Сценарий праздника святой троицы праздник березки. Троица

Уже не за горами новый святой Праздник - Троица, или Пятидесятница. Храмы будут украшаться ветками березы, и вся земля тоже нарядится к празднику в новое зеленое платье. Дни после Троицы на Руси назывались "зеленые святки" - время радости, песен, игр, венков и хороводов.

Ведущий.

Сегодня мы встречаем один из самых главных христианских праздников - День Святой Троицы. Этот день - пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница.

Вот что мы читаем в Деяниях святых апостолов:

Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.

После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божья. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары. И вот, как раз в день, когда все праздновали день Десяти Заповедей, а народ, заполняя улицы и площади города, шёл к храму, в девять часов утра внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил всё своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг, посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов.

Все вместе поют молитву Святому Духу на славянском языке:

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

Ведущий.

Это было первое чудо, но за ним произошло второе, ещё более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошёл на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями.

Несколько участников (педагогов или учащихся, приготовившихся заранее) читают молитву Святому Духу на разных языках:

На греческом:

Василев урание, Параклите, то пневма тис алиthиас о пандаху парон кэ та панда плирон, о Thисаврос тон агаthон кэ зоис хоригос, илthэ кэ скиносон эн имин кэ каthарисон имас апо пасис кэлидос кэ сосон агаthэ тас психас имон. (th - звук как в английском)

На латинском :

Rex Caelestis

Rex Caelestis, Paraclite, Spiritus veri, Qui ubique ades et omnia imples, Thesaure bonorum et vitae Dator. Veni inhabitaque in nos et purge nos omni obscenitate, et salve, Bone, animas nostras.

На английском :

O Heavenly King

O Heavenly King – the Comforter, the Spirit of Truth, Who art everywhere present and fillest all things, The Treasury of blessings and the Giver of Life. Come and abide in us, and cleanse us from every impurity, and save, O Gracious One, our souls.

Ведущий.

Самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык. Многие слушали проповедь апостолов, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около 3 тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа. Так окончился день Пятидесятницы, ставший днём рождения христианской Церкви.

Ведущий.

Горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка.

Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять.

Все выходят на улицу. Девочки заводят хоровод вокруг берёзки. Мальчики стоят рядом. Берёзка стоит в центре поляны, склоняя голову и ветви. Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Девочки водят хоровод вокруг берёзы. В конце хоровода Берёзка «оживает».

Берёзка.

Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к вам на праздничек. Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь, хороводы водить.

Берёзка заводит шуточный хоровод под русскую народную мелодию для всех ребят. Берёзка показывает движения, а ребята повторяют. После хоровода Берёзка жалуется.

Берёзка.

"Ай, густо-густо на березе листьё, Ой-ли, ой люли, на березе листьё. Господа бояре, мужики крестьяне! Не могу стояти, веточек держати...

Ведущий.

Сорвите листочек с нашей берёзы, Найдёте вы в ней утешенье - не слёзы. Святые отцы так сказали когда-то,
До нас донесла это Церковь, ребята!

Ученики подбегают к берёзке, на которой заранее прикреплен вырезанные из бумаги листочки, с написанными на них высказываниями святых отцов и поговорками – крупицами народной мудрости. Ребята читают и объясняют прочитанные изречения.

ПОКОРНОЕ СЛОВО ГНЕВ УКРОЩАЕТ.

КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ.

ЧТО ТЕЛУ ЛЮБО, ТО ДУШЕ ГРУБО.

КТО ЛЮБИТ БОЖИИ ДЕЛА, ТОМУ ЖИЗНЬ ЛЮБА И МИЛА.

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА.

ЖИТЬ – БОГУ СЛУЖИТЬ.

БЕЗ ЕВАНГЕЛИЯ КАК БЕЗ СОЛНЦА – И ДНЁМ ТЕМНО У ОКОНЦА.

КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ.

БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА.

В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ.

БОЙСЯ ВСЕВЫШНЕГО – НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО.

ГОВОРИ С ДРУГИМИ ПОМЕНЬШЕ, А С БОГОМ ПОБОЛЬШЕ.

ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА.

ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ.

ГДЕ ЛЮБОВЬ – ТАМ И БОГ, ДА ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ, ДА БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ.

В ПРОСТЫХ СЕРДЦАХ САМ БОГ ПОЧИВАЕТ.

ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ.

БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЁТ БЛАГОДАТЬ.

ДИАВОЛ ГОРДИЛСЯ, ДА С НЕБА СВАЛИЛСЯ.

НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

В БЕДЕ НЕ УНЫВАЙ, А НА БОГА УПОВАЙ.

КТО МАЛЫМ ДОВОЛЕН, ТОТ У БОГА НЕ ЗАБЫТ.

БУДЬ С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ И С РАБОТОЙ В РУКАХ.

БОГ ТОЛЬКО ТЕХ НЕ СПАСАЕТ, КОТОРЫЕ СПАСТИСЬ НЕ ХОТЯТ.

ВАЖНЕЕ МОЛИТВЫ ДЕЛА НЕТ.

НЕ ДУМАЙ ПЛОХО О ЛЮДЯХ – БЛАГОДАТЬ ОТОЙДЁТ.

НЕМОЩЬ ДУШИ УВРАЧУЕТ ХРИСТОС ЧЕРЕЗ УСТА ДУХОВНОГО ОТЦА.

УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ.

БЕЗ БОГА НИ ДО ПОРОГА.

МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ.

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий.

А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Конкурс «Косички»

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

"Мы завьем венок
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички
На все празднички
На Духовые,
На Духовые,
На венковые".

"Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!"

"На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела..."

"Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей".

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие.

Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

«Иди назад, в лес, осинку погрызи!»

И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Ручеёк»

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь, Утешителю – Утешитель, Душе истины – Дух истины, Дух правды. Иже – Который, Сый – сущий, находящийся, вся исполняй – все наполняющий, сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра, жизни Подателю – Податель жизни, прииди и вселися – приди и вселись, в ны- в нас, от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов, Блаже - благой, добрый.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо. Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет иже, везде сый и вся исполняй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами – везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь – то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

Сценарий православного праздника

"Троицкие забавы»

Действующие лица:

Хозяйка – учитель

Берёзка –Булгакова Ю.

Русалка –Мария Викторовна

Зал украшен лентами, ветками берёзы, листьями, цветами. Звучат русские народные песни.

Входит хозяйка праздника.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Хозяйка: на экране презентация

Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы.

РЕБЕНОК(Каменева Я):

Благослови, Троица!

Позволь нам в лес пойти гулять!

Нам венки завивать

И цветочки срывать!

РЕБЕНОК (Хамхоева Л):

А мы в лес пойдем

И цветочков нарвём.

Совьём венок

На круглый годок!

РЕБЕНОК (Стародубцева Д):

Близ тебя, березонька,

Красны девицы поют.

Под тобой, березонька,

Девицы венки плетут!

Хозяйка:

В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

Входит Берёзка, встаёт в центр круга.

