Один дома – родителей под суд? Когда можно оставлять ребенка одного дома? Советы родителям Могу находится дома с детьми.

Совсем недавно мы разговаривали с подругой, и она спросила, оставляю ли я свою дочку дома одну? Нашим девочкам сейчас по 5 лет, и она считает, что в этом возрасте дети уже должны на некоторое время оставаться дома без родителей, поэтому она очень огорчается, что ее дочка не хочет оставаться одна. В разговоре я сказала, что в свое время я впервые осталась дома одна, когда пошла в школу, и к чему была совершенно не готова.

Первое время было очень страшно, и я буквально считала минуты до возвращения родителей с работы. Что касается моего материнского опыта, то дочку я оставляю дома одну лет с трех минут на 10-15, когда мне нужно срочно выбежать в магазин. Конечно, многие сейчас воскликнут, что 3 года это очень рано, но я думаю, что все очень индивидуально. Возраст – это лишь условность, и в первую очередь нужно обращать внимание на самостоятельность ребенка и на его готовность остаться одному дома. Одни дети самостоятельные уже с самых ранних лет, другие же и в школьном возрасте не готовы остаться без мамы.

На мой взгляд, если ребенок боится, плачет и не хочет отпускать маму, то ни в коем случае нельзя насильно его оставлять дома одного. В противном случае родителям придется потратить немало времени и усилий, чтобы избавить его от страхов.

Когда я собиралась в магазин, то, прежде чем оставить ребенка одного дома, я всегда предупреждала дочку о своем намерении и спрашивала, согласна ли она некоторое время побыть дома одна. Если Катя соглашалась, то я спокойно уходила, если же она не хотела находиться в квартире одна, то я оставалась с ней, либо предлагала одеться и сходить в магазин вместе.

Оставляя ребенка дома одного, нужно быть полностью уверенным, что он не найдет себе нежелательной развлечение и не полезет в места, которые могут быть опасны для него. Уходя нужно принять меры безопасности: проверить, выключено ли электричество, закрыты ли окна и балконы, не бежит ли вода в кранах. Также необходимо убедиться, что в течение 10-15 минут ребенок увлечен какой-то игрой, творчеством или просмотром мультфильма. Можно также показать ребенку на часы и объяснить, где будут стрелки, когда мама придет.

При этом обязательно нужно помнить, что задерживаться даже на несколько минут нельзя, иначе драгоценное чадо может забеспокоиться и испугаться. По возвращении, обязательно нужно поинтересоваться, чем занимался ребенок пока мама отсутствовала, и если он где-то нашалил, не стоит судить строго, можно объяснить, почему так делать больше нельзя.

Я до сих пор не оставляю дочку одну больше, чем на 15 минут. Первое время я оставляла ее, когда Катя смотрела мультфильмы. 1-2 коротких мультиков было вполне достаточно, чтобы я могла выйти и вернуться из магазина. Немного позже Катя уже могла остаться без мультиков, и в мое отсутствие она занималась творчеством, играла в своей комнате или листала книги.

Оставить ребенка одного дома: с какого возраста можно?

До года ребенка лучше не оставлять одного даже в отдельной комнате. Грудничок не понимает, что мама находится в соседней комнате, т.к. его мир ограничивается тем, что он видит в данный момент времени. И истошные крики слышатся всегда, когда мама пропадает из поля зрения.

После года можно перевести ребенка в отдельную детскую комнату, если позволяют условия. В детской все должно быть для ребенка: его игрушки, вещи, мебель. Все должно быть привычно и предсказуемо, только в этом случае ребенок на некоторое время может остаться без мамы, пока она готовит обед, например. Если Вам нужно отлучиться из дома, то ребенка нужно оставить с хорошо знакомым вам и ему взрослым: бабушка, дедушка, тетя, дядя, но не няня, которую Вы только вчера нашли по объявлению. После возвращения домой, в первую очередь займитесь ребенком, пообщайтесь, поиграйте и только потом переключайтесь на выполнение домашних обязанностей.

В три года закладывается фундамент ваших с ребенком отношений, поэтому именно в этот период нужно быть очень внимательным к своему малышу.

