Работа поиск женщина 45 лет военная пенсия. Жизнь после службы: как и где военным в отставке найти работу

1. Понятие духовности человека

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти вниманием церковного (в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.

2. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков

Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически, проявляясь в особенностях организации его мозга. И общество и сам индивид вынуждены считаться с этим фактом. Без его учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П. Дубинин,- обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал - задача воспитания... Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию» . Это означает, что человек потенциально способен к неограниченному самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая, что человек есть система сама себя совершенствующая, писал: «Разве это не может поддерживать достоинство человека, наполнять его высшим удовлетворением? А жизненно остается все то же, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, все знать.» Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает без самовоспитания или с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.

Еще Гегель отмечал, что образование стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить. «...Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он... делается способным к рефлексии над самим собой... Но самым главным является здесь просыпающееся в них (детях) чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут... Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» .

Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания «должен стать для подростка самой сутью его жизни» ,- пишет В. А. Сухомлинский.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.

митрополит
  • прот. Александр Мень
  • схиархим.
  • архиеп.
  • свт.
  • схиархим.
  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность , отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека ; 4) мера приближения человека к .

    Духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. , – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».

    :
    …обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги . Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
    Духовность — присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас и в мире.

    Николай Бердяев :
    Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
    Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.

    протоиерей Максим Козлов :
    Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
    Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.

    архимандрит Платон (Игумнов) :
    — Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?

    — Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.

    У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.

    — А возможна духовность зла, духовное зло?

    — Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.

    — Но в Православии тоже так может быть?

    — В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.

    — Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.

    — Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.

    Протоиерей Игорь Прекуп
    Все, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, приобретает духовное измерение. Другое дело, что одно и то же явление существует в разных измерениях и рассматривается в разных аспектах. Или один и тот же предмет, в зависимости от его применения, может либо находиться вне духовного измерения, либо оказываться в нем. К примеру, вериги кого-нибудь из древних святых подвижников - это, попросту говоря, цепи и другие изделия из металла, если рассматривать их с утилитарной или ремесленной точек зрения. Однако если смотреть на них как на образец материальной культуры некоего исторического периода - это археологический артефакт. И это именно «вериги», если рассматривать их в духовном аспекте как инструмент аскезы. «Вериги» - понятие, имеющее духовное измерение, поскольку этим словом именуется предмет, используемый для упражнения в добродетели. Аналогично, только с точностью до наоборот, происходит с любым предметом, который из мирного и нейтрального в духовном плане становится оружием в руках злодея. Вспомним топор преподобного

    Человек всегда стремился стать духовным, не понимая истинной сути данного понятия. Обычно он связывал его с религией, считая, что если ходишь в церковь, следовательно, являешься духовным. Но чаще духовность связывали с сознательностью человека: чем выше сознательность, тем выше и его духовность. Казалось, здесь всё предельно ясно и не в чем разбираться, но данное понятие несёт в себе много таинственных сторон, неизвестных людям. Высшие раскрывают его с новых, энергетических позиций.

    Духовность - это строго определённое качество, которое строится через прохождение определённого числа стадий развития в положительном направлении и при соответствующих построениях в ячейках матрицы.

    Духовность - это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни, в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.

    Духовность - это вовсе не высшее институтское образование, это не масса технических знаний и не постоянные моления в церкви. Это всегда совокупность многого. Что же входит в это понятие?

    Прежде всего, и самое главное - духовности не бывает без высокой нравственности, а нравственность - это, прежде всего, внутреннее значение тех действий, которые не причиняют вреда другим; знания, которые доходят до автоматизма, то есть человек, не задумываясь, всегда любую ситуацию поворачивает на добро, на непричинение другим вреда, зла.

    Духовность включает в себя также совокупность знаний о жизни, чтобы суметь дать полезный совет другим, разрешить их жизненную ситуацию или проблему. Духовность - это умение принять чужую боль как свою собственную и по мере сил попытаться облегчить её, смягчить удар судьбы, направить сбившегося с пути на правильную дорогу жизни, открыть кому-то во мраке его путеводную звезду.

