Как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку. Когда и как приучать ребенка к горшку: Комаровский советует

Обучение гигиеническим навыкам - важный этап в жизни каждого ребенка. Однако, как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку, знают не все. Универсальных рекомендаций не существует - каждый малыш развивается по-своему.

7 187087

Фотогалерея: Как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку

Время пришло? Споры о том, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку, не умолкают. Одни обра-щаются к опыту мам и бабушек, которые считали, что обучать малыша навыкам чистоплотности нужно с того момента, когда он нау-чится сидеть, то есть примерно с шести месяцев. Другие откладыва-ют приобретение горшка до того мо-мента, пока ребенку не исполнится год, третьи вообще не торопятся и ждут возраста 2-3 лет, когда малыш станет более сознательным. Когда бы вы ни решили приступить к сложно-му процессу обучения, главное, о чем нужно твердо помнить: дети начина-ют проситься на горшок тогда, когда созревают для этого и физически, и психически. На этот естественный процесс нельзя повлиять ни ласковы-ми уговорами, ни строгостью. На первом году жизни ребенок еще не в состоянии контролировать свои выделения: физиологические отправ-ления у него происходят рефлекторно - по мере наполнения мочевого пузыря и кишечника. На этом этапе малыша можно только «подлавли-вать» - например, велика вероят-ность того, что ребенок, пробудившись ото сна, захочет «по-маленько-му» - как раз в это время и можно предложить ему горшок. Для того чтобы отношение к своим отправле-ниям стало сознательным, нужно, чтобы у ребенка сформировались нервные цепочки, обеспечивающие передачу «сигнала» от мочевого пу-зыря и кишечника к головному моз-гу, а для этого малыш должен еще немного повзрослеть. Навыки чистоплотности начинают формироваться у ребенка в период от 12 до 18 месяцев: именно в это вре-мя мышцы заднего прохода и сфинк-тер мочевого пузыря становятся бо-лее крепкими, а развитие мозга ма-лыша достигает определенного уров-ня. Полный контроль над мочевым пузырем и мускулатурой прямой кишки становится возможным при-мерно к трем годам. Обычно у ребен-ка сначала формируется контроль над кишечником в ночное время, за-тем - в дневное, потом - контроль над мочевым пузырем в дневное вре-мя, и в последнюю очередь - в ночное. У некоторых детей ночное не-держание продолжается вплоть до 4-5 лет - и это нормальное и доволь-но распространенное явление. Интересно, что девочки начинают проситься на горшок примерно на 2-3 месяца раньше, чем мальчики.

Девочки опережают мужской пол и в некоторых других отношениях: как правило, раньше учатся сидеть и более ловко совершают хватательные движения. У них лучше развита коор-динация зрения и моторики. Ученые предполагают, что этот факт связан с тем, что левое и правое полушария головного мозга у девочек и мальчи-ков развиваются по-разному.

НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ!

Начинать приучать ребенка к горшку - непростой процесс, требующий от родителей внимания и большого терпения. Не гонитесь за скорыми результата-ми, не ожидайте, что ребенок за пару дней освоит сложную «горшечную» науку, главное, чтобы у него появи-лось положительное отношение к этому процессу. Сначала познакомь-те малыша с горшком, объясните, зачем он нужен. Дайте ребенку по-трогать новый интересный предмет, предложите посидеть на нем. Можно «проиграть» ситуацию на куклах, мягких игрушках. Необходимо, что-бы малыш осознал, для каких целей предназначается горшок. Для того чтобы у ребенка выработался опре-деленный ритм, высаживайте его на горшок до и после еды, до и после дневного сна, перед ночным сном и после пробуждения (причем каждый день это должно быть примерно в од-но и то же время). Если у ребенка по-лучилось справить нужду в «ночную вазу», обязательно похвалите его за это, скажите, что он молодец. Но ес-ли результата никакого нет, оставлять его сидеть на горшке в течение более чем 10 минут не следует. Никогда не ругайте малыша за промахи, иначе у него выработается отрицательное отношение к самому процессу естест-венного отправления. Ребенок, чувст-вуя, что ему нужно облегчиться, мо-жет начать прятаться от вас, пытаясь втайне сделать свои дела, или будет пытаться сознательно задерживать стул, что может привести к запорам. Постарайтесь оставаться очень так-тичными и деликатными в этих воп-росах и не торопите время - в конце концов, малышу ведь тоже неприятно ходить в грязных штанишках. Будить ребенка в ночное время для того, чтобы предложить ему посидеть на горшке, не нужно: скорее всего, малыш будет очень недоволен, а вдо-бавок к этому, может потом и не за-снуть. Пока ребенок еще писается ночью, можно укладывать его спать в одноразовых подгузниках или сте-лить в кровать непромокаемую про-стыню. Постарайтесь отслеживать те моменты, когда малыш собирается «сделать дело»: обычно перед отпра-влением естественных надобностей ребенок перестает играть, затихает, становится сосредоточенным - в это время и нужно принести ему горшок. Со временем малыш и сам начнет со-общать вам о том, что он готов к важ-ному делу. Правда, для этого нужно, чтобы ребенок уже начал осваивать речь. Возможно, он придумает какие-то свои специфические слова для обо-значения этого процесса. С самого начала обучения навыкам чистоплотности, горшок должен все-гда стоять в комнате малыша, на виду, чтобы ребенок сам мог попробовать сесть на него, сняв штанишки, или принести вам горшок и таким обра-зом попросить вас помочь ему.

