Выкидыш – это тот случай, когда женщину до конца не поймут. Восстановление после выкидыша: пошаговая инструкция

05.09.2014

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). В этих словах Учителя и Господа Церковь усматривает глубокий смысл чадородия, которым спасается женщина, если пребывает в вере и любви и в святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). Рождение младенца, таким образом, связано для матери-христианки с радостью жизни по евангельским заповедям, к которой будет приобщен и рожденный ею ребенок. Просите и получите, - говорит Христос, – чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24). Рожденный младенец, как некогда и сама мать, будет введен в жизнь Церкви в Таинстве Крещения и получит от Бога дар Святого Духа. Перед ним откроются тайны веры, Евангелия, Царства Небесного. Жизнь во Христе вместе со своим ребенком наполняет сердце женщины благодарным чувством к Богу. И радость обретения младенца вставляет ее забыть скорбь при рождении.

По-иному ведет себя сердце женщины, когда неожиданно для нее случается непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. Радость не приходит в ее душу. Ее сердце скорбит о младенце, исключенном из жизни, изверженном ею. Скорбит она и о себе самой, пребывающей во грехах, которые отравляют все члены тела, все силы и свойства души, поражают недугом и тело, и сердце, и ум. Скорбь ее сменяется печалью. В душу может войти уныние оттого, что не было у нее достаточной решимости жить по евангельским заповедям и достойно хранить дар Святого Духа, полученный в Крещении. Горестно и трудно женщине в эти минуты жизни. И Церковь как Мать понимает ее состояние и приходит к ней на помощь. В первый же день пастырь должен быть извещен о тяжком несчастье, происшедшем с женщиной, чтобы совершить в тот же день о ней молитву.

Согласно древней практике, священник совершал эту молитву у одра больной женщины, предварив молитву о жене извергшей, принятием покаянного исповедания грехов со стороны женщины, открывающего пастырю духовное ее состояние, чтением над ней разрешительной молитвы: Господь и Бог наш Иисус Христос... и наложением посильной епитимии.

Совершение молитвы священник начинает возгласом: Благословен Бог наш... Далее читает Трисвятое по Отче наш, Яко Твое есть Царство... тропарь дня. По тропаре иерей глаголет: Господу помолимся и читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии и во яслех, яко Младенец, возлегий, Сам рабу Твою сию, днесь сущу во гресех, во убийство впадшую волею или неволею и зачатое в ней извергшую, помилуй по велицей Твоей милости, и прости ея вольная и невольная прегрешения, и сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, и скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея, Человеколюбче, даруй, и ангелом светлым сию соблюди от всякаго нашествия невидимых демонов, ей, Господи, от недуга и ослабления, и очисти ю от телесныя скверны и различных ей находящих стужений утробных, и изведи ю многою Твоею милостию во смирением ея теле. И возстави ю от одра, на немже лежит, яко во гресех родихомся и в беззакониих, и сквернавы ecи есмы пред Тобою, Господи, и со страхом вопием и глаголем: призри с Небесе, и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей сей (имя рек), сущей во гресех, в убийство впадшей волею или неволею, и в ней зачатое извергшей, и всех обретающихся и прикоснувшихся ей, по велицей Твоей милости, яко Благ и Человеколюбец Бог, помилуй и прости, яко Ты Един имаши власть оставляти грехи и беззакония молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и Младенцем возлегший в яслях, Ты Сам эту рабу Твою, ныне пребывающую во грехах, впадшую в убийство по своей воле или невольно и зачатый в ней плод извергшую, помилуй по великой Твоей милости. Прости ей вольные и невольные прегрешения и сохрани от всяких козней диавольских, но скверну очисти, болезни исцели, здравие и благую силу телу ее и душе, Человеколюбче, даруй. Господи, (попечением) ангела светлого соблюди ее от всякого нашествия невидимых демонов, (избавь) ее от недуга и слабости. И многою Твоею милостью очисти ее от телесной нечистоты и различных постигших ее внутренних мучений и отведи их от смиренного ее тела. И восставь ее от ложа, на котором лежит, ибо мы родились во грехах и беззакониях и все нечисты пред Тобою, Господи, и с трепетом взываем: приклони взор Твой с Небес и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей (имя рек), пребывающей во грехах, по своей воле или невольно впадшей в убийство и зачатого в ней (младенца) извергшей. И всех находящихся около нее и прикоснувшихся к ней, как Благий и Человеколюбивый Бог, помилуй и прости по великой Твоей милости, ибо Ты один имеешь власть оставлять грехи и беззакония, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых. Поэтому Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь).

