Зубы как жемчуг. М

    Натуральный жемчуг можно отличить от культивированного при помощи ультрафиолетовых лучей: натуральные жемчужины будут излучать небесно-голубой цвет, а культивированные - зеленоватый.

    При определении настоящего жемчуга, можно воспользоваться таким советом: бросьте жемчужину на пол, на должна высоко подпрыгнуть. Жемчужина созданная искусственно, обычно не обладает подобной прыгучестью.

    Здравствуйте! Определить на глаз, натуральный природный жемчуг без практически невозможно. Есть несколько способов проверить натуральность жемчуга, но они не дают сто процентной гарантии. Первый - это бросить жемчужину на пол, по сравнению с искусственным, натуральный будет прыгать дольше и интенсивней. Так же можно по весу сравнить натуральный жемчуг с искусственным. Натуральный заметно тяжелее искусственного.

    Отличить жемчуг от специального стекла или пластика легко, он много тяжелее и главное обладает очень шершавой поверхностью. Достаточно попробовать сомкнуть зубы на натуральном жемчуге, чтобы вы почувствовали о чем я говорю. Но если стоит вопрос, как отличить природный, естественный жемчуг от также натурального, но выращенного на жемчужных фермах, то тут все сложнее. Обычно рост жемчужин на таких фермах стимулируется введением достаточно крупного предмета, в отличии от крошечной песчинки в жемчужине натуральной. Это создает в такой жемчужине внутренние неоднородности, которые во-первых отразятся на прыгучести жемчуга, он будет тяжело отскакивать, а то и просто катиться, а во-вторых их можно попытаться увидеть сквозь отверстие для нитки, если это жемчужные бусы. Других способов я даже не знаю, ведь на вкус такой жемчуг практически одинаков. Хотя, от природного жемчуга зубы просто сводит судорогой, крайне неприятное ощущение, а выращенный можно укусить лишь слегка поморщившись.

    Натуральный жемчуг не бывает дешвым.

    Обычно, натуральные жемчужины не бывают идеально ровными.

    Пробуя на зуб, услышите скрип. Она слегка шероховатая, не гладкая.

    Изделия из натурального жемчуга ощутимо тяжелее, чем имитация.

    Крайний случай - попробовать над огнм. С натуральной жемчужиной ничего не может случится.

    Пластиковая оплавится.

    Настоящая жемчужина, если е уронить, должен всегда подпрыгнуть.

    Зажмите жемчужину в ладонь, или наденьте ожерелье на шею. Натуральный жемчуг вы почувствуете сразу, он всегда прохладный.

    Кроме всего прочего, если вы попробуете провести натуральной жемчужиной по зубам, то почувствуете, что поверхность немного шероховата, в то время как у искусственной она идеально гладкая. Натуральный жемчуг всегда на ощупь немного прохладный, даже в самый жаркий день. Еще чтоб узнать искусственный перед вами жемчуг или нет, можно потереть две жемчужины друг о друга, в месте трения появится царапина, но при смачивании водой она тут же исчезнет.

    Тут уже описали основные способы определения настоящего жемчуга. Добавлю еще один способ. Если речь идет о бусах ил ожерелье, нужно внимательно и под увеличением рассмотреть отверстие в жемчужине. У натурального жемчуга поверхность отверстия будет обязательно неровной и иметь сколы. В случае с искусственным жемчугом внутренняя поверхность будет ровной и гладкой.

    Как отличить натуральный жемчуг

    Можно выделить три вида жемчуга: природный, культивированный и искусственный.

    Природный жемчуг очень дорогой и редкий. Сейчас жемчуг практически не добывают, а культивируют. Культивированный мало чем отличается от природного. Он точно также вырастает в раковинах моллюсков с тем лишь отличием, чтообразуется не под влиянием природных факторов, а вследствие лействий человека: в раковину внедряется имплантант.

    А вот искусственный жемчуг делается полность человеком, без участия моллюсков. Обычно полый шарик покрывается многими слоями перламутра. Поэтому подделку можно вычислить по весу, он гораздо легче натурального жемчуга. Так же они легко повреждаются от внешних воздействий.

