Рисование в подг гр на тему масленица. Беседа на тему "масленица" в детском саду в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Праздник «Масленица »

Цель :

познакомить детей с русским народным праздником , традициями, обычаями, самобытной культурой;

Задачи :

Познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы

Развивать интерес к истории праздников ,

Воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

Методические задачи :

Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.

Показать возможность творческой деятельности на практике.

Ожидаемый результат :

1. Активное участие воспитанников в мероприятии

2. Участие родителей

3. Сплочение участников

Участники праздника

1. Дети подготовительной группы

2. Родители детей

Предварительная подготовка :

Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы .

Оформление зала.

Приглашение родителей, гостей.

Подготовка презентации .

Оборудование : компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы .

Ход мероприятия

Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы . На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.

Первый скоморох :

А мы Масленицу повстречали ,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали ,

На широк двор зазывали!

Выбегает второй скоморох.

Второй скоморох :

Ах, ты Маслена , дорогая,

Дорогая, лёли, дорогая,

К нам в гости приезжала, приезжала,

Лёли, приезжала.

Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.

Сказительница :

Масленицу величаем и чего только ей не обещаем :

Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.

Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.

Сказительница :

Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица , приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!

Первый скоморох :

Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу , придется жить в горькой нужде.

Второй скоморох :

На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.

Сказительница (обращается к ребятам)

Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить. (слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен . Народ величал се ласково : «веселая касатка» , «перепелочка» , «ясочка» .

Сказительница (слайд 2)

В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу . Масленица – самый веселый , самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник .

(слайд 3)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.

Сказительница.

Дорогие гости! Я напекла для праздника блины , а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы . Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике ?

Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы .

Сказительница.

Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника . Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике ?

Ребята (хором) . Масленица !

Сказительница. Где же наша Масленица ? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!

Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы .

Сказительница.

Масленица , ребята, относится к одному из самых древних народных праздников . Она появилась задолго до празднования Нового года , но продолжает оставаться любимым народным праздником .

Праздник Масленицы относится к переходным праздникам . Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи .

В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?

Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.

Сказительница.

Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины .

Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)

Сказительница.

Блин был символом Масленицы . Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы . Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.

В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы .

Сказительница.

Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину : «Масленица приехала

Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.

(слайд 5)

«Вторник» . Второй день Масленицы - «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.

Сказительница :

Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек. (игра)

«Среда» . Среда по масленичному календарю - это «Лакомка» . В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та-кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!

(слайд 6)

Сказительница.

На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.

«Четверг» . Четверг - это день-«разгуляй» . В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)

Игра «Петушиный бой»

Начинается игра «Бег в мешках» .

Сказительница.

А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)

Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.

Первый скоморох.

Суббота - это «Золовкины посиделки» . В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами. (слайд 9)

Сказительница :

В Маслену неделю полагалось

Есть – до икоты,

Орать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду!

Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Частушки : (минусовка (текст частушек)

Второй скоморох.

В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)

Сказительница :

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (слайд 11)

Когда горела Масленица , замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Сжигали Масленицу под слова :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют , тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ : «Масленица – объедуха , деньгам – приберуха» . «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить » .

Первый скоморох :

А всего милее Масленице

Угощенье – блины вкусные,

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом , со сметаною.

Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Исполняется русская народная песня "Блины".

Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни (текст)

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.

До свиданья,

Масленица , приходи опять!

Через год Красавицу

Снова повстречаем. Вперёд

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«В гости к Масленице».

Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.

Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Воспитатель: Добрый день, добрый час!

Поиграем мы сейчас? (Да)

К нам сюда скорее просим,

Подходи честной народ.

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?

Да, конечно хотим.

Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).

А куда это вы собрались?

Мы хотим попасть на Масленицу.

А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.

Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?

Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.

Когда встречают Масленицу?

Как готовятся к Масленице?

Как её зовут-зазывают?

Дети отвечают на вопросы и читают заклички:

Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

Светит Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица,

Семь годков.

Как народ отмечает Масленицу?

Сколько дней длится Масленица?

А чем этот праздник отличается от всех остальных?

Дети отвечают на вопросы.

Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?

Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?

Дети предлагают свои варианты.

Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.

