Наслаждение запахами. О наслаждении и удовольствии (М.Е.Литвак - Если хочешь быть счастливым)

)
лекцию Жака-Алена Миллера, декана факультета психоанализа, Университет Париж 8.

Ниже дан ее конспект.
В скобках <> даны мои собственные замечания.

Без понимания того, что такое наслаждение, каковы его механизмы, как эстетика связана с эротизмом, - нельзя понять искусство, это мое глубокое убеждение.
Фрейд, Лакан - это ступени в понимании того, чем наслаждение не является. Или того, какими путями (путями страдания) мы проходим, чтобы найти свое наслаждение, вывести его формулу, которая равна формуле жизни.

Лекция построена примерно в такой логике. Фрейд не смог поставить вопроса о женщине. Лакан не только смог его поставить, но даже заменил в психоанализе мужскую логику на женскую. Название лекции "От мужчины к женщине" можно прочитать как "От Фрейда к Лакану"


Психоанализ всегда говорит о наслаждении. Наслаждение для психоанализа – это абсолют.
Если предоставить речи течь свободно, то каждый из нас начнет говорить о любви и желании. И это не гипотеза, а факт, подтвержденный психоанализом.
Все движется в речах на кушетке вокруг 3-х вопросов:
- что значит быть мужчиной
- что значит быть женщиной
- как они относятся друг к дургу
Психоанализ - это всегда история Саши и Маши, история про пару.

В жизненной программе человека отсутствует одна вещь – это сексуальность. Есть только биологическая программа – соединение сперматозоида и яйцеклетки. Но для человека нет правил, по которым ему получать свое сексуальное удовольствие.

Лакан сказал: «Сексуальных отношений не сушествует».
Есть отношения на уровне биологическом, но нет личностных отношений.
Поэтому секс – это всегда изобретение. Каждый должен изобретать его для себя заново.

Весь наш дискурс направлен против женщины.
Быть мужчиной гораздо проще. И идентифицировать себя в качестве мужчины гораздо проще, чем в качестве женищны.
Поэтому в целом мужская идентификация представлят гораздо меньше интереса, как для самих мужчин, так и для женщин. Интерес и тайна существует только вокруг того, что значит быть женщиной.
Мужчины не раздумывают так много над вопросом, что значит быть мужчиной. Они могут, конечно, увидеть свою несостоятельность как мужчины, свое несоответствие идеалу мужчины. Но им понятно, что значит быть мужчиной.

А вот что есть идеальная женщина – до сих про неизвестно. И мы ее постоянно изобретаем.
Поэтому Лакан говорит: «Женщины не сушествует».
Существуют только женщины, во множественном числе. А понятия и идеи женщины не существует.

Мужчины–истерики, похожие на женщин – это самые интересные из мужчин. Они не испытывают уверенности в том, что они мужчины.

Мужчины похожи друг на друга гораздо больше, чем женщины. Им нравится быть похожими, например, носить форму.
Мужчины находятся со стороны «того же самого», а женщины – со стороны «различного».

Фрейд исходил из того, что существует единая логика сексуальности – а именно, мужская, описываемая Эдиповым комплексом.
Эдипов комплекс – это такой механизм, попав в жернова которого, мужчина выходит из него обработанным и адаптивным, готовым вести определенную сексуальную жизнь. Все мужчины похожи друг на друга благодаря этому механизму.
Фрейд хотел и женщину приспособить к этой логике, разработанной с мужской стороны, но это не сработало.

Что такое Эдипов комплекс.
Первичный объект любви – это мать. Мальчик хочет, чтобы мать принадлежала только ему и ревнует ее к отцу. Он воспринимает отца как нарушение своего права на наслаждение и испытывает к отцу враждебность. Однако позднее, уже отделяясь от матери, мальчик начинает уважать отца - в залог того, что он сам станет мужчиной, как отец.

Отец – это означающее фаллоса, власти, могущества, закона, порядка, бога. Словом, того, чему необходимо подчиниться и служить.
Таким образом, ЭК – это механизм адаптации мальчика к социуму.

Но вот с девочкой получается ерунда. Ведь ее превичный объект любви тоже мать.
Однако девочка не обретает того уважения к силе – т.е. к отцу, - которое побуждает мальчиков поставить себя на службу этой силе.
И, если с мальчиками все понятно – они хотят занять место отца, во всех смыслах этого слова, - то с девочками непонятно.
Таким образом, Фрейд не сумел ответить на вопрос, чего хотят женщины. Мужчиной движет потребность во власти, в самоутверждении. А что движет женщиной???

Тогда приходит Лакан и делает следующий шаг.
Он пытается описать женскую логику.
Мужская логика исходит из единой точки, где господствует единица, некий главный элемент, относительно которого организуется все остальное, весь мир, целое. Относительно этого господствующего означающего (можно назвать его бог, отец, господин, правитель) – все остальные равны, объединены своим отличием от него.

