Почему дети воруют и как отучить ребенка от пагубной привычки. Что делать, если ребенок врет и ворует

Часто фраза «ребенок ворует деньги» воспринимается сторонними с содроганием. Но если припомнить себя в неоперившемся возрасте, разве не было таких ситуаций, когда «забывалось» отдать маме сдачу с хлеба или незаметно стягивалась пара монеток, оставленных на тумбочке? По карманам, может быть, многие и не шарили, но такие невинные проделки, скорее всего, вспомнит каждый. Так почему же детское воровство с высоты родительного возраста вызывает столько негодования и стыда?

Когда ребенок находится еще в том возрасте, в котором действия могут быть импульсивными, неосознанными – до 6–7 лет, он может не понимать в полной мере разницу между своим, чужим и общим, просто копируя поведение взрослых. И если мама часто говорит папе, отправляя его за покупкой, мол, возьми деньги там-то, эта схема взаимодействия откладывается у ребенка в голове, как типовая: нужно что-то купить – возьми денег. О том, как зарабатываются эти деньги, можно ли брать их по желанию или нужно согласовывать это с кем-то – ему неизвестно. Разве за это можно его укорять? Однако простым объяснением, откуда берутся деньги, и как с ними обращаться, здесь не обойтись. Прежде, следует выяснить, для чего ребенку они понадобились.

Бывает, ребенок просто покупает для друзей сладости. Таким образом он пытается завоевать их признание и любовь. В таком случае придется объяснить ему, что друзей так не приобретают, а уважение зарабатывается иными поступками и качествами.

Также случается, что ребенок чувствует себя неуютно в своей компании, если другим детям уже перепадает какая-то мелочь, которая может быть потрачена ими на свое усмотрение. В семье с авторитарными родителями и жесткими правилами он просто может побояться попросить. Ему проще незаметно взять самому, чтобы не выглядеть белой вороной среди друзей и в то же время не навлечь на себя родительский гнев. Здесь придется чуть сложнее. Родителям предстоит признать, что малыш повзрослел, начать больше интересоваться его жизнью и маленькими желаниями и выдавать периодически небольшие деньги для их удовлетворения.

Но бывают и гораздо более неприятные обстоятельства, когда воровство спровоцировано вымогательствами и угрозами старших детей или более «предприимчивых» сверстников. В этом случае понадобятся правовые меры, а ребенка предстоит научить давать достойный отпор. Но главное в подобных ситуациях – наладить, пока не поздно, доверительные отношения с ним, чтобы о скрытых желаниях и страхах не приходилось узнавать по таким косвенным признакам, как воровство.

Воровство детьми постарше, как правило, уже бывает масштабнее и может иметь разные мотивы. Иногда ребенок, становясь более самостоятельным, оказывается попросту забытым и оставленным на произвол судьбы, и тогда подобным способом он привлекает внимание родителей, ведь для него даже негативная реакция – это уже реакция, в противовес полному безучастию. Если проявить агрессию или угрозы и снова оставить ребенка наедине с собой, он сделает это опять, а потом повторит уже из принципа и чувства противодействия. В этом случае поможет только внимание и принятия подростка в свою «команду», он должен ощутить себя необходимой частью семьи, а не довеском.

Часто воровство порождено нежеланием родителей понимать потребности ребенка, которые на самом деле гораздо шире, нежели еда и кров. Подростковый мир, где правят стереотипы, очень жесткий. «Рейтинг» присваивается по соответствию одежды, техники, аксессуаров принятым эталонам, не всегда понятным родителям. Однако в этом возрасте психика детей очень уязвима, и непризнание обществом многие переносят довольно болезненно. Отсюда проистекают кражи денег на покупку «знаков соответствия», уносятся в школу недешевые родительские телефоны и планшеты и т. д. Родителям стоит вспомнить себя и свои чувства в эти годы: не было ли мучительно обидно, когда мама или бабушка считали лучшей одеждой для подрастающей девочки рейтузы с начесом, в то время как вся прогрессивная молодежь вовсю щеголяла в капроновых лосинах? Не смеялись ли сверстники над старомодным портфелем, таская учебники в маминых поношенных, но «фирмовых» сумках? Если постараться, таких обид припомнится множество. Стоит ли отыгрываться на своем чаде? Если нет возможности совершить желаемую ребенком покупку, можно завести копилку и договориться, что вещь обязательно будет приобретена в перспективе. Либо предложить вносить туда и его лепту, оказав посильную помощь в зарабатывании нужной суммы.

