Выжигание по шелку. Техника гильоширования ткани

В последнее время в моду вошли резные элементы на ткани. Узорами с перфорацией украшают края воротничков, рукава, подолы платьев. Вы тоже можете следовать модным тенденциям, изучив гильоширование — технику художественной резьбы по ткани — и преобразив с его помощью старые вещи.

История творчества

Гильоширование как вид творчества признали сравнительно недавно — лишь в середине ХХ века. Российская рукодельница из Рыбинска Зинаида Котенкова разработала авторский способ выжигания на ткани лишь в 1980-е годы.

Метод заключается в использовании специального паяльника или инструмента для выжигания, чтобы вырезать узоры на ткани или приклеивать кусочки материи, образуя аппликацию.

В 1990 году Зинаида оформила авторское свидетельство, подтверждающее новаторство ее творческой идеи, которую можно использовать для создания самых разных изделий: скатертей и салфеток, закладок и панно, украшений для открыток и обложек блокнотов.

Готовый узор напоминает работу, выполненную вышивкой гладью в технике ришелье.

Рабочие инструменты

Гильоширование основывается на использовании горячих предметов - резаков или нагревателей. Начинающим рукодельникам достаточно иметь под рукой паяльник с заостренным рабочим концом.

Но если вы хотите научиться вырезать сложные витиеватые узоры, приобретите специальный прибор для выжигания по дереву . Запаситесь различными насадками — с тонкими, закругленными и широкими кончиками, которые помогут выполнить рисунки любой сложности.

Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими тканями. Кроме того, при сниженном напряжении вы сможете не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для склейки элементов мозаики друг с другом.

За резаком удобно ухаживать, подтачивая его иглу каждый раз, когда она затупится, с помощью обычной наждачной бумаги.

Кроме того, гильоширование потребует у вас наличия стандартных инструментов, применяемых в творчестве: ножницы, пинцет — для более удобного перемещения мелких деталей, клей, трафареты и схемы.

И не забудьте про технику безопасности: гильоширование основано на работе с высокими температурами. Следите за тем, чтобы раскаленные поверхности инструмента не соприкасались с голой кожей, волосами, ногтями.

Рабочие материалы

Хитрость данного вида рукоделия заключается в том, что работа выполняется только на синтетических тканях. Они не горят, как натуральные, а начинают плавиться, благодаря чему подогретый кусочек материи можно отрезать или приклеить.

Чаще всего рукодельники используют следующие материалы:

  • Нейлон — материал прекрасно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей. К этой группе относятся синтетический атлас, трикотин, кримплен, рифленая плотная парча.
  • Капроновые ленты — с их помощью рисунок разбавляют яркими пятнами. Благодаря широкой цветовой палитре данного материала можно создать оттеночные переходы.

Кроме того, гильоширование приемлет использование искусственного шелка, люрекса, капрона, искусственного бархата, шифона.

Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.

Не забудьте о дополнительных рабочих материалах. К примеру, из картона и фольги легко сформировать шаблоны будущих деталей. А пуговицы, бусины и вышивка бисером прекрасно подойдут для украшения готовой работы.

Картины своими руками

Чтобы лучше запомнить, что такое гильоширование, попробуйте самостоятельно выполнить красивую картину из материи своими руками. Вам понадобится неплотная синтетическая ткань, бумага, лампа и стекло.

С помощью данного мастер-класса вы научитесь выполнять гильоширование двух слоев ткани, приклеивая лоскуты вспомогательной материи на основную.

  • Распечатайте рисунок будущей картины на листе бумаги. Следите, чтобы у него был толстый контур.

  • Установите стекло так, чтоб под ним можно было расположить подсвечивающую лампу. К примеру, стекло можно положить на 2 подпорки, а лампу поставить под него.
  • Подберите ткани, из которых будете создавать картину. В качестве основы выбирайте светлые материи — на них будут лучше смотреться яркие цвета.

  • Положите лист с распечатанным трафаретом на освещенное снизу стекло. Сверху уложите ткань, из которой вы планируете вырезать мелкие детали. Проведите нагретым резаком по внешнему контуру рисунка, вырезая элементы картины.

  • Старайтесь вырезать контур каждой детали, не отрывая руки от материи.

  • После того, как все детали вырезаны, разложите их в поле видимости так, чтобы осталось свободное рабочее пространство. Прикрепите основную ткань к трафарету с помощью швейных булавок и подсветите лампой.

  • Начните приклеивать те детали, которые окажутся перекрыты другими элементами сверху. Приложите лист к основной бумаге и с помощью легких быстрых движений резаком вдоль внешнего края, которые напоминают стежки от центра к краю, соединяйте элементы с основой.

