Декупаж бутылок в стиле пейп арт. Несколько секретов от мастеров

Стеклянный графин в технике пейп-арт.

Настоящее волшебство можно творить своими руками благодаря авторской технике декорирования Татьяны Сорокиной пейп-арт.

Ну разве это не волшебство - при помощи столовых салфеток, клея ПВА и гуаши превращать стекло, пластмассу и даже картон в старинную медь, благородное серебро или античную бронзу?!

Очень интересную идею частичного декорирования поверхности изделия в технике пейп-арт я подсмотрела у Natashkin из Страны Мастеров. Дочь Natashkin Алевтина - автор изысканных фужеров в оправе, выполненной в технике пейп-арт.

Мне давно хотелось сделать что-нибудь подобное. Поэтому сегодня я представляю свой вариант поделки, частично декорированной в авторской технике Татьяны Сорокиной пейп-арт:

Мастер-класс по декорированию бутылки в технике пейп-арт

Это стеклянная бутылка в форме графина:

И я собираюсь сделать для этого графина «бронзовую» оправу.

Для декорирования бутылки в технике пейп-арт мне понадобятся:

  • столовая салфетка
  • клей ПВА
  • ножницы
  • бронзовая акриловая краска
  • кусочек поролона
  • бамбуковая шпажка
  • пшенная крупа
  • фигурные макаронные изделия в форме звездочек
  • гуашь (красная, черная, зеленая)
  • кисти (с синтетическим ворсом — для клея ПВА, с натуральным ворсом — для лака)
  • глянцевый акриловый лак
  • влажные гигиенические салфетки

Важное примечание: для работы необходим качественный клей ПВА. Я использую тот же , что и для работ в технике декупаж.

1. Подготовка поверхности бутылки к пейп-арту

Перед тем, как приступить к декорированию в технике пейп-арт, обезжириваю поверхность бутылки и удаляю остатки клея от этикеток при помощи влажных гигиенических салфеток.

Поскольку пейп-артом будет украшена только часть поверхности бутылки, я не стану оклеивать графин салфеткой, как это делается обычно. Иначе приклеенные салфетки и прочий декор будут видны изнутри бутылки через стекло.

Покрываю клеем ПВА часть поверхности бутылки, где предполагается выполнить «бронзовую» оправу в технике пейп-арт.

Наношу несколько слоев ПВА с промежуточной сушкой, чтобы подготовить основу для выкладывания узоров пейп-арта . Излишки клея, расползающиеся за границы будущей «бронзовой» оправы бутылки, удаляю влажной салфеткой.

После полного высыхания клея ПВА, покрываю загрунтованную часть бутылки бронзовой акриловой краской при помощи спонжа из кусочка поролона.

Таким образом изнутри оправа графина будет иметь вид «бронзовой».

2. Узоры в технике пейп-арт

Для создания узора в технике пейп-арт я использую двойные жгутики из салфеток, пшенную крупу и фигурные макаронные изделия-звездочки.

Для изготовления двойного жгутика из салфетки сначала делаю длинный одинарный жгутик.

Чтобы сделать длинный одинарный жгутик в процессе скручивания соединяю несколько салфеточных полосок, накладывая концы полос один на другой внахлест.

Место соединения полос из салфеток в жгутике дополнительно уплотняю пальцами, чтобы жгутик для пейп-арта имел одинаковую толщину по все длине.

Свернув одинарный жгут из четырех полосок салфетки, скручиваю его концы в противоположных направлениях, при этом держу жгут натянутым. Эта процедура напоминает процесс изготовления витого шнура.

После того, как салфеточный жгутик свернут до отказа, одной рукой придерживаю жгут посредине, а второй рукой соединяю его концы вместе, и жгут закручивается.

Промазываю клеем ПВА границы «бронзовой» оправы для бутылки в технике пейп-арт

и приклеиваю свернутый из салфетки двойной жгутик, пока он не успел подсохнуть.

Для создания узоров пейп-арт жгутики из салфеток обязательно должны быть влажными. Если готовый салфеточный жгут уже успел подсохнуть, его необходимо слегка смочить водой, чтобы жгутик снова стал пластичным

Чтобы жгутик плотно приклеился к поверхности бутылки можно дополнительно прижать его кистью, смоченной в ПВА.

