Облицовка баяна как сделать из чего. Мастерим гармошку из бумаги

В виде такого музыкального инструмента как баян. И это объяснимо, так как сделать его не так уж и просто. Для создания такого шедевра потребуется немало времени, терпения, мастерства и фантазии. Такую поделку можно сделать в качестве подарка для человека, который занимается игрой на баяне. Наверняка у кого-то дедушка неравнодушен к этому инструменту, поэтому для него этого будет прекрасный от внука или внучки, который помимо всего прочего сделан с душой.

Итак, потребуются следующие материалы:

  • Пенопласт.
  • Креповая бумага сиреневого цвета.
  • Креповая бумага бежевого цвета.
  • Креповая бумага розового цвета.
  • Гофрированная бумага зеленая.
  • Гофрированная бумага белая.
  • Гофрированная бумага черная.
  • Зеленая пленка.
  • Белая бумага.
  • Картон.
  • Лента золотого цвета.
  • Клей-пистолет.
  • Скотч.
  • Линейка.
  • Красная глянцевая бумага.
  • Деревянная шпажка.
  • Ручка любого цвета.

Из пенопласта вырезаем боковые детали для баяна, высотой 15 см и шириной 11 см. Одна деталь имеет ширину лицевой стороны 7,5 см, а другая 12 см. Вырезаем из картона часть, на которой будут располагаться круглые плоские кнопки. Пенопласт хорошо обматываем обыкновенным скотчем, чтобы на него можно было приклеивать бумагу. Все полученные три части обклеиваем креповой бумагой сиреневого цвета. Теперь нужно сделать меха для баяна. Берем чистую белую бумагу и креповую бумагу бежевого цвета. Вырезаем из них по 2 полоски шириной 11 см, длиной 20 см. Затем вырезаем еще 2 полоски шириной 19 см, длиной 24 см. Полоски из белой бумаги сворачиваем гармошкой. Затем с помощью клея-пистолета приклеиваем к белым полоскам бежевую бумагу.

Полученные меха приклеиваем к двум деталям, сделанным ранее.

Для того, чтобы баян выглядел естественнее и на нем можно было бы немного поиграть, то приклеиваем противоположные стороны меха закрепляем картонными полосками. На места, где склеивалась бумага приклеиваем золотую ленту.

Из картона вырезаем 10 кружочков диаметром около 2 см. Обклеиваем 5 кружочков белой гофрированной бумагой, а остальные 5 черной гофрированной бумагой. Прикрепляем к баяну ту часть, на которой будут располагаться эти кнопочки. С помощью клея приклеиваем кнопочки в порядке как показано на фото.

Обычную бумагу скомкать в виде шариков и обклеить их белой и черной гофрированной бумагой, это будут кнопки на другую сторону баяна. Приклеиваем их тоже в том порядке, что и на фотографии. Вокруг их обклеиваем для красоты золотой лентой.

Сделаем для баяна небольшую подставку. Вырезаем из плотного картона прямоугольник по длине баяна и обклеиваем его синей гофрированной бумагой. На край этой детали приклеиваем небольшие кусочки из пенопласта, и синей бумаги.

Даем клею подсохнуть и ставим в подставку баян.

Русский народный баян всегда ассоциируется с цветами. Вырезаем из розовой креповой бумаги 24 кусочка шириной 2,5 см, а длиной 5,5 см. Растягиваем каждый кусочек. Складываем пополам и обрезаем в виде половинки сердца. Раскрываем и с помощью деревянной шпажки заворачиваем краешки, придавая лепесткам нужную форму.

Для тех кому понравился мой баян я сделала небольшой мастер-класс и фото немного поближе. Ещё ближе мой старенький фотоаппарат не хочет делать.

Вот этот баян мы будем моделировать.


Ссылка на скачивание файла со схемой http://rusfolder.com/34121845
Могу желающим выслать схему на электронную почту. А для тех кто желает научится делать такую схемку сам, немного объясню как я это делала. Всё очень просто и доступно. Никаких особых программ для этого покупать не нужно. Обойдёмся теми, что есть практически во всех пакетах Microsoft Office.
На просторах интернета нашла вот такую схемку аккордеона. Чтобы данную модельку переделать в нужный мне баян я вставила эту картинку в файл Microsoft Exel. Далее прямо поверх картинки накладывала фотографии элементов нужного мне баяна. Делала это с помощью меню "Вставка", "рисунок", "из файла". Заранее нужно приготовить несколько картинок элементов баяна, которые Вы будите накладывать. Для этого с помощью програмки Microsoft Office Picture Manager я обрезала фотографии баяна так, чтобы оставались только нужные мне кусочки. В програмке Exel можно эти кусочки легко поворачивать, растягивать, уменьшать, копировать. Попробуйте. Что не понятно будет, спрашивайте. С удовольствием отвечу. Самое интересное, что так вы можете создавать баяны и аккордеоны любой марки и расцветки. А если у вас есть возможность распечатывать схемы цветными на фотобумаге, то ваши модели будет не отличить от оригинала.