    Также подделку выдаст идеально ровное покрытие, настоящий же жемчуг несколько неодноролен, это можно заметить, если потереть жемчужины друг о друга или о зубы.

    Ну и натуральный жемчуг не может стоить дешево.

    Натуральный жемчуг обычно тяжелее своих подделок. Так же можно бросить жемчужину на пол, если она высоко подскочила - значит натуральная. Еще натуральный жемчуж блестит на солнце и переливается, искуственный более блеклый.

    Отличить натуральный жемчуг от искусственного можно очень легко (тут имеется в виду не культивированный жемчуг, выращиваемый в раковинах, а именно искусственный, не имеющий к жемчугу вообще никакого отношения и напоминающий его лишь внешне) - нужно попробовать жемчужину на зуб. В буквальном смысле. Поверхность натурального жемчуга несколько шершавая - при трении о зуб это прекрасно ощущается. Покрытие искусственного жемчуга абсолютно гладкое.

    Насколько я знаю, есть три вида жемчуга: натуральный, культивированный и искусственный. Так вот, именно натуральный жемчуг и культивированный можно отличить только при помощи рентгена в натуральной жемчужине в центре будет полость, а в культивированной жемчужине будет виден маленький инородный предмет.

    А все другие методы определения качества жемчуга, описанные другими авторами, помогают отличить именно то, где настоящий жемчуг (натуральный или культивированный), а где искусственный.

Стихотворения Владимира Владимировича Набокова (1899 — 1977), напечатанные в нашей антологии, относятся ко времени его молодости. Все они, сколько бы ни различались ритмами, образами, соотношением лирического и эпического начал, сходны в одном: автор их идет от библейских сюжетов к новым, возникающим в его воображении с поразительной отчетливостью, со множеством точных деталей, словно он сам живет и странствует в этом мире, словно беседовал со старушкой — соседкой Марии и Иосифа в Назарете, слышал разговор Учителя с учениками о мертвом псе, лежащем на дороге, стоял в онемевшей толпе перед Голгофой...

Разумеется, домысел всегда присутствует в творении любого художника; и развитие библейских мотивов — одна из особенностей многих произведений, содержащихся в этой книге. Но стихотворения Набокова кажутся словесным аналогом театрализации или экранизации — разумеется, талантливой настолько, они создают впечатление сиюминутного присутствия и достоверности. Оставаясь верным источнику, автор каждый раз поражает читателя неожиданным поворотом знакомого образа. Вот ученики отворачиваются от смердящей падали, а Учитель говорит о мертвом псе: «Зубы у него — как жемчуга...» У старенького Петра, стоящего перед райскими вратами, ладони все еще пахнут «гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб». Навсегда входят в память два облика Богоматери: юной Жены плотника, легкой, лучистой, хоть «и была, голубка, на сносях», и Матери, «седой страшной Марии», которую уводит с места казни Иоанн, а она видит своего смуглого Первенца, играющего у родного порога... И не уходит из сознания читателя вопрос, который задает себе Иоанн, слыша «ее рыданья и томленье»:

Что, если у Нее остался бы Христос и плотничал, и пел? Что, если этих слез не стоит наше искупленье?

Печ. по кн.: В. В. Набоков. Стихотворения и поэмы. М., 1991.

«Садом шел Христос с учениками...» Впервые опубликовано в 1921 г. под названием «Сказание (из апокрифа)».

Стихотворение посвящено годовщине смерти Достоевского. Возможно соотнести его с образом князя Мышкина из «Идиота» (1868): герою романа свойственно замечать и ценить красоту среди житейской грязи.

Иоанн, Матфей — апостолы Иисуса Христа.

«...и плотничал, и пел? « — Согласно Евангелию, Иисус унаследовал профессию своего земного отца Иосифа, который был плотником. (Евангелие от Матфея, ХШ, 55; Евангелие от Марка, VI, 3).

Фома — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа; он отсутствовал, когда воскресший Учитель приходил к ученикам и отказался поверить в Воскресение, пока сам не увидит раны от гвоздей и не коснется их. Через восемь дней Иисус вновь явился к ученикам и предложил Фоме коснуться его ран. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие.» (Евангелие от Иоанна, XX, 24 — 29). Отсюда известная поговорка — «Фома неверный».

