Что такое счастье определение кратко. Что мешает нам быть счастливыми

7

Цитаты и Афоризмы 05.04.2018

Дорогие читатели, согласитесь, мы все хотим быть счастливыми – это едва ли не главное человеческое желание. Но может ли кто-то дать точное определение счастью? Ведь все мы разные, и счастье у каждого свое.

Для кого-то счастье – это когда сбывается сокровенное желание. Кто-то не видит себя счастливым без семьи. Для других счастье невозможно без успешной карьеры, а кто-то счастлив от того, что влюблен. Более того, в разный период жизни счастье для одного и того же человека может заключаться в разных вещах, иногда даже абсолютно противоположных. И все это отражено в афоризмах про счастье.

Помните цитату про счастье героини фильма «Доживем до понедельника»? «Это же невозможно – объяснить счастье… Все равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик…» А мы все же попробуем.

Мне кажется, что лучше всего понятие счастья раскрывается не в сухих определениях толковых словарей, а в цитатах и афоризмах о счастье.

Размышления великих людей о счастье

О том, в чем заключается счастье и как его достичь, размышляли многие мудрецы и деятели искусства. Все они, безусловно, сходились в одном мнении – человек сам кузнец своего счастья и только от нас самих зависит, сможем ли мы быть счастливыми. Цитаты великих людей о счастье также доносят до нас мысль о том, что иногда наше счастье гораздо ближе, чем мы думаем.

«Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука».

Марк Твен

«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты».

Конфуций

«Счастье приходит к тому, кто ищет его и думает о нем меньше всего. Счастье – не объект для поисков; это всего лишь состояние. Не нужно идти за счастьем, оно должно идти за вами. Оно должно захватить вас, а не вы его».

Джон Берроуз

«Со счастьем дело обстоит так же, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится».

«Надежда на счастье, пусть даже обманчивая, никогда не причиняет человеку зла, потому что она облегчает жизнь».

Лопе де Вега

«Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания».

Жюль Ренар

«Исключительно счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле».

Владимир Немирович-Данченко

«Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым».

Фрэнсис Бэкон

Михаил Пришвин

«Я считаю, счастье – это гармония между тем, чего мы хотим от жизни, и реальностью, в которой мы существуем. Когда наши ожидания и реальность совпадают, мы счастливы. Только совпадают они, мягко говоря, далеко не всегда».

Владимир Яковлев

Только вчитайтесь в эти строки… Это не просто красивые слова. Эти цитаты о счастье со смыслом наверняка заставят вас задуматься.

«Счастье начинается с ненависти к несчастью, с физиологической брезгливости ко всему, что искажает, уродует человека, с внутреннего органического отталкивания от всего, что ноет, стонет, вздыхает…»

Максим Горький

«Так со смертными судьба порой играет: то вознесет их вверх, то в пропасть низвергает. И так устроен мир, что в счастье иногда уже заключена великая беда».

Пьер Корнель

«Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Луций Аней Сенека

«Счастливые люди успеха не добиваются: они настолько в ладу с самими собой, что их просто ничто другое не интересует».

Агата Кристи

«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят».

Камиль Писарро

«И на душе такая тишина, что кажется, от счастья задохнешься…»

Эльдар Рязанов

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

Антон Павлович Чехов

«Возможно, и на пороге смерти прибита подкова счастья».

Станислав Ежи Лец

«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».

Франц Кафка

Помните то острое чувство счастья, которое испытываешь только в детстве? Именно тогда ощущение его всего пронзительнее и ярче. Цитаты про детей и счастье помогут нам вспомнить это время.

«С возрастом мы утрачиваем многие важные качества. И одно из них – дар быть счастливым просто так. Ловить на крючок маленькие радости и подолгу с восторгом разглядывать их».

Надея Ясминска

«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье».

Виктор Гюго

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Антон Макаренко

«Счастье есть воображаемое состояние, которое прежде предписывалось предкам; теперь же взрослые обычно приписывают его детям, а дети – взрослым».

