Конспект развивающего занятия по конструированию в подготовительной группе «Дворец Зимушки-зимы. Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной к школе группе на тему: «Снегири

В подготовительной группе детского сада перед педагогом ставится формирование в ребёнке личности школьника. К Концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Осуществлению этой задачи во многом способствует правильная организация ручного труда воспитанников. В возрасте 6–7 лет у детей продолжает развиваться образное мышление и восприятие, навыки обобщения и рассуждения. Память развивается и становится произвольной: ребёнок сознательно сосредотачивает внимание и восприятия на объекте, направляя их волевыми усилиями, произвольное внимание может достигать 30 минут.

Основной формой познавательной деятельности остаётся игра. Игровые действия усложняются, выполняя их, дошкольники постигают взаимодействие людей в различных жизненных ситуациях. Более продуманным становится пространство для сюжетно-ролевых игр. Одно из направлений, которое используется воспитателем - конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги в подготовительной группе детского сада

В этой группе образы из окружающей действительности, которые дети передают в изобразительной деятельности, тщательнее продумываются, усложняются. Для изображения используются образы из художественных произведений, с которыми знакомы дошкольники («Чебурашка», «Снегурочка», «Мойдодыр» и др.). В своих работах воспитанники стараются передать детальный облик предмета или персонажа. Становятся видны различия в поделках мальчиков и девочек.

На занятиях по конструированию из различных материалов (в т. ч. из бумаги и картона) дети возраста 6–7 способны создать поделку, следуя устным инструкциям воспитателя и воспроизводя по памяти освоенные ранее приёмы. Конструирование моделей разных уровней сложности осуществляется дошкольниками и по замыслу. Задания «Мастерим по замыслу» развивают конструкторские и творческие способности, активизируют мышление на продумывание конструктивного решения модели; воспитанники учатся самостоятельно управлять своей деятельностью и организовывать работу.

Для углубления пространственных представлений детей 6–7 лет необходимо включение в программу по изобразительной деятельности занятий по конструированию из бумаги. Владея базовыми приёмами работы с бумагой, воспитанники могут освоить сложные формы складывания листа бумаги и придумать собственные. Воспитателю следует поощрять внесение дополнений в созданные ранее образы и желание украсить их различными материалами, - это способствует творческому развитию ребят.

Виды конструирования

  1. Объёмное конструирование . Создание трёхмерных моделей доставляет детям большее удовольствие, чем конструирование на плоскости. Объёмные поделки позволяют тщательнее предать особенности предметов окружающего мира. К работе с бумагой привлекаются природный и бросовый материалы.

    Работа в технике объёмного моделирования воспитанника 7 лет

  2. Конструирование из полосок , в т. ч. плетение. Дети закрепляют приёмы конструирования из бумажных полосок: «колечко», «листочек», «гармошка». Замечательно развивает мелкую моторику плетение косичек и квадратов из бумажных полосок. Плетёные элементы используются в составе бумажной конструкции.

    Занятие по конструированию из бумаги

  3. Оригами - японское искусство складывания из листа бумаги различных моделей. Эта техника бумажного конструирования особо используется в подготовительной группе детского сада, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств:
    - активное развитие мелкой моторики;
    - через стимулирование сенсорных окончаний на кончиках пальцев, усиливаются процессы в речевом и мыслительном центрах головного мозга;
    - развитие памяти;
    - развитие конструктивного мышления и воображения;
    - согласование работы глаз и рук.
    Занятия по оригами должны выполнять задачи, которые формируют у ребёнка личностные качества будущего школьника, помогают развитию связной речи и готовят руку к письму.

    Занятие по оригами в подготовительной группе

  4. Кусудама - это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Из бумажных модулей создаётся шарообразная модель. Элементы кусудамы сшиваются между собой или склеиваются (для дошкольников подходит второй вариант работы). Изготовить кусудамы можно с практической целью - украшение актового зала, холла и игровой комнаты кусудамами (подвешиваются к потолку).

    Пример кусудамы

Материалы для конструирования

Для ребят подготовительной группы нет ограничения в используемых материалах на занятиях по конструированию. К возрасту 6–7 они хорошо вырезают геометрические фигуры и различные детали из бумаги и картона. Простой материал (писчая бумага, обычный картон) используется для создания отдельных элементов конструкции или поделки целиком, но в таком случае подлежит окрашиванию или обклеиванию по замыслу. Чтобы активировать воображение и побудить к самостоятельной разработке замысла создания модели, каждому воспитаннику должны быть доступны к изучению и выбору для работы всевозможные виды бумаги, варианты бросового материала, вспомогательные элементы для завершения замысла или украшения поделки (в основном природный материал и фурнитура).

Рекомендуется установить в помещении, где проводятся занятия по конструированию, установить стеллаж для хранения необходимого оборудования и материалов. Воспитанником старшей и подготовительной групп должно быть разрешено изучать хранящиеся в шкафу предметы и материалы в присутствии воспитателя в помещении, выбирать нужное для воплощения замысла.