Берёзка: Булгакова Ю.

Я берёзонька белоствольная.

Надену платьице всё зеленое.

Всё зеленое, всё шелковое.

Дождичек пройдет - солнышко блеснёт!

Ветерок повеет - всё шуметь буду.

Девушек звать буду!

Придите вы, девушки, Придите вы, красные!

Хозяйка:В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.

Дети украшают Берёзку лентами. (бантики с липучкой)

РЕБЕНОК (Каменева Я) (обращаясь к березе).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.

РЕБЕНОК (Хамхоева Л.):

Радуйтесь, березы.

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут.

Вам пироги несут!

РЕБЕНОК (Стародубцева Е):

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Пойдём песни играть!»

Берёзка:

Вот какая нарядная я стала! Украсили меня лентами, цветами! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.

Хозяйка: Хозяйка:

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном.

Смотрим фильм про Троицу

Хозяйка:

На Семики – седьмую неделю после Пасхи – парни, девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

Игра – эстафета «На санях»:

Родители «впрягаются в сани» и везут детей как на повозке. Повозкой служит плотный материал, украшенный лентами.

О Троице в народе говорили: «Утром пляшут, днём плачут, вечером скачут…»

Родители читают пословицы и поговорки: на экране

Троица перстов крест кладет.

Без Троицы дом не строится.

На Троицу дождь – много грибов.

Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

Хозяйка: на экране картинки

На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

ДЕВОЧКИ: Каменева, Хамхоева

девочки выводят хоровод из девочек.

Друг другу: Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

Вместе: Хоровод «Красна девица»

В хороводе были мы,

Кого надо видели,

Видели, видели,

Красавицу девицу,

Девицу, девицу, (выходит девушка)

Девицу, девицу.

Встань, девица, подбодрись,

Вправо, влево повернись.

Повернись, повернись

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй

РЕБЕНОК:Стародубцева Д.

Нам играть и петь не лень, на экране

Мы б играли целый день!

Игра «Дождик» Каменева, Хамхоева

Дети громко говорят заклички, после этого Дождик (ребёнок или один из родителей) догоняет ребятишек. До кого Дождик дотронулся, тот выбывает из игры, садясь на стульчик.

Заклички Стародубцева Д.

Тучи, тучи,

Собирайтесь в кучи!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Дождик, дождик, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке!

Хозяйка: Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник.

Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек - утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. А мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, чтобы работали на них.

Звучит таинственная музыка. Входит Русалка.

Я русалка. Когда-то мы были речными богинями. Хотели проникнуть в тайну величия Божьего… За это нас Бог наказал, лишив образа и подобия Своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса. А тех, кто находился в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками.

Хозяйка: Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки защекотят и утащат к себе.

Русалка:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Хозяйка: Ребята, чтобы русалки не защекотали, надо успеть перекреститься и начертить на стене крест.

Игра с Русалкой

Русалка гоняется за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает нарисовать (символически пальцем начертить) на полу крест, его русалка не трогает.

Берёза:

А теперь уходи,

Душу не береди,

Ребят не пугай,

Девчат не ругай!

А не то кресты рисовать будем!

Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Хозяйка:

Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Хозяйка и Берёза:

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

Сценарий праздника на Троицу «КАК ФОМА ДА ЯРЁМА С НЮШЕЙ И МАРФУШЕЙ В ГОСТЯХ У БЕРЕЗКИ ПОБЫВАЛИ».

(игровое представление для детей школьного возраста).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Скоморохи – Фома,
Ярема;
Скоморошины – Нюша,
Марфуша;
Дети-школьники;
Педагоги;
Родители;
Друзья.
Посреди двора стоит украшенная КУКЛА-БЕРЕЗКА.
А вокруг «куклы-березки» – невысокое ограждение: или заборчик, или «волчатник» (ограждение из веревки и разноцветных флажков), или просто круг, за который нельзя заходить.
Это ДВОР Троицы-Березки.
Во дворе красиво разрисованные коробкИ, корОбки и короба, в которых игровой реквизит и призы.
Звучит музыка.
Появляется группа детей.

Во главе группы:
СКОМОРОХИ - Фома, Ярёма
и
СКОМОРОШИНЫ - Нюша и Марфуша.

Дети подбегают ко двору Троицы-Березки, но не заходят во двор.

ЯРЁМА (кричит). Береза кудрява,
В лесу росла,
Не выросла.
К тебе кумушка идет,
По яичку несет.
НЮША (подхватывает). Ты, береза, хороша
И пушистая.
Кума, кума,
Расти больша,
Приземиста,
Прикуремиста…
ФОМА. Коси коса, пока роса,
Роса – долой, коса – домой.
МАРФУША. Коса любит лопаточку,
Лопатка песок,
Косец – пирожок…
ФОМА. Еще каши горшок,
Толокна еще мешок!
ЯРЁМА. Пора тебе, Троица
Нас угостить!
НЮША. Мы не забыли лентами
Березку нарядить!
МАРФУША. Не забыли венки плести!
ЯРЁМА. Пора и хороводы завести!

Прислушиваются.

ФОМА. Тишина. А молчание – знак согласия! Давайте играть и веселиться!..
С чего начнем?
ЯРЁМА. С хоровода!
ФОМА. Как вокруг елочки, что ли? Не хочу! Я не маленький? Я уже
детским сад давно закончил! А ты мне – «хоровод»!
ЯРЕМА. Это не обычный хоровод, а игровой»! И не просто «игровой
хоровод» – а хоровод-состязание! И хоровод проведем и посостязаемся, а заодно, узнаем, кто у нас шустрей: мы (гордо) - мальчишки или они
(пренебрежительно) – девчонки!
МАРФУША. Конечно, мы! Правда, Нюша?
НЮША. Верно, Марфуша!
ЯРЕМА. А это мы сейчас проверим!

Командует.

Ребята, становитесь в круг вокруг Березки!
НЮША. Девчонки, становитесь в большой круг – вокруг Березки и
мальчишек!

Скоморохи объясняют и проводят игру "ДВА КРУГА".
Играющие становятся в ДВА круга:
один – ВНУТРЕННИЙ
другой - НАРУЖНЫЙ.
В одном из кругов - ДЕВЧОНКА, в другой - МАЛЬЧИШКИ: кого больше, тот занимает наружный круг.
Будем считать, что мальчишек у нас меньше. Поэтому, они занимают ВНУТРЕННИЙ круг.
Под музыку, мальчишки, стоящие во ВНУТРЕННЕМ круге, взявшись за руки идут по кругу ПРОТИВ ЧАСОЙ СТРЕЛКИ.
Одновременно девчонки, положив руки себе на пояс, идут по кругу ПО ХОДУ часовой стрелки.
Звучит сигнал (или музыка обрывается).
Мальчишки кидаются к девчонкам и пытаются их осалить.
Девчонки - с визгом – садятся на корточки. Если девчонка успела присесть, то она в «домике» и ее салить нельзя. Если не успела присесть и ее осалили, то она становится в мальчишеский круг и помогает им ловить других девчонок.
Игра повторяется несколько раз.
При желании – мальчишки и девчонки могут поменяться местами.

