Якутский орнамент значение. Петрова с.и

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

Избранное

Целью данной работы является изготовление сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. В ходе работы поставлены следующие задачи: - изучение значений якутских узоров и орнаментов и их применений; - изучение оберегов и их значений; - создание эскизов сувениров - оберегов. Каждый народ в своей культуре имеет определенные различные виды орнаментов, и чтобы передать его из поколения в поколение вносит в повседневный быт . Таким образом, в нашей жизни сохранились многочисленные узоры, орнаменты, внесенные в украшениях, посудах, одежде и т. д. В данное время на рынке существует большой спрос на товары с национальным колоритом, и чтобы удовлетворить спрос населения, производители в некоторых случаях, не разбираясь в значениях орнаментов, изготавливают различные виды товаров. А ведь каждый узор, орнамент имеет свое значение. И знание его в наше время очень важно, но люди не придают значения, тому, что они означают и где должны быть использованы. Например: правильное расположение узоров, смешивание разных по смыслу видов орнаментов и т. п. Орнаменты могут быть использованы не только для красоты, но и как оберег для защиты от злых духов, согласно культуре народа Саха. Исходя из этого, мы начали работу по изготовлению сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. Отличительной чертой наших сувениров из драгоценных металлов является доходчивость подачи дизайна. Все сувениры тесно связаны с значениями орнаментов и оберегов. Основой сувениров являются якутские узоры и символы, а завершающей деталью - оберег круглой формы (олицетворение солнца) с определенными значениями . Таким образом, мы нарисовали серию эскизов, которые в будущем будут изготавливаться из драгоценных металлов. Серия состоит из сувениров: «А5а Харысхал» (сувенир-оберег для мужчин), «ИйэХарысхал» (оберег-сувенир для женщин), «О5о Харысхал» (сувенир-оберег для детей), «УраьаХарысхал» (сувенир-оберег для дома и быта), «БаайХарысхал» (сувенир-оберег для богатства), «Утуе Харысхал» (сувенир-оберег доброты) . Рис 1. а) чертеж сувенира-оберега «ИйэХарысал»; б) серия эскизов сувениров-оберегов В нашей республике недостаточно развито сувенирное производство в ювелирной промышленности, хотя спрос на национальные якутские сувениры огромен. Но есть ювелирные заводы, которые выпускают бронзовые сувениры, например, кампания «Золото Якутии» изготовила из бронзы и натуральных камней набор шахмат, где роль фигур выполняют сувениры с образами персонажей Олонхо . Есть также индивидуальные предприниматели, которые изготовляют сувениры из глины, керамики и дерева. И таким образом, мы ставим цель в будущем, изготовление сувениров из драгоценных металлов. А использованные нами в эскизах национальные якутские узоры, несущие символы народа Саха, дали нашим эскизам более глубокий смысл и значение. Так как, с давних времен для народа Саха каждый узор, орнамент имел и имеет определенное значение . В итоге наши сувениры обретают функцию оберега «харысхал», что даст культуре народа Саха увековечить узоры и орнаменты, не теряя их смысла и значений.

Из второй части публикации вы узнаете о браслетах, поясах, шейных украшениях, а также приятных мелочах вроде игольниц, ухочисток, щипчиков, гламурных серебряных снеговых очках и многом другом. Например, о хаппар - клатче, украшенном серебром.

«Айсберг»

Первую часть материала о якутских украшениях можно прочитать .

Якутские украшения: шейные украшения

В прошлом у якутов повсеместно было распространено шейное украшение - ожерелье (хабарҕа симэҕэ, моой симэҕэ, беҕех) .

Первые два якутских названия означают одно и то же - «шейное украшение», а слово «бөҕөх» переводится как «запястье», «браслет». По характеру орнамента и форме выпуклых опоясков такое украшение действительно очень напоминает браслет. Оба эти украшения - и шейное, типа ожерелья, и браслет - делаются из серебряной пластинки в виде усеченного конуса. Соответственно ожерелье имеет в диаметре около 12-14 см, браслет - около 6-8 см. Число выпуклых опоясков у браслета обычно 3-4 и 5, а у ожерелья чаще всего - 3. Ширина браслета достигает от 5 до 7,5 см, у ожерелья - от 3,5 см до 4 см. Ожерелье, как и браслет, застегивается загнутыми застежками.

Эти украшения носили в особенно торжественных случаях - на праздниках, свадьбах.

Из археологических раскопок известны браслеты исключительно из бронзы, относящиеся к середине XVIII века. В одном женском захоронении обнаружен браслет, изготовленный из бересты, который датируется авторами сообщения началом XVIII века. Форма и размеры этого браслета полностью совпадают с браслетами из серебра XIX века. В средней части браслет украшен вдавленным сетчатым орнаментом, окруженным одним рядом кружочков. По верхнему краю браслета сохранились два параллелльных тонких ободка из тальника. Ободки прошиты волосяными нитками крестовым швом. Кроме того, есть сведения, что и ожерелье делалось из бересты (Троев П., Березкин И. Браслеты из … бересты. - Газ. «Соц. Якутия», 1971, 20 мая) .