Из оборудования в стеллаже должны находиться (наборы по количеству человек в группе):

  • ножницы простые и фигурные;
  • клей;
  • краски, карандаши, фломастеры (нужны для завершения замысла);
  • кисточки;
  • линейки и карандаши;
  • готовые выкройки;
  • технокарты.

Бумажные материалы для конструирования должны храниться на полках стеллажа в подписанных папках или коробках - ребёнок легко сможет найти понадобившийся ему во время работы лист бумаги, не отвлекая вопросами одногруппников.

Материалы, которые могут храниться в стеллаже для конструирования:

  • Наборы писчей, цветной (глянцевой, матовой и бархатной) бумаги и картона.
  • Специальная бумага с тиснением или отрезки обоев.
  • Гофрированная бумага и тишью.
  • Рулоны и/или обрезки обёрточной или упаковочной бумаги.
  • Бумажные салфетки и скатерти с узором.
  • Страницы из журналов, газеты, старые открытки, календари настенные и карманные.
  • Всевозможная картонная тара: спичечные коробки, коробки из-под парфюмерии или кондитерских изделий, бумажные пакеты из-под молочных продуктов и сока.
  • Одноразовые бумажные стаканчики, тарелки, формочки для выпечки.
  • Бросовый материал: картонные втулки от рулонов бумажных полотенец, пищевой плёнки или туалетной бумаги, картонные катушки для ниток, фантики от конфет, обёртки шоколадок и др.

Фотогалерея: примеры использования различных бумажных материалов в процессе конструирования

В работе использованы различные картонные коробки, цветная бумага и цветная гофрированная бумага Пример использования в конструировании картонных коробок Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги В основе поделок - части картонных втулок Пример использования в конструировании журнальных страниц Пример использования в конструировании страниц журнала Пример использования в конструировании бумаги тишью. Очень приятный в работе, лёгкие и красивый материал. Дорогостоящий Пример использования в конструировании бумаги тишью Пример использования в конструировании гофрированной бумаги Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример конструирования постройки из картонных коробок и втулок Пример использования в конструировании пакета из-под сока

Сочетание конструирования с другими техниками изобразительного творчества

Ребята 6–7 лет умеют продумывать замысел создания поделки при помощи конструирования, привлекая в творческом процессе другие техники изобразительного творчества. Воспитанники используют разнообразные приёмы для завершения замысла и украшения поделки. На занятиях в подготовительной группе происходит синтез конструирования из бумаги с такими техниками ИЗО, как:

  • Раскрашивание. Конструкции из простого картона, картонных коробок, втулок, белых бумажных стаканчиков и тарелок следует покрывать краской. Поделка из нераскрашенного картонного материала имеет незавершённый вид, представляется условным, а не художественным изображением предмета. Для раскрашивания картонных поделок в саду обычно используется гуашь. Но для окрашивания небольших по размеру работ можно использовать художественные акриловые краски. Особенности акриловых красок:
    - не просвечивают фон (можно закрасить надписи или рисунки на использованной картонной таре);
    - быстро сохнут;
    - бывают с различными эффектами (глянцевые, матовые, перламутровые, с эффектом «металлик»);
    - дорогостоящий материал, возможно, стоит иметь набор акриловых красок для раскрашивания элементов проектных или конкурсных работ.

    Модель из картонных элементов раскрашена акриловыми красками

  • Рисование - одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для творческой активности. На занятии по конструированию с младших групп ребята часто придают поделке завершённый вид путём дорисовывания различных элементов на поверхности модели (лицо, детали одежды, окна-двери на постройках и т. д.) или рисования фона на основе заготовки (трава у дома, облака и солнце в небе, ветви деревьев и т. д.). В подготовительной группе рисование сочетается с конструированием в процессе реализации проектной деятельности. Поделки из бумаги на темы «Правила дорожного движения», «Московский Кремль», «Человек в космосе» предполагают детальную прорисовку на поверхности объекта и создание продуманного фона или рисунка на основе поделки.

    Прорисовывание фона на основании для закрепления оригами

    Создание фона работы при помощи прямой бумажной аппликации

  • Аппликация . Этот вид работы по-прежнему используется воспитанниками в качестве способа закрепления сконструированных предметов на большой основе и для создания узора на поверхности самой модели.

    Создание работы в виде аппликации, детали которой сконструированы из бумаги (в технике оригами)

  • Лепка и пластилинография . Пластилиновые детали используются для украшения модели и завершения композиции. Элементы пластилинографии («рисования» пластилином на плоской основе) применяются на этапе заготовки фона.