Слабая саморегуляция также становится причиной того, что ребенок ворует деньги. Родителям необходимо умерить свое желание руководить. Такая форма воспитания приводит к тому, что все действия ребенка побуждаются извне, как выполнение чьей-то воли, и в итоге он не приобретает способность самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и базовые операции, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

Еще одной предпосылкой для воровства могут стать разговоры самих родителей. Часто в обществе детей не следят за сказанным, а вылетевшие слова могут очень прочно откладываться в сознании ребенка, как догма. Это относится и к разговорам о материальном: если периодически сетовать на то, как сложно нынче заработать на жизнь честным трудом, и как хорошо устроились те или эти, воруя у народа и прекрасно при этом себя чувствуя, – у ребенка сложится вполне определенный стереотип, что, во-первых, воровать не плохо, а во-вторых, родители довольно лояльно к этому относятся. А последствия такого мышления вскоре могут вскрыться совсем неожиданно.

Ни в коем случае не стоит называть его вором, вызывать в нем чувство стыда и подавленности, сравнивать его с «положительными» друзьями и вообще устраивать пристрастный суд. Этим можно добиться только того, что ребенок станет еще более замкнутым и скрытным. Важно дать ему понять, что несмотря на его поступок его очень любят, и хотят просто разобраться, чего не хватало ему со стороны родителей. Возможно, они что-то упустили или не заметили? Как правило, такие разговоры не побуждают защищаться, а, наоборот, располагают к искренним эмоциям и конструктивному диалогу.

Также следует с пониманием отнестись к выдаче карманных денег, ведь далеко не обо всех своих потребностях дети могут рассказать родителям, даже если их связывают открытые взаимоотношения. Важно понимать, что деньги сами по себе нейтральны, придает им позитивный или негативный оттенок лишь неумение с ними обращаться. А научиться этому, не имея денег, ребенок вряд ли сможет. Ко всему прочему стоит научить ребенка отличать свои, общие и чужие вещи и средства, чтобы он осознал границы собственности, чем он может распоряжаться на свое усмотрение, а чем нет.

Детское воровство широко распространено, и даже обеспеченные родители, уделяющие достаточное количество внимания своим детям, могут узнать, что их ребенок что-то украл.

Дети крадут по множеству различных причин, основными из которых являются месть, стремление получить желаемое во что бы то ни стало, недостаток воспитания, желание выглядеть более интересным в глазах окружающих благодаря наличию дорогой игрушки.

Общие сведения о детском воровстве

В обществе распространено стремление называть мелкое воровство, включая детское, клептоманией, что является ошибкой .

Клептомания — психическое заболевание, которое встречается сравнительно нечасто.

Клептоману крайне сложно сдержать порыв украсть что-либо, а благодаря воровству он чувствует удовольствие и снимает нервное напряжение.

Порывы украсть что-либо у клептомана усиливаются, если в его жизни произошло что-то психотравмирующее .

При этом такой человек может прекрасно осознавать, что поступает неправильно. Большинство клептоманов пытаются бороться с болезнью при помощи психиатров и психотерапевтов.

Наиболее часто клептомания встречается в 30-40 лет. В детском возрасте это заболевание — большая редкость. Поэтому детское воровство стоит называть именно воровством, а не клептоманией.

Украсть может даже тот ребенок, который не испытывает недостатка в игрушках и вкусной еде, но чаще воруют дети из неблагополучных семей , которые регулярно испытывают чувство собственной неполноценности, глядя на счастливых сверстников, одетых в красивую одежду и приносящих в коллектив интересные игрушки.

Активное желание воровать у таких детей может сочетаться с другими девиантными особенностями, например с повышенной агрессивностью.

Почему дети воруют?

Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:


В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать — хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.

Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье . Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.

Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.

Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:

Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации . Задайте вопросы, связанные с произошедшим.

Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.

Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен. Важно в этот момент не сорваться на него.

  1. Если предмет из магазина находится в надлежащем состоянии, его следует немедленно вернуть и объясниться с продавцом вместе с ребенком. Важно, чтобы ребенок принес извинения.
  2. Если продавец не хочет принимать товар обратно либо товар находится в плохом состоянии, важно проговорить с ребенком этот момент: объяснить ему, что теперь придется заплатить за то, что он украл. Если у ребенка есть карманные деньги , именно их нужно использовать для оплаты, чтобы он осознавал потерю.

Ребенок украл у родителей — советы :

Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве).

Как бороться с проблемой?


Как наказать ребенка за кражу?


Если ребенок ворует регулярно, а увещевания и мягкое наказание не работают, необходимо обратиться к специалисту по детской психологии .

Как отучить от пагубной привычки?

  1. Проблему важно решать комплексно, в случае необходимости — подключать психолога. Необходимо выяснить причины воровства и работать с ними.
  2. На каждую причину нужно найти конструктивное решение. Если ребенку не хватает карманных денег, обсудить с ним варианты. Если в семье откровенная нехватка финансовых средств, спокойно, без истерик и агрессии объяснить ему сложившуюся ситуацию.

    При этом, если ребенка все это время отстраняли от ответственности и взаимоотношений с деньгами, он может не понять объяснений родителя, ведь деньги для него особой ценности не получили.

  3. Если ребенка слишком сильно опекали, от этого необходимо отступать. Постепенно расширяйте зону его ответственности, давайте больше поручений. Если ребенок достаточно взрослый и , заведите его, но обозначьте, что основной уход за ним лежит на ребенке.
  4. Не оставляйте деньги открыто, если ребенка уже замечали на воровстве. Не усиливайте соблазн взять.

Как объяснить малышу, что воровать нельзя?

  1. Приводите примеры, показывайте и обсуждайте контент, затрагивающий тему воровства. К примеру, можно использовать картинки, изображающие различные события, касающиеся воровства. Пусть ребенок опишет то, что видит на картинке, и выскажет мнение. Если в сказке или мультфильме была показана тема воровства, следует узнать у него мнение (кто из героев поступил хорошо, а кто плохо).
  2. С раннего возраста важно постараться объяснить ему, что значит «свое», а что «чужое». Неоднократно напоминайте ему о разнице между своим и чужим, особенно в подходящих ситуациях (например, если маленький ребенок взял чужую игрушку на детской площадке).

Если ребенок уже попадался на воровстве, помочь ему изменить установки может детский психолог. Важно обратиться к нему, особенно если ребенок воровал неоднократно.

Почему дети воруют? Мнение психолога:

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Кто виноват?

«Будущее несовершеннолетних преступников сомнительно. Из них еще могут вырасти порядочные люди» - говорил Станислав Ежи Лец. Однако есть одно условие – желание родителей понять первопричину поступков детей.

Основанием для кражи могут служить разные мотивы, исходя из которых, можно выделить следующие типы воровства:

1. Клептомания

Клептомания (с гр. ОС"О»ОВВ­ПР‚П„ОВВµО№ОР... вР‚" воровать, и ОСВ?ОВВ±ОР...ОР‡ОВВ± вР‚" безумие, страсть) – болезненная страсть человека к воровству. У клептомана желание украсть приходит импульсивно, как приступ. Для такого человека не важно, что брать, его привлекает сам акт кражи, который снимает эмоциональное напряжение и внутренний дискомфорт, причем удовлетворение, которое он испытывает при этом, сродни наркотическому кайфу. Вещи, которые берет клептоман, его абсолютно не привлекают, он их складирует, иногда попросту забывая о них. Лечится это заболевание психиатром и встречается довольно редко. Однако если поступки вашего ребенка подходят под данное описание, то выход один – обратиться к специалисту.

2. «Своровать однажды»

В данном случае мы имеем дело со «спонтанной» кражей. Поддавшись искушению, ребенок берет чужую вещь и, будучи разоблаченным, испытывает мощнейший стресс. Как правило, у таких детей сформированы нормы социального поведения, они знают, что такое хорошо и плохо, умеют контролировать свои импульсные порывы. Акт воровства происходит не преднамеренно, и ребенок, впоследствии, искренне раскаивается.

