Кто такие апсары. В опаловом и лунном сингапуре


Продолжение. Начало рассказа Игоря о поездке в Камбоджу вы можете прочитать здесь:

Танец Апсара как угроза для трудового народа

В прошлой части своего рассказа я коснулся самых страшных страниц в истории многострадальной Камбоджи – режима Пол Пота, который свирепствовал в 70-х годах прошлого века. Всего за три с лишним года кровавый диктатор искоренил треть населения страны. В первую очередь и с особой жестокостью были уничтожены лучшие представители общества: учителя, интеллигенция, представители культурных профессий. В том числе и танцовщицы, исполнявшие знаменитый танец Апсара. Древнее искусство уцелело лишь чудом. Танцовщиц при режиме Пол Пота должны были сразу уничтожить, но самая талантливая (которая в 60-х годах танцевала перед королем) осталась живой. Говорят, Пол Пот был поклонником ее таланта, поэтому ей великодушно оставили жизнь и разрешили заниматься не ерундой, но действительно полезным делом – выращиванием риса. Чем она и занималась все эти годы в далекой деревне. А после падения кровавого режима начала преподавать искусство танца и таким образом камбоджийцы сумели возродить свое наследие.

Камбоджа много чего переняла из индуизма, и танец Апсара имеет те же корни. Раньше подобным шоу могли наслаждаться лишь короли да избранная знать, перед простолюдинами танец Апсара не исполняли. Но времена изменились: нам, простым русским туристам, выпала честь насладиться этим искусством в первый же вечер нашей двухдневной экскурсии из Паттайи в Камбоджу.

Танец Апсара в Камбодже. В центре композиции – нимфа-апсара Мера, окруженная группой поддержки.

Что означают жесты танцовщиц

Когда стемнело, мы сели в автобус и поехали на шоу Апсара. Оно проходит в специальном ресторане со сценой — пока туристы вкушают еду, камбоджийцы показывают представление. Сцена была оформлена в виде храма Ангкор-Вата, а девушки-танцовщицы были одеты как мифические апсары. В индуистской мифологии апсары – это веселые полубогини, непревзойденные танцовщицы, в совершенстве владеющие искусством ублажения и обольщения, в том числе и с помощью танца.

Для обычного европейца все эти танцы могут показаться очень странными – ни тебе притопов, ни прихлопов, сплошное заламывание пальцев да закатывание глаз. Движения танцовщиц плавные, размеренные, чем-то напоминают йогу. Но на самом деле танец Апсара гораздо сложнее, чем может показаться непосвященному туристу, да еще и занятому поглощением еды. В шоу Апсара каждое движение, жест и положение пальца что-то значат. Например:

  • повернутая к зрителю ладонь с согнутым большим пальцем – символ победы, божественного покровительства;
  • повернутая к зрителю ладонь с загнутым большим и безымянным пальцами – в зависимости от контекста может быть символом царской короны, удара копьем, обращения к богам;
  • ладонь, согнутая в форме полумесяца – убийство, удушение;
  • большой и указательный палец под наклоном, остальные пальцы устремлены вверх – крылья птицы или уши слона.

В национальном шоу Апсара каждый жест несет сакральный смысл.

В танце руки и пальцы девушек изгибаются невероятным образом, выворачиваясь почти на 90 градусов. Чтобы добиться такого мастерства, камбоджийки тренируются с раннего детства, ежедневно разрабатывая суставы. Зато считается, что исполнительницы танца Апсара неплохо зарабатывают, особенно по меркам столь бедной страны.

Я не упустил случая заглянуть за кулисы шоу Апсара. На фото: за сценой музыканты играют на народных инструментах, певица подпевает.

Танец Апсара и тлетворное влияние Запада

Как правило, танец Апсара – это сценки из различных мифов и легенд Камбоджи или индийского эпоса Рамаяна. Самый популярный сюжет – про отношения апсары Меры и мудреца по имени Камбу, чей счастливый союз и породил весь народ камбоджийский (от имени этого брахмана и произошло название страны). Что интересно, раньше танец Апсара исполняли топлес, о чем свидетельствуют барельефы в древних храмах. Но французские колонизаторы (вот ведь ханжи!) зачем-то запретили подобное распутство, поэтому сейчас все танцуют в ярких и красочных костюмах, напоминающих сари.

Апсары - девы неземной красоты из индийских преданий Апсара (санскр.) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру. Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов. Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота... В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств. Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами. Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени). Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала. Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку. Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета. Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...) Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. "В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде). Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов. В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.). В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры). апсары принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга. В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служения Богу. Апсара - обладательница мистической красоты. Что значит мистическая красота? Это значит, что одного взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. Много ли смертному надо, чтобы сойти с ума? "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно только для блага (даже если это благо кому-то причиняет муки) и стимула к духовному росту. А не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Танцовщицами не рождались. Небесными танцовщицами становились путём долгого труда над собой. Чтобы исполнить танец на поверхности земли, нужны годы тренировок, а чтобы исполнить танец над поверхностью земли, нужна очень серьёзная духовная школа. Вы знаете что такое танец над землёй? Танцовщица умела распределять и накапливать "разнополярную" энергию в своём теле, тем самым увеличивая или уменьшая свой вес. "+" и "-" - это гравитация, "+" и "+" - это левитация. Направляя энергию с "плюсом" в ноги, можно добиться эффекта зависания в воздухе. Чем меньше разница в значениях показателей плюсов, тем больше высота зависания. У зрителя создаётся впечатление полёта. Вы знакомы с "Поэтикой" Аристотеля? Он вводит там понятие "катарсис". Катарсис - это очищение божественным огнём. Простой человек, видя театральное зрелище, плакал от переполнявших его чувств и тем самым очищал свою душу от скверны бытия. Представьте, какие чувства испытывали простые смертные, видя парящих в воздухе девушек. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!


