Цитаты и высказывания о животных, гуманности, вегетарианстве, веганах. «Я люблю все, что мне принадлежит»

У меня есть знакомая семья они не заводят двум детям никаких животных, потому что не представляют как их утешить, ведь животные умирают. Они это так серьезно заявляют, и ведь был бы опыт такой - так ведь не было! Мне почему то их так жалко... Это у них в семье не подлежит переубеждению. Что делать не знаю. У меня была кошка Фрося, и она прожила со мной около 15 лет, умерла. На следующий день мне бывший муж притащил точно такую же Марусю. Обычная помойная кошка, приблудился им в гараж котенок. Маруся болеет, астма, но живет со мной уже шестой год. Пугается, волнуется - начинает кашлять. Носила я ее по врачам, говорили не будет жить, максимум месяц, прошло уже почти 5лет. Она дает мне столько радости. Она ручная, как обезьянка. Я считаю растить ребенка без животных не правильно, это какое-то не полноценное детство. Многие ссылаются на аллергию, чаще это просто не желание лишний раз сделать уборку от шерсти дома. Есть вообще породы разные и даже почти без шерсти, и совсем лысые. Есть разная любовь: материнская, отцовская, дружеская, любовь к Родине, а есть любовь к животным. Очень хорошо все эти виды любви описаны у Эриха Фромма "Искусство любви". Любить - это главная возможность к полноценному существованию на Земле, к Жизни. Это правда именно искусство, в каждом понимании любви, это умение и труд. Это как если бы ты не попал в воду - то ты бы никогда не плавал. Если ты не берешь на руки кошку, если она не растет на тебе с детства, то с какого фига она потом будет ласковой с тобой. С животными, мы сами видим результат своего умения, желания ладить с кошкой, как и собакой. Результат своей любви - взаимность. Это не возможно подделать, изобразить, и купить невозможно любовь животных. С людьми сложнее, но смысл тот же в итоге. Моё личное убеждение, я на истину не претендую, но люди не любящие животных, не умеющие любить - никогда не полюбят людей. Родители отказывающие детям в любви к животным лишают их много. Мы ещё не можем измерять эти силы, но уверена лет так через 500 или 1000, эти знания будут известны и измеримы просто. Ведь еще 30 лет назад сотовый телефон был сказкой. Многие даже не знают, что есть обратная сторона этой медали. Это не просто любить и не любить, или ненавидеть. Ненавидеть это сглаженное такое понятие чаще касаемо любовных связей якобы. Обратное сторона "любить" - это "разрушить" (или убить). В песочнице есть дети которые строят, а есть те кто ломает. Кто-то из них может изменится, а кто-то просто спрячется в массе остальных людей. Наученные любви - страшные люди, а внешне они будут белыми и пушистыми. Не дай вам Бог, товарищи столкнуться с сутью таких людей в жизни Мне кажется, что воспитание и любовь Человечка, важнее чем неотвратимость(обыденность)смерти. Жизнь важнее, чем смерть. Не знаю как сказать... Помогите что ли... Касательно моего понимание смерти, оно тоже не всегда было такое спокойное и умиротворенное, меня этому жизнь научила и смертями животных в том числе.

Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или непонимания близких. Им так хочется понимания, любви, тепла и ласки, и чаще всего они получают эти чувства только от домашнего питомца. Как приятно, придя с работы, встретить на пороге «радостную мордашку» твоей любимой собаки или кошки. Это для человека равнодушного кошки, собаки и все остальные животные «на одно лицо». Для хозяина животного, у его питомца особое лицо, которое он узнает из тысячи. Люди заводят домашних животных, мотивируя это любовью к кошкам или собакам, попугаям или черепахам, рыбкам или тритонам. На самом деле, чаще всего все дело в становлении личности. Часто бывает так, что человеку просто не о ком заботиться или не хватает заботы самому.

Проведя многочисленные соц. опросы мы получаем разные ответы, и многие из них таковы: потому, что животные как детки; потому что хочется о ком-то заботиться; хочется, чтоб рядом был искренний друг». И это далеко не все ответы на вопрос «почему люди заводят домашнее животное».

Вы никогда не задумывались о том, что это не мы выбираем себе животное, а животное выбирает себе хозяина? У Вас были такие случаи, когда за вами по улице шла собака или кошка? Помню, когда я ходила домой после прогулки с парнем или из института, за мной всегда ходила одна и та же собака. Я не могла ее взять к себе жить, у меня на тот момент в семье был кот и попугай. А собака неотступно провожала меня около года. Я даже кормить ее начала, поскольку собака не просто шла сзади меня на расстоянии, она старалась меня охранять. И даже ждала на каждой остановке по пути домой, если я заходила в магазины. Поэтому не накормить я такого охранника не могла. И со мной такие вот истории случались не раз с самого детства. Не думаю, что я одна такая. Животные, как ангелы хранители, защищают нас от чего-то грязного. Ведь они сами настолько чисты и невинны. Они не умеют предавать, но зато они умеют прощать предательство, наше с вами предательство. Это не они нас бросают, это мы их бросаем, когда считаем, что они не нужны нам. Это мы сначала приручаем «с пеленок» щенка, котенка, птенчика, а потом, когда он становится взрослым, мы бросаем на произвол судьбы, говоря, что мы выпустили его на волю, или еще как-то объясняя факт предательства.

Животные чаще сами выбирают себе хозяина, чтоб охранять его и сделать чище и добрее. Вспомните сказки о драконах. Там говорится, что дракон сам выбирает себе хозяина. Так и собаки, коты и все остальные животные выбирают себе того, кого они в силах сделать добрее и сильнее. А уж оправдаем ли мы их надежды, этот вопрос остается открытым до конца жизни этого самого существа.

Мы - взрослые люди, считаем, что вправе распоряжаться жизнью животных, не задумываясь над тем, что этот маленький комочек спасает нашу жизнь не раз. Дети гораздо чище нас, они преданнее своим друзьям-животным, чем мы. Нами чаще руководит прагматичность и финансовая сторона вопроса, а дети они просто любят и готовы помочь своему питомцу, кем бы он ни являлся.

Родители часто заводят домашнее животное именно для своего ребенка, чтоб малыш научился любить окружающий его мир. Но ребенка не надо этому учить, ребенок научен этому еще до рождения. Ему просто надо помочь вспомнить эту истину.

Когда прогуливаешься по парку, часто встречаешь людей с собаками. И если приглядеться, то, как правило, и собака и ее хозяин очень похожи друг на друга. И, наверное, это неспроста. Это правило распространяется не только на собак, но и на остальных домашних питомцев.

