Что санта клаус приносит плохим детям. Путешествия

Андрей Шалыгин: На самом деле к Деду Морозу или Санта-Клаусу (Сант-Николас, то есть Святой Николай) Рождество не имеет вообще никакого прямого отношения, тем более с оленями. Дело в том, что Архиепископ Мир Ликийских Равноапостольный Святитель Николай в предверье Рождества Христова всегда обходил мирян и втайне от них, чтобы никто не заметил, оставлял им в укромных местах подарки на Рождество Христово.

И был он, разумеется не в шубе с меховым подбоем. В красных одеждах степенного старца пишут потому что раньше до введения разных цветов двунадесятым праздникам, праздничная митра была всегда одного праздничного цвета - красного, то есть пурпурного, символизируя приход в Мир Царя Людей - Христа.

Однако, людям, разумеется, более важны были подарки к Новому Году, а так как у нас само празднование Нового Года разошлось с Рождеством, а потом коммунистическая пропаганда всячески постаралась чтобы и сама идея Рождества была забыта, то и дед в шубе живущий в лесу оказался более живуч, нежели Николай-Угодник, как его называют в народе, который стал Дедом-Морозом с языческой берендеевой Снегурочкой.

Рождество не случайно является таким же центральным праздником церковного года, как и Пасха: эти праздники символизируют важнейшие события для христиан — воплощение, рождение во плоти Иисуса Христа и его смерть на кресте и последующее воскрешение. Согласно Библии, Богомладенец появился на свет в ночь на 25 декабря в пещере близ Вифлеема. Дева Мария и святой Иосиф направлялись в этот город на перепись населения, объявленную по приказу царя Иудеи Ирода Великого, и заночевали в пещере. Новорожденного Иисуса Богородица запеленала и положила в ясли (кормушку для скота), а вскоре в пещеру пришли волхвы — поклониться Христу.

Поэтому непременным атрибутом праздника был и остается рождественский вертеп — скульптурное изображение Младенца Иисуса в яслях, Девы Марии и святого Иосифа в пещере (собственно, слово «вертеп» в переводе с церковнославянского и означает «пещера»). Фигур может быть и больше, но эти три обязательны. В соборах и костелах вертепы, как правило, большие: ростовые раскрашенные фигуры, крупные декорации, большое количество персонажей. Такие же большие вертепы появляются и на улицах многих европейских и американских городов. А вот для домашнего, так сказать, применения существуют небольшие складные вертепы, многие из которых передаются в семьях по наследству уже не первое поколение: их ставят на столы или на пол возле елки непосредственно перед Рождеством.

Еще один общий атрибут Рождества у католиков — так называемый адвент-венок . Это небольшой венок, сплетенный из еловых ветвей и украшенный лентами, шарами и другой мишурой, на котором укреплены четыре толстых свечи. Каждая из них символизирует одну из четырех недель Адвента — месяца строгого поста, предшествующего у католиков Рождеству. Такие венки можно увидеть с конца ноября во всех католических церквях у алтарей, да и подавляющее большинство простых мирян с удовольствием ставят их в своем доме на стол — хотя бы в Сочельник, то есть вечером накануне Рождества. Когда-то свечи зажигали последовательно, по одной в каждое воскресенье, но сегодня, как правило, они загораются одновременно — так красивее.

Обязательным для католиков (и не только: подобные службы проходят также у протестантов и других ответвлений христианства, живущих по григорианскому календарю) было и остается посещение Рождественской мессы. В ночь на 25 декабря их проходит три: Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днем (Ad Missam in die). Каждая служба имеет особый религиозный смысл, и Рождество фактически празднуется трижды: во время первой службы — как предвечное рождение Слова от Бога Отца, во время второй — как рождение Бога-Сына от Девы, и во время третьей — как рождение Бога в душе верующего.

У католиков исходная идея архиепископа, поздравляющего паству с Рождеством осталась ближе к оригиналу, поэтому главным современным символом Рождества считается Санта Клаус, которого обычно представляют в виде толстого добродушного старика в очках и с белой бородой, одетого в теплую красную куртку, штаны и колпак. Однако исторический прообраз этого персонажа - святой Николай Чудотворец - совсем его не напоминал.