Вариант подобной игры:
«ХОРОВОДНЫЕ САЛКИ»:
Все дети берутся за руки и образуют круг.
После этого мальчишки делают шаг вперед, образуя второй круг внутри первого.
Под музыку оба круга начинают двигаться:
внешний – в одну, а внутренний – в другую сторону.
Музыка обрывается.
И мальчишки стараются запятнать девчонок, находящихся во внешнем кругу.
Однако, тех девчонок, которые успевают повернуться к ДРУГ ДРУГУ ЛИЦОМ и ОБНЯТЬСЯ, пятнать нельзя.
Те же девчонки, которых запятнали, берутся за руки и образуют свой круг внутри второго.
Получается три круга: девчонки – мальчишки – девчонки.
Игра повторяется вновь.
На этот раз мальчишки могут пятнать девчонок, которые находятся во
внутреннем и внешнем кругах.
При повторении игры мальчишки и девчонки меняются местами.

Игра окончена.

ЯРЕМА. Вот Троицу и встретили: и хоровод провели и игрой потешили!
ФОМА. Встреча? Да какая же это «встреча»? Вот, если бы Троица к
нам явилась - то мы бы ее и встречали. А то – сами в гости нарисовались… Какая же это встреча! Это картина Репина «Не ждали»!
НЮША. Эх ты, Фома не думающий!..

Объясняет, как учительница тупому ученику.

Мы к Троице в гости пришли и она нас встречает.
ФОМА. Ну и чем она нас встречает? И конфет не видать, и яичницей не
пахнет!
ЯРЕМА (указывая на двор Троицы-Березки). А это что?
ФОМА. Коробки какие-то…
ЯРЕМА. Это у тебя на плечах «коробка» какая-то!.. А это…

Жест на двор Троицы-Березки.

Это Троицадля нас приготовила. Чтобы нам здесь скучно не было!
ФОМА (с любопытством). А что это такое она нам приготовила?
ЯРЕМА. Не торопись, Фома, скоро все узнаешь!.. А пока…
ФОМА. Погоди. А где сама Троица?
ЯРЕМА. А сама Троица– по всей стране гуляет! В березки оборотилась и
пошла народ веселить и радовать!.. А пока…

Обращается к Нюше.

Давайте играть!
НЮША. На Троицу мальчишки и девчонки всегда…
ФОМА. Заигрывали друг с другом, что ли?
НЮША. Заигрывать с девочками на день святого Валентина надо было!
МАРФУША. Или в школе – на перемене: ходил бы и заигрывал!
НЮША. А на Троицу мальчишки и девчонки играли друг с другом!
МАРФУША. И не так, чтобы мальчишки отдельно, а девчонки сами по себе,
а вместе!
ЯРЕМА. Вот сейчас и мы поиграем, а заодно и узнаем – как мальчишки и
девчонки дружить умеют!

Скоморохи и скоморошины проводят ИГРЫ:

«ОБЖИМАЛКИ».
Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.
Музыка обрывается и кто-то из скоморохов называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга)
по ТРИ человека.
Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».
Музыка.
«Хороводики» кружатся.

СКОМОРОХИ. Пять!

Дети объединяются по пять человек… И так далее.

"НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ".
Играющие становятся парами по кругу лицом к центру:
впереди - девчонки, сзади - мальчишки.
Звучит веселая, динамичная музыка.
В центре круга стоят ДВА ВОДЯЩИХ (в начале игры это могут быть
скоморох и скоморошина).
Один из них подает команду: "Девчонки направо, за мной!"
Все девчонки двигаются вслед за ним.
Другой водящий подает свою команду: "Мальчишки, за мной!"
Все мальчишки двигаются за ним.
Водящие делают, под музыку, свои движения - все движущиеся за ними ПОВТОРЯЮТ эти движения.
Как только музыка прерывается, все бегут, возвращаясь каждый к своей паре.
ВОДЯЩИЕ, в это время, СТАРАЮТСЯ ВСТАТЬ В ПАРУ с кем-нибудь из представителей противоположного своему пола.
Тот, кто остался без пары, становится ВОДЯЩИМ и продолжает игру.

"ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП".
Все участники разбиваются на группы и выстаиваться, взявшись за руки, "змейками".
Каждой группе предлагается СВОЯ МЕЛОДИЯ (свой мотив), а так же
есть еще ОДНА МЕЛОДИЯ - общая для всех «змеек»: под нее движутся все "змейки" одновременно.
Каждая "змейка" движется под свою мелодию, переплетаясь через другие "змейки" и замирает, опустив руки, когда мелодия
обрывается - в ТОМ ПОЛОЖЕНИИ, в котором застала ее СМЕНА
МОТИВА.
Происходит СМЕШЕНИЕ "змеек". Тут и вступает в действия:
ОБЩАЯ мелодия (несколько раз).

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ»:
Игра проводится под музыку.
Играющие делятся на несколько равных групп и выстаиваются шеренгой в затылок.
Шеренги становятся параллельно друг другу.
Каждая из них выбирает себе какой-нибудь музыкальный мотив.
Как только исполняется избранный мотив, шеренга начинает двигаться, танцевать заплетаясь среди других участников.
Когда мотив меняется шеренга останавливается в ТОМ ПОЛОЖЕНИИ, в каком ЗАСТАЛА ее СМЕНА МОТИВА, а двигаться начинает ТА шеренга, избранный МОТИВ которой зазвучал.
Выбрав момент, когда шеренги сильно переплетены, ведущий дает КОМАНДУ.
По свистку все группы должны встать в первоначальном порядке.
Выигрывает группа, выстроившаяся первой.

«ВЕСЕЛЫЕ ТРОЙКИ»:
Участники игры сначала встают в кружки по три человека.
Затем двое берутся за руки, а третий встает в середину.
В середине большого круга находится Водящий.
По команде Водящего: «Средний, ко мне!» - стоящие внутри пар выходят в середину большого круга и берутся за руки вместе с Водящим.
По второй команде все, образовавшие внутренний круг, держась за руки, движутся в одну сторону, а те, кто находится во внешнем круге, - в другую.
Пары внешнего круга могут двигаться боковым шагом, приплясывая или кружась.
По сигналу руководителя пары останавливаются и приподнимают руки, а все находящиеся во внутреннем круге, в том числе и Водящий, стараются занять место в середине КАКОЙ-ЛИБО ПАРЫ.
Оставшийся без места становится Водящим.
При повторении игры в каждой тройке игроки меняются местами так, чтобы по команде: «Средний ко мне!» - в круг выходили каждый раз новые игроки.
Игра пойдет веселее, если ее проводить под музыку.
Тогда, двигаясь по кругу, пары могут танцевать какой-либо танец, а внутренний круг – повторяет движения, которые показывает Водящий.
Тот, кто остался без места ДОЛЖЕН по желанию играющих что-нибудь исполнить: станцевать, спеть и т.д.
Может быть два водящих: один – скоморох, а другой – кто-то из детей.
Скоморох только командует, а ребенок играет – как описано выше.
Скоморох – водящий постоянный, а дети-водящие меняются.

