Как правильно готовиться и праздновать православную пасху - советы.

10 советов, как правильно провести Пасху и Светлую неделю

1. В Пасхе главное не крашение яиц, выпечка куличей, готовка творожных пасох , не суета по уборке дома. Пасха вообще не соревнование ретивых домохозяек, а великий день, Праздник Праздников, когда мы приветствуем Воскресшего Христа. Причем главный христианский праздник - не просто день памяти о событии, имевшем место быть две тысячи лет назад, подобно Дню космонавтики, когда мы каждый год, 12 апреля, вспоминаем первый полет Юрия Гагарина в космос, произошедший в 1961году. Церковные праздники тем и отличаются от праздников, установленных в память о событиях из жизни людей, что они становятся своего рода порталами в вечность, мостами, соединяющими наш мир с миром горним. Богослужения Церкви в Страстную неделю и сам праздник Пасхи направлены на то, чтобы события, воспоминаемые в этот день, были пережиты нами как реальность, чтобы они вошли в наши сердца. Поэтому так важно суметь притормозить свое рвение на бытовой почве, и начать возделывать ниву своего сердца: молиться дома и в церкви, во время богослужения, придти на исповедь, причаститься, помочь тем, кто нуждается, постараться никого не осудить, воздержаться от страсти гнева, зависти, гордыни, тщеславия, скупости, празднословия… Их много, этих червей, которые точат нашу душу, и каждый сам, в глубине своего сердца, прекрасно о них знает.

2. Легко сказать: "Открой свое сердце Воскресшему Христу!" Понимая природу человека, снисходя к ее немощности, Церковь установила специальный период подготовки к встрече Воскресения Христова - Великий пост . И неслучайно Великий пост длиннее всех основных многодневных постов, он состоит из первой, сорокадневной части и строгого поста Страстной недели. Велико событие, чествуемое в праздник Воскресения Христово, и пост велик. Но что же делать тем, у кого не получилось поститься ? Кто пропустил богослужения Страстной недели? Кто забыл, когда в последний раз причащался? Неужели он отлучен от пасхальной радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную Литургию, не принимаем Тела и Крови Господних , мы, безусловно, сами себя отлучаем от Христа. Но как это ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких, называемых детьми "одиннадцатого часа". Во время ночной пасхальной праздничной службы перед самым началом Божественное Литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста", и звучит такая утешительная для всех нас весть: "Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего: и первые, и вторые мзду примите. Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь".

3. Что же происходит в храмах в Великую субботу? День Страстной Субботы - день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, поэтому для нас это время скорби, время, когда "да молчит всякая плоть", время внутренней сосредоточенности, когда мы благовейно безмолвствуем, но, одновременно, находимся и в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. Божественная Литургия Великой субботы - долгая и протяжная, но, удивительно, священники служат ее уже в белых одеждах, как бы предвосхищая весть о том, что Христос победил смерть.

4. В Великую субботу происходит и сошествие благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Возгорание благодатного огня происходит без явных усилий людей, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Снисхождение благодатного огня - одно из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире, особенное знамение того, что Воскресение Христа произошло, и Он победил смерть. Последние годы благодатный огонь авиарейсом доставляют в Россию, и верующие трепетно развозят его по храмам. У благодатного огня необычные свойства, отличные от свойств любого другого огня. Первое время, от какой бы свечи и лампадки его не зажгли, он не обжигает, верующие им в буквальном смысле умываются, поначалу он даже не опаляет волосы. Вот что писал об этих уникальных качествах благодатного огня некий паломник еще четыре века назад: "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." Верующие стараются сохранить этот огонь в своих лампадках, с благовением хранят дома свечи, горевшие благодатным огнем.