    Постройка сконструирована из бумаги, общая композиция дополнена фигурсками сказочных персонажей, вылепленных из пластилина

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения конструированию из бумаги является развитие мотивации к работе с бумажными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к процессу конструирования и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия и, возможно, в конце, когда завершена работа по изготовлению бумажной модели. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал.
  • Использование текстов народных и педагогических сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование ИКТ (показ презентации).
  • Музыкальное сопровождение.
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях

Тема занятия Мотивирующее начало
«Зимующие птицы» Для этого занятия используется обширный мотивирующий материал:
- проведение сюрпризного момента (в помещение влетает Сорока - младший воспитатель в костюме птицы - и сообщает ребятам, что в лесу произошли непонятные перемены: одни птицы улетели, другие остались. Сорока просит ребят помочь ей разобраться, что же случилось в лесу).
- создание игровой ситуации (воспитатель переносит детей в лес - подводит к заранее подготовленному уголку в комнате с макетами деревьев).
- задания с карточками: дети называют животных и птиц, группируют карточки в две стопки.
- загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- проведение беседы о зимовке птиц (почему одни улетают, как другие находят пропитание и переживают холода).
- создание второго сюрпризного момента (старичок Лесовичок прислал ребятам конверт, в нём находятся схемы, по которым можно сконструировать бумажные фигурки зимующих птиц).
- использование аудиоматериала (в качестве фонового сопровождения звучит запись звуков природы - пение и щебет лесных птиц).
«Слон» - загадка:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он
Ну, конечно, это… (Слон).
- использование ватмана с изображением (воспитанники изучают картинку с изображением места обитания слона - море, песок, пальмы, солнце), чтение воспитателем стихотворения:
Ходит слоник невесёлый,
Ждёт напрасно новосёлов.
Окажи ему услугу -
Сделай для слонёнка друга!
(Вот и задание - сделать для слонёнка друзей при помощи техники оригами и прикрепить их на ватман.)
- беседа о прочитанных ранее детьми произведениях, где повествуется о слонах (рассказы Б. Житкова «Слоны», «Как слон купался», стихотворение В. Котаева «Слон», рассказ Р. Киплинга «Слонёнок»).
- рассказывание или чтение воспитателем педагогической сказки о мальчике, который очень любил складывать фигурки из бумаги. ООднажды ему приснилась сказочная страна из бумаги, царь которой был очень грустен - у них не было животных. Мальчик решил проблему бумажного царства при помощи конструирования. И царь прислал ему панно, на котором изображено, как замечательно живётся в стране, где есть птицы, рыбы и звери, только лисичек жителям чудесного царства всё равно не хватает.
- создание игровой ситуации: воспитанники изучают панно с изображением природных объектов, к которому приклеены фигурки животных в технике оригами. Воспитатель предлагает ребятам попробовать свои силы и помочь правителю бумажной страны - сделать для него лисичек из цветной бумаги и прикрепить их на панно.

Подготовка конспекта занятия

Временной план занятия

Длительность занятия составляет не более 30 минут.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия - 5–6 минут.
  3. Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию схемам или проговаривание с ребятами плана действий по конструированию предмета 5–6 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 8–12 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение сложностей во время процесса конструирования (если возникали) 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов занятия 1–2 минуты.

Рассмотрим варианты постановки целей и задач на занятии по конструированию в подготовительной группе в зависимости от используемых воспитанниками приёмов в процессе изготовления поделки на примере конкретных занятий:

Тема Цель Задачи Техника конструирования
«Петушок» Научить делать объёмную игрушку из полосок бумаги. - развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
- вырезание шаблона из листа, сложенного пополам;
- склеивание полосок петелькой;
- подбор полосок по цвету и размеру исходя из замысла.
«Гоночные машины» Научить созданию оригинальной поделки на основе картонной втулки из-под туалетной бумаги. - совершенствование навыков работы с различными материалами;
- обучение созданию продуманной композиции;
- научить придавать выразительность поделке;
- воспитание бережного отношения к природе (использование бросового материала для творческих работ).
- наклеивание на цилиндрический предмет материала способом оборачивания;
- наклеивание деталей по замыслу (колёса);
- вырезание (кабина);
- придание поделке завершённости (раскрашивание).

Конспект занятия на тему «Избушки для зверушек»

