Италия. Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Венецианский карнавал - это костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

Венецианский карнавал - роскошный, феерический, таинственный
Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал, который ежегодно проходит в Италии, дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.


Карнавал в Венеции – это одно из самых ожидаемых событий в году, как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле.

История венецианского карнавала

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима , к ежегодным Сатурналиям – языческим празднествам в честь бога Сатурна(покровителя земледелия), которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова!

Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал , так же существует множество версий.
1) В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
2) По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами.
3) Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.

В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал : Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis - «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мэрия оплачивает им роскошный круиз.


Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году . Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.


«Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март , и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.

В XVII веке карнавал стал короче , но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды, по 25 игроков с каждой стороны, играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатоходцы. На центральной площади устраивали бой быков.

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров. Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью…
И кругом маски, маски, маски… Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски, хотя до XIII-XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.

Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.

С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Впрочем, любимая маска венецианцев - Маска Баута (итал. Bauta) - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
К белой „личине“ - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными „раками-медведями“, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.
А странное название „баута“ - вымышленное чудовище, сродни нашим „буке“ и „бяке“.


К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Венецианская дама, Кот (Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение), Доктор Чума(происходит от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий) и Вольто(нейтральная маска «Гражданина»).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.

Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta») - женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как „Отрада мужей“ и „Маска семейного благополучия“. Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен.

Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) - одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli) - этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте.
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала

Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.

В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива де Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, танцовщики, фокусники, уличные музыканты дрессированные хищники, привезённые из далёких стран– казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию в дни карнавала.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче. «Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном

Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги - королями, короли - бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы - соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. Лишь в 1979 году итальянское правительство объявило о возобновлении ежегодных карнавалов , избрав это мероприятие средством для популяризации истории и культуры Венеции.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Это яркое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы – как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

В современной Италии карнавал празднуется десять дней, время проведения торжества, как правило, приходится на февраль. Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье , но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие средневековым праздником Festa delle Marie , посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают Марии (двенадцать красавиц Венеции).

Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.

А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим , посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам. Несколько лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».

В 1996 году у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн , к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден, уроженец области Венеция.

Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм 18 или 19-го века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.

За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды - словом, всячески изображают этот самый карнавал.
Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки - теперь стать полноправным участником приближающегося карнавала может каждый желающий. Заранее объявляется тема праздника. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте: наследники великого Скарамуша старательно раздают пощечины Капитану и Доктору. Потом на площадь обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Так начинается карнавал. На сцену поочередно выходят люди в дорогих масках и изысканнейших костюмах.

Готовясь к главному торжеству в родном городе , жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды – это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.

Маски изготовляют из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски – это кропотливая ручная работа. Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты – грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни. Одним из важнейших событий карнавала является конкурс на лучшую маску.

Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо , где устраивают королевские карнавальные балы

Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.

Если возможности приобрести костюм и маску нет , не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.

Венецианский карнавал в наши дни – это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. 16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы и исторические реконструкции, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.

Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. Последний день карнавала - Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу – это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.





















































Хотите окунуться в атмосферу безудержного веселья, получить огромный заряд бодрости и романтического настроения? Тогда отправляйтесь в Венецию в феврале. Этот романтичный уголок мира, изрезанный сетью каналов, с давних времен вдохновлял поэтов, музыкантов и писателей. Настоящим символом города является знаменитый Венецианский карнавал, который проводится как раз в начале февраля. Это самый старинный карнавал на планете. На Венецианском карнавале Вы сможете почувствовать себя изысканной куртизанкой, прекрасным принцем или Казановой, покоряющим сердца женщин.

В дни карнавала вся Венеция словно превращается в сплошные театральные подмостки с роскошными карнавальными костюмами, масками и тоннами конфетти. Венецианский карнавал длится в течение десяти дней и его апогей приходится на 14 февраля – День всех влюбленных. Поэтому так приятно поехать на Венецианский карнавал вместе с любимым человеком, ведь романтическая атмосфера праздника способствует любовным признаниям и искренним чувствам. А можно просто отправиться на карнавал в Венецию для того, чтобы забыть на время о своих повседневных делах и с головой окунуться в шумный праздник.

Из истории Венецианского карнавала

Считается, что карнавал как таковой родился именно в Венеции. Само слово «карнавал» происходит от латинского «carnis laxatio», что в дословном переводе означает «свободу для плоти», то есть возможность поесть мясных блюд перед началом Великого поста. По другой версии, слово «карнавал» относится к латинскому «carrus navalis» или «потешная колесница». Так в древние времена называли повозку-корабль, на которой во время праздников возили идолов плодородия.

Как бы то ни было, традиции празднования карнавалов восходят еще к римлянам. Они устраивали грандиозные пиршества в дни поклонения богу урожая и плодородия Сатурну для того, чтобы вернуть времена всеобщего равенства и благоденствия. В такие праздники огромная пропасть между рабом и его господином практически исчезала – рабы могли сидеть за одним столом с римскими вельможами и наслаждаться праздничной трапезой. Возможно, именно с тех времен пришли к нам и знаменитые карнавальные маски, дабы светские предрассудки не мешали безудержному веселью. Карнавальная маска позволяла скрыть истинный облик каждого человека, чтобы он мог делать все что угодно во время праздника, не задумываясь о последствиях.