5. Освящение продуктов, которыми мы украсим пасхальный праздничный стол - крашеных яиц , куличей, творожных пасох, тоже начинается в Великую субботу, после Божественной Литургии. Священники советуют готовить праздничную снедь до Страстной недели, чтобы потом хлопоты не отвлекали нас от богослужений, но это не у всех получается. В любом случае Великая суббота - день, когда мы приносим продукты в храм, как принято говорить, "для освящения". На самом деле речь идет о благословение пищи: ни яйца, ни куличи с пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. А это означает, что скорлупу от крашеных яиц, шкурки от буженины и хвостики от колбасы, можно потом выбрасывать в мусорное ведро. В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры, огарки свечей и ветхие части пришедших в негодность икон. Вот эти освященные предметы принято уничтожать специальным образом: сжигать в церковной печи или закапывать в чистом месте.

Тем, кто не успел выстоять длиннющие очереди к столам освящения в Великую субботу, советуем не отчаиваться: после ночной Пасхальной службы освящение крашеных яиц, куличей и прочей снеди продолжится.

6. "На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели,.. - читаем у Ивана Бунина в "Жизни Арсеньева". - К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею".

7. Ночью в Великую субботу (обычно в полдвенадцатого) начинается праздничное Пасхальное богослужение. Плащаницу, которая три дня находилась в центре храма, символизируя трехдневное пребывание Христа во гробе, уносят в алтарь, в храме гасят свет, только в руках верующих горят свечки - мы почти физически ощущаем мрак и ужас палестинской ночи, когда Иисус лежал во гробе, и еще никто не знал, чем это кончится. Постепенно загорается свет, звучит песнопение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…" Царские врата открываются и из алтаря выходит процессия, впереди крестного хода несут фонарь, следом икону Божией Матери, церковные знамена, Евангелие, икону "Воскресения Христова". Пасхальный крестный ход напоминает нам о шествии жен-мироносиц, направляющихся к Гробу Христа. Обойдя храм и подойдя к главному ходу, процессия останавливается, и настоятель (главный священник этой церкви) провозглашает: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!" "Христос воскресе из мертвых!.." - запевают священнослужители и все молящиеся. Врата храма отверзаются, и мы входим в храм - как во Гроб Господень. Потрясающий момент для всех участников крестного хода: храм залит светом и хор поет, напоминая нам о том, что "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Начинается пасхальная утреня, которая переходит в Литургию.

8. И все же, что что нам за дело до того, что Христос Воскрес? Как это нас касается? За неделю до Великой субботы Церковь вспоминает событие воскрешения четырехдневного Лазаря . Это воскрешение было свидетельством силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физического тела, своеобразной реанимацией. И хотя предания Церкви свидетельствуют о том, что "четырехдневный" Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о воскрешении, имеем в виду только земную жизнь человека. А Воскресение - это наследование жизни вечной, неслучайно в Пасхальном тропаре поется: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней стороне этого величайшего события, то мы уподобляемся той толпе, которая возглашала Христу: "Осанна!" в Вербное воскресенье . Но если мы способны сопереживать Его страданиям, если мы внутренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начинаем жить со Христом, и наша жизнь меняется. Вспомним еще, что во время Тайной Вечери Иисус установил Таинство Причастия, и с этим Таинством связано наше упование на жизнь вечную. "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Фактически нам дано "лекарство бессмертия".

Верующие стараются причаститься именно в праздник Пасхи, но принять Таинство можно в любой день, когда служится Божественная Литургия, конечно, при условии, что ты подготовил себя к этому.

9. Праздник Воскресения Христова начинается торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье и длится всю следующую неделю, называемую Светлой седмицей. Вся Пасхальная неделя - как один день Светлой Пасхи, и богослужения Светлой седмицы фактически одинаковые - кроме крестного хода и момента открытия, отверзания врат храма, все повторяется. Потому, если вы не сумели попасть на праздничную Пасхальную службу, не надо унывать. Приходите в храм в любой день Светлой седмицы. Кстати, в эти дни службы проходят при распахнутых Царских вратах - дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата - символ того, что отныне и рай открыт для нас! Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души.

10. Вас не удивляет, почему в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей? Наверное, потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха - это праздник, который дарит жизнь. И для людей звучит самое главное: отныне смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Иисус Христос. Слова "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" становятся центром всех пасхальных песнопений, в них торжество Воскресения Христова и радость бессмертной человеческой души. В день Пасхи Сам Христос дает нашей душе радость, и человеческая душа, воспринимая благую весть "Христос Воскресе!", передает ее в этот мир всему творению Божьему- потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует. "Христос Воскресе!" "Воистину Воскресе!"