Игры окончены.

ЯРЕМА. Эх! А говорят, что раньше на Троицу…

Шлепает себя по животу.

…сладостями угощали – закармливали наповал!
МАРФУША. Как?
ФОМА. Ну вот так! Чтобы потом ребенок полгода на сладкое смотреть не
мог!
НЮША. А дети?
ФОМА. А дети все равно смотрят!

Поет на мотив песни дуэта «Тату» - «Нас не догонят».

«Нас не прокормят! Нас не прокормят!»

Яреме - с гордостью.

Так что, видишь – я все знаю!
ЯРЕМА. Ну, раз ты все знаешь – тогда помогай! Доставай во-он тот короб!
ФОМА. А что в нем?
ЯРЕМА. Сладости!
ФОМА. Сладости я достану с радостью!

Достает коробку, в которой лежат конфеты.

ЯРЕМА. И отдай их Нюше и Марфуше…
ФОМА. А у них не треснет?
ЯРЕМА. Это я тебе сейчас так тресну...
ФОМА. Меня? Почему?
ЯРЕМА. По лбу!
ФОМА. За что?
ЯРЕМА. За жадность!

Фома отдает короб Нюше и Марфуше.

ФОМА. Были вы, Нюша и Марфуша, скоморошинами, а стали
коробейницами…

Коробейницами-то стали, а все равно остались – «нюшей» и
«марфушей»!
ЯРЕМА. А ты - был ты Фомой, а станешь «Антошкой»…
ФОМА. А почему – «антошкой»?
ЯРЕМА. Потому что жадный немножко!

Успокаивает.

Да ты не бойся: будешь «антошкой» - на одну игру.
ФОМА. Ну-у… Если на одну игру, то можно… Говори, что делать надо!

Пока Ярёма объясняет детям условия игры «Антошка»,
Нюша и Марфуша раскладывают повсюду – на определенном расстоянии от Фомы - конфеты.

Далее проводится игра «АНТОШКА»:
Играющие становятся в круг, в середине которого сидит водящий
(это Фома, который исполняет роль «антошки») и делает вид, что спит.
Хор движется вокруг антошки» и поет, подразнивая:
Антошка – Антошка,
Пошли копать картошку!
Антошка – пошли копать картошку!
(и так далее)
В самый неожиданный момент Ярема свистит в свисток (или обрывается музыка).
«Антошка» вскакивает и бросается на участников хора.
Хор разбегается в разные стороны. Каждый убегающий пытается схватить одну из разложенных конфет.
«Антошка» старается осалить кого-нибудь из них.
Осаленный – становится «антошкой».
Конфеты становятся поощрительными призами – как говорится: «Кто успел – тот и съел!»

«СЛАДКОЕ АССОРТИ»:
Играющие делятся на группы по 4-8 человек: «кульки» со сладостями.
В каждом «кульке» распределяют названия сладостей, например:
«конфеты», «пряники», «шоколадки», «чупа-чупсы» и др.
Названия сладостей повторяются в каждом «кульке», но в одном «кульке» две одинаковых сладости находиться не могут.
«Сладости» берутся за руки и образуют кружки – «кульки».
Ведущий командует: «Конфеты, за мной!»
Все «конфеты» выходят из своих кругов и идут за Ведущим.
После следующей команды: «Пряники, за мной!» - все «пряники» идут за «конфетами».
Так выстраиваются все сладости, одни за другими.
Как только раздается команда: «По местам!» - все «сладости» должны встать на свои места, в свои «кульки».
Чей «кулек» быстрее встал на свое место, тот и победил.

«ЯРМАРКА СЛАДОСТЕЙ»:
Общий круг (или колонна).
Ведущий подходит к каждому игроку и потихоньку сообщает ему название сладости (или делает это объяснение с помощью карточек).
Названия сладостей периодически повторяются.
Затем Ведущий объясняет условия игры: «Под музыку вся колонна
(«змейка») будет двигаться за мной, повторяя все мои движения. Как музыка остановится – все должны собраться в «кулек» по названиям сладостей: т.е. «конфеты» к «конфетам», «шоколадки» к «шоколадкам».
Игра может повторяться несколько раз.
Команда-победительница получает сладкие призы.

Игры закончились.

ФОМА. А я знаю – зачем у нас во-он те короба и коробки и коробки лежат!
ЯРЕМА. А если знаешь, то что стоишь?
ФОМА. А что – все я да я… А ты на что?
ЯРЕМА (радостно). Ура! Вот и я на что-то сгодился!

Нюша и Марфуша, ко мне!

Ярема, Нюша и Марфуша бегут и приносят короба
с игровым реквизитом.
Вся площадка вокруг Троицы-Березки становится игровым
полем: разбивается на игровые зоны.

ФОМА. Эх! Гулять так гулять!

Достает канат.

Вот сейчас и определим, кто у нас сильнее: мальчишки или девчонки!

Проводит состязание по перетягиванию каната.

А теперь посмотрим, кто у нас круче: дети или взрослые!

Теперь канат тянут: с одной стороны родители, с другой
стороны – дети.
Ярема, Нюша, Марфуша и их помощники проводят
свои забавы и потехи:

«СТЕНКА НА СТЕНКУ».
Играющих 10-30 человек.
Место для игры разделено линией пополам, от нее в обе стороны на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии.
Играющие делятся на две команды, берутся под руки и выстраиваются друг против друга. Обе команды, подойдя к средней черте, вплотную друг к другу, стараются оттеснить противника за
крайнюю линию. Игра начинается по сигналу. Команда, разорвавшая свою цепь, проигрывает. Оттеснять противника можно только грудью.

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ В КОМАНДАХ».
Играют 20-30 человек. Место игры разделено пополам чертой, от нее на расстоянии 5-10 шагов проводятся две другие линии.
Играющие делятся на две команды и становятся у средней линии. По команде играющие противных партий схватывают друг друга и стараются затащить за свою конскую черту.
Выигрывает команда, перетащившая большее число противников.
Игрок, перетащивший противника, помогает своей команде, перетащенный же в игре не участвует.
Бороться на полу и волочить соперника по полу воспрещается.

«БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ».
Команды становятся на линии (между линиями - 10 шагов) лицом друг к другу, затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся за руки. Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную сторону от другой команды. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине.
Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

«МЕТАНИЕ КАНАТА»:
Игрокам из разных команд дают по канату длиной 5 – 10 метров.
Канат оканчивается петлей.
Задача: за три броска накинуть на вбитый в землю колышек петлю и затянуть ее.

«ВОРОТЦА»:
Двум участникам игры завязывают глаза.
На расстоянии 30 метров от каждого в землю воткнуты по две палки, соединенные сверху лентой.
Образуются как бы воротца шириной и высотой в метр.
Задача каждого из играющих – быстрее пролезть в воротца, не задев их.
Всем зрителям, которые должны находиться не ближе 20-25 метров от игроков, разрешается громко подсказывать, куда идти участникам игры.