Изящные и утонченные полуобнаженные танцовщицы в одеждах из струящегося шелка - настоящая жемчужина культуры Камбоджи. Девы-апсары , духи облаков и воды, считались в индуистской мифологии куртизанками, соблазнявшими отшельников, могущество которых ставило под угрозу власть богов. И сегодня можно увидеть магический танец апсар, завораживающий своей красотой. Его исполняют самые красивые камбоджийки.




Традиция танца апсар уходит своими корнями в древность. Среди барельефов на стенах большинства индуистских храмов можно отыскать изображения танцовщиц, тела которых пластичны, а наряды - прекрасны. Традиции сохраняются и по сей день, стать танцовщицей в Камбодже может далеко не каждая девушка. Как правило, такой чести удостаиваются только самые красивые камбоджийки, невысокого роста, с тонкой талией и широкими бедрами, высокой грудью и изящными ступнями и руками. Последнее - не случайно, ведь в танце огромное значение имеют плавные движения, изгибы пальцев. Движения пальцев - это особый язык, ведь танец передает смыслы, веками заложенные в культуре.





Еще одна отличительная черта камбоджийских танцовщиц - белизна кожи. Смуглые от природы, они не жалеют сил и денег на то, чтобы использовать всевозможные солнцезащитные средства, оберегая кожу от воздействия солнечных лучей. Ведь богиням негоже иметь бронзовый загар.





Упоминания об апсарах можно найти в различных культурах: так, в ведийской мифологии они считались возлюбленными отважных воинов-полубогов гадхарв, позже, в индуистской мифологии стали считаться небесными танцовщицами и куртизанками, которых использовали для соблазнения аскетов и ублажения героев, которые пали в бою и попали в рай Индры.





Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.

Туристы в Ангкоре целый день смотрят на каменных дев и фигуры, изображенные на барельефах кхмерских храмов. А вечером? Одна из туристических программ – сходить на танцы небесных танцовщиц апсар, хотя можно посвятить свое время шопингу на колоритном ночном рынке или отдохнуть у бассейна в своем отеле, восстанавливая силы перед завтрашними приключениями. Но сегодня мы расскажем о танцах апсар, подробно объясним, что это такое, и как попасть на вечернее шоу апсара в Камбодже

Апсары в буддистско-индуистской мифологии — это небесные духи воды и облаков. Красота апсар была известна всем, и изначально они были женами полубогов. Однако с течением времени они превратились в соблазнительниц отшельников и других смертных, а также были призваны прислуживать павшим воинам в раю Индры. Небесные танцовщицы апсары, спустившись на землю, должны были восхищать тончайшие вкусы повелителей и сильных мира сего. Их танец уводил воображение за пределы реальности, через их движения боги говорили с людьми. Но и земные наслаждения приносили тоже апсары.

Каменная апсара в Камбодже. Барельеф

Танцы апсар изображены на многих барельефах, причем не только в Камбодже на стенах , но и в Индии.

Сейчас апсарами называют танцовщиц, которые которые исполняют традиционные кхмерские танцы для гостей Камбоджи. Королевский балет Камбоджи, например, все еще держит мировой стандарт. А вот шоу в Сием Рипе или для туристов может и не оправдать высоких ожиданий. В этом случае все зависит от мастерства конкретных танцовщиц.

Шоу Апсар — что из себя представляет


Вот список отелей, где проходят вечера традиционного кхмерского танца в Сием Рипе:

  • Angkor Village Apsara Theatre
  • Alliance Cafe
  • Balcony Theatre
  • Angkor Amazon
  • Somadevi Angkor Resort & Spa
  • Borei Angkor Resort & Spa
  • Smile of Angkor
  • … и другие

Танцы Апсар в Сием Рипе

Мы посетили одно из многочисленных шоу апсар в отеле Amazon Angkor в Сием Рипе. Настоящее шоу показывает не только сцены из жизни героев и богов, но и будничные радости простых скромных людей, как например танец с кокосами или танец рыбаков. Тем не менее, можно получить представление о том, насколько разнится культура Запада и Востока. Здесь не нужны быстрые и мощные движения. Апсара в танце двигается плавно, почти недвижимо, ее позы – как асаны йогов. Не двигаясь и застывая словно в камне, красота апсары выражает всю Вселенную.

Наши фото зажигательного шоу апсар в Сием Рип

Небесные танцы начались

Танцы с кокосами

Асаны в танце

Встреча главной героини с антагонистом

Танцы рыбаков

Рождение любви

И вновь выступают небесные апсары

Небесные танцовщицы апсары

Шоу выдалось любопытным. Время точно не было потрачено зря


Top