Относительно даты празднования первого Венецианского карнавала историки расходятся во мнениях. Вероятно, первый карнавал в Венеции состоялся в 1094 году, когда Венецианская республика получила от Византии дома в Константинополе и различные привилегии, что обеспечило городу огромные преимущества в средиземноморской торговле. Празднование этого события стало первым Венецианским карнавалом.

Также существует версия о том, что карнавальные празднества впервые состоялись в 998 году. Тогда жители Венеции смогли вернуть целыми и невредимыми своих невест из пиратского плена. Весть о столь удачной развязке мгновенно разнеслась по городу и вылилась в народные праздничные гуляния. С конца XIII века Венецианский карнавал стал неотъемлемой частью жизни города. Его главной идеей стала возможность на короткое время забыть о светских и религиозных запретах и отпустить на волю свои желания. Богатые венецианские вельможи устраивали костюмированные балы и театральные постановки в своих роскошных дворцах. Простые же жители стекались на знаменитую площадь Сан-Марко, чтобы поучаствовать в народных гуляниях и поглазеть на представления с участием бойцовых собак, акробатов, танцоров и шутов.

Эпохой наивысшего расцвета Венецианского карнавала стал XVIII век, когда в город в поисках полного чувства свободы и романтики начали стекаться представители аристократии со всей Европы. Интерес к карнавальным празднествам настолько возрос, что теперь даже высокопоставленным особам не возбранялось участвовать в народных гуляниях и беспредельном веселье. Главными действующими лицами карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте, особого вида уличного театра – Арлекин, Пьеро, Панталоне и Коломбина. Именно в костюмы и маски, олицетворяющих этих героев, стали одеваться жители Венеции. Также возникла традиция в первый день карнавала спускать с колокольни над площадью Сан-Марко механическую голубку. Из нее на площадь сыпалось конфетти, что служило знаком для официального начала карнавала.

После того, как Италия была завоевана войсками Наполеона Бонапарта, праздничные карнавалы в Венеции были запрещены. И только в конце 70-х годов прошлого столетия было решено восстановить традицию празднования карнавала в феврале для того, чтобы привлечь в город туристов. Венецианский карнавал снова приобрел невиданный размах, и сегодня в дни этого праздника число приезжающих в Венецию людей становится больше, чем самих жителей города.

Празднование карнавала в Венеции

Уже за несколько недель до начала Венецианского карнавала в город съезжаются романтики и туристы со всех уголков мира. Предваряет карнавал старинный праздник «Festa delle Marie», который посвящен освобождению прекрасных венецианок из плена. От изысканного дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко проходит торжественное шествие с музыкой. На центральной же площади Венеции перед собравшимися предстают семь молодых и красивых жительниц города, семь Марий. В день официального открытия карнавала на все той же площади Сан-Марко устраивается грандиозное театральное представление, на площадь с колокольни обрушиваются тонны конфетти. В небо запускаются праздничные воздушные шары.

С открытием карнавала городские улицы, площади и мосты буквально начинают бурлить, туристы и жители Венеции смешиваются с праздничной толпой, одетой в неповторимые костюмы и маски. Город также наводняется уличными музыкантами, процессиями из оркестров и театров. В ресторанах и кафе вино начинает литься рекой, а на главных площадях устраиваются концерты и праздничные фейерверки.

Еще до начала карнавала торговцы выкладывают на прилавки разнообразные маски, карнавальные костюмы, колпаки и плащи, чтобы каждый желающий мог окунуться в атмосферу эту костюмированного представления. Венецианские маски по-прежнему являются неотъемлемой частью карнавального шоу. В старые времена маски помогали скрывать свою истинную личность и социальное положение. Кроме того, они оказывались очень полезными для романтически настроенных юношей и девушек, которые могли, совершенно не стесняясь, заводить знакомства друг с другом. И сегодня карнавальные маски сохраняют свою значимость, помогая туристам и жителям города проникнуться атмосферой безудержного веселья и романтики.

Распространенные маски Венецианского карнавала – это Арлекин, Коломбина, Педролино и другие персонажи итальянской комедии Дель Арте. Также в ходу классические маски, никак не связанные с театром. Например, элегантная и очень изысканная маска Венецианская Дама, в которой любили щеголять светские красавицы времен Тициана. Или страшная маска Доктора Чумы с длинным клювообразным носом. Такую маску надевали доктора, посещая больных во время бушевавших в Венеции эпидемий чумы. Нарядившись в длинный плащ из льняной материи и маску Доктора Чумы, Вы превратитесь в нечто похожее на зловещую птицу. Такие страшные маски никого во время Венецианского карнавала не пугают, наоборот, они придают празднику особое очарование.