Святой Николай

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в христианском мире. Он считается защитником простых людей, покровителем мореходства, торговли и земледелия, а также опекуном бедных и сирот.

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке н.э. в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (на территории современной провинции Анталия в Турции). Известность он получил как архиепископ Мир Ликийских (Византия), благодаря своей благотворительности и защите невинно осужденных, а также многочисленным деяниям и чудесам.

В настоящее время католики чтят память Св. Николая 6 декабря. В православной традиции этот праздник отмечается дважды - 19 декабря (6 декабря по старому стилю) "Никола зимний" и 22 мая (6 мая по старому стилю) "Никола вешний".

Лицо архиепископа Николая было реконструировано группой британских антропологов и итальянских ученых по останкам, которые хранятся в базилике Святого Николая в Бари.

"Настоящий Санта Клаус был ростом 170 см и имел резкие черты лица, которое казалось еще суровее из-за перебитого носа. Кожа у него была смуглая, коротко остриженные спутанные волосы, всклокоченная борода. Крупный, устрашающего вида мужчина", - рассказали исследователи.

По легенде, архиепископ Николай подбрасывал небольшие мешочки с золотыми монетами в дымоходы домов бедных девушек, которые были достаточно взрослыми для замужества, но не имели приданого.

Традиция дарить в этот день подарки относится к Х веку, когда в Кельнском соборе 6 декабря ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. Позже в Германии в домах стали вывешивать башмаки или носки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.



Санта Клаус


Олени Санты

Традиция изображать Санту на санях, запряженных оленями, возникла в начале XIX века. На первых иллюстрациях Санта управлял маленькими санями, которые вез единственный олень. В 1823 г. увидело свет первое издание знаменитой поэмы "Ночь перед Рождеством", в которой сани везли уже восемь "рогатых помощников".

Девятый олень по имени Рудольф, который становится во главе упряжки, появился только в 1949 году, когда Джонни Маркс написал песню "Рудольф, Красноносый Северный Олень". Остальных оленей зовут Дэшер ("Потрясающий"), Дэнсер ("Танцор"), Прэнсер ("Гарцующий"), Виксен ("Злобный"), Комет ("Комета"), Кюпид ("Купидон"), Дандер ("Болван") и Бликсем ("Молниеносный").

Ветеринар Эллис Блю-Маклендон из Texas A&M University утверждает, что олени являются самками. При этом она ссылается на тот факт, что мужские особи к 25 декабря уже избавляются от рогов, тогда как сани Санты тянут копытные с рогами. А специалист по оленям из University of Alaska Fairbanks Грегори Финстэд придерживается точки зрения, что маленькие помощники Санты - это кастрированные самцы, которые избавляются от рогов лишь в феврале-марте.

Физики из Германии рассчитали скорость, с которой должен перемещаться Санта Клаус в Рождественскую ночь, чтобы успеть доставить все подарки. Это примерно 28416 километров в час, что в 23 раза больше скорости звука. Также выяснилось, что Санта Клаус никак не может подгонять своих оленей традиционным "Ho, ho, ho!", как это принято считать, т.к. на сверхзвуковой скорости крик никогда не достигнет ушей животных.



Корпорация Santa Claus

Эксперты журнала Wired "раскрыли" бизнес-план транснациональной корпорации Santa Claus по доставке подарков к Рождеству. С помощью бизнес-консультантов, специалистов по доставке и слежке, а также "морских котиков" из ВМФ был составлен примерный план ее работы на территории США.

По оценкам специалистов, структура Santa Claus Inc. включает, в частности, штаб-квартиру и операционный центр на Северном полюсе, секретные фабрики в Китае и Восточной Европе, тихоокеанские линии доставки, а также огромную сеть складских помещений и местных центров дистрибуции. При этом используются самые современные технологии - система наблюдения Агентства национальной безопасности позволяет доставлять подарки именно в тот момент, когда ребенок спит, а суперкомпьютер выдает точную информацию о хороших и плохих детях.

Слежка за Сантой

В последние годы командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) и Google следят за полетом Санта-Клауса в режиме онлайн.

Традиция отслеживать курс Санты в канун Рождества возникла еще в 1955 году после опечатки в рекламе газеты Колорадо, в которой вместо телефона "горячей линии" Санты был указан номер NORAD (в то время: Континентального командования ПВО - CONRAD). Поскольку на номер поступало все больше звонков, командующий на другом конце провода начал изображать Санта Клауса, а с 1958 года это превратилось в один из современных праздничных обычаев.