Психологи утверждают, что большая часть людей, которые заводят то или иное животное, просто пытаются найти те качества характера, которые они не смогли найти в себе. Или же наоборот - узнающие в конкретном существе самого себя.

А еще можно провести необъяснимую грань между схожестью мужчин и женщин с собаками и кошками. Женщины выбирают себе тех собак, которые подсознательно похожи характером на мужчину их мечты, причем не зависимо от пола этой собаки. Мужчины в собаке видят себя самого, так же подсознательно. Зато ребенок ищет в собаке настоящего друга и помощника. Если ребенок просит собаку, значит, он одинок, и Вы мало уделяете ему внимания. Мы не виним Вас в этом, поскольку мы живем во время рыночной экономики, и понимаем, что святым духом сыт не будешь. А ребенку это не всегда понятно, зато он (ребенок) точно знает, что собака ни за что не бросит его в нужную для него минуту и будет с ним, во что бы то ни стало, и защищать его будет до последней капли крови.

С кошками тоже все намного проще, чем нам кажется. Любая женщина хочет быть похожей на независимую, грациозную, стройную, красивую кошку. И поэтому не удивительно, что женщины очень любят этих красавиц в меху. Мужчины тоже подсознательно отождествляют кошку с женщиной. А вот детки любят кошек, как утверждают многие ученые, только потому, что это животное им напоминает маму - ласковую, нежную, мягкую.

Домашних животных бесчисленное множество, выбирайте любое себе на вкус, но не забывайте, что за ними нужно ухаживать. Не забывайте, что животным тоже нужна Ваша любовь и поддержка, которую они рады всегда отдать Вам без остатка.

Человек - существо, которое независимо от возможностей и способностей рвется к власти, будь то свой маленький мир, государство или весь мир. А власть над животным, власть полноценная, дает иллюзию власти хоть какой-то. Но кто знает: люди ли имеют власть над животными или, животные имеют полноценную власть над нами!

Мы знакомимся с ними с колыбели: младенец с самых первых дней оказывается в окружении игрушечных зверей. Так принято, и мы не особенно задумываемся о том, зачем покупаем плюшевых медведей, зайцев или собачек. Возможно, бессознательно мы выступаем в роли фей из сказки про Спящую красавицу – наделяем новорожденного прекрасными свойствами характера, символами которых являются те или иные животные. А может быть, наши действия – это отголосок верований далеких предков, уповавших на то, что звери-обереги защитят ребенка от злых духов... Но в психической жизни младенцев мягкие игрушки играют другую роль.

«В раннем возрасте дети постоянно нуждаются в присутствии матери и, когда ее рядом нет, могут прижимать к себе или сосать мягкую игрушку (впрочем, точно так же, как уголок одеяла), – говорит психоаналитический психотерапевт Елена Ратнер. – Мягкая игрушка становится так называемым «переходным объектом», в каком-то смысле она заменяет мать, помогает справиться с временной разлукой, снижает тревогу. Тактильные ощущения чего-то теплого, пушистого, мягкого, приносившего успокоение в детстве, хранятся в нашей памяти. Возможно, поэтому нам, уже взрослым, так приятно обнимать и гладить собаку или кошку».

Маленькие дети воспринимают домашних животных как свое отражение: их молчание, уязвимость и зависимость им хорошо знакомы. «Ребенок не чувствует различия между собой и животным, – отмечал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. – Только взрослый человек становится настолько чуждым животному, что оскорбляет другого, называя его именем животного»*. Что же остается в нас от детских лет, когда животные были объектом нашей ранней привязанности? «Сочувствие к их судьбе, – отвечает зоопсихолог Эрик Бонфуа (Eric Bonnefoi), – склонность сопереживать им и успокаиваться рядом с ними».

Я люблю их, потому что они меня любят

Мы легко приписываем животным чувства людей, черты характера и мотивы поведения (это явление получило название «антропоморфизм»). Собаке – верность и преданность, кошке – ласковость и чуткость. Даже попугай нас «нежно целует» своим клювом. «Он любит меня!» – в этом убеждены владельцы домашних животных. Ведь как радуется моя собака, как она прыгает и повизгивает от восторга, когда я прихожу домой, – ну конечно, она скучала по мне. А как тонко понимает меня моя кошка: когда у меня ноет травмированное колено, она приходит и «вылечивает» боль. И главное (кажется нам) – они любят нас такими, какие мы есть, им все равно, успешны ли мы, счастливы ли, красивы ли.

«За этой фантазией может скрываться тоска об утраченном рае безусловной материнской любви, – комментирует Елена Ратнер. – Ребенка в раннем детстве мать любит просто за то, что он есть. Взрослея, мы все реже получаем такую любовь от других людей. Память о ней, потребность вновь пережить это сильное чувство провоцирует многих из нас невольно «очеловечивать» животных, проецировать на них свое желание быть любимыми без всяких условий». Эрик Бонфуа добавляет: «Склонность к «антропоморфизму» чаще проявляют те, кто испытывает трудности в отношениях или переживает финансовые проблемы. Домашнее животное помогает забыть об этих сложностях, потому что мгновенно реагирует на потребность хозяина в привязанности и любви».

Мы виноваты перед ними

«Главные чувства, которые современный человек испытывает к животным, – вина и сострадание», – считает писатель и философ Тристан Гарсиа*. Животные перестали быть для нас возвышенно-загадочными, как в эпоху романтизма, и больше не являются нашими соработниками, как в сельской культуре, которую уничтожила урбанизация. Теперь «животные становятся объектом проекций для наших угрызений совести». Мы особенно чувствительны к их страданиям в те моменты, когда... одни люди обращаются как со скотом с другими людьми. Парадоксальным образом сегодняшнее движение за права животных выросло из холокоста. Есть очевидная связь между промышленным забоем скота и тем, как было организовано массовое уничтожение людей, поэтому изначально среди защитников животных в США и Европе было немало тех, кто сам пережил холокост, и их детей. Чтобы освободиться от чувства вины, с точки зрения философа, нам важно не столько защищать юридические права животных, сколько развивать формы общей жизни, кооперации с ними, восстановить осязаемые повсе-дневные связи с разными живыми существами. А значит, укреплять в себе наши лучшие качества как людей и одновременно признать животную часть, скрытую в каждом из нас.

* T. Garcia «Nous, animaux et humains. Actualité de Jeremy Bentham» (Fr. Bourin, 2011).