А в женской логике нет этой единицы, нет этого ГЛАВНОГО означаемого, поскольку она не пережила Эдипова комплекса и не научиласть уважать власть и жаждать ее. Поэтому в женской логике нет этого целого.

Если в логике мужчины мир представляет собой некую замкнутую сферу с единым центром, то в женской логике мир - это некий открытый ряд, уходящий в бесконечность. Женщина и есть бесконечность <часто – дурная бесконечность>

Именно это делает женщину загадкой – как для мужчины, так и для самой себя.

Лакан говорит, что желание (влечение) подчиняется именно этой логике «не-всего», незавершенности. Поэтому, кстати, психоанализ не имеет конца (потому что влечение никогда не может быть удовлетворено)

Неверно понимать психоанализ как пансексуализм.
Дело в том, что в теле есть дисфункции, - т.е. такие элементы, которые не служат продолжению рода и установлению сексуальных отношений с другими.
Они служат установлению отношений тела с самим собой – именно это Лакан называет наслаждением.

Наслаждение – это отношение тела к самому себе. Оно ничему не служит, только самому себе. Оно хочет наслаждения самим собой, и оно принципиально одиноко.

У мужчины есть точно известное место, в котором он наслаждается. У женщины это место остается неизвестным. Наслаждение женщины так же бесконечно и нелокализовано, как и ее страдание.

Отличие влечения от потребности.

Влечению, как и потребности, нужен объект, но этот объект носит служебный <иллюзорный> характер. Это только средство для наслаждения.

<Можно предположить, что для мужчины секс носит более объектный характер. Женщина является для мужчины объектом потребности, как яблоко, которое нужно съесть. У женщины несколько иные отношения с сексом. Для нее в сексе важен сам процесс наслаждения, для которого мужчина является только средством>

Пример – ребенок требует грудь. Но оральное влечение не равно голоду как потребности в пище. Поэтому ему дают соску. Соска заменяет грудь, так как дает то же наслаждение. Это ложная грудь. Соска удовлетворяет не потребность, а влечение.

<На отличии влечения к наслаждению от истинных потребностей построена вся современная индустрия – это индустрия эмоций. Она направлена не на удовлетворение потребностей, а на влечение к удовольствию. Она скорее разогревает это влечение. И это логично, ведь удовлетворить влечение все равно нельзя>

<В общем, человек – это машина желаний (Делез).>

Предмет влечения – это то, что позволяет человеку наслаждаться. Сам этот предмет не имеет значения. <Часто для женщины не имеет значения ее избранник. Ей важно просто быть влюбленной, испытывать это чувство>

Наслаждение в принципе одиноко. Его нельзя разделить. Это не отношения.

Влечение питает собой все формы воображения – фантазмы, желания, идеи….
<Потому что влечение не может быть удовлетворено. Его объект иллюзорен по сути своей. Вот почему неизбежно возникает икусство – потому что объект влечения всегда воображаемый. Как сказал поэт, «быть может, эти образы лишь тени моих несбыточных и вечных вожделений»>

Отсюда важная вещь про психотерапию.
Раньше считалось, что если симптом осознан (интерпретирован терапевтом), то он исчезает. Однако это не так, и об этом упоминал уже сам фрейд.
Симптом не полностью исчерпывается своим смсыслом, своим скрытым значением. В симптоме есть некий остаток – это наслаждение, которое он приносит.
Даже страдание (симптом и есть страдание) – это некая форма наслаждения. Т.е. в симптоме есть то, что Фрейд назвал вторичной выгодой болезни. Однако лакановцы счиают, что удовлетворение, которое приносит симптом – первично. Поэтому даже если человек понял смысл симптома, он не отказывается от него, если ему дорого или нечем заменить то удовлетворение, которое связано с этм симптомом.

"Наслаждение всегда организовано вокруг симптома". Лакан.
<Это очень сильное утверждение. Нужно сказать наоборот – если есть симптом, то нужно искать связанное с ним наслаждение, удовольствие, удовлетворение, которые и мотивируют его наличие>

Тут Миллер приводит классический садомазохистский пример про пациентку, которая вышла замуж за человека, который ее ежедневно оскорбляет. Она обратилась на анализ, потому что не может уйти от него. А уйти она не может, потому что ей с ним хорошо в постели. Миллер говорит, что сценарий таков, что она может получать свое наслаждение только если человек, с которым она спит, ее оскорбляет. Если бы она умела получать удовольствие иным способом, она не выбрала бы человека, который бы ее оскроблял.

Еще несколько хлестких афоризмов Лакана.

«Сексуальные отношения существуют в той мере, в какой существует симптом.»
<Это напоминает афоризм Менегетти «пока есть образ, есть проблема»>

«Женщина для мужчины – это симптом.
Мужчина для женщины – это катастрофа.»

