«Магниты - волшебники или помощники?» Я- исследователь! Занятие по экспериментированию в средней группе «Фокусы с магнитом.

Снопко Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с 30 г. Соликамск, Пермский край

Задачи: 1. Развивать у детей представление о свойствах магнита.
2. Помочь детям в освоении действий экспериментирования.
3. Развивать познавательную активность дошкольников.
4. Формировать желание помогать ближнему.
Материал: незнайка-кукла, магниты 10 шт. на верёвочках, мелкие металлические предметы (винтики, болтики, гаечный ключ, скрепки и т. д.), ваза с цветами, ёмкость с водой, пластилин, палочки, бумага, машинки со скрепками на днище, многоуровневый гараж.
Словарная работа – магнит, примагничивать, притягивать, отталкивать, металлические и неметалические предметы.
Предварительная работа: просмотр м/ф «Незнайка и его друзья»
Время: 15 минут.
Ход занятия.

1 часть.
(звучит «Гимн Незнайки и его друзей)
Незнайка: (плачет) Что теперь мне будет? Где мне их искать? Почему я такой невезучий?
Воспитатель: Кто это такой, ребята? Узнали? Подойдите поближе. Поздоровайтесь.
Н: Здравствуйте, ребята.
В: Ты что, Незнайка, плачешь?
Н: Винтик со Шпунтиком машину чинили, а мы с Гунькой играли и бросили куда-то запчасти. Теперь Винтик ругается, что машина не заводится.
В: Конечно, если в машине не хватает болтиков и гаечек, то она никуда не сможет поехать. Правда, ребята? А мы знаем какой ты растеряйка.
Н: Мы уже везде искали, и в коробках, и в гараже, и в других группах – нигде не нашли. Что же мне делать?
В: Как помочь Незнайке? (ответы детей)
В: А что ты потерял, напомни нам.
Н: Запчасти от машины: гайку, болтик и гаечный ключ.
В: Ребята, вы хотите помочь Незнайке найти запчасти? (Да). Пойдёмте искать.
Н: Здесь нет, я уже смотрел.
В: Ой, посмотрите, что это? Ваза для цветов, но что в ней лежит?
Н: Ура! Точно, это они, запчасти от машины Винтика! Нашлись! (пытается достать) Ой! А достать я их не могу! Что же делать?
В: Ну, Незнайка, нашёл куда складывать! Как нам помочь Незнайке? У кого самая узкая рука? (предположения и попытки детей).
В: Надо найти что-то такое, чтобы запчасти прилепились. Что же это может быть? (магнит). А у нас в группе он есть? (На доске) Несите скорее. И мне возьмите.
Н: О! Это гайка от руля! А это, гаечный ключ Винтика. Ура! Достали.
В: Ребята, а как это у нас получилось? Что нам помогло? Незнайка, а из чего твои запчасти сделаны?
Н: Не знаю! Из пластмассы, наверное.
В: А вы, ребята, знаете? (из металла). А если бы у Незнайки детали действительно были бы пластмассовые, магнит помог бы нам? Проверим? Найдите в группе предметы, которые магнитятся. Что ты нашёл Илья, из чего стол сделан? Магнитится?
В: Расскажите теперь Незнайке какие предметы магнитятся. (металлические). Запоминай, Незнайка.
2 часть.
Н: Ой, да что же это такое? Ведь Винтик не сможет машину завести.
В: Что ещё случилось?
Н: Запчасти-то мы нашли, а ключи нет! Мы с Гунькой их в озеро уронили, а там глубоко, вода холодная, да и руки мочить не хочется. Ну, здесь ваш магнит точно не поможет.
В: В наше озеро? (Да). А как вы думаете, дети, из воды можно достать ключи магнитом? Почему ты так думаешь? Незнайка, а ключи твои из чего сделаны? (из металла). Ну, тогда не расстраивайся! Ребята возьмите магниты с верёвочками и пойдёмте попробуем достать ключи. Примагнитились? Убедился Незнайка? Нашему магниту и вода не помеха, главное, чтобы предметы были сделаны из (метелла). Павильно. Знаете, я недавно видела передачу по телевизору о затонувших кораблях. Их поднимали со дна океана при помощи очень большого магнита. Вот как магнит помогает людям! Выбирай, Незнайка, какие ключи твои? Ох, и растеряйка же ты!
Н: Вот какая у вас есть полезная вещь. С ней вы всё что угодно достать сможете. А меня такой вещи нет.
В: Ну, что будем делать, ребята? (Подарим). Что бы вы хотели сказать Незнайке? Не расстраивайся, будет и у тебя такая вещь. Держи!
Н: Спасибо, вы такие добрые! Ой, да у вас тоже гараж есть? Сколько здесь машин. Только наверное машины ваши не ездят.
В: А вот и неправда, ездят, да ещё как! (Показ). Попробуй и ты с ребятами, покатай.
Смотрите, какой магнит, даже через пол гаража может двигать предметы!
3 часть.
Н: Хорошо с вами, но мне так не терпится обрадовать и удивить своих друзей! Ведь теперь у меня есть такая полезная вещь – магнит, подарок от ребят.
В: Ну, что ж, беги!
Н: До свидания, ребята!
В и дети: До свидания, Незнайка!
(Звучит песня «Всё то, что неизвестно»).