Я люблю прежде всего себя

Все мы разные и питомцев выбираем разных. «Наше отношение к животным часто зависит от их внешних данных, привлекательности, наличия шерсти (приятно) или слизи (неприятно)», – пишет зоопсихолог Хел Херцог**. Особенную нежность вызывают животные-малыши. Естественную привязанность ко всем, кто походит на младенца, – к котятам, щенкам, утятам – этологи называют «реакцией опеки». Детеныши животных схожи с маленькими детьми – они лобастые, с большими головами, большеглазые, щекастые и неуклюжие. Эти черты, по мнению этолога Конрада Лоренца (Konrad Lorenz), служат триггерами, мгновенно пробуждая в нас родительское чувство.

Кто-то любит маленьких, кто-то крупных, кто-то чистопородных, кто-то дворняжек. А кто-то готов выложить изрядные суммы за длинную родословную, предвкушая, как эффектно будет смотреться с «модной» (в этом сезоне) или дорогой собакой или красоваться на выставке со своим питомцем-медалистом. В этом случае живое существо становится материальной ценностью наряду с брендовой одеждой, дорогой иномаркой и загородным коттеджем. Или, наоборот, единственной статусной вещью, компенсирующей отсутствие прочих символов успеха. «Животное словно подтверждает достигнутое хозяином процветание, – объясняет Елена Ратнер. – Окружающим этот человек может казаться излишне самовлюбленным. Но на самом деле в глубине его души скрывается ребенок, уверенный в собственном несовершенстве и несправедливости доставшегося ему жизненного удела. Он вынужден самоутверждаться за счет внимания окружающих – только так он может (на время) поверить в то, что действительно чего-то стоит».

Я люблю его больше, чем людей

«Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак» – эту известную фразу можно встретить в блогах, на форумах и в соцсетях. «Так считают те, у кого в детстве были травмирующие эпизоды в отношениях с родителями или братьями-сестрами, – считает Елена Ратнер. – Став взрослыми, они не способны испытывать доверие к другим, им трудно принять двойственность, противоречивость отношений с окружающим. И возникает фантазия, что с домашними животными можно установить более безопасные (однозначные) отношения. Ведь они не предадут, не обидят, не причинят душевной боли».

Иногда за повышенной чувствительностью скрывается подавление садистических импульсов, добавляет психоаналитик Жан-Пьер Винтер (Jean-Pierre Winter). Он приводит случай своего пациента: «В начальной школе он говорил, что хочет стать мясником, и над ним насмехался весь класс. Спустя несколько лет на вопрос о профессии он стал отвечать, что будет ветеринаром. Его разрушительный импульс подвергся порицанию других людей (и его «Сверх-Я») и преобразовался в заботу о тех, кто был ранее объектом агрессии».

В конце концов, как заметил Мишель Монтень, «лишь из пустого и упрямого тщеславия мы предпочитаем себя всем другим животным»***. Тем более что нам нет нужды выбирать между любовью к людям и любовью к животным, потому что через любовь к животным человек спасает собственную человечность.

Я люблю его, потому что понимаю его чувства

Вопрос о правах животных впервые поставил в конце XVIII века философ Иеремия Бентам (Jeremy Bentham) в книге «Деонтология, или наука о морали». Рассуждая о разнице в отношении к людям и животным, он писал: «Что бы могло стать демаркационной линией? Способность мыслить или, может, говорить? Вопрос не в том, могут ли они рассуждать, могут ли они говорить. Но: способны ли они страдать?» Последующие открытия генетиков, биологов и этологов показали, насколько эти живые существа близки к нам. «Многие из них способны элементарно мыслить, – говорит этолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik), – млекопитающие и вороновые, например, имеют представление о смерти и способны страдать от утраты».

Граница между человеком и (другими) животными становится все более размытой, а то и вовсе исчезает. А распространение экологического сознания обостряет наше понимание общности судьбы всех живых существ на Земле.

* З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе» (Алетейя, 1998).

** Х. Херцог «Радость, гадость и обед» (Карьера Пресс, 2011).

*** М. Монтень «Опыты» (Наука, 1981).

«Полиции просто не хочется открывать ещё один фронт работ и создавать прецедент расследования и возбуждения дел по преступлениям, связанным с животными». О том, как работают зоозащитники в Санкт-Петербурге, корреспондент «Филантропа» поговорил с волонтёром Инной Сергиенко.

Что бы ни говорили, общественное сознание всё-таки оказывается способным к положительным переменам. И потому логично, что вслед за более внимательным отношением к социально исключённым или просто нуждающимся в помощи людям мы постепенно начинаем думать и о «братьях наших меньших». Возникновение различных волонтёрских организаций и групп, занимающихся помощью животным, в 2000 годы стало заметным явлением в социальной жизни России. В первую очередь, это связано с тем, что жизнь животных (как уличных, так и домашних) в условиях мегаполиса порождает проблемы, для которых пока не существует готового законодательного решения, и тем, кто неравнодушен к судьбе животных, приходится действовать самостоятельно.

В числе прочих зоозащитных волонтёрских организаций Петербурга в 2009 году была создана группа «Спасённая жизнь», основателем которой стала зоозащитница Любовь Шарганова . Группа активно заявила о себе в 2009–2011 годах: её волонтёры помогали животным, организовывали митинги, пикеты и прочие публичные мероприятия, призванные привлечь внимание к серьёзным и болезненным проблемам городских животных, и обратить внимание общества на то, что наше законодательство в этом плане ещё очень несовершенно. В 2012 году «Спасённая жизнь» перестала существовать – многие волонтёры по тем или иным причинам отошли от дел, активных участников в группе осталось всего несколько человек, и решать какие-то масштабные задачи, равно как и заниматься систематической зоозащитной деятельностью, в качестве группы стало невозможно. Но некоторые до сих пор продолжают по мере своих возможностей работать в этом направлении. Я разговариваю с Инной Сергиенко , одной из активных участниц «Спасённой жизни»:

Почему так сложно применить статью Уголовного кодекса Российской Федерации о жестоком обращении с животными?

Потому, например, что статья 245 УК Российской Федерации сформулирована довольно невнятно. Например, там говорится, что уголовное наказание следует за жестокое обращение с животным «в присутствии малолетних». Или если жестокое обращение с животными осуществлялось «садистскими методами», «в корыстных целях», «из хулиганских побуждений», причём понятия эти не конкретизированы. Все эти обстоятельства доказать при существующих условиях судопроизводства довольно сложно, но иногда всё-таки удаётся.

В Санкт-Петербурге также существует региональный закон № 7127 от 12.10.10 «Об административной ответственности за жестокое обращение с животными, находящимися на территории СПб», согласно которому нарушителям грозит штраф: физическим лицам - до 5 тысячи рублей, должностным – до 10 тысячи рублей, юридическим – до 50 тысяч. Всякий раз, когда нам удаётся добиться возбуждения дела о нарушении этого закона и наказать виновного, мы считаем своей большой победой.