Специалисты NORAD утверждают, что система наблюдения за рождественскими санями работает благодаря носу оленя Рудольфа, который испускает специальный инфракрасный сигнал, напоминающий тот, который возникает при запуске ракет.

В последние годы самостоятельно отслеживать полет Санты можно осуществить это при помощи микроблогов Twitter или социальной сети Facebook, а также на специально созданном сайте с помощью сервисов Google Maps и Google Earth. На карте отмечается пройденный маршрут, следующая точка и количество уже врученных подарков.

Антон Смертин


Как отмечают Рождество

А вот за пределами собственно церковного праздника все желающие готовятся к Рождеству и отмечают его на свой вкус и в соответствии с национальными традициями. Большинство постараются украсить двери своего дома рождественским венком, напоминающим адвент-венок без свечей: это знак, что в доме ждут и радуются Христу. Также большинство отмечающих католическое Рождество, собравшись на праздничный ужин в Сочельник, непременно поставят к столу лишний стул, а на стол — лишний прибор. С одной стороны, это символизирует готовность семьи встретить и накормить любого, кто заглянет в этот вечер на огонек; с другой, это напоминание обо всех родных и близких, кто не может встретить праздничный вечер за общим столом; а с третьей, это — знак памяти и уважения к тем членам фамилии, кого уже нет в живых, но кто, как верят католики, ждет их по ту сторону земного существования.

Кстати, о верованиях, точнее, о наследии языческих времен. Многие исследователи-этнологи считают, что католическое Рождество не случайно так быстро прижилось и получило такое широкое распространение сначала в Европе, а потом и в Новом Свете. По мнению ученых, обычай отмечать рождение Младенца Иисуса в конце декабря, сразу после ночи зимнего солнцестояния, идеальным образом совпало с языческими традициями встречи перелома зимы. И потому во многих европейских странах, особенно в Северной и Восточной Европе, по сей день существуют рождественские обычаи с явными языческими корнями, не одобряемые официальной церковью, но традиционно соблюдаемые мирянами. Например, «рождественское полено» : такое бревнышко выбирают заранее из самых прямых и чистых, в Сочельник вносят в дом, вырезают на нем крест, после чего поливают маслом и медом и сжигают в печи или в камине.

Таким же наследием языческих верований, сжившихся с христианством, является и непременная рождественская елка. Первыми на Рождество ее стали ставить немцы — сначала на больших городских площадях, а потом и дома, а следом за ними обычай перекочевал и в другие европейские страны, откуда распространился по всему миру — вместе с христианством.

Рождественский стол

Разнообразен и праздничный рождественский стол, поскольку традиционные рождественские блюда в каждой стране свои. Например, в Великобритании это запеченная в духовке индейка в соусе из крыжовника и рождественский пудинг, который поливают ромом, поджигают и в таком виде подают на стол. В Америке ту же рождественскую индейку подают на стол в клюквенном соусе, а во Франции — в соусе из белого вина. Зато в Австрии, Венгрии и многих балканских странах на рождественском столе птицы не бывает никогда: там считается, что есть ее в этот вечер нельзя — счастье улетит.

В Германии традиционное рождественское блюдо — это кондитерские изделия: пряники, кексы или коричные звездочки, в Италии и Испании — морепродукты, в Норвегии — рыба, а в Португалии — сушеная соленая треска, которую принято запивать портвейном. Непременными общими атрибутами рождественского стола у католиков и протестантов являются разве что адвент-венок и блюдо с облатками — освященным пресным хлебом, которым собравшиеся делятся друг с другом, желая мира и добра.

И конечно, Рождество — это непременные подарки! Поскольку в западноевропейской традиции именно праздник рождения Иисуса является главным зимним праздником, гораздо более важным, чем Новый год, то и основные подарки дарят именно на Рождество. Традиция рождественских подарков тоже восходит к преданию о поклонении волхвов новорожденному Младенцу Иисусу: они принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Конечно, ни смирны, ни ладана сегодня никому из мирян не дарят, а вот золото, точнее, золотые украшения — один из самых распространенных подарков.