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Шейное украшение или ожерелье не найдено при раскопках, что говорит о его недавнем происхождении. Судя по тому, что ожерелье не имеет у якутов собственного названия (называется бөҕөх , т.е. браслет), можно предполагать, что создан он якутскими ювелирами по образцу браслета.

Якутские украшения: косоплетки, илин-кэлин кэбиһэр

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой или суһуох симэҕэ . Состоит она из серебряных или медных трапециевидных пластин с тремя рядами подвесок и бусин. На конце укрепляют полукруглые чашечки (чопчу) с кистями из ниток. Украшение привязывается тесемкой к косам под затылком. Достигает оно длины до 24-26 см. В отличие от вышеописанного типа, косоплетки вилюйских якутов были менее пышными. Косы туго перевязывались замшевой лентой, чуть ниже затылка прикреплялась орнаментированная трапециевидная пластинка, еще ниже 3-4 мелкие пластинки.

Косоплетка. Instagram @pk_kyyha

Косоплетки центральных районов Якутии сходны с киргизскими «чач уштук» , но отличаются большим количеством пластинок и полукруглыми чашечками, вместо круглых подвесок.

Если якутские девушки волосы свои украшали до замужества, то у других родственных якутам народов: у киргизов - чач ушту к, у тувинцев - чабага , у башкир - кашмау , предназначались замужним женщинам. Надо заметить, что у тувинцев основу украшения составляла трапециевидная серебряная пластинка.

У якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин

В связи с косоплеткой нужно упомянуть другое якутское наспинное украшение - кэлин кэбиһэр . Это серебряная гравированная пластинка в виде трапеции, подвешивалась на ремешках к затылочной части головной повязки бастыҥа или к задней части гривны. К нижней части пластин подвешены 4 или 8 ажурных серебряных цепей. Это украшение входило в число свадебных нарядов зажиточных семей и было распространено повсеместно. Р.К. Маак, посетивший вилюйские улусы, называл это украшение косоплеткой замужних женщин и описывал ее ношение следующим образом: «к задней части обруча (гривны - Ф.З. ) прикрепляется … косоплетка, привязываемая к косе». Но одно украшение не может быть подвешено в двух местах (к гривне и к косе). По-видимому, привязывалось или к гривне, или к косе.

О том, что у якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин, замечено Серошевским: «во время свадьбы, сестра невесты все время старательно прикрывает голову, так как за большой грех считается, что жених или кто-либо из его поезжан увидел ее волосы». «Невесткам стыдно показывать сверху свекру и деверям непокрытые волосы и ноги».

Возможно, украшение кэлин кэбиһэр когда-то предназначалось для прикрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая украшение стали привязывать к гривне.

Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр). Instagram @pk_kyyha

К передней части гривны подвешивалось нагрудное украшение илин кэбиһэр . Оно обычно короче и шире, чем наспинное украшение и состоит в отдельных случаях из 12 рядов ажурных цепочек. К верхней трапециевидной пластине прикреплялся круг, украшенный гравировкой, с которой также ниспадали серебряные цепочки.

С начельника (бастыҥа) ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре. Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой күн (солнце), богато разрисованной гравированным, иногда черненным орнаментом, или же серебряными фигурными подвесками. По утверждению М.М. Носова, это украшение бытовало в центральных районах до конца XIX века.

Р.К. Маак, подробно описавший одежду и внешний наряд вилюйских якутов, не упоминает подобного украшения, что говорит об его утрате или, возможно, отсутствии вообще.

Украшение «күн» носили поверх платья халадаай или камзола.

На детском костюме из археологических раскопок вместо серебряной бляхи «күн» найдена бронзовая или посеребреная литая фигурка льва, служившая, по-видимому, амулетом.

Якутские украшения: гривны

Одним из самых устойчивых во времени якутских украшений является гривна (кылдьыы) . Гривна представляет собой серебряный обруч (среди ранних форм встречаются и медные) с гладкой, гравированной или витой поверхностью с несомкнутыми концами. В Якутии гривны существовали до начала XX века. Гривны встречались трех типов: с петлеобразными изгибами в средней части; плоские с гравированной поверхностью; круглые с витым рельефом. И.В. Константинов последний вид гривен считает наиболее архаичным, а два других типа более поздними.

Архаичная гривна (кылдьыы). Instagram @pk_kyyha

Как тип украшения якутские гривны в XVIII веке были женской принадлежностью наряда, однако, еще раньше была обнаружена гривна в мужском погребении, датируемом XVII веком.

