Взаимодействие доу и семьи по вопросу экологического воспитания старших дошкольников. Взаимодействие доу и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста посредством природоведческой книги

Волгина Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 408 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Методика эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по экологическому воспитанию "
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 408 «Жемчужинка» комбинированного вида»
Педагогический проект на тему:

«Методика эффективного

взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников по экологическому

воспитанию»

Выполнила:

старший воспитатель МКДОУ

д/с № 408 «Жемчужинка»

Волгина Елена Николаевна

Новосибирск

2016 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация проекта стр. 3 2. Актуальность стр. 5 4. Постановка проблемы стр. 6 5. Цели и задачи проекта стр. 6 6. Формы работы с родителями стр. 6 Описание проекта стр. 7 I этап (подготовительный) стр. 7 II этап (основной) стр. 7 III этап (заключительный) стр. 10 IV Ожидаемые результаты стр. 10 VI Список используемой литературы стр. 11 Приложение стр. 13 2

ВВЕДЕНИЕ

Краткая аннотация проекта
Дошкольное образование является одним из первых звеньев становления человека- гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Именно родители создают ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются, они становятся все значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родители, к природе и интересам детей. Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом воспитании детей. Цель нашего проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач: 1. Изучить методическую литературу по данной теме. 2. Выявить представление родителей об экологическом образовании. 3. Определить формы и методы совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. 4. Разработать этапы проекта. Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации: с сентября 2016 г. по май 2017г. Участники: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 3
1 этап – подготовительный (сентябрь 2016г.) 2 этап – основной (октябрь - апрель 2017г) 3 этап – заключительный (май 2017г.) Ожидаемые результаты: посильное участие родителей в экологическом образовании детей; непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. 4
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим воспитанникам и их родителей. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Дошкольное образование является одним из первых звеньев становления человека- гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, 5
общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Именно родители создают ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются, они становятся все значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родители, к природе и интересам детей. Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом воспитании детей. Именно поэтому мы выбрали экологический проект на тему: "Методика эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по экологическому воспитанию ". Цель нашего проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач: 5. Изучить методическую литературу по данной теме. 6. Выявить представление родителей об экологическом образовании. 7. Определить формы и методы совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. 8. Разработать этапы проекта. Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации: с сентября 2016 г. по май 2017г. Участники: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. 6
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка). - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. - Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. - Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016г.) 2 этап – основной (октябрь - апрель 2017г) 3 этап – заключительный (май 2017г.) 1. Подготовительный этап. Сентябрь. 1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». 2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче). 3. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. 2. Основной этап. Октябрь. 7
1. Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников. 2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологическую экскурсию в Ботанический сад г. Новосибирска. 3. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем районе макулатуру для переработки. Ноябрь. 1. Участие семей в КВНе «Жизнь полна чудес». 2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала. 3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. Декабрь. 1. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. 2. Индивидуальная работа с детьми на прогулке. 3. Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников». Январь. 1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество, но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов. 2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» 3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием. Февраль. 8
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. 2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». 3. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.). Март. 1. Оформление альбома «Рыбы нашего водоема». 2. Провести для детей развлечение «День воды». 3. Конкурс плакатов для родителей и детей на тему «Берегите воду!» Апрель. 1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла». 2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. 3. Проведение для детей старших и подготовительных к школе групп «День Земли». Май. 1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т. д. 2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. 3. Заключительный этап. Май. 1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». 9
2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. 3. Презентация проекта. Ожидаемые результаты: посильное участие родителей в экологическом образовании детей; непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Заключение Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому воспитанию позволит прийти к следующим результатам: - дети станут больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; - у детей сформируются первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней), - у детей выработаются первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. 10
То есть, реализация деятельности по проекту будет способствовать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Список использованной литературы: 1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. 8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27. 9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49. 11
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006. 12
Приложения Приложение 1:Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» 1. Ф.И.О. 2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? 3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие? 4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? 6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? 7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города? 8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие? 13

Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Совместная работа детского сада и семьи

по экологическому воспитанию детей

(методическая

разработка)

Выполнил: Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2016 г.

