Нефтяные камни на карте гугл. Единственный в мире

Нефтяные Камни - посёлок городского типа в Азербайджанской части Каспийского моря, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Он расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг так называемых Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря - еще задолго до открытия этого месторождения нефти ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. РайонНефтяных Камней начали изучать уже с1859года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Из истории

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акваторииНефтяных камней была осуществлена в1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения "Азнефтеразведка" С.Оруджев, осторожноприблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Начиная с этой даты, начались масштабные геологические исследования района Нефтяных Камней. Строительство самого поселка началось в 1958 г. Тогда были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и другие необходимые бытовые и технические объекты. К 1960 году там было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2-х газо-мазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2-х подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщение.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из1 -й в мире скважины №71 , построенной в1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в1932-1933 годах, были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

В настоящее времяНефтяные Камни - это более200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более160 млн тонн нефти и13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до5 тонн нефти в сутки.

Подготовил Рауф Гасанлы


(азерб. Neft daslari) – посёлок городского типа (Азербайджан) в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Поселок расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней – каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря.

Окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.




Нефтяные Камни – это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и Азербайджане в частности. в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945 – 1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966 – 1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5 – этажных общежития и один 9 – этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976 – 1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5 – этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.




Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» – это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи – той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

Это живой монумент подвигу сотен моряков – нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Человеческий феномен «Камушков» нашел свой след не только в документальном кино. Это и "Песня мужества" Кара Караева – гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр – улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова – да разве все перечислишь... И всех нас влекла на Камни не нефть – влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм, и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение – еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых – геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик – Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир – Бабаева и многих других.


Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби – Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас – Баил лиманы) из 1 – ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932 – 1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби – Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м? и длину 55 м.
Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители – вышкомонтажники, инженеры – буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90 – х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих – 421. Среднесуточный уровень добычи – 1800 – 2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90 – х гг. здесь работало 2000 чел.
В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни – это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.
На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно – направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.
В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес – 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.
25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20 – дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60 – летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда – нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где – нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.

Среди огромного количества удивительных мест нашего Земного шара достойное место для внимания современных людей, занимает морской город Нефтяные Камни. Это посёлок городского типа, который располагается в Азербайджанской части Каспийского моря, всего в сорока двух километрах от Апшеронского полуострова. Устроен такой городок на металлических эстакадах, которые были возведены в 1949 году, благодаря тому, что тут началась добыча «чёрного золота» с морского дна, вокруг Чёрных камней – это уникальные каменные банки, которые чуть-чуть выступают из-за поверхности воды. Ещё задолго до того, как в данной местности была открыта нефть, учёные стали замечать, что в Каспийском море есть скалы, покрытые нефтяной плёнкой. Их изучение стартовало в 1859 году.

Нефтяные камни город в море окружают каменные рифы, между которыми есть надводные, а также подводные камни. Также недалеко от этого места располагаются Южная и Северная гавань, они были созданы с помощью затопленных суден. Также здесь имеются буровые вышки, которые между собой эстакадами, именно на них присутствует поселок рабочих нефтепромыслов. Данный населённый пункт считается самым восточным в Азербайджане.

По большому счёту, Нефтяные Камни – это уникальное место, которое считается одним из самых выдающихся событий во время развития нефтяного дела страны, где располагается данный посёлок. К тому же, этот город является одним единственным во всём мире, так как находится и сооружен на сваях. За небольшой промежуток времени, в открытом море, всего в ста километрах от берега были сооружены достаточно масштабные морские промыслы, которые оснастили лучше, по тем стандартам, техникой. К тому же Нефтяные Камни считают столицей Каспийского шельфа.

История возникновения города… Главным инициатором, который предложил добывать нефть с морского дня является В.К. Згленицки – горный инженер. В 1896 году он решил обратиться в горный департамент Баку с просьбой, позволить ему пробурить скважину в Биби-Эйбатской бухте. К такой просьбе инженер приложил проект, в соответствии с которым предполагалось возведение сооружения, которое являлось водонепроницаемым помостом, вы сотой до четырёх метров над уровнем моря, с наличием специального пуска для добывания нефти. Также исходя из проекта, предусматривалось наличие специальной баржи, которая бы отличалась грузоподъёмностью до двухсот тысяч тонн, с помощью которой можно было бы с лёгкостью доставить нефть на берег. Но правительство отклонило просьбу, но признало, что дно моря является нефтеносным.