Еще одной причиной спонтанной кражи может стать желание ребенка самоутвердиться и почувствовать свою значимость, завоевать авторитет в группе, и если иных способов реализоваться он не находит, то решается на столь неблаговидный поступок.

Привлечь внимание родителей – следующая причина, по которой ребенок может пойти на воровство. Чаще всего это происходит с детьми младшего школьного возраста. Родители слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточное количество времени. «Как дела в школе? Хорошо. Молодец! Плохо, получил двойку? А, ну, давай рассказывай, что произошло». Постепенно ребенок начинает понимать, что негативные поступки привлекают больше внимания близких людей. И тогда чадо совершает кражу, дабы его «заметили». Ему не нужны эти деньги (вещи), ребенку необходимо общение с родителями, пусть даже это будет и негативный контакт, но направлен он будет на Него.

3. Систематические кражи

Это – наиболее волнующий родителей тип воровства. Ребенок ворует часто и в разных ситуациях. При этом он понимает, что брать чужое – это нехорошо, однако отказаться от порыва «стащить» что-либо не может. Для таких детей характерны проблемы во всех видах деятельности связанных с волевым усилием: вовремя сесть за уроки, держать личные вещи в порядке, почистить зубы. Ему сложно соблюдать правила в коллективных играх, подчиняться ограничениям во времени и пространстве. Именно не зрелость функции самоконтроля, недоразвитие волевой сферы, приводит к тому, что ребенок начинает брать без разрешения вещи, которые ему понравились либо воровать деньги, чтобы приобрести желаемое. Часто сами того не понимая, родители делают «медвежью услугу», пытаясь подменить самоконтроль ребенка собственными контролирующими действиями, привлекая к этому и педагогов: «Он такой неорганизованный, Вы уж за ним проследите». А в результате вырастает человек, у которого отсутствует самодисциплина и волевые качества.

Что делать?

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Так, если в семье дружеская атмосфера и родители достаточно адекватны, то начать нужно с того, что уделять больше внимания и любви ребенку. Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Однако не всегда достаточно создать благоприятный микроклимат в доме. Дети, у которых наблюдаются расстройства волевых функций, нуждаются в помощи по их формированию. Начните с того, что:

  • 1. Перестаньте подменять волевые усилия ребенка собственными импульсами.
  • 2. Воспитывайте в ребенке ответственность с раннего возраста, например, пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.
  • 3. Используйте упражнения по развитию волевых усилий. Например, повесьте в детской комнате две пары одинаковых часов. Одни будут идти соответственно времени суток, а другие оставьте без батареек и внешнего стекла. Давая ребенку задание: убрать в комнате, сложить портфель, обратите его внимание на часы. Уточните, что на выполнение этой работы ему дается 15 минут, при этом на часах, которые «не ходят» переведите стрелки на то время, когда задание должно быть сделано. Ребенок должен получить четкую инструкцию: поручение должно быть выполнено, к тому времени, когда стрелки часов будут показывать одинаковое время. Данное упражнение способствует развитию внутренней дисциплины и организованности.
  • 4. Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

И наконец, несколько общих правил, о которых должны знать все родители:

  • 1. Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
  • 2. Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .
  • 3. Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
  • 4. Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
  • 5. Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.
  • И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Поймать чадо на краже - настоящий шок для родителей. Как реагировать, как исправить, почему вообще он это сделал? Вот что говорит об этом психология.

Почему дети крадут?

Психологи утверждают, что причин может быть несколько:

  • нехватка внимания со стороны родителей, чувство одиночества (нарушив запрет, пусть это будет и негативная реакция);
  • (плохое поведение — естественная реакция детей на эмоциональные перегрузки);
  • желание завладеть вещью, которой у него нет (малышу так сильно понравилась чужая вещь, что он не смог удержаться);
  • тяжёлая финансовая ситуация в семье;
  • подражание друзьям или мультгероям;
  • месть (один из способов насолить обидчику — украсть его любимую игрушку);
  • желание сделать кому-то приятно (подарить украденное любимой маме или другу);
  • наконец, если ребёнок мал, он может в принципе не понимать, что чужие вещи присваивать нельзя.