«Лепивший воробьев на солнцепеке...» Имеется в виду эпизод из апокрифического Евангелия от Фомы: пятилетний Иисус в субботу, когда всякая работа по иудейскому обычаю запрещена, вылепил из глины двенадцать воробьев и на упреки Иосифа «ударил в ладоши и закричал воробьям: летите! И воробьи взлетели, щебеча.» (См.: Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 142).

Назарет — городок в Галилее, где Иисус провел детство.

Легенда о старухе, искавшей плотника. Впервые опубликовано в 1922 г.

Вифлеем — город в Палестине, где родился Иисус.

«Когда я по лестнице алмазной...» Впервые опубликовано в 1923 г.

«...пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб.» — Имеется в виду Гефсиманский сад на окраине Иерусалима, где Иисус провел с учениками последнюю ночь перед казнью (упоминается во всех четырех Евангелиях; см., например, Евангелие от Матфея, XXVI). Иордан — река, вытекавшая из Геннисаретского озера. Петр, как и брат его Андрей, был в молодости рыбаком.

В. В. НАБОКОВ

На годовщину смерти Достоевского

Садом шел Христос с учениками... Меж кустов, на солнечном песке, вытканном павлиньими глазками, песий труп лежал невдалеке.

И резцы белели из-под черной складки, и зловонным торжеством смерти заглушен был ладан сладкий теплых миртов, млеющих кругом.

Труп гниющий, трескаясь, раздулся, полный склизких, слипшихся червей. Иоанн, как дева, отвернулся, сгорбленный поморщился Матфей...

Говорил апостолу апостол: «Злой был пес, и смерть его нага, мерзостна...» Христос же молвил просто: «Зубы у него — как жемчуга...»

Мать

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, спускается толпа, виясь между олив, подобно медленному змию; и матери глядят, как под гору, в туман увещевающий уводит Иоанн седую, страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он, и будет до утра подслушивать сквозь сон ее рыданья и томленье. Что, если у нее остался бы Христос и плотничал, и пел? Что, если этих слез не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен; у гроба, в третий день, виденье встретит жен, вотще куривших ароматы; светящуюся плоть ощупает Фома; от веянья чудес земля сойдет с ума, и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей! Неосязаемо над горестью твоей дни проплывают, и ни в третий, ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов, твой смуглый первенец, лепивший воробьев на солнцепеке, в Назарете.

Берлин, 1925 г .

Легенда о старухе, искавшей плотника

Домик мой, на склоне, в Назарете, почернел и трескается в зной. Дождик ли стрекочет на рассвете, — мокну я под крышею сквозной.

Крыс-то в нем, пушистых мухоловок, скорпионов сколько... как тут быть? Плотник есть: не молод и не ловок, да, пожалуй, может подсобить.

День лиловый гладок был и светел. Я к седому плотнику пошла; но на стук никто мне не ответил, постучала громче, пождала.

А затем толкнула дверь тугую, и, склонив горящий гребешок, с улицы в пустую мастерскую шмыг за мной какой-то петушок.

Тишина. У стенки дремлют доски, прислонясь друг к дружке, и в углу дремлет блеск зазубренный и плоский там, где солнце тронуло пилу.

Петушок, скажи мне, где Иосиф? Петушок, ушел он, — как же так? все рассыпав гвоздики и бросив кожаный передник под верстак.

Потопталась смутно на пороге, восвояси в гору поплелась. Камешки сверкали на дороге. Разомлела, грезить принялась.

Все-то мне, старухе бестолковой, вспоминалась плотника жена: поглядит, бывало, молвит слово, улыбнется, пристально-ясна;

и пройдет, осленка понукая, лепестки, колючки в волосах, — легкая, лучистая такая, — а была, голубка, на сносях.

И куда ж они бежали ныне? Грезя так, я, сгорбленная, шла. Вот мой дом на каменной вершине, глянула и в блеске замерла...

Предо мной, — обделанный на диво, новенький и белый, как яйцо, домик мой, с оливою радивой, серебром купающей крыльцо!