В православии Пасха – великий праздник, праздник души верующего человека. Это воскресенье – самое главное в году. Как же праздновать Пасху с учетом традиций, переходящих от поколения к поколению?

Праздничное настроение появится уже в субботу накануне Пасхи. Приготовление куличей, творожной пасхи, окрашивание яиц – настолько интересная и увлекательная традиция, что поучаствовать захотят даже дети.

В субботу перед Святым Воскресением идем в церковь на службу. Заранее нужно приготовить тарелку или корзинку, в которую поместятся кулич и яйца. В иконной лавке покупаем свечи. Одну вставляем в кулич (заранее подготовив кружок из бумаги с дыркой в центре, чтобы воск не капал на кулич). Батюшка прочитает молебен и святой водой окропит прихожан и кулич с яйцами. Накануне Пасхи ближе к полуночи идем в церковь на Крестный ход. Во время богослужения из алтаря батюшка выносит Благодатный огонь, от которого прихожане разжигают свои свечи, и произносит “Христос Воскрес!”, после чего начинается Крестный ход – торжественное шествие с большим крестом и иконами вокруг храма под колокольный перезвон и молебен, символизирующее путь навстречу воскресшему спасителю.


Святое Воскресение. Встречая на улице знакомых, общаясь по телефону, даже в социальных сетях, люди поздравляют друг друга словами “Христос Воскрес!”- “Воистину Воскрес!”, обмениваются крашеными яйцами, дарят символические подарки. Традиционная пасхальная забава – чокаться яйцами. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.


Богатый пасхальный стол после поста. Помимо традиционных, накануне освященных, куличей, пасхи и крашеных яиц, меню может включать даже любые мясные блюда. Украсить стол можно например самодельными гнездышками с пустыми перепелиными яичками и небольшим букетиком нарциссов или веточками вербы.


Пасху можно с уверенностью назвать любимым детским праздником наравне с Новым годом и днем рождения, ведь этот день заряжен позитивными эмоциями, наполнен яркими красками и, самое главное, делает всех чуточку светлее и добрее.

Пасха в этом году приходится на 1 мая. Это – самый большой православный праздник. Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Своим воскресением Христос избавил людей от смерти, дал надежду всем нам на вечную жизнь. Пасха каждый год празднуется в разные числа месяца, но обязательно в воскресный день. Мы расскажем о том, как правильно готовиться и праздновать православную Пасху.

Люди верующие готовятся к Пасхе задолго. Они постятся 40 дней (именно 40 дней провел в пустыне Иисус Христос до своего распятия). Последняя неделя перед Пасхой называется Страстная Седмица. Все эти дни душа верующего как бы "прислушивается" к тому, что мы называем Страстями Господними, к последним Его дням на земле в образе человеческом.

Особое значение имеет Страстный Четверг - день, когда Иисус со своими учениками на Тайной Вечере разделил праздничную трапезу. В народе этот день называют Чистым Четвергом, все православные по возможности стараются причастится. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история вся история Страстей Христовых. На службе люди стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старинному обычаю делают на косяках дверей знак креста святым огнем.

В этот день принято приводить в порядок свой дом и очищать тело.

В Великую пятницу из церкви выносят плащаницу - кусок ткани, которой было обвито тело Христа. На ней изображен Спаситель, положенный во гроб. В этот скорбный день воспоминаний о смерти Христа полагается ничего не есть. Вечером совершается чин погребения Христа. Хор печально поет "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Плащаницу несут вокруг церкви. Это символизирует схождение Христа в ад.

И вот наступает Страстная Суббота. В древние времена христиане после субботней литургии не уходили из церкви, а оставались там до ночи и питались хлебом и вином. В память об этом в субботу освящают эту пищу.

Во время службы священники меняют черные облачения на белые. В домах испечены куличи, покрашены яйца. Все наполнено трепетным ожиданием праздника.