Что делать, если вы всё-таки поймали ребёнка на краже?

Если вы узнали, что ребёнок что-то украл, ни в коем случае нельзя кричать на него, угрожать, вешать ярлыки («Теперь ты навсегда останешься вором!»), сравнивать с другими детьми или с собой в детстве, отчитывать при свидетелях или припоминать прошлые огрехи. Всё это приведёт к тому, что чадо продолжит красть, потому что поймёт: родители его не любят, он плохой и никогда не исправится, а значит, об этом можно больше не беспокоиться.

Психологи советуют действовать так:

  1. Обсудите с ребёнком, что произошло . Понимает ли он, что это чужая вещь, намеренно ли взял её или по чистой случайности, как он относится к хозяину вещи.
  2. Поддержите ребёнка. Объясните, что эта ситуация была своеобразным испытанием силы воли, и в этот раз он просто не смог сдержаться. Скажите, что многие через это проходят и вырастают прекрасными, честными людьми.
  3. Выясните причины. Попробуйте в разговоре узнать, почему именно ребёнок взял чужое. Говорите мягко и дружелюбно, поддерживайте эмоционально, задавайте наводящие вопросы («Тебе очень понравилась эта игрушка, а мальчик не хотел её давать?», «Тебе не нравится эта девочка, и ты захотела её позлить?», «Тебе кажется, что с тобой никто не дружит?»).
  4. Займитесь исправлением ситуации:

Разъясните, что есть чужое, и это нельзя трогать без разрешения;

Предложите ребёнку подумать, как бы он чувствовал себя, если бы кто-то украл его любимую игрушку;

Расскажите о правильных способах получить желаемое (предложить другому ребёнку поиграть вместе, попросить игрушку у родителей, );

Проанализируйте, что вы можете сделать для того, чтобы малыш чувствовал себя лучше (уделять ему больше внимания, прислушиваться к его желаниям, научить его выражать эмоции и понимать чувства других, чаще дарить ему небольшие подарочки и пр.).

Если малыш украл что-то, это не приговор и не говорит о его ужасном характере. Если ребёнок крадёт не первый раз, вероятно, причины нужно искать в семье. И только если чадо регулярно присваивает чужое в сознательном возрасте, это повод обратиться к психологу. Но у родителей есть все шансы отучить малыша от воровства. Главное — выбрать правильную тактику.

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

Девочка ворует деньги из кошелька

Кражи, совершаемые ребенком – безусловно, серьезная проблема, требующая немедленного решения. Однако не стоит забывать прописную истину: обвинять ребенка в пропаже денег можно только в том случае, если у родителей есть твердая уверенность в том, что именно он совершил кражу. Какими бы сильными не были обида и разочарование, не стоит забывать о том, что иногда даже одно неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред детско-родительским отношениям.


Дети берут деньги без спроса

И все же, что делать, что предпринять, если обнаружилось, что ребенок ворует деньги у родителей? Какие советы психолога могут помочь в этой ситуации?

Почему?

Кражи, совершаемыми детьми, лишенными родительского контроля, вряд ли вызовут у кого-нибудь удивление. Но, что делать, если ребенок ворует ценные вещи и деньги в семьях, где ему прививали совершенно другие установки и ценности? Как правило, именно этот вопрос задает себе большинство родителей, чьи дети были уличены в краже денег. Действительно, что может заставить ребенка перешагнуть через запреты, совершая заведомо неблаговидный поступок?

Для начала, родителям необходимо заглянуть в самую суть проблемы. Психологи выделяют несколько групп факторов, толкающих детей на кражу. Зная об этом можно принять наиболее верное решение и подумать, что делать, если ребенок ворует из дома деньги.

1. Потребность в авторитете среди сверстников

Нередко дети воруют деньги для того, чтобы с их помощью приобрести себе авторитет среди сверстников. Действительно: вокруг ребенка, всегда имеющего при себе определенную сумму, всегда собираются желающие воспользоваться его деньгами. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что авторитет нельзя купить за деньги и никакие подарки не позволят ребенку обрести друзей или положение в группе сверстников. Более того: неблаговидные поступки не укрепляют авторитет, а напротив, безнадежно ему вредят. И только доброжелательность и искренний интерес к ребятам могут помощь ребенку найти настоящих друзей.