Томас Сас

Самому вернуться в детство, к великому сожалению, невозможно. Но ненадолго возвратить в него могут нас наши дети. Ведь любовь к ребенку – одно из острейших и незабываемых моментов счастья.

«Счастье для мамы – улыбка младенца, что месяцами носила под сердцем».

«Самое дорогое ожерелье женщины – это руки обнимающего ребенка».

«Когда рождаются дети, в доме исчезает порядок, деньги, спокойствие, отдых – и приходит счастье».

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».

Оскар Уайльд

Искренняя улыбка – признак счастья

Когда мы счастливы – мы улыбаемся. Такую улыбку невозможно спутать с вежливой или приветственной. От такой улыбки светятся глаза, и человек преображается. В цитатах про улыбку и счастье это очень точно отражено.

«Улыбнись, даже если тебе очень плохо, больно и хочется плакать, улыбнись по-настоящему, с искренней радостью, расправь плечи и выпрямись, как будто ты счастлив и горд и хочешь петь от счастья. Тело поверит и возрадуется, может, не сразу, но очень быстро, оно просто не умеет по-настоящему страдать, когда ты искренне улыбаешься. А вслед за телом опять возрадуется душа…»

Мария Семенова

«Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было».

Габриэль Гарсия Маркес

«Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире».

Иммануил Кант

Коротко о счастье

Иногда для того, чтобы описать свое виденье счастья, не требуется множество слов. Свидетельство тому короткие цитаты про счастье – весьма лаконичные, но при этом глубокие по смыслу.

«Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, – просто смешно».

Будда

«Мудрый сам кует себе счастье».

Тит Макций Плавт

«В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик».

Андре Моруа

«Счастья целиком без примеси страданий не бывает».

Уильям Шекспир

«Счастье, как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь».

Михаил Булгаков

«Счастье есть удовольствие без раскаянья».

«У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…»

Лев Толстой

«На свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье».

Бернард Шоу

«Как редко счастье мы встречаем… Как жаль, что иногда не можем мы его сберечь…»

Юрий Колчак

«Счастье вещь нелегкая: его трудно найти в себе самом и нелегко найти вне себя».

Себастьен-Рош Николя де Шамфор

«Счастье не имеет сравнительной степени».

Жорис де Брюйн

«Хронического счастья так же нет, как нетающего льда».

Александр Герцен

«Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами».

Франсуа де Ларошфуко

«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».

Эмиль Золя

«Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня».

Эпикур

Короткие цитаты со смыслом о счастье лишний раз подтверждают, что счастье и одиночество – вещи несовместимые.

Исуна Хасэкура

«Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем».

Иоганн Вольфганг Гете

«Счастье увеличивается от того, что им делишься с другими».

Жюльен Офре де Ламеттри

«Счастье в одиночестве – не полное счастье».

Александр Дюма-отец

«Принести кому-то счастье – само по себе счастье».

Эйдзи Микагэ

«Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».

Иеремия Бентам

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».

Платон

«Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его».

Бернард Шоу

О женском счастье

Что это такое – женское счастье? Дети? Любимый человек? Карьера? Разве можно его вообще описать одним словом? Одним нельзя. А несколькими можно. Именно такие цитаты про женское счастье – короткие, но емкие.

«Счастье мужчины называется – хочу, счастье женщины называется – он хочет!»

Фридрих Ницше

«Женское счастье – это умение перейти от одного возраста к другому. А возрастов у женщины три – дочь, жена и мать».

Борис Акунин

«Когда ты наконец получаешь то, что хотела, оказывается, что это вовсе не то, чего ты хотела».

Гертруда Стайн

«Если в доме счастлива женщина, то счастлива вся семья. Если женщина несчастлива – не счастлив никто».

А чем женское счастье отличается от мужского? Ну, кроме классического «был бы милый рядом»? Иногда женщину делают счастливой совершенно неожиданные вещи. Афоризмы про счастье со смыслом помогут нам в этом разобраться.

«Очень часто женское счастье не приходит лишь потому, что ему нечего надеть».

«Самый красивый наряд женщины – это счастье. Носите его не снимая!»
«Надеваешь каблуки – чувствуешь себя шикарной женщиной, снимаешь – счастливым человеком».