По молитве иерей совершает отпуст. Если молитва прочитана над женщиной в первый день ее несчастья, то в сороковой день читается молитва сорокового дня. В случае непрочтения молитвы в первый день данная молитва и молитва сорокового дня совершаются в день, когда женщина, оправившись от болезни, приходит в храм, то есть, начиная с сорокового, в любой последующий ближайший день.

Если женщина родит, хотя и преждевременно, но живого младенца, то в случае его смерти сразу же по рождении над матерью следует читать обычные молитвы жене родильнице, а не молитву егда извержет.

В приходской жизни священник соприкасается со случаями, когда молитву егда извержет просят совершить о себе женщины, извергшие зачатый в них плод по своей воле. На священнике в этом случае лежит прямая обязанность разъяснить женщине, что с первых веков христианства Святая Церковь исключение человека из книги жизни, из домостроительства спасения людей Сыном Божиим считает не совместимым с евангельским учением. Поэтому уже в I веке Церковь требовала от женщины: «Не умерщвляй дитяти в зародыше» («Учение двенадцати апостолов»), убеждая ее отстать от языческого взгляда на этот вопрос.

Церковь всегда смотрела на зачатый во утробе матери плод как на человека. Она установила праздники зачатия святого Иоанна Предтечи, зачатия праведной Анной Пресвятой Девы Марии, утверждая эту мысль. И когда женщина пренебрежет требованием Церкви, то она, по слову Христову, оказывается виновной в нарушении заповеди древней (Мф. 5, 21).

Чтобы помочь женщине, волею извергшей младенца, с должным духовным разумением перенести последствия своего греха, Церковь определила ей, в отличие от женщины, извергшей невольно, длительное время покаяния.

Требник митрополита Киевского Петра Могилы говорит: «В исповедании известно испытай, каковем образом сие извержение приключися ей: ...аще волею коим-либо буди образом сие ключися, убийство сотворила есть: сего же убо ради от святых правил рассудив, накажи (наставь) ю, и епитимию по силе наложив, разрешением обычным разреши».

Из этих слов Требника видно, что женщине, извергшей младенца по своей воле, молитва егда извержет в храме не читалась, а совершались о ней молитвословия Таинства Покаяния. По разрешительной молитве ей давались пастырские советы, направленные на видение и глубокое переживание ею своих грехов, сознание своей вины перед Богом и исповедание твердого намерения не возвращаться к совершению греха.

Этому намерению помогает женщине желание видеть себя в свете правды Божией, которая свидетельствует, что извержение младенца волею готовится в ее душе преобладанием в ней эгоизма, черствости, внутренней жестокости и иных греховных начал, что убеждает ее идти на это. И покаяние только тогда принесет облегчение душе, когда женщина будет исповедана пред Богом о всей совокупности греховных навыков, связанных прямо или косвенно с лишением младенца возможности участвовать в ее жизни.

Извержение младенца морально угнетает душу женщины и тем самым нарушает доброжелательную атмосферу в ее семье, где наблюдается потеря согласия, мира, взаимопонимания между членами семьи (ср. Быт. 4, 11—12) во многих вопросах жизни. Грехом одной грех входит во многих и разделяет, отчуждает членов семьи друг от друга. Семья - единое целое не только телесно, но и духовно. И вина матери является одновременно и виной отца, когда с его согласия греховное начало в женщине берет верх над благоразумием и доброй совестью.

