удлиненность формы.

Прически для квадратного лица. При угловатых контурах лица надо избегать четких линий в стрижке. Преимущества здесь имеют асимметричные прически, мягко сглаживающие формы лица, либо мягкие полудлинные или длинные локоны.

Прически для треугольного лица. В данном случае подбородок не должен оставаться без прикрытия или по крайней мере должен получить себе оптический противовес. Этого добиться легче всего с полудлинной стрижкой, которая заканчивается на высоте подбородка. Подойдут также контрастные прически, сочетающие прямую челку и локоны.

Прически для трапецевидного лица. Такое лицо необходимо визуально удлинить. Этому помогут длинные пряди вокруг лица и пышные волосы на макушке. Пойдет также стрижка типа градуированного каре.

Прически для формы "Алмаз". При таком типе лица выгодно смотрятся короткие стрижки. Волосы спереди можно приподнять, чтобы слегка удлинить линию лба, и загнуть волосы вперед так, чтобы прикрыть ими часть лица с боков. Хороши для такого типа лица и асимметричные прически - волосы с одной стороны длиннее, чем с другой, косой пробор. Подойдет асимметричное каре.


Top