Дидактическая игра где кукует кукушка. Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "кукушка"

Подвижные игры в старшей группе (5-6 лет) усложняются, приобретают осознанность. Если малышам надо просто побегать, то дошкольники сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали товарищи.

Особую пользу от подвижных игр получают особые дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах, на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший выход.

Подвижные игры для старшей группы

1. "Пустое место".

Играющие встают в круг лицом к середине. Один водящий выходит за круг, а остальные очерчивают вокруг себя кружки. Обегая круг, водящий дотрагивается до кого-нибудь рукой и продолжает бежать вперед. Осаленный выбегает из круга и бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается возможно скорее обежать играющих и встать на пустое место, покинутое осаленным. Не успевший занять пустое место становится водящим, а подвижная игра начинается снова.

Обегая круг, нельзя хвататься руками за платье стоящих, при встрече бегущие должны держаться правой стороны. Нельзя вторично салить одного и того же ребенка; во избежание этого бегавшие, возвратясь в круг, стоят, заложив руки за спину. Водящий, которому пришлось обегать окружность (водить) 2–3 раза, больше не водит, его сменяет стоящий от него справа или слева.

2. "Кот и мышка".

Дети образуют круг, взявшись за руки, не замыкая его, т. е. оставляя в нем "ворота". Взрослый выбирает кота и мышку. Кот становится за кругом, а мышка – внутри него. Кот старается поймать убегающую мышку, пробегая в ворота круга или под руками детей. Дошкольники везде пропускают мышку, а кота стараются задержать, приседая и опуская сцепленные руки. Когда кот поймает мышку, они становятся в общий круг, а их роли передаются другим детям.

3. "Удочка".

Игроки образуют окружность, размещаясь на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр. У него в руках "удочка" – шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает по окружности шнур. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при приближении подпрыгивают на месте (мешочек не должен коснуться ног). Тот, кого "удочка" заденет по ногам, проигрывает и отходит в сторону, пока не останутся 2–3 ребенка.

4. "Самолет".

Каждый малыш – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: по окружности, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно туда. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно "планировать": наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.

Сигналы дает взрослый. По первому сигналу все поднимают руки в стороны и начинают полет. По второму сигналу все бегут на места за три счета или три удара (в барабан, ладоши) взрослого. Тот, кто не успел добежать за это время, перепутал ангар, не планировал или сломал крылья (опустил их до второго сигнала), один раз не участвует в забаве. Подвижная игра повторяется до 4 раз

5. "Пятнашки с домами".

Назначается салка, который становится посреди площадки, комнаты. Остальные размещаются по домам. В зависимости от размера помещения таких домов может быть один или несколько. Салка не быстро, отчетливо произносит: "Раз, два, три! Все скорей беги. Я – салка!" Тем временем играющие должны выбежать своих домов и разбежаться по площадке, словами: "Не боимся салки мы" – дети бегают и увертываются от салки, укрываясь от него своих домах.

Салка стремится осалить кого-нибудь, т. е. слегка ударить или просто дотронуться рукой. Осаленный становится новым салкой, поднимает руку, кричит: "Я – салка" – и бросается ловить остальных. Определенного конца подвижная игра не имеет. Новому салке не разрешается салить того, кем он был только что осален. Салка не имеет права салить тех, кто находится в доме.

6. "Ловишка с мячом".

Дети образуют кружок. Ловишка находится в центре. У его ног лежит мяч. Ловишка проделывает подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним все движения. По сигналу взрослого: "Беги из круга!" – игроки бегут врассыпную. Задача: ловишка быстро берет мячик с земли и старается попасть им в кого-нибудь из убегающих. Затем по сигналу взрослого: "Раз, два, три, в круг скорей беги!" - игроки снова образуют круг. Ловишкой становится тот, в кого попал мяч. Если мячик пролетел мимо, остается прежний ловишка, и все продолжают играть.

7. "У медведя на бору".

Игроки выбирают медведя, для которого отводится определенное место – берлога. В двух шагах от берлоги проведем линию – это опушка леса. Дети стоят на противоположной стороне от берлоги. Они подбегают к линии, имитируют сбор ягод, грибов, одновременно все вместе начинают нараспев приговаривать:

  1. "У медведя на бору
  2. Грибы, ягоды беру,
  3. Злой медведь не спит, все на нас глядит.
  4. А потом как зарычит да за нами побежит!".