Женщина-мать вместе со своим супругом несет ответственность перед Создателем Богом за участь младенца в загробном мире, хотя суд над ним предоставлен Самому Богу, Его Святому Промыслу. Молитва родителей о нем, особенно матери, облегчает его участь, приклоняя любовь и милосердие Божие к нему.

Церковь усматривает необходимость в покаянном изменении сердца и умиротворении совести. А в молитвах о безымянных младенцах, совершаемых в домашнем молитвенном правиле, и в доброделании она видит необходимую духовную жертву ради благой загробной участи этих младенцев.

При непременном условии Покаяния и епитимий священник не нарушит церковных правил, допуская женщину, волею извергшую зачатый плод, к участию в богослужении Церкви, а по истечении срока епитимий - и в Таинстве Святого Причащения.

Протоиерей Геннадий НЕФЕДОВ

Несостоявшаяся мать, как, впрочем, и отец, обычно испытывают состояние эмоциональной потери, не способны совладать со своими чувствами, без конца задают себе вопросы: отчего случился выкидыш, реально ли было предотвратить несчастье. Опытные эксперты готовы помочь советами, как справиться с чувствами.

Как долго длится состояние

После выкидыша эмоциональное восстановление способно продолжаться довольно долго. Бывает, что потеря не рожденного малыша усиливает проблемы, которые уже существовали у пары, и прежде незаметные камни преткновения становятся непреодолимой стеной. Спасти ситуацию могло бы не замыкание в себе, не отдаление супругов, а разговор о происшедшем, что создаст фон общих переживаний и сближения. Но чаще всего даже самым любящим людям не под силу полностью унять боль утраты.

Что чувствует женщина

Женщине и мужчине дано по-разному ощущать боль утраты. Отец, как правило, не ощущает подобной связи с не рожденным малышом, как мать, поскольку плод не был для него физической реальностью. Мужчина, вероятней всего, будет переживать крушение своих ожиданий и надежд. Помимо этого, мужчина по-другому выражает свои переживания: вместо тоски и отчаяния, которые в большей степени свойственны женскому проявлению горя, часто приходят агрессия и гнев.

Постарайтесь не замыкаться в себе. Матери, на самом деле, довольно сложно отпустить ребенка эмоционально, даже если малыш существовал лишь в ее представлениях. Надо дать возможность женщине выговориться.

Эмоциональное расставание с не рожденным ребенком (если женщину поддерживают окружающие) обычно полностью завершается по истечению шести месяцев. Напишите письмо самой себе или близкому человеку (вовсе не обязательно его отправлять), поговорите с не рожденным малышом. Это станет переломным обстоятельством в исцелении и примирении с происшедшим. Если озвучить свои чувства и мысли, женщина выйдет из-под их власти.

Любая женщина всегда поймет, что она беременна. Но если ее мысли сразу сводятся в сторону аборта, то начинается ответная реакция - первое, заболевают в семье дети, вплоть до больницы, (падения, увечья, ушибы). Записанные на аборт женщины в силу семейных обстоятельств (болезни детей) не могли попасть на аборт. Часто сами женщины попадают в экстремальные ситуации.

Однажды, ко мне на прием, пришла женщина, приехавшая из далека, чтобы сделать аборт. Я долго с ней беседовала, предупреждая о последствиях аборта, отговаривала, приводила доводы счастья материнства, но убедить женщину не делать аборт, было практически невозможно. В ходе беседы выясняется, что по дороге сюда они попали в очень сложную аварийную ситуацию и чудом остались живы. Уже только путь к убийству плода вызвал обратную реакцию. Счастливый исход этой ситуации был, наверное, дан с надеждой остановиться и задуматься. Дальнейшая судьба этой женщины мне не известна.