Имеется ввиду, что женщина для мужчины – это проблема, но она локализована, имеет границы. А у женщины работатет принцип бесконечности, и это может очень далеко завести.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Но помимо игр формы это слово имеет важный подтекст, необходимое условие наслаждения: субъект наслаждается тогда и только тогда, когда принимает смысл.

Ниже мой перевод статьи. Я благодарна В. А. Мазину за уточнение о соотнесении понятий Lust-Ich и Real-lch, важное для выбора научного стиля в переводе.

наслаждение сущ. ср. р. (фр. jouissance , англ. use или enjoyment; нем. Geniessen; Befriedigung [Lust обозначает удовольствие]). Различные соответствия удовлетворению, которые могут быть достигнуты и испытаны желающим и говорящим субъектом при использовании желаемого объекта.

ЭНЦИКЛ. Когда желающий субъект говорит, согласно Ж. Лакану он становится говорящим бытием, «parlêtre», что предписывает опосредованное отношение к объекту. Эта не-непосредственность несводима к возможности или невозможности доступа к желаемому объекту. То, что отличает наслаждение от удовольствия, не решается смешением фрустрации, потери, траура, напряжения, боли и подобного с удовлетворением. Итак, фрейдовский и лакановский психоанализ утверждают оригинальность концепта наслаждения тем фактом, что наше желание конституируется нашим отношением к словам.

Этот термин следует отличать от общего значения слова, когда наслаждение смешивают с различными производными удовольствия. Наслаждение относится к желанию, и непременно к бессознательному желанию. Мы видим, насколько понятие выходит за пределы рассмотрения аффектов, эмоций и чувств, и поднимает вопрос об отношении к объекту, которое проявляется через бессознательные означающие.

Этот термин вводит в поле психоанализа Лакан; концепт продолжает исследование Фрейдом Befriedigung, но отличается от него. Понятие наслаждения можно было бы объяснить отсылкой к его возможной этимологии (средневековое joy в куртуазной поэзии обозначает свершенное сексуальное удовлетворение) и его юридическим значением (использование блага отлично от владения им).

С точки зрения психоанализа, акцент должен ставиться на комплексном вопросе удовлетворения и, в особенности, на его связи с сексуальностью. Наслаждение здесь противопоставляется удовольствию, которое снижает напряжение психического аппарата до самого глубокого уровня. Однако можно спросить, подходит ли идея подобного чистого удовольствия для обсуждения того, что происходит с человеческим субъектом. Данность такова, что его желание, удовольствия и неудовольствия находятся в сети систем символического как производных речи. Простая идея разгрузки карикатурна в том понимании, что для удовлетворения радикально требуется смысл.

Даже мастурбация, которую можно было бы принять как модель этого одиночного наслаждения, наслаждения «идиота» в греческом смысле слова idiôtês («игнорирующего»), становится таковой только благодаря фантазму и чувству вины в речевых системах. Тогда можно спросить, нельзя ли это особое напряжение, обозначенное концепцией наслаждения, осмыслить не посредством самого мнимого принципа термодинамики, а через логические игры связей в цепи означающих, куда человек попадает по факту говорения.

Наслаждение - единственный термин, адаптированный к такой ситуации. Удовлетворенность или неудовлетворенность относятся не только к равновесию энергий, но к их различным соотношениям, что уже несводимо к личному напряжению, а находится в поле речи с его законами. Игра слов Лакана «j"ouis-sens», я наслаждасмысл, порывает с мифической идеей монадического животного, наслаждающегося одиноко и бессловесно вне радикально интер-субъективного измерения речи. Из факта говорения и того, что Лакан показывает в афоризме «бессознательное структурировано как язык», следует: наслаждение не может пониматься как удовлетворение потребности, привнесенной заполняющим ее объектом. Подходит только понятие наслаждения, и оно interdite, запретное, не в том смысле, что его способны запретить цензоры, но inter-dite, меж-сказанное, то есть создано из той же языковой ткани, из которой формируется желание и его правила. Это место языка Лакан называет большим Другим . Вся трудность термина наслаждения происходит из его связи с неформулируемым Другим, этим местом цепи означающих.

Часто это место отводится Богу или какой-то реальной субъективированной фигуре. Запутанность желания и его удовлетворения понимается в таком отношении к большому Другому, что наслаждение может помыслиться только как наслаждение Другого: это тот, кто позволяет наслаждаться Другому, принявшему субъективное измерение, и тем самым наслаждаюсь я.

Можно сказать, что перенос, в аналитическом лечении, разыгрывается от этих двух границ до точки, где этот Другой может быть помыслен как место и не как субъект. Если психоаналитика просят помочь дойти до знания о наслаждении , то способ постижения этого Другого как места, отмеченного структурной нехваткой означающих, позволяет понять наслаждение согласно представлениям психоанализа: ни согласно идеалу абсолютной заполненности, ни согласно перверсному перекосу, когда стараются захватить воображенное наслаждение субъективированного Другого, но согласно неполноте, связанной с тем, что речь есть материя, а не бытие.