Но даже и тогда, когда статью можно было бы применить, полиция действует неохотно, так как, по словам самих же полицейских, их начальство не поощряет все эти «дела про зверюшек». Некоторые полицейские нам сочувствуют, но сделать могут немного. Есть установка сверху – не давать особого хода этим делам, то есть заявления о таких случаях принимают, но отделываются, как правило, отписками. Полицейские жалуются: «Нам начальство говорит: „Не надо вот этого“». Почему? Мы можем лишь предполагать. Во-первых, ситуации жестокого обращения с животными действительно не являются такими тяжкими преступлениями, как убийство человека, например, или разбой. «Ну, никого же не грабят, не убивают…» - нередко говорят зоозащитникам представители полиции или администрации, подразумевая, что ничего особо страшного не происходит. Понятно, что охрана безопасности и интересов людей приоритетна, но это не значит, что уже существующий закон не должен работать, а животные – оставаться беззащитными, тем более, если согласно существующему законодательству они уже являются объектами правозащиты. Во-вторых, я лично считаю, что полиции просто не хочется открывать ещё один фронт работ и создавать прецедент расследования и возбуждения дел по преступлениям, связанным с животными. Начнёшь одно дело, придётся начинать и второе, а там, глядишь и следующее… Зачем напрягаться и что-то делать, когда можно ничего не делать? У меня дома уже целая пачка отписок из полиции, присланных в ответ на мои заявления. В этих ответах говорится, что либо никаких нарушений не выявлено, либо кому-то вынесено предупреждение, причём иногда эти отписки явно скопированы с каких-то предыдущих ответов каким-то другим заявителям и так далее.

Ну и главным фактором я считаю то, что государство у нас, в принципе, не гуманистически ориентированное – оно не хочет защищать даже социально уязвимые группы своих граждан, лечить детей, интегрировать инвалидов и так далее. А уж животных – тем более не хочет защищать. Поэтому одна из целей зоозащитников – гуманизация отношения всего общества к животным.

- Чем в первую очередь занималась ваша группа?

В основном проблемами кошек и собак, обычных городских животных. Есть другие организации зоозащитников, которые занимаются разными направлениями – например, целенаправленной помощью диким животным, экзотическими животными, птицам. Например, центр «ВИТА» специализируется на борьбе за изменения в правовой и законодательной сфере, за принятие более гуманных законов и изменение общественного мнения, есть группы уделяющие больше внимания вопросам экологии, или отдельные группы, помогающие, например, собакам конкретных пород, такие как «Стафф-команда», «Помощь таксам», «Фонд помощи чау-чау» и тому подобные.

Многие ошибочно считают, что зоозащитники выступают за то, чтобы бездомные кошки и собаки бесконтрольно плодились, заполоняли весь город и кусали прохожих. Но это не так: мы против жестокого умерщвления животных, против содержания их в плохих условиях. При этом мы обеими руками за сокращение числа безнадзорных животных. Например, бродячие собаки в мегаполисе не нужны и опасны. А вот кошки, живущие на улицах, всё-таки необходимы, правда, в небольшом количестве. Это связано с особенностями городской экологии: если исчезнут кошки, то придут мыши. Как, например, это случилось в 2012 году, когда в районе Комендантского проспекта стали очень активно бороться с безхозными кошками, а потом мыши обнаруживались в квартирах даже на верхних этажах новостроек. А ведь мыши – это разносчики опасных инфекций. И уходят они, даже чувствуя кошачий запах. Поэтому какая-то популяция кошек городу нужна. Чтобы регулировать численность кошек, их нужно стерилизовать, чем наша группа периодически и занималась.

- Это как?

Вот, например, в Петербурге есть одна клиника, на территории которой живут кошки. Администрация больницы к кошкам относится лояльно и даже хорошо, но, разумеется, не хочет, чтобы они бесконтрольно плодились. А естественный отбор не справляется с регуляцией численности кошек, да ещё и местные жители нередко их туда подкидывают. В какой-то момент мы заключили с администрацией больницы неофициальное соглашение: они позволяют кошкам жить на своей территории, обеспечивают их питанием и создают условия для зимовки, а мы контролируем численность прайда, один-два раза проводя стерилизацию. Мы заранее договариваемся с врачом из веткликники, который соглашается провести операции или бесплатно или по льготной цене – и в этом случае мы собираем деньги у всех, кто хочет помочь, в основном при помощи наших групп в социальных сетях. Затем приезжаем со специальным оборудованием – автоматической клеткой-ловушкой, отлавливаем их кошек и ждём врача. А потом, спустя два-три дня после операции, выпускаем наших подопечных обратно.

Из-за этой автоматической клетки-кошколовки нас порой принимают за живодёров. Было уже несколько случаев, когда пожилые женщины готовы были драться с нами, защищая своих уличных питомцев – нам пришлось долго их успокаивать, только после длительной беседы удавалось доказать им, что мы, наоборот, хотим животным помочь.

Что касается собак, то есть волонтёрские группы, которые занимаются их стерилизацией – мелких отлавливают, взрослых отстреливают снотворным, затем стерилизуют.

Именно так может решаться проблема уличных животных на городском уровне. Должна быть программа, в рамках которой поголовье уличных животных в городе контролировалось бы гуманными способами. Выезжать на рейды по отлову и стерилизации можно один или два раза в год. А сейчас получается, что подобные нам волонтёры занимаются этим за свои деньги. По сути, мы делаем то, что должны делать социальные службы. Ну, разве что мы ещё иногда, если животное ласковое и тянется к людям, забираем его на передержку, пролечиваем, приучаем к лотку и потом пристраиваем.

Ключевая проблема в том, что нет никакой внятной государственной программы по организации жизни уличных животных. Несколько лет назад в Петербурге была запущена городская программа стерилизации собак, суть которой состояла в том, что собаки отлавливаются, стерилизуются, а потом их возвращают в места своего обитания. Осуществление этого было поручено «Спецтрансу». Предполагалось, что в случае избытка бродячих собак, они будут гуманно умерщвляться с использованием современных препаратов, позволяющих это сделать безболезненно. Также в рамках этой программы планировалось строительство приютов для бездомных животных. Программу критиковали многие специалисты, в том числе и за то, что она не снижала вероятность нападения собак на жителей города. Но и то, что было в этой программе целесообразного, тоже не было выполнено. В результате почему-то не было ни стерилизации, ни гуманного усыпления, ни создания приютов, а была просто бойня – собак забивали лопатами и железными прутами на глазах у детей и взрослых, как это, например, случилось во Всеволожске. Поэтому в 2011 году против этой программы был проведён митинг, собравший около 2000 человек. Как зоозащитник, я однозначно выступаю за массовую стерилизацию домашних и уличных животных потому, что иначе, увы, в городе наступает переизбыток этой живой биомассы - все приюты для животных переполнены, найти новых хозяев для кошки или собаки становится все труднее и труднее.