«Настоящей женщине много не надо. Настоящей женщине нужно все!»

«А я счастлива по умолчанию. И настройки менять не намерена!»

«Как сделать женщину счастливой? Хороший вопрос… И если ты ищешь ответ, ищи его в своей женщине. Она сама тебе обо всём поведает. Нет, конечно, она не расскажет об этом так откровенно, как тебе хотелось бы… Просто слушай её, слушай очень внимательно. Всё, что она говорит, всё, что она хотела сказать, но не сказала, всё, что могла бы сказать, но не захотела…

Нет инструкции к женскому счастью, а если бы и была, то к каждой женщине прилагалась бы своя. И то, что составит счастье одной, в составе другой может не оказаться вовсе. Есть и такие ингредиенты, которые являются основой всех составов, но они давно найдены. Это те ответы, которые лежат на поверхности, а твоя задача распознать желания глубинные. Ей так важно, чтобы ты понял, чтобы услышал между слов, прочёл между строк о том, какое оно… ЕЁ счастье.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЧАСТЬЕ

понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич): 1. благосклонность судьбы, удача, везенье; 2. состояние интенсивной радости; 3. обладание наивысшими благами; 4. чувство удовлетворения жизнью. Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей. Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два: 1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идет о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного). С. заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.

Наверняка каждый из нас в своей жизни задавал себе вопросы: «Что такое счастье?» и «В чем заключается счастье?» . Счастье это некое привидение, которое так и хочется поймать, им хочется обладать, но одновременно с этим понимаешь, что само счастье не долговечно. Люди гонятся за счастьем, при этом не зная, что именно является счастьем для них самих. Просто чувство, просто слово, просто секунды, минуты, часы, дни, вечность.

Главная цель каждого человека – стать счастливым. А И На протяжении многих веков философы, ученые никак не могут дать однозначные ответы на эти непростые вопросы.

Многие люди убеждены в том, что истинное счастье - это воплотившаяся в реальность их . А так ли это? В этой статье я предлагаю Вам вместе со мной поразмышлять над этим вопросом, а также над тем, что необходимо человеку, чтобы он стал счастливым.

Что такое счастье?

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что счастье – это душа, которая живет в добродетели. Добродетель по тем временам считалась неотъемлемой частью истинного счастья.

А на сегодняшний день как трактуется слово счастье? Во многих учебниках по психологии термин счастья означает некое психологическое состояние человека, где он испытывает чувство полной удовлетворенности от своей жизни.

Самый большой парадокс состоит в том, что человек никогда не испытывает чувство абсолютно счастья, то есть он никогда не бывает абсолютно счастливым, всегда чего-то нет. Счастье есть что-то, чего нет сейчас, но чего очень сильно хочется иметь. Счастье - это мечта. Но почему-то получается так, что счастье куда-то пропадает, как только мечта становится реальностью. После того как мечта стала реальность, счастье какое-то время присутствует в душе человека, задерживается в ней, но проходит время и счастье начинает слабеть все сильнее и сильнее, и оно с каждой минутой теряет свою невероятною силу.

Человек сам создает для себя радость тем, что мечтает и осуществляет свои мечты в реальность. Получается, что человек совершает определенные действия, что привносит в его рутинную и однообразную жизнь радость. Но чтобы человек не изобретал, какую бы новизну он не вносил в свою жизнь, это не может делать его счастливым вечно.

Что такое счастье для человека?

У каждого человека есть свое определение счастья. Параметры для счастья могут быть абсолютно разными, но в основном люди полагают, что счастье это:

  1. Гармония

Критерии для определения счастья можно еще перечислить бесчисленное множество. Но основная суть заключается в следующем - счастье у каждого свое.

Итак, если счастьем для Вас является семья и дети, то Вы будете делать все возможное для того, чтобы завести семью, детей. А вот если счастьем для Вас является самореализация, то Вы будете всеми возможными способами в жизни, а когда Вы его найдете, то сделаете все необходимое для того, чтобы максимально реализоваться. Критерий счастья в форме финансовой независимости, благополучия будет вынуждать Вас создавать свою материальную империю. Но при всем этом Вы очень часто будете испытывать потери того, чего достигли на внешнем пути. А сам не позволит Вам полноценно радоваться жизни и наслаждаться счастьем.