На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, кого-нибудь ловит и отводит к себе в берлогу. Когда будут пойманы все, выбирается другой медведь. Медведю нельзя выбегать из берлоги, а детям убегать от нее до того, пока не будет сказано последнее слово.

8. "Голуби и ястреб".

На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас: "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей. Тогда выбирается новый ястреб, и подвижная игра продолжается. Голуби и ястреб вылетают по определенным сигналам. Новый ястреб выбирается из числа непойманных голубей. Голуби не имеют права спасаться в доме.

9. "Салки с перебежками".

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Раз, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом – напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный удаляется, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить (салить) только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой подвижной игры все пойманные играют вновь.

10. "Птицы и кукушка".

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

11. "Болото".

Проводят две параллельные линии на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кружков на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а вокруг болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – "замочил" ноги и выходит из подвижной игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

12. "Зайцы в огороде".

На полу или на земле чертят окружность, чтобы все дети могли свободно стать вокруг неё примерно на шаг друг от друга. Это огород. Выбирается сторож огорода – становится внутри в маленький кружок. Остальные – зайцы – размещаются за чертой и прыгают в огород, чтобы поесть капусту. Сторож старается запятнать кого-нибудь из прыгнувших в огород и не успевших своевременно выпрыгнуть. Запятнанный идет в маленький кружок в середине и остается там. Подвижная игра кончается, когда будут пойманы все ребята.

Попадать в огород, передвигаться и возвращаться из него можно только прыжками. Прыгать можно заранее обусловленным способом – на обеих ногах или на одной. Игрок, неправильно впрыгнувший или выпрыгнувший, идет в середину, в маленький кружок; сторож может пятнать только находящихся в кругу. Когда пойманы 3–5 зайцев, выбирают нового сторожа из стоящих в большом кругу, но не из пойманных или попавших за нарушение правил в середину круга. С возобновлением подвижной игры, стоявшие в середине круга возвращаются обратно в большой круг.

13. "Ворона и воробьи".

Играющие образуют кружок, который изображает большую лужу, образовавшуюся после дождя. В луже купаются воробьи. Выбирается ворона, которая помещается в стороне от круга. Играющие подпрыгивают на обеих ногах: впрыгивая в круг и выпрыгивая из него. По сигналу руководителя: "Ворона!" – ворона, находящаяся вне круга, летит к луже и прогоняет (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев (согласно условию). Те, которых ворона ни разу не осалила, считаются победителями.

14. "Катай мяч".

Все садятся в кружок, ноги скрестно, лицом к середине, и начинают перекатывать по земле (друг другу) большой мяч в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мячик, старается оттолкнуть его от себя рукой. Если ребенок не сумеет оттолкнуть мяч и тот коснется какой-нибудь части его тела, ребенок отворачивается спиной к середине круга и не участвует в игре. Но как только мяч коснется следующего игрока, первый поворачивается лицом в круг и снова присоединяется к игре.

Подвижная игра кончается, когда треть или половина группы нарушит правила. Мяч разрешается только катать по полу. Отталкивать мячик можно обеими руками или одной, смотря по уговору, но не ногами. Нарушивший одно из этих правил выбывает из игры на тех же условиях, что и тот, кто не успел оттолкнуть от себя мяч. Если мячик проскочил между двумя детьми, то выходит из игры тот, у которого он прошел справа (при условии толкать мяч двумя руками или одной правой) или слева (при условии толкать мячик одной левой рукой).

15. "Мяч по кругу".

Играющие встают по окружности, лицом внутрь. Между ними расстояние один-два шага. Им дается задание: каждый начертит вокруг себя маленький кружочек. По счету: "Раз два, три!" – игроки передают или перебрасывают большой легкий мяч. Тот, кто мяч уронит, покидает игру до тех пор, пока другой ребенок не нарушит правила – не уронит мяч. Подвижная игра кончается, когда мяч обойдет круг 1–2 раза.

Условие: передавать или перебрасывать мячик можно только стоящему рядом, причем в одну сторону (вправо или влево). Запрещается передавать мячик через одного, ронять, выходить из очерченного кружка. Нарушивший правила временно выходит из игры (поворачивается спиной, пока другой ребенок не нарушит одного из перечисленных условий). Мячик должен быть легким, размером 20 см в диаметре. Вместо мячика можно передавать или перебрасывать небольшую подушку (15-20 см), набитую сеном, тонкими стружками. Когда игроки научатся передавать, не роняя, друг другу мяч, можно передачу заменить переброской.