Я работала по пять лет на одном участке в разных городах. Ко мне обращались многие женщины и опираясь на свои наблюдения я могла проследить взаимосвязи лечебные и жизненные. Вот одно из них: у женщины нормальная, хорошая семья. Прекрасный, любящий муж, двое детей. И вот, новая беременность, "конечно случайная". Муж просит оставить ребенка. (За последнее время прошло много публикаций на тему: аборт есть грех) и мужчина, понимания, что после аборта последует расплата, пытается остановить жену, но женщина по своему настоянию идет и делает аборт. Буквально через малый промежуток времени последствия греха начинают сказываться: в семье начинает кто-то болеть, обычно дети. Чаще начинает пить муж, у него появляются другие женщины, разваливается семья. Иногда рождение последующего ребенка выравнивает семейную ситуацию.

После аборта здоровье женщины разрушается. Нарушается гормональный фон и постепенно начинают приходить болезни не только гинекологические (киста, миома, мастопатия, патологический климакс), но и эндокринные - диабет, зоб, нарушение основного обмена веществ.

Сама жизнь ставит препятствия тем женщинам, которые решились на аборт. Врач видит, что отговорить женщину не удается и дает ей направление на анализы и на аборт помимо своей воли, соблюдая закон.

Из практических наблюдений могу сказать, что некоторые аборты делаются вроде бы легко, но есть аборты которые как в той присказке: - тянешь - тянешь, а вытянуть не можешь - это так мечется в своем "домике" ребенок и прячется от дикой кюретки!

Есть случаи, когда дети остаются и развиваются дальше. Чаще всего, из боязни осложнений, их снова абортируют. При проведении абортов на больших сроках беременности (вводится высококонцентрированный раствор в околоплодную жидкость) часто ребенок появляется на свет с закрытым руками личиком. Однажды одна ручка закрывала личико, а другая сжимала область сердца. Такие виды равноценны фотографиям Освенцима или Чечне. Очень плохо когда ребенка вынашивают и рожают без желания и любви. Такие дети, появившись на свет, чаще болеют, хуже развиваются, у них может быть плохая судьба. При рождении детей с уродствами, есть много научных объяснений: экология, заболевания и т.д., но одной из причин может быть противостояние близких людей рождению ребенка. Дитя это чувствуя, не выдерживает и происходит деформация физического или психического развития. Однако, после рождения, эти близкие часто становятся патологически привязанными к этому ребенку. Все физические отклонения рожденного ребенка могут быть выровнены любовью матери.

Последствия абортов всегда влияют отрицательно на здоровье следующих рожденных детей. На фоне искусственно созданной гормональной недостаточности, особенно у девочек, наблюдается позднее гормонально-половое развитие, эндокринные нарушения. Впоследствии длительное или полное бесплодие, опухолевые заболевания. Практически 85-95% внематочных беременностей происходит на основе предыдущих абортов и только 15-20% из-за воспалительных процессов.

***

Психосоматические осложнения после абортов:

Аборт не является безопасной операцией. даже при высоком "качества", совершенного детоубийства, он часто вызывает различные осложнения: заболевания матки (являются разрывы шейки матки, перфорация шейки и стенок матки, эндометрит), заболевания малого таза (воспаление яичников и маточных труб, перитонит и сепсис). Особое место занимают осложнения, возникающие при последующих беременностях и родах (выкидыши, внематочная беременность) и бесплодие... И наконец, серьезные психические проблемы у абортниц.

  • Аборт - готова ли ты заплатить страшную цену за него? Психосоматические осложнения после абортов - Православный медицинский сервер
  • Жизнь после аборта. О влиянии аборта на дальнейшее отношение к детям - Екатерина Бурмистрова
  • Постабортный синдром: чем его лечить? - Наталья Волкова
  • Влияние аборта на братьев и сестёр - Постабортный синдром
  • Осложнения после аборта - Православный медицинский сервер
  • Семь лет я очень активно старалась проводить противоабортную работу. К этому меня подвигло научное мировоззрение, религия и шесть лет практической работы.