В том, когда лучше приучать ребенка к горшку, специалисты солидарны. Идеальное время для знакомства с горшком - лето. Поскольку одежды на малыше обычно бывает немного, он легко может с ней справиться са-мостоятельно. А если ребенок и об-мочит штанишки, их можно пости-рать и высушить на солнышке. На время обучения лучше отказаться от использования одноразовых под-гузников. Когда малыш постоянно на-ходится в памперсах, у него не возни-кает состояния дискомфорта после мочеиспускания, а значит, нет жела-ния избавиться от этого состояния. Другое дело - мокрые штанишки: ходить в них очень неприятно, а это является хорошим стимулом, чтобы начать пользоваться горшком.

САМЫЙ УДОБНЫЙ ГОРШОК

К счастью, вре-мена, когда малышам приходилось осваивать холодные эмалированные горшки, отошли в прошлое. Сейчас процесс стал приятным во всех от-ношениях: пластиковые горшки не только удобные, теплые, легкие, но еще и красивые. Некоторые из них сделаны в виде игрушек - собачек, утяток, машинок и т. д. Несколько минут, проведенных на таком горшке, неприятных ощущений не оставят. Некоторые родители, стремясь дать своему чаду самое лучшее, покупают горшки с пищалками, мигалками, музыкой. Однако сильно увлекаться этим не стоит: ребенок не должен забывать, какова основная цель его пребывания на этом предмете. Самая подходящая модель горшка для мальчиков - с завышенной передней частью: с таким горшком меньше вероятности, что брызги слу-чайно разлетятся в стороны. Пример-но с двух лет можно приучать маль-чика писать на горшок стоя. Как только ваш малыш подружится с горшком, он станет для ребенка од-ним из самых жизненно необходи-мых предметов. Поэтому отправляясь на дачу, в гости, в путешествие, не за-бывайте, что его обязательно нужно взять. Это может быть «дорожный» вариант - небольшой, легкий по весу и простой по устройству горшок (луч-ше познакомить малыша с новым горшком заранее, так как некоторые дети, уже привыкнув к своему горшку, иногда отказываются пользоваться незнакомым для них предметом). От горшка можно постепенно пере-ходить к унитазу. Чтобы облегчить этот процесс, можно приобрести спе-циальное детское сидение на унитаз: на нем ребенку будет более удобно. Кроме того, можно купить в магази-не детских товаров небольшую под-ставочку для ног, чтобы малыш, ис-пользуя ее, сам мог залезать на унитаз и ставить на нее ножки. Каким бы сложным ни показалось вам обучение ребенка навыкам чис-топлотности, рано или поздно он ос-воит эту науку, главное - запаситесь терпением и относитесь к происходя-щему спокойно. Не сравнивайте сво-его малыша с другими детьми, не ки-вайте на соседского Васю - каждый ребенок развивается в своем темпе. И не паникуйте, если у вашего ребенка этот процесс немного затягивается. Всему свое время.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПО МЕСЯЦАМ

Навык контроля за мочевым пузырем у детей от рождения и примерно до возраста четырех лет примерно одинаков. То, как и когда лучше начинать приучение ребенка на горшок справлять свои нужды, зависит от возрастных особенностей.