Два способа для достижения счастья.

Из выше написанного можно сделать вывод, что для нахождения счастья есть два способа.

Внешний способ для достижения счастья.

При таком способе для человека счастье – это внешний мир. И так считающий человек будет всячески стремиться к созданию благополучной семьи, к хорошим друзьям, к финансовому достатку. При этом некоторое время он, разумеется, будет чувствовать себя по-настоящему счастливым, но это чувство будет недолгим. Тут можно упомянуть о маленьком ребенке, которому купили новую игрушку. Вначале он радуется игрушке и счастлив, что она у него есть. Но через некоторое время он о ней забывает и ему хочется получить новую игрушку. И так будет бесконечно, так как душа человека устроена таким образом, что ей всегда хочется большего. Данный способ ведет нас лишь к кратковременному счастью.

Внутренний способ для достижения счастья.

Второй способ, с помощью которого мы можем найти свое счастье – это внутренний рост. При таком выборе человек духовно развивается, занимается личностным развитием, и на некоторое время также может почувствовать себя счастливым.

Многие со мной согласятся, что чувство счастья от приобретения новеньких вещей или знаний кратковременно и быстро забывается. Такое чувство счастья существует в нашем прошлом и никаким образом не помогает нам быть счастливыми сейчас.

Получается, что не внешний способ, не внутренний не дает нам гарантий того, что мы все-таки найдем постоянное счастье для своей собственной жизни. Отсюда и возникает закономерный, вполне естественный вопрос: «И что же нам тогда делать?» . Неужели мы навеки обречены, чтобы всю свою жизнь искать это пресловутое счастье? Давайте мы приостановимся и еще раз вернемся к понятию счастья. Что же хотят люди на самом деле, когда думают о счастье?

Секрет подлинного счастья для человека

Счастье – это мираж, который повсюду нас преследует. Чтобы человек не делал, к чему бы он не стремился - он только и дело, что думает о счастье. При этом само счастье всегда зависит от конкретных условий. А если эти условия находятся не в соответствии с нашими представлениями, то есть не совпадают, то мы становимся несчастными. Чем сильнее мы хотим достичь счастья, тем сложнее нам его обрести.

Счастье – это желание №1 в нашей жизни. Ведь человек хочет не машину, работу, квартиру, а именно счастье - быть счастливым. Счастье – это то, чего мы действительно хотим, но совершенно не то, что нам действительно необходимо.

А что же тогда нам нужно? Все очень просто и банально - нам необходимо обрести то, что придаст нам в завтрашнем дне, гармонию и понимание того, что с нами происходит. Необходимо научиться понимать самого себя, чувствовать и жить сегодня, здесь и прямо сейчас.

Для того чтобы стать по-настоящему счастливым, нужно научиться осознавать самого себя прямо здесь и сейчас. Нам нужно осознать, кто мы есть на самом деле, какое место занимаем в этом мире, в чем заключается наше предназначение и для чего мы пришли на эту планету. Научившись жить осознанно, мы, в конечном счете, сможем получить свое заслуженное счастье. И это счастье никак не будет зависеть от внешних обстоятельств. Счастье всегда будет вместе с нами, и мы всегда будем способны его почувствовать, стоит нам только этого захотеть.

В детстве мы все чувствовали себя абсолютно счастливыми без каких-либо на это причин, радовались жизни, радовались природе, радовались всему тому, что нас вокруг окружает. Но с возрастом, когда мы начинаем работать, мы целиком погружаемся в мир бесконечных взрослых проблем и забот. Мы как снежинки, все время куда-то торопимся, и таем на теплом ветру.