    Стать духовным - это, значит, вобрать в себя столько доброты, света, любви, чтобы источать их самому, чтобы люди, соприкасаясь с тобой, черпали из тебя как из родника с чистой водой, чтобы в соприкосновении с тобой очищали свою душу, испытывали облегчение и успокоение. Но эта великая сила благости и любви должна исходить из души, из сердца, и только тогда она приобретёт врачующую, целебную силу.

    Святые накапливали эту чистую энергию молитвами и в таком количестве, что аура их начинала светиться, появлялись золотые ореолы. На фотографиях, запечатлевающих венчание, у некоторых священников вокруг головы обнаружена лёгкая «засветка». Это не что иное, как излучаемая ими энергия, их аура.

    Сергий Радонежский, к примеру, столько накопил молитвами духовной энергии, что излечивал ею больных при жизни, а после смерти его кости продолжали источать энергию на протяжении несколько веков, вплоть до нашего времени. А чтобы дойти до такого состояния, надо многое понять и переосмыслить в жизни самому, надо научиться милосердию и добру, любви и самоотдаче, надо уметь жертвовать собой во имя другого, то есть это всё - основы и принципы высокой нравственности и морали.

    Но если говорить более конкретно, то духовность приобретают через совокупность действий, поступков, знаний, мышления, религию. Но самое главное, за счёт чего духовность приобретает особое качество и чудодейственную силу - это добро и самоотдача, любовь и бескорыстие.

    Количественный набор духовности должен обязательно перейти в качество за счёт преобразования уже набранного количественного запаса энергии. Преобразование количества в качество осуществляется за счёт действия и только действия, но не какого-либо, а определённого - ведущего к добру. Если не будет действия, приносящего добро другим людям или существам, или Космосу, то человек останется замкнутым на себя энергетически, и никакого преобразования духовной энергии производиться в нём не будет.

    До определённого количественного уровня энергетика у человека накапливается без действия. Этот предел обычно равен 350 условным единицам (по шкале от 0 до 500 у.е.э. Цифры дают лишь сравнительную характеристику. Они могут меняться в зависимости от принятой шкалы). А чтобы произошёл дальнейший рост духовной энергии, необходимы последующие дела, добрые поступки, нужны действия. Не будет действия, и энергетика у человека выше 350 единиц подниматься не станет. (Можно предположить, что у различных групп людей этот предел тоже индивидуален).

    Мать Тереза, испанская монахиня, занималась благотворительностью, её духовность за счёт этого возросла до 600 условных единиц энергии.

    Дыхательные упражнения, когда они идут как дополнение к вышеперечисленному, тоже способствует подъёму уровня энергии. Но если использовать только последний способ, то это приведёт к раскрытию низкого психизма и всяких отрицательных сторон характера человека.

    Таким образом, можно набирать энергию до определённой величины (350 у.е.э.) любыми способами, но в зависимости от того, какой способ человек изберёт дальше: добрые дела, благотворительность и т.д. или начнёт искать славы и строить из себя всемогущего мага, манипулируя энергиями, будет зависеть, во что обратится данная энергия - в духовность или послужит развитию дальнейшего эгоизма и себялюбия личности.

    Технические знания не дают никакой духовности. И инженер с высшим образованием может иметь 25 единиц духовной энергии, если пользоваться всё той же относительной шкалой от «0» до «500». Также и академик-технократ может иметь только 60 единиц, потому что, кроме своих технических наук, его ничего больше в жизни не интересовало. А технические науки всегда уводят в сторону от духовности. В то же время иная безграмотная женщина имеет духовность 300 у.е.э, потому что она делает добро другим, сострадает сердцем каждому несчастному и готова всё отдать, чтобы облегчить его участь.

    Но вернёмся к способам подъёма духовности.

    Религия, чтение религиозной литературы и книг, написанных контактёрами, такими как Сведенборг, Рерихи, а также современными высокими контактёрами, повышает энергетический уровень души, потому что их тексты заряжены энергией. А молитвы построены таким образом, что каждая несёт в себе определённый энергетический заряд (несёт не великий смысл, а именно - заряд энергии). К примеру, слова «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе» - несут 60 единиц энергетики (по принятой условной шкале). Молитва «Царю Небесный, Утешителю Душе истины…» несёт 115 ед. «Пресвятая Троица, помилуй нас…»- 140 единиц, а «Отче наш…» -160 ед.

