Квиллинг рождественская елка. Квиллинг елка: мастер-класс по символу Нового года из бумажного кружева

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία - любовь к мудрости, любомудрие; от φιλέω - люблю и σοφία - мудрость) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

История термина:

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор , как сообщает Диоген Лаэртский. Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит .

Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» - («теория»).

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком - как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признаёт значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Философия и мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение - система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения - мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане-мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение - это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один - исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия - это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя».

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение - именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,- там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музы ка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, со вершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для филосо фии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели - к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и обоснования своих истин. Кроме того, хотя религия, как указано выше, и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредстЬенного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения - будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,- в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть - и даже необходимо бывает - содержание соборного религиознот опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь никаких принципиальных преград и открыта возможность бесконечных достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным использование в одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота и многообразие всех философских достижений человеческой мысли в принципе может стать на уровне его религиозных достижений-но эта полнота может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно в какой-либо единой системе. Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова убеждаемся, что правильное соотношение между религией и философией возможно лишь на почве того “умудренного неведения” (docta ignorantia), которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно.философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих - вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным,- смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Учебное пособие в 2-х частях в форме курса лекций по дисциплине «Основы философии» предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, для всех форм обучения. Оно составлено в соответствии с учебной программой курса и учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по многим медицинским специальностям. Пособие может быть использовано при самостоятельной подготовке к занятиям, экзаменам, а так же при подготовке к отработке пропущенного занятия по той или иной теме.

Материал в лекциях сгруппирован по темам. В лекциях содержится план, краткое изложение вопросов и задания для самопроверки.

Лекции раскрывают сущность и анализ философских категорий, их основные свойства и взаимосвязь.

Работая над курсом лекций по дисциплине «Основы философии», стремилась полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в духе современности.

Лекции составлены с учетом отказа от идеологического подхода к оснащению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь показала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом основа творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

В лекциях сочетается историко-философское и проблемное изложение материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, излагаются научные точки зрения.

Курс «Основы философии» направлен на развитие у обучающихся мышления, на выработку у них собственной жизненной позиции и мировоззрения.

Лекции по дисциплине «Основы философии» написаны с целью формирования у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, религиозных и научных картинах мира, о природе и сущности человека, о феномене сознания, об уровнях и формах познания, об обществе и цивилизации.

ЛЕКЦИЯ №1

Философия, ее место и роль в жизни общества

План:

1.Философия и мировоззрение.

2.Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.

.Предмет философии.

.Основной вопрос философии.

.Основные разделы и функции философии.

.Философия как методология.

.Философия и наука.

1. Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением , т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие мировоззрения - мифологическое, художественное, религиозное и т.д., таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение . Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

2. Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Слово мифология греческого происхождения - «наука о мифах». Она исследует, как возникли мифы, как изменились со временем, сравнивает мифы разных народов земли. Но есть у слова мифология и другое значение. Мифология - это собрание мифов того или иного народа. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня (миф о Прометее), изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Таким образом, миф - это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.

Главная функция мифа - объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На основе ее 3000 лет тому назад возникли существующие и поныне древнейшие религии - буддизм, иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает, но религия имеет свою специфику. Она проявляется в наличии системы обрядовых действий, церковных учреждений, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Таким образом, религия - это определенные взгляды и представления людей, связанные с верой в

сверхъестественное, соответствующие обряды и культуры.

Наука зародилась в древности, а важнейшим фактором жизни стала в новое время. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверки знаний.

В зависимости от условий развития науки и спроса на нее менялось ее место в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований и имела практическое применение в земледелии, строительстве и т.д. (например, египетские пирамиды). В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека способствовал развитию гуманитарных наук. Новый этап в развитии науки связан с возникновением естествознания. Начало, которому положил

Н. Коперник.

Наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения.

Следующей формой общественного сознания является философия.

В понимании философии нередко допускались крайности: Аристотель считал, что философия - «мать наук». Гегель ее объявлял царицей всех наук. В середине века философии отводилось место «служанки богословия».

·Философия - это особая духовная область, «срединная земля» между наукой и религией.

·Философия - это особое мироощущение, особое отношение к миру, особый образ жизни.

·Философия - это учение о методах познания, которые используют все науки.

Таким образом, из факта существования множества определений философии можно сделать вывод о сложности, многогранности содержания философского знания. Обобщив различные точки зрения можно сформулировать следующее определение философии.