Наша жизнь на сегодняшний день представляет собой нескончаемые гонки за выживание, потому что за те годы, которые нам отведены, нам необходимо успеть сделать как можно больше. К принципам, которые нам известны: «Посадить дерево, дом построить и воспитать детей» , можно добавить еще огромный список различных : купить автомобиль, построить карьеру, стать богатым и так далее. Порой в кровожадной борьбе за наилучшее место под солнцем, мы не замечаем прекрасность окружающего нас мира, мы не замечаем людей, перестаем слышать щебет птиц, другими словами, упускаем и пропускаем из виду такие обычные и одновременно особенные мгновения нашей замечательной жизни.

Очень часто мы как раз и бываем по-настоящему счастливы благодаря подобным мгновениям. Время стремительно бежит, и часовые стрелки неумолимо двигаются вперед, близкие и друзья уходят, не успев услышать о том, как они были нам дороги, дети незаметно растут и взрослеют без должного родительского внимания, заботы и тепла.

Помните о том, что для абсолютно полного счастья Вам и, как и всем другим людям, всегда будет чего-то не хватать. В нынешнем мире живется довольно-таки сложно, когда со страниц газет и с экрана телевизора постоянно сваливается лавина негативной информации о катастрофах, стихийных бедствиях, войнах и убийствах. Если слушать и смотреть такую информацию постоянно, то, пожалуй, тут любой человек войдет в депрессивное состояние и станет воспринимать собственную жизнь в темно-серых окрасках. И тут-то и начинают в нашу жизнь приходить несчастья одна за другой, откуда ни возьмись, возникают разные хвори и болячки. И тогда нам начинает казаться, что жизнь - это сплошная череда проблем и забот.

Как можно исправить такую ситуацию, как впустить счастье в свой дом? Возможно, это прозвучит абсурдно, но сделать это под силу каждому. Большинство авторов книг по психологии и эзотерике очень часто акцентируют внимание людей на такой банальной истине «Человек является творцом своей жизни» . Отсюда следует сделать вывод, что мы сами бываем виноватыми в том, что на нашем теле появляется столько болячек.

А все это происходит только потому, что злость, чувство вины, негативные эмоции и так далее, ведут к болезням. Луиза Хей - американская писательница на данную тему опубликовала более десятка книг и создала особую систему, по которой каждая болезнь имеет свою определенную плохую мысль или негативную эмоцию. И своими негативными мыслями мы программируем свое на и создаем отрицательный сценарий своей собственной жизни. И все это с нами случается потому, что наше подсознание представляет собой что-то на подобии грядки, на которой растут как семена чудесных и благоухающих цветов (то есть положительные мысли и эмоции), так и жирные сорняки (негативные мысли и эмоции).

Так как мы сами являемся творцами собственной жизни, то может нам следует подумать о чем-то хорошем вместо негатива? Послушать веселую энергичную музыку, посмотреть выступление юмориста (например, Михаила Задорнова) или посмотреть какую-нибудь комедию? Но не при каких обстоятельствах не отдаляйтесь от близких Вам людей, как бы Вам не было плохо. Помните, что они тоже нуждаются в Вашем внимании, им также необходимо чувствовать Вашу любовь и заботу. Поделитесь с ними своими радостями или просто по обсуждайте свои проблемы. Поверьте мне на слово, после этого Вам станет намного легче. Если на данный момент у Вас никого нет - не отчаивайтесь. Вы можете завести себе кошку или собаку, или попугая. Поверьте, они точно скрасят Ваш досуг. Когда Вы будете смотреть на маленького милого щеночка или наблюдать за веселым котенком, который с любопытством изучает мир, то Вы в один момент забудете о печали, которая навестила Вас.

Цените каждый миг Вашей жизни, ведь это так просто. Выгляните в окно, и Вы увидите красоту окружающего мира. Летнее синее небо, шелест листьев деревьев, весело журчащие ручейки, а возможно весенняя капель, золотистый осенний листопад или огромные широкие белоснежные сугробы зимы - вся эта роскошь является для нас совершенно бесплатным противоядием от пережитой депрессии и стресса. Им Вы можете воспользоваться в любой момент, и Вы сразу почувствуете себя счастливым и радостным человеком.

счастье, что такое счастье

Нравится

Top