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ И

О вопросе удовлетворения недостаточно говорить только в контексте наслаждения. Античные философы, в особенности Платон и Аристотель, рассматривали изменчивость кажущегося как приятное и неприятное, сложные соотношения удовольствия и боли.

Известно, что ожидание удовольствия, причиняя боль, может позволить добраться до более значительного и длительного удовольствия; единственный вопрос здесь в том, чтобы суметь опознать настоящее Благо, определяемое философами по-разному. То есть, вопрос удовлетворенности фундаментален в том, что мы называем мудростью. А психоанализ, обещает ли он мудрость?

Сама клиника определяла для З. Фрейда сложность этого вопроса : почему, например, в 1900 г. он выстроил теорию «толкования сновидений» на удовлетворении бессознательного желания, когда в травматических неврозах войны некоторые сновидения настойчиво повторяли травмирующее происшествие? Какому принципу подчиняется это повторение боли, тогда как принцип удовольствия хорошо объяснил лишь механизм разрядки напряжения, а удовлетворение прекращало так называемое «болезненное» напряжение? Кроме того, как объяснить многочисленные неудачи в наблюдении истериков, предпринятого согласно идее принципа удовольствия, даже если оно подчинялось принципу реальности, требующему отложить удовлетворение?

Важно, что текст По ту сторону принципа удовольствия (1920) начинается с «fort-da» (прочь-сюда). Два возгласа сопровождают игру ребенка, который забрасывает и вытаскивает катушку. Выдуманная им игра в ритме оппозиции фонем символизирует исчезновение и возвращение его матери. Это связь оппозиции двух слогов речи с повторением утраты и обретения объекта желания, удовольствия и боли, которое определяет наслаждение. Ведь речь, в таком повторении, не интересует как инструмент описания потери или находки; она даже ее не передает; но сама ее текстура создает ткань этого наслаждения в повторении утраты и обретения объекта желания.

Игра крайне символична тем, что уводит от идеи смирить скорбь и смягчить боль утраты. Ее роль в том, что вместо снижения напряжения она его постоянно поддерживает, связывая с текстом, с повторением и оппозицией фонем.

Для Фрейда ткань наслаждения уже та, что и ткань речи . Поэтому мы неспособны иерархизировать удовольствие-я (нем. Lust-Ich) и реальное -я (нем. Real-lch): любая идея генезиса и иерархизации исходит из идеала господства, что противоположно этике психоанализа в том случае, когда знание о наслаждении позволяет жуировать симптомом другого и пользоваться им.

Фрейд задает нам много иных важных вопросов: как понимать, например, то, что называют галлюцинаторным удовлетворением? Это касается не только патологических галлюцинаций, но и общей манеры отбрасывать, отказываться от признания утраты объекта желания. Точнее, отказа признавать, что наша связь с объектом суть связь иного порядка, чем потребительское отношение к постоянно обновляемому предмету. Можно вспомнить о современной проблеме наркомании, в понимании Ш. Мелмана, относительно предложения рыночной экономики.

Даже не говоря о веществах, что сказать о способе, которым сновидение порождает объект желания, или же болезненные либо радостные события?

Текст Фрейда По ту сторону принципа удовольствия связывает оппозицию принципа удовольствия и повторения с влечениями жизни и смерти. Наше наслаждение противоречиво, разобщено меж «удовлетворением» различных принципов.

НАСЛАЖДЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ОЗНАЧАЕМЫМ НЕХВАТКИ В ДРУГОМ: S (Ⱥ).

Текст Лакана Ниспровержение субъекта и диалектика желания во фрейдовском бессознательном (1960), опубликованный в Écrits (1966), разрушает привычную перспективу отношений субъекта и объекта.

Лакан смещает философскую перспективу, в которой субъект долженствует стремиться к идеалу, и где наслаждение есть высшей степенью Бытия вообще. Традиционное отношение субъекта к наслаждению перевернуто: субъект уже ни сущность, ни субстанция, а место.

Сама речь не отмечена субстантным позитивизмом; она есть нехватка в чистой немоте Не-Бытия. С самого начала скрытое в речи наслаждение обозначено нехваткой, а не полнотой Бытия. Подобная нехватка не является неудовлетворенностью, как в требовании истерика; она указывает на факт, что ткань наслаждения не является ничем помимо текстуры речи. Если наслаждение «оречевляет» Бытие, то тем, что не передает ему ожидаемую субстанцию и делает Бытие всего лишь следствием «языка», сказанного. Понятие бытия перемещено. С момента начала разговора человек для Лакана уже более не существо и не субстанция, но «parlêtre», говорящее бытие. Если бы наслаждение было отношениями или возможностью отношений с Бытием, то Другой становился бы мощнее: тогда он смешивался бы с Богом, и кажущиеся отношения были бы для него гарантированы. Для «parlêtre», напротив, любое выражение имеет гарантией лишь сам процесс выражения: нет Другого у Другого. Наслаждение есть в точности то, что радикально соотносимо с означающим нехватки в Другом, S(Ⱥ).