- Как воспринимает общество функцию зоозащитников?

Мне часто приходится заниматься своеобразным ликбезом. Когда наша группа ещё была активна, мне то и дело звонили люди с жалобами вроде: «У меня котик забрался на дерево» или «Сосед мучает собаку». Приходилось объяснять, что мы волонтёрская организация, а не полиция, МЧС или ветеринарная служба, и рассказывать куда с какой проблемой лучше обратиться. Конечно, по мере сил старались помогать животным самостоятельно. Например, у одной пожилой женщины, живущей в общежитии, кот застрял в мусоропроводе, и никакие службы не хотели этой проблемой заниматься. Так что кота доставала я.

Бывают и совсем уж дикие случаи. Например, однажды одной зоозащитнице позвонили из одной районной администрации и сказали: «У нас тут в Уткиной заводи какой-то живодёр повесил высоко на дереве ротвейлера, мы не можем снять труп – у нас нет автовышки. Не можете ли снять вы? А то рядом по улице ходят женщины, дети…» На что зоозащитница ответила: «Вы знаете, вообще-то я учительница музыки». А ей: «Но вы же занимаетесь животными, вы же волонтёр!» И действительно, ротвейлера сняли при её помощи – она нашла тех людей, кто смог это сделать.

- Возникали ли у вас проблемы с коммунальными службами города?

Году в 2011-м у работников коммунальных служб почему-то началось повальное увлечение - наглухо замуровывать подвалы домов. Часто в этих подвалах оставались кошки, которые не могли выбраться и погибали мучительной смертью без воды и пищи. Иногда в подвалах оказывались и домашние кошки. Но коммунальные службы на размуровывание подвалов, естественно, не соглашались.

- А замуровывали-то зачем?

Как они сами объясняют, замуровывают подвалы для того, чтобы туда не проникали бездомные люди или террористы, то есть во избежание аварийных ситуаций. Но, к слову, в некоторых домах с газовым отоплением были замурованы даже вентиляционные продухи, что является нарушением техники безопасности. Потом по городу вышло распоряжение о том, что герметичное замуровывание подвалов недопустимо. Насколько я знаю, это было связано с взрывами бытового газа в подвальных помещениях жилых домов. Правда, случились эти трагедии в других городах – в Бийске, в Гусь-Хрустальном, Воронеже, но и в Петербурге стали внимательнее относиться к правилам безопасности эксплуатации газового оборудования.

Но случалось, что жильцам домов не удавалось найти консенсус с коммунальщиками. Тогда жильцы звонили нам, мы приезжали и говорили про жестокое обращение с животными, про нарушение нормативов содержания жилого фонда и так далее. Чаще всего, представители ТСЖ и сотрудники коммунальных служб шли нам навстречу. Дальше договариваемся об установлении в подвале автоматической кошколовки - ведь голыми руками кошек в подвале не поймать. Эта операция может длиться несколько дней. Волонтёр должен обладать неким ресурсом времени, ведь часто приходится что-то делать в рабочее время. Нам, например, пришлось побывать во многих подвалах – на Комендантском проспекте, в районе метро «Ладожская», на Ржевке… А подвалы в районе станции метро «Лесная» я теперь знаю как свои пять пальцев (улыбается - И. Л.) . Разумеется, содержание подвалов жилых домов в порядке можно только приветствовать, но животные не должны умирать из-за этого мучительной смертью.

- Ваша группа распалась потому что её участникам не хватало времени на волонтёрство?

Не совсем. Одна из главных причин - эмоциональное выгорание. Когда ты понимаешь, что можешь достигнуть только «точечных» результатов, а животных, которым не можешь помочь, всё больше и больше, энтузиазм проходит, иногда даже наступает отчаяние. Девиз любого волонтёра, в какой бы области он ни работал: «Вычерпай море пипеткой». Иногда меняются жизненные обстоятельства волонтёра - ситуация на работе, состояние здоровья, личные проблемы.

- Тому, кто решил заняться защитой животных, нужна какая-то специальная подготовка?

Надо вооружиться здравым смыслом, соблюдать технику безопасности и освоить некоторые конкретные навыки. Например, надо понимать, что кошка - это, прежде всего, хищник, пусть и небольшого размера. Голыми руками прикасаться к уличной и даже к чужой домашней кошке не рекомендуется – только в непрокусываемых рукавицах. А в таких рукавицах кошку удержать очень сложно, ведь это ловкий зверь со скользкой шкуркой. Поэтому чаще всего мы пользуемся автоматической клеткой-кошколовкой. У волонтёра, работающего с животными, всегда должны быть с собой какие-то дезинфицирующие вещества. И если рана глубокая, то надо срочно идти в травмпункт. Однажды я, уже будучи опытным зоозащитником, грубо нарушила технику безопасности - взяла трёхмесячного котёнка за шкирку голыми руками. Подумала, что он маленький, и это не страшно. Он вывернулся и исхитрился укусить меня за палец, прокусил сустав большого пальца, после чего у меня началась анаэробная инфекция, мне пришлось потратить много денег и сил, чтобы восстановить функциональность этого пальца и руки.

Бывает, что жестокое обращение с животными неочевидно для обычных граждан. Например, когда животные используются для попрошайничества так называемыми коробочниками: люди просят деньги якобы на содержание приютов для животных, а рядом с ними в коробках сидят эти самые животные - собаки, кошки…

- «Коробочники» - это больная тема. В 2009–2010 годах «Спасённая жизнь» основные свои усилия сосредоточила на том, чтобы как-то помешать их бизнесу. Нам удалось чего-то добиться только потому, что тогда у нас было много волонтёров, и нами были посланы обращения во все возможные инстанции. Мы писали президенту, в Государственную думу, губернатору города, в районные администрации, в МВД, в прокуратуру. В результате «коробочники» на какое-то время свернули свою деятельность. При помощи животных они собирали деньги якобы на содержание приютов для этих самых животных. Но на самом деле это очень жестокий бизнес: животные содержатся в каком-нибудь подвале, в гараже, иногда в квартире в очень плохих условиях, когда они становятся не нужны, их просто бросают умирать без воды и еды, или жестоко умерщвляют, например, забивают палками. Иногда в ящиках закрывают живых вместе с мёртвыми… В общем, это чудовищно. Бывало, что мы попросту отнимали животных у «коробочников».