0-18 месяцев. В первые месяцы жизни грудной ребенок мочится до 25 раз в сутки. Это происходит бессознательно - в момент, когда сокращается мускулатура стенки мочевого пузыря. Примерно в полугодовалом возрасте младенец начинает мочиться немного реже (около 20 раз). Это признак того, что нервные пути ребенка продолжают развиваться, мышцы мочевого пузыря перестают постоянно сокращаться и теперь он способен вмещать больше мочи.

18-30 месяцев. У малыша постепенно раз-вивается восприятие наполненности мочево-го пузыря и ощущение позыва к мочеиспуска-нию. Теперь ребенок уже может связать сигналы своего организма с наполнением мочевого пузыря - раньше он был просто не способен на это. Многие дети могут контролировать сфинктер мочевого пузыря самое раннее со второго года жизни, а в большинст-ве случаев - только на третьем году. Тогда они чувствуют позыв к мочеиспусканию еще до того, как мочевой пузырь станет полон.

С четвертого года жизни большинство детей могут на какое-то время задержать отправление малой нужды, даже если чувствуют позыв к мочеиспусканию. Они в состоянии также пописать «на всякий случай» даже при незначительной заполненности мочевого пузыря. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?

Когда приучать малыша к горшку

Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.

Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.

Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.

При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...

Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.

С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.

Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.

Признаки, когда уже пора

Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:

  • Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
  • Ребенок способен в течение 2 - 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
  • Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе - должен уверенно.
  • Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
  • В случае «оказии» - если ребенок «напрудил» или даже «наделал» в штаны - он выражает негативные эмоции от своего пребывания в мокром или грязном виде. Иными словами - малыш должен осознавать дискомфорт.
  • Самое главное - малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.

Как приучить ребенка к горшку: без проблем!

По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.

Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.

Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.

Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.

Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...

По образу и подобию

Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.

Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.

Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.

Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»

В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.

Как быстро и без слёз приучить ребенка к горшку в 1 год? Речь в статье пойдёт об основных ошибках, которые допускают родители во время такого важного процесса. Также здесь собраны главные правила и рекомендации по приобретению успешного навыка у малыша, советы по выбору изделия, авторитетное мнение известного педиатра.

Вокруг мнения о том, когда нужно приучать ребенка к горшку происходит очень много родительских споров. Бывает, что молодые мамочки так и норовят высадить кроху уже в 9-10 месяцев, чтобы потом хвастаться перед подругами.

Важно помнить, что если грудничок до 1 года и справляет периодически нужду в горшочек, то речь тут идет лишь о рефлекторном мочеиспускании. Нервная система еще не дозрела и не научилась контролировать процессы испражнения. Малыш не понимает своих желаний, соответственно – не умеет сдерживать позывы.

Умение контролировать желание к мочеиспусканию возникает в возрасте не ранее, чем в 1,5 года . У некоторых малышей бывает и позже. Поэтому вопрос «Как быстро приучить годовалого ребенка к горшку?» необходимо формулировать немного иначе, не упоминая при этом возраст. Про причины энуреза у детей можно узнать из этой .

Когда спешить не стоит

Не стоит начинать приучать ребенка ходить на горшок, если:

  • он недавно переболел и пребывает в болезненном состоянии;
  • состоялся переезд, смена обстановки;
  • у крохи появился братик или сестричка;
  • в семье происходит кризис в отношениях, кто-то из членов семьи болеет или ушёл.
Готовность определяется дозреванием нервной системы

Чтобы уяснить, как правильно приучить ребенка к горшку, необходимо усвоить важное знание: навык формируется согласно рефлексу «позыв-судно-испражнение» .

Часто молодые мамы, руководствуясь советами старших женщин, приступают к высаживанию достаточно рано, а процесс стимулируют характерными звуками «а-а-а», «пи-пи-пи» или включают кран с водой.

Такой способ считается вредным, так как малыш приобретет искаженный рефлекс «судно-позыв-испражнение», и переучить его будет очень тяжело. Навыки самоконтроля в соответствии с возрастом:

  • 2-2,5 года – контроль дефекации;
  • 2,5-3 года – умение контролировать мочеиспускание в период бодрствования;
  • 3-4 года – умение контролировать позывы ночью.

Как приучить ребенка ребенка спать в своей кроватке мы рассказываем .