После подготовки схемы нам понадобятся:
1. Стразы для клавиш-кнопок. Я нашла только чёрные, поэтому пришлось выкрашивать их часть в белый цвет акриловой краской.
2. Бусинки белые для кнопок левой руки. Они должны быть в 2-3 раза меньше диаметром, чем стразы.
3. Лента чёрная атласная 0,6мм. Можно чуть пошире, если такой нет.
4. Блёстки.
5. Контур серебристый для иммитации металла.
6. Двусторонний скотч шириной как лента (для её наклеивания). Можно и без него, но приклеено должно быть "насмерть".



Распечатываем созданную нами схему баяна. У меня чёрно-белый принтер, поэтому красное распечаталось серым. У вас он будет красненький. Степлером крепим ремни из ленточки. Только потом клеим модельку.


На этой картинке видно, как крепить ремни.


Расчертим меха. Должно быть 3 полосы: 2 одинаковые широкие и одна поуже для верха) Размер мехов должен быть на 2-3 мм меньше высоты и глубины баяна.


Приклеиваем полоски ленты. Приклеить нужно все ленты до конца, через одну полосочку (как на картинке). У меня лента кончилась, поэтому далее всё будет показано без неё.


Затем складываем гармошкой и склеиваем бока


Цена обычного серийного баяна - 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию Cваровски на корпусе, ее нет. Дело в том, что изготовление баянов - это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс. Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.
Время создания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одиннадцать месяцев проходит с момента начала работы до выпуска готового продукта. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. Восемьдесят процентов всего производства осуществляется вручную. Левая механика готово выборного аккордеона, экспериментальный вариант. Новую модель разрабатывает конструктор Виктор Лавров.
Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы в поисках соответствующей кафедры. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.
Для рождения одного баяна потребуются: - мастер по узловой механике - меховщик - мастер по изготовлению корпуса - мастер по изготовлению резонаторов - слесарь по изготовлению голосовых планок - сборщик левой механики - сборщик правой механики - настройщик Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.
Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельнопланочного выборного баяна
За работой мастер Надежда Чаусова

Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной Родины.
Михаил Иванович Кударь изготавливает резонаторы. На картинке процесс установки и вклейки перегородок.

Одна из самых больших фабрик по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные - рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию "Юпитер", репортаж о которой вы читаете, связывают тесные дружеские и партнерские отношения. Рычаги и клапаны.
Михаил Рыбин в процессе оклейки сетки правой механики

Мастер Константин Платонов за работой

А потом получается вот такая красота

Последний этап сотворения гармоники - настройка. Кстати, аккордеон - это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.
Вообще гармоник существует превеликое множество На фабрике даже надписи на пыли о музыке.

Изготовление меха для гармони и любых других музыкальных инструментов, имеющих воздушный мех(баян, аккордеон) ведут в определенной последовательности(кстати, вот здесь можно посмотреть на некоторых этапах в заводских условиях).

Раскрой и гофрирование картона

Сначала заготовки раскраивают для каркаса из картона при помощи ножа и линейки или механическими ножницами. Затем эти заготовки гофрируют вручную c помощью упорной линейки или на гофрировальном станке.

В собранных заготовках для меха увлажняют ребра борин и закладывают заготовки в зажимы, в которых их сушат в течение 8-10 ч. После этого заготовки срезают на «ус» по длине вручную или на круглопильном станке и в течение 4-6 ч выдерживают под прессом.

Приклеивание гофры к рамкам

Затем четыре гофрированные стенки будущего меха для гармони (две вертикальные и две горизонтальные) приклеивают к меховым рамкам и сушат под прессом в течение 6-8 ч.
Чтобы приклеенные к рамкам стенки меха после вязки углов не имели перекосов, a при сжатии меха складки ложились свободно друг на друга, без образования продольного изгиба, предварительно перед приклейкой и запрессовкой все четыре гофрированные стенки присоединяют к рамкам зажимами,отдельные парные уголки стенок (4-5 пар) склеивают кусочками хлопчатобумажной ткани и сжимают до плотного прилегания всех борин друг и другу.






Убедившись, что стенки меха не образовали перекоса и нет деформаций, фиксируют это положение стенок на меховых рамках, а затем приклеивают их с последующей запрессовкой на винтовом прессе и сушат сначала под прессом в течение 2-3 ч, a затем после пресса 4-5 ч.