Дети часто воруют, стараясь повысить свой авторитет

2. Зависть к другим детям

Если все сверстники вокруг давно обзавелись мобильными телефонами, демонстрируют друг другу дорогие гаджеты, одежду и другие вещи, ребенок неизбежно начинает им завидовать. И далеко не всегда материальное положение родителей может позволить им покупать вещи и делать дорогие подарки, о которых они так мечтают. Но легко ли объяснить это ребенку в том возрасте, когда любое отличие от окружающих воспринимается крайне болезненно? Безусловно, делать это нужно.

В первую очередь, ребенка нужно научить не реагировать на чужое хвастовство и достойно отвечать на провокации со стороны других детей.


Зависть к другим - причина воровства

Ведь, по сути, всегда найдутся дети, которые будут носить более дорогую одежду, доставать из портфелей более дорогие телефоны. И смысла «гнаться» за кем-то, стараясь доказать свою состоятельность и делать то, что не имеет смысла, нет.

3. Воровство как попытка привлечь к себе внимание

Довольно часто на кражу денег решаются дети, испытывающие недостаток родительского внимания и поддержки. Проступок для них – это шанс спровоцировать близких людей на эмоциональную реакцию и заставить их хотя бы ненадолго вспомнить о его существовании.

В такой ситуации необходимо в корне пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Всегда ли он может рассчитывать на понимание со стороны своей семьи? Не сводится ли его общение с родными к дежурным вопросам? Именно восстановление отношений с сыном или дочкой, а не разбирательство факта кражи в этой ситуации должно стать приоритетной задачей.


Дети считают, что деньги повысят их авторитет среди сверстников

Стоит отметить, что зачастую после одной доверительной беседы ребенок начинает чувствовать угрызения совести и чувство стыда за совершенное.

4. Непонимание роли и ценности денег

Имея весьма поверхностное представление о том, какой ценой достаются деньги большинству родителей, многие дети могут спокойно брать их без разрешения и тратить на свои нужды. Конечно же, в этом случае одной беседы будет недостаточно. Целесообразно дать ему почувствовать последствия нехватки денег, на время ограничив его траты на развлечения, уменьшив количество карманных денег. Подростку можно также предложить найти подработку (не мешающую его учебе).


Часто дети не понимают ценность денег

Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?


Доверительная беседа с ребенком помогает остановить кражи

Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует. Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.

Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства . И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!

Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то. Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.

Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте. Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.


Деньги должны храниться в недоступном для детей месте

Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах , принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности. Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.

Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы. Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.


Деньги на карманные расходы

По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

Детям надо выдавать карманные деньги

Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.

Полезные запреты

Для того, чтобы отучить ребенка от воровства, полезно взять на вооружение не только советы, но и запреты.

Закрывать глаза на пропажу небольших денежных сумм или вещей, представляющих собой незначительную ценность. Нужно ли говорить о том, что ребенок, которому сошла с рук мелкая кража, не сможет удержать себя от более значительного проступка. Последствия, которые наступят, если ребенок совершит этот проступок, должны быть направлены, главным образом на профилактику краж в дальнейшем. И размер украденной суммы не имеет принципиального значения.


Родительские ошибка

Самые частые родительские ошибки

Если ребенок украл деньги, не стоит публично отчитывать его, либо использовать в качестве наказания запугивание или угрозы. Это окончательно испортит отношения с родителями. Выслушав любого детского психолога, можно понять, что отказ от воровства должен быть мотивирован сознательным уважением к собственности окружающих, а не угрозой наказания.
Если кражи денег стали постоянными и начали повторяться и за пределами дома, ребенку потребуется серьезная помощь квалифицированного психолога.

Нельзя оставлять кражу без внимания

Отучить ребенка воровать непросто. Но учитывая приведенные в статье советы психолога, можно повлиять на ребенка и вести эффективную профилактику воровства как дома, так и за его пределами.


Top