Я вхожу... Уж в облаке лучистом разметалось солнце за бугром. Умиляюсь, плачу я над чистым, синим и малиновом ковром.

Умер день. Я видела осленка, петушка и гвоздики во сне. День воскрес. Дивясь, толкуя звонко, две соседки юркнули ко мне.

Милые! Сама помолодею за сухой, за новою стеной! Говорят: ушел он в Иудею, старый плотник с юною женой.

Говорят: пришедшие оттуда пастухи рассказывают всем, что в ночи сияющее чудо пролилось на дальний Вифлеем...

Когда я по лестнице алмазной поднимусь из жизни на райский порог, за плечом, к дубинке легко привязан, будет заплатанный узелок.

Узнаю: ключи, кожаный пояс, медную плешь Петра у ворот. Он заметит: я что-то принес с собою — и остановит, не отопрет.

«Апостол, скажу я, пропусти мя!.. Перед ним развяжу я узел свой: два-три заката, женское имя и темная горсточка земли родной...

Он поводит строго бровью седою, но на ладони каждый изгиб пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб.

И потому-то без трепета, без грусти приду я, зная, что, звякнув ключом, он улыбнется и меня пропустит, в рай пропустит с моим узелком.

МАЛЬЧИШКУ ШЛЕПНУЛИ В ИРКУТСКЕ

Музыка Матвея Блантера
Слова Иосифа Уткина

Мальчишку шлепнули в Иркутске.
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы у него.

Над ним неделю измывался
Японский офицер в тюрьме,
А он все время улыбался:
Мол, ничего «не понимэ».

К нему водили мать из дому.
Водили раз,
Водили пять.
А он: «Мы вовсе незнакомы!..»
И улыбается опять.

Ему японская «микада»
Грозит, кричит: «Признайся сам!..»
И били мальчика прикладом
По знаменитым жемчугам.

Но комсомольцы
На допросе
Не трусят
И не говорят!
Недаром красный орден носят
Они пятнадцать лет подряд.

…Когда смолкает город сонный
И на дела выходит вор,
В одной рубашке и в кальсонах
Его ввели в тюремный двор.

Но коммунисты
На расстреле
Не опускают в землю глаз!
Недаром люди песни пели
И детям говорят про нас.

И он погиб, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицо вперед,
Обнявши землю,
Которой мы не отдадим!

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977, под загл.: "Комсомольская песня", дата: 1934.

Датировка у песни запутана. Этот вариант в сборнике озаглавлен "Комсомольская песня" и датирован 1934 годом, что не согласуется ни с текстом, ни с воспоминаниями Блантера. В конце 1960-х в беседе с журналистом Глебом Скороходовым Матвей Блантер сказал, что песню "Мальчишку шлепнули в Иркутске" он написал в 1919 году для известного исполнителя Бориса Борисова, и на пластинку она тогда не была записана. (Глеб Скороходов Г. А. Тайны граммофона. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004, стр. 73). Но и Уткин, и Блантер в 1919 году были еще очень молоды: они оба родились в 1903 году, и в 1919 году им было по 16 лет. Видимо, опечатка либо Блантер ошибся, что свойственно его воспоминаниям. "Джона Грея" , один из своих первых хитов, Блантер написал в 1923 году.

Представленная выше редакция - поздняя. Судя по тексту, она относится к 1943 году и, видимо, сделана для записи на пластинку ("Недаром красный орден носят / Они пятнадцать лет подряд": 15 лет со дня награждения Комсомола орденом "Красного Знамени" исполнилось в 1943 году: орден вручен в 1928 году). Можно даже предположить, что в первом варианте не упоминались ни комсомольцы, ни коммунисты, и куплеты "Но комсомольцы на допросе..." и "Но коммунисты на расстреле..." - позднейшая вставка. Уткин и Блантер не состояли в партии. Поэт и редактор Иосиф Уткин погиб на войне, случайно, в авиакатастрофе. В фильме "Завтра была война" (1987, время действия - сентябрь 1940 года) песню поют девятиклассники на дне рождения товарища. В фильме использованы только первые четыре куплета.