- Когда-нибудь полиции или вам удавалось добраться до организаторов этого криминального бизнеса?

Некоторое время назад на одного из таких организаторов было возбуждено уголовное дело - его обвинили мошенничестве, и он получил срок - четыре года. Кстати, он же занимался и организацией «фотоживодёрства». Вообще, для нас не секрет, что и «коробочники», и «фотоживодёры», и попрошайки с детьми - это один бизнес. Но что касается вышеупомянутого уголовного процесса, то это всё-таки редкий случай.

«Коробочников» сейчас стало гораздо меньше. Но есть ещё одна тема - фотобизнес с животными. Здесь мы наблюдаем жестокое обращение с животными, которые находятся на улице по 8–10 часов, находятся под действиями наркотических веществ. Последнее видно уже хотя бы по тому, как апатично и неестественно животные себя ведут. Часто такие животные больны, инфицированы, а с ними фотографируются маленькие дети. Животному достаточно царапнуть человека, чтобы занести инфекцию. В ответ на вопросы активистов хозяева животных часто ведут себя агрессивно, угрожают и даже начинают драки.

Что может сделать обычный гражданин, если понимает, что его сосед проявляет жестокость по отношению к животным?

Обратиться в полицию. Полиция это заявление принять обязана. Но в каждой конкретной ситуации надо разбираться особо. Вот недавно я подала заявление в полицию на мужчину, который содержал кота в тесном замкнутом пространстве - не выпускал сутками из туалета. Меня порадовало, что заявление сразу приняли. Раньше бывало, что и не принимали вот так запросто, говорили: «Женщина, идите лучше домой суп варить». С молодыми девушками-волонтёрами полицейские начинали флиртовать, говорили что-то вроде: «Бросьте этих котиков, выходите за меня замуж». А теперь приняли быстро - возможно, что-то меняется в лучшую сторону. Правда, мы написали, что требуем изъятия этого кота у хозяина и передачи нам, а мы обязуемся предоставить документы о надлежащем содержании животного.

- Если вы добиваетесь изъятия животного, что с ним потом происходит?

Мы берём его на так называемую передержку. То есть содержим их в наших собственных квартирах, хотя кое у кого есть специально оборудованные для этого помещения: гаражи, сараи, балконы, частные дома. При необходимости везём животное в ветеринарную клинику. Некоторые ветклиники делают зооволонтёрам существенные скидки, за что мы им сердечно благодарны, некоторые организации, например, фонд «Балтийская забота о животных» помогал нам закупать лекарства по льготным ценам и так далее. Потом мы адаптируем этих животных к домашним условиям, приучаем к лотку, к общению с человеком, наблюдаем особенности поведения, а затем изо всех сил подыскиваем новых хозяев. У меня в голове постоянно крутится целая таблица, в которой знакомые поделены на подлежащих и не подлежащих «окошачиванию» (улыбается - И. Л.) . Когда мы находим желающих взять животное, то отдаём его в новые руки только по договору – если только этот человек входит в число наших близких друзей, которых мы уже хорошо знаем, и которым доверяем. Согласно этому договору, хозяин обязуется соблюдать надлежащие условия содержания животного и позволять волонтёрам его в этом плане контролировать. Ведь было даже несколько случаев, когда мы потом выясняли, что животных у нас брали для опытов. И полиция помогала нам этих животных изымать - в этом случае подписанный хозяином договор оказывался средством морального воздействия на него.

Вы можете представить себе мир без зелени вокруг, без четвероногих животных, без красочных бабочек? Такой мир будет пустым, лишённым сути. Человек благословлён сосуществовать в этом прекрасном мире с растениями, животными, птицами и другими живыми любящими созданиями. Если бы только человек понимал свой долг, свою миссию – жить, воплощая на практике «Люби всех, служи всем», «Помогай всегда, не вреди никогда», сосуществуя со своими собратьями по этому творению, он, конечно же, мог бы заявлять, что его сердца коснулся Бог. Почему человек должен сосуществовать в природе с животными, птицами, почему они важны для него? Читайте, как м-с Мерсинини Шератт (Ms. Mercinini Sheratt) из Великобритании пишет о красоте животного мира, цитируя бесценные высказывания Бхагавана. Автор статьи является по профессии учителем английского языка, она – давнишняя преданная Бхагавана и в настоящее время является координатором по духовности 6 Региона в Великобритании. Она также активно участвует в движении заботы о благополучии животных и защиты прав животных.

Почему важны животные? Хотя Бхагаван часто просит нас не опускаться до животного уровня наших прародителей, потому что наша духовная задача – подниматься с Его помощью всё выше и выше по эволюционной лестнице, тем не менее, Он говорит нам:

Почему вы утверждаете, что животные и птицы плохие? Каждый следует своей собственной дхарме. Они не переступают дхарму и не нарушают её. У них наблюдается бо льшее сотрудничество и бо льшая взаимная любовь, чем у людей. О каждом необходимо судить с точки зрения имеющихся возможностей и способностей. Человек сможет жить лучше, если будет учиться у животных. Он низводит себя даже ниже уровня животных. Когда Господь воплощается, одной из задач, которую он берёт на Себя, является защита садху – существ со спокойной, безвинной природой. Помните, среди животных есть бесчисленное количество садху

Сатья Саи Баба, вопросы и ответы – журнал Пегги Мейсон, лето 1996

Животные важны, потому что среди них имеются некоторые замечательные и прекрасные души, возможно, старые души животного царства. Потому что в нём, как и в человеческом царстве, имеются молодые и старые души, и это можно увидеть, только посмотрев в глаза. Вспомните, например, обо всех терпеливых, любящих и бескорыстных собаках, которых также называют служебными собаками, собаками-помощниками, которые заботятся о беспомощных людях. (Тем не менее, собаки – не единственные садху животного царства). Множество других садху можно найти среди других видов животных.

Ниже мы можем видеть фотографии собачьей “Матери Терезы”, собаки-спасателя, живущей в приюте для животных в Уорикшире в Великобритании (Warwickshire, UK). Правдивость истории подтверждена, в ней рассказывается следующее:

Собака -- "Мать Тереза" -- редкое существо, следующее девизу: «Люби всех, служи всем…»

С собакой — “Матерью Терезой” очень плохо обращались, и брошенная борзая, оставленная умирать, смотрела куда-то вверх. В конце концов, её истощённую и дрожащую от страха нашли и доставили в приют для животных. Однако со временем благодаря заботе и любви, которой она была окружена, у собаки стало развиваться чувство уверенности, и она стала приёмной матерью для всех обитателей питомника. Она тепло принимает всех новых обитателей, поступающих в питомник, окружает их израненные души, любовью и заботой, в которых они так сильно нуждаются. На фотографии, помещённой ниже, показаны различные представители мира животных, спокойно живущие вместе под нежной, любящей опекой “Матери Терезы”. Её девиз, должно быть, — «Люби всех, служи всем».