Дети, конечно, ждут игрушек и заранее подвешивают на каминную полку (у кого есть камин) или над кроватью (у кого камина нет) красно-белые шерстяные носки. Эта традиция пришла из Англии: там считают, что когда-то Санта-Клаус, который имеет привычку в предрождественские ночи заглядывать в каминные трубы, чтобы узнать, как ведут себя дети, случайно выронил из кармана несколько монет, упавших в сушившийся у огня носок. С тех пор традиционно считается, что Санта-Клаус кладет подарки именно в носки, спустившись с крыши по каминной трубе А если подарок слишком велик, чтобы спрятаться в носке, его просто кладут под елку — но непременно опускают и в носок еще какой-нибудь небольшой сувенир.

А, например, в Зимбабве каждой семье приходится готовить колоссальное количество рождественских подарков — по нескольку десятков! И дело не только в том, что африканские семьи, как правило, очень многодетные. Просто в этой стране принято по пути домой с рождественской службы заходить в гости ко всем родственникам и друзьям — а зайдя, непременно получать подарок. И хотя в других странах такого обычая нет, отказать кому-то в добром деле на Рождество считается неприличным. Да и вообще предрождественский месяц считается временем, когда нужно заниматься филантропией и благотворительностью — в память о добрых людях, некогда укрывавших Святое Семейство.

Татьяна Рублева

Все знают, что Санта Клаус дарит подарки хорошим детям и уголь – плохим. Однако, по традиции, святого Николая – прообраз знаменитого Санта Клауса – сопровождал его верный компаньон и одновременно антипод – рогатое чудовище по имени Крампус. Именно он отвечал за наказание непослушных детей. Крампус является неотъемлемым новогодним персонажем в альпийских регионах. Людей в костюмах этого страшного чудовища можно встретить на улицах во время рождественских гуляний, сообщает по материалам сайта Новости в фотографиях

Каким образом вообще это ночное существо, больше похожее на орка, связано с Рождеством? Как известно, если дети ведут себя хорошо, Дед Мороз (или Санта Клаус – у кого как) принесет им подарки на Новый год. С Крампусом идея та же, только он не приносит подарки. Его вообще не интересуют хорошие дети. Ему нравятся те, которые ведут себя плохо, ведь именно их он может отхлестать своим кнутом в Новый год. Для кого-то этого наказания достаточно. Однако в некоторых культурах для устрашения непослушных детей были свои персонажи. Одним из них и был Крампус – гроза всех непослушных детей. Помните фильм «Гринч – похититель Рождества?» Что ж, Крампус чем-то на него похож. Только с намного более скверным характером. В Европе он начал обретать популярность, появившись в отдаленных, изолированных альпийских регионах чуть более ста лет назад. Отчасти это было вызвано популярностью рождественских открыток, на которых он изображался в конце 19-го и начале 20-го веков. Образ Крампуса мало изменился за последние годы, можно даже сказать, что он стал страшнее. Само имя этого чудовища произошло от старогерманского слова «крампен». Оно означает «коготь». Крампус – это инкуб, сопровождавший святого Николая. Только он не дарит подарки хорошим детям – он наказывает плохих. На открытках начала ХХ века Крампус изображен с кнутом. Именно этим кнутом он и «отмеряет» свое рождественское наказание. В частности, в Австрии Крампус Ночь по-прежнему не забыт. О нем вспоминают 6 декабря в день святого Николая. Молодые люди (а сегодня и девушки) наряжаются Крампусами и ходят по улицам городов. Их цель – пугать детей. И похоже, не только детей.

Чем различаются Дед Мороз и Санта Клаус? Для современных детей, наверное, не так важно имя — главное, чтобы они выполняли свои обязанности!

К началу 20 века постепенно сложился образ Деда Мороза, который знаем и мы. Более ранние попытки создания типажа «рождественского деда», раздающего подарки детям у нас не прижились.

Но после революции Дед Мороз, как религиозный предрассудок, более десяти лет был в опале. Вслед за реабилитированной новогодней елкой, только в 1937 году, он появился на праздновании Нового Года в московском Доме Союзов. С той поры Дед Мороз стал одним из главных персонажей новогодних праздников.