Самые первые работы, благодаря которым происходило изучение геологической структуры акватории Нефтяных камней, происходили в 1946 году с помощью экспедиции, направленной от Академии Наук страны. В результате, учёным удалось обнаружить немалые запасы нефти.

В 1948 году, четырнадцатого ноября на небольшую группу островков было высажено несколько геологов, нефтяников и монтажников. Именно они осуществляли первые производственные объекты, располагаемые на сваях. Затем тут были построены первые буровые установок, а также домик для бригады.

И, после того, как была монтирована первая буровая установка, начались, достаточно мощные геологические исследования района Нефтяных Камней. Что касается возведения самого посёлка, всё началось в 19585 году. В то время соорудили две большие электростанции, с мощностью в 250 киловатт, очистные установки, нефтесборные пункты, больница, шестнадцать двухэтажных домов, баня, а также многие другие объекты. Самое удивительное, что к шестидесятому году, тут уже начал свою работу Бакинский техникум нефтяников. А с 1966 по 1975 года возвели лимонадный цех, хлеб завод, два общежития с пятью этажами, а также жилой комплекс в девять этажей. Со временем в этой местности разбили живой парк.

Современный город Нефтяные Камни очень развит. Он состоит из более двухсот нефтяных платформ, а протяжность переулков, улиц данной местности достигает трёхсот пятидесяти километров. За прошлые годы, тут добыли больше ста шестидесяти миллиона тонна нефти, а также около тринадцати миллиардов метров кубических нефтяного газа. Сегодня здесь действует около четырёхсот скважин.

О.БУЛАНОВА

СССР сегодня не вызывает у большинства населения положительных эмоций. И заслуженно. Однако надо признать, что в те времена было создано много уникальных технических проектов. Один из таких проектов — Нефтяные Камни, целый город в море. За весьма короткий срок он был возведен в открытом море, примерно в 100 км от берега, и представляет собой крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой.

Сегодня Нефтяные Камни считаются «столицей» Каспийского шельфа. Но это не вторая Венеция — город на островах, отнюдь. Это город на сваях. Хотя один остров, но искусственный, на Нефтяных Камнях есть. Причиной создания этого уникального технического чуда была, конечно, добыча нефти. Наверное, не очень большой ошибкой будет сказать, что впервые человечество познакомилось с нефтью на Абшеронском полуострове.

Безусловно, выходы нефтеносных слоев на поверхность встречаются и в других регионах мира, но везде рядом с ними существовали вполне развитые цивилизации. В случае же с Абшероном мы имеем вполне сложившуюся цивилизацию. Нефть с Абшеронского полуострова через Персию доставляли еще царям Вавилона, правда, не как горючее, а как косметическое средство — для принятия ванн, а то и вовсе для принятия внутрь — в качестве «эликсира жизни». А вот в Древнем Египте ту же нефть, возможно, использовали как «эликсир смерти» — она могла входить в состав для бальзамирования умерших. Но, в основном, использовались различные производные нефти — битумы и асфальты — еще 8 тысяч лет назад в качестве строительного материала, кстати, и в том же Вавилоне — как связующее при возведении городских стен.

Собственно и само слово «нефть» имеет ближневосточные корни — оно происходит от персидского слова «нефт», «нафт». Ближе к нашей эре нефть уже стали использовать как горючий материал, но особого распространения этот способ не получил. Дело даже не в том, что «сжигать нефть все равно, что топить печку ассигнациями», а в том, что уж очень вонючий дым при этом получается. Другое дело — война. Тут уж не до благоуханий. Тут и «греческий огонь» сгодится. Доподлинно неизвестно, из чего состояла эта горящая смесь, обрушиваемая на противника, но то, что в ее состав могла входить нефть, очень вероятно.

Этот самый «греческий огонь» использовали за несколько столетий до н.э. и вплоть до Средних веков, когда ему на смену пришла артиллерия и огнестрельное оружие. Собственно после этого интерес человечества к нефти был утрачен и ее воспринимали скорее как некую экзотическую субстанцию, суть которой как нельзя лучше отражает тогдашнее ее русское название — «минеральное масло». Лишь с развитием науки примерно к середине XIX века нефть, наконец, научились разделять на составные части — фракции.