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 1st Декабрь, 2015
Вы находитесь:

Задачи : формировать представления детей о магните и его свойствах; развивать умение определять предметы, притягивающиеся и не притягивающиеся к магниту; развивать познавательные потребности детей; воспитывать навыки безопасного поведения при проведении экспериментов и опытов.

Материал: разные магниты, коробка с деревянными, пластмассовыми шариками, металлический шарик, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит, серебряное и золотое кольца, небольшие емкости с песком, смешанным с мелкими металлическими предметами, стакан с водой и металлическими предметами в нем, коробки с разными предметами.

Ход занятия по экспериментированию

Воспитатель (В.): Сегодня у нас необычное занятие: мы будем фокусниками. Ребята, вы все были в цирке и видели выступления фокусника. А кто такой фокусник? Что он делает? А хотите ли вы быть фокусниками? (Ответы детей.) Фокусником стать нелегко, этому надо учиться. А вы готовы учиться? Итак, начнем.

В: Смотрите внимательно. Я беру шарик, кладу его на стол и при помощи «волшебной» палочки, заставляю его катиться. (Подношу палочку с магнитом: шарик катится.)

Дети, а почему шарик покатился за палочкой? (Дети высказывают предположения.)

Предлагаю рассмотреть «волшебную» палочку и шарик. Ребята находят на конце палочки магнит и определяют, что шарик металлический.

Так в чем секрет фокуса? (Дети проверяют предположения.)

Вывод: магнит на палочке притягивает металлический шарик, и он катится за магнитом.

В: Ребята, посмотрите, какая у меня красивая коробка. В ней что-то есть. Саша, открой, пожалуйста, ее.

В коробке находятся пластмассовые и деревянные шарики. Предлагаю желающим подойти к столу и попробовать «волшебной» палочкой прокатить деревянные, а затем пластмассовые шарики.

Почему они не катятся за палочкой? (Дети высказывают предположения и проверяют их.)

Вывод: пластмассовые и деревянные предметы магнитом не притягиваются.

В: Ребята, а как вы думаете, золото и серебро – это металлы? (Ответы детей.)

Предлагаю детям потрогать золотое кольцо, а затем серебряное.

Они будут притягиваться к магниту? (Дети высказывают предположения.)

Предлагаю попробовать сдвинуть с места магнитом золотое кольцо, а затем – серебряное. Кольца не двигаются. Дети проверяют свои предположения.

Вывод: магнит притягивает не все металлы.

В: Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на столах стоят емкости с песком. Скажу вам по секрету: в песке что-то спрятано. Ребята, давайте вспомним, как надо обращаться с предметами во время опытов. (Ответы детей). Хотите ли вы узнать, что там? (Ответы детей.) А как можно, не касаясь песка руками, узнать, что же в нем спрятано? (Дети высказывают свои предположения.)

Предлагаю каждому взять магнит и поднести его к песку. Дети выполняют задание (проверяют свои предположения).