Для декора поделки подходит и всевозможная швейная фурнитура (замочки, пуговицы, заклепки), а также крупы.

Поэтому в качестве дополнения к жгутикам из салфетки я выкладываю узоры из пшенной крупы и фигурных макарон-звездочек. Для этого сначала рисую на поверхности бутылки элементы узора клеем ПВА, а затем выкладываю пшено и макаронные звездочки при помощи бамбуковой шпажки.

Салфеточным жгутом я также оформляю и нижнюю часть оправы бутылки.

Кроме того выкладываю идентичные узоры из жгутиков и крупы на каждой из сторон графина.

Очень важно хорошо зафиксировать узоры пейп-арт. Покрываю приклеенный к поверхности бутылки декор в технике пейп-арт клеем ПВА. Наношу несколько тонких слоев клея, чтобы не залить рельефные элементы узора. Каждый слой ПВА просушиваю.

Если макаронные изделия приклеиваются к загрунтованной поверхности бутылки сразу и практически намертво, то пшенная крупа довольно легко отстает. Именно поэтому наибольшее внимание я уделяю участкам с наклеенным пшеном. В этих местах наношу 4-5 слоев ПВА.

И вот узоры пейп-арт выложены и надежно зафиксированы. Перед тем, как приступить к следующему этапу работы, сушу бутылку в течение 12 часов.

3. Окрашивание бутылки в технике пейп-арт

Для того чтобы готовая оправа для стеклянной бутылки выглядела, как бронзовая, поверхность с узорами пейп-арт необходимо окрасить.

Смешиваю гуашь красного, зеленого и черного цветов. При этом очень напоминаю мультипликационного персонажа Вреднюгу, которая смешивала яркие разноцветные краски, чтобы сделать грязь. Но в итоге получаю смесь, по моему мнению, очень похожую по цвету на потемневшую от времени античную бронзу.

Добавляю к гуаши глянцевый акриловый лак в пропорции 1:1. Состав, как обычно, получается слишком густым, и я развожу его небольшим количеством воды до консистенции акриловой краски.

Наношу полученную краску на поверхность оправы бутылки при помощи кусочка поролона.

Покрываю оправу несколькими слоями краски с промежуточной сушкой. Особое внимание уделяю местам с рельефным узором. Очень важно, чтобы все элементы декора были хорошо прокрашены.

4. Тонирование бутылки в технике пейп-арт

Когда краска высохла, тонирую поверхность оправы бутылки бронзовой акриловой краской.

Для этого набираю немного краски на поролоновый спонж, делаю несколько оттисков спонжем на бумаге, а затем без нажима протираю спонжем поверхность бутылки с узорами в технике пейп-арт.

5. Фиксация работы в технике пейп-арт

Фиксирую работу в технике пейп-арт глянцевым акриловым лаком. Покрываю бутылку двумя слоями лака. Каждый слой акрилового лака сушу в течение 3 часов.

После высыхания последнего слоя лака удаляю с помощью влажной салфетки излишки краски, клея и лака по краям «бронзовой» оправы бутылки. Теперь можно полюбоваться готовой поделкой в технике пейп-арт.

Это детали узоров пейп-арт на поверхности графина и на верхней части пробки:

А это и сама бутылка, декорированная в технике пейп-арт:

По-моему, сочетание стекла и «античной бронзы» выглядит весьма благородно. Не так ли?

Здравствуйте! Сегодня мы будем делать сувенирную бутылку в технике пейп-арт, основой нам послужит бутылка из-под шампанского.

Вам понадобятся:

  • бутылка из-под шампанского,
  • туалетная бумага,
  • 2-3х слойные салфетки,
  • клей ПВА,
  • акриловые краски (чёрная, изумруд, бронзовая и золотая),
  • кисть и поролоновая губка для нанесения краски,
  • матовый акриловый лак,
  • ножницы.

Ход работы следующий:

Берем туалетную бумагу (можно использовать и бумажные салфетки). Мне нравится работать с такой бумагой, там, где нужно создать текстуру, она очень хорошо подходит, так как сама по себе немного в гармошку.