В разных странах этот персонаж носит свое имя: Папа Ноэль - в Испании, Мош Джарилэ - в Румынии, Синте-Клаас - в Голландии, Пер Ноэль - во Франции, Санта-Клаус в Америке.

Жаль, что наш Дед Мороз постепенно вытесняется Санта-Клаусом. В чем же отличие нашего Деда от иностранного Санта-Клауса?

В первую очередь - в происхождении. Санта-Клаус - святой Николай (Николаус), реальная историческая личность - архиепископ Николай Мирликийский, имевший репутацию защитника детей и живший в четвертом веке в Ликии, в Малой Азии, которая является частью современной южной Турции. Возведен в ранг святых после смерти.

Существует предание, как св. Николай услышал о бедном горожанине, который вынужден был отдать трех своих дочерей на «блудодеяние», и спас всю семью от нужды и позора, тайно подбросив им три мешочка с золотом. Отсюда и мешок с подарками - непременный атрибут Рождественского Санта Клауса.

Позднее это предание трансформировалось в притчу о том, как святой подбросил золотые монеты в трубу дома, где жили бедные сестры, и монетки случайно упали в сушившиеся у камина чулки. Так родился обычай развешивать носки перед днем поминовения св. Николая (6/19 декабря), чтобы наутро найти в них подарки.

Постепенно этот день сместился по времени, и подарки св. Николай стал делать на Рождество уже в образе Санты. Хотя, тут тоже не все так очевидно. Католическая церковь предпочитает считать Санта Клауса (св. Николая) посланником, а не дарителем. Он лишь передает, доставляет дары младенца Христа. Понятно, кого нужно благодарить, и кому адресовать свои заветные желания.

Дед Мороз

Русский же Дед Мороз - персонаж славянского сказочного обрядового фольклора, языческий дух. Несмотря на то, что при формировании современного образа Деда Мороза не обошлось без подражания западным обычаям, он сохранил практически все характерные русские черты.
Наш Дед Мороз и по нынешний день ходит в валенках и длинной шубе, с посохом. Всем видам транспорта предпочитает сани, запряженные шустрой и очень резвой тройкой, да и передвигается он не по небу, как иностранный Санта-Клаус, а по земле! Оленей в его упряжке никогда не бывало.

Санта Клаус и некоторые другие иностранные побратимы нашего деда носят шубы покороче, с явно выраженными пуговицами, и шапку, похожую на шутовской колпак.

Снегурочка

Не будем забывать о Снегурочке, помощнице и спутнице русского Деда Мороза. Имя и образ ее уникальны. Ни в одной стране нет рождественского или новогоднего персонажа с похожими функциями.

Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С. В. Жарникова к. и. н. искусствовед, этнолог

Традиция получать подарки под Новый год или Рождество существует везде, однако персонажи, которые приносят их детям, могут варьироваться от страны к стране. Это правда, что американский Санта-Клаус сегодня стремительно завоёвывает популярность за рубежом, тем не менее, во многих странах до сих пор есть собственные, уникальные новогодние или рождественские персонажи, начиная от хитрых гномов и заканчивая дружелюбными ведьмами. Эта статья, как Вы, наверное, уже догадались, посвящена легендам о Санта-Клаусах со всего мира.

Йоласвейнары (Исландия)

Йоласвейнары (или Йольские Парни) – группа из тринадцати озорных существ, которые во время празднования Рождества в Исландии заменяют Санта-Клауса. Они появились в начале 1930-х годов, когда исландский писатель сочинил короткое стихотворение, в котором описывалась их роль в сезон рождественских праздников. С тех пор образы Йоласвейнаров претерпели немало изменений, начиная от милых дарителей подарков и заканчивая назойливыми вредителями. Какое-то время их даже считали кровожадными существами, которые похищают и едят детей по ночам.

Йоласвейнары отличались своим игривым характером. Каждый из них шалил по-своему. Кеткроукюр, к примеру, при помощи длинного крюка воровал мясо, а Глюггагайир заглядывал в окна в поиске вещей, которые можно было украсть ночью. Стеккьярстёйр любил изводить овец; вместо ног у него были деревянные протезы.