Цель Конструирование домиков из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме.
Задачи Развитие пространственного мышления.
Формирование представления о строении деревянного дома.
Закрепление умения складывать бумагу по схеме.
Формирование умения оценивать свои действия.
Материал Цветной картон и бумага, спички, клей и ножницы.
Предварительная работа Чтение сказки «Три поросёнка», просмотр иллюстраций с изображением домов, складывание домиков из счётных палочек и цветной бумаги.
Ход занятия Воспитатель зачитывает начало сказки про трёх поросят и проводит беседу с воспитанниками: помнят ли они, что случилось с героями после, рассуждения о лени. Детям предлагается построить домики из имеющихся в группе материалов.
Изучение схемы конструирования домика: воспитанники пробуют самостоятельно расшифровать схематичные указания, воспитатель направляет ход мыслей, при необходимости поправляет, подсказывает.
Тематическая физкультминутка:
Туки-туки молотком, (Стучат кулачками один по другому.)
Строю, строю новый дом. (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются - дом.)
Будет он большой, как ель, (Соединить пальчики обеих рук и показать окно; развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом.)
Будут окна, будет дверь. (Большие пальцы вверх - дверь.)
Всех в него я поселю: (Ладошки вместе, большие пальцы вверх, как ушки.)
Мышку, зайчика, лису. (Указательный и средний пальцы показывают ушки - заяц. Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут - лиса.)
Воспитанникам предлагается самостоятельно подобрать необходимые материалы и приступить к конструированию.
При необходимости, если дети устали, можно провести подвижную игру «Птички»:
Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Детки бегут на носочках, делая махи руками, словно птички. Сначала обегают маленький круг, вокруг своего стола, затем большой круг и рассаживаются за свои рабочие места.
В конце занятия, дети раскладывают свои поделки на просушку, рассматривают домики и выбирают наиболее ровные и аккуратные.
Воспитатель хвалит детей за старание и активность в проделанной работе.
Все поделки детей оформляются на выставку для родителей.

Программа кружка по оригами

Занятия кружка по оригами проводятся два раза в неделю, длительность занятия 25 минут. Желательно обучение оригами в подгруппах не более чем из 10 человек.

С основными понятиями техники оригами воспитанники могли знакомиться во втором полугодии средней и в старшей группах. В таком случае программу кружка следует составить таким образом, чтобы ведущей формой занятий, направленных на повторение ранее изученных навыков складывания, была коллективная деятельность: создание тематической аппликации с использованием фигурок-оригами, создание предметов для последующей игровой или творческой деятельности (например, для постановки кукольного спектакля, который ребята покажут воспитанником ясельной и младших групп).

Если перед детьми ставятся посильные и соответствующие их способностям задачи, то к окончанию обучения в кружке по оригами они достигнут результатов, достойных будущего первоклассника. На занятиях кружка дети приобщаются к международным культурным ценностям посредством знакомство с древним искусством оригами (в т. ч. с отдельной техникой создания кусудамы). Дети учатся использовать при комментировании действий и толковании схем термины из области геометрии: точка, угол, острый угол, прямой угол, линия, вершины, стороны. Во время складывания фигурки из листа бумаги активизируются рецепторы на кончиках пальцев, в мозг поступают импульсы от нервных окончаних, стимулируется работа зрительного, мыслительного и речевого центров коры.

Тематика занятий по оригами разннобразна и часто связана с жизнью сада, проведения мероприятий или проектной деятельностью. Дети могут создавать украшения для праздников в группе или фигурки для создания композиции ко Дню Победы (складывание пилотки из листа бумаги), Дню космонавтики (ракета) и т. д.
Для кружковой деятельности рекомендовано проведение краткосрочных проектов с привлечением родителей. Совместная творческая деятельность сближает, способствует формированию доверительных отношений между ребёнком и взрослым.

Таким образом, можно сказать, что основная задача кружка по оригами - формирование всесторонне развитой личности у дошкольника. А для воспитанников подготовительной группы занятия в кружке станут хорошей основой для обучения конструирование и моделирования в начальной школе.

Кружок по оригами для воспитанников подготовительной группы

Занятия можно разделить на несколько этапов:

  • Демонстрация образца оригами воспитателем. Ребята рассматривают и анализируют модель: состоит она из одного листа бумаги или из нескольких; какая базовая форма оригами лежит в основе поделки; какие приёмы работы с листом бумаги были проделаны.
  • Изучение технокарты - схемы складывания оригами. В зависимости от уровня способностей воспитанников схему комментирует или воспитатель, или желающие из ребят (воспитатель может задавать направляющие вопросы).
  • Одновременное складывание фигурок. Рекомендуется разбивать воспитанников по парам, чтобы в случае возникновения трудностей у одной из ребят другой мог наглядно продемонстрировать для него необходимые действия и сопроводить их устным объяснением. Следует помнить, что в подготовительной группе прямой показ действий воспитателем проводится в крайне сложных моментах конструирования.
  • Оказание индивидуальной помощи. Проводится воспитателем в тех случаях, если ребёнок стесняется попросить помощи у одногруппников (новенький в коллективе, необщительный, возможно, ребёнок, для которого русский язык не является родным).

Роль воспитателя на занятии состоит в своевременном направлении мыслительной активности воспитанников в нужное русло. Воспитатель поощряет стремление детей к самостоятельности продумывания действий и композиции, побуждает к фантазированию. Оригами - сложная техника, требует большой сосредоточенности и усидчивости, но дети на занятиях являются творцами! Как можно меньше запретов должно быть в кружке по оригами: ребёнок имеет доступ к всевозможным бумажным материалам, если он справился с заданием раньше всех, пусть поищет интересную технокарту, которая может заинтересовать остальных на следующем занятии, дети могут обсуждать варианты коллективных работ, что бы им хотелось совместно сделать.