Наклеиваем её небольшими кусочками на бутылку при помощи клея ПВА. Если бутылка просвечивает, можно добавить еще один слой с предварительной сушкой первого.

После того, как обклеили, покрываем бутылку грунтовкой (ПВА+вода) и сушим.

Когда грунт высохнет берем салфетки (желательно двухслойные, трехслойные), разрезаем их вдоль так, чтобы получились длинные полоски, шириной 1-1,5 см.

Эти полоски окунаем в банку с водой и тут же вынимаем, чтобы бумага не развалилась от воды. Аккуратно прокручиваем полоски между ладонями, чтобы получились жгутики. От толщины полоски зависит толщина будущих салфеточных нитей, которые мы будем приклеивать, создавая нужный нам рисунок.

Начинаем с разметки нашего будущего рисунка, можно сразу нарисовать весь узор, можно по ходу. Особо одаренные клеят без разметки.

В качестве центрального мотива я изобразил знак «Триединства» — это объединение трех фундаментальных основ жизни.


Как видите, бутылка начинает обрастать узором. 🙂


Салфеточный этап завершен, просушиваем заготовку и еще раз грунтуем клеем ПВА, с добавлением воды.

Покрываем бутылку чёрной акриловой краской (фото забыл сделать) и сушим.

В данном случае у нас имитация состаренной бронзы, поэтому мы берем изумрудный акрил и контурно добавляем его в углубления, создавая эффект патины.

Где-то можно слегка разбавить краску, где-то рисовать неразбавленной.

После того, как краска высохла, берем золотую краску, картонку и сухую губку и местами наносим золото, создавая эффект потертости.

При этом сначала растираем краску об картонку, чтобы краска почти высохла. Такая техника дает возможность проявить текстуру. Если Вы нанесете краску, минуя этот этап, можете просто перекрыть черный цвет, и эффекта состаривания не получится.

Затем берем бронзовую краску и тем же способом наносим на бутылку, слегка перекрывая золото. Золотая краска была добавлена, чтобы разнообразить цвет. Самые выпуклые места окрашиваем интенсивнее, как будто бутылку отполировали.

Готовое изделие покрываем матовым акриловым лаком, он меньше всего «убьет» эффект состаривания. Такую бутылку можно использовать просто как предмет декора, а можно задействовать ее как вазу.


Надеюсь, Вам все понятно, если что, спрашивайте в комментариях. Удачи!

Хотели бы вы уметь создавать уникальные вещи или преображать существующие? Превращать их в золото или старинные реликвии? Ответ, наверняка, будет положительным. Вам, конечно, может показаться, что для этого нужно родиться волшебником или долгие годы учиться у лучших профессоров алхимии, но нет, достаточно открыть для себя удивительную технику рукоделия – пейп-арт.

Основы техники

Дословно название этого вида творчества переводится как «бумажное искусство». Но это еще не значит, что в рамках техники используется только бумага. Вторым важным сырьем в нем выступает полимерная глина.

Paper-art – уникальное искусство, которому от силы лет десять, не больше. Сейчас уже точно нельзя сказать, кто его основоположник. Но большинство новаторов-хендмейдеров в его рамках проживает именно в нашей стране. Так что, вполне возможно, что зародилось оно в России.

В чем особенность этого творчества? Пейп-арт позволяет преображать практически любые вещи быта: изделия из стекла и дерева, до неузнаваемости, при этом главный его плюс – с помощью этой техники можно сымитировать различные эффекты, к примеру, резьбу по дереву или чеканку по металлу, чего, согласитесь, не сделает каждый второй. И для этих целей, в основном, вам понадобится только полимерная глина и бумага в виде тонких салфеток.

Из дополнительных инструментов и материалов также понадобятся: ножницы, кисти, клей ПВА, шаблоны для резки глины, пинцет, распылители или краски с интересными эффектами (под золото, серебро, жемчуг, бронзу, дерево и так далее). Это основное. Но есть также и декоративный материал. К примеру, для инсталляции и обогащения композиции могут пригодиться искусственные драгоценные камни, проволока, бусины и такого же рода декоративный материал.

