Свадебное платье грейс келли. Грейс Келли и принц Ренье III: культовая свадьба


Какая девушка не мечтает однажды встретить своего принца! Красавице-актрисе Грейс Келли удалось встретить свою любовь в лице 33-летнего князя Монако и построить с ним крепкую семью. Союз считался идеальным, однако Грейс в браке была, как самой счастливой женщиной в начале, так и несчастной, будто птица, заточенная в золотую клетку, в конце жизни.

В годовщину свадьбы, которая состоялась 19 апреля 1956 года, HELLO.RU вспоминает историю любви одной из самых красивых пар прошлого века - Грейс Келли и князя Ренье.

Кликните на фото для просмотра галереи КЛИКНИТЕ НА ФОТО ДЛЯ ПРОСМОТРА ГАЛЕРЕИ Она, как вулкан под снегом. За ее холодностью скрывается невообразимый жар страстей. Грейс Келли родилась в 1929 году в богатой американской семье. Ее отец занимался строительством, а мать, от которой ей передалась прекрасная внешность, была фотомоделью. Будущая принцесса, живущая в шикарном особняке в одном из самых престижных районов Филадельфии, рвалась на волю. Ей хотелось творчества, славы и немножко безумия.

Маленькая Грейс Келли

Грейс Келли впервые вышла на сцену во время учебы в религиозном колледже, где получала строгое, даже по тем временам, образование. После окончания учебы Грейс уехала в Нью-Йорк. Ей казалось, что однажды весь мир будет лежать у ее ног. Так оно и случилось, но далеко не сразу. Сначала были сотни проб, неудачи и падения. Грейс не унывала, подрабатывала фотомоделью и параллельно постигала азы театрального дела в Американской академии драматического искусства.

У Грейс была действительно изумительная внешность: фарфоровая кожа, высокие скулы, большие глаза, точеный носик, чувственные губы и стройная фигура. Внешность она умело подчеркивала с помощью изысканных нарядов. Позднее про нее скажет Томми Хилфигер:

Грейс Келли - единственная голливудская актриса, которая так естественно и изящно носила белые перчатки. Даже дома, наедине с собой, она оставалась неизменно гламурной и элегантной. Она одевалась элегантно и женственно, любила одежду пастельных тонов и широкополые шляпы.

В 20 лет Грейс получила первую роль на Бродвее. А через два года - желанную роль на телевидении. Прошло еще два года, и она уже стала номинанткой на "Оскар" за работу в фильме "Могамбо". Премию она тогда не получила. Но все же в ее небольшой, но яркой актерской карьере один "Оскар" появился, - за картину "Деревенская девушка" в 1954-м году.

В такой быстрый и неожиданный успех не мог поверить даже отец актрисы Джек Келли:

Я просто не могу поверить, что Грейс выиграла "Оскар". Из всех моих четверых детей, она та, от кого я меньше всего ждал помощи на старости лет.

Грейс Келли, 1952 год

Самым ярким, а впоследствии используемым во многих фильмах, стал образ девушки-авантюристки. Первым "золотую жилу" и талант Грейс к работе в подобном жанре нащупал Альфред Хичкок.

Грейс Келли и Альфред Хичкок с женой Алмой Ревилль, 1954 год Набиравшая темп карьера Грейс могла бы принести ей немало золотых статуэток и престижных премий, но могла бы и окончится вместе с угасанием столь важными в актерском мире молодости и красоты.

Сама Грейс возраста боялась, повторяя:
Сорок лет - пытка и конец для женщины. Как бы то ни было, она встретила Ренье в самом расцвете сил и на пике карьеры - в 27 лет. Блестяще образованный, интеллигентный и галантный - манеры выдавали в нем аристократа, коим он и являлся. Уже в 26 лет он взошел на престол Монако. После смерти Луи II, мать Ренье, которая формально была наследницей, отказалась от престола в пользу своего молодого сына.

Грейс Келли и Ренье III

Ренье и Грейс познакомились на Каннском кинофестивале в 1955 году во время визита делегации актеров к принцу Монако.

Как позже вспоминали сами супруги, в тот день у обоих было плохое настроение. Грейс будто встала не с той ноги, а по дороге на встречу даже попала в небольшую автомобильную аварию. У Ренье тоже были мелкие проблемы с самого утра. Но встреча с Грейс "озарила его день", по выражению самого Ренье.