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как единого целого.

3. Предмет философии

Философия зародилась примерно 2,5 тысячи лет назад в странах Древнего мира - Индии, Китае, Египте, а своей классической формы достигала в древней Греции.

Понятие философия возникло в Древней Греции в конце VI - начале V в до н.э. и означает «любовь к мудрости» («филео» переводится как любовь, а «софия» мудрость). Первым, кто употребил это слово, был древнегреческий математик Пифагор, которого спросили, мудрец ли он, ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Платон назвал философию наукой. Философия занимает особое место среди других наук, она интересует все имеющиеся знания и выстраивает систему знаний о мире как целом и об отношении человека к нему.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.

Философия рассматривает следующие фундаментальные проблемы:

·проблемы происхождения и существования мира, природы, Вселенной;

·происхождение и сущность человека, его место в мироздании;

·проблему духовных ценностей и их соотношения с миром реальности;

·проблему добра и зла, свободы и ответственности, долга, справедливости и создание человеком определенной модели поведения;

·проблему закономерности развития общества, исторического процесса;

·проблему становления и развития философии.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем. Мировоззрение может быть религиозным или атеистическим, идеалистическим или материалистическим.

Идеализм - философское мировоззрение, признающее основой мира духовное начало, идею.

Идеализм и материализм не противоречат друг другу, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

4. Основной вопрос философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись - это вопрос «что такое философия?» . В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия , ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм . Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Гегелем «Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или подчиняет ему материю». Таким образом, философское значение понятий «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся - лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции - это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе . В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.). Диалектический материализм , в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм , в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах).

Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. dues - бог), представители которого, хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм . Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фогт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм . Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам). Согласно последнему можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим в частности, рационализм и иррационализм . Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панголизм (от греч. pan - все и logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лати. Irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма . В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии, Согласно другой - «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…». На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воинствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, известный российский философ В.В. Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались». Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначальных бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monus - один, единственный) - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов - материалистический и идеалистический . Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм - (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

5. Основные разделы и функции философии

1. Онтология - учение о бытии, его устройстве и развитии

2. Антропология - учение о природе и сущности человека

3. Аксиология - учение о духовных ценностях и их соотношении с реальным миром.

4. Этика - учение о моральных ценностях и нравственных принципов

5. Гносеология - учение о познании

6. Социология - учение о происхождении и развитии человеческого общества

7. История философии - учение о зарождении и развитии философии

Философия выполняет следующие основные функции:

1. Мировоззренческая функция - состоит в том, чтобы представить мир как целое,

дать совокупную картину мира.

2. Гносеологическая функция - заключается в решении проблемы познаваемости мира человеком, проблемы истины и ее критериев.

3. Методологическая функция - состоит в разработке общих, обосновании частных и общенаучных методов познания.

4. Аксиологическая функция - выражается в ее ориентации на определенные ценности.

5. Интегрирующая функция - заключается в обобщении выводов специальных наук, объединении их на основе своих категорий и методов познания.

6. Критическая функция - подвергает критической оценке все то, что соответствует той или иной философской системе.

Цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Можно сказать, что философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

6. Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем - это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм . Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика . Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную , или наивную , диалектику , имея в виду, прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику . Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий» о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика , во втором - как идеалистическая диалектика . Классическим представителем идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (равно и диалектического материализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма , который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой - динамика, а за деревьями - лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности - движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму , то во втором - на путь, ведущий к абсолютизму релятивизму . Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм - философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркергор, Ницше, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория , имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

7. Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и ненаучного знания.

Первый аспект по нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, - когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения . Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов, как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он был философом; но… он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».

Наконец, третий аспект - философия и ненаучное знание . При этом ненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения , связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума» , следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки . Отметим, что некоторые авторы, особенно это, касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д. лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо - и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, колдуну и т.д. чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то Бога. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легче обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. поэтому современное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.

Вопросы для самопроверки:

1.В чем специфика философского знания в соответствии с другими формами освоения мира

2.Какова история возникновения философии

.Что является предметом философии

.Перечислите основные философские проблемы

.Охарактеризуйте функции философии

6.Составьте таблицу, отражающую главные элементы структуры философии по следующей форме:

Основные проблемы философии Разделы философииОпределения основных разделов123

Темы рефератов:

1.Миф, как форма мировоззрения

2.Особенности религиозного мировоззрения

.Соотношение философии и науки

ЛЕКЦИЯ №2

Исторические типы философии

План:

1.Античная философия.