В нашем мастер-классе вы только познакомитесь с основами этого творчества, поэтому поделки, приводимые в качестве примера, совсем несложные и займут у вас не более часа. Ваша задача – оценить возможности техники и понять то, какие в конечном итоге можно создавать удивительные шедевры с ее помощью.

Готовые работы – примеры

Благодаря мастер-классу вы сможете убедиться, что творить настоящее волшебство своими руками в технике пейп-арт реально. И из обычной бутылки можно создать удивительный средневековый графин, а старую картонную коробку, приложив усилия, превратить в чудный золотой ларец или эффектную чеканную шкатулку для драгоценностей.

Когда вам доступна техника пейп-арт, вы без труда сможете оформить любой объект, будь то посуда, вазы, подсвечники, кашпо для цветов, фоторамки, зеркала или даже любимый ноутбук.

Немного фантазии, немного труда и вы научитесь получать неповторимые браслеты, серьги или медальоны, декорированные под кружево, кожу, серебро и золото.

Эксклюзивный ежедневник, обложка которого оформлена узорами салфеточной пластики станет замечательным подарком для друзей к любому празднику.

Большой популярностью в сети интернет пользуются неподражаемые объемные картины и панно пейп-арт, изображающие денежное дерево из монет. Даже существует мнение, что подобное произведение искусства помогает привлечь в дом богатство.

При большом желании, обладая достаточным количеством свободного времени можно украсить пейп-артом и более крупные предметы: комоды, трюмо, спинку кровати.
Также благодаря этой чудо-технике можно добавить яркости и индивидуальности имеющимся дома статуэткам животных или вылепить абсолютно новые фигурки.

Нет предела вашей фантазии и технике пейп-арт. Попробуйте и, возможно, вы тоже станете поклонником этого замечательного вида рукоделия.

Делаем пейп-арт бутылки

Прежде всего, подберите вещь, которую вы будете декорировать. В нашем случае – это четыре тары из стекла, разные по своему предназначению. В самом начале они не выглядят завидно, но, поверьте, в конце обработки, их внешний вид кардинально преобразится и обогатится.

Начните с обустройства рабочего места. Под рукой должны быть все инструменты и материалы.

Если вы ранее уже работали с полимерной глиной, то учтите, в этом случае ее можно и не отправлять на просушку, но если есть такая возможность – просушите все детали в духовке в течение 15 минут при температуре не ниже 180 градусов по Цельсию. Когда все готово, можно приступать.

Протрите декорируемый предмет ватным тампоном, смоченным в спирте, чтобы обезжирить поверхность. После этого, на ваше усмотрение, вы можете оклеить поверхность предмета кусочками салфеток, смоченными в ПВА в один или несколько слоев. Но такой шаг нужен лишь в том случае, если вы хотите добиться неровности поверхности при конечном окрашивании. Когда таких целей нет, можно сразу приступать к формированию элементов украшения из глины и салфеток.

Для полимерной глины. Раскатайте глину в тонкий пласт. Если есть формы-шаблоны для вырезания – воспользуйтесь ими, если нет, лучше делайте элементы, которые будут красиво смотреться и с неровными краями, к примеру, цветы. После просушки и полного остывания элементов, можно сразу же приклеить их на поверхность декорируемого предмета.

Для салфеток. Смочите руки обычной водой, в которой разбавлен клей (соотношение один к одному). И скатайте из салфетки подобие веревки. Из этой веревки сформируйте завитки и приклейте их на их законное место.

Выбор орнаментов и узоров в этом случае попросту не имеет границ. Но, стоит учитывать и то, какой эффект вы хотите получить. К примеру, наши предметы, приводимые на фото к уроку, декорируются под металл, то есть чеканку по металлу. В конце, когда все элементы приклеены, они покрываются напылением соответствующего металлического цвета (медного). Вы же можете экспериментировать как с конфигурацией элементов композиции, так и с конечным оформлением.

После того, как было нанесено напыление, которое, кстати, можно нанести и в виде краски, также уместно нанести и слой лака. Но впишется он лишь в том случае, когда вы делаете оформление под дерево. Для идеи «под металл», наоборот, матовое покрытие считается идеальным.