  • После того, как вы приклеите все листья, начните крепить лепестки. Не держите долго паяльник на одном месте — вы можете пропалить как саму деталь, так и основную ткань, оставив некрасивые дырки.

  • Когда вы припаяете все детали к основе, можете начинать работу над внутренним контуром. Теми же движениями, создающими пропаянные отверстия в виде капелек, пройдитесь по внутренним линиям рисунка.

  • Завершите отделку — нагрейте паяльник чуть сильнее и начните вырезать контур салфетки. Его можно сделать как ровным, так и ажурным, как в мастер-классе.

Ваша салфетка готова! Изделие может стать отличным украшением стола или оригинальным подарком близкому человеку. Чтобы превратить салфетку в картину, просто поместите изделие под стеклянную рамку.

Теперь попробуйте освоить гильоширование в несколько иной технике. Данный видеоурок расскажет вам, как создать объемную брошь в виде тканевого цветка методом склеивания объемных деталей-лепестков.

На первых порах может показаться, что гильоширование — довольно трудоемкий процесс. Но вы очень быстро привыкнете к работе с миниатюрным паяльником и начнете получать удовольствие от процесса.

Часто кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.

гильоширование

Гильоше (франц. guilloche от guille - «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше ), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился . На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или . Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика .
Полезные статьи.

by Записки Дикой Хозяйки

Что такое гильоширование, я узнала совсем недавно - мне рассказал об этом один знакомый, он же прислал схему инструмента для этого увлекательного рукоделия. Естественно, мне сразу захотелось попробовать, тем более, что, оказывается, есть книги и пособия, где подробно описывается техника гильоширования и даются схемы и описания рисунков.

Я узнала, что гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата, была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, полученное З.П.Котенковой в восьмидесятые годы, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Попробовала гильоширование и я. Сначала было трудно, пока не приспособилась к инструменту, но узоры получались такие симпатичные, что работа увлекла.

Я попробовала обработать края шарфов, блузок. Вещи стали нарядными и нестандартными.

Правда для работы берутся только синтетические ткани, то есть ткани, которые не горят, а плавятся. Клейкость и прочность ткани проверяется на лоскуте. В качестве прибора для выжигания используется переделанный "выжигатель по дереву" (помните, раньше многие увлекались выжиганием по дереву). Схема для переделки предложена ПРАКТИКОМ. (Вы можете посмотреть статьи ПРАКТИКа в нашем журнале в разделе "Уютный дом")).


Вам потребуются еще некоторые инструменты: ножницы, пинцеты, коробки, альбомы, наждачная бумага и пр. - ничего сложного, все это найдется в любом доме. Кстати, вместо некоторых трафаретов я приспособила готовые чертежные лекала - это оказалось очень удобно.

Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

В технике гильоширования можно сделать массу красивых и полезных вещей, которые украсят ваш дом, гардероб. Опять же - получатся милые и оригинальные подарки для ваших подруг.

Когда я захотела проиллюстрировать свой рассказ, обнаружила у себя всего два платочка, а остальное, уже сделанное, было раздарено всем желающим. Поверьте, мои подруги радовались таким подаркам.

Показанные здесь образцы изделий взяты мной с сайта "Горячая игла". Это работы разных мастериц.

В технике гильоширования можно делать и аппликацию. Панно с аппликациями, расшитое бисером, стразами, с элементами вышивки, украсит интерьер любого дома.

Попробуйте, это совсем несложно!

Девочки, некоторым стала интересна техника по гильошированию, поэтому решила открыть эту темку и дать небольшой мастер-класс. Может быть кого заинтересует этот вид рукоделия.
Основное описание начну после Нового года, а пока по сусекам поскребите, по амбарам пометите - может и найдете обычный выжигатель по дереву. В остальном небольшая модернизация ручки и иголки, и кусочки ткани типа капрона (подкладочная ткань), но желательно для начала чтобы просвечивала. Вот и всё. Остальное - ваш настрой, фантазия и желание сделают свое дело.
Начнём помаленьку...

Примеры гильоширования :


Начинаем вводную часть .

Я работаю в сфере торговли и вот, мои покупатели стали просить подшторки для окон. Раньше их делали в Ришелье, т.е. выбивали наши мамки или бабушки на машинках. И труд это был трудоёмкий и долгий. Во всяком случае мне так показалось, когда я спалила два двигателя швейной машинке.
Так вот, а где их взять в наше время? Поспрашивала я поспрашивала по знакомым и незнакомым и нашла одну женщину которая эти подшторки делала. Только она их выжигала. Стала она мне их тоже выжигать и продавать нашим бабулечкам. А так как я человек рукоблудный - мне стало интересно как это чудо сотворяется. И попросила эту женщину мне показать основы.
Девочки, это совсем не трудно. Необходим инструмент, твердая рука и большое желание.