2.Средневековая философия.

.Философия эпохи Возрождения

.Философия Нового времени.

.Современная Западная философия.

.Русская философия XIX-XX вв.

.Философские взгляды И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.М. Бехтерева.

1. Античная философия (VI в. до н.э. IV в. н.э.)

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI в. до н.э. В истории древнегреческой философии выделяется три основных этапа:

I этап - натурфилософия (VI в. до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным был вопрос о первоначале мира, из чего все произошло?

Фалес, основатель древнегреческой философии таким первоначалом считал воду, «Все произошло из воды». Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон - некое беспредельное, вечное начало, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - неделимый атом.

Гераклит является одним из основателей диалектики - учения о развитии общества и природы. Ему принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

II этап - интеллектуализм (классический) (V-IV вв. до н.э.). На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Основоположником этого этапа явился Сократ (469-399 гг. до н.э.) - учитель Платона, отказался от изучения природы, космоса, т.к.

  1. Философы запутались в своих противоречиях.
  2. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа.

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

«Познай самого себя». Главный предмет философии - этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т.к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество - добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократовские беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрывались противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика - повивальное искусство), к познанию всеобщего - как основы морали».

Исходное начало познания - ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Человек черпает знания из самого себя.

«Задача философии - помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».

Три основные человеческие добродетели:

  1. Умеренность (знание как обуздать страсти).
  2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
  3. Справедливость (знание как соблюдать закон).

Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».

Учеником Сократа был древнегреческий философ Платон (427-374 гг. до н.э.)

В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».

Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала1000 лет.

Два мира:

Первый - мир идей (эйдос) - действительный, постоянный, совершенный.

Второй - мир вещей, изменчивый.

«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные знания теней», т.е. житейский опыт и не более.

Подобно тому, как чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет - идея (эйнос - вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и идеальный.

Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным образом все существующие вещи. Материя - это возможность, а не действительность.

Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

Теория познания Платона

Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.

Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира - поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.

Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу.

Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей:

  1. Разумной
  2. Пылкой (волевой)
  3. Вожделеющей

Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.

Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями - мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.

Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т.к. изначально привержены к телесно физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословие должно обладать общей добродетелью - мерой. «Ничего сверх меры».

Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.

Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.

Отрицательные типы государств:

  1. Тимократия - власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
  2. Олигархия - господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
  3. Демократия - все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
  4. Тирания - вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в войне нужны войны. Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное - справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве:
  5. Мудрость
  6. Мужество
  7. Сдерживающая мера
  8. Справедливость

Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона, Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), «Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей).

Дал классификацию наук: теоретические - познание ради познания, практические - дают идеи для поведения человека, творческие - познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.

Логика - инструмент познания, введение в философию.

Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория - сущность. Она - основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля

  • система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя - это возможность, а форма - действительность. Энтелехия - осуществление вещи в движении от материи к форме.

Движение: - «Не существует движений помимо вещей». Движение - это процесс

превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).

Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине.

  1. Возникновение.
  2. Уничтожение.
  3. Рост.
  4. Уменьшение.
  5. Качественные изменения.
  6. Смена в пространстве.

Покой - состояние, где нет насильственного и противного природе.

Душа начало жизни. «Виды» души:

  • растительная - ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных.
  • животная - проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного.
  • разумная душа - человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.

Мировой разум - предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого

разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» - это бог. Бог - разум, мысль, которая лепит самое себя».

Процесс познания: Тело - внешнее раздражение - ощущение - воображение - мышление. Объект познания - реальный мир. Природа первична. Аристотель - сенсуалист. Мышление - изучается логикой. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно - к истине.

Созерцание - высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды - человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества - средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

  1. Правильные:
  2. царская власть (один на благо всех) монархия
  3. аристократия - власть немногих в интересах общества
  4. полития - правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза.
  5. Неправильные:
  6. тирания (одного ради своих интересов)
  7. олигархия (немного ради себя)
  8. демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее - полития.

Вводит понятие «средней формы» государств:

  • в нравах - умеренность
  • в имуществе - достаток
  • во власти - средний класс.