Стеклянный графин в технике пейп-арт.

Настоящее волшебство можно творить своими руками благодаря авторской технике декорирования Татьяны Сорокиной пейп-арт.

Ну разве это не волшебство - при помощи столовых салфеток, клея ПВА и гуаши превращать стекло, пластмассу и даже картон в старинную медь, благородное серебро или античную бронзу?!

Очень интересную идею частичного декорирования поверхности изделия в технике пейп-арт я подсмотрела у Natashkin из Страны Мастеров. Дочь Natashkin Алевтина - автор изысканных фужеров в оправе, выполненной в технике пейп-арт.

Мне давно хотелось сделать что-нибудь подобное. Поэтому сегодня я представляю свой вариант поделки, частично декорированной в авторской технике Татьяны Сорокиной пейп-арт:

Мастер-класс по декорированию бутылки в технике пейп-арт

Это стеклянная бутылка в форме графина:

И я собираюсь сделать для этого графина «бронзовую» оправу.

Для декорирования бутылки в технике пейп-арт мне понадобятся:

  • столовая салфетка
  • клей ПВА
  • ножницы
  • бронзовая акриловая краска
  • кусочек поролона
  • бамбуковая шпажка
  • пшенная крупа
  • фигурные макаронные изделия в форме звездочек
  • гуашь (красная, черная, зеленая)
  • кисти (с синтетическим ворсом — для клея ПВА, с натуральным ворсом — для лака)
  • глянцевый акриловый лак
  • влажные гигиенические салфетки

Важное примечание: для работы необходим качественный клей ПВА. Я использую тот же клей ПВА и акриловый лак , что и для работ в технике декупаж.

1. Подготовка поверхности бутылки к пейп-арту

Перед тем, как приступить к декорированию в технике пейп-арт, обезжириваю поверхность бутылки и удаляю остатки клея от этикеток при помощи влажных гигиенических салфеток.

Поскольку пейп-артом будет украшена только часть поверхности бутылки, я не стану оклеивать графин салфеткой, как это делается обычно. Иначе приклеенные салфетки и прочий декор будут видны изнутри бутылки через стекло.

Покрываю клеем ПВА часть поверхности бутылки, где предполагается выполнить «бронзовую» оправу в технике пейп-арт.

Наношу несколько слоев ПВА с промежуточной сушкой, чтобы подготовить основу для выкладывания узоров пейп-арта . Излишки клея, расползающиеся за границы будущей «бронзовой» оправы бутылки, удаляю влажной салфеткой.

После полного высыхания клея ПВА, покрываю загрунтованную часть бутылки бронзовой акриловой краской при помощи спонжа из кусочка поролона.

Таким образом изнутри оправа графина будет иметь вид «бронзовой».

2. Узоры в технике пейп-арт

Для создания узора в технике пейп-арт я использую двойные жгутики из салфеток, пшенную крупу и фигурные макаронные изделия-звездочки.

Для изготовления двойного жгутика из салфетки сначала делаю длинный одинарный жгутик.

Чтобы сделать длинный одинарный жгутик в процессе скручивания соединяю несколько салфеточных полосок, накладывая концы полос один на другой внахлест.

Место соединения полос из салфеток в жгутике дополнительно уплотняю пальцами, чтобы жгутик для пейп-арта имел одинаковую толщину по все длине.

Свернув одинарный жгут из четырех полосок салфетки, скручиваю его концы в противоположных направлениях, при этом держу жгут натянутым. Эта процедура напоминает процесс изготовления витого шнура.

После того, как салфеточный жгутик свернут до отказа, одной рукой придерживаю жгут посредине, а второй рукой соединяю его концы вместе, и жгут закручивается.

Промазываю клеем ПВА границы «бронзовой» оправы для бутылки в технике пейп-арт

и приклеиваю свернутый из салфетки двойной жгутик, пока он не успел подсохнуть.

Для создания узоров пейп-арт жгутики из салфеток обязательно должны быть влажными. Если готовый салфеточный жгут уже успел подсохнуть, его необходимо слегка смочить водой, чтобы жгутик снова стал пластичным

Чтобы жгутик плотно приклеился к поверхности бутылки можно дополнительно прижать его кистью, смоченной в ПВА.