Признаки готовности и 5 правил успешного приучения

Чтобы быстро приучить ребенка к горшку, ему важно обладать следующими умениями:

  • самостоятельно ходить, садиться, освобождаться от одежды;
  • понимать речь, некоторые слова;
  • подражать окружающим его взрослым;
  • показывать свои желания жестами или словами;
  • проявлять старания, чтобы заслужить похвалу;
  • выполнять задачи, указания родителей.

Такие навыки приобретаются малышом около 18 месяцев, соответственно начинать раньше этого возраста не имеет смысла.

Как понять, что ребенок готов ходить на горшок

  • возраст старше, чем 1,5 года;
  • когда малыш ощущает желание сходить «по-большому» – замолкает, сосредотачивается, а в итоге говорит о совершенном факте;
  • просыпается сухим после сна днём, а потом в течение некоторого времени продолжает оставаться сухим (свидетельствует об умении контролировать мочеиспускание);
  • знает, что значит мамина просьба «одеть или снять трусы», с охотой выполняет такую просьбу;
  • может правильно показать части тела;
  • концентрирует внимание на игрушке или мультике достаточно продолжительно, сохраняя при этом спокойствие;
  • с легкостью исполняет несложные задачи (что-либо принести или отнести, куда-либо сходить и прочие).

Если перечисленное выше всё еще не свойственно вашему ребенку, не смотря на то, что ему уже исполнилось 2 года, приучить к горшку оперативно не выйдет.

Для того, чтобы помочь чаду – пробуйте периодически обходиться без подгузников . Крохе необходимо узнать свое тело, понять, ознакомиться с функционалом половых органов. Таким образом, скорее улавливается связь между позывами и следующими опорожнениями. Соответственно, крошке нужно видеть акты дефекаций и мочеиспусканий.

5 правил эффективного приучения

  1. Отсутствие насилия. Нельзя удерживать кроху против его воли, есть желание встать и уйти – пускай сделает это.
  2. Доброе отношение и поощрения. Запрещено ругать малыша за мокрые или запачканные трусики . Будьте щедры на похвалы в случае достижения положительного результата.
  3. Паузы. В случае возникновения у чада негативных ассоциаций, связанных с конфликтами, насилием – остановитесь. Дайте ему оправиться от инцидента, забыть негатив. Некоторое время не возвращайтесь к вопросу высаживания.
  4. Внимательность родителей. Присматривайтесь чаще к малышу, и вы не пропустите миг, когда он становиться сконцентрированным, кряхтит. В такие минуты и стоит предлагать горшочек. Стоит также продемонстрировать наглядно, для чего создан этот предмет.
  5. Доступность и оперативность. Хорошо, если судно постоянно находится в зоне доступа малыша. Также во много раз облегчает задачу минимальное количество одежды на карапузе, чтобы не пришлось долго и нудно раздеваться. Высаживайте после каждого приема пищи, сна.

Этапы обучения

1 Сначала приобретается горшок. Его место – в детской, переставлять не рекомендуется. Лучше выбрать яркий, привлекательный по цвету, при этом удобный по конструкции предмет. Высаживайте ежедневно по пару раз на 2-3 минуты, одежду и подгузник пока снимать не стоит (чтобы не возникло негативной ассоциации в связи с неприятными ощущениями прохладной поверхности).

2 Спустя неделю начинайте высаживать уже без подгузника, также дважды в день. Не стоит энергично подлавливать кроху, когда он проявляет желание сходить в туалет. Таким поступком легко напугать и вызвать обратный эффект. Отличный совет – это постоянно демонстрировать предназначение изделия на примере старшего товарища, либо помещая использованный подгузник в судно, доступно объясняя свой поступок.

3 По истечении еще 2 недель уже разрешено улавливать моменты позывов, актуально подсовывая горшочек каждый раз. Усаживайте чадо после прогулки, пробуждения, еды.

4 И конечный этап – обучение самостоятельному использованию предмета. Важно помнить об изложенных ранее правилах успешного обучения: доступность горшка в любой миг обеспечит стабильность приобретенного навыка, поощрение и похвалы будут подбадривать малыша, а отсутствие насилия и добрые слова – не спровоцируют страхи и отторжение.

Во сколько бы ни началось приучение ребенка к горшку, опыт многих родителей показывает, что на приобретение и утверждение навыка уходит от 6 месяцев до 1 года . Поэтому рекомендуется набраться терпения и помнить о конечной идее, тогда всё случится максимально идеально.