Картотека тем кружка по оригами

Тема занятия Программное содержание, цели
«Кошечка» Закрепление навыка складывания, повторение базовых форм. Обучение складыванию отдельных частей модели из квадратов. Обучение базовой формы оригами «косынка». Воспитание аккуратности в работе, внимания.
«Подарки малышам» Обучение складыванию модели птиц, корабликов. Воспитание желания заботиться о младших. Упражнение в свободном выборе цвета.
«Двухтрубный корабль» Освоение навыка складывания базовой формы оригами «блинчик». Обучение использованию поделок в игровой деятельности.
«Шляпка» Закрепление навыка складывания поделки из квадрата бумаги. Приучение к точным движениям пальцев при следовании устным инструкциям. Стимулирование создания игровых ситуаций.
«Снегири» Оттачивание приёмов складывания листа в различных направлениях, загибания углов. Обучение выполнения складки. Воспитание бережного отношения к природе и птицам.
«Самолёт для папы» Обучение конструированию бумажной фигурки из двух деталей. Развитие умения следовать инструкциям педагога.
«Птичка» Оттачивание навыка складывания базовой формы оригами «воздушный змей». Развитие навыка самостоятельного толкования схемы оригами. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
«Ветка рябины» Закрепление умения мастерить поделки из базовой формы «стрела». Воспитание аккуратности. Развитие умения следования инструкциям педагога.
«Рыжая лисичка» Закрепление умения складывать квадрат в различных направлениях. Умение чётко следовать устным инструкциям. Развитие навыков декорирования готового оригами.

Фотогалерея: схемы выполнения и примеры работ в технике оригами

Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Пример групповой работы Пример групповой работы Детали аппликации выполнены в технике оригами Кораблик выполнен в технике оригами

Конспект НОД для детей на тему «Поляна с цветами и бабочками»: коллективная работа в технике оригами

Цель совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.
Задачи - знакомство детей с фазами развития бабочки, особенностями её жизнедеятельности;
- активизация познавательной деятельности;
- оттачивание умения создавать из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
- закрепление навыка складывания базовых форм «конверт» и «воздушный змей»;
- развитие глазомера;
- развивать навыки коллективной творческой деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Материалы весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.
Предварительная работа беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.
Ход занятия Создание игровой ситуации: при помощи волшебного колокольчика воспитатель «переносит» детей на весеннюю поляну, где они вспоминаю, каких насекомых знают, перечисляют их отличительные особенности.
Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как гусеница превратилась в бабочку.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.
А на пять - на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель предлагает для бабочки, в которую превратилась гусеница из сказки сделать поляну из бумажных цветов и поселить на ней бабочек-оригами. Следуют устный инструктаж по созданию поделки.
Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая её накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Самостоятельное выполнение воспитанниками задания по конструированию.
Демонстрация и анализ работ, подведение итогов.

Видео: открытое занятие по оригами «Яхта»

Для развития интереса к конструированию из бумаги у воспитанников необходимо подбирать необычные темы для занятий, использовать игровую форму обучения, подбирать для конструирования предметы, которые будут пригодны для самостоятельной игры воспитанников. У детей зарождаются конструкторские навыки, они увлечённо продумывают образ модели и способы её создания, и большое удовольствие им доставляет выбор материалов для воплощения своих идей - следите, чтобы у воспитанников была возможность этого выбора. Шаблоны для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Схема конструирования предметов из бумажных полосок (техника плетения) Работы воспитанников подготовительной группы Работы воспитанников подготовительной группы Работы воспитанников подготовительной группы Композиция из бумажных моделей Работа воспитанников подготовительной группы Коллективная работа по конструированию из бумаги Работы воспитанников подготовительной группы Работы воспитанников подготовительной группы Работы воспитанников подготовительной группы Идея для конструирования из бросового бумажного материала Работы воспитанников подготовительной группы Работа воспитанников подготовительной группы

Видео: занятие по конструированию из бумаги

Видео: инструкция по созданию оригами «Пианино» для детей 5–7 лет

«Гадалка» - это не только бумажная модель, но ещё и предмет для развлекательной деятельности дошкольников.

Видео: инструкция по созданию оригами «Гадалка»

Видео: мастер-класс по складыванию лодочки в технике оригами

Видео: мастер-класс «Снежинки из фантиков для конфет»

На занятиях конструитированием из бумаги в подготовительной группе детского сада осуществляется развитие пространственного и конструктивного мышления детей. Они учатся анализировать постройку, выделяя геометрические формы в основе конструкции. Развивается способность планирования: мысленно ребёнок может представить модель поделки, которая соответствует требованиям задания, а также представляет, какими способами можно воплотить замысел. Всё это является важными факторами при формировании учебной деятельности, которая станет основной в начальной школе.