Подвижные игры вызывают особый энтузиазм, когда в них участвуют родители. Всем нам хочется видеть своих малышей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и хорошо развитыми умственно. Эти качества зависят во многом от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети.

Досуг для старших дошкольников "Знатоки птиц". Сценарий

Можаева Татьяна Викторовна
Воспитатель ГБОУ «Гимназия №1565 «Свиблово» Дошкольное отделение №1707 Москва

Это досуг-развлечение и в тоже время закрепление знаний детей о зимующих и перелётных птицах. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп детских садов, а так же учителям 1-2 классов.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Доставить детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных и весёлых играх.
Образовательные:
Закреплять умение различать зимующих и перелетных птиц.
Закреплять умение различать голоса птиц в природе.
Формирование умения обосновывать свой ответ.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение.
Развивать внимание, память.
Развивать творческие интеллектуальные способности детей.

Оборудование и материалы:
Эмблемы для каждого игрока двух команд
Магнитные доски с магнитами
Предметные картинки: тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока, кукушка, клёст, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.
Два рисунка с контурами птиц.
Запись на диске «Голоса птиц»
Призы для награждения.

Ход досуга:

Ребята, сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Наш праздник так и называется «Знатоки птиц», поэтому все задания будут про птиц.
В соревновании на звание «Знатоков птиц» примут 2 команды. Команда «Снегири» и команда «Синицы». Выбираются капитаны команд. Оценивать ваши знания будет жюри. В конце праздника оно подведёт итоги и объявит команду, победившую в нашем соревновании и присвоит звание «Знатоков птиц».Этот конкурс можно начать стихотворением украинского поэта Л.Глибова в переводе Р.Зославского.
Белобокая сорока
Прилетела из далека,
Не сказала где была,
Но зато она, ребятки.
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.

Забияка и воришка
Носит серое пальтишко.
На лету хватает крошки
И боится хитрой кошки.
(Воробей)

Ей в ночь глухую не до сна
Промысел ведёт она.
(Сова)

Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому, что хвост красив.
(Павлин)

Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде?
(Клёст)

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки.
(Свиристели)

Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной.
(Соловей)

Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами.
(Трясогузка)

Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот - крик.
(Сорока)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец)

Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

2 Задание. «Птичья пляска»

Сейчас мы поиграем в подвижную игру. Правила игры: когда звучит музыка вы все танцуете, но как только музыка прекратится, я буду называть птиц, и если названная птица живет с нами зимой, вы останетесь на месте, если улетает – вы присаживаетесь. Итак, знаете ли вы зимующих и перелётных птиц?
Птицы: лебедь, воробей, соловей, грач, ворона.
Жюри оценивает действия детей. Лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые баллы.

3 Задание. «Задачи»

Вот забавные задачи
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи
Выходите! Кто готов?

Четыре сороки прилетели на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
(4 – 1 = 3)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
Приходите, все на чай!
Сколько чаек?
Отвечай!
(9 + 1 = 10)

В садик тёти Гали
Пять гусей забрались.
Четырёх прогнали.
Сколько там осталось?
(5 – 4 = 1)

Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу.
(3 + 2 = 5)

4 Задание. Игра «Прилетели птицы»

Воспитатель предупреждает детей:
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети хлопают)
Воспитатель. Что неправильно?
Дети. Мухи.
Воспитатель. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Правильно. Продолжаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети хлопают)
Воспитатель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Если дети не обратили внимания на куницу, воспитатель объявляет счет: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи,
Комары, кукушки … (дети хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи.
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!.
Капитанам выдается по одному рисунку, на котором прорисованы контуры птиц, наложенные один на другой.
Задание: посчитать количество птиц, изображенных на рисунке и назвать их.


Жюри оценивает ответы.

6 Задание. Подвижная игра «Кукушка».

Считалкой выбирается кукушка.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить.