Вместе с вопросом «Как приучить ребенка к горшку в 1 год?» родители интересуются о необходимости резкого отказа от подгузников в момент начала обучения. Специалисты утверждают, что такой нужды нет, так как в результате многочисленных исследований доказано отсутствие влияния такого факта на скорость достижения результата.

Горшок должен понравиться вашему малышу с первого взгляда
  1. Основное требование к предмету – удобность. Малышу ничего не должно давить, формы предмета повторяют анатомию тела.
  2. Привлекательность цвета и нанесенных изображений – так будет проще завоевать интерес крохи.
  3. Чрезмерность украшений, наличие музыкального сопровождения помешают малышу провести прямую связь с предметом, он будет считать, что перед ним игрушка.
  4. Если предмет приобретается для мальчика – стоит выбирать предмет с завышенностью в передней части. Так моча не будет проливаться за пределы судна.
  5. Соответствие размеров. По мере роста вашего чада следует покупать более крупное изделие.
  1. Созревание органов, имеющих отношение к процессу испражнения (мышцы брюшного пресса, сфинктер прямой кишки, сфинктер мочевого пузыря, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка).
  2. Полноценное развитие нервной системы, в первую очередь – коры головного мозга.
  3. Педагогическая активность обучающих взрослых.

Проще говоря, секрет быстрого результата заключается в адекватном подходе родителей к задаче : не стоит пытаться обучить чадо слишком рано, необходимо подождать пока организм будет готов. Чем раньше начнется процесс обучения, тем больше сил будет затрачено.

Золотое правило – это терпение. Если не выходит – отпустите ситуацию на 2-3 месяца, а затем начинайте опять.

Выводы

С какого возраста приучать ребенка к горшку – вопрос скорее индивидуальный, и рекомендуется в таком случае только минимально допустимый порог в 18 месяцев. Ну а если процесс по каким-то причинам начинается позже – в этом нет ничего страшного, ведь не существует в мире ни одного человека, который так бы и не научился контролировать свои естественные позывы.

Ребенок растет, и перед каждым родителем встает вопрос о его приучении к хождению на горшок. Споры о том, с какого возраста необходимо знакомить малыша с этим предметом не утихают. Некоторые родители начинают чуть ли не с рождения, другие ждут, когда ребенок научится сидеть, третьи – когда попросится сам.

Поэтому вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку, придется решать каждому родителю.

Тема приучения ребенка к горшку довольно актуальна среди родителей. Со сколько месяцев ребенок может освоить этот навык? Многие стараются начать приучение малыша к походу на горшок как можно раньше, чуть ли не с рождения. При этом ребенка держат над горшком или ванной в течении некоторого времени, повторяя звуки «пись-пись» или «пи-пи» и тому подобное. Со временем у ребенка вырабатывается инстинкт к мочеиспусканию по этому звуку. Однако это всего лишь выработанный рефлекс, и он не имеет никакого отношения к осознанному действию. То есть ребенок выполняет мочеиспускание неосознанно.

По мнению специалистов, физиология ребенка такова, что до 1 года он не ощущает наполненности мочевого пузыря и позывов к мочеиспусканию. Та же ситуация и дефекацией. Только после 12 месяцев, а то и после 1, 5 лет по мере развития коры головного мозга и центральной нервной системы в целом у малыша формируется способность контролировать выделения. И только к трем годам у ребенка формируются стойкие осознанные желания к мочеиспусканию и испражнению.

Поэтому начинать приучать ребенка к горшку раньше года не целесообразно. От физиологической зрелости ребенка зависит, как быстро произойдет освоение «туалетной науки».

Подходящий возраст. Признаки готовности ребенка

С какого возраста начать знакомство малыша с горшком каждый родитель выбирает самостоятельно. Если основываться на физиологии ребенка, то лучше начинать не раньше, чем в 1 год. Вероятно, что 1,5 годовалого малыша научить пользоваться горшком будет еще проще. Однако сильно затягивать со знакомством с горшком тоже не стоит. Чтобы определить, готов ли ребенок к этой науке, стоит обратить внимание на такие моменты в его развитии:

  • Малыш может самостоятельно приседать и вставать;
  • Способен выдерживать перерыв между мочеиспусканием около 2-х часов;
  • Выработался определенный ритм опорожнения кишечника;
  • Ребенок понимает значение слов «пописать», «покакать», может выразить эти желания жестами или звуками;
  • Знает необходимые части тела и предметы одежды;
  • Испытывает неудобство в мокрой одежде, когда описался

Если у малыша есть хотя бы несколько из этих умений, то пришло время для его знакомства с горшком.