Как нет Другого у Другого , так и функция зачеркнутого Другого становится важнейшей из всех произведенных означающих, что заметно аналитикам в неврозе; это игнорирование места, из которого исходит отмечающее человека желание. Лакан отвечает на это так, что бессознательное есть дискурс Другого , что желание есть желание Другого; потому человек задает Другому вопрос «что ты хочешь?», как если бы Другой субъектно воплотился и потребовал себе дань.

Ему кажется, что эта дань и есть кастрация. Невротик «изображает, что Другой требует его кастрации», пишет Лакан, и посвящает себя этому, чтобы обеспечить наслаждение Другого, в которое он хочет верить. Чтобы суметь насладиться, невротик «дополняет» Другого до фигуры сверх-я, приказывающей ему наслаждаться.

То есть, по теории Лакана и следуя за Фрейдом, понятие кастрации смещается к символической функции . Но она не является жертвой, уродством, редукцией к бессилию, как ее понимает невротик. Тем не менее, речь идет о необходимости выкупа за сексуальное наслаждение, в том плане, что оно подчинено законам обмена, извлеченным из символьных систем мифического автоэротизма. Даже выбор фаллоса как символа сексуального наслаждения свидетельствует о факте входа в смысловую систему, где отношение к объекту желания отмечено структурной нехваткой. Это выкуп, который платится за человеческое наслаждение, управляемое речевым соглашением. Фантазм, в особенности сценарий наслаждения $ ◊ a, не только лишь воображаемая фантазия в отношении желания объекта. Он подчиняется логике, ограничивающей вложение влечений в объект тем, что Лакан позже назовет фаллической функцией.

НАСЛАЖДЕНИЕ ФАЛЛИЧЕСКОЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ ДРУГОГО

В Семинаре Еще (1972-1973) Лакан уточняет разницу между мужским и женским наслаждением.

Подобное различие совсем не обязательно задается анатомией: «parlêtre» имеет собственное отношение к фаллосу и к кастрации, поэтому каждое такое отношение особое. Таблица формул сексуации предлагает комбинаторику, упорядоченную тем, что Лакан называет фаллической функцией (подробная информация есть в изложении матем и в формулах сексуации Семинара Еще ).

Названная таблица матем комментируется также размышлениями о фаллосе , означающем наслаждения. Означающее это то, что в данном тексте определяется как «причина наслаждения» и одновременно становится его пределом. Если объект a является причиной желания, то означающее является причиной наслаждения.

В то время, как наслаждение было размещено в тексте Écrits (Ниспровержение субъекта и диалектика желания во фрейдовском бессознательном) в связи с означающим перечеркнутого Другого S (Ⱥ), то во второй части труда Лакан в особенности выделяет принадлежность ему женского наслаждения: «Другой не является простым местом, где лепечет правда. Он заслуживает представлять то, с чем неминуемо соотносится женщина [...]. Бытием в сексуальных отношениях, относительно которых может проявляться бессознательное, особенно Другой, женщина находится в связи с этим Другим» (Семинар Еще , 1972-1973).

В этом она pas-toute, не-вся , в фаллическом наслаждении, в том же понимании, что и ее отношение с этим Другим. Подобное не значит, что любая женщина способна описать эту данность; в то же время, ее партнер мужского пола способен достичь отношения субъекта к объекту a только выведением на сцену фантазма.

Существует радикальное зияние меж полами. Расстояние между записанным слева как концом поля, где универсальное располагается относительно исключения, и записанным справа как бесконечное поле, где pas-tout, не-все, принимает иное значение, и есть человеческое наслаждение. Во всех своих формах, включая сублимированное в креатив наслаждение и мистическое наслаждение, оно отмечено нехваткой, несводимой к неудовольствию относительно «хорошего» наслаждения. Нет «хорошего» наслаждения, ведь нет наслаждения, соответствующего настоящим сексуальным отношениям, которое бы устранило зияние между двумя полами.

«Сексуальных отношений не существует потому, что наслаждение Другого, воспринятое как тело, всегда неадекватно, перверсно с одной стороны -насколько Другой сводим до объекта a - и с другой абсурдно, загадочно. Не из столкновения ли с этим тупиком, невозможностью, определяется реальное как испытание любви?» (ibid).