Существует множество слов, которые никогда не должна слышать женщина после выкидыша. К сожалению, очень сложно подобрать слова поддержки в такой печальной ситуации, и люди часто говорят то, что ни в коем случае нельзя говорить. И сейчас я хочу рассказать вам, чего следует избегать в таких разговорах, чтобы вы никогда не натыкались на эту ошибку.

1. “Скоро попробуешь снова”

Из всех вещей, которые можно “ляпнуть” в разговоре с женщиной, перенесшей выкидыш, это, наверное, одна из самых нетактичных. Она только что потеряла ребенка, может быть даже на совсем ранней стадии, все равно, последнее, что она хочет услышать, это слова о том, что вскоре нужно попробовать еще раз. Во-первых, ей очень больно от этого, сейчас в душе она оплакивает эту утрату, во-вторых, организму требуется время на восстановление. Она не может просто взять и воссоздать себе ребенка.

2. “Будут еще дети”

Люди часто пытаются утешить женщину после такого, сказав, что у нее еще будут дети. Это вообще никак не поможет! Да, она, вероятно, будет пытаться еще и еще. Но факт остается фактом, она только что потеряла своего долгожданного ребенка! Она вынашивала его, представляла, что будет держать его на руках. Другие детки никогда не закроют собой той утраты, хотя, безусловно, они займут свое место в её сердце.

3. “Это к лучшему”

Я согласна, бывают такие случаи, когда действительно не то время и место, чтобы заводить ребенка: проблемы с деньгами или, например, беременность была незапланированной. Поэтому, люди начинают думать, что раз у женщины случился выкидыш, её можно утешить тем фактом, что так даже и лучше. На самом деле, нет ничего хуже, чем сказать такое несостоявшейся маме. Возможно, беременность и была незапланированной, но это совсем не означает, что она была нежеланной.

4. “Ты во всем виновата сама”

Да, есть такие люди, которые после такой трагедии смеют сказать женщине, что она сама была виновата в том, что это случилось. Это просто ужасно! Они обвиняют её в неправильном образе жизни, вроде как, выкидыш был наказанием. Женщина винит себя во всем в любом случае, даже если она не виновата ни в чем. Так что ни в коем случае нельзя подначивать её вину своими нецелесообразными обвинениями.

5. “Господь забрал его, чтобы сделать ангелом”

Вы можете абсолютно искренне верить, что ребенок сейчас с Богом, но женщина, которая потеряла его, не обязательно должна быть с вами согласна. Держите ваши религиозные убеждения при себе, если вы не совсем уверены, что ваши взгляды по этому вопросу совпадают. Даже в этом случае, лучше ждать проявления её инициативы и обсуждать религиозный аспект только в ситуации, если она сама поднимет эту тему.

6. “У тебя же уже есть ребенок”

Не стоит даже думать, чтобы сказать женщине, перенесшей выкидыш: “Ну, у тебя же уже есть один ребенок!”. Дело ведь не в количестве. Для нее каждый ребенок абсолютно уникален и индивидуален. Кроме того бесплодие после рождения одного ребенка является очень известной проблемой, и родители совершенно не готовы к этому. Ведь в их планах было рождение еще детей.

7. “Это же просто выкидыш”

Нет, это не просто выкидыш. Вы не участвовали в этом, вам не понять. Выкидыш сочетает в себе огромное количество проблем, с которыми ей придется справиться в одиночку. Она была беременна какое-то время, между ней и малышом была уже установлена некая эмоциональная связь. И сейчас она прервалась навсегда. Она не может просто не обращать на это внимание и двигаться дальше. Ей нужно время.

Да, существует огромное количество “комментариев”, которые звучат крайне бестактно, хотя вроде бы предназначены для того, чтобы служить утешением. Я понимаю, что непросто подобрать правильные слова, может быть, даже лучше вообще ничего не говорить, а просто молча обнять её. А что по вашему мнению является наиболее бестактными словами, которые кто-либо говорил вам в сложное для вас время?


Top