«КТО СИЛЬНЕЕ?»
В четырех углах площадки на равном расстоянии от центра, ставятся стулья.
На каждом стуле – цветной ПЛАТОЧЕК.
Две крепкие веревки по ТРИ МЕТРА КАЖДАЯ, связываются узлом так,
чтобы от узла отходили ЧЕТЫРЕ разных конца.
Этот УЗЕЛ кладется в ЦЕНТРЕ ПЛОЩАДКИ, а концы протягиваются по направлению к стульям.
Расстояние от веревки до стула должно быть равно 2-3 метрам.
В игре участвуют ЧЕТЫРЕ человека.
Они выходят на середину площадки.
Каждый из них берется за конец веревки и, по сигналу, начинает тянуть веревку к себе, СТАРАЯСЬ СХВАТИТЬ ПЛАТОЧЕК, лежащий на стуле.
Победителем в игре считается тот, кто ПЕРЕТЯНЕТ в свою сторону троих товарищей и первым схватит ПЛАТОЧЕК.
Победители награждаются сладостями или блинами.

«КОМАНДНЫЕ САЛКИ»
(хороводные салки):
Все разбиваются на ТРИ равные команды.
По жребию ОДНА команда ВОДИТ, игроки двух других команд становятся в круг и вытягивают согнутую в локтях правые руки ЛАДОНЯМИ КВЕРХУ.
Команда водящих ходит внутри круга.
Каждый водящий держит за спиной, на талии, левую согнутую в локте руку с раскрытой и обращенной ладонью и только ПРАВОЙ рукой имеет право САЛИТЬ игроков двух других команд, стараясь ударить их по ладоням вытянутых рук.
Те, в свою очередь, могут, не сходя со своих мест, салить водящих, но только по ладоням рук, которые они держат за спинами.
Водящие от осаливания уклоняются только поворотами корпуса.
Если больше осалили водящие, то они становятся по кругу.
Если больше осалили стоящие по кругу, то водящие опять водят.

«ТРИ КРУГА»:
Играющие встают в три круга, расположенных один в другом.
Расстояние между кругами не более одного шага.
Держась за руки, играющие движутся по кругу, причем те. Что стоят во внешнем круге и те, что стоят во внутреннем круге – в одну сторону, а те, что в среднем круге – в другую.
По сигналу все играющие останавливаются.
Стоящие в первом и третьем кругах поворачиваются друг к другу лицом и быстро соединяют руки так, чтобы захватить кого-либо из среднего круга.
Стоящие в среднем круге стараются, быстро опустив руки, присесть и избежать поимки.
Те, кому это не удалось, считаются пойманными и переходят из среднего в два крайних круга.

«ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ»:
Перед началом игры участники образуют два круга.
Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.
Они в ходе игры изображают «клетку».
Игроки внешнего круга за руки не держатся.
Это – «птицы».
Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.
По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх.
В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее.
Клетка не может задерживать «птицу».
По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.
Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.
После этого игра возобновляется.
Так она проводится 3-4 раза.
Подсчитывается количество пойманных «птичек».
Игроки в кругах меняются ролями.
Теперь тот, кто изображал «клетку», становится «птицей! И наоборот.
Игра повторяется так же 3-4 раза.
Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц».

Игры закончились.

ФОМА. Что, Ярема?
ЯРЕМА. Что, Фома?

Повернулись оба в сторону Нюши и Марфуши.

ФОМА. Трудно вам…
НЮША Это почему – нам трудно?
ФОМА (гордо). А потому что мы бросаем вам вызов!
НЮША. Мы принимаем ваш вызов!..

Неси призы и поощрения!

Марфуша приносит коробку с призами.

Девчонки, идите к нам! Покажем этим мальчишкам – почем фунт лиха! И все призы выиграем!
ЯРЕМА. Мальчишки, скорее к нам! Утрем носы этим девчонкам! Покажем,
что мы тоже не лыком шиты! Все призы будут наши!

Создаются две команды: одна из мальчишек, а другая из девчонок.
Эти две команды и состязаются между собой:

«КЛЮЧНИКИ».
Две команды выстраиваются лицом друг к другу. Каждая команда, начиная от первого игрока, обматывается одной длинной веревкой по талии так, чтобы место перекрещивания веревки находилось спереди.
На этом подготовка к конкурсу заканчивается.
Первым игрокам вручаются ключи, которые они надевают на веревку.
Командам нужно как можно быстрее провести ключ по веревке до конца.

«НЕ УРОНИ ЮЛУ»:
На линии старта две команды по 4-8 человек.
Играющие становятся в затылок друг другу в две колонны.
Первые участники команд получают по фанерной лопаточке (по ракетке от настольного тенниса) и по юле.
Юла ЗАВОДНАЯ.
Игроки соревнуются парами. Каждый из них берет в левую руку лопаточку, по сигналу ставит на нее юлу и заводит.
Затем, осторожно неся лопаточку с вращающейся юлой, быстро идет к финишу, который находится в 6-8 метрах от старта.
Если во время движения юла упала игрок возвращается обратно и вновь начинает свой путь.
Если завод кончился раньше, чем играющий достиг цели, то он останавливается и заводит юлу вновь.
Игрок, пришедший к финишу первым, приносит своей команде очко.

«БЛИЗКО, А ВЗЯТЬ НЕЛЬЗЯ»:
Нас стул кладут яблоко или конфету – это приз тому, кто сумеет его взять.
А взять нелегко: двое держат за концы шнур с петлей посередине.
Перед стулом на уровне яблока петля.
Петля, правда, большая, но ее могут затянуть как только кто-нибудь просунет в нее руку.

«ПЕРЕВЕС»:
Две команды встают равными шеренгами на расстоянии 4-6 метров лицом друг к другу.
С одного конца точно по середине между шеренгами на расстоянии 8-10 метров вбивается в землю кол (1-1,2 м), на который надевается столько колец, сколько игроков в одной шеренге.
Игрокам другой шеренги кольца раздаются на руки.
По сигналу крайние игроки обеих шеренг стоящие на стартовой линии, одновременно бегут к колу;
Один – с задачей снять кольцо,
Другой – надеть.
Прибежавший первым кладет руку на кол, затем выполняет задание, т.е. снимает или надевает кольцо.
После этого игроки (как выполнивший задание и не выполнивший задание, встают каждый в свою шеренгу напротив кола), а со старта бегут два очередных игрока, и т.д.
Игрок выполнивший задание, до окончании игры больше на старт НЕ ВЫХОДИТ.
Игра продолжается, пока всем игрокам шеренги с кольцами не удастся нанизать их на кол, или игрокам шеренги без колец снять по одному кольцу.