Понятие «справедливости»:

а) уравнивающая - источник - закон

б) распределяющая - от вклада каждого

Человек - общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

III этап - эллинистический (IV в. до н.э. - II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ:

7. Стоики видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли.

8. Эпикурейцы - последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь - это есть счастливая жизнь.

9. Киники . Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген из Синопа . Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества.

10. Скептики отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым.

Вывод : таким образом, античная философия космоцентрична.

Космоцентризм - это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

2. Средневековая философия (V-XV вв.)

Средневековая философия опирается на христианское верование. Церковь явилась в те времена средоточением и центром духовной культуры и образования. Философия выступала «служанкой богословия». Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства.

В истории средневековой философии выделяют два этапа:

I этап - патристика (V-VIII вв.) от слово патер - отец, имеется в виду «отец Церкви». основным представителем патристики является Августин (354 - 430 гг.)

один изнаиболее почитаемых официальной католической церковью, Августин, прозванный «Блаженным», о большинстве великих прошлых ученых и философов отзывался, как о тщеславных людях, воспевающих ложь и обман. Прежде чем стать христианином (387 г.), Августин испытал последовательное влияние скептиков и платоников. Эти влияния оставили глубокий след в его мировоззрении. Важнейшие из его работ - «О бессмертии души», «О свободе воли», «О христианской науке», «Исповедь», «О граде божьем».

Августин Блаженный:

Сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа.

Разработал учение о божественной благодати и божественном предопределении.

В трактате «О граде божьем» выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.

Не находя признаков существования бога и возможностей для его познания в окружающем человека чувственном, предметном мире, Августин обращается к выявлению внутренних особенностей человека и предполагает, что человек состоит из тела и души, «одно наружи, другое внутри». Поскольку ему не удалось найти бога вне человека, он ищет его внутри самого себя: «Люди идут удивляться высоте гор, и огромным волнам моря, и величайшим водопадам, и безбрежности океана, и течению звезд, а не обращают внимания на себя самих».

Идеи Августина

  1. О сущности Бога. Бог есть высшее бытие, высшее благо. Хотя Бог недоступен для познания, он открывает себя человеку, в т. ч. в священных текстах Библии. Знание о боге можно получить сверхъестественным путем, ключом к нему является вера, как способность души. Формула: «Бытие и благо обратимы» подтверждает, что Бог есть высшее бытие и благо и все его творения - благо. Зло - небытие. Дьявол - небытие, прикрывающееся бытием. Зло живет благом, а значит добро правит миром. Хотя зло умаляет, но не может уничтожить добро. «Одна и та же сила добрых испытывает, очищает, а злых опустошает, искореняет, отсеивает». («Исповедь»).

1.О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости бога.

2.О воле и разуме человека. Бог имеет свободную волю, и в человеке воля выступает на первый план. Все люди ни что иное, как воля. Разум есть взор души. Человек знает добро, но воля не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно, а следовал другому» («Исповедь»). Это раздвоение - болезнь души, неподчиняемая самой себе без помощи бога.

Фотограф Chris Wells

Первоначально рассматривая все области исследования действительности и породив конкретные науки, в том числе физику, геометрию, химию и другие, философия сконцентрировалась на своих специфических направлениях изысканий. Основы философии базируются на областях и дисциплинах исследования, подходах к изысканию и методах поиска, проверки и интеграции сведений. Основы философии составляют её дисциплины, которые я упомянул в других статьях, остановлюсь на областях:

  • Материальная действительность - то объективное, что окружает человека, исключая его самого. Познание этой области науками естествознания дополняется специальными методами философии;
  • Метафизическая действительность м уникальная область философии, исследованием которой занимается только эта наука в силу особенностей объекта и предмета изучения, который многим наукам в принципе не доступен;
  • Социально-общественная область - в настоящее время рассматривается совместно с рядом гуманитарных наук отдельными дисциплинами философии;
  • Общая и частная область установок человека - комплекс сложных связей конкретного индивида и групп человечества, исследуемая философией совместно с другими науками.

Безусловно, это далеко не все области интересов основ философии, так же они классифицируются по направленности - теоретические и практические. Тесная взаимосвязь разных дисциплин составляет теоретические основы философии, которые сочетают свои подходы, понятийные аппараты, методологию и исторические авторитеты.

В последнем заключается особенность философии - способность к компиляции и обширному эффективному охвату знаний любых областей, будь то подход от общего к частному (анализ), или от частного к общему (синтез).