Тем не менее, Йоласвейнары могли не только проказничать – они также дарили детям подарки на протяжении 13 дней перед Рождеством. Мальчики и девочки, которые хорошо себя вели в течение года, находили приятные подарки в своих ботинках, выставленных за порог. Непослушные дети находили вместо сладостей картофелины.

Ниссе (Скандинавия)

Легенду о Ниссе можно найти в фольклоре таких скандинавских стран, как Норвегия, Финляндия и Швеция. Раньше Ниссе называли маленьких персонажей, похожих на гномов, которые присматривали за семейными фермами. Они были добрыми по отношению к людям, однако избивали или каким-либо другим способом мстили тем, кто плохо заботился о своём хозяйстве. Под влиянием христианства Ниссе, в конечном счёте, начали ассоциироваться с традиционным празднованием Рождества. Их внешность изменилась; они приобрели человеческие черты и стали сродни Санта-Клаусу.

Современные Ниссе (или Йоулупукки, как их часто называют) всё равно во многом отличаются от Санта-Клауса. Они, как правило, имеют нормальное телосложение и ездят на санях, которые не летают. Кроме того, они не живут на Северном полюсе. Детям говорят, что Ниссе обитают в лесу недалеко от их домов. Также Ниссе не приносят подарки детям, проникая в дом через дымоходную трубу в ночное время. Вместо этого родитель или родственник переодевается в Ниссе и лично дарит подарки детишкам.

Младенец Иисус (части Германии, Австрии, Италии и Бразилии)

Младенец Иисус – традиционный даритель подарков детям на Рождество в тех частях мира, где христианство является основной религией. Младенец Иисус был популяризован в 1500-х годах Мартином Лютером, который надеялся, что он поможет искоренить, по его словам, «коррупционное влияние Святого Николая». Младенца Иисуса обычно изображают как маленького, святого ребёнка со светлыми волосами и ангельскими крыльями. Влияние Младенца Иисуса как главной фигуры праздника начало угасать в связи с ростом популярности Санта-Клауса. В отличие от других дарителей подарков, Младенца Иисуса фактически никто никогда не видел. Детям часто говорили, что он исчез за несколько секунд до того, как они появились.

Белсникель (Германия, Австрия, Аргентина, Соединённые Штаты)

Белсникель – легендарная фигура, которая является популярной в центральных регионах Европы, а также некоторых небольших голландских общинах в Пенсильвании. Белсникель – помощник Санта-Клауса, который следит за дисциплиной. Его обычно изображают как рослого персонажа, тело которого покрыто шерстью. Иногда он носит маску с длинным языком.

Санта-Клауса все любят, а Белсникеля боятся: в большинстве регионов им пугают детей, чтобы они хорошо себя вели.

И хотя Белсникель представлен как отрицательный персонаж, в некоторых регионах он не только отвечает за дисциплину, но ещё и дарит подарки. В Германии, например, 6 декабря, на праздник Святого Николая, послушные дети получают конфеты и небольшие сюрпризы. Тем, кто плохо себя вёл в течение года, дарят уголь или переключатели.

Пер Ноэль и Пер Фуэтар (Франция)

Пер Ноэль внешне похож на Санта-Клауса. Однако, в отличие от него, он ездит на осле по кличке Гуй (в переводе с французского означает «омела»). 5 декабря в некоторых регионах Франции отмечают день Святого Николая. Одной из фигур этого праздника является Пер Фуэтар; им, как и Белсникелем, пугают непослушных детей. Говорят, что в 1100-х годах Пер Фуэтар и его жена похитили и убили троих молодых мужчин, после чего сделали из них рагу. После того как Святой Николай обнаружил жертв и вернул их к жизни, Фуэтар раскаялся в своих злодеяниях и поклялся верой и правдой служить ему.

Пер Ноэль кладёт подарки в ботинки, оставленные у камина. Если ребёнок не слушался своих родителей, Пер Фуэтар приносил ему ржавые цепи и переключатели. В более жестоких версиях этой истории, он отрезал языки детям, которые были пойманы на лжи.

Ла Бефана (Италия)

Бефана – мифологический персонаж у итальянцев, который внешне похож на ведьму. Согласно самой популярной легенде, она была доброй женщиной, которая приютила и накормила троих волхвов, шедших на поклонение новорожденному Иисусу Христу.