Для декора поделки подходит и всевозможная швейная фурнитура (замочки, пуговицы, заклепки), а также крупы.

Поэтому в качестве дополнения к жгутикам из салфетки я выкладываю узоры из пшенной крупы и фигурных макарон-звездочек. Для этого сначала рисую на поверхности бутылки элементы узора клеем ПВА, а затем выкладываю пшено и макаронные звездочки при помощи бамбуковой шпажки.

Салфеточным жгутом я также оформляю и нижнюю часть оправы бутылки.

Кроме того выкладываю идентичные узоры из жгутиков и крупы на каждой из сторон графина.

Очень важно хорошо зафиксировать узоры пейп-арт. Покрываю приклеенный к поверхности бутылки декор в технике пейп-арт клеем ПВА. Наношу несколько тонких слоев клея, чтобы не залить рельефные элементы узора. Каждый слой ПВА просушиваю.

Если макаронные изделия приклеиваются к загрунтованной поверхности бутылки сразу и практически намертво, то пшенная крупа довольно легко отстает. Именно поэтому наибольшее внимание я уделяю участкам с наклеенным пшеном. В этих местах наношу 4-5 слоев ПВА.

И вот узоры пейп-арт выложены и надежно зафиксированы. Перед тем, как приступить к следующему этапу работы, сушу бутылку в течение 12 часов.

3. Окрашивание бутылки в технике пейп-арт

Для того чтобы готовая оправа для стеклянной бутылки выглядела, как бронзовая, поверхность с узорами пейп-арт необходимо окрасить.

Смешиваю гуашь красного, зеленого и черного цветов. При этом очень напоминаю мультипликационного персонажа Вреднюгу, которая смешивала яркие разноцветные краски, чтобы сделать грязь. Но в итоге получаю смесь, по моему мнению, очень похожую по цвету на потемневшую от времени античную бронзу.

Добавляю к гуаши глянцевый акриловый лак в пропорции 1:1. Состав, как обычно, получается слишком густым, и я развожу его небольшим количеством воды до консистенции акриловой краски.

Наношу полученную краску на поверхность оправы бутылки при помощи кусочка поролона.

Покрываю оправу несколькими слоями краски с промежуточной сушкой. Особое внимание уделяю местам с рельефным узором. Очень важно, чтобы все элементы декора были хорошо прокрашены.

4. Тонирование бутылки в технике пейп-арт

Когда краска высохла, тонирую поверхность оправы бутылки бронзовой акриловой краской.

Для этого набираю немного краски на поролоновый спонж, делаю несколько оттисков спонжем на бумаге, а затем без нажима протираю спонжем поверхность бутылки с узорами в технике пейп-арт.

5. Фиксация работы в технике пейп-арт

Фиксирую работу в технике пейп-арт глянцевым акриловым лаком. Покрываю бутылку двумя слоями лака. Каждый слой акрилового лака сушу в течение 3 часов.

После высыхания последнего слоя лака удаляю с помощью влажной салфетки излишки краски, клея и лака по краям «бронзовой» оправы бутылки. Теперь можно полюбоваться готовой поделкой в технике пейп-арт.

Это детали узоров пейп-арт на поверхности графина и на верхней части пробки:

А это и сама бутылка, декорированная в технике пейп-арт:

По-моему, сочетание стекла и «античной бронзы» выглядит весьма благородно. Не так ли?

«В золотой стране воспоминаний,

На цветных дорогах сновидений,

Не меня ты ждешь, мой Пиросмани,

От любви с ума сошедший гений…

…Нико, Нико, Нико, если б знал ты,

Как порой до слез, до боли жалко,

Что не мой портрет нарисовал ты,

А портрет заезжей парижанки…»

Не этой ли мысли предавались Вы, мои читательницы, в ожидании выхода второй части мастер-класса по декорированию графина «Муза Пиросмани»?

Напоминаю, что в первой части мастер-класса «Декор бутылки в технике декупаж и пейп-арт. Декупаж с распечаткой» подробно описаны:

  • процесс подготовки стеклянного графина к пейп-арту и декупажу;
  • техника работы с распечаткой для декупажа, выполненной на струйном принтере.

