Последние слова ларисы огудаловой. Пьесы Островского: образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, как отражение русского национального женского характера

У драматурга Островского имеется много достойных работ, с разными героями, но больше всего запоминаются те, где в качестве главных героинь выступают женщины с мятежным характером. Одна из них, замечательная работа Островского Бесприданница, которая знакомит нас с Ларисой Огудаловой и ее образом. А над ее нам предстоит поработать.

Образ Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова является главной героиней в Бесприданице. Благодаря ее матери дом полон холостых ребят, которым женщина предлагает получить удовольствие, правда за все придется раскошелится. В отличие от матери, которая готова на любые жертвы и траты, лишь бы подобрать дочке богатого жениха, Лариса Огудалова ее совершенная противоположность. Лариса талантлива и романтична, верит в чувство любви и не принимает ту жизнь, которую в ее доме устраивает мать. Конечно по приказу матери девушка любезничает, раздаривает улыбки и ведет светские беседы, но все это ей не по душе. Она чужая в мире, где на первом месте стоят деньги, вокруг сплошные эгоисты и копеечные страсти. Ее любовь к Паратову оказалась надуманной и не настоящей. Избранник предпочел другую, более богатую, и попросту обманул Ларису. А сосватанный маменькой Карандышев был не мил. Лариса терпела, а душа хотела свободы. Осознав, что к ней все относятся как к вещи, девушке не хотелось жить. Подумывала она и о самоубийстве, но не решалась. Ее освобождением стала пуля, выпущенная Карандышевым. За это освобождение девушка была благодарна, а смерть для нее стала спасением.

Характеристика Ларисы Дмитриевны Огудаловой

Если остановится подробнее на характеристике нашей героини, то по описанию мы увидим молодую девушку, чей возраст был подходящим для заключения брака. Росла Лариса Огудалова в бедной семье, приданное за ней не значилось, поэтому и выбирать женихов не приходилось. В отчаянии она решает выйти замуж на нелюбимого Карандышева, ведь ее идеал Паратов сбежал. Паратов возвращается, как и возвращается ее надежда. Лариса решается на прогулку по ночной реке. Она надеялась, что тот предложит воссоединить сердца, но вместо этого он сообщает о своей женитьбе. После ночи с Паратовым, девичья честь потеряна навсегда и теперь она не видит жизни даже Карандышевым, поэтому соглашается стать содержанкой. Но Карандышев из ревности убивает девушку.

Лариса Огудалова девушка открытая и простая, привыкла всегда говорить правду. Она очень чувствительная, впечатлительная и очень страдает оттого, что ни один мужчина ее не полюбил по-настоящему. Все воспринимают ее как вещь, поэтому даже ставку на нее могут спокойно сделать. Такая жизнь для нее была невозможной. Вокруг непонимание и унижение, а ее душа не может существовать в мире денег и примитивности, где материальное затмило душевное, вытеснило любовь и другие человеческие чувства. Эта девушка не из тех, кто приспосабливается к подобной жизни, поэтому смерть стала для нее избавлением. Очень жаль, что данное произведение актуально и в наше время. Расчетливость и выгода сегодня у многих также на первом месте, но радует что существуют и Ларисы Огудаловы, которые вопреки всему ищут свое счастье не среди денег, а ради настоящих чувств.

Лариса Огудалова образ и характеристика героини пьесы Бесприданница

План

1. Введение

2.Лариса в "цыганском таборе"

3.Любовь

4.Первый шаг в бездну

5.Второй шаг

6.Заключение

Пьеса " " считается одним из лучших произведений . Ее главная героиня олицетворяет собой множество несчастных русских девушек, не имеющих наследства. Лариса Огудалова обладает всеми достоинствами (красотой, образованием, художественным вкусом), но отсутствие денег мешает ей удачно выйти замуж. Неопределенное положение делает Ларису всего лишь игрушкой в чужих руках, поэтому даже свою смерть она встречает с благодарностью.

Мать Ларисы всеми силами старается устроить судьбу своей дочери. По-своему она права, приглашая в дом всевозможных кавалеров. Но Харита Игнатьевна не понимает, какой стыд это приносит ее бедной дочери. Лариса окружена толпой поклонников, которые хоть и ухаживает за ней, но никогда не осмелятся взять бесприданницу в жены. Беда Ларисы состоит в том, что она не обладает материнской хитростью и изворотливостью. Для этого девушка слишком чиста и возвышенна.

Мысль о деньгах вообще не приходит ей в голову. Мечта Ларисы состоит в том, чтобы ей встретился человек, который по достоинству оценит ее душевные качества и полюбит. Она нисколько не старается привлечь к себе внимание, заманить в свои сети. Лариса бесконечно ценит правду и не боится говорить ее. Постепенно жизнь в "цыганском таборе" становится для девушки невыносимой. Она стоит на грани того, чтобы использовать любую возможность для перемены своего положения.

Настоящим спасением для Ларисы представляется Паратов. Она влюбляется в этого мужественного человека. Деньги Паратова не имеют для Лариса никакого значения. Она впервые увидела мужчину, который ее оценил. Внезапный отъезд Паратова становится для Ларисы тяжелым ударом. Она была уверена, что любовь взаимна. Чистота девушки не позволяет ей даже и задуматься над тем, что ее могли обмануть.

Оставшись одна в прежнем безвыходном положении, Лариса наконец решается на крайнее средство. Свадьба с ничтожным Карандашевым не принесет ей счастья, зато создаст устойчивое общественное положение. Лариса не стесняясь высказывает своему жениху все, что о нем думает. Она предупреждает Карандашева, что приезд Паратова может навлечь беду. Если бы он поддался на ее просьбу немедленно уехать в деревню, Лариса провела бы остаток жизни в тоске и отчаянии от неудачно сложившейся жизни.

Предсвадебная суета Карандашева невероятно тяжела для Ларисы. Она по-прежнему остается в каком-то странном положении. Для всех в городе понятно, что Карандашев - ничтожество. Лариса ему нужна лишь для удовлетворения собственного самолюбия. Приезд Паратова становится для Ларисы еще большим потрясением, чем его внезапная пропажа. В ней вновь воскресают прежние мечты и надежды.

Лариса практически не колеблясь бросает жениха и отправляется на Волгу с возлюбленным. Проведя ночь с Паратовым, Лариса не сомневается в том, что отныне они связаны навеки. Она не может пережить тот факт, что ее возлюбленный смотрит на их связь, как на "мгновенное увлечение" и собирается женится на богатой невесте с хорошим приданным, а это ему очень кстати, т.к. изрядно потратился в развлечениях. После этого Лариса уже не представляет себе, как можно жить дальше. Смерть представляется ей наилучшим выходом из ситуации. Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страданий.

Главная трагедия Ларисы состоит в том, что на нее всю жизнь смотрели, как на вещь. Пусть эта вещь считалась дорогой, но за ней не было видно самого человека. Лариса подумала, что Паратов взглянул на нее по-другому, но на самом деле она поддалась на еще более жестокий обман.

Окт 30 2010

Главной героиней пьесы А. Н. Островского « » является Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная приходит к решению покончить самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Примыкает к амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Л. любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Л. это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Л. к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что в этот романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.

Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Bы — мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Л., он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга». Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская.

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Примыкает к амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Л. любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Л. это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Л. к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что в этот романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.

Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Bы — мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Л., он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга». Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская.


Top