Внешне Бефана больше похожа на хэллоуинскую ведьму: она летает на метле, кутается в чёрную шаль и носит с собой мешок с подарками. Она избегает людей и, говорят, может ударить ребёнка, если он вздумает следить за ней.

Как и Санта-Клаус, Бефана проникает в дом через дымоход, чтобы подарить детям подарки. Непослушным мальчикам и девочкам она оставляет кусочек угля или пепел.

Крампус (Австрия, Германия и Венгрия)

В альпийских странах помощником Санта-Клауса является страшный, кровожадный монстр по имени Крампус. Он различными способами наказывает непослушных детей. Считается, что этот персонаж возник сотни лет назад, однако в XIX веке был запрещён церковью. Сегодня в некоторых регионах Баварии и Австрии 5 декабря отмечают День Крампуса. Люди наряжаются в страшные костюмы и гуляют по улицам города, пугая прохожих. В некоторых местах даже проводят фестивали, посвящённые Крампусу.

Подарки Крампус, как Вы, наверное, уже поняли, не дарил. В традиционном фольклоре он бил непослушных детей берёзовым прутом или делал им строгое предупреждение. В более жестоких версиях этой истории Крампус похищал детей, пряча их в мешок, который впоследствии сбрасывал в реку.

Синтерклаас и Чёрный Пит (Нидерланды, Фландрия)

Синтерклаас – голландская версия Санта-Клауса. Он носит традиционный костюм красного цвета и белую бороду, обладает весёлым нравом и, как утверждают многие, оказал наибольшее влияние на появление современного Дня Святого Николая. В отличие от Санта-Клауса, Синтерклаас прибывает в Нидерланды на пароходе из Испании каждый год в конце ноября. По прибытии он шествует по улицам города, приветствуя детишек. У Синтерклааса нет эльфов: раздавать подарки ему помогает маленький мальчик по имени Чёрный Пит. Согласно одной легенде, он был рабом (слугой) Синтерклааса. В других версиях он представлен как демон. Сейчас Чёрного Пита часто описывают как трубочиста.

В отличие от Санта-Клауса, Синтерклаас приносит подарки детям 5-го декабря, на праздник Святого Николая. Дети оставляют на ночь у камина свои ботинки и немного моркови – для коня Синтерклааса. Если они на протяжении года слушались своих родителей, то Синтерклаас дарил им конфеты и игрушки. Плохим детям он оставлял угольки или мешочки с солью.

Отец Рождество (Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Италия и многие другие страны)

Отец Рождество оказал наибольшее влияние на создание образа современного Санта-Клауса и по-прежнему остаётся главным дарителем рождественских подарков в праздничных легендах различных стран. Отец Рождество очень похож на Санта Клауса, однако истории их происхождения на самом деле немного отличаются. В рассказах XVII века его изображают как весёлого старика, облачённого в зелёный халат. В то время он не был дарителем подарков. Его считали духом, возвещающим благие вести, и воплощением радости и веселья рождественских праздников. С течением времени Отец Рождество слился с Санта-Клаусом и Синтерклаасом и стал исполнять роль дарителя подарков.

Современный Отец Рождество практически ничем не отличается от Санта-Клауса в плане способа дарения подарков. Он ездит на санях, запряжённых оленями, и проникает в дома через дымоходы, чтобы подарить подарки послушным детям, которые часто оставляют для него какое-нибудь угощение. В одних странах родиной Отца Рождества считают Гренландию, в других – Лапландию, бывшую провинцию Финляндии.

С Наступающем Всех читателей моего блога сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Все знают, что Санта Клаус дарит подарки хорошим детям и уголь – плохим. Однако, по традиции, святого Николая – прообраз знаменитого Санта Клауса – сопровождал его верный компаньон и одновременно антипод – рогатое чудовище по имени Крампус. Именно он отвечал за наказание непослушных детей. Крампус является неотъемлемым новогодним персонажем в альпийских регионах. Людей в костюмах этого страшного чудовища можно встретить на улицах во время рождественских гуляний. Берегитесь! У него есть кнут, и он собирается им воспользоваться!

(Всего 29 фото)

Спонсор поста: Любите комедийные сериалы? Рекомендуем сайт UniverTV.org.ua, где вы можете посмотреть Универ: Новая общага и другие сериалы ТНТ онлайн. Не пропустите 31 декабря специальные новогодние серии на этом сайте!