Животные важны потому, что они, как и мы, – разумные существа, наделённые чувствами. Хотя они не могут говорить на человеческом языке, это не означает, что они не имеют души и чувств, как заявлялось в течение столетий в «научных» и «философских» кругах…, это отношение ожесточает сердца многих и оправдывает все виды жестокого обращения с животными, «обоснованные» и необоснованные.

К счастью, теперь это отношение постепенно меняется, и некоторые учёные, изучающие повадки животных, наконец, приходят к согласию, что животные – чувствующие и, я осмелюсь сказать, думающие существа со сложной эмоциональной жизнью. Они чувствуют радость, любовь, боль, страх, беспокойство, печаль и демонстрируют чувство юмора. Многообразие признаваемых сейчас чувств у животных – поразительно. Было обнаружено, что бык печалится, когда умирает его хозяин, подопытные крысы способны на альтруизм, обычные цыплята способны на хитрости и сочувствие, а утки и индюшки такие умные, что останавливают интенсивное дорожное движение, чтобы их малыши перешли дорогу.

Не существует так называемых «куриных мозгов», было обнаружено, что птицы всех видов очень смышлёные. Даже голуби демонстрируют математические способности наравне с определёнными приматами. Что касается попугаев, это отдельная история, удивительная сама по себе, у них наблюдается возрастное развитие эмоций, они эмоциональны как дети, начинающие ходить, и имеют умственные способности пятилетних детей. Они так сильно привязываются к своему партнёру-попугаю или к человеку, что разлука вызывает сильные страдания, настолько сильные, что они отказываются от пищи и умирают от этого.

Животные важны, потому что многие из них наполнены любовью с большой буквы. Существует множество свидетельств, подтверждающих это. Во многих случаях их любовь более безусловная, более чистая и более сильная, чем у людей. Как Бхагаван рассказывал нам о Своём визите в Уганду:

Я был действительно тронут их любовью и симпатией. Я не мог уйти с того места. Такую сильную любовь невозможно найти сегодня даже среди людей. Люди ненавидят друг друга. В тех животных Я мог видеть сильную, ни с чем несравнимую любовь и равенство

Сатья Саи Баба Говорит», том 30, часть 19, стр. 280



и

Любовь присутствует не только в людях, но также и во всех творениях: птицах, животных, и не только в них. На самом деле она всепроникающая. Любовь пронизывает всё в творении. Человеческие качества человека искажаются, если он не может признать этой любв

Сатья Саи Баба, Санатана Саратхи, февраль 1995, стр. 37

Животное царство Восточной Африки

Однажды я спасла маленькую птичку, за которой гнался кот. Я держала птичку в своих руках, сидя очень спокойно, надеясь, что это успокоит её. Когда я посмотрела в её маленькие глаза, смотрящие на меня, то была поражена огромным чувством ЛЮБВИ, исходящим от этого крохотного создания. Это очень удивило меня, это чувство любви было совершенно неожиданным, но очевидным, я никогда не ожидала и не представляла себе такого.

Животные важны, потому что:

Существует только один самый лёгкий путь в духовном путешествии – ЛЮБОВЬ, любовь ко ВСЕМ существам как проявлениям ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ БОЖЕСТВЕННОСТИ – самой сути своего «я»

Сатья Саи Баба

Через нас течёт та же самая Атма , которая также течёт через каждое живое существо. Наше отношение к ним важно, потому что нам, человеческому царству, сделав полный круг, возвращается всё то, что мы делаем им. До тех пор, пока продолжается наше жестокое обращение с животными и наша эксплуатация животных в грандиозных масштабах, как это происходит сейчас, человечество никогда не будет знать покоя. Другими словами, всё движется по кругу, все мы представляем ЕДИНУЮ ЖИЗНЬ, и Свами сказал, что мы создаём чудовищную карму своим плохим отношением к животному царству.

В давние времена Пифагор, древнегреческий математик, мистик и философ 6-го века до н.э. сказал:

До тех пор пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семя убийства и горя, не может пожать урожай радости и любви

Вода для жаждущих. Питьевая вода для животных, птиц и зверей в жаркое летнее время обязательно вдохнёт новую жизнь в их «Царство»…

Если человек верит в Отцовство Бога, тогда он обязан следовать Его заповеди: «Всё – Едино», выполняя Его указание: «Относись ко всем одинаково». Цитируя бесценные слова Бхагавана о служении существам, живущим рядом с нами в этом мире, м-с Мерсини Шератт (Ms. Mercini Sheratt) пишет об огромном значении служения животным и другим творениям, приводя интересные истории о редком чувстве любви и благодарности со стороны существ, сосуществующих в этом мире.



Взращивайте маленькое семя Любви, держащееся за «я» и «моё», пусть оно вырастет в Любовь к группе вокруг вас, а затем вырастет в Любовь ко всему человечеству и раскинет свои ветви над животными, птицами и пресмыкающимися, и пусть Любовь обнимет все вещи и все существа во всех мирах. Продвигайтесь от меньшей Любви к большей, от ограниченной Любви к всеобъемлющей Любви

Сатья Саи Говорит, том 8, гл.16

Однажды, представляя проекты служения людям, Бхагаван сказал:

А как насчёт животных? Они тоже нуждаются в помощи. Моя любовь охватывает как царство животных, так и царство людей, и поэтому ваша любовь не должна ограничиваться только любовью к людям

Из выступления др. Нарендранатха Реддии на медицинской конференции в Великобритании в сентябре 2011


Другому преданному Он сказал:

Настоящее служение – это служение животным


Бхагаван говорит нам, что мы можем научиться многим хорошим качествам у наших друзей-животных, и ниже вы сможете видеть замечательный акт доброты одного из них:

«Два слепых человека хотели попить воды в храме Раги Гудда в Бангалоре. Когда им не удалось открыть кран, эта обезьяна открыла кран для них, подождала, пока они напьются воды, затем сама напилась воды, закрыла кран и удалилась» (Выдержка из индийской газеты).