Существует народная песня времен Гражданской войны о расстреле парня в Иркутске - "В воскресенье мать-старушка" ; там героя расстреливают чехи - что более верно, так как японских войск в Иркутске и вообще в Прибайкалье не было, они так далеко не продвигались, и потому шлепнуть там никого не могли; в Иркутске были войска Антанты.

Вы подумываете купить жемчужное украшение? А может такие украшения достались вам в наследство? Есть несколько простых способов проверить подлинность жемчуга всего за несколько минут. Узнайте о том, как распознать настоящий жемчуг сейчас, и вы никогда больше не купите подделку.

Шаги

Визуальная проверка

    Обратите внимание на незначительные дефекты. Как сказано выше, настоящий жемчуг редко бывает идеальным . Как правило, у настоящего жемчуга не совсем правильная форма. Помимо этого верхний слой жемчуга по-другому отражает свет на разные участки жемчужины. Искусственный жемчуг зачастую «чересчур идеальный». Он имеет идеальную сферическую форму, отличается блеском по всей поверхности и не имеет вмятин или других изъянов.

    Проверьте, имеет ли жемчуг здоровый блеск. Блеском ювелиры называют отражение света на драгоценном камне. Блеск жемчужин – это именно то, что делает их такими красивыми. Качественный жемчуг имеет яркий чистый блеск, который появляется при попадании света на его поверхность. Если присмотреться, то вы увидите ваше собственное отражение на поверхности жемчуга.

    Обратите внимание на блики. Качественный жемчуг зачастую особенно ценится благодаря бликам, то есть не явно выраженным оттенкам, которые появляются при попадании света на внешней поверхности жемчуга. Искусственные жемчужины, как правило, не обладают таким эффектом, поэтому жемчуг так сложно подделать. Это означает, что, скорее всего, он настоящий, если кажется слегка затемненным под освещением. Розовый цвет и цвет слоновой кости – самые распространенные оттенки белого жемчуга, хотя существует множество других оттенков, например черный.

    • Хотя цвет некоторых жемчужин определить довольно сложно, это не обязательно означает, что жемчуг поддельный.
  1. Поищите признаки подлинности вокруг отверстия в жемчужине. Жемчуг на нитке или ожерелье зачастую имеет отверстие для продевания нитки. Осмотр этого отверстия поможет вам понять, настоящий ли жемчуг. Вот несколько важных аспектов, на которые следует обратить внимание:

    Загляните в отверстие, чтобы узнать, нет ли линии между внешним перламутровым слоем и ядром. Настоящий жемчуг почти всегда имеет чистый внешний перламутровый слой, в то время как фальшивый жемчуг зачастую имеет несколько тонких слоев искусственного перламутра или вообще не имеет таковых. Если в вашем жемчуге есть отверстие, вы можете проверить, нет ли в нем внутреннего перламутрового слоя, заглянув в него через увеличительное стекло. Настоящий жемчуг обычно (но не всегда) имеет ярко-выраженную линию, отделяющую верхний перламутровый слой от ядра (внутренней части жемчужины).

    Попробуйте сделать проверку рентгеном. Этот способ проверки на подлинность выполняется специалистом с помощью рентгена. Под рентгеновским облучением настоящие камни приобретут полупрозрачный серый оттенок. Фальшивые камни будут белыми на негативе и черными на позитивном снимке.

    Попробуйте сделать рефрактометральную проверку. Это высокоточная проверка, показывающая уровень преломления света на жемчуге, что помогает определить настоящий ли он. Обычный уровень преломления света (также известный как «рефракция») равняется 1.530 и 1.685. Разницу между этими двумя показателями (0.155) называют "двойным преломлением", которое влияет на то, как жемчуг выглядит на свету. Эти качества указывают на большую вероятность подлинности жемчуга.

Проверка при помощи органов осязания

    Потрите жемчуг между передними зубами. Возьмите одну или две жемчужины большим и указательным пальцами и аккуратно прикусите их передними зубами. Потрите их между зубами движением из стороны в сторону. Настоящий жемчуг обычно слегка шершавый и имеет песчаную текстуру с незначительными неровностями на верхнем перламутровом слое. Поддельные жемчужины делают из стекла или пластмассы, поэтому они почти идеально гладкие .


Top