В Семинаре Еще Лакан иначе углубляет термин большого Другого. Он обозначал сокровищницу означающих; здесь он обозначает Другой пол. Здесь нет противоречия в том смысле, что Другой пол у Лакана это то, что может записываться справа в таблице сексуации (матемы) и что отмечает прямое отношение к S(Ⱥ), то есть прямое отношение ко всей бесконечной цепи означающих, если она не отмечена кастрацией.

Что значит Другое наслаждение, или наслаждение Другого, в этой новой формулировке Лакана?

Если нет поддающихся описанию сексуальных отношений как таковых, если нельзя написать между мужчиной и женщиной x R y, если нет адекватного наслаждения, если наслаждение отмечено разделением между мужественным фаллическим наслаждением и наслаждением Другого со стороны женщины, каков статус этого наслаждения Другого? ведь фаллическая функция это единственный оператор, который нам помогает размышлять об отношении наслаждения к речи.

Находится ли вне речи, вне фаллической записи наслаждение Другого, Другого пола и его символов, тела Другого, связывающее наслаждение с законами означающего? Лакан пишет так: «Я пройду чуть дальше - фаллическое наслаждение является преградой , из-за которой у мужчины не получается, скажем так, наслаждаться телом именно женщины, потому что то, чем он наслаждается, это наслаждение органом. Именно поэтому сверх-я, которое я только что обозначил как Ликуй! есть коррелят кастрации, знак, которым отмечено признание, что наслаждение Другого, тела Другого, осуществимо лишь в бесконечности» (ibid).

По этому поводу Лакан указывает на парадокс Зенона, когда Ахиллес не может опередить черепаху и способен ее догнать только в бесконечности.

Как артикулируются два наслаждения, фаллическое наслаждение и наслаждение Другого? «Наслаждение, поскольку оно сексуальное, фаллично, пишет Лакан, то есть оно не соотносится с Другим как таковым». Женское наслаждение, если оно относится к другому, к S(Ⱥ), также имеет отношение к фаллическому наслаждению. В этом смысл формулировки, что женщина является pas-toute, не-вся, в фаллическом наслаждении, ее наслаждение сущностно разделено. Необходимо, даже если это невозможно, даже если в этом отношении женщины немы, определить наслаждение Другого, дать ему смысл . Тогда фаллическое наслаждение, вокруг которого оно вращается, сможет восприняться вне абсолютного позитивизма, сможет быть помещено в бездонную нехватку, связывающую его с речью.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРТИКУЛЯЦИИ ФАЛЛИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ ДРУГОГО

Такое отношение к наслаждению Другого, как фаллическое наслаждение, даже если оно одно является границей для «parlêtre», имеет большую теоретическую и клиническую важность. Это загадочное наслаждение может объяснить мистичность мужчины или женщины. Оно важно для верного определения самого фаллического наслаждения. Не как главное достижение - ведь это в сущности перверсная попытка -, но как метка означающего на зиянии, где возможно Другое наслаждение, которое Лакан продолжит называть также наслаждением Другого, что дает «ex-sister» (вне-существовать) центральному месту в его направляющей функции.

Можно ли пытаться утверждать, что наркомания стремится через оральный объект, не являющийся кажущимся и сущностным в терминах фаллической функции, дать консистенцию наслаждению Другого, заполнить обозначенное как бесконечность зияние, более не ограждаемое фаллической функцией, но лишь смертью?

Аспект зияния будет разработан непосредственно через борромеев узел, так как круги свернутой втрое веревки даже на плоском рисунке отмечают основную функцию отверстия в артикуляции этих понятий. Один из последних семинаров Лакана, Синтом (1976), касается четвертого узла, синтома. Он связывает три кольца Реального, Воображаемого и Символического, и задает вопрос о связи сочинения и наслаждения по поводу творчества Джойса (симптом).

Следовательно, в психоанализе наслаждение является комплексным понятием, его требуется рассматривать в смешении речи с желанием у «parlêtre». Эта связь обуславливает радикальное зияние между мужчиной и женщиной. Зияние не редуцируемо к конфликту; это невозможность описать сексуальное отношение как таковое. Вот почему человеческое наслаждение необратимо отмечено нехваткой, а не наполненностью, что являет единую проблематику - и здесь упрощение, взятое из истерии - удовлетворения или неудовлетворения. В результате, со стороны мужского наслаждения фаллос есть означающее этого зияния; со стороны женского наслаждения есть разделение между фаллическим направлением и наслаждением Другого. То есть, цепью означающих в ее бесконечности, которая может «ex-sister» (вне-существовать) лишь поскольку речь и фаллическое означающее позволяют поместить в ней смысл и цель, даже если это невозможно.

Это зияние человеческого наслаждения находится в той же сети, где Фрейд и Лакан помещают первичное вытеснение, ее можно назвать сетью основной символизации.

Полина Ювченко для журнала Лаканалия (СПб)

Мы не прощаемся, буду благодарна за все содержательные комменты, замечания, уточнения!