Пожалуйста, обратите внимание! Если обезьяна может делать такое добро для людей, разве мы, люди, не можем делать этого для наших братьев и сестёр среди животных? Многие люди кормят бездомных животных, диких зверей и птиц, в то время как многие другие никогда не думают об этом…, но посмотрите, какой великолепный пример показала эта обезьяна людям. Совершенно ясно, что она не различала «по виду», как это делают многие люди, имея предубеждения относительно представителей других разновидностей, испытывающих нужду.

Ни одна жизнь не может поддерживаться без пищи и воды. Это справедливо для всех форм жизни, и как люди ужасно страдают, когда имеют недостаток питьевой воды или пищи, точно так же страдают и наши друзья по творению…, особенно в экстремальных погодных условиях, таких как сильная летняя жара или очень холодная зима. А любовь и забота, которую мы проявляем к этим животным формам, никогда не пропадают зря, потому что через всех нас течёт одна и та же Атма . Как говорит Бхагаван:

Когда вы любите животное и заботитесь о нём, вы помогаете развитию всего творения. Если вы не можете взять на себя заботу о каком-то животном, тогда, по крайней мере, кормите птиц и бездомных животных

Хотя они не могут благодарить нас словами, те, кто кормит животных и заботится о них, домашних или бездомных, ощущали, что они с любовью выражают свою благодарность другими способами. Наша любовь вызывает любовь в них и помогает нам осознать Единство, скрытое за всеми формами.

Маленький пример этого произошёл во время смерти Лоуренса Антони (Lawrence Anthony), высокоуважаемого и замечательного активного борца за охрану природы и окружающей среды, который мог общаться со слонами от сердца к сердцу. В частности, в Южной Африке ему удалось усмирить и «привести в норму» стадо диких травмированных бродячих слонов. Хотя он не видел слонов в течение 15 месяцев, потому что должен был отдалиться от них для их собственной безопасности, в тот день марта 2012, когда он неожиданно умер, всё стадо появилось ниоткуда и молча стояло снаружи его дома, словно отдавая дань человеку, который любил и понимал их. Мы знаем, что слоны оплакивают своих близких и любимых, он стал любимым членом их семьи. Каким-то образом по своему телеграфу джунглей они узнали, что он умер.

Одна добрая и любящая душа, содержавшая много лет питомник для животных, рассказала мне следующую историю. Однажды её разбудил лай собаки, она вышла и обнаружила раненого птенца голубя, упавшего с дерева. Она спасла его и кормила из рук, пока он в течение пяти недель жил с ней и её питомцами. Однажды, когда он подрос и выздоровел, он улетел и присоединился к своим сородичам.

4 года он жил на свободе, часто в её саду. Она могла отличить его от других птиц, потому что этот голубь знал своё имя и не боялся её собаки, рядом с которой жил раньше. Затем однажды он очень больной появился около её калитки во внутренний дворик, вошёл, поприветствовал её, собаку и живущую там ворону, а затем вошёл в свою старую клетку, которая всё ещё находилась там.

Он устроился в клетке и на следующий день умер. Он вернулся домой, чтобы умереть, вернулся туда, где он знал, его любят, и где он будет в безопасности. За несколько дней, перед тем как он появился опять, она увидела изображение голубя на оконном стекле своего дома…, скорее птицы-ангела…, возможно, это было предвестие того, что должно произойти.

Один мой старый сосед каждую ночь кормил нескольких барсуков, что на самом деле делают многие люди…, и я знаю об этом, потому что я видела собственными глазами, как эти барсуки объявляли о своём прибытии в темноте, стуча в калитку его внутреннего дворика. Им давали пищу, и, закончив есть, они опять стучали в калитку, давая знак, что хотят добавки… Их визиты и их игривые шалости доставляли ему такое удовольствие, что это была не односторонняя отдача…

«Когда преданный стремится со скромностью и чистотой служить и даровать прему (любовь) Моим созданиям, которые нуждаются в таком бескорыстном служении и возвышенной любви, когда он считает всех существ Моими детьми, относится к ним как к своим любимым братьям и сёстрам, как к благословенным проявлениям Моего присутствия, тогда во исполнение Мой роли как Сатья Саи Я нисхожу, чтобы помогать этому йогу, сопровождать его и заботиться о нём. Я всегда нахожусь рядом с таким йогом, чтобы направлять его и изливать Свою любовь на его жизнь». – Шри Сатья Саи

Когда в Австралии в 2009 году была ужасающая жара, произошло нечто, что никогда не происходило до этого… Медведи коала, умирая от жажды, выходили из кустов и подходили к людям, прося воды, они были в таком отчаянном положении, что преодолевали страх перед людьми…, к счастью, люди поили их, что можно видеть на фотографии…

Они входили в дома, чтобы попить и охладиться в воде…

Так же как Сатья Саи Баба и Ширди Саи Баба, святой Франциск, христианский святой, испытывал огромную нежность ко всему творению. Он кормил не только бедных и беспомощных людей, но также птиц и других созданий, окружавших его. В Рождество он просил местных правителей гарантировать, что все животные в округе будут действительно накормлены хорошо, особенно «мои сёстры, жаворонки»…

Ещё одна наполненная любовью душа, Рамана Махарши, благодаря своей любви привлекал к себе не только людей, но и всевозможных животных и птиц, а также сделал их домом свой ашрам. Он даже позволял сусликам строить свои гнёзда под его подушкой. Он ежедневно спрашивал: «Ребят сегодня кормили?» – Имея в виду собак. Во время обеда сначала кормили собак, потом нищих, а после этого преданных… Здесь, на фото, он кормит обезьяну.

Как все знают, наш Сатья Саи Баба во время своей жизни любил животных и держал многих животных. Существует много историй, в которых ясно видна Его большая любовь к животному царству.

Наконец, Мохаммед в одном из своих хадисов рассказывает историю, как одну женщину, виновную в нарушении супружеской верности, должны были жестоко наказать. Однако её грех в глазах Аллаха был прощён, когда она, увидев собаку, испытывающую сильную жажду, сняла свою туфлю, наполнила её водой из колодца и напоила собаку. Этот акт доброты перевесил все прошлые плохие поступки

Каждый, кто захочет покормить бродячих животных, должен принять во внимание, что лук, чеснок, кофе, изюм, виноград, бобовые, шоколад и некоторые другие виды пищи (список есть в интернете) опасны для собак и котов. В то время как собаки всеядные и могут есть всё, кошки – плотоядные (простите, Бог создал их такими!), и хотя они едят всё, когда голодны, тем не менее, им необходим их собственный вид пищи… Птицы обычно едят зёрна и орехи. Даваемая им вода должна быть чистой.


Top