Какой горшок лучше выбрать

Определившись с возрастом, во сколько нужно начинать приучение к горшку, родители задумываются о покупке самого этого предмета. Как правильно выбрать горшок для малыша, какой лучше взять? Этими вопросами озадачиваются многие, ведь ассортимент, представленный в магазинах, довольно широкий: горшки-кресла, музыкальные, в виде разных зверей, всевозможных форм и расцветок.

Прежде всего, горшок должен быть удобным и функциональным. Обычный пластиковый горшок вполне подойдет. Ребенок должен комфортно чувствовать себя при пользовании этим предметом. Лучше, если это будет не очередная игрушка, а именно предмет, в который ходят в туалет.

Не стоит давать ребенку просто играться с горшком. Он должен осознать его назначение.

Важно подобрать горшок удобной формы и нужного размера, чтобы не возникало трудностей при его эксплуатации. Для мальчиков удобно использовать модель с выступом спереди, который поможет избежать неприятных луж, когда малыш сидит на горшке. Если у горшка присутствует спинка, то это придаст дополнительный комфорт ребенку.

Этот предмет должен располагаться в досягаемости малыша, чтобы при необходимости он мог самостоятельно воспользоваться горшком.

Процесс приучения должен быть комфортным для всех

Подробно о приучении – этапы

Освоение ребенком горшка требует немало времени и сил со стороны родителей. В приобретении этого навыка можно выделить такие этапы:

  1. Знакомство с горшком. Родители приобретают этот предмет и объясняют ребенку как им пользоваться;
  2. Привыкание к горшку. Малыш постепенно под руководством взрослого учится пользоваться горшком;
  3. Закрепление полученных навыков.

Знакомимся с горшком

Для успешного освоения этого навыка нужно, чтобы был готов не только ребенок, но и родители. Необходимо, чтобы приучение проходило не от случая к случаю, а постоянно. Для этого понадобится время. Нужно подобрать подходящее время, чтобы у ребенка было хорошее настроение. Хорошо начинать летом, когда одежды на ребенке минимум. Наиболее удачно высадить ребенка на горшок после сна, особенно если подгузник сухой. Если у малыша выработался режим опорожнения кишечника, например, утром после завтрака, то можно посадить ребенка на горшок в это время.

На начальном этапе необходимо показать малышу всю последовательность действий: снять трусики, сесть на горшок, пописать или покакать, куда потом вылить, помыть, поставить. Конечно, пока ребенок не сможет выполнять эти действия самостоятельно, но они его заинтересуют.

Обязательно следует похвалить малыша, если он справился как надо. А вот ругать за то, что не сходил куда нужно не стоит. Горшок не должен быть связан с отрицательными эмоциями.

Привыкаем к горшку

Итак, знакомство ребенка с горшком состоялось. Сколько времени займет привыкание ребенка к этому предмету, зависит от его физиологической готовности и от терпения и способа обучения родителей. Кто-то осваивает горшок за 7 дней (Джина Форд «Как приучить ребенка к горшку за 7 дней»), а кто-то месяцами не может добиться нужного результата. Однозначно, что чем в более раннем возрасте ребенка приучают к горшку, тем больше времени и сил потребуется от родителей.

Постепенно вводим горшок не только после сна или после еды, а и тогда, когда нужно по распорядку дня.
В 1,5 — 2 года дети могут подолгу задерживать мочеиспускание. Если последний раз ребенок пописал 2 часа назад, то уже можно посадить его на горшок.

Продолжаем всячески хвалить ребенка за то, что сходил на горшок, и не показываем раздражение, если у него не получилось. Процесс должны сопровождать только положительные эмоции.

Закрепляем навыки

В 2 года ребенок хорошо чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря и потребность похода в туалет. Он понимает, что в мокрых трусах неудобно и неприятно. Ребенок осознанно начинает проситься в туалет. В это время можно приучить ребенка снимать и одевать штанишки, закрывать горшок, а в 3 года – вытирать самостоятельно попу, выливать горшок в унитаз, мыть. Ребенок уже запомнил, в какой последовательности действовать и способен выполнять эти действия.