«ИЗБАВЬСЯ ОТ МЯЧА»:
Площадка размером делится пополам.
Играющие образуют две команды.
Каждая команда получает по несколько мячей или воздушных шаров
По сигналу все начинают перебрасывать свои шары (мячи) в сторону противника с тем, чтобы избавиться от них.
Летящие мячи надо ловить и отправлять к противнику (упавшие мячи надо поднять и тоже перекинуть).
Выигрывает команда, которая избавится от своих мячей.

Игры закончились.

ЯРЕМА (ко всем). А мне понравилось с девчонками играть. А давайте – в
знак дружбы и в знак прощения – пожмем друг другу руки!

Жмут друг другу руки.

ФОМА. И по плечу похлопаем!

Хлопают друг другу по плечу.

НЮША и МАРФУША. И поцелуемся!

Целуются.

ФОМА. А уж это вы сами – без нас!
ЯРЕМА. Мы в эти игры – пока – не играем!

Зазвучала музыка.

О! Троица нам знак подает – что она довольна нами!!
НЮША. Так давайте встанем в круг!
МАРФУША. И хороводом порадуем Троицу еще раз!

Дети становятся в круг.
Звучит хороводная музыка.
Все идут по кругу.

Составила и провела воспитатель МБДОУ с. Олекан Нерчинского района Забайкальского края:

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.

Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Создать условия для творческой деятельности.

Атрибуты:

Сарафаны, кокошники и рубашки, кепки;

Корзина с пирогами, кокошники.

Под берёзой лежат разноцветные ленты, венки и шёлковые платочки по количеству девочек.

Беседа перед праздником:

Сегодня мы проводим фольклорный праздник Семик – Троица, его еще называют Зеленые Святки, Русальная неделя, встреча лета и праздник русской березки.

Начиналась русальная неделя на седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется этот день – Семик.

В воскресенье сам праздник Троица. В этот день лес именинник, нельзя дрова рубить, деревья ломать. Хозяйки в этот день украшают свои дома березовыми ветками, цветами.

Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть.

А девицы на полянах устраивали гулянье, завивали лентами ветки березы, загадывали желание, плели венки, кумились. Молодцев на такой обряд не брали, они приходили тайно.

А еще бросали воду птичку из сухой травы – кукушечку, не заботящуюся о своем потомстве, как бы отказываясь от кукушества. К полудню все шли в поле, подбрасывали печеные яйца вверх. Кто выше бросит у того урожай богаче.

Затем на поляне устраивалась ритуальная трапеза – пироги, да яичница.

На праздник девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний.

Ход праздника:

Здравствуй, здравствуй лето красное – ку-ку, ку-ку!

Выводи на праздник девушек – ку-ку!

Пусть они песни запевают – ку-ку!

Пусть весёлые хороводы начинают - ку-ку!

А весёлая берёзонька на них смотрит, улыбается – ку-ку!

(из-за дерева выходит девочка в зелёном сарафане, с длинными косами и веночке из зелёных веток – Берёзка)

Отчего ты, берёзонька так невесело стоишь?

Вот и листочки зелёные проклюнулись,

И трава мурава закудрявилась,

А сама ты, берёзонька, печальная.

Не томись, берёзонька, не грусти, белоствольная.

Развеселит тебя тёплый дождь,

Да и цветы, да и птичьи песенки.

Нет, кукушечка, не дождик нужен мне,

А людские песни светлые.

Погляди-ка, ты, кукушечка,

Не идут ли сюда ребятушки?

Идут, идут, да какие нарядные. Да несут тебе гостинчики.

Радуйся берёзка, радуйся, белоствольная.

Наряжать тебя будут, да хороводы водить.

Посмотрите, вот какая красивая берёзка выросла. Давайте и останемся здесь. Сегодня день погожий – первый раз вы кукушку услышали. Значит, будем праздновать первый летний праздник Троицу. Праздник красных девушек. Давайте заведём вокруг берёзки хоровод, чтобы был он радостным и весёлым весь год!

«Во поле берёза стояла»

«Как у наших у ворот»

Не радуйтесь, осины! Не радуйтесь, сосны!

Не к вам красны девицы идут,

Не вам пироги несут!

Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!

К тебе красны девицы идут,

Тебе пироги несут!

(Ставит корзинку с пирогами под берёзку.)

Надо нам берёзоньку украсить,

Шёлковую лентой заплести

(завязывают ленточки на берёзе)

1. На веселый праздник девицы гуляли

Девицы гуляли, цветы собирали.

Цветы собирали, венки завивали.

Венки завивали, летечко встречали.

2. Летечко встречали, песни распевали

Песни распевали, березку сряжали.

Березку сряжали, лентой украшали,

Лентой украшали, на судьбу гадали.

Ведущая: Девчата, берёзку украсили?

Девочки: Украсили!

Ведущая: А желание загадали?

Девочки: Загадали!

Ведущая: А теперь кумиться пора!

1 Девочка:

Давай, кума, кумиться,

Чтоб нам с тобой весь год не браниться!

Соединяют венки и через них целуются.

2 Девочка:

А у меня для тебя подарочек есть. Бусы

Надевает бусы на подружку.

3 Девочка: Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу) .

4 Девочка: Спасибо!

Обряд кумления повторяют ещё две пары, затем одновременно остальные дарят друг другу брошки, мелкие игрушки.

Ведущая: Смотрите, кумушки, если поссоритесь, придётся подарки назад отдавать!

Девочки. А мы ссориться и не собираемся!

Ведущая: А теперь дружно вставайте. Да песню запевайте.

«А я по лугу»

Ведущая: Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет!

Девочки берут под берёзкой по платочку и под музыку танцуют и подбрасывают платочки.

Главная кума: Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушки, вы меня должны слушаться! Станцуем танец с цветочками!

Танец с цветами

Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Я, Баба Яга, костяная нога, в ступе летаю, помелом след заметаю!

Баба Яга: А вот и Берёза! Тебя-то я и ищу, срублю, на дрова испилю! Буду печку топить и кашу варить.

Ведущая: Не руби, Баба Яга, нашу Берёзоньку! Собери лучше в лесу хвороста и сухих веток. У нас около этой берёзки праздник. Гляди, сколько гостей собралось…

Баба Яга: Ну, если отгадаете мои хитрые загадки, может, тогда и не стану рубить Берёзу.

Ведущая: Загадывай, Баба Яга, свои загадки. Ребята постараются их отгадать.

Баба Яга: Моя первая загадка.

Русская красавица стоит на поляне.

В зелёной кофточке, в белом сарафане

(берёзка)

А теперь по труднее загадка.


Век он проживает и страха не знает,

С богатырями дерётся,

Бессметрным зовётся,

Никого не боится,

А смерть его в яйце хранится.

(Кощей Бессмертный)

Это была лёгкая загадка. А вот посложнее будет.


Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего,

Летит не птица и не зверь –

А с 3мя головами змей.

Во все стороны глядит,

Из ноздрей дым валит.

Врага примечает,

Изо ртов огонь пускает.

(Змей Горыныч)

Баба Яга: Загадками моими вас не победишь. Последнее испытание устрою. Если сумеете меня в игре победить, тогда уж подумаю, рубить вашу Берёзу или в лес уходить.