Грейс Келли, 1955 год

Их роман завязался не сразу, ему предшествовала длительная и интересная переписка. Грейс были очень приятны ухаживания и романтичные письма, она отмечала, что Ренье пишет письма живым и легким языком. Он поведал ей о жизни монарха, рассказал о своем замке и саде, описывая все, вплоть до аромата цветов.

Но вероятно, дело было не только в романтичности молодого князя. Безуслово, он был очарован Грейс, но будучи единоличным правителем, он понимал важность и необходимость женитьбы. А красивая и хрупкая Грейс виделась ему лучшей кандидатурой.

Спустя несколько месяцев Ренье собрался и приехал в Филадельфию, где проживали родители Грейс, чтобы сделать возлюбленной официальное предложение.

Я нашел свою принцессу
- сказал в тот день Ренье.

Помолвка Грейс и Ренье в доме семьи Келли в Филадельфии

Грейс не раздумывая согласилась, и вскоре ступила на борт межатлантического лайнера, который доставил ее, вместе с любимым пуделем, близкими подругами и личным парикмахером, прямиком в карликовое государство.

Родители актрисы не сразу приняли ее решение, считая, что брак к князем столь небольшого государства, - это шаг назад в ее карьере. Да и потенциальные женихи у нее были побогаче, например, за несколько лет до этого ее руки просил арабский шейх с огромным состоянием.

Как бы то ни было, через неделю после приезда Грейс в Монако - 19 апреля 1956 года - состоялась пышная свадьба , после которой началась новая жизнь, в которой больше не было места Голливуду. Грейс Келли стала княгиней Монако.

Свадьба Грейс и Ренье, 1956 год

Ренье и Грейс удалось осуществить зачастую недостижимую мечту других монархов - стать по-настоящему любящей семейной парой. Хотя были и те, кто сомневался в искренности их чувств, говоря, что Грейс не любит Ренье, а лишь старается и учится его любить. Находились и те, кто считал, что сердце красавицы принадлежит бывшему возлюбленному - модельеру Олегу Кассини.

Как бы то ни было, Грейс делала все, чтобы их семья выглядела безупречно. Подданные Монако сразу приняли новую княгиню, которая так прекрасно умела сглаживать острые углы на переговорах мужа, а также имела способность расположить к себе любого.

Рождение детей, в 1957 году дочери Каролины, а в 1958 году сына Альбера, увеличило стан ее поклонников. Граждане Монако боготворили свою принцессу: она была молода, красива, а во время ее выходов к народу, любой человек из толпы мог пожать ей руку.

Грейс Келли и Ренье с Альбером и Каролиной, 1958 год После рождения младшей дочери - Стефании - Грейс вновь предложили сниматься, и сделал это ее любимый режиссер Альфред Хичкок. Но княгиня не могла решиться на столь серьезный шаг, не посоветовавшись со своей новой семьей - жителями Монако. Общественность идею не поддержала, назвав задуманное страшной легкомысленностью. Конечно, Грейс пришлось отказаться от роли, ведь ее образ, столь тщательно выстраиваемый годами, мог враз разрушиться.

Келли оправдала все надежды, возложенные на нее подданными, став для Ренье идеальной женой. Грейс активно занималась благотворительностью, покровительствовала искусствам и родила наследников, а ее мировая слава и американская непосредственность привели к многократно возросшей популярности Монако. Грейс Келли очень любили, ее считали эталоном стиля и женского обаяния.

Грейс Келли, Ренье III, Альбер и Каролина Грейс Келли с Каролиной и Альбером

Жизнь текла своим чередом, но назвать отношения Грейс и Ренье безукоризненными со временем было уже нельзя. С годами князь стал замкнутым, практически отказался от светских выходов и большую часть времени проводил в замке со своими любимыми домашними животными.

Грейс, будучи человеком общительным, очень хотела делиться своими мыслями и идеями с людьми, она постоянно проводила встречи, общалась с окружающими. А Ренье ревновал, считая, что жители Монако больше любят его жену, нежели его самого.