    Кроме того, страница молитвенного текста или страница, на которой находится несколько молитв, даёт свой средний заряд - заряд страницы.

    При чтении молитв или заряженного текста часть заряда передаётся человеку, за счёт чего его общий энергетический уровень повышается. При этом соблюдается индивидуальность: каждый человек усваивает свой определённый энергетический объём. После чтения молитвы «Отче наш…» у одного энергия может повыситься на 10 ед., у другого - на 25. Всё зависит от готовности души принять, вобрать в себя эту чистую духовную энергию.

    Однако замечено и то, что энергоёмкость полных людей намного выше, чем худых.

    Дыхательные упражнения тоже повышают энергетический заряд через окислительно-восстановительные реакции, в результате которых вырабатывается тонкая энергия, и ею насыщается тонкое тело. Кстати, молитвы - это тоже дыхательные упражнения, молитва создаёт ритм дыхания.

    В результате однодневных упражнений или молитв энергетика человека может сразу повыситься на 50 и более единиц, но через некоторое время спадёт, так как организм ещё не способен удержать в себе такой объём. Он маломощен. Энергия в нём накапливается постепенно и по крупицам изо дня в день. Только систематические занятия в течение года могут повысить энергетический заряд человека с 20 ед., к примеру, до 40. (Если же человек занимается в течение месяца ежедневно, а потом бросает, то, как показали замеры, уже через две недели вся приобретённая энергия спадает и человек остаётся на том же уровне, что и был).

    Помимо этих механических способов человек обязан расширять своё сознание соответствующими знаниями Космоса, его законов, чтобы правильно воспринимать все те изменения, которые с ним могут происходить.

    Повышают духовность и все виды искусства, но в то же время не любое и каждое произведение, а только те из них, которые достигли уровня классики. Это - классическая музыка, классические картины, литература, любые шедевры человеческого созидания. Они формируют в человеке правильный эстетический вкус, вырабатывают правильные морально-нравственные нормы поведения и включают в себя ту гармонию, на которой строятся светлые миры.

    Правда, люди часто к классическим произведениям приписывают и недостойные, но это уже ошибки общества в целом. Люди не понимают, что такое классика и для чего она выделена в особую категорию. Конечно, не для того, чтобы увековечить чьи-то фамилии, а для того, чтобы воспитывать и устремлять души ввысь. Всё, что тянет душу вниз или способствует хотя бы малейшей её деградации, не должно иметь никакого отношения к классике.

    Классика - это не просто свод устарелых норм и канонов, традиций, это определённые кодовые энергетические сочетания, которые передают человеку, доросшему в своём развитии до её понимания, ту энергетику высших миров, на основе которых создаётся их гармония и достигаются высшие планы сознания.

    Так что классика - это не что иное, как особый шифр энергетики верхних частот, ведущий к высшим мирам через восприятие азов их энергии. Азов - потому что в высших мирах всё гораздо сложнее.

    Одним из факторов, повышающих духовность, являются страдания, именно они повышают её в первую очередь, давая душе то высокое качество, которое не способна выработать она ни от музыки, ни от чтения, ни от любого художественного произведения. Страдание даёт душе новое осмысление и виденье мира, заставляет человека становиться лучше в действии, а не в своих мечтах или мыслях, помогает, прежде всего, и самое главное - понимать других и приближаться к ним сердцем. Все прочие способы по повышению духовности направлены больше на развитие эгоистической стороны личности, потому что нет такого единения и понимания с другими, как в страдании. Поэтому человек обязательно проходит через эту стадию развития и только, когда его сердечная чакра раскроется любовью ко всему миру, ко всему человечеству, он переходит в новую форму существования и продолжает путь совершенствования на более высокой ступени.

    "Развитие Человека", авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
    Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.

    Духовность в сущностном понимании – это реальное проявление действия духовного мира в человеке и в общественном сознании. Духовный мир, хотим мы этого или нет, действительно существует, но вне восприятия органами чувств человека.