Остальные дети разбиваются на пары. Каждая пара – гнездо – становится на расстояние вытянутых рук, одна от другого по кругу, лицом к центру.
Кукушка бежит за спиной у игроков, легонько хлопает по плечу любого стоящего с внешней стороны круга игрока – птичку и при этом говорит «Ку –ку». Кукушка летит дальше по кругу и птичка тоже, но в противоположную сторону. Игрок, который стоял впереди птички, занимает ее место. Перед ним свободно. Задача кукушки – занять место в гнезде. Если ей это удается раньше птички, то та становится кукушкой, бежит по кругу, кричит «Ку – ку» и хлопает по плечу любую другую птичку. Если нет, то кукушка продолжает водить, пока не займет чьё-нибудь гнездо.

7 Задание. «Найти ошибки»

.
Задание для 1-ой команды :
На магнитной доске зимующие птицы (2 ошибки)
Тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока.

Задание для 2-ой команды :
На магнитной доске перелетный птицы (2 ошибки)
Кукушка, клест, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.

9 Задание. «Вопросы о птицах»

Каким птицам хорошо живется зимой и почему?
Где зимуют синицы и трясогузки? (Синицы в наших краях, трясогузки улетают на юг).
Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (Кукушка не вьет гнезда).
Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом).
С прилетом каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей).
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
Какую птицу называют «ледоломкой»? (Трясогузку)
Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятлов. Их окраска сливается с узором на бересте березы).
В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, а сова – ночью).

Наше командное соревнование «Знатоков птиц» закончено. Жюри подводит итоги и награждает участников.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Салки с перебежками

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Один, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом - напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выходит из игры, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех ребят. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить салить только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой игры все пойманные играют вновь.

Птицы и кукушка

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту - гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" - птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

Болото. Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Между ними чертят мелом 10-12 кругов на расстоянии 25-30 см друг от друга - это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото - "замочил" ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

Хороводы и народные хороводные игры уже почти утратили свой сакральный смысл, но, тем не менее, хоровод не уходит и не уйдёт никогда из нашей жизни. Едва научившись ходить, мы берёмся за руки, встаём в круг и поём имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочки. Рука в руке – детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущение целостного единства и своей сопричастности к нему – всё это живёт в нас и, как сказочный магический круг, оберегает от невзгод взрослой жизни. И, вставая в хоровод или играя в хороводные игры уже со своими детьми, мы вновь и вновь погружаемся в хороводную магию.

В зале декорации опушки леса – берёзки, цветы. Дети одеты в стилизованную национальную одежду.
Дети из-за кулис аукают – зовут друг друга. Девочка выходит с лукошком земляники.

Девочка: ох, и уморилась я! Всё утро собирала землянику – смотрите, какую я нашла: сладкая, ароматная, ягодка к ягодке! А где же мои подружки? (зовёт) Ау, девочки! Ау, подруженьки!
Дети отзываются, выходят на полянку, у каждого полное лукошко земляники.
Мальчик: а я больше всех ягод собрал!
2 девочка: а вот и неправда – у меня больше!
3 девочка: не ссорьтесь, ребята! Смотрите, сколько кругом ягод – всем хватит!

Хоровод «Ягодка»

Дети становятся в круг, начинают идти по кругу:
«Раз, два, три, четыре, пять
Иду ягоды сбирать.
Одну ягодку беру (дети останавливаются лицом в круг, приседают и «срывают» ягодку)
На другую смотрю (ладошка козырьком, дети поворачиваются вокруг себя)
Третью примечаю (погрозить пальчиком)
А четвёртая мерещится» (машем рукой)
Все берутся за руки и начинают сначала. Хоровод повторяется несколько раз, каждый раз всё быстрее и быстрее.

Девочка: Послушайте! Слышите, как кукушка кукует? Кукушка, кукушка, шепни мне на ушко: чисто ли небо? Много ли хлеба?

Хоровод «Кукушка»

Дети становятся в круг. В центре круга ведущий, у него завязаны глаза. Дети водят хоровод и поют:
«К нам кукушка в огород прилетела и поёт.
Ты кукушка не зевай, кто кукует отвечай!»
После чего воспитательница показывает на какого-нибудь ребёнка в кругу, он должен сказать: «ку-ку». Водящий должен угадать, кто это.

Девочка (показывает всем свой платочек) : Посмотрите, какая красота! Наткал ткач тканей на платки Тане. Хороши платки у Тани! Загляденье!