В ночь Воскресения Христова , в ту ночь, когда свершилось чудо, проводится самое торжественное богослужение: пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг церкви, радостная утреня и божественная литургия. В этот день народ спешит в храм. Люди, приобщившись к духовной радости праздника, освящают пасху, куличи, яйца. Таким освящением церковь благословляет верующих после долгого поста снова употреблять "скоромную", то есть непостную пищу. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней.

Следующие шесть дней пасхальной седмицы также считаются праздничными , по своей значительности они приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой, Святой, Пасхой. Церковное богослужение происходит при открытых царских вратах в знак того, что Воскресением Христовым для рода человеческого вновь открыты двери рая. Всего же празднование Пасхи продолжается 40 дней, так как именно столько времени провел Христос на земле вместе со своими учениками после воскресения.

Отметим, что возникновению обычая красить яйца на Пасху мы, согласно преданию, обязаны римскому императору Тиберию. Именно к нему пришла Мария Магдалина с вестью о воскресении Христа, принеся с собой яйцо в качестве символического подарка (в древности яйцо олицетворяло жизнь). Император заявил, что поверит в воскресение Христа не ранее, чем белое яйцо в руках Марии Магдалины поменяет свой цвет на красный - и оно тут же стало красным. С тех пор на празднование Пасхи принято красить яйца в красный цвет, в частности, при помощи луковой шелухи. Однако куличи и яйца отнюдь не единственные традиционные блюда пасхального стола: гостей принято угощать студнем, бужениной, пасхами с творогом, запеченной домашней птицей.

Интересные факты, связанные с Пасхой:

Обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще древние египтяне и персы, которые обменивались ими в рамках празднования начала весны. Яйца означали тогда пожелание плодородия.

Самые известные пасхальные яйца, изготовлены Петером Карлом Фаберже - еще в 1883 году царь Александр заказал подарочный набор таких яиц для своей жены.

Самое большое пасхальное яйцо находится в Вегревилле, Альберта, Канада. Оно весит около 2 тонн, а его длина - около 8 метров.

В России самое большое пасхальное яйцо было изготовлено изо льда в 2010 году. Его вес составил 880 килограммов, а высота 2,3 метра.

Яйца красят в Великий Четверг как и пекут пасхальные куличи. Тогда же заведено изготовлять пасхи - блюдо из творога.

Церемония выноса Святого Света в Святую Субботу проводится вместе греческим и армянским патриархами Иерусалима.

Самый большой в мире пасхальный кулич весом более 2 тонн и высотой в 2,4 метра испекли в 2011 году в поселке Ялта Донецкой области.

В России разрисованные пасхальные яйца или писанки хранили дома в течение всего года, чтобы, таким образом, уберечь своё жилище от пожаров, потопов и других катаклизмов природы

В Коломне есть музей Писанки, здание построено в форме яйца.

На Страстной неделе лишь один раз в год готовят миро - особенная смесь из нескольких десятков веществ на основе оливкового масла, ароматных трав и благовонных смол.

В России в старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым. Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда. Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока. Подавать в этот день рыбу было не принято.

Кроме того некоторые россияне на Пасху посещают могилы родственников. Однако в Православной Церкви это не приветствуется. Как отмечают святые отцы в связи с радостным днём Пасхи прекращается поминовение усопших на всю Светлую седмицу. Поминать родственников призывают в Радонницу (Родительский день)

В русской православной церкви есть обычай читать на праздничном пасхальном богослужении 17 первых стихов Евангелия от Иоанна на различных языках.

Католическая Пасха в 45% случаев на неделю ранее православной, в 30% случаев сходится, в 5% -- расхождение в 4 недели, в 20% - отличие в 5 недель.

В 2014 году католики отмечали Пасху вместе с православными христианами.

Из бывших стран СССР только в Белоруссии и католическая, и православная Пасха считаются государственными праздничными днями.