К 5 годам активно развивается воображение, поэтому у ребенка могут появляться различные страхи. И если он боится оставаться один, то отнеситесь к этому с пониманием и будьте рядом с ним.

В 6-7 лет вполне можно оставить ребенка одного дома, это поможет воспитать в нем самостоятельность и ответственность. Начинайте приучать его оставаться одному постепенно. Поначалу время вашего отсутствия не должно превышать 15 минут, через некоторое время увеличьте промежуток до 1 часа.

Если Вы впервые собираетесь оставить ребенка школьного возраста одного дома, то обязательно предупредите, что к дверям в ваше отсутствие подходить не стоит. Оставьте ему номера телефонов, куда он может позвонить при возникновении экстремальной и непредвиденной ситуации, объясните, что он в этом случае должен сказать.

Рано или поздно перед родителями станет вопрос, когда начинать воспитывать в ребенке самостоятельность, и оставлять его одного дома без присмотра. Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.

Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:

Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону

В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.

В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.

В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).

Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.

Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.

США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.

Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности. Для примера возьмем:

  • Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
  • Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.

Как узнать можно ли уже оставлять одного?

Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:

  • играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
  • ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
  • как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
  • в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
  • не боится ли засыпать с погашенным светом.

Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

  • Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома
  • Потенциально опасные ситуации
  • Что ребенок должен уметь делать самостоятельно
  • Один дома - в первый раз
  • Мама вернулась!
  • Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

    Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

    Это вообще легально?

    В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

    Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

    Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

    Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125 : «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно - от штрафа до лишения свободы на срок до года).

    Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире - не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды - вами займутся компетентные органы.

    И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

    В этом случае вступает в действие статья № 5 - 35 Кодекса административных правонарушений РФ : «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

    Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

    Статья 77 СК РФ : «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

    Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

    Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

    Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

    Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет - это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

    Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

    Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

      умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

      умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

      не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

      знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

      не склонен наносить увечья себе или окружающим?

      имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

      знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

      не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

    Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

    Потенциально опасные ситуации

    Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

    Сорвало кран (прорвало трубу)

    Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

    Пожар

    Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

    Запах газа

    Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

    Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

    В дверь кто-то стучит или звонит

    Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

    Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

    Если визитеры не уходят - позвонить в полицию.

    Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

    Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

    Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

    Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами - разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

    Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

    Один дома - в первый раз

    Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

    Во-первых, отлучка не должны быть долгой . Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

    Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения . Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает - поставьте метки на циферблате.

    В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия . Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

    Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя : открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами - список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

    И, конечно, будьте на связи!

    Мама вернулась!

    Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего - не ругайтесь!

    Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет - оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

    Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное - просто вопрос тренировки.

    Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) - обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься - почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

    Ребенок один дома - это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

    Подготовила Анна Первушина

    По этому поводу есть разные мнения. Очень часто возникают ситуации, когда родители отменяют свои дела, чтобы побыть с ребенком, так как его не с кем оставить. Есть сторонники детской самостоятельности. Сторонники противоположного мнения приводят свои аргументы: «поведение современных детей непредсказуемо - неизвестно, что придет им в голову», «вдруг ребенка кто-то напугает, ведь жизнь сегодня опасная». Но дети должны уметь оставаться некоторое время дома в одиночестве, не испытывая тревоги и страха.

    В жизни бывают всякие ситуации, в которых ребенок должен уметь принимать решение сам, так как от этого решения будет зависеть исход события. Но не нужно впадать в крайности. Некоторые родители, взявшись учить ребенка самостоятельности, могут так переусердствовать, что получат прямо противоположный результат. Двухлетнего малыша нельзя оставлять одного в пустой квартире, так как это серьезный риск не только для здоровья малыша, но и даже для его жизни. Если семилетнего, неуверенного в себе, тревожного ребенка оставить одного дома на ночь, смелости и самостоятельности он вряд ли научится, а страх останется у него на всю жизнь.

    В каком возрасте можно начинать оставлять ребенка одного?