Введение..................................................................... 3-4

1. Перспективный план проекта_.................................5-7

Заключение................................................................. 8-9

Литература.................................................................. 10

Приложение 1 Консультации для родителей...........11-15

Приложение 2 Анкета для родителей 16

Приложение 3 Проект с родителями «Прогулки по лесу» 17-20

Проект «В гости к животным» 21-23

Фотоотчет по проекту «Экологическая азбука» 24-32

Введение

Актуальность проекта

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

запоминающихся

природой пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение

делать открытия и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

внимания.

проблемы

актуальными?

деятельности

человека

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проект «Экологическая азбука» направлен на то, чтобы активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к

людям, охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать

бережное

отношение

существам, в процессе общения с ними.

Формировать

наблюдения,

экспериментирования

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

фотогазет,

экологических

альбомов,

плакатов,

передвижек.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Повышения

активности

родителей

организации

проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию

в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием

на тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

родителей:

информировать

взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.

Подготовка

разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к

сбору пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные

направления. Работа велась параллельно как с родителями, так и с детьми.

Эффективной формой работы с родителями были педагогические ширмы, в

которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Например, познакомили детей и родителей с лекарственными

растениями,

занесенными

Кузбасса,

применению лекарственных растений в период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса»,

книга «Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении

мероприятия.

Родители

оставались

равнодушными:

совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с

детьми поделки из природного материала, приносили из дома фотографии для

участия в проектах.

Активное

родители

составлением

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

остается

внимания.

Взрослые

награждаются подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка,

помещаются

словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на

стенде меняется каждый месяц.

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому

рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края

через средства массовой информации. Разные формы работы с детьми давали

возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у

показать,

необходимы

формирования

экологической культуры.

результате

проделанной

положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось

общаться

природой

отражать

впечатления через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас

с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

Мозаика-Синтез, 2006. - 90 с.

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

Каменева

Кондратьева

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие.

Детство-Пресс, 2007. - 180 с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-100 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 120 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

– М.: Академия, 2002.- 120 с.

Николаева

Экологическое

воспитание

дошкольников

Педагогика. 2007. - № 5. - 22-27 с.

Программа

экологического

образования

[ Те кс т ]

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 150 с.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - 47-49 с.

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их

клинические проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не

все знают, что применение при острых респираторных заболеваниях

лекарственных трав существенно сокращает длительность заболевания

которые можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья и сок,

Смородина

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья, сок,

Смородина

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

Жаропонижающие

, потогонные:

Брусника,

ц в е т к и,

В а с и л ё к

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

М а л и н а,

Пастушья

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира

считается

природных

ц е л и т е л е й.

Л е г е н д ы

лечебной силе этого могучего

растения уходят

глубокую древность.

б о л ь ш о м

к о л и ч е с т в е

поле зных

б и о л о г и ч е с к и

активных

энергетике

растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося

биополем.

случайно

раненные

животные

отлёживаться

кедровники,

ведических

культурах

является

священным,

культовым

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

обладает

целительной

усталость,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится

витаминов

биологически

активных

компонентов.

Препараты

обладают

антисептическим, болеутоляющим действием и применяются для лечения

заболеваний,

суставных

промывании

готовят различные витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают

стимулирующее и общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие

напитки действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции

(перегонки),

обладает

спектром

действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

омоложения

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

народной

медицине

используется

качестве

ранозаживляющего

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра,

особенно

весенний

количество витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как

мочегонное, слабительное, а также противоглистное средство.

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

свойствами.

изготовленной из древесины кедра

заводиться

д о л ь ш е

с о х р а н я ю т с я

продукты

(особенно

кедровые

обживают

древесины

получаются

удивительные

звучанию

музыкальные

инструменты.

обладают

построенные из кедровых бревен дома. Внутри их время как бы замедляет

свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

Приложение 2

Анкета

родителей

«Насколько

компетентны

вопросах

экологии?»

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо

относиться

сохраняя

ценности

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Развивать

познавательные

родителей

овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

Предполагаемый

результат: Повышение

экологии

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Семейный проект

«В гости к

животным»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Актуальность темы: Окружающая природа - непосредственный источник,

из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые

сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых

существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Цель проекта:

Научить детей правильному общению с животными.

Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства

сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы

и умозаключения.

Задачи проекта:

Развивать элементарные представления о животных.

Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

Развивать познавательную активность, мышление, воображение,

коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки

и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие

способности;

Возраст: Первая часть проекта выполнена воспитателями группы.

Вторая часть, являющая дополнением к проекту в виде совместной

творческой работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: месяц .

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Обеспечение: Информационное .

Продукт проектной деятельности: собрана папка материалов

совместной работы детей и родителей с фотографиями и рассказами.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту

«Экологическая азбука»

Викторина с родителями

Художественное творчество с детьми

Наши пернатые друзья

Акция «Береги воду!!!»

Выставка литературы

для родителей

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура -

это знания,

практические навыки,

Эстетические переживания

эмоциональное отношение

Практические поступки и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель

педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание .

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».

Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения . В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Лестничный марш среднего подъезда детского сада посвящен «Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц», «День Плюшкина». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

В 2011 году мы провели акцию «Очистим природу от пробок». Результатом которой стала «Тропа здоровья из пробок», необходимая детям для формирования правильной осанки, развития желания заниматься на свежем воздухе босиком. Основными средствами оздоровления на тропе выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая», «Мисс Осень».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Пёстрый мир бабочек», «Новогодняя елочка», «Вторая жизнь вещей», «Волшебная коробочка», «Страна необычных цветов» - эту выставку вы видите сейчас.

На стенде «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» выставляются работы детей и родителей на темы: «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Мир на моей ладони», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево – клён», «Природа вокруг нас», экологический плакат «Тропинками природы».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей . Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин «экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин « экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.


Тема: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы, потому что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы рядом с коровой. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой…

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитания бережного отношения к природе существенную роль играет семья.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру. Любовь, настоящая забота о природе возникают у детей, лишь, когда ежедневно перед ним стоит пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если кто-либо из родителей, которому подражает ребенок, бездумно сломал ветку, шагнул в клумбу, то пользы от этих разговоров не будет.
Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Цели работы с родителями по экологическому воспитанию детей раннего возраста:
- повышение экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей раннего возраста.

В своей работе использую следующие формы работы с родителями: консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, акции, конкурсы и выставки.

Использую в работе с родителями папку-передвижку по теме «Времена года». В содержание папки входит краткая характеристика времен года, стихотворения, загадки, пословицы. Также оформлена информационная папка для родителей: «Какие месяцы в году», «Природа Ямала».

Составляю короткие заметки-рекомендации по экологическому воспитанию, которые помещаются в информационные уголки для родителей и периодически меняются. Составила паку для родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста, где подобраны статьи, стихотворения, пословицы о природе.

Предлагаю родителям выполнить творческие работы на тему «Ребенок и окружающий мир», с целью обмена опыта по экологическому воспитанию детей в семье. В работу входит фотография ребенка и комментарий к ней, в виде сочинения, стихотворения. В итоге оформили папку передвижку приемной группы.

В детском саду ежегодно проходит акция «Подари цветок». Родители дарят комнатные растения в группу, в уголок природы. В уголке природы знакомим детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Родители активно участвуют в конкурсах детского рисунка и поделок из природного материала. В этом учебном году родители вместе с детьми участвовали на уровне детского сада в конкурсе рисунков «К Юбилею округа» и окружном конкурсе творческих работ «Мамонтенок Люба и К».

С помощью родителей составили альбомы на тему «Дикие животные», «Домашние животные».

В поездках в лес, за город предлагаю собирать с детьми природный материал. Ведь это настоящие «сокровища», которые дети охотно собирают и с большим интересом рассматривают. Но при этом нельзя ломать ветки, рвать растения, сшибать ногами грибы.

В приемной группы организована «Мини-библиотека», где помещена литература, методические пособия по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста.

Считаю, что используя формы и методы работы с родителями, у детей формируются начало экологической культуры, появляется желание общаться с природой, развиваются умственные способности (дети анализируют, делают выводы). Родители осознают важность формирования экологических представлений у детей в семье, взаимодействуя с ДОУ.

Совместная работа ДОУ С родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.


Top