Занятия по конструированию оказывают и продуктивное влияние на формирование личностных качеств будущего первоклассника. Работа с бумажным материалом, мелкими деталями воспитывает усидчивость, терпение и аккуратность. Во время занятий по конструированию в подгруппах и созданию коллективных проектов из бумаги и картона воспитанники учатся позитивному взаимодействию: помогают друг друг объяснением технокарт, одновременным показом и устным комментированием выполняемых действий.

Конструктивная деятельность дошкольников носит игровой характер, но закладывает необходимые для дальнейшего развития способности к ручному труду и формирует личностные качества.

в подготовительной группе Цель занятия

(программные задачи)

1. Научить детей делать птиц с помощью конструирования из бумаги «оригами»; закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»); продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.

2. Развивать мелкую моторику рук; связную речь; творческую фантазию;

3.Воспитывать желание дополнять изображение выразительными деталями; аккуратность в складывании и наклеивании деталей; отзывчивость и дружелюбие; гордость за собственную работу;

Используемые образовательные программы

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Предварительная работа с воспитанниками

Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц». Разучивание с деть правил оригамистов.

Дидактическое обеспечение занятия

1. Аудиозапись «Звуки зимней природы», произведение «Декабрь» из цикла «Времена года» муз. П.И.Чайковкий; конверт со схемами «оригами»;

2. Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).

3. Раздаточный материал (на каждого ребёнка) : схемы складывания оригами, квадраты разных цветов и размеров (10х10) и (7х7); ножницы; клей для украшения работы аппликацией;

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

(Звучит произведение «Декабрь» из цикла «Времена года» муз. П.И.Чайковкий дети рассаживаются на места, в это время влетает Сорока, трещит…)

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

С: Ой, здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуй, Сорока!

В: Что случилось, Сорока?

С: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

В: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Дети поможем сороке?

Д: Да!

В: А давайте произнесем волшебные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!» и окажемся на лесной опушке

(Вместе с детьми произношу слова, дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Звуки лесной природы»)

В: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает (обращаю внимание детей на доску, где весят картинки с изображением животных и птиц) , ласково так привечает? (дети их называют)

В: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Д: Дикие животные.

В: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Д: Зимующие птицы.

В: Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

Д: Да

(загадываю детям загадки о зимующих птицах, по комнате развешаны картинки этих птиц. Дети находят картинки загаданных птиц и прикрепляют их на мольберт)

1. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

3.Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

В: Какие это птицы?

Д: Зимующие.

В: Почему они так называются?

Д: Потому что остаются зимовать в лесу, и не улетают на юг как другие птицы.

В: Верно, ребята скажите, а какая зима?

Д: Зима суровая, вьюжная, морозная.

В: Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

(Дети размышляют над данным вопросом, по очереди высказывая свой вариант ответа)

В: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

В: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

(Дети высказывают свои предположения)

В: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?

В: Воробьи питаются зёрнышками, крошками. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны питаются очистками, остатками пищи. Вот теперь ребята вы знаете чем можно покормить зимой птиц.

С: Ой, а что это за конверт лежит?

В: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

(Из конверта достаю схемы для оригами зимующих птиц)

В: Ребята, старичок Лесовичок прислал нам схемы, по которым мы можем сделать зимующих птиц.

(рассматриваю с детьми схемы изготовления птиц уточняю с детьми основные приемы складывания оригами)

В: Ребята, я сейчас произнесу заклинание и мы свами окажемся в мастерской Волшебного квадрата (произношу закленания) «эники беники в мастерскую воратику»

В: Ребята посмотрите мы с вами оказались в мастерской Волшебного квадрата. Посмотрите какие нам схемы прислал старичок Лесовичок. (показываю детям схемы, и поэтапно разбираю как сделать снегиря, воробья, ворону)

В: Ребята посмотрите на схемы и давайте внимательно разберём как нужно правильно сделать снегиря и воробья

Для начала согните квадрат двухцветной бумаги треугольником так, чтобы чёрный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Проверьте результат (схема 7).

В: А теперь внимательно посмотрите как сделать ворону

Сначало нужно сложить базовую формы «воздушных змей» переверните на другую сторону (схема 1).

Короткие стороны согните к линии перегиба (схема 2).

Переверните работу (схема 3).

Опустите верхний угол (схема 4).

Верните угол на своё место (схема 5).

От намеченной линии отогните углы (схема 6).

Согните фигурку пополам. Поверните фигурку (схема 7).

Перегните угол (схема 8).

Вогните угол по линии перегиба (он должен сильно выходить за пределы фигуры) (схема 9).

Захватите один слой бумаги и опустите боковую сторону треугольника на нижнюю. Таким же образом сделайте крыло с другой стороны (схема 10).