    Конечно, о грудном ребенке речь не идет. Грудного ребенка даже ненадолго не стоит оставлять одного. Малыш должен постоянно слышать ласковые слова, ощущать тепло маминых рук, все это помогает ему благополучно расти и развиваться и дает чувство защищённости. Когда ребенку исполнится годик, его можно оставлять в детской комнате на ночь, окружив кроватку пушистыми игрушками. Мягкие друзья составят ребенку компанию в темноте. Но если родителям нужно уйти, только игрушек будет не достаточно. Присматривать за ребенком должен кто- то из взрослых.

    Дети
    пятилетнего возраста уже обладают хорошо развитым воображением, поэтому они страхи из мультфильмов и книжек переживают в реальной действительности. Учитывая это, пятилетнего ребенка опасно оставлять одного дома, особенно если он очень впечатлительный. Особенно важна для ребенка в этом возрасте забота и поддержка родителей. Ребенок может бояться оставаться один в темноте, желательно маме побыть с ним рядом, пока малыш не уснет. Достаточно подержать ребенка за руку, почитать спокойную книжку, рассказать что- нибудь приятное.

    Шестилетний – семилетний ребенок уже может оставаться дома один. Приучать его оставаться одному в пустой квартире нужно постепенно. Так у ребенка появится чувство ответственности и самостоятельности. Но оставлять ребенка можно не более чем на три часа. Уходя из дома, родители должны разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Ребенку нужно оставить свои координаты, научить его понимать время на часах. Дома один ребенок скучает, а так он будет знать время ожидания. Очень важно приходить домой точно к тому времени, к которому вы обещали вернуться. Когда ребенок остается дома один, поручите ему сделать что- нибудь важное, он уже взрослый, значит, мамино задание сможет выполнить. Например, можно дать ему задание навести порядок в детской комнате, убрать игрушки и все вещи по свои местам, или заклеить порванные книги, попросить полить цветы. У ребенка нужно поинтересоваться, чем он хочет заняться пока родителей не будет дома. В DVD-проигрывателе можно оставить новый мультфильм, который отвлечет его, пока он будет ждать возвращения родителей.

    В 10-11 лет из-за долгого отсутствия близких ребенок начинает переживать, поэтому ему обязательно нужно позвонить и предупредить, что вы задерживаетесь. При условии правильного воспитания в 12 лет ребенок будет уже полностью самостоятельным. Оставлять ли ребенка одного дома, решают только родители. Нужно учитывать индивидуальность ребенка, его умение занять себя, уровень его самостоятельности.

    Подготовка к самостоятельности

    Сначала ребенка оставляют ненадолго в своей кроватке, со временем малыша оставляют одного в соседней комнате. Даже шестимесячный ребенок некоторое время может самостоятельно поиграть в одиночестве. Малышу нужно предоставить возможность некоторое время развлекать себя самого, поиграть с игрушками, пока родители будут делать свои дела. Когда ребенок играет один за ним нужно наблюдать, как он себя ведет, не капризничает ли малыш, когда остается один. Ребенка по - старше первое время можно на несколько минут оставлять одного дома и отлучится, например, к соседке. Только заранее предупредите ребенка, что вы уходите ненадолго. На время своего отсутствия ребенка нужно чем-нибудь занять, а вернуться точно в то время, которое вы обещали малышу. Таким способом ребенка можно научить оставаться дома самостоятельно, он будет знать, что вы отсутствуете, но вернетесь вовремя, как обещали. Когда вы будете абсолютно уверены в своем ребенке, то начиная с пятилетнего возраста, малыша уже на более длительное время можно будет оставить дома одного. Сладости или новую игрушку за самостоятельность ребенку обещать не нужно, он может к этому быстро привыкнуть и станет требовать обещанного подарка постоянно. Лучше использовать нематериальные способы поощрения ребенка. Например, пойти в парк всей семьей, поехать за город, сходить в цирк, приготовить вместе обед.

    Советы родителям

    Чтобы не волноваться, когда ребенок остается дома один, родители должны незаметно и как можно меньше его контролировать. Ребенку интересно все, что ему запрещают, поэтому в вашем присутствии нужно дать малышу попробовать, что такое спички и электроприборы. Ребенка нужно научить пользоваться компьютером или микроволновой печкой. После того, как ребенок все попробует, у него останется меньше соблазнов делать все это самостоятельно во время вашего отсутствия.