Хороводная игра «Ткачиха»

Дети встают в два ряда друг напротив друга. Первая линия поёт:
«Я весёлая ткачиха (делают 4 шага вперёд)
Хорошо умею ткать (4 шага назад)
пич-поч, клёпа-клёпа, (хлопок, ладошки хлопают по плечам, потом по коленкам, маленький прыжок на месте)
хорошо умею ткать».

Вторая линия повторяет то, что делала первая.

Мальчик: Для взрослых и детей у меня полно затей. Эй, народ, не зевай! Поскорее в круг вставай!

Хороводная игра «Затейник»
Все становятся в круг. Один из участников (тот, до кого дотронется воспитательница) под музыку начинает движение, все остальные повторяют. Задача ведущего отыскать затейника. Если зачинщик угадан верно, он становится ведущим.

Девочка: Ох, а наша тётя всем тётям тётя! Всех потётит, перетётит, вытетет.

Мальчик: А наш дядя – всем дядям дядя! Всех подядит, передядит, выдядит!

Хоровод «Как у дядюшки Федота»

В центре круга стоит «дядюшка» или «тётушка». Все идут по кругу и поют:
«Как у дядюшки Федота (имя ребёнка),
Как у дядюшки Федота,
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так»
«Дядюшка» показывает какое-то движение, все повторяют. После чего выбирают нового ведущего.

Мальчик: Посмотрите! А по небу прокатилось колесо. Это солнышко под вечер укатилось за лесок. Пора нам домой собираться.

Девочка: Но куда же нам идти? Неужели мы заблудились?

Хоровод «Путаю-запутаю»

Все берут свои корзиночки и, держась за корзинки друг друга, становятся цепочкой. Тот, кто стоит первым, под музыку ведёт весь хоровод по своему усмотрению: по кругу, по периметру, зигзагом, меняя направление. По сигналу ведущего первый человек уходит в конец хоровода, и вести начинает другой участник.

Мальчик: Вот мы шли, шли, шли, в огород пришли. В огороде густо выросла капуста. Только отчего-то пусто… Вытоптана вся капуста!

Все дети хором: Пустили козлика в огород, он всю капусту помял! Вейся, капуста! Завивайся!

Хоровод «Вейся, капустка!»

Все становятся вереницей и медленно начинают движение. Заводит взрослый. Он двигается по спирали, всё туже завивая «капустный вилок». В последний момент разворачивается и раскручивает спираль в обратном направлении. Все приговаривают:
Вейся, вейся, капустка!
Вейся, вейся белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Как же мне зимой не валиться!

Девочка: Все мы песни перепели, одну песню не допели – про комарика забыли.
Все становятся в круг, кладут свою правую руку на левое плечо, а левую на левое плечо следующего человека. Идут по кругу и говорят:
Сел комарик на дубочек,
За кудрявенький листочек,
Свесил ножки на песочек.
Спрятался! (нужно присесть всем вместе, не расцепляя рук)

Мальчик: Не хочу я больше в эту игру играть, хочу в другую! (обижается)
2 Мальчик: Ой, надулся, как тесто на опаре! На сердитых воду возят!

Хородная игра «Пузырь»

Дети становятся в круг, сходятся в центр:
«Месим, месим тесто. Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь! Раздувайся большой! (Расходятся в широкий круг)
Оставайся такой и не лопайся!» (делают круг ещё шире)
Нужно стараться как можно дольше не разорвать круг. После того, как «пузырь» лопнул, игра начинается сначала.

Мальчик: Ночь пришла – темноту привела. Вышла маменька, закрыла ставеньку. Спать пора! Баю-бай!

Хоровод «Вечерний»

Дети встают в два круга – один внутри другого. Один круг двигается по часовой стрелке, второй против часовой стрелки. С началом нового четверостишия меняется направление движения. Все поют стихи С.Чёрного «Вечерний хоровод»:

Добрый вечер, сад-сад!
Все березки спят-спят,
И мы скоро спать пойдем,
Только песенку споем.

А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветков
И зелененьких жучков!

До свиданья, сад-сад, (машем ручкой саду)
Все березки спят-спят…(ладошки под ушко)
Детям тоже спать пора – (Сходимся в центр круга)
До утра! (расходимся)
(Саша Чёрный)

Дети встают в одну линию и делают русский поклон.
Хором: Всё!
Автор материала: Юлия Белоусова


Top