  • Предпринят перевод по главам программной работы о наслаждении д-ра Патрика Валаса, психоаналитика (Париж). Его работа, Les di(t)mensions de la jouissance (Érès, 1998; Éditions du Champ lacanien - Collection Cliniques, 2009) - (Сказ)мерения наслаждения, предлагается для ознакомления заинтересованному читателю на русском языке.
Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! Рыжова Татьяна Леонтьевна

Наслаждение запахами

Наслаждение запахами

И все же вернемся к нашим органам чувств. Психологи всегда рекомендуют начинать с обоняния. Эксперименты с приятными запахами обычно вызывают живые отклики и пробуждают активную дальнейшую самостоятельную работу. Итак, начнем мы с приятных запахов, с умения выбирать их из всего множества запахов, концентрироваться на них и получать удовольствие от самих ароматов и связанных с ними образов.

Для выполнения этого упражнения очень важен выбор материалов, с которыми вы будете работать. Возьмите, пожалуйста, несколько приятно пахнущих предметов из разных областей жизни: овощей, фруктов, трав, цветов, специй, пахучих масел, парфюмерии, пахнущих предметов повседневной жизни. Я особенно рекомендую вам использовать в качестве стимулов запахи, соответствующие времени года или особым событиям, например хвои в Новый год, ванили или свежей клубники, если сейчас самая пора для этих ягод. Наиболее предпочтительны в этом упражнении эфирные масла, если у вас имеется хотя бы небольшой набор.

Итак, соберите все вместе перед собой на столе и оглядитесь. Пожалуйста, понюхайте каждый из ваших стимулов и выберите один запах, который более всего приятен вам. Если вам поначалу кажется, что не нравится ничего, не торопитесь, пробуйте снова и снова. Пожалуйста, постарайтесь прочувствовать запахи во всех их нюансах. Сконцентрируйтесь на запахе, только он будет вам важен в настоящее время.

Если в связи с запахом другие мысли придут вам в голову (в этом состоит удивительная особенность запахов – живо пробуждать воспоминания), не противьтесь, но и не следуйте им. Сохраняйте запах в фокусе вашего внимания.

В результате своего исследования, пожалуйста, определите один аромат, который вам нравится больше всего. Это не обязательно должен быть знакомый вам аромат. Но запах должен вам обязательно понравиться. Аромат должен приносить вам удовольствие. Это совершенно необходимое условие. Вы можете выбрать и совершенно новый для вас запах. Поищите не тот запах, который нравится вам всегда, а тот, который нравится в настоящий момент. Дайте пройти некоторому времени, чтобы почувствовать всю полноту запаха, сконцентрируйтесь на приятном вам аромате, и только на нем.

Какие ассоциации вызвал у вас исследуемый запах? Какая его интенсивность, сильная, средняя или слабая, была вам приятна? Удалось ли сохранить приятное ощущение от запаха в ходе всего упражнения? Постарайтесь запомнить приятный аромат, чтобы суметь его описать.

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Наслаждение вкусом Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им… Аристипп Отказаться от неправильных взглядов на те или иные продукты очень важно потому, что восприятие, искаженное благодаря

Из книги Этика психоанализа(1959-60) автора Лакан Жак

XV Наслаждение трансгрессии

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендация 7: Окружайте себя приятными запахами Глубокая лимбическая система - часть мозга, которая непосредственно связана с обонянием. Именно поэтому духи и душистые мыла обладают такой привлекательностью, а неприятные запахи тела, напротив, отталкивают. В

Из книги Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! автора Рыжова Татьяна Леонтьевна

Наслаждение в мыслях Дорогие мои, если вы держите в руках эту книгу, значит, вы напрямую заинтересованы в собственном совершенствовании и наверняка весьма наслышаны о том, что в основе любой трансформации всегда лежит изменение способа мышления. Да, это так. Именно способ

автора

Наслаждение в действиях В самом начале нашего с вами обучения мы разобрали четыре базовых способа получения удовольствия человеком. И, оперируя этими образами, мы учимся получать наслаждение от любых действий, связанных с ними. Это может быть все что угодно:

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Наслаждение в людях Умение правильно относиться к себе и к людям традиционно характерно для людей успешных в социуме, гармоничных и состоявшихся. Это действительно великий талант. Мы, люди, разные, и у каждого из нас свои особенности, найти подход к которым не всегда

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Наслаждение в себе Прекрасные мои читательницы, мы с вами подошли к завершающему разделу нашей книги. Как же быстро течет время, и нам пора выучить самый важный урок, который предусмотрен в нашей Школе наслаждения. Это урок о способности наслаждаться самой собой. Вы

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Из книги автора

Наслаждение грехом Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними. Френсис Бэкон Одна женщина написала в Интернете: «Горда тем, что раба Божия, а не своих страстей. Горда тем, что православная, и радуюсь всему миру и всем». В

Из книги автора

Женщина и наслаждение Влагалище женщины пустое, мягкое и выложено внутри нежным бархатом. Поэтому женщина – это мягкость и расслабленность, нежность и дарение наслаждения.Природа женщины – наслаждение. Женщина испытывает наслаждение только от того, что дарит

Из книги автора

Негативное наслаждение ума-эго Негатив – не гати. Гати – гать – древний глагол древнерусского языка, который сохранился, например, в словах бегать, прыгать. Гати означает двигаться, перемещаться, действовать, жить в широком понимании.Не гати – не жить, не действовать.