А также приведен перечень инструментов и материалов, необходимых для декупажа и пейп-арта бутылки.

Итак, обещанное продолжение мастер-класса

Декор бутылки в технике декупаж и пейп-арт «Муза Пиросмани»

Если помните, две из четырех граней стеклянной бутылки я уже украсила декупажем с использованием компьютерных распечаток репродукций картин грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани.

Декор в технике пейп-арт всегда гармонично сочетается с элементами декупажа, и я решила оформить наклеенные декупажные мотивы узором из салфеточных жгутиков и керапласта.

Виноградная лоза. Узоры пейп-арт из салфеточных жгутиков

Спелые гроздья винограда – элемент, присутствующий почти на всех полотнах Нико Пиросмани. Так что, думаю, вполне логично дополнить бутылку с декупажем изображением виноградной лозы.

Для выполнения ствола виноградного куста отрезаю широкую (около 4 см) полоску салфетки, расслаиваю ее и смачиваю водой. Сворачиваю центральную часть полоски в жгут, оставив концы полоски длиной около 3-4 см свободными.

Салфеточный жгут для виноградного ствола не должен быть слишком туго свернут. Также приветствуются заломы на его поверхности – так жгут из салфетки будет более походить на древесный ствол.

Сворачиваю еще один жгутик из салфетки. На этот раз – тонкий, выполненный в традиционной технике пейп-арт из полоски салфетки шириной в 1 см (детально ознакомиться с техникой изготовления салфеточных жгутиков для пейп-арта Вы можете, посмотрев мастер-класс «Пейп-арт. Банка кофе»).

Придерживая оба жгутика – толстый и тонкий – за кончики, перекручиваю их так, чтобы тонкий жгут свободно обвивал жгут более толстый.

Промазываю клеем ПВА подготовленную поверхность бутылки.

Приклеиваю ствол из салфеточных жгутиков, обильно смазывая его ПВА и плотно прижимая кистью к поверхности бутылки. Нижнюю часть толстого жгута не приклеиваю!

Свободный незакрученный нижний край толстого салфеточного жгута надрываю пальцами в нескольких местах.

Скручиваю полученные полоски салфетки в тонкие жгутики. И вновь заломы и всяческие неровности на поверхности получившихся «хвостиков» приветствуются.

Приклеиваю скрученные «хвостики» жгута пейп-арт к поверхности бутылки клеем ПВА. По моей задумке они должны имитировать корни виноградного куста.

Таким же образом поступаю и с верхней частью толстого жгута, изображающего ствол. На этот раз «хвостики» призваны изображать ветви винограда.

Сворачиваю еще один тонкий жгутик для пейп-арта из полоски салфетки шириной в 1 см. Отрываю небольшие кусочки тонкого жгутика и приклеиваю их в нескольких местах, там, где впоследствии будут красоваться листья и спелые грозди винограда.

Из остатков тонкого жгутика выкладываю на смазанную клеем поверхность бутылки витые виноградные усики.

Когда вся работа по выкладыванию узоров из салфеточных жгутиков пейп-арт выполнена, даю бутылке высохнуть. А затем покрываю наклеенные жгутики слоем ПВА.

Виноградные грозди и листья. Лепка из керапласта (самозатвердевающей глины)

Виноградные листья и грозди винограда я решила вылепить из керапласта – именно этот материал чаще всего использует для пейп-арта Татьяна Сорокина.

С виноградными гроздьями все более-менее просто. Катаю из керапласта маленькие шарики не совсем правильной формы и не совсем одинакового размера (помним – в природе нет идеально ровных форм). Каждый шарик приклеиваю ПВА к поверхности бутылки.

Несколько сложнее дело обстоит с листьями винограда. Чтобы вылепить из глины листочки, хотя бы относительно напоминающие настоящие, мой сын посоветовал прибегнуть к маленькой хитрости – сделать на кусочке керапласта оттиск настоящего живого листочка.

Итак, на дощечке для лепки раскатываю небольшой кусочек керапласта скалкой.

Сверху накладываю живой листочек.