К магниту из песка «примагничиваются» железные предметы. У каждого ребенка они разные.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что у вас на столах есть стаканы с водой, а на дне лежат предметы. Как достать эти предметы из воды, не намочив руки? (Дети высказывают свои предположения.)

Предлагаю поднести магнит к стенке стакана. Когда предмет «примагнитится», потихоньку двигать магнит по стенке. Предмет будет двигаться за магнитом.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через многие материалы.

Раздается стук в дверь, приходит Незнайка. Он приносит коробки, а в них разные предметы. Незнайка просит детей помочь ему разобрать эти предметы на железные и не железные. Дети при помощи магнитов разбирают предметы и раскладывают их по тарелкам. На одну тарелку кладут железные предметы, а на другую – не железные. Дети самостоятельно экспериментируют и делают выводы. Каждый ребенок говорит, какие предметы притянулись к магниту, а какие нет и почему.

В: Ребята, а вам понравилось быть фокусниками? Теперь вы можете показать эти фокусы дома мамам, папам и своим братикам и сестричкам.

«Химические явления» - Расширить знания о строении вещества. Дать представление о химических явлениях. Что происходит с веществом? Задачи проекта: Признаки химических реакций. Какое явление изображено? Каковы условия протекания процессов? Продолжить формирование общих умений коммуникаций. Какие химические явления происходят вокруг нас?

«Окружающий мир воздух» - Пушистики. Сохраним атмосферу Земли. Воздух смесь газов. Я дышу, и, значит, я живу… Окружающий мир. Можно ли видеть воздух? Воздух, которым мы дышим. На Тритоне. Берегите лес и океан! Воздух отлично сохраняет тепло. Теплый воздух нас поднимает к облакам.

«Химия вокруг нас» - Косметика. А бытовая техника? Вискоза. Алюминий. Шампунь. Кримплен. Солярка. Керосин. Сплавы. Кирпич, краска, асбест, рубероид... Электрокардиограф. Пластмасса. Ацетатный шелк. Одежда. Металлы. Мыло. Тело надо умывать! Крылатая химия. Биология. Зубная паста. Стиральный порошок. Бензин. Тело надо одевать.

«Твёрдые тела жидкости и газы» - Молоко. Проведём эксперимент. Твердым, Чай. Агрегатные состояния. Вещество. Твердые тела и жидкости не сжимаются, а газ - сжимается. Лаборатория. Твёрдые тела сохраняют СВОЮ форму; Жидкости сохраняют форму СОСУДА. Может быть. Пар. Лед. 3 группы физических тел. Воздух. Твердые тела, жидкости и газы. Брусок.

«Опыты и эксперименты» - Воздух внутри нас. Где вода. Сыпучий песок. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Эксперименты с магнитом. Картотека опытов и экспериментов. Рыхлый песок. Свойства рассеянного песка. Опыты с песком. Где спряталась вода. Вода - жидкая, может течь и не имеет формы. У воды нет запаха.

«Признак предмета» - Расскажите правила включения и выключения компьютера? Предмет. 1. Повторение правил техники безопасности при работе на компьютере 2. Электронный учебник «Мир информатики» 1 год обучения.. Выбери темы: «Мышь. Сгруппируй (обведи овалами разных цветов) предметы, имеющие общий признак. Сколько групп у тебя получилось?

Всего в теме 20 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Найти ответы на вопросы: Что такое магнит? Какие свойства имеет магнит? Как люди используют магниты в жизни? 2. Провести опыты для определения магнитной силы. 3. Провести опыты для определения магнитного поля. 4. Провести опыт, что магнитные силы проходят через разные материалы. 5. Провести опыт, что 2 магнита могут притягиваться или отталкиваться.

Всё узнать о магните. На практике исследовать процесс со скрытыми свойствами магнита.

Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, и который создает магнитное поле.

Проводить опыты нужно спокойно, осторожно.

Мы узнали какими свойствами обладает магнит. Магнит - это природный камень. Люди используют свойства магнита в своих целях. Магнит притягивает железные предметы. Магнит имеет магнитное поле. Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон, стекло). 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.


Top