Вязка углов и приклеивание лайковых ромбиков

Часто в гармонях, баянах и аккордеонах встречаются меха, пропускающие воздух через вершины углов, приклеенных полосками хлопчатобумажной ткани, и через клеевые соединения лайковых ромбиков.

Этот производственный дефект является скрытым, трудно обнаруживаемым при определении качества и приводящим даже новый мех в полную негодность.

Чтобы эти клеевые соединения получились высокого качества, выполняют следующие работы:

  • приклеивают полоски хлопчатобумажной ткани (связок) к поверхности срезов картона у самых вершин уголков меха. При склеивании полосок парные уголки картона (или прессшпана) прижимают друг к другу и в этом положении уголков наклеивают на них полоски ткани;
  • подготавливают лайковые ромбики к приклейке. Для этого ромбик загибают по поперечной (короткой) оси так, чтобы лицевые стороны острых углов прилегали друг к другу. B этом положении два тупых угла ромбика сжимают вместе c ворсистыми сторонами пальцами левой руки, а правой рукой сжимают острые углы ромбика и вытягивают последний до предельного удлинения. При вытянутом положении ромбики принимают форму, удобную, для плотного прилегания как к вертикальным, так и к горизонтальным поверхностям складок и способствуют прочному приклеиванию к боринам меха. При недостаточной эластичности и малом удлинении лайки при растяжении на всех сторонах ромбиков делают надрезы (по 2-3) длиною до 7 мм. Чтобы контуры ромбиков были незаметными после оклейки тканью меха, их края по всему периметру (со стороны ворса) срезают острым ножом на клин;
  • заклеивают угловые вырезы в каркасе меха лайковыми ромбиками. Для выполнения этой операции каркас меха разжимают до возможного предела и в таком положении наносят ровный слой клеевого раствора на участки борин (около угловых вырезов); спустя 10-15 мин, в течение которых смазанные клеем участки борин пропитываются клеем, приклеивают ромбики.

Убедившись, что склейка ромбиков довольно прочная и при сжатом положении каркаса не образуются разрывы по клею,мех сжимают, закладывают под пресс и выдерживают под ним в течение 4-6 ч.

Требования к лайке

Лайка для ромбиков должна быть квасцовая, обессоленная, хорошо продубленная, c мелким равномерным ворсом, плотная,эластичная, тягучая, мягкая на ощупь. Лицевая сторона ее должна быть гладкой, плотной и чистой, без жировых налетов. Окраска ее должна быть однородной и равномерной. Толщина лайки - в пределах 0,4-0,5 мм (ГОСТ 3673-47).

Оклейка тканью,дермантином,установка меховых уголков

Оклеив наружную поверхность меха тканью, его сушат под прессом в течение 3-4 ч. После этого закрепляют металлические уголки и наклеивают на ребра полоски гранитоля(ледерина, винилискожи, дермантина).





Затем будущий мех опять кладут на 3-4ч под пресс. После выдержки наклеивают бортовую лайку на фальцы меховых рамок. Допускается использование для этой цели мягкой микропористой резины толщиной до 2,0 мм.

Тонкости различных операций

Меховые рамки должны быть одинаковыми по размеру. B противном случае образуется перекос меха. Клеевые соединения должны быть прочными и обеспечивать полную герметичность.


При склеивании углов соседних борин меха все углы стягивают друг к другу с одинаковой силой.

Клеевой раствор не следует наносить на большое количество меховых борин, так как клей быстро застывает.

В процессе склеивания лайку прижимают к клеевому раствору постепенно, не выжимая клея. Участок лайки, прилегающий к нижнему изгибу борин, следует тщательно прижимать специальной гладилкой, так как пальцы руки не доходят до дна борин.

Ширина бортовых лайковых полосок, служащих для создания герметичности между корпусом и мехом, должна быть не более 5 мм.

Полоски бортовой лайки должны иметь одинаковую толщину.

Вот так делаю меха лично я:

Сергей Акимов
Фотографии Алексея Мехнецова

Этот музыкальный инструмент раньше был легендарным. Под него раньше играли свадьбы, провожали в последний путь тещу и при этом как говорят рвали не один такой музыкальный инструмент. Наверное вы догадались, что сегодня мы с вами отправимся на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».

Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.

В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.

Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.

В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.

— Так все-таки, сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?
— За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.

На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.

Столярка — чисто мужской цех.

По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности «потому, что тульский звук еще никто не отменял».

Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.

Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.

За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.

Все детали собственного производства

Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.

Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.

Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.

Именно она и издает звук.

Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.

Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке

На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту

Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.

Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.

На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца

Левый полукорпус содержит 2000 деталей.

— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.

Все, что имеет 2 ряда клавиш — гармонь, у бояна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.

Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.

— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.

Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.


Top