Вообще, карнавал в Венеции представляет множество возможностей для перевоплощения. Вы можете облачиться в просто, недорогой карнавальный костюм с плащом, шляпой и маской или выбрать какой-нибудь роскошный костюм, являющийся сам по себе настоящим произведением искусства. Все карнавальные маски и костюмы сегодня изготавливают из легких материалов, поэтому они нисколько не мешают веселиться днями напролет.

В дни празднования карнавала в старинных дворцах Венеции проводятся разнообразные балы-маскарады, куда можно попасть, только приобретя заранее входной билет. Но даже если Вы не смогли попасть на один из эксклюзивных маскарадных балов, всегда есть возможность присоединиться к красочным костюмированным представлениям, устраиваемых на площадях и улицах Венеции. На целых десять дней Вам обеспечен настоящий фонтан веселья, в котором каждый человек забывает об условностях и повседневных правилах жизни, просто погружаясь в удивительную атмосферу праздника. Венецианский карнавал заканчивается церемонией сожжения чучела и народными гуляниями на площади Сан-Марко.

Венеция – это старинный итальянский город, который, как известно, с каждым годом неминуемо погружается в воды Адриатического моря. Пьянящий венецианский карнавал является, возможно, единственной возможностью посмотреть, как этот прекрасный город вновь оживает и подчиняется своим многовековым традициям. Поездка в Венецию в феврале позволит Вам погрузиться в атмосферу костюмированных представлений, романтики и веселья. Повеселиться, поучаствовать в карнавальных празднествах и получить море незабываемых впечатлений в одном из самых прекрасных уголков мира – что может быть лучше?

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Венецианский карнавал 2019: программа и даты фестиваля. Чем заняться и как провести время, если повезло оказаться в Венеции в период зимних гуляний.

#2. Savoia & Jolanda 4*

Качественная европейская «четверка». Разумное решение - выбрать отель в районе Кастелло и на ночь самоустраняться от суеты Сан-Марко. В отеле номера в дворцовом стиле (предупреждаем любителей минимализма) и терраса с видом на Большой канал.

Отель Savoia & Jolanda 4* (Венецианский карнавал 2019)

#3. Splendid Venice 4*

Преимуществ масса: расположение, возможность заказать водное такси ко входу, панорамная терраса на крыше, близость Сан-Марко (500 метров). В гостинице позаботились об удобных кроватях и вкусных завтраках. Мы влюблены в него! 8,7 баллов на booking.com + 9,5 (!) за расположение.

Отель Splendid Venice 4* (карнавал в Венеции 2019)

#4. Hotel Anastasia 3*

Один из самых бюджетных отелей в районе Сан-Марко. До знаменитой площади 300 м - ни одно из событий торжества не обойдет вас стороной! Номера неплохо обставлены, гости отмечают также гостеприимство и профессионализм персонала.

Двухместный номер в Hotel Anastasia 3* (Венеция)

#5. Hotel Bel Sito & Berlino 3*

Гостиница в традиционно венецианском стиле по адекватной цене. Дизайн номеров очень романтичный, понравится всем, но влюбленным парам особенно! Кормят вкусно, wi-fi работает хорошо, все основные достопримечательности рядом.

Запомните - Hotel Concordia (Венецианский карнавал 2019)

Что купить на карнавале в Венеции

Оказавшись на карнавале, вы наверняка захотите побаловать себя подарками. Сувениры, на которые не жаль тратить деньги в таком дорогом городе, как Венеция:

Аркан I Маг (Tarocco del Carnevale di Venezia) — ценнейшая находка на Венецианском карнавале!

  • Карнавальная маска. Без этой красавицы вы вряд уедете из города. На подарки купите несколько экземпляров по средней цене, и программу минимум можно считать выполненной;
  • Шампанское Bellini — игристый напиток с ароматом абрикоса. Если хотите что-то более элегантное, обратите внимание на вина провинции Венето . По цене 10-12 EUR вы приобретете достойный подарок;
  • Карты таро с венецианской тематикой. Колода, которую можно использовать в качестве путеводителя, — Tarocchi di Venezia издательства Dal Negro. Она снята с производства, но в венецианских лавках изредка встречается. Таро Казановы от Lo Scarabeo также радует видами города, купить можно повсеместно. Tarocco del Carnevale di Venezia 1988 года, целиком посвященная карнавалу в Венеции. Найти трудно, но если вдруг удастся, знайте — за один экземпляр коллекционеры готовы отдать 500 EUR;
  • Одна из тысяч конфети , на которые рассыпается голубка во время церемонии открытия. Сувенир абсолютно бесплатный, но наиболее ценный.

Экскурсии по Венеции и окрестностям

Лучшие экскурсии в Венеции - не массовые «прогулки на гондолах», а необычные маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, которым есть, что рассказать и показать. Все экскурсии проводятся на русском языке.

Производство карнавальных масок Венеции

В заключение самый красивый ролик, посвященный Венецианскому карнавалу, который нам удалось найти. Смотрите и воодушевляйтесь!


Посетите и узнайте на какие стоит тратить деньги. Узнайте, как проходит и , а также в качестве сувенира.

Top