В 40 лет у Грейс случилась депрессия - как она и предполагала когда-то, кризис, связанный с угасанием красоты, ее не миновал. К этому времени дети уже подросли, и у супругов все чаще стали случаться публичные скандалы, которые очень расстраивали любящую идеал во всем Грейс.

Грейс Келли с мужем и дочерьми - Стефанией и Каролиной Каролина имела громкий и скандальный брак за плечами, Альбер, который был будущим наследником, не интересовался ничем, кроме спорта и девушек, а младшая дочь Стефания росла "пацанкой" - гоняла на мотоцикле и презирала женственную одежду. Образ безупречной семьи, который так старательно выстраивала Грейс, рушился. Она уже не считала свою жизнь сказочной, а семью идеальной, хотя и старалась не выказывать на публику своего разочарования.

Грейс Келли, Ренье III и Стефания

Незадолго до катастрофы, унесшей ее жизнь, Грейс, по словам современников, завела любовника в Париже и практически переехала жить к нему. В самом конце жизненного пути она мечтала лишь об одном - возобновить актерскую карьеру. Ее буйная и неспокойная натура, которая так долго скрывалась за фасадом неприступной "снежной королевы", рвалась наружу.

Ясным осенним днем 13 сентября 1980 года Грейс с дочерью Стефанией попали в аварию. Княгиня, всю свою жизнь прибегавшая к услугам водителя, решила повести машину в тот день сама - под предлогом серьезного разговора с дочерью. По дороге у Грейс случился инсульт, и она потеряла управление.

Князь Ренье III с дочерью Каролиной На похороны принцессы съехались знаменитости и монархи из Америки и Европы, местные жители рыдали прямо на улицах, а Ренье шел под руку с дочерью и не скрывал слез.
Господи, я не спрашиваю тебя, почему ты забрал ее у меня, но благодарю за то, что ты дал ее нам. - эти слова произнес на могиле Грейс ее супруг князь Монако Ренье III.

Ренье пережил свою супругу на четверть века, скончавшись в апреле 2005 года.

В этом году Грейс бы исполнилось 85 лет, а Ренье - 91 год. А их сказочному, но не идеальному браку было бы 58 лет.


Каждая девушка мечтает о встрече с принцем. Красавица-актриса Грейс Келли не просто встретила и полюбила 33-летнего князя Монако, но и построила с ним крепкую семью. Их союз считался идеальным. Грейс же, которая была самой счастливой женщиной в начале брака, оказалась птицей, заточенной в золотую клетку, в конце жизни.

Грейс Келли

Грейс Келли появилась на свет в 1929 году в Филадельфии в семье миллионера Джека Келли, который заработал свои первые большие деньги, будучи владельцем фирмы «Келли. Кирпичные работы». В семье было четверо детей. Все дети росли в строгих правилах и не были избалованы родителями. Главную роль в формировании будущей личности Грейс сыграл дядя девушки, актер Джордж Келли, именно он заметил ее талант еще в юном возрасте.


К четырнадцати годам Грейс Келли уже играла в театре, и на глазах девушка превращалась из гадкого утенка в настоящую красавицу. У нее было много поклонников, но Джек Келли пытался оградить дочь от ранних любовных увлечений.

Переезд в Нью-Йорк


Избавится от опеки отца девушке удалось лишь после переезда в Нью-Йорк. В большом городе Грейс завела множество новых знакомств. В компании друзей она чувствовала себя раскрепощено. Грейс Келли проходила обучение в академии драматического искусства. Там она познакомилась со студентом Херби Миллером, и привлекательный парень стал ее другом. Девушка подрабатывала манекенщицей, а все заработанные деньги отправляла семье.


Удача улыбнулась девушке вовремя кастинга на фильм «Ровно в полдень», который собирались снимать в Голливуде. В апреле 1952 года Грейс проснулась знаменитой, фильм «Ровно в полдень» где она снималась, получил сразу три «Оскара».

Знакомство Грейс Келли с Ренье III


В 1955 году, когда Грейс Келли стала по-настоящему знаменитой и возглавляла делегацию кинематографистов США вовремя Каннского фестиваля, ей поступило предложение посетить княжество Монако. Тогда об этом мечтали многие знаменитости, Грейс же отнеслась к этому предложению достаточно сдержанно.