Английское название Пасхи, Easter, произошло от имени англо-саксонской богини зари, Eostre. У нас эта богиня больше известна под именем Иштар (и соответствующего ему греческое имя Hestia, германское Eostre, Ostarta, литовское Austra)

У католиков символ Пасхи это кролик. Во многих европейских странах, дети верят, что при условии примерного поведения с их стороны Пасхальный Кролик приходит накануне праздника и откладывает в гнездо цветные яйца. Гнездо (или корзинку) нужно было приготовить заранее в укромном месте. Малыши обычно использовали для этой цели свои головные уборы, раскладывая их по сараям, амбарам и прочим уединенным помещениям. Прихода чудо-кролика ждут почти с таким же нетерпением, как визита Санта-Клауса.

Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик. Накануне Пасхи этот ушастый персонаж можно встретить повсюду и в разных видах. Кроликов делают из шоколада,марципана и прочих лакомых материалов, их шьют из плюша и меха, лепят из глины.«Кроличий» орнамент украшает многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду. И, конечно же, открытки.

76 процентов католиков, в первую очередь, съедают у шоколадных зайцев именно уши.

В Америки очень распространена пасхальная игра - катание яиц по наклонному газону. Победителем соревнования признаётся тот, кто дальше всех без остановки сможет прокатить свое крашеное яйцо. Самое массовое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне возле Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят сюда со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

В Швеции своя забава. У них даже есть Пасхальные ведьмы. Маленькие девочки одеваются в лохмотья и старую одежду, чаще всего их наряды состоят из слишком больших юбок и платков. В таком виде девочки ходят от двери к двери с медным чайником и собирают угощения. Говорят, этот обычай произошел из древнего поверья, что ведьмы летят на немецкую гору Блокула в четверг перед Пасхой и устраивают шабаш. Согласно легенде, когда они возвращались обратно, предки шведов и финнов зажигали костры и пугали нечисть. Также люди стреляли в воздух и рисовали кресты на домах и амбарах, чтобы отпугнуть нечистую силу. В наше время традиция жива: в дни перед Пасхой шведы и финны зажигают костры и запускают фейерверки.

Болгары на Пасху делают огромное количество глиняных изделий, чаще всего горшков, которые принято сбрасывать в тот же день с верхних этажей домов на землю: это знаменует победу добра над злом. При этом каждый прохожий может взять с собой глиняный осколок - на счастье.

А в ряде латиноамериканских стран и некоторых частях Греции принято подвешивать чучело предавшего Христа апостола и сжигать его. Иногда в чучело устанавливают фейерверки.

На Бермудах в Страстную пятницу запускают пасхальных воздушных змеев.

Кстати о Страстной неделе: действие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в течение Страстной недели и завершается накануне Пасхальной ночи.

Во многих христианских странах Пасха связана также с образом ягненка. На тематических открытках он часто изображен рядом с крестом и надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий).

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви. Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя - символом Воскресения.

В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги. Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей.

С Пасхой также всегда было связано множество интересных примет, при чем, не только у праведных христиан, но и у тех, кто серьезно нарушает Божьи заповеди. Например, у воров была примета: если во время пасхальной службы в церкви украсть что-то у прихожан и не быть пойманным за руку – весь год можешь смело воровать, тебя не поймают. Игроки в карты считали, что удачу в игре принесет нехитрый ритуал - отправляясь в церковь на Пасху, нужно положить в сапог монетку.

подготовлено по материалам Интернет - изданий


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте

Приметы и поверья Пасхальной недели

Христово Воскресенье - праздник особый и богатый традициями и занятными приметами, которые могут быть полезны для дачников и садоводов. На Пасху нельзя работать ни на участке, ни в доме. Поэтому в этот день следует отдохнуть и приятно провести время с друзьями и родными на природе или на даче.

Когда отмечать Пасху

У праздника плавающая дата, она высчитывается по луфнному календарю, и празднуется в ближайшее воскресенье после мартовского или апрельского полнолуния. В 2018 году, Пасха отмечается 8 апреля.

В этот день все приобщаются к обрядам и таинствам Воскресенья Христова и посещают церкви и храмы, чтобы освятить куличи и пасхи, воду и крашеные яйца. Православные христиане отмечают Пасхальную неделю на протяжении семи дней, начиная с Воскресения Христова, которое считается наступлением Пасхи.