1. Каким образом вообще это ночное существо, больше похожее на орка, связано с Рождеством?

2. Как известно, если дети ведут себя хорошо, Дед Мороз (или Санта Клаус – у кого как) принесет им подарки на Новый год.

3. С Крампусом идея та же, только он не приносит подарки. Его вообще не интересуют хорошие дети. Ему нравятся те, которые ведут себя плохо, ведь именно их он может отхлестать своим кнутом в Новый год.

4. Сегодня, если дети ведут себя плохо, это обычно значит, что никаких подарков они не получат.

5. Для кого-то этого наказания достаточно. Однако в некоторых культурах для устрашения непослушных детей были свои персонажи. Одним из них и был Крампус – гроза всех непослушных детей.

6. Помните фильм «Гринч – похититель Рождества?»

7. Что ж, Крампус чем-то на него похож. Только с намного более скверным характером.

8. Добавьте сюда рога, кое-что от гоблинов и орков из «Хоббита» и «Властелина колец», и вы представите себе настоящего Крампуса.

9. Крампус – это не просто выдумка, это, скорее, средство устрашения непослушных детей, которым пользовались в разных культурах долгое время.

10. В Европе он начал обретать популярность, появившись в отдаленных, изолированных альпийских регионах чуть более ста лет назад.

11. Отчасти это было вызвано популярностью рождественских открыток, на которых он изображался в конце 19-го и начале 20-го веков. Образ Крампуса мало изменился за последние годы, можно даже сказать, что он стал страшнее.

12. Так откуда появилась легенда о Крампусе? Само имя этого чудовища произошло от старогерманского слова «крампен».

13. Оно означает «коготь». Крампус – это инкуб, сопровождавший святого Николая. Только он не дарит подарки хорошим детям – он наказывает плохих.

14. По традиции, инкуб – это демон, посещающий спящих. Он ложится на них (слово «инкуб» произошло от латинского слова «инкубо» — «ложиться сверху»).

15. Однако Крампус – это не какой-нибудь там насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.

16. На открытках начала ХХ века Крампус изображен с кнутом.

17. Именно этим кнутом он и «отмеряет» свое рождественское наказание.

18. В частности, в Австрии Крампус Ночь по-прежнему не забыт. О нем вспоминают 6 декабря в день святого Николая.

19. Молодые люди (а сегодня и девушки) наряжаются Крампусами и ходят по улицам городов. Их цель – пугать детей. И похоже, не только детей.

20. Стоит ли говорить, что это Европа, XXI век. Традиция Крампуса, некогда бывшая частью культуры, теперь стала отличной отговоркой для тех, кто любит предаваться всяческим уличным безумствам. Скажем так, это оправдание для молодых людей, которые хотят немного побыть плохими.

21. Из-за изоляции альпийских регионов появилось множество региональных разновидностей Крампуса. В Баварии он «Вильде Манн», где-то еще – «Кнехт Руперт». Но традиция наказания шагает с ним бок о бок.

22. Однако в Венгрии его образ немного смягчился. Там его считают предвестником бед, но не демоном. К тому же, венгерский Крампус одет в черный костюм. Современный образ учтивого (но, тем не менее, глупого) дьявола происходит именно оттуда. Венгерский Крампус часто носит с собой Виргаки – несколько связанных вместе розг, которые могут получить дети, если вели себя плохо. Конечно, подарки они тоже все равно получают.

23. Крупнейший праздник в честь Крампуса проходит в городке Шладминг в Австрии. Там собирается около тысячи Крампусов. Они несут с собой палки и горящие кнуты, которыми могут наказать плохих детей. Зачастую, Крампусы выбирают своей мишенью и молоденьких девушек. Особенно симпатичных.

24. Не удивительно, что в эту ночь девушки предпочитают остаться дома (в конце концов, немецкое обращение с кнутом известно во всем мире).

27. Фестиваль Крампуса обретает все большую популярность в других частях планеты.

28. Сейчас христианских традиций остается все меньше, и люди, порой, переключаются на языческие.

29. А мрачная, почти «готическая» красота данного образа лишь добавляет ему популярности, ведь сегодня демоны и прочая нечисть пользуются большим успехом.


Top