Поощряйте самостоятельность ребенка, помогайте закреплять полученные навыки и получать новые.

Причины неудач и ошибки в обучении

Не все дети одинаково успешно осваивают горшок. Часто в неудачах виноваты родители. Чтобы приобретение навыка «похода в туалет» стало успешным, следует избегать таких ошибок:

  • Не стоит ругать малыша, если он не хочет пользоваться горшком. Возможно, что он пока не готов, лучше отложить это на пару месяцев.
  • Если малыш сходил мимо горшка или забыл попроситься, не нужно его ругать или выражать недовольство;
  • Горшок должен быть сухим и теплым, чтобы не вызвать у ребенка чувство дискомфорта;
  • Не удерживайте ребенка на горшке длительно;
  • Не усаживайте насильно;
  • Когда ребенок болен или просто капризничает не стоит начинать обучение;
  • Не делайте из горшка игрушку.

Если не все получается так, как вы планировали, посмотрите видео психолога и мамы четверых детей — Марины Романенко:

Когда стоит обратиться к врачу

Бывает, что и после 3-х лет ребенок мочится не на горшок. Не всегда это связано с болезнями, но и пропустить возможное заболевание нельзя. Поэтому если у малыша после 3 лет частые непроизвольные мочеиспускания днем, он постоянно мочится ночью в кровать, то это может быть патологией.

Энурез может быть вызван врожденными отклонениями развития мочеполовой системы, воспалительными заболеваниями и прочими факторами. Часто такое положение может быть вызвано неврологическими проблемами.

Поэтому ребенка необходимо показать врачу.

Почему ребенок не хочет ходить на горшок

Бывают ситуации, когда ребенок категорически не воспринимает горшок и не хочет им пользоваться. Чаще всего такое положение связано с ошибками, которые допустили взрослые при приучении крохи к горшку.

    1. Часто родители стыдят ребенка за его «промахи», смеются или наказывают, унижая малыша и травмируя нежную детскую психику;
    2. Иногда, если ребенка сразу приучают к унитазу, то малыш может его испугаться. Необходимо использовать специальное детское сидение или все-таки приобрести горшок;
    3. Некоторые стрессы или проблемы у ребенка могут привести к его нежеланию садиться на горшок. Не нужно настаивать. Дайте ему время.

В любом случае рано или поздно кроха освоит умение ходить в туалет. Не нужно заставлять его силой.

Мешают ли процессу памперсы

Многие считают, что нахождение ребенка в одноразовых подгузниках мешает освоению им горшка. Однако многие педиатры не согласны с таким мнением. Исследования показали, что малыши в памперсах и без них учатся осознанно ходить на горшок приблизительно в одно время. Это умение связано только с развитием нервной системы ребенка и умением контролировать позывы к мочеиспусканию, которое развивается у ребенка ближе к 2 годам и позже.

Вопреки распространенному мнению, памперсы не мешают процессу

Когда ребенок уже готов к освоению горшка, то помочь ему может соблюдение таких несложных рекомендаций:

    • Дома малыша можно оставлять без штаников и даже без трусов, чтобы легче было воспользоваться горшком;
    • Хвалите ребенка за удачные «походы в туалет»;
    • Если кроха не сходил на горшок, не отчитывайте его за лужу. Напомните лишний раз, что у него для этого есть горшок;
    • Позаботьтесь, чтобы горшок был сухим и теплым, ребенок мог быстро его достать;
    • При высаживании крохи на горшок. Обеспечьте ему тихую спокойную обстановку. Хорошо, чтобы его ничто не отвлекало

Немного усилий и внимания со стороны родителей и малыш обязательно освоит эту «науку».

Мнение доктора Комаровского

Детский врач Комаровский Е.О. советует не спешить с приучением ребенка к горшку. По его мнению, чем раньше родители пытаются привить ребенку это умение, тем больше понадобится усилий с их стороны.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые уже умеют делать что-то лучше его. Помните, что каждый ребенок индивидуален.

Выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет используя слова 2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:

  • Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
  • Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
  • Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
  • В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
  • Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
  • Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
  • Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Макс и горшок» (Labirint).

Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.

Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология

Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:

  • Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
  • В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника. Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему 😥 или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
  • В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
  • В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
  • В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому — «сь-сь-сь».
  • Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.

Дорога к сухой постели | Откровение

Первый этап приобщения к горшку заключается в его дневной регулярной эксплуатации. Второй более сложный этап — самостоятельное пробуждение ребенка ночью. В зависимости от специфики психики одни люди спят более чутко, других «пушкой не разбудишь».