Основы философии кратко

Теоретические основы философии, в том числе, базируются на отличии философского, а позднее научного, мировоззрения от мифологического и религиозного. Если в мифологическом и религиозном мировоззрении окружающий мир описывался на основании впечатлений и веры в иррациональные теории, то философское мировоззрение имеет рациональную, теоретически и эмпирически обоснованную структуру на основании достоверного опыта.

В основе философского мировоззрения лежат три направления объяснения:

  • Космоцентризм отталкивается от бесконечности, сложности и всепроникающем влиянии окружающей действительности (от греческого космос - вселенная, пространство );
  • Теоцентризм усматривает важнейшее влияние трансцендентного разума(ов) на всё сущее, говоря иначе речь идёт о богах (от греческого теос - бог );
  • Антропоцентризм в качестве меры и эталона, генератора критериев усматривает человека и ему отводит важнейшую роль (от греческого антропос - человек ).

Основное отличие теории философии от других научных знаний - это уклон в теоретическую часть, в отличии от превалирующего эмпирического в других науках; но это не значит, что опытные, а ранее чувственные, изыскания отсутствуют в философии. Если бы последнее было не так, то из философии не сформировались бы естественные науки, такие как, например, физика или химия.

Основы философии - это теоретическое осмысление всех ранее накопленных знаний, рефлексия с учётом изученного, предельная компиляция данных. Но не смотря на это, философия имеет свои методы, предметы, объекты, научные вопросы, направления, проблемы, понятийный аппарат и прочее присущее естественным наукам.

Поделки к Новому году всегда приносят радость. И не важно, сделаете ли большое панно с красивым пейзажем или подарите миниатюрную открыточку с вышитой картиной – все равно, адресат будет неимоверно счастлив тому, что вы уделили ему внимания.

Каждый человек понимает, что самодельный презент намного лучше купленного в магазине. Во всяком случае, он в несколько раз приятнее. Сегодня мы хотим вас познакомить с одним интересным способом, который позволяет делать удивительные новогодние подарки всего за несколько минут.

Поделки в технике квиллинг на Новый год 2017 позволят ощутить непередаваемый успокаивающий эффект, а также смогут понравиться всем гостям, собравшимся на празднике.

Что такое квиллинг?

Для тех, кто не знает, что такое техника квиллинга, хотелось бы провести небольшой экскурс. Этот вид рукоделия считается очень простым, но в тоже время, очень красивым. Квиллинг не требует дорогостоящих инструментов и материалов. Все что нужно для работы – хорошее настроение, интересная задумка и время.

Во время создания композиций используют бумажные полосы шириною в 3, 4, 6 и 10 мм. Приспособлений для закрутки может быть несколько.

Существуют профессиональные машинки для закручивания, которые продаются в специализированных магазинах, а также подручные инструменты, такие как гобеленовая игла с большим ушком и круглая деревянная палочка длиною в 10 см.


Также желательно запастись пинцетом с плоскими кончиками. Он нужен для того, чтобы держать бумажную заготовку, наносить на нее клей и приклеивать к поверхности.

Что касается других приспособлений, которые необходимы для работы в технике квиллинг, то они найдутся в любом доме. Это ножницы (желательно с острыми концами), линейка, зубочистки, клей ПВА.

Если вы решите в серьез заниматься подобным видом рукоделия, то в магазинах продаются целые наборы, куда входят все нужные инструменты и вам не придется собирать их по отдельности.

Идеи поделок в стиле квиллинга на Новый год

Решаясь сделать подобный новогодний сюрприз для кого-то из близких людей, вы должны понять, что или кого будете клеить из полос бумаги. Тематических поделок в интернете огромное количество и порою тяжело понять, какая из них больше всего нравится.

Среди такого изобилия можно выбрать основных «фигурантов», которые могут приглянуться – это елочки, снежинки и петушки. Последняя поделка станет не только замечательным, но и уместным подарком, ведь 2017 год является годом Огненного Петуха. Так что ваш Петя, выполненный в технике квиллинг, станет приятным под елочку.

«Яркий петушок»

Казалось бы, невозможно из обычных полос бумаги сотворить подобные чудесные картины и фигуры. Но как показывает практика, главное усидчивость и чуточку фантазии, а остальное, дело за малым. Если вы решитесь изготовить петушка на Новый год 2017, то подберите для себя идеальный пример (фотографии представлены ниже), запаситесь всеми необходимыми материалами и приступайте к делу.

