Функции семьи. Функции семьи и их воплощение в реальной жизни

1.1. Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии - социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные - от слова нуклеа - ядро); семьи - супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще - как сложится); сложные семьи (расширенные) - состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи - состоящие из трех и более супружеских пар.

Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов - авторитарная или совместно равноправно - эгалитарная.

1.2 Социальные функции семьи:

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли - это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

1.3. Функции семьи - способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи - интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи - это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология - совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений - интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Основные функции семьи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные функции семьи
Рубрика (тематическая категория) Образование

Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

Функции семьи.

Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Понятие брака. Классификации браков.

1. Понятие брака. Классификации браков. Брак исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет отсутствие четких запретов на сексуальные связи, ᴛ.ᴇ. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове ʼʼgamosʼʼ, что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

1. Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамию – один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого ʼʼandrosʼʼ, ᴛ.ᴇ. мужчина) – когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого ʼʼgyneʼʼ, ᴛ.ᴇ. женщина) – когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

3. Моногамию – или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак (ᴛ.ᴇ. зарегистрированный).

2. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданские (ᴛ.ᴇ. зарегистрированные в РАГСах).

2. Церковные .

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединœение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

2. Общее проживание.

3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и всœе статистические классификации состава семей строятся исходя из добавления к "ядру" детей, родственников, родителœей мужа и жены.

Типы семей:

Учитывая зависимость отструктуры родственных связей семья должна быть:

1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников (три и больше поколений).

3. Неполная – в которой отсутствует один из родителœей. Отсутствие одного из родителœей должна быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек должна быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителœей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всœей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителœей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых "мало детей" с демографической точки зрения (для воспроизводства населœения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределœения власти различают:

1. патриархальные семьи, где отец является "главой семейного государства".

2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

3. эгалитарные семьи или партнерские - ϶ᴛᴏ такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределœение власти между отцом и матерью.

Учитывая зависимость отвозраста супругов различают:

1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

3. Пожилую супружескую пару . Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, крайне важно сть заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

2. Матрилокальные – супруги живут с родителями жены.

3. Неолокальные – супруги живут отдельно от родителœей в собственном доме.

4. Унилокальные – супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителœей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украинœе. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены долгое время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. Функции семьи. В определœении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целœей, к удовлетворению личных нужд. По этой причине функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1.Репродуктивная Биологическое воспроизводство населœения Удовлетворение потребности в детях
2.Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержка культурного воспроизводства общества. Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйственно- бытовая Поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу
4.Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.)
5.Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизни Формирование и поддержка правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6.Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье
7.Социально- статусная Предоставление определœенного социального статуса членам семьи, воспроизведение социальной структуры Удовлетворение нужд в социальном продвижении
8.Досуговая Организация рационального досуга. Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов.
9.Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

4. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной. Данный переход влечет за собой следующие изменения:

· развитие двух жизненных центров – работы и дома;

· рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

· снижение престижа и влияния религии;

· сексуальную революцию;

· демократизацию брачно-семейного законодательства;

· изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

Основные функции семьи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные функции семьи" 2017, 2018.

Министерство Образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский Университет Сервиса и Экономики

По дисциплине: Семьяведение

На тему: «Основные функции семьи».

Работу выполнила студентка3 курса

Специальность 10011065 «Домоведение»

Пириева Ольга Владимировна

Санкт-Петербург

1.Введение……………………………………………………………. ст.3

2.Семья и её основные функции………………………………….. ст.5

3.Социальные функции семьи…………………………………….. ст.8

4.Функции семьи……………………………………………………... ст.10

5.Заключение…………………………………………………………. ст.11

6.Используемая литература………………………………………… ст.12

Введение

С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.

В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?

Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение. Социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Объектом той или иной науки является часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы.

Метод - основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Метод - анкетный опрос. Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.

Социальное явление тем и сложно, что оно представляет собой момент действия субъекта через конкретную функцию.

Системно-функциональный анализ позволяет проникнуть в реальную социальную ситуацию и познать социальное явление.

Семья и её основные функции.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится) ; сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.

Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.

Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Функции семьи

Это способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Заключение

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Используемая литература

1. В. А. Ядов “ Социологическое исследование: методология, программа, методы “ М. Наука 1999

2. С.С. Фролов «Основы социологии» Москва, Издательство «Юристъ», 1997г

3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество» Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

4. Философский энциклопедический словарь Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.

5. А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996

6. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.

7. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983

1.7. Семья: определения, типы, функции

Портрет благополучной семьи

Функции семьи.

Неблагополучные семьи

Семьи группы риска

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

отношений и эмоциональное отвержение ;

спутанные отношения и размытые (неопределенные) меж­поколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) актив­но вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.

Социальные функции семьи имеют два основных источни-ка их возникновения: потребности общества и потребности са-мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин-ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци-альную задачу. Можно выделить следующие основные функ-ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба-бушкой и др.) накопленного обществом социального опы-та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи-зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоян-ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле-нов семьи), побуждающее их активно заниматься само-воспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло-гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-ъединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рацио-нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди-вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод-ством социальной структуры общества, так как предоставля-ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.



Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот-ребностей супругов.


Top