Все с самого начала шло не по плану. Из-за того что в ее гостинице отключили электричество, актрисе удалось до конца высушить волосы, она пришла на встречу с принцем в помятом платье и с пучком на голове. Ренье так же был не восторге от предстоящей встречи, но как только князь увидел привлекательную блондинку, которая у зеркала репетировала поклон приветствия, влюбился в нее с первого взгляда. Дальше была увлекательная прогулка по парку и милая беседа. Оказалось, что общих тем у них более, чем достаточно. Несмотря на свою беззаботность, Грейс Келли была достаточно образованной и смогла покорить князя не только внешностью, но и своей осведомленностью во многих темах.


Встреча закончилась, и девушка улетела домой, она отправила Ренье письмо, в котором поблагодарила его за прием. Князю Монако было за тридцать, он искал себе будущую жену и мать его детей. Что ни говори, Грейс оказалась в нужное и время в нужном месте.

Свадьба и супружеская жизнь Грейс Келли и Ренье III


К этому времени карьера актрисы Грейс Келли достигла пика. Восхищённые взгляды мужчин ей надоели, нужно было принимать решение, как жить дальше. 25 декабря семью Келли посетил князь Ренье, он предложил Грейс выйти замуж, и она ему сказала «да». Свадебная церемония прошла в Монако 18 апреля 1956 года. Невеста была в платье, на которое ушло сто метров старинного кружева, которое искали по всем музеям Франции, а её фату украшала одна тысяча жемчужин


Это была поистине королевская свадьба. Приданое будущей княгини составило два миллиона долларов. На тот момент Грейс определилась, чего хочет от жизни. Девушка полностью отказалась от карьеры актрисы, семья волновала ее, куда больше чем работа в кино. Не прошло и года, как Грейс родила мужу дочь, которую назвали Каролина Луиза Маргарита, через несколько лет родился Альбер Александр Луи Пьер - наследник престола.


Пребывание Грейс Келли в Монако положительно повлияло на рост экономики в княжестве. Еще до свадьбы с Ренье, Грейс Келли была достаточно узнаваемой личность, именно ее имя добавило количество туристов, которые стали посещать Монако. Грейс Келли посвятила все свое свободное время благотворительности, помимо этого она занималась воспитанием собственных детей.


В 1965 году у супругов родился третий ребенок, это была девочка, ее назвали Стефания Мария Элизавета. К сожалению, больше Грейс Келли не могла иметь детей - четвертый мальчик умер, так и не родившись. Поговаривали, что после этого князь Ренье охладел к жене: он стал настоящим тираном, ревновал ее и унижал, считая, что жители Монако больше любят его жену, нежели его самого. Грейс же все прощала мужу. В 1981 году они отпраздновали серебряную свадьбу.

Последние годы


Время шло, дети росли. Каролина имела громкий и скандальный брак за плечами, Альбер, который был будущим наследником, не интересовался ничем, кроме спорта и девушек, а младшая дочь Стефания росла "пацанкой" - гоняла на мотоцикле и презирала женственную одежду. Образ безупречной семьи, который так старательно выстраивала Грейс, рушился. Она уже не считала свою жизнь сказочной, а семью идеальной, хотя и старалась не выказывать на публику своего разочарования.

Незадолго до катастрофы, унесшей ее жизнь, Грейс, по словам современников, завела любовника в Париже и практически переехала жить к нему. В самом конце жизненного пути она мечтала лишь об одном - возобновить актерскую карьеру. Ее буйная и неспокойная натура, которая так долго скрывалась за фасадом неприступной "снежной королевы", рвалась наружу.

Как-то она решила поговорить с дочерью с глазу на глаз, а для этого решила отказаться от услуг водителя и сама села за руль автомобиля. Это была роковая ошибка. Погружена то ли в свои мысли, то ли в разговор супруга князя Ренье допустила оплошность, машина съехала с дороги и упала с большой высоты.


Журналисты поговаривали, что в салоне автомобиля произошла cсора, и у Грейс Келли случился инсульт. Так и не оправившись после аварии, княгиня умерла, это произошло 14 сентября 1982 года. На тот момент ей исполнилось всего 52 года. Младшая дочь Стефания, которая была с матерью в машине, осталась жива. На ней не было практически ни царапины. Великая любовь оборвалась трагически, и это была огромная потеря для Монако и всего мира.