Примеров, как сделать новогоднего петуха можно найти любого формата и размера. Это могут быть как отдельно стоящие фигуры, так и силуэт птицы.



Существует довольно-таки много базовых форм для квиллинга, которые помогают создавать настоящие шедевры из бумаги. На картинке отчетливо видно, как должна выглядеть та или иная завитушка.


Дерзайте! У вас все получится, и уже через некоторое время вы сможете презентовать милое панно или чудную картину с петушком в главной роли.

Оригинальная снежинка

Наиболее привычным украшением на празднике Нового года являются снежинки. Мы их вешаем на елку, рисуем или лепим на окнах, делаем из них гирлянды. Почему бы не выйти за привычные рамки и не создать чудесные зимние композиции, взяв за основу технику квиллинга?! Приложите немного усилий, и у вас дома появятся прекрасные ажурные снежинки, которые, к тому же, вы можете раздать друзьям на память.

Для создания новогодней снежинки Вам понадобятся:

  • специальная бумага для квиллинга;
  • ножницы;
  • линейка;
  • канцелярский нож;
  • зубочистка.

Шаг 1. Нарежьте из бумаги для квиллинга полосы длиною 25-27 мм, шириною 3-5 мм.



Шаг 2. Возьмите зубочистку – она будет для вас главным инструментом в этой работе. Отрежьте с одной стороны острый кончик и канцелярским ножом проделайте небольшой надрез – примерно в 1 см.

Шаг 3. Вставьте первую бумажную полосу в надрез и потихоньку скручивайте ее в спираль. Следите за тем, что скручивалась бумага, а не просто зубочистка. В этом деле не нужно торопиться, ведь тогда поделка может не получиться.

Шаг 4. Готовую спираль необходимо снять с зубочистки и положить на ровную поверхность, чтобы она слегка раскрутилась.

Шаг 5. На конец полоски нанесите немного клея и склейте спираль.

Шаг 6. Чтобы сделать одну снежинку вы должны по такому же принципу изготовить несколько подобных завитушек разной формы и размера.

Шаг 7. Полученные спиральки сложите в снежинку, аккуратно склеивая каждую деталь.

Объемная елочка

Эта яркая новогодняя композиция может стать отличным украшение стола, а также замечательным подарком для близкого человека, коллеги или родственника.

Для создания объемной елочки Вам понадобятся:

  • ножницы;
  • бумага для квиллинга;
  • линейка-лекало с окружностями разного диаметра;
  • клей ПВА;
  • зубочистка;
  • пинцет.

Если у вас нет инструмента для квиллинга, его с легкостью заменит обычная зубочистка с разрезанным концом.

Шаг 1. Для работы возьмите специальную бумагу зеленого цвета и разрежьте ее на несколько десятков полос шириною 3 мм, а также нарежьте бумагу коричневого цвета на полосы шириною 7 мм.

Шаг 2. Коричневые полосы нужно накрутить в свободные завитки, например на обычный маркер. Смажьте их концы клеем и приклейте. Коричневые «бочонки» готовы!





Шаг 3. Теперь необходимо сделать зеленные заготовки. Накрутите бумагу на шило (зубочистку) и вставьте его в линейку 16 размера. Дайте свободно расправиться. Чтобы достать завиток из линейки, нужно вставить зубочистку в центр, слегка сдвинуть в центр и извлечь.

Шаг 4. Приклейте конец спирали клеем ПВА. Слегка сдавите завиток, чтобы он принял форму капельки. Заготовьте 10 таких капелек. Оберните каждую завитушку белой полосой, такой же ширины и приклейте ее. Это у вас получился первый ряд елочки.

Шаг 5. Второй ряд делаем по такому же принципу, только вставляем в кружок под номером 15. Скрутите таких завитков штук 10. Приклейте первые два ряда, как показано на фото.

Шаг 6. Теперь сделайте спирали для третьего ряда, вставив их в отверстие под номером 14. Приклейте.

Шаг 7. Для четвертого ряда понадобится круг, размером 13. Такой же размер необходимо взять для 5 и 6 ряда. Все детали аккуратно приклеивайте друг к дружке, как это видно на фотографии. На верхушку приклейте еще одну «каплю». Задекорируйте елочку бусинами, и она готова!


Top