Из книги автора

Наслаждение Истинное наслаждение открывается в

Из книги автора

Наслаждение Наслаждение – на слагание деяние. Когда мы превозмогаем себя, в нас появляется насилие, его мы будем применять и в отношениях с людьми. Их мы тоже будем заставлять что-то делать – так в наших отношениях появляется натянутость.Пользуйтесь наслаждением, когда

Из книги автора

2. Наслаждение деньгами «Мы должны наслаждаться деньгами, то есть должны научиться содержать ум и тело в добром здравии, пока мы делаем деньги. Деятельность по обретению богатства не должна настолько морально и физически истощать нас, чтобы не было сил наслаждаться этим

Наслаждение - это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться. Например, когда близкий человек сделал что-то, что меня порадовало и обнадёжило, могу сделать вид, что ничего особенного не случилось, как будто так и должно быть, и всё это из страха, что «мне сядут на шею».

Убегаю, глушу наслаждение: молчу, продолжаю заниматься делами, как будто ничего не случилось, выражаю равнодушие.

Культивирую: обращаю внимание на те вещи, которые вызывают во мне наслаждение, и, увидев, открыв новое, радуюсь, наслаждаюсь, и мой список того, от чего я получаю удовольствие в жизни, пополняется.

Хотелось бы с верой и искренне проживать его и свободно выражать, поскольку не хочу быть рабом созависимости и внутри верю, что всё, что ко мне приходит в жизнь, полезно для меня. Но сделать страшно, страшно получить боль, кажется, что она будет такой, что моих сил не хватит. И когда понимаешь, что многие близкие с детства используют манипуляции как понятный язык общения, не пользоваться этим их языком с ними - влечёт риск непонимания с их стороны, и страшно потерять, пусть даже нездоровые, отношения с человеком, которого хочешь видеть рядом и в которого влюблён.

Для меня наслаждение - это кратковременное переживание.

Чаще всего, наслаждение я испытываю, когда удовлетворяются мои потребности. Наслаждение - это «трезвый кайф»... Я хочу проживать чувство наслаждения! Этот «трезвый кайф» - показатель качества моей жизни. Если я удовлетворяю свои потребности (не в ущерб другим): «не ведусь» на свои дефекты и поступаю по-новому, самоутверждаюсь, достигаю своих целей, и в моей жизни есть любовь, то моя жизнь - КАЧЕСТВЕННАЯ, ТРЕЗВАЯ И КАЙФОВАЯ...

Я иногда подменяю чувство наслаждения, например, похотью...

Раз это чувство кратковременное, надо «кайфовать» каждую секундочку и не бояться это делать открыто. Раньше я стеснялась и боялась показывать, что мне «кайфово», но с помощью ВС страх оценки ушёл!

Наслаждение - абсолютная гармония души и тела, осуществление желаний, восторг обладания, потеря границ между «было», «есть» и «будет»!

Хочу его проживать. Высшая форма наслаждения - это осознание божественной сущности, божественной любви во всем и ко всему. Не хочу проживать, потому что познание богооставленности - самое страшное в жизни, а одно без другого не понять...

Убегаю от этого чувства по принципу: не имеешь - не потеряешь. Глушу его через отрицание, я недостойна этого чувства.

Культивирую, когда пытаюсь нащупать это чувство в каждой минуте бытия. Без страха боли от потери, проживая его, как будто ради этого мига наслаждения я и пришла в этот мир!!!

Наслаждение - это несколько чувств: ощущения радости, восторга, довольства и так далее.

Хочу его проживать, так как оно приятное и позитивное.

Не убегаю и не глушу его. Зачем его глушить? Оно же кайфовое. Стараюсь его как можно дольше продлить.

Себе признаюсь в этом чувстве всегда, другим людям - почти всегда, за исключением случаев, когда переживаю это чувство из-за причиненных неудобств или вреда другим. Испытывал чувство наслаждения, когда глумился над подругой и говорил ей всякие пошлые вещи, при этом был еще сарказм.

Хочу проживать по-новому, чтобы оно было вызвано не причинением вреда другим, а нормальными ситуациями, хотел бы исключить из него сарказм и злую иронию.

Наслаждение - это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда).

Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство.

Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.

Наслаждение – это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться.

Наслаждение – это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда). Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство. Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.


Top