Конечно, я могла бы покривить душой, заявив, что в конце осени мне удалось найти настоящий виноградный лист. Но я честно сознаюсь, что в роли листа винограда выступил листочек с куста хмеля. А вообще, для лепки подойдет любой пятипалый листик, который Вы только сможете отыскать.

Чтобы получить на поверхности керапласта оттиск живого листочка, слегка вдавливаю его в поверхность глины скалкой.

После этого остается только удалить излишки керапласта, придав кусочку глины форму виноградного листа. Делаю это при помощи подручных инструментов, а именно – принадлежностей для маникюра, хотя при наличии лучше воспользоваться для этой цели специальными стеками для лепки.

Аккуратно снимаю листик из глины с дощечки для лепки. Промазываю клеем ПВА поверхность бутылки и приклеиваю листик.

Придаю листику из глины рельефность, продавив углубления в керапласте и выполнив небольшие зазубринки по краям листика.

Крошки керапласта удаляю с поверхности бутылки при помощи сухой кисти с мягким синтетическим ворсом.

Теперь керапласт должен застыть. Для этого помещаю бутылку в закрытый шкаф, чтобы глина в процессе высыхания не растрескалась. Поскольку элементы из керапласта, которыми я украсила графин, не слишком большие и объемные, сушу бутылку 6 часов.

За это время можно не только успеть приготовить домашний майонез , но и подготовить пробку бутылки к украшению в технике пейп-арт.

Во время подготовки поверхности бутылки к декупажу и пейп-арту у меня остались нити, выдернутые из льняной ткани, которую я использовала как основу для наклеивания декупажных мотивов.

Покрываю пробку бутылки толстым слоем ПВА.

Не давая клею высохнуть, выкладываю нити на поверхности бутылки в виде завитушек произвольной формы.

Подготовленные бутылку и пробку грунтую черной акриловой краской. Традиционно для этой цели применяется смесь гуаши с акриловым лаком, как это было показано в мастер-классе с пошаговыми фото «Пейп-арт бутылки» . Однако на этот раз бутылочка у меня небольшая, и я решила не экономить на акриловой краске.

Спонжем из кусочка поролона наношу несколько слоев краски, с особой тщательностью прорабатывая места с наклеенными салфеточными жгутиками и лепкой из керапласта.

Полусухим спонжем «пачкаю» края наклеенных декупажных мотивов, чтобы скрыть переход от картинки к поверхности бутылки и заодно придать репродукциям вид состарившихся от времени картин.

Даю краске высохнуть.

Обычно поверхность изделий в технике пейп-арт тонируется серебряной, бронзовой, медной или золотой акриловой краской по всей площади (как, например, коробочка-шкатулка в технике пейп-арт и декупаж).

Но на этот раз мне хочется сделать бутылку предельно аскетичную и контрастную, в стиле картин Нико Пиросмани. Поэтому тонирую бронзовой акриловой краской только выпуклые узоры пейп-арт.

Наношу бронзовую акриловую краску полусухой тонкой кистью.

Пробку бутылки также тонирую бронзовой акриловой краской. Однако на этот раз проделываю это по традиционной для пейп-арта технологии – полусухим спонжем, сделав предварительно несколько оттисков краски на листочке бумаги, прохожусь по всей поверхности пробки.

Готовую работу покрываю тремя слоями матового акрилового лака с промежуточной сушкой.

И в завершении работы наношу тонкой кистью глянцевый акриловый лак на выступающие элементы узора в технике пейп-арт, чтобы сделать их еще более объемными.

Так выглядит моя виноградная лоза:

Да простят меня виноградари-знатоки за скудное сходство вылепленной мною растительности с живой виноградной лозой. Но ведь и персонажи картин Пиросмани также далеки от реалистичности.

Так что совсем не важно, умеем ли мы хорошо рисовать или нет. Открыть свое сердце людям может даже художник-примитивист. Главное, чтобы в этом сердце жила любовь.

Очень хотелось найти песню «Миллион алых роз» в альтернативном исполнении. Но, увы. Лучше Аллы ее пока никто не исполнил. Даже японцы:). Так что слушайте и наслаждайтесь!


Top