(Вспоминаю с детьми правила оригамистов)

В: Ребята скажите какие два самых важных правила оригамистов вы знаете?

Д: держи фигурку так, как она нарисована на схеме;

Сделал сам – помоги соседу.

В: Верно молодцы, а теперь перед началом работы разомнём наши пальчики (провожу с детьми пальчиковую игру)

Пальчиковая игра.

Много могут пальчики –

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Вы готовы? Начинаем.

В: А теперь приступаем к работе

(Дети самостоятельно по схемам складывают поделку. Во время выполнения подделки детьми слежу за выполнение работы, помогаю, подсказываю, поощряю)

В: Молодцы, ребята! Давайте посадим птиц в кормушку и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда увидит, что все птицы на своих кормушках сидят.

(дети ставят свои работы на выставочную зону сделанное в виде дерева с кормушками)

В: А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли голуби и воробьи, хотите, я вас научу?

Д: Да

В: Сорока, давай играть вместе с нами.

(провожу с детьми физкультминутку «Голуби и Воробей»)

Физминутка «Голуби и Воробьи»

Среди белых голубей (Дети идут по кругу,

изображая Голубей)

Скачет шустрый вороб ей. ( в центре один ребенок –

Он скачет как воробей)

Воробушек – пташка, (Дети встают лицом в

Круг идут ставным шагом.)

Серая рубашка. «Воробей» пытается

Откликайся, воробей, «вылететь» из круга;

Вылетай-ка, не робей «Голуби взявшись»

За руки, не пускают его)

В: Птиц вы порадовали, в домики рассадили, давайте теперь угостим Сороку семечками, ей тоже будет нелегко зимой.

(Дети угощают Сороку семечками.)

С: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Д: до свидания, прилетайте к нам еще

(Дети прощаются с Сорокой)

В: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем наши заклинания и вернёмся в детский сад. «Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!». Вот и вернулись мы с вами в наш любимый детский сад

(Подвожу итог занятия)

В: А мне понравились каких птичек сделали Даша и Костя: они были аккуратными, красивые, и украшенные. Молодцы. А Кариму нужно в следующий раз не торопиться – тогда получится работа поаккуратнее. Вы очень старались сегодня. Особо хочу похвалить Милену, Салавата – они были очень внимательными активными, и правильно отвечали на вопросы. Назиля тоже молодец, активно участвовала в беседе.

В: Ребята, наше занятие подходит к концу. Вам оно понравилось?

Где мы сегодня были?

Каких птиц вы повстречали в лесу?

Как можно назвать их одним словом?

Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

Кого угостим рябиной? Семечками? Кусочком яблока? (ответы детей)

В: Мне тоже понравилось занятие. Вы все сегодня себя хорошо вели, были умницами, активными и внимательными. Спасибо! До новых встреч!

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами.
Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку.
Содержание программы
  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
  3. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на её основе.
  4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
  5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелёк).
  6. «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой «Треугольник».
  7. «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
  8. «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
  9. «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
  10. «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
  11. «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
  12. «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
  13. «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
  14. Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.
  15. Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  16. «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей - модулей.
  17. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  18. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
  19. «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
  20. Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.
  21. «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
  22. «Подводная лодка». На основе базовых форм путём сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
  23. Создание композиции «В море», подготовка её к выставке.
  24. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  25. Создание композиции «Бутоны роз» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  26. «Подснежник» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  27. «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
  28. «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путём захвата маленького треугольника без использования базовых форм.

воспитатель МАДОУ № 252, г. Казани

Цель: Расширять представления детей о природном окружении. Конкретизировать знания детей о сезонных изменениях в растительном мире. Развивать художественно-творческие способности, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей экологически-грамотное отношение к природе.

Задачи:

Учить детей создавать образ зимнего дерева (заснеженного дерева) используя природные и хозяйственно-бытовые материалы.

Развивать творчество, воображение, пространственное виденье, мелкую моторику, речь.

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её и заботиться о ней.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за деревьями в разное время года, разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза», рассматривание иллюстраций о зиме, рисование заснеженной берёзы красками, аппликация «Зимнее дерево», д/настольно-печатные игры: «Составь дерево», «С какой ветки детки?», «Что сначала, что потом?». Д/подвижные игры «Найди дерево по листу», «Беги к дереву, которое назову».

Оборудование: веточки деревьев, заготовки из капсул киндер сюрпризов, пластилин, вата, бумажные салфетки белого цвета, клей, кисточки, тканевые салфетки – всё по количеству детей.

Мультимедийная презентация «Деревья зимой», мяч, аудиозаписи мелодий для релаксации.

Ход ОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку и если вы её отгадаете, то узнаете о чём мы сегодня будем с вами беседовать.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.(Дерево)

Воспитатель: Да, это дерево! И сегодня мы с вами не только поговорим о деревьях, но и попробуем сами смастерить маленькие деревца! Но сначала хотите поиграть?