Жизнь Ренье после смерти Грейс


На похороны принцессы съехались знаменитости и монархи из Америки и Европы, местные жители рыдали прямо на улицах, а Ренье шел под руку с дочерью и не скрывал слез. Своим указом он запретил на территории Монако показ фильмов, в которых снималась его супруга. Он всё чаще оставался наедине собой, и всё реже появлялся на светских приемах.
восточная сказка на фоне мировой политики покорила весь мир и закончилась, к сожалению, трагедией.

Грейс Келли и князь Ренье III - такая пара была просто обречена на всеобщее внимание, и их свадьба, состоявшаяся 19 апреля 1956 года, вошла в историю, как одна из самых знаменитых. Ну а великолепное платье невесты было ей под стать, и тоже прославилось, на долгие годы став образцом безумно элегантного и изысканного свадебного наряда. Прошло уже более полувека, но оно по-прежнему служит источником вдохновения для множества невест...

Что ж, если вы выходите замуж за принца, то должны выглядеть, как принцесса. В день своего венчания красавица Грейс выглядела именно принцессой - правда, скорее, не настоящей, а сказочной.


Один из ее биографов, раскритиковав яркий, «опереточный» мундир жениха, правителя крошечной мирной страны, о самой Грейс писал: «Голливуд - следует отдать ему должное - проявил больше вкуса и такта в выборе элегантного, однако довольно простого на вид подвенечного платья невесты: двадцать ярдов шелка, двадцать пять ярдов шелковой тафты, девяносто восемь ярдов шелкового тюля и более трехсот ярдов валансьеннских кружев. Грейс великолепно смотрелась в подвенечном наряде, созданном для нее Хелен Роуз , и чем-то напоминала гордого лебедя. Волосы ее, гладко зачесанные назад, были убраны под небольшую шапочку в стиле шекспировской Джульетты, и поэтому в ее облике было нечто от елизаветинской эпохи. А так как за неделю до прибытия в Монако Грейс похудела почти на четыре килограмма, то талия ее стала еще более тонкой и элегантной. Под облаком фаты, оборок и складок угадывался силуэт прекраснейшей из женщин».


За день до того Грейс и Ренье прошли обряд гражданской регистрации - разумеется, невеста и тогда была в изящном наряде, хотя куда более сдержанном. Автором обоих была Хелен Роуз, художник по костюмам киностудии «Метро Голдвин Майер», где снималась Грейс Келли. Хелен, к тому же, специализировалась на свадебных платьях. И хотя другой известнейший художник по костюмам Эдит Хед, которая десятилетиями одевала весь Голливуд и в жизни, и на экране, и к тому же близко была знакома с Грейс, рассчитывала, что создавать свадебный наряд позовут именно ее, выбор, тем не менее, пал на Хелен Роуз (до этого она работала над костюмами Келли в нескольких фильмах, самыми известными из которых стали «Высшее общество» и «Лебедь»). А платье стало подарком MGM своей красавице-актрисе - могла ли киностудия желать лучшей рекламы?..


Хелен Роуз, которая была мастером своего дела, полагала, что наряд должен быть и элегантным, и по-королевски величественным, однако при этом он не должен затмевать красоту Грейс. И ей удалось создать шедевр, который отвечал этим требованиям - он был прекрасен, достоин свадьбы монарха, и при этом только обрамлял и подчеркивал красоту невесты.

Плотно облегающий лиф и пышная юбка - на этой основе можно построить самые разные варианты, и Роуз удался один из самых эффектных.

Лиф платья без декольте, наоборот, с маленьким стоячим воротником, закрывавшим основание шеи, и лишь с небольшим вырезом у горла, застегивающийся спереди на маленькие пуговки (их около тридцати), с длинными рукавами, был сделан из кружева. Казалось, на нем не было швов - на самом деле их там множество, однако они совершенно незаметны, поскольку отдельные фрагменты драгоценного кружева были вырезаны, отделены от основы и соединены заново точно по фигуре. Разумеется, лиф не мог быть прозрачным, так что он состоял из двух слоев: корсаж без рукавов из тафты цвета слоновой кости, и вышеописанный кружевной лиф поверх него.


