Память тактильная. Тактильная память Развитие тактильной памяти

Тактильная память

У муня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

(Анна Ахматова)

За этими строками приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас, кем бы он ни был, занят одним делом – деланием самих себя .

Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно, наконец, овладеть искусством запоминания нашего мира в зрительных образах. Главное только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека .

Однако смысл данного пособия не только и не столько в самой памяти и в увлечении её резервов. Он гораздо шире. Пособие учит повседневному делу – делу овладения своим поведением. Благодаря этому ребёнок, по словам гениального психолога Л.С. Выготского, уже не просто пользуется своей памятью, а и начинает господствовать над ней.

Перед детьми откроется удивительный мир ощущений и образов. Они познакомятся с новыми играми, которые позволят ярче воспринимать окружающий мир, разовьют им воображение, улучшать память, научат избавляться от неприятных переживаний. Вариативность игр поможет развить очень интересный вид памяти – тактильную память.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Описание игры:

Возраст: старший дошкольный.

Материал: Для игры понадобится десять дощечек из фанеры или картона с разной шероховатостью (спички, мех, лоскутки ткани, верёвка и другие материалы). С обратной стороны написать порядковый номер от 1 до 10. Изображения разных предметов.

1 вариант: Перед ребёнком разложить дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером книзу. Предложить закрытыми глазами тщательно и не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Постараться запомнить, какие они на ощупь, и в каком порядке лежат. Не открывая глаз, перемешать их. Затем на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Открыв глаза, проверить правильность выполнения задания.

2 вариант: Предложить взять дощечку №1 - мех, закрыть глаза и потрогать её. Что тебе напоминает её поверхность (кошка, шуба, газон,…). Затем потрогать дощечку №4 - капли воска, ребёнок представляет (кочки на болоте, капли варенья на блюдце,…). Прикасаясь по очереди к каждой из дощечек, ребёнок представляет себе, на что они похожи. Может зарисовать картинку.

3 вариант: Разложить изображения разных предметов, под ними дощечки в любом порядке. Ребёнку постараться запомнить на ощупь под какой дощечкой лежит какая картинка. Например: над дощечкой №3 – ткань (ощущает) оказалась картинка с каплей (видит), проводит связь. Представляет, как выжимают мокрую тряпку. Или дощечка №2 – наждачная бумага и картинка ботинка. Представляет, как идёт в ботинках по асфальту.

Тактильная память предназначается для того, чтобы хранить разную информацию, которая получена осязательным путем. Причисляется к «профессиональным» типам памяти, потому как в особенности хорошо тренируется при специфических условиях деятельности. Повышенный уровень развития обеспечивается в условиях компенсирования недостающих видов памяти (к примеру, слепые люди, которые способны на ощупь определять, что перед ними).

Моя дочь Маша из всех игр, в которые играют дети, полюбила «дощечки». Суть игры довольно простая: на маленькие деревянные дощечки наклеиваются разные предметы, вроде ворсистой тряпочки, шелковой ткани, пластмассы. Задача – на ощупь определить, что за предмет приклеен к дощечке. Маша достигла больших успехов в этой игре. Она правильно определяла на ощупь практически все предметы, кроме тех, которые раньше не использовались.

Я знала, что «дощечки» – игра, которая прекрасно развивает тактильную память. Поэтому я старалась почаще играть со своей дочкой. Я старалась использовать как можно более разные поверхности. Особенно запомнилась дощечка с приклеенной к ней шерстью кота, который линял в то время. Маша долго не могла определить, что такое приклеено к дощечке, однако в конце концов все-таки дала правильный ответ.

Я считаю, что каждый родитель должен играть со своим ребенком в подобные игры. Это намного лучше, чем если бы ребенок целый день смотрел мультики. Известно, что речь ребенка прямо связана с тактильной памятью.

Кстати, забыла сказать главное – Маша закончила школу с отличием и теперь мечтает стать ведущей на телевидении. Все задатки для этого у нее имеются. Думаю, если бы не развивающие игры, в которые Маша играла в своем детстве, она бы не смогла так хорошо поставить собственную речь.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Еще во втором веке до нашей эры китайцы знали о том, что движения рук влияют на мозг. Они считали, что действия с руками и пальцами положительным образом отражаются на работе мозга, приводят к гармонии тела и разума.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь. Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти.

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.


Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Заключение

Взрослым развивать тактильную память практически не требуется. Дети – другое дело. Тактильная память развивается лучше всего именно в детском возрасте. От нее зависит, насколько быстро ребенок будет овладевать речью. Ввиду этого необходимо уделять собственное внимание тренировкам ребенка. Играйте с малышом хотя бы раз в день в любую из перечисленных выше игр. Этого будет вполне достаточно для нормального развития.

Если вас интересуют иные статьи, связанные с развитием человеческих возможностей, вы можете найти их на сайте «Тренер мозга». Представленные на веб-сайте статьи предоставят вам ценную информацию, которая связана с саморазвитие. Развивайтесь, и вы, несомненно, сможете добиться успеха в жизни.

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии.

В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах. Им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: всегда подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя видами ощущений: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.

В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Что лучше вспоминать – приятное или неприятное?

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга пять – пятнадцать минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в девяти сантиметрах от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение двадцати – тридцати секунд. Затем включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства.

Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо в другом месте. Например, прямо перед вами, на расстоянии двадцати сантиметров от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с местом расположения зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что эта задача почти невыполнимая, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за три – четыре часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и девять лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место двадцать пять лет назад).

Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение.

Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. Одна – две минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче.

На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около тридцати минут.

У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения из гештальт-терапии, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.


ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ (англ. tactile memory) - хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. Памяти типы, Память сенсорная. (Т. П. Зинченко.)

  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - см. Памяти виды.
  • ЖАНЕ ПЬЕР - ЖАНЕ ПЬЕР (Janet , 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. short -term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удер...
  • КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ - КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. span of short -term memory) - максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т. п.), припоминаемых без ошибок непосредственно после предъявле...
  • МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ - МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial -report method) - применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая); состоит в кратковременной (тахистоскопической) демонст...
  • МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ (англ. modality -specific memory impairments) - парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами сохранения и воспроизведения следов, ...
  • ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ - ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ (англ. recognition memory) - форма памяти, основанная на отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти; оценивается в процедурах у...
  • ПАМЯТИ ВИДЫ - ПАМЯТИ ВИДЫ (англ. kinds of memory) - различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и ха...
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - см. Памяти типы.

Тактильная память

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах – им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти на первом этапе освоения голограммы тактильная память не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: если специально не оговаривается, то подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, которая находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня. В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

Ключ

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в 9 см от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение 20–30 секунд. Затем (либо почти одновременно) включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства. Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо, например, прямо перед вами, на расстоянии 20 см от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с расположением зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что данная задача почти невыполнима, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за 3–4 часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и 9 лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место 25 лет назад).

Сразу же после выставления этих телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение. Максимально сконцентрировавшись (упражнение 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. 1–2 минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около получаса. У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения № 1, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Память Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Тактильная память Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Память У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.

Из книги автора

Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша


Top