Инструменты.

Показываю инструмент, которым пользуюсь я и который мне сделал один знакомый электрик.

Это ручка и иголка-

Как видите сделать такую штуку не сложно. Иголочка сделана из медной пластинки, обмотана проволокой от спирали, т.е. из нихрома и обточена. Можно взять просто саму проволочку, согнуть ее пополам сильно-сильно и обточить кончик - тогда проволочка должна быть потолще, чем она жестче, тем ровнее линии получаются. Я такой проволочкой пользуюсь когда напряжение слабое. А вообще есть другие иголки - я в интернете находила, из швейной иглы или из пояльника.
Ссылочки на сайты
http://www.chudosite.ru/art/pyrography/
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/byda...-17-661257.html
Это сам приборчик сделанный из старого трансформатора

У меня есть еще один выжигатель сделанный из старого выжигателя по дереву, заменила я в нем иголку и тоже использую. В данный момент он на ремонте и показать не могу.
Еще потребуется ватман, маркер и светостол или его подобие, чтобы переводить рисунки на ватман. Я кладу на стол по углам книжки, на них стекло, а под стекло плоскую лампу дневного света для аквариума-это мой светостол - он мобильный и легко убирается. Еще светостол может пригодиться если выжигать из темной ткани и она плохо просвечивает.

Урок №1

Техника эта появилась в Европе во второй половине XIX века. В настоящее время для работы по этой технике используют синтетические ткани, такие как полиэфир, капрон, нейлон и т.д., обладающие способностью резаться и сплавляться под воздействием высоких температур. Техника позволяет создавать детали для украшения одежды, интерьера и т. д.

Главным инструментом для работы служит аппарат для выжигания по дереву, у которого петля заменена на иглу из нихромовой проволоки диаметром 0,6 - 1,0 мм. Во многих аппаратах, выпускаемых в настоящее время, такая игла входит в комплект. Вот еще один вид иглы.

Как это делаю я - начало процесса.

Беру рисунок который мне понравился

Увеличиваю на компьютере (здесь один альбомный лист), перевожу его через светостол на ватман фломастером или тонким маркером. Фломастеры быстро кончаются, поэтому я приспособила под это дело чертежный рапитограф. В него заливается тушь, после работы тушь выливается, рапитограф моется и в следующий раз опять готов к применению. Получается вот такой рисунок.

Я перерисовывала его маркером, чтобы вам было лучше видно.

Это будет белая салфетка. Размер в длину примерно 50 см, можно и больше. Можно наложить на нее аппликацию или сделать фон - но этот способ я опишу позже.

Далее берем кусок ткани, в данном случае белая подкладочная ткань из капрона. Нам нужна такая ткань, которую можно сложить в два слоя и видеть рисунок. Это обычно капрон светлых тонов, более темная ткань будет просвечивать только через светостол. Ткань необходимо сложить в два раза и отгладить теплым утюгом, чтобы не было складок.

Закрепим ткань на бумаге раскаленной иглой, прижигая в нескольких местах точками за границами рисунка. После этого приступаем к работе.Левой рукой прижимаем ткань как можно плотнее к ватману, правой стараемся обтыкать рисунок по контуру. Контур - это границы изделия или сам рисунок. Перемычки между контурами (бриды) не обтыкиваются. Таким образом получается вот такая заготовка.

В данном рисунке бриды будут только в середине цветка, поэтому я это место оставила без обработки.

Некоторые тонкости при работе.

1. Начинаем обтыкивать рисунок от центра к границам.

2. Чтобы не образовались пузыри, стараемся не натягивать ткань, а разглаживать всей рукой.

3. Если пузырьки все-таки образовались, постараться перегнать их к вырезаемому участку, потом он вырежется. Еще способ - после прокола иглой, быстренько прижать левой рукой.

4. Расстояние между точками припаивания я делаю примерно через 2-3 мм. Точки прожигаются насквозь, но не до фанатизма я аккуратненько, чтобы рисовался рисунок.
Пока потренируйтесь, завтра продолжение. А пока несколько рисунков для примера.


и пример оформления.

Кому потребуются четкие рисунки, присылайте в личку адрес - пришлю полным архивом.