К лифу был пришит коротенький, чуть ниже середины бедра, кринолин, который должен был поддерживать пышную юбку. Поверх кринолина лежали четыре пышные, отделанные узкими полосками-кружевами, оборки. Под кринолином была еще нижняя юбка, отделанная более широким кружевом.

Словом, платье представляло собой довольно сложное сооружение (недаром к нему прилагалась инструкция, как правильно его надевать), а ведь это еще не все!

Далее следовала пышнейшая верхняя юбка; плотно охватывающий талию широкий шелковый пояс с заложенными поперечными складками еще больше подчеркивал контраст - между тонкой талией и массивной юбкой, между кружевами верхней части платья, расшитыми крошечными жемчужинками , и гладкой шелковистостью нижней.


Юбка имела не А-образный силуэт с его постепенным расширением, а, благодаря крою и поддерживающим ее кринолину и нижним юбкам, резко расширялась, начиная с самого верха, и напоминала перевернутый венчик цветка. Нижних юбок было три - первая, так сказать, основная, далее юбка с пышными оборками, и, наконец, третья, которая эти оборки сглаживала.

Спереди юбка была гладкой, а вот сзади располагались складки. На невесту в день торжеств обращено множество взглядов, и зачастую при этом она повернута к гостям спиной, так что очень важно, чтобы с той стороны платье смотрелось не менее эффектно, чем спереди. Так что Хелен Роуз прибегла к изящному приему - сзади на верхней юбке из тафты был разрез от талии и до самого низа . Несколько бантов прихватывали его приблизительно до уровня колен, не давая полам расходиться, а вот дальше выглядывал шлейф, сделанный из шелковой сетки и кружева . Внизу тафтяная юбка распахивалась окончательно, эффектно демонстрируя скрывавшиеся под ней кружева шлейфа.

Словом, можно понять, почему даже в наше время, когда, казалось бы, пресыщенного зрителя уже трудно удивить, свадебный наряд Грейс Келли производит ошеломляющий эффект - как издали, так и вблизи.


В отличие от множества невест королей и принцев, в качестве головного убора Грейс выбрала не тиару с бриллиантами, как можно было бы ожидать, а прелестную «шапочку Джульетты», «джульеттку». Она, сделанная из шелка и кружева, расшитая жемчугом, с уложенным поверх всего этого веночком из флердоранжа , с изящным треугольным мысом спереди, плотно облегала голову, приоткрывая при этом светлые, гладко зачесанные волосы невесты. Это было и красиво, и необычно, и навевало воспоминания о предыдущих эпохах, так что классическая красота Грейс Келли казалась окутанной флером некоей прекрасной старины.

Впрочем, и вполне реальным флером - своей фаты - Грейс тоже была окутана. Будучи разложенной, фата представляла собой круг, приколотый на затылке так, чтобы сзади фата была длинной (там она доходила до пола), а спереди, если накинуть на лицо, короткой, приблизительно до пояса. Она была сделана из тончайшей шелковой сетки, и ее тоже украшали аппликации из кружева. Чтобы не скрывать лицо Грейс, и не заслонять красоту платья, их пустили только по краю фаты. Мотив узоров был цветочным, однако среди цветов скрывались и маленькие птички, символизировавшие влюбленных.


Кружева и жемчуг украшали не только платье, но и туфли-лодочки , и обложку молитвенника. В руках невесты был букет - нет, не из роз или других пышных цветов, а из ландышей. Словом, все было продумано до мельчайших деталей, да и как иначе, учитывая, насколько «звездной» была свадьба?

И на самом деле не так уж важно, сколько стоили старинные кружева, сколько жемчужин было нашито на ткань, сколько часов ушло на шитье. Важно, что в результате возник единый ансамбль, который уже много лет служит образцом самого настоящего свадебного наряда принцессы.

Хотя правильнее будет сказать, княгини.

18 апреля 1956 года состоялось это событие – пышная свадьба американской красавицы-актрисы и принца Монако. До сих о Грейс Келли, ее загадочной гибели и трагичной судьбе, ходит немало слухов и легенд. А ее свадьба вошла в историю как самая романтичная и пышная церемония 20 века.

Наследный принц, особа голубой крови – и голливудская актриса. Встретились они на Каннском кинофестивале 1955 года, причем их первое свидание организовали журналисты издания «Пари Матч». Недолгая встреча оставила в сердцах обоих незабываемые впечатления и после расставания пара начала переписку, которую они старались особо не афишировать. В своих письмах Грейс и Ренье делились переживаниями, мыслями, сокровенными мечтами.