    Ребенок должен обязательно знать, сколько времени вы будете отсутствовать. Ему нужно показать стрелки на часах, и приходить всегда в обещанное время.

    Родители должны научить ребенка не бояться темноты. Возможно, и в вечернее время ребенку некоторое время нужно будет остаться одному. Никакими страшилками пугать ребенка не надо, оставьте включенным свет, чтобы он спокойно играл и тогда, когда стемнеет.

    Ребенка нужно научить пользоваться телефоном, он должен знать номера телефонов родителей и уметь позвонить при необходимости. Обязательно нужно объяснить ребенку, что нельзя открывать двери посторонним людям и нельзя никому говорить, что ребенок остается дома один.

    Современные дети отличаются самостоятельностью. Родителям нужно просто научить своего ребенка вести себя правильно и тогда, оставляя ребенка одного, им нечего будет бояться.

    Личный опыт белорусских родителей - в нашем материале.

    Алена Кривенкова: «Дома оставлю с 6,5, а на улицу одного не пускаю»

    Серегу оставляла лет с 2,5 одного во время дневного сна. В это время бегала в магазин в соседний дом. Но это, конечно, плохо.

    Мне везло, что спал он стабильно 3 часа и крепко. Ни разу не было, чтобы он проснулся за те 10 минут, что меня не было.

    Целенаправленно стали оставлять одного лет в 6,5. Беседы стандартные: если кто-то звонит - не отвечать, к двери ни в коем случае не подходить и никому не открывать (у мамы с папой ключи есть). В розетки и окна не лезть, к плите не приближаться.

    В общем, дома один сидит отлично. Но на улицу в Минске ни в коем случае одного не отпустила бы. Из школы также один не возвращается. Не разрешаю даже ждать меня на крыльце школы - только в классе под присмотром.

    Считаю, что 7 лет - очень рано для такой самостоятельности, учитывая то, что происходит в мире. Рассказываем ему про то, что к незнакомым людям подходить нельзя, говорить с ними нельзя, лучше молча пройти мимо и т.д. Но на практике не пробовали и не собираемся пока. Знаю, что дорогу сам аккуратно перейдет, но вот по поводу того, что проигнорирует чужого человека, не уверена.

    Школа старшего и сад младшего находятся по пути на мою работу, так что у нас даже необходимости нет проводить такие "опыты".

    Анастасия Дехтяр: «С 7 лет отпускаю на улицу с GPS- трекером»

    Моему старшему - 7. И я считаю, что уже нужно постепенно ослаблять "поводок" и парня готовить к самостоятельно жизни.

    Впервые я оставила его дома одного со спящей полугодовалой сестрой в 6 лет. И отскочила я на пару минут к соседке по лестничной клетке.

    Именно в тот момент я поняла, что над темой «один дома» нужно поработать. Просьба «никому не открывать дверь» тогда была проигнорирована. Хоть я и отлучилась, как говорится "туда и обратно" в халате и домашних тапочках, мой сын за это время успел открыть дверь сантехникам, пустить их в квартиру, сообщить, что он один дома с маленькой сестричкой и показать текущую трубу.

    Хозяйственный, ничего не скажешь, но этим он напрочь перечеркнул все мои теоретические лекции о безопасности. Примеров и поучительных историй в беседах стало больше, практику пока отложили за ненадобностью.

    Когда ему исполнилось 7, ему презентовали умные часы с GPS- трекером. Тогда я решила снова ввести в его жизнь уроки самостоятельности.

    Мой сорванец, конечно, не эталон серьезности, но начинать когда-нибудь надо, подумала я, и отправила его на тренировку по карате одного. Благо, школа, где проходят занятия, видна из окошка, и по пути к ней нужно пройти две не слишком оживленные улицы.

    Вооруженный умными часами, сын должен был отзвониться, когда доберется до пункта "Б". У порога было еще раз повторено, как переходить дорогу. Впервые я его посадила в лифт и помахала рукой. Тут же переместилась на обзорный пункт (живем на 18 этаже - с балкона все видно хорошо).