Д/игра с мячом «Доскажи словечко». Задача: упражнять в подборе качественных прилагательных к существительным.

Ход игры: воспитатель, передавая мяч ребёнку задаёт вопрос «Зима какая?», «Деревья зимой какие?». Дети должны называть прилагательные, передавая мяч.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы очень много сказали о том какой бывает зима и какими могут быть зимой деревья. А давайте посмотрим, полюбуемся красотой зимних деревьев.

Просмотр презентации «Деревья зимой»

Во время просмотра слайдов, в ходе беседы воспитатель закрепляет с детьми названия деревьев, сезонные характеристики. Обращает внимание на красоту заснеженных деревьев.

Самостоятельная художественно-творческая работа:

Воспитатель: Вам понравились зимние деревья? А хотите сами смастерить такие? Как вы думаете, что нам для этого понадобиться?

(Дети перечисляют материалы, лежащие на столах и с помощью воспитателя, определяют какой предмет, как можно использовать).

Воспитатель: ребята, вы обратили внимание, что мы будем использовать только половинку капсулы от киндера сюрприза? А как она может нам пригодиться?

Правильно, из неё можно сделать подставку для нашего дерева. Если вы внимательно посмотрите, то увидите отверстие в верхней части капсулы, зачем оно нужно? (Вставить веточку). Вставьте веточки.

(Дети выполняют задание и в процессе обнаруживают, что ветка качается и вся конструкция получилась не устойчивая).

Воспитатель: ребята, чем можно закрепить веточку и сделать капсулу не подвижной? (Кусочек пластилина засунуть внутрь капсулы, а затем воткнуть веточку).

Воспитатель: из чего можем сделать снег? (Из ваты и бумажных салфеток)

Воспитатель: старайтесь отрывать тонкие кусочки ваты и салфетки, чтоб ваше дерево казалось окутанным пушистым снегом. Промазывайте всю веточку клеем, а затем прикладывайте кусочки ваты или салфетки. Начать обклеивать веточки лучше с верхних веток.

(При обсуждении воспитатель напоминает детям, что для таких поделок можно использовать только опавшие ветки деревьев, и не в коем случае нельзя ломать ветки с дерева.

Во время выполнения работы детьми, звучит спокойная музыка. Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает советом, если есть необходимость).

Заключительная часть: Ребята, давайте из всех наших деревьев сделаем заснеженный лес. (Дети выставляют все деревья в одном, заранее подготовленном месте).

Воспитатель: ребята, вам нравятся наши заснеженные деревья? Какими они получились? Давайте вспомним стихотворение, в котором очень красиво говорится о зимнем дереве. Как оно называется, и кто его написал? (С. Есенин «Белая берёза»). Кто хочет его прочесть?

(Дети читают стихотворение).

Анализ деятельности: ребята, вам понравилось самим делать деревья? А что было для вас самым трудным? А что было легко? Что бы вы ещё хотели смастерить для нашего зимнего леса?

Программное содержание :

1. Познакомить детей с техникой киригами, которая предполагает использование ножниц для создания фигурок из бумаги.

2. Учить детей выполнять поделку, используя схему.

3. Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление.

4. Закреплять навыки работы с ножницами.

5. Воспитывать самостоятельность.

Материалы к занятию : белые листы бумаги для детей форматом А4,ножницы, схема поделки, шаблоны.

Ход занятия .

(дети сидят на ковре вокруг воспитателя)

В.- Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на занятии, нужно сначала отгадать загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …(снеговик)

В. - Правильно, это снеговик. Давайте послушаем ещё несколько загадок о нём.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

В. - Ребята, в какое время года мы с вами лепим снеговиков?

Д. - Зимой.

В. - А что с ними случится, когда придёт весна?

Д. - Снеговики растают.

В. - Правильно, они растают, и мы все будем скучать по нашим зимним забавам.

В. - А как вы думаете, сможем ли мы как-то сохранить частичку зимнего дня в нашей памяти? Как?

Д. - Сфотографировать, нарисовать рисунок, сделать аппликацию и т.д.

В. - Сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру снеговика из бумаги, используя новую технику - киригами. Киригами - это разновидность оригами. Зародилось это искусство в Японии всего 30 лет назад. Для киригами используется бумага или тонкий картон. На них делаются разрезы и затем складываются сложные фигуры. Эта техника широко используется в изготовлении открыток, в дизайне интерьеров, в подарочном бизнесе.

В. - Наше знакомство с киригами начнётся с простых схем. Сейчас мы сядем за столы и начнём работу.

(Воспитатель показывает схему и объясняет порядок работы)

Физкультминутка :

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Повороты вправо-влево, руки на поясе

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом - левой.

Идут по кругу, взявшись за руки.)


Top