Закончилась переписка предложением руки и сердца. Грейс, которой на тот момент было 26 лет, сразу согласилась. Ренье был счастлив: актриса была не только прекрасна внешне, но и отличалась умом, умением располагать к себе людей и потрясающей харизмой. Еще одна черта, покорившая принца – в отличие от большинства актрис Голливуда, Грейс была казалась простой и естественной в общении.

Чтобы соблюсти все приличия, в декабре 1955 года Ренье отправился в Америку под предлогом официального визита, тогда как истинной целью являлось посещение семьи Грейс. Принц попросил руки Грейс у ее отца, Джека Келли, достаточно обеспеченного и успешного предпринимателя. Родители актрисы были счастливы породниться со столь именитой семьей и, не колеблясь, ответили согласием. Объявление о свадьбе вызвало в обществе бурную реакцию. Французы начали ворчать, что женитьба на уроженке Филадельфии «американизирует» Монако и до добра не доведет. Американцы, в свою очередь, принялись едко критиковать внешность принца, не отличающегося особой красотой, и удивляться, как любимица публики, красавица Грейс, может выйти замуж за пухлого коротышку. Режиссер Альфред Хичкок, в двух фильмах которого снималась Келли, так опечалился предстоящим союзом, что назвал невесту «принцессой Дисгрейс» (позор, бесчестие на английском).

Кстати, чтобы стать женой принца, семья Келли должна была передать с ней 2 миллиона долларов в качестве приданого. Кроме того, Грейс прошла тесты на возможность родить ребенка – для спутницы особы королевской крови это более, чем важно.

Вскоре Грейс в компании со своими нарядами, любимой собачкой и пятью подружками невесты на лайнере отправилась к берегам Монако. Как только лайнер приблизился к Лазурному берегу, ему навстречу устремилась красавица-яхта с Ренье на борту. Когда влюбленные встретились, их засыпал дождь из белых и красных гвоздик, которые высыпали с вертолета по приказу Аристотеля Онассиса, друга Ренье III.

18 апреля 1956 года состоялась долгожданная свадьба . Невеста была потрясающе красива в роскошном наряде от киностудии MGM , созданном дизайнером Хелен Роуз. Наряд шили шесть недель 30 швей. Было использовано 25 метров шелковой тафты цвета слоновой кости и старинное бельгийское кружево 125-летней давности. Кстати, столь раритетное кружево выкупил Ренье из музея. Кроме этого, платье расшили морским жемчугом. Наряд носил весьма целомудренные очертания – чего стоит строгий воротник-стойка! Фату также украсили жемчужинами. Дизайнер Оскар де ла Рента так прокомментировпл образ Грейс: «Цельный образ Грейс Келли в день ее свадьбы, начиная королевской фатой и заканчивая шнуровкой на корсете и строгой юбкой, сделал ее идеальной невестой».

Жених предстал перед гостями в военной форе в стиле эпохи Наполеона I. Это была исключительно его идея и даже элементы формы он создал сам.

Гражданская церемония заключения брака прошла в тронной комнате дворца Гримальди. На ней присутствовало всего 80 человек – самых близких родственников и друзей. После церемонии был устроен пышный прием, на котором присутствовало 6 000 человек. На следующий день состоялась и церковная церемония в храме Святого Николаса. В церкви было порядка 600 приглашенных, кроме того, за церемонией наблюдали 3 миллиона телезрителей. Помимо этого, на улицах Монако собралось свыше 20 тысяч фанатов актрисы.

Грейс в качестве свадебного букета выбрала ландышевую композицию, простую и прекрасную одновременно. Алтарь был украшен массой цветов, - лилиями, сиренью и гортензиями. Шестиэтажный свадебный торт взрезали весьма необычным способом – принц отсек верхушку своей шпагой.

Особым шиком отличались и подарки. Так, Ренье преподнес своей молодой жене яхту, на которой они потом и поехали в свадебное путешествие . К слову, Грейс не любила водные прогулки и всегда мучилась сильнейшей морской болезнью. Подданные Монако преподнесли паре потрясающий Роллс-Ройс черно-кремового цвета. Во время медового месяца был зачат первый ребенок, появившийся на свет спустя ровно 9 месяцев и 4 дня с момента свадьбы.