    Все прошло успешно. Его путь обратно я решила проконтролировать уже с земли. И здесь я почувствовала себя настоящим детективом! К концу тренировки я засела в засаде, выход из школы хорошо просматривался, но меня видно не было... Так, короткими перебежками я следовала за ним, в душе гордясь тем, как мой сын исправно и деловито следует моим инструкциям.

    С тех пор я его иногда отпускаю на улицу одного, но с умными часами. Отслеживаю его местоположение через приложение на телефоне и каждых 15 минут созваниваемся. Хотя он так уже натренирован, что если хочет перейти на другую площадку, звонит и спрашивает об этом.

    Анна Мороз: «Оставляю одну редко, звоню каждые 20 минут»

    Моей старшей дочке — 9 лет. И она до сих пор не ходит на улицу одна. Это не паранойя и не бред сумасшедшей мамаши. Просто ни у нее, ни у меня нет такой потребности.

    Я сейчас в декретном отпуске с младшей дочкой и мы ходим на улицу все вместе, а по вечерам еще и с папой. Плюс ко всему ходим на кружки, занятия, в бассейн. Поэтому свободного времени на прогулку в одиночестве у малышки почти и нет.

    Но это ее выбор, ей так нравится. Опять же, вопрос о том, остается ли она одна дома, практически не стоит. Редко бывают такие ситуации. Тогда Варя получает четкие инструкции типа:

    Никому не открывай, кроме мамы и папы. Вообще никому. Даже "бабе-деду" без звонка родителям.

    Ну, а мы всегда на связи. Звоню, без преувеличения, каждые 20 минут.

    Помню, в первый раз пришлось оставить дочку дома, когда ей было семь, она заболела, мне нужно было на работу во вторую смену, а муж еще не пришел. То есть примерно на полтора часа девочка оставалась одна. Честно скажу, что звонила постоянно. Волновалась. Дошло до того, что малышка позвонила и спросила:

    Мама, мне можно сходить в туалет, а то ты сказала из комнаты не выходить...

    Тут я поняла, что перегнула палку и сильно. Но, на мой взгляд, как говорят, лучше перебдеть.

    Татьяна Криштафович: «На улицу отпустила одну только в 10 лет»

    Наверное, первый раз оставила ребенка одного лет в 8,5. Во-первых, до этого не было необходимости. Во-вторых, доверяй, но проверяй.

    Ушла буквально на часок в магазин. Была зима, поэтому не хотелось ее в мороз тащить.

    Помню, что к этому этапу мы очень долго шли. Проводили беседы, рассказывали примеры из жизни. Даже в магазине я каждые 10 минут была на созвоне, Первый раз все-таки. Потом это вошло в практику. Для Даши же это было большое событие, знаковое, она почувствовала себя самостоятельной.

    На улицу гулять одну с одноклассниками начала отпускать только в 10 лет. Наконец, я созрела и она тоже для такого поступка. Вначале отпускала гулять под окнами, потом на соседних площадках. Но я всегда знаю, где и с кем она. У меня есть телефоны всех ее друзей (на всякий случай). Бывает, заиграется, телефон просто не слышит, а у меня список под рукой.

    Могу издалека понаблюдать, чем компания занимается. И это нормально. Она уже привыкла, что вечером относительно улицы могу сделать замечания.

    Вечером всегда обсуждаем, как прошел день, что нового, кого видела, чем занималась. Наводящими вопросами я узнаю все, что меня интересует. Пока в 11 лет я еще могу все держать под контролем. Надеюсь, и дальше справимся.

    Для справки

    Сегодня в Беларуси родители не несут ответственность за оставление ребенка без присмотра. Хотя и от МЧС, и от МВД периодически поступают предложения за это штрафовать. Есть страны, где решение оставить ребенка одного может закончиться повесткой в суд. В Канаде, например, такой запрет в большинстве штатов действует, пока ребенку не исполнится 10 лет. В Новой Зеландии нельзя оставить школьника одного до 14 лет. В США в некоторых штатах присматривать за ребенком обязательно до 18-летия.

    А когда вы начали оставлять ребенка одного или отпускать без взрослых на прогулку?

    
    Top