В прошлом такие украшения бытовали среди населения Средней Азии, Алтая, Прибайкалья и, по-видимому, якутские гривны генетически связаны с ними.

Якутские украшения: пояса и другие украшения

Нарядный пояс (кур) носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью состоятельного слоя населения. Имелись пояса с круглыми, четырехугольными пластинками (сирэй кур) , с фигурными ажурными бляшками меньших размеров (харах кур или сүнньүөх кур ). Последние, в большинстве случаев, принадлежали женщинам.

Мужской наборный пояс. Такие пояса носили мужчины на торжественные случаи. Instagram @history_of_yakutia

Пояса, похожие на сирэй, встречались у западных бурят. В отличие от якутских, пластинки бурятских поясов не украшались гравировкой, между пластинками помещались вертикально четырехлепестковые бляшки количеством около 5-6 (Петри Б.Э. Орнамент кудинских бурят. - «Сб. муз. антропологии и этнографии». Т. 5, 1918, вып. 1, рис. 3) . Пояса «харах» («сүнньүөх») аналогичны поясам каменных изваяний Южной Сибири. Якутские пояса украшались, как и пояса на каменных изваяниях Тувы, сердцевидными бляшками (Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. - «Материалы и исследования по археологии», № 24, М., 1952, приложение № 2) .

У современных народов украшенные серебром пояса носили башкиры (камар) , киргизы (кемер) . В отличие от якутских эти пояса украшались еще и полудрагоценными камнями как агат, сердолик, бирюза и др.

Нарядный якутский наборный пояс. Этот пояс был обязательным элементом свадебной женской одежды. Большой размер такого пояса определён тем, что он носился поверх шубы. Женщины прикрепляли по бокам набедренное украшение өттүк симэҕэ (на фото ниже). Instagram @history_of_yakutia

Название якутского пояса - кур аналогично с хакасским - хур , тувинским - кур , киргизским - кур (у последних пояса носят другие названия - илгич, кемер ). У бурят и монголов пояс носит название - бус .

Өттүк симэҕэ - дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного характера. Традиционно, крепились к поясу. Instagram @history_of_yakutia

Якутские женщины к поясам подвешивали разного рода мелкие предметы: украшенную серебряными бляшками сумочку (хаппар ), изготовленные из серебра ухочистку (кулгаах хастар) , щипчики (искэх) , игольник (иннэлик) в большой части из меди. Курящие женщины еще носили трубку (хамса) и украшенное серебром огниво (хатат) .

Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ). Деталь. Instagram @pk_kyyha

Щипчики, ухочистки бытовали у киргизов, казахов, узбеков, туркмен, уйгуров и других тюркоязычных народов Северной Азии. Ухочистки (копоушки) были широко распространены в ХVIII веке в России и являлись «обязательной частью туалетных принадлежностей». Они по внешнему виду и по гравировке более похожи на бурятские. Огнива женские, как и мужские, с таким же названием бытовали у бурят (хэтэ) . Последние отличались только размерами (до 20 см длиной) и более богатым украшением. До 30-х годов ХХ века у якутов существовали курительные трубки (хамса) с длинным деревянным мундштуком и маленькой серебряной или медной чашечкой для табака. Точно такие трубки встречались у тувинцев в ХVII-ХIX веках.

Женский оберег (саhыл тумса). Есть сведения, что служил оберегом для беременной женщины. Оберег носили с остальными подвесками на поясе. Instagram @pk_kyyha

До революции зажиточные якуты, защищая глаза от яркого солнца, носили снеговые очки (хаар ачыкыта) . Такие очки представляют собой серебряную пластинку, а также и костяную, с узкими горизонтальными вырезами для глаз.

Серебром у якутов украшались ножны, рукоятки ножей и опахал. Отливались из серебра пуговицы, личные печати и женские гребенки.

Больше чем полтонны серебра были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства .

Некоторые виды ювелирных изделий не сохранились до наших дней. Очень малочисленны серебряные изделия с эмалью и позолотой. Не удалось найти образцы золотых украшений - таких как перстни, серьги и браслеты, часто упоминаемые в работах В.Л. Серошевского. По-видимому, названные работы могли быть вообще малочисленными.

Больше чем полтонны серебра, а это несколько тысяч больших и маленьких изделий, были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П. Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).

Виды якутского орнамента

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

Прямая линия

Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдаа?ын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.

К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2). Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе

Рис. 1 Прямые линии




Рис.2 Мотив креста


по дереву, косторезном искусстве. Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста -- символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции

Зигзаги и арочные мотивы

Зигзаги (рис.3), или арочный мотив (рис.4), особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки - хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор).

Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами - айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии - это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды -- в набедренниках, рукавицах и обуви.

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).


Top