    Духовность применительно к человеку, – это уникальное проявление индивидуального духа конкретного человека во всех сферах его жизнедеятельности: в познании, в общении, в творчестве, в отношении к миру. Развитие духовности в ребенке направлено на создание условий для реализации духовных потребностей, свойственных его сущности. Нельзя развить то, чему нет основания в природе человека.

    До подросткового возраста за духовное развитие ребенка отвечают взрослые, и от их духовного состояния зависит, чем будет наполнен индивидуальный дух ребенка, какие жизненные ориентиры он изберет.

    Собственно духовная жизнь личности начинается лет с двенадцати, когда подросток уже способен к осознанию своих ценностных ориентиров и своего жизненного пути. Под влиянием духовных сил, действующих на него непосредственно и через других людей, подросток может и отвергнуть привитые ему идеалы, если они не стали его личностной духовной потребностью. Сегодня атеистическое мировоззрение уже не является аксиомой, многие признают, что существует не только материальный, но и духовный мир, где действуют не только силы добра, но и силы зла. Эти силы существенно влияют на формирование внутреннего духовного мира человека. «Власть тьмы» – это не просто художественный образ.

    Духовность личности – это признание того, что всем людям дарован дух от одного Источника: «Мы одной крови, ты и я». Эти слова - парафраз библейского: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания». Деяния апостолов. 17:26.

    Духовность личности – это мудрость, понимание происходящего в контексте всемирного хода истории. Духовен тот, кто, любя свое отечество, чувствует себя человеком мира.

    Духовность личности – это любовь, совесть, сострадание, милосердие, терпимость, умение прощать.

    Духовность личности – это творчество ЛЮБВИ, а не самоутверждения.

    Духовность личности - это благоговейное отношение к природе как источнику абсолютной красоты и духовное слияние с ней.

    Духовность личности – это тонкое чутье в восприятии искусства, отвержение зла, в какой бы красивой упаковке оно ни было представлено в художественном произведении.

    Духовная культура человека и общества основывается на системе ценностей и идей, утвердившихся в результате свободного выбора людей. Духовные ценности выражаются в устной и письменной речи, воплощаются в художественных образах, в созданных вещах, в информации. Умонастроение, духовное состояние людей – вот главный показатель духовной культуры общества, а вовсе не высокий уровень цивилизации. ДУховная культура и цивилизация - это не равнозначные понятия.

    Чем выше уровень мышления человека, тем большие духовные мучения он испытывает, видя несовершенство свое и окружающего мира. Именно эти переживания и могут привести его к Богу.

    Духовная жизнь – есть земное бытие личности, переходящее в вечность, при условии покаяния и возрождения от Духа Божьего. Но это вопрос личной веры и никто не может решать его за самого человека.

    Если не принимать такое понимание духовности, то очень трудно дать однозначное определение термина ЛИЧНОСТЬ. Группам учителей предлагалось анонимно ответить на вопрос «Что такое личность?». Получались в основном перечисления качеств человека. Интересно, что в науке тоже нет четкого определения этого понятия, хотя создано много теорий личности.

    Психолог В. Аверин в учебном пособии «Психология личности» (С.-Пб.,1999 г., стр.19) пишет об этой проблеме: «Мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются методы его изучения, выдвигаются гипотезы, формулируются и формируются концепции, теории и целые направления, но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения. Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепризнанная концепция личности. Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой».

    Каждая теория открывает и объясняет какую-то грань проявления сущности человека. Но все они не выходят из границ социальной обусловленности формирования личности. А что произойдет с личностью, если социокультурная среда разрушится или станет неадекватной традиционным идеалам? Что тогда будет влиять на мысли и поступки человека? Неужели нет в нем самом внутренних резервов и ориентиров для развития?

    На личностное развитие человека влияют не только генетический и социокультурный факторы, но и духовный. Исходя из концепции духовной основы личности, мы даем такое определение термину:

    ЛИЧНОСТЬ – это системное качество, характеризующее человека, осознанно развивающего свою духовную сущность, дарованную ему от рождения.

    «Да, этот человек – личность, - и это качество не определяется возрастом».

    ЛИЧНОСТЬ - синоним Божественного замысла: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". (Бытие, 1:26). - Е.Я.

    
    Top