Дети распределяют слова по вагонам.

Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?

- «Встреча»

Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.

Дети выполняют задание, сидя за столом.

Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.

Прочитайте, как называется вторая остановка?

- «Заигрыш».

Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.

Физминутка

Солнце спит, небо спит.

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг поднялся ветерок,

Небо тучей заволок,

И деревья раскачал.

Град по крыше застучал.

Барабанит град по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не виден лучик.

Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.

А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.

- «Лакомка»

Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?

В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.

«Качели» Язычок – вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

«Горка» Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

«Блинчик» Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.

Как называется следующая остановка?

- «Разгуляй»

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.

Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.

Блин – вкусный, круглый, масленый.

Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.

Дерево – высокое, красивое, зеленое.

Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.

Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.

Дети считают фишки, определяют, кто победил.

- «Вечерки»

Как вы понимаете слово – вечерки?

Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.

Дети водят хоровод.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Лю-лю, лю-лю проходит.

Снег и стужу прочь уводит,

Весну красную приводит.

Лю-лю, лю-лю приводит.

Солнце ласковое светит,

Любят все весну на свете.

Лю-лю, лю-лю на свете.

Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.

- «Прощенное воскресенье».

Как вы думаете, почему так называется это остановка?

За, что можно просить прощение?

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.

Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.

Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.

Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.

Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.

Что нового узнали сегодня?

А, что вы расскажите дома родителям?

Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?

Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.

Приложение:

Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.

Выходит, Весна и плачет.

Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.

Воспитатель:

Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?

Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.

Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.

Баба-Яга:

Фу-ух, хорошо то как!

Воспитатель:

А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!

Баба-Яга:

Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба-Яга:

Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!

А как же дети?

Баба-Яга:

А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.

Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!

Баба-Яга:

Еще чего захотели, не верну. (уходит).

Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.

Весна и воспитатель вместе:

А ты кто такой?

Блиночек:

Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!

Но как ты нам поможешь?

Блиночек:

Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!

Такой же круглый и румяный,

Мешен на масле со сметаной!

Солнышко на время заменю.

Свет, тепло на мир пролью!

И будет вам весна, веселье,

И хорошее будет настроение!

Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.

Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.

Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе.

Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования

Масленицы.

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать

познавательный интерес к традициям своего народа.

Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход занятия.

Ведущая (в народном костюме): Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Как хорошо, что вы пришли! Ведь сегодня мы праздник народный затеяли - Масленицей называется! Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Воспитатель.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Воспитатель. Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников.

Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название

Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас помочь прогнать зиму, разбудить природу!

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра,

капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей.

Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю

мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и

пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей,

много сыра было на столах. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.

Ученье свет... (а не ученье тьма).

Готовь сани летом... (а телегу зимой).

Не красна изба углами... (а красна пирогами).

Маленькое дело лучше... (большого безделья).

Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).

Труд человека кормит... (а лень портит) .

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете

пословицы!

Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.

Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча.

С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин комом,

А второй знакомым,

Третий блин дальней родне,

А четвертый мне.

Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот

день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением, а по дороге пели:

Как на масленой неделе

Из избы блины летели!

Уж вы, блины мои блины!

Уж блиночки мои!

В этот день загадывали друг другу загадки.

Воспитатель. А теперь мои загадки отгадайте

1.Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней ___

2.Пять яиц, стакан муки

Масло, чашка, две руки.

Сода, соль и молоко

Миксер крутится легко.

Он крутился и крутился

(Блинчик тонким получился.)

Воспитатель. Праздник этот знаем мы

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь.

Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои

Дети. О блинах.

Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?

Дети. Главное на Масленице блины.

Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и

пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не

расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что

один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему

блин стал символом масленицы?

Да потому, что блин круглый, поджаренный, и напоминает солнышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.

Исполняется песня «мы давно блинов не ели..»

Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?

Дети. Блин напоминал солнце.

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему

праздник назывался Масленицей?

Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масленые.

Воспитатель. Чем питались в Масленицу? (Блинами, сыром, творогом, рыбой.)

Воспитатель. Как по другому называют Масленицу?

(По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.)

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что

то нового вы узнали на занятии? (Дети рассказывают о Масленице.)

Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?

Дети. Высказывают свои мнения.



Top