Брак Грейс и принца продлился 26 лет и прервался трагической гибелью принцессы в автокатастрофе. Ее образ стал настоящей иконой стиля и легендой, а ее доброта, понимание и обаяние вошли в историю как образец и как образчик Идеальной Принцессы…

Звезда голливудского кино Грэйс Келли и князь Монако Ренье III встретились впервые в 1954 году. В то время актриса снималась в фильме Альфреда Хичкока «Поймать вора», действие которого происходит на французской Ривьере, и молодой монарх конечно не мог позволить себе упустить шанс познакомиться со знаменитой актрисой.

Их роман развивался стремительно, уже в 1956 году Келли согласилась выйти замуж за Ранье, а также объявила о завершении своей недолгой карьеры. Сказочная свадьба кинозвезды и принца прошла с 18 по 19 апреля 1956 года. В первый день состоялась гражданская церемония в присутствии ближайших друзей и родственников, на следующий день прошла торжественная церемония для всей публики.

В браке у Ранье и Грэйс Келли родились три ребенка - принцессы Каролина и Стефания и принц Альбер II, который сегодня является правящим князем Монако. Супруги прожили вместе более 25 лет. В 1982 году актриса Грэйс Келли попала в автокатастрофу, ее автомобиль потерял управление и вылетел со склона горы. С тяжелейшими травмами княгиню доставили в больницу, на следующий день Грэйс Келли скончалась не приходя в сознание.

Грэйс Келли была похоронена 18 сентября в фамильном склепе семьи Гримальди в Соборе Святого Николая в Монако. Ее муж принц Ренье до самой своей смерти в 2005 году остался вдовцом, он был похоронен рядом со своей возлюбленной.

Фотографии со свадьбы Грэйс Келли и принца Монако Ранье III

Грейс Келли стала 10-й княгней Монако, а позднее и матерью ныне правящего князя Альбера II.

У княжеской было трое детей — Каролина Маргарита Луиза (род. 1957), Альбер II (род. 1958), правящий князь Монако, Стефания Мария Елизавета (род. 1965).

Ранье и Грейс Келли во время церемонии венчания.

Платье невесты было создано дизайнером киностудии Metro Goldwyn Mayer MGM Хелен Роуз.

Официальное фото со свадьбы Грейс Келли с подружками невесты.

Официальный свадебный портрет Грейс Келли и Ранье.

По завершении церемонии венчания новобрачные сели в Rolls-Royce с открытым верхом, подаренный паре подданными княжества, и проехали по Монте-Карло.

На изготовление платья цвета слоновой кости ушло 25 метров шелковой тафты и старинного бельгийского кружева 125-летней давности.

Голову невесты украшала кружевная диадема, в руках она держала маленький букет из ландышей.

Грейс Келли и Ранье во время церемонии бракосочетания.

Ранье и Грейс Келли приветствуют граждан Монако.

Большую часть медового месяца Ренье и Грейс Келли провели в плавании вокруг острова Корсика.

Платье Грейс Келли украшал воротник-стойка, который застегивался на 30 пуговиц и был сделан из кружева.

Грейс Келли и Ранье

Граждане Монако боготворили свою принцессу: она была молода, красива и открыта к людям, во время праздников любой человек из толпы мог пожать ей руку.

После свадьбы Грейс Келли активно занялась благотворительностью. Зимой 1956 года она организовала во дворце Рождественскую елку для детей и это настолько подкупило сердца местных жителей, что событие сразу стало ежегодной традицией.

В 2007 году Монако выпустило памятную монету номиналом 2 евро с тиражом 20 001 шт, посвященную 25-летию со дня смерти Грейс Келли. Данная монета имеет самый маленький тираж из всех памятных монет 2 евро и является самой дорогой (стоимость монеты на аукционах превышает 1200 евро). После её выпуска в Монако было запрещено 2 года выпускать памятные монеты номиналом в 2 евро.

В 2012 году в Йошкар-Оле на набережной реки Малая Кокшага у ЗАГСа установлен памятник супружеской чете Грейс Келли и принцу Монако Ренье III.


Top