Урок №2

Забыла сказать. Если вы планируете сделать только одну работу, то можно не переводить на ватман. Можно попробовать на обычном печатном листе, на один раз его хватит. Если побольше тогда ватман. Его хватает на 8-10 раз. Некоторые подкладывают рисунок под стекло и выжигают на светостоле. Но для этого и стекло должно быть соотетствующего размера, чтобы не двигать лишний раз работу. Зато рисунок останется в первозданном виде. Выбирайте сами.
Вот на этой фотографии (скатерть), видно то, что называется бридами.

Теперь продолжение выжигания салфетки. после того, как обтыкали весь рисунок, можно обрезать лишнюю ткань на границе рисунка. Отступив 2-3 мм обрезать одной сплошнои линией (фигурной или ровной).

Если обрежете не прерывая одной линией, то ткань отойдет легко и свободно. Старайтесь не сорвать саму работу.

Затем начинаем внутреннюю обработку - вырезаем участки. На рисунке показано все что вырезается черным цветом.

Вот какая салфетка получилась в готовом варианте

Рисунки беру везде: на сайтах, в журналах (они схожи с машинной вышивкой), еще в старых журналах типа "Работницы" раньше были вкладыши с шаблонами "ришелье" А где сама придумываю. Гильошированием ведь можно и апликации делать, и рисовать в технике "графика" (сразу говорю у меня пока не получается).
Книжку читаю, а там красивый арнамент - сканирую и обрабатываю в форисунок.
Например:
Сканер - обработка

Один из способов выжигания - это обтыкивается рисунок. При этом варианте точки будут видны. Просто надо стараться делать их равномерными. Этот метод самый простой - когда обтыкаешь рисунок, ткань уже не задирается, а крепко спаивается между собой. Обтыкиваются основные контуры рисунка, бриды не обтыкиваются они достаточно тонкие и если мы их протыкаем - они будут рваться при отделении салфетки от бумаги. Бриды - это перемычки между контурами. Они помогают держать рисунок, там где большие пустые пространства. Их делают толщиной примерно 3 мм. в рисунке они выглядят как ажур.
На рис.№2 хорошо видны эти бриды - они создают ажур вокруг основного рисунка и держат сам рисунок

Здесь я не пользуюсь протыкиванием, а вырезаю всё открытое пространство. Т.е. остается только контур, но делается это для того, чтобы потом наложить этот контур на ткань друго цвета.
Увеличиваю рисунок до нужного мне размера - большой, маленький. Если вам надо сделать например набор для кухни из 6-10 салфеток. Простая бумага выдерживает не больше двух эксперементов, т.е. надо распечатать примерно пять листов. В принципе если они вам больше не понадобятся, то можно и не переводить на ватман, а просто обвести потолще, чтобы лучше видеть. Я перевожу на ватман для того, чтобы воспользоваться рисунком не один раз - я делаю их на заказ.
Ткань надо сложить в два раза, потому что сама салфетка двойная, т.е. из двух слоев ткани. Если делать в один слой - она получается хлипкая и уж очень прозрачная. Кстати для этого она и протыкивается, чтобы спаять эти два слоя.
Края после протыкивания просто обрезаешь все той же раскаленной иглой приблизительно на одном расстоянии от края.

Ну вот - как-то так. Я, наверное объясняю не очень, но что не понятно -спрашивайте.

Есть способ, когда рисунок можно не обтыкивать и бриды не делать.
Вот пока еще не законченное:

При этом методе обработки - берем рисунок и вырезаем его по контуру (всё что касается только рисунка, остаётся, всё, что касается брид и свободных пространств вырезается).
P.S.Здесь уже работает ваша фантазия - убираете все, что вам хочется. Можно в самом рисунке поэксперементировать и вырезать например внутреннюю часть лепестков роз или листьев, возможно часть каких-то рельефов. Когда немножко освоите эту технику - фантазия начнет работать сама. Я обьясняю только основы и то, что освоила сама. Некоторые гильошированием создают шикарные картины, можно совместить с вышивкой лентами и т.д. и т.п.
Следующий этап - подбор фона ткани к вашему вырезанному контуру. По своему опыту могу сказать - шикарно смотрятся вещи, которые работают на контрасте.
Далее нам потребуется светостол или что-то похожее. Накладываем контур на ткань и в уголочках делаем сцепки с фоновой тканью несколькими точками. Обрезаем лишнюю ткань по границе работы.

Стараемся левой рукой прижимать краешки. Теперь через светостол делаем протыкивание и по границе контура и по линиям рисунка. В данном случае протыкивание играет роль декоративную. Получается вот такая вещь. по-моему красиво.

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон


Top