Ведущая: Наши ребята, Баба Яга, готовы с тобой в игру играть, Берёзку из беды выручать! Какова твоя игра?

Баба Яга: Моя игра называется «Летает – не летает». Я буду слова называть, а вы отвечать летает это или не летает. Кто ошибётся, переходит на мою сторону. Если на моей стороне окажется больше половины игроков, значит, я победила.

Баба Яга: Опять ваша взяла. Переиграли вы меня. Назло вам срублю Берёзу!!!

Ведущая: Ты же обещала! Загадки и игры затевала! Мы в твою игру поиграли, теперь ты поиграй в наши.

«Бабка Ёжка»

«Хвост дракона»

«Бег на ходулях»

«Бег в мешках»

«Кто больше собьёт кеглей»

«Кто больше перенесёт картошки из костра»

«Гори, гори, ясно»

Баба Яга: Понравились вы мне, ребята, такие ловкие, весёлые. Не буду я берёзку рубить, в лес пойду к Кощею Бессметрному и Змею Горынычу, научу их играть в ваши весёлые игры.

Баба Яга уходит.

Ведущая: Ребята, вы устали, давайте, отдохнём, покушаем, чай попьём. А после обеда будем венки плести.

После обеда

«Мы на луг ходили»

Танец мальчиков под русскую народную мелодию.

Девочки садятся плести венки.

Ведущая: Теперь пошли к речке – венки в воду бросать, будем гадать!

Девочки снимают венки.

Главная кума. А вот и речка! Венки бросаем по команде! Раз! Два! Три!

Девочки бросают венки на полотно.

1 Девочка. Мой к берегу раньше всех пристал! Значит, из нашей деревни мой дружок!

2 Девочка. А мой утонул! Неужели Ванечка со мной поссорится?

1-я девочка. Не расстраивайся, может, лучше найдёшь!

2-я девочка. А мой-то уплыл, что и не видно! Знать, издалека мой друг придёт!

Ведущая: Ну, кумушки, на веночке погадали?

Девочки. Погадали!

Ведущая: Берёзку завивали?

Девочки. Завивали.

Ведущая: Друг с дружкой кумились?

Девочки. Кумились!

Ведущая: Пироги ели?

Девочки. Ели!

Ведущая: А теперь снаряжайтесь и отправляться будем домой в детский сад. А на последок кто со мной? Ай да танцевать!

Общая пляска всех участников праздника.

Наталья Корнеева
Сценарий праздника «Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки»

Сценарий праздника

«Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки "

1. Празднование начинается с «Заламывания берёзки» .

Красна девица Катя : В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила-была Берёзонька, белая да кудрявая. Снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Добрый молодец Сергей : Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Красна девица Оксана :

И проснулась берёзонька - красавица.

Проснулась,

на тёплом ветерке прогнулась.

Украсилась серёжками.

Всем понравилась,

на праздник направилась .

Добрый молодец Сергей :

Праздник-то на полянке строится , называется Троица .

Да не простая,

а Троица Святая .

Красна девица Катя :

Всех гостей, друзей,

всех хороших людей

Берёзка встречала и величала .

И нам её встречать - величать ,

а ей - веткам качать.

Добрый молодец Сергей : День добрый Вам, красны девицы!

Красна девица Оксана : И Вам, Добры молодцы!

Добрый молодец Сергей : " Зелёные святки" мы нынче празднуем , да Троицу встречаем !

Красна девица Катя : Весну провожаем, да лето красное встречаем ! Накануне Троицы водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, заламывали и украшали берёзку родимую, которая дарила человеку всякому сверхестественную живительную силу!

Добрый молодец Сергей : А посмотрим, как это было!

Заламывают берёзку.

Красна девица Оксана :

Ой, девушки, ой, красавицы,

Красны девицы-подруженьки!

Сегодня Троица да зеленая .

Айда в лес - березку завивать

Да веночки заплетать,

Весну провожать,

Красно лето встречать !

Они подходят к березке , окружают ее и по очереди расхваливают :

Ай да красавица!

Ай да кудрявая!

Ай да стройная!

Завьем березоньку --- Да желанья загадаем!

Поют ПОТЕШЕНКИ :

1-я :Алина

Берёзы, радуйтесь!

Зелёные, радуйтесь!

К вам девушки идут.

К вам красные идут –

Завивать венки идут.

2-я :Таня

Вокруг берёзки я хожу, Вокруг беленькой хожу.

Я не знаю, чем берёзку наряжу,

Чем я бело - кудревату одарю.

3-я :Катя

Одарю берёзку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А ещё шелковым платком

Да лазоревым венком.

4-я :Оксана

Белые берёзоньки!

Ходите с нами гулять,

В хороводе постоять.

Ваши веточки зелёные,

Наши песни весёлые.

5-я :Алина

Берёзонька, Кудрявенькая, Зелёненькая.

Завивайся, да на весь денёк,

Завивайся, да на весь годок!

Подходят к берёзке, украшают их разноцветными ленточками. Игра «Ручеёк» . Проносят берёзку по улицам села. Приходят на поляну, где начинается праздник .

2. Выходят коробейники.

1-й коробейник.

Подходи, честной народ!

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки.

Есть веники для бани,

Для Миши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

1-й. Есть и сок березовый , Чтоб были щечки розовы!

2-й. Березовая каша для Феди и для Маши!

1-й. Березовые почки берите на примочки!

2-й. Изделия из бересты бери - не пожалеешь ты!

1-й. В любой торговой точке. Все сможешь ты купить себе, жене и дочке.

1-й и 2-й. Но надо поспешить!

Появляются ведущие в русских костюмах .

1-я ведущая. Дорогие друзья!

2-я ведущая. Судари и сударыни! Парни и молодицы!

1-я ведущая. Собрались мы повеселиться.

Весну провожать,

Лето встречать .

2-я ведущая. Празднуют христиане на седьмую неделю после Пасхи большой праздник - Семик . Особо в семиковой неделе отмечены три дня : Семик, приходящийся на четверг, Троицкая родительская суббота и Троица - воскресенье .

1-я ведущая. Еще не так давно эти праздники считались архаичными, отжившими. Но новый обряд - праздник Русской Березки , который, надо сказать, за много лет прижился, впитав и себя лучшие традиции Троицы .

2-я ведущая. Поэтому сегодняшний праздник - это и Троица .

1-я ведущая. И праздник нашей Русской Березки !

Коробейник.

Поклон вам, гости званые

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята-удальцы,

Веселые молодцы!

Да мужчины-усачи,

Дедушки-бородачи.

Коробейник. Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение ! Значит, не залежатся сегодня наши товары!

(Поет.) Эх! Полным -полна моя коробушка,

В коробейниках хожу. (Приплясывает.)

В праздник матушки Березушки

Все товары разложу!

(Обращается к 1-й ведущей.)

Выбирай, молодица, что только пожелаешь!