Мой ребенок из категории — «пушкой не разбудишь». Но яжправильнаямать, поэтому я прилагала максимум усилий, чтобы Яна научилась просыпаться при возникновении потребности. С года я перестала использовать подгузники на сон, в ожидании, что ощущение мокрых пеленок как-нибудь форсирует процесс. Процесс ожидания затянулся до 4,5 лет. До этого момент мокрые простыни и одеяло были практически каждый день. На подгузники я не переходила, так как боялась, что убрав фактор мокрых простыней уменьшу шансы ребенка прочувствовать ситуацию. Только в 4,5 года Яна начала самостоятельно просыпаться, будить нас и проситься в туалет.

Существует много подходов к лечению ночного энуреза:

  • Будить среди ночи на горшок . Есть такая гипотеза, что если будить ребенка ночью, он привыкнет просыпаться регулярно и станет при позывах в туалет просыпаться. Эту гипотезу в течении многих лет проверяла моя мама на моем брате. Вы знаете, она не работает! У брата всегда был настолько крепкий сон, что он даже в младенчестве не просыпался ночами, а утром его приходилось будить для кормления. Первые годы после рождения брата у мамы был бонус — спокойные ночи. Большинство мам об этом только могут мечтать. Зато этот бонус впоследствии компенсировался: если брата не будили на горшок в середине ночи, он писался в постель. Поэтому приходилось просыпаться и будить ребенка, чтобы сводить на горшок. Это делалось практически еженощно вплоть до школьных лет.
  • Нехватка определенного гормона . Одно из мнений причин неумения просыпаться ночью по нужде — нехватка определенного гормона. Т.е. синтез этого гормона в организме у детей может сформироваться в различном возрасте. В большинстве случаев — в 2-3 года, в некоторых случаях позже. При таком подходе детям выписывают курс препаратов для медикаментозной стабилизации уровня гормона.
  • Психологические зажимы. Мне больше близок этот вариант. Я считаю, что писающийся ночами ребенок не может проснуться из-за того, что в голове не настроена процедура просыпания при потребности мочеиспускания. Если ребенка регулярно будить ночью, то установка этой процедуры в голове у ребенка не произойдет из-за отсутствия потребности. Постель всегда сухая и комфортная, ведь мама с папой заботятся. Получается причин учиться просыпаться ночью нет. Если же ребенка не будить на горшок среди ночи, а давать прочувствовать мокрые простыни и зловонный запах, тем самым мы предоставляем ребенку веское основание для того чтобы научится просыпаться. И да, решение психологического зажима осуществляется самыми разнообразными способами. Знаю, что профессионалы справляются с ними быстро, но я обычная мама и все, что я пробовала долгое время не срабатывало. Яна начала просится среди ночи в туалет после переезда в новую квартиру — видимо стресс от нового места жительства оказался сильней и на этом фоне процедура просыпания при потребности мочеиспускания начала работать.

Как приучить ребенка к горшку | Высаживание

Прочитав текст выше, многие скажут «Ваш опыт неинтересен. Ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождения. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.

Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения.

Начну с нашего опыта. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках .

В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!

Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:

  • Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
  • Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
  • В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
  • Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы». Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата. Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона. Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой. Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.

Завершение

К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и найти силы вовремя отказаться от использования подгузников. Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально в районе полутора лет — двух лет в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.

Всем радости и удачи в освоении новых навыков! Напоследок пара вопросов для сбора статистики:

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок ДНЕМ

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок НОЧЬЮ

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на или присоединяйтесь к группе .

Возможно Вам будут интересны следующие материалы:

  • (наша история);

Как приучить ребенка к горшку. Сроки созревания необходимых реакций. Ошибки мам.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников : 15 комментариев

  1. Аля

    Мне нравится ваш сайт)) однако до 4.5 лет менять мокрые простыни — это у вас просто мегатерпение… И что хорошего в этом для ребёнка?… Считаю, что всему своё время, сама пыталась научить ребёнка пользоваться горшком после года, и никого результата (кроме испорченных нервов, своих и ребёнка). После 2 лет САМ снял подгузник и начал проситься на горшок. Утром часто сухой просыпается, но бывает и нет и я не собираюсь отменять пока подгузник.

  2. Анна

Top