В здоровом теле здоровый дух. Здоровый дух — здоровое тело Автор утверждения в здоровом теле здоровый дух

Добрый день все мои читатели и подписчики. Сегодня хочу подвергнуть анализу следующую поговорку: «В здоровом теле-здоровый дух!» и понять действительно ли эта поговорка верна. Как нам развивать себя в соответствии с этим высказыванием и добиться здоровья не только физического, но и внутреннего-психологического.

Если глянуть на эту поговорку более развернуто, то не всегда она верна, потому что и среди спортсменов бывает полно негодяев, и так сказать аморальных личностей. Но тем не менее если человек здоров физически, то ему проще будет заняться своей психологией.

А вот если человек болен или обладает плохим здоровьем, то о своем психологическом и духовном развитии он вообще не будет думать. Поэтому отчасти это выражение есть верным. Для того чтобы быть сильным духом, добиваться своих целей и быть психологически устойчивым мы должны и по другому быть не может.

Ниже я приведу для вас советы, выполнение которых поможет Вам одновременно развиваться как физически, так и психологически.

1 Победите вредные привычки.

Хоть это и звучит банально и заезжено, но выполнение этого пункта позволит нам развиваться параллельно в обоих сегментах жизни. Что такое Никотин, алкоголь, наркотики, переедание. Это способ заполнить пустоту в своей душе. Нам плохо и мы замещаем это состояние одной из этих вредных привычек. Таким образом мы травим не только наше тело, а и нашу душу.

2 Больше двигайтесь и гуляйте на свежем воздухе.

Для вашего здоровья это будет отличная подпитка энергией и организм отблагодарит Вас сполна. Во время прогулки можно спокойно подумать, построить планы на жизнь, и определится со своими целями. Определить то, что по вашему мнению является главным приоритетом в вашей жизни. Наметить путь и придерживаться этого пути.

Именно по этой причине древние йоги надолго уходили в лес или горы, и там обдумывал свою жизнь.

3 Упражнение на намерение.

Если вы уже и они не вызывают у Вас сомнения, то можно использовать этот прием. Заключается он в установлении намерения. Выбираете какое-то физическое упражнение, например бег, и говорите себе, что вы бегаете ради своей цели.

Например, говорите себе: «Я сегодня бегаю ради развития своего дела». Поверьте мне, это отлично работает.

При этом получается двойной эффект. Ваша цель, если она для вас имеет большое значение, будет стимулировать вас бегать, и наоборот. При беге вы будете напоминать себе ради чего вы это делаете, тем самым визуализируя и приближая желаемое.

4 Старайтесь делать в жизни то, что наполняет ее смыслом.

Если Вам не доставляет удовольствие то, чем вы занимаетесь, то ни о каком духовном развитии не может быть и речи. Нужно постараться найти свое в жизни предназначение, свой путь, и потом уже следовать ему.

Большинство людей плывут по жизни как соломинки, туда куда понесет их течение. Они зависят от правительства своей страны, от работодателя, еще от кого-то. Да, мы живем в обществе и влияем на других, а другие влияют на нас. Но чем человек успешнее в своей жизни, тем он свободнее от влияния других людей, и очень часто успеха люди достигают в том, что им очень сильно нравиться.

Пословица о важности физических упражнений, физического здоровья.

Пословица известна со времен античности и вошла в русский язык как перевод с латинского - Mens sana in corpore sano.

Выражение применил в 10-й сатире древнеримский писатель-сатирик Ювенал (ок. 60- ок. 127): Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano (Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом).

Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений", 2003 пишет - "Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух - редкое явление».

Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко".

Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.).

Примеры

"Если я много ем, то я, значит, здоров, а если здоров, то, с вашего позволения... Mens sana in corpore sano ."

(1826 - 1889)

"Мелочи жизни", "Молодые люди", гл.2: " Главное, друг мой, береги здоровье! - твердил ему отец: - mens sana in corpore sano . Будешь здоров, и житься будет веселее, и все пойдет у тебя ладком да мирком!"

(106 до нашей эры - 43 до нашей эры)

Тускуланские беседы, книга 2 (перевод В. О. Горенштейна): "Метродор прямо заявляет, что счастлив лишь тот, у кого есть здоровое тело и испытанная уверенность, что оно всегда будет таким".

«В здоровом теле - здоро́вый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano») - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала , ок. 61- ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

"В здоровом теле здоровый дух" - известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих "Сатир" среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano - Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: "Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни...". Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, "сила есть - остальное приложится"), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант "неправильного" перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение "потолковать о Ювенале". Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: "Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен".

Переводом сатир занимались многие отечественные поэты, в числе удачных переводов можно выделить работы А.А. Фета (1885 г.), Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского (1937 г.).

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке "Искаженная истина" (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: "В здоровом теле здоровый дух", иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели - это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни...

Литература

  • Дуров В. С. Ювенал. М., 1995г.
  • Ювенал в переводе Фета. СПб., 1996г.
  • Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского. Переводы.Спб,1999 г.

Соответствует ли христианскому мировоззрению выражение «В здоровом теле здоровый дух»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Крылатое латинское выражение «Mens sana in corpore sano» впервые встречается в 10-й сатире (356-я строка) римского поэта Ювенала (I в. по Р.Х.). Взятая вне контекста произведения, она получила неверную интерпретацию: здоровье тела понимается как условие здоровья духовного. Однако у римского поэта мысль совсем другая:

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала
».

Ясно выражена назидательная мысль: имея здоровое тело, позаботься о духовном и душевном здоровье.

Христианская антропология, в отличие от обыденного сознания, не считает физическое здоровье условием духовно-нравственного здоровья. Оно может быть как в здоровом теле, так и в человеке, страждущим болезнями. Духовная крепость зависит от правильной веры и исполнения заповедей Божиих. Если этого нет, то грех постепенно разрушительно действует и на тело. «Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда человек ведет греховную жизнь и не думает ее оставить, то Господь врачует такую душу болезнями. Об этом пишут святые отцы, и это подтверждается многовековым опытом.

«Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (святитель Григорий Палама)

«Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию; как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

Нередко Господь, видя, что неразумие и греховные наклонности человека могут привести его к бедствиям, удерживает его от этого с помощью болезней: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (святитель Феофан Затворник).

Для христианина болезни (как телесные, так и духовные) окружающих его людей - обширное поле для возделывания, чтобы иметь спасительные плоды: «Потрудились над больными? Благословенный труд, ибо и тут приложимо утешительное слово: “Болен бех и посетисте Мене”(Мф. 25: 36)» (святитель Феофан Затворник).


Top