1-я ведущая. Вижу я, что ты мастер, и плясать, и языком чесать! Показывай свой товар! (Смотрит товар и выбирает березовую веточку .) Хорош твой товар, но мне по нраву вот эта берёзка (показывает на берёзку) .

2ведущий : А я рада, что наша берёзка является хозяйкой нашего праздника . Пусть весело и радостно будет сегодня всем. Пойте и веселитесь.

Вот березка и готова ! К празднику наряжена .

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,

В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Встанем все мы в хоровод и послушаем песню о нашей березке , которую исполнит фольклорный ансамбль «Зорюшка» .

Песня «Во поле берёза стояла» .

1-ведущая : А сейчас слово для поздравления предоставляется___

2-ведущая :А теперь послушайте стихотворения о берёзке.

Дети читают стихотворения :

1. Люблю березу русскую ,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2. Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

3. Она всегда с подружками.

Весною хороводится,

Целуется, как водится.

Под ветром долу клонится,

И гнется, но не ломится.

4. Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит .

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

1-ведущий : Спасибо вам за светлые стихи о нашей матушке-берёзке.

Песня : «Ой, береза молодая

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, да парень молодой,

Ой, да сам хорош собой!

Ой ли лёли, Ой лилё!

Он к березе подходил ,

Алой лентой одарил,

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ленту девица снимала,

Черноглазая снимала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

В русы косы заплетала,

Сама парня завлекала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

1-я ведущая : Слово предоставляется Директору Дома Дружбы :___

2-я ведущая : А сейчас послушайте песню в исполнении ___«Заветное место»

1-я ведущая : А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о берёзке,о празднике Троица ?

2-яведущая : Давайте с вами, дорогие гости, вспомним, порадуем матушку Березку !

*Бела береза , да деготь чёрен.

*Береза не угроза : где стоит, там шумит.

*Березовый веник в бане - всем господин!

(Зрители вспоминают и другие пословицы.)

1-яведущая : А может, кто-то из вас помнит какие-то народные приметы,связанные с семиковой неделей, с Троицей ?

*В семиковый четверг или в Троицкую субботу сей ячмень .

* На Троицу дождь - много грибов.

* На Троицу делают березовые венки (показывает, бросают и воду. Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру.

*Троица перстов крест кладет.

*Бог любит Троицу .

*Без Троицы дом не строится .

*Троица – троицей , а трех свечей на стол не ставят.

*На Троицу мужики вяжут , вяжут голики.

*Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.

1-я ведущая :

Это праздник - непростой , Троицей зовется .

Он березонькой густой в душах отзовется,

Ветерочком прошумит в ивах придорожных

И объявит, что венки заплетать всем можно.

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : «Месяц спрятался за рощу» .

1. Месяц спрятался за рощу

Спят речные берега

Хороши июньской ночью

Сенокосные луга

Только я ли виновата

Что потеряно кольцо

Что ладони пахнут мятой

Да ромашковой пыльцой

2. Два цветочка лепестками

Зацепились у виска

Я оставлю их на память

От любимого дружка

В небе вспыхнула зарница

Над рекой туман поплыл

И уж время расходиться

Да расстаться нету сил

3. Пусть подружки не ругают

Никакой вины тут нет

Слишком рано над лугами

Загорается рассвет

Да и мало ль так бывает

Что не спим мы до утра

Ох, ты, ночка луговая

Сенокосная пора

2-я ведущая : Слово предоставляется руководителю русской диаспоры при Доме Дружбы ___

2-я ведущая :

На Троицу совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились , значит, быть верной дружбе крепкой.

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

1-я ведущая : Кто желает поучаствовать в этом обряде, выходите к нашим кумушкам.

Выходят кумушки :

1-я : Давай, кумушка, мы покумимся.

Мы покумимся, поголубимся.

Скрозь берёзоньку, скрозь кудрявую.

Мы платочками поменяемся.

Кума с кумушкой свеличаемся.

2-я : Через березовый венок - покумимся , подругами станем :

Покумимся кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

3-я : девушка.

Кумушка-голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой покумимся,

Давай с тобой подружимся,

Крестиками поменяемся,

Чтоб нам с тобой не ругаться,

А вечно смеяться!

4-я : девушка.

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Кумушка-голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим подсобница!

Девушки целуются через веночки, обмениваются крестиками и платочками.

2-я ведущая : Приглашаем на нашу сцену гостей нашего праздника ансамбль «Зорюшка» .

1-я ведущая : Песни послушали, а теперь давайте играть - «плетень заплетать» .

1.«ОБЖИМАЛКИ» .

Звучит музыка. Все прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается и кто-то из коробейников называет число : допустим – «ТРИ» . И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга)

по ТРИ человека, кому не хватит, тот выходит из игры.

Коробейник : Пять!

2. «ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ» .

Перед началом игры участники образуют два круга.

Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.

Они в ходе игры изображают «клетку» .

Игроки внешнего круга за руки не держатся.

Это – «птицы» .

Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.

По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее. Клетка не может задерживать «птицу» .

По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.

Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.

После этого игра возобновляется. Так она проводится 2-3 раза. Подсчитывается количество пойманных «птичек» .

Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал «клетку» , становится «птицей! И наоборот.

Игра повторяется так же 2-3 раза.

Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц» .

3. Вот сейчас у нас следующая самая любимая забава наших жителей, это «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» и определим, кто у нас сильнее : мальчишки или девчонки!

А теперь посмотрим, кто у нас круче : дети или взрослые!

Теперь канат тянут : с одной стороны наши сельские жители, с другой стороны гости нашего праздника .

2-я ведущая : День к закату клонится,

Завершается праздник Троица !

Мы желаем вам мира, и благости,

И здоровья, и счастья, и радости!

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : "Скажи, скажи березонька ".

1. Скажи, скажи березонька

Кого ты в гости ждешь

Кто полевой дороженькой

Спешит к тебе сквозь рожь

2. Кому ты песни дивные

Все пела поутру

Кому по-лебединому

Ты машешь на ветру

3. Молчит, молчит березонька

И тайну бережет

У полевой дороженьки

Кого-то в гости ждет.

Ведущие приглашают гостей для прощания с берёзкой.

1-я ведущая :

Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке Бухтарме.

Венки в воду бросать,

На женихов гадать!

Все участвующие идут на реку Бухтарму.

Катя :Пойдём на Бухтарму-реку,

Станем на крутом берегу ,

Бросим венок на воду.

Отойдём подале, поглядим :

Тонет ли, не тонет ли

Венок наш на воде.

Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру, а если венки соединились, то быть свадьбе.

Оксана : Уж мы, девушки, дело сделали, венки в речку покидали, На судьбу, на счастье погадали.

Все вместе :

Прощай, березонька белая !

Прощай, березонька кудрявая !

Прощай, Троица да зеленая !

Катя : Ну что ж, народ празднующий . Хлеб-соль и мир вашему дому! Русский народ говорит : хорошо живут там, где много поют. А мы сегодня много пели и плясали.

Вместе. Празднику честному Троице - злат венец , а вам, дорогие гости, - здравия и радости!


Top