Имеются у праздника и языческие корни, поскольку приход тепла и весны у наших предков всегда считался символом возрождения, пробуждения всего живого и надежды на лучшее, в том числе и на хороший урожай, о котором всегда упоминалось в молитвах.

Католическая церковь отмечает Христово Воскресенье по новому календарю, дата празднования совпадает с христианской очень редко. Как раз в этом, 2018 году, Католическая Пасха отмечается 1 апреля.

Традиции и обычаи Пасхи

Многие верят, что в этот день святая вода имеет особую силу, поэтому приносят с собой еду и воду, которая станет свяченой и омолодит организм. Также берут с собой вещи родственников, чтобы батюшка окропил их святой водой:

  • тяжелобольных для оздоровления;
  • здоровых - для укрепления разума;
  • умерших - для прощения грехов.

Традиционным не только для верующих, но и для всех жителей России является дружное семейное застолье, на котором во главе стола неизменно находятся:

  • пасхальные куличи;
  • крашеные яйца;
  • кагор и другие красные крепленые вина;
  • мясные блюда.

Пасхе предшествует сорокадневный пост, когда по церковным канонам разрешено употреблять в пищу только растительные продукты. Постящиеся садоводы встречают его во всеоружии и выдерживают без особого труда, так как у хорошего хозяина всегда имеются солидные запасы солений и консервированных овощей , выращенных на собственной грядке.

Зачем пекут куличи

Традиции печь на Пасху сдобные куличи связана с древним преданием, согласно которому сам Сын Божий после своего чудесного воскресенья присоединялся к трапезам апостолов. Место во главе стола у них всегда оставалось свободным, а около него всегда лежал хлеб для Иисуса.

Времена менялись, и хлеб стали оставлять в особом месте в храмах, после чего его раздавали для угощения прихожанам. Принято считать, что семья - это малая Церковь, поэтому многие хозяйки принимались выпекать к празднику высокие куличи в форме цилиндра и освящать их на всенощной службе.

Пасхальный кролик

В западных странах кроме ароматной выпечки и яиц популярным атрибутом праздника являются кролики. Они славятся своей плодовитостью, и не удивительно, что именно они были выбраны людьми в качестве символа плодородия и благополучия, которые несет в себе светлый день Христова Воскресенья. Не так давно и эта традиция прижилась и на территории нашей страны, в пасхальных корзинках все чаще можно увидеть шоколадные фигурки или печенье в форме забавных кроликов.

Как покрасить яйца без химикатов

Яйцо символизирует зарождение жизни и бессмертие, поэтому оно стало вторым символом пасхи. Красят их к празднику с незапамятных времен - ранее предпочитали красный цвет, который символизирует кровь, пролитую спасителем ради спасения рода человеческого.

Конечно же, сегодня для окрашивания используют самые разнообразные оттенки, используя не только покупные краски, но и природного происхождения.

  • Отвар луковой шелухи поможет изменить цвет белых яиц от бежевого, до темно оранжевого;
  • Обычный свекольный сок - коричневого и розового цвета.
  • Желтого можно добиться, проваривая яйца с куркумой;
  • Зеленого - с крапивой или шпинатом.

Рисунки на яйцах делают очень просто, к поверхности прикладывают листочки или сухоцветы. Дальше они заворачиваются в марлю и варятся с любым выбранным красителем.

Пасхальные поверья и приметы для садовода

В Пасхальную неделю не принято работать на участке или в доме, строительные и садовые работы сулят несчастья и неудачу, но можно ухаживать за детьми и животными, помогать бедным и обездоленным.

В святую Пасху и на протяжении недели, садоводы присматриваются к приметам, которые всегда сбывались. Считается, что этот день имеет особую силу, поэтому важно обращать внимание на каждое изменение в природе и погоде.

  • Солнечный и безоблачный день - к теплому лету и щедрому урожаю.
  • На второй день Пасхи пасмурно - к засушливому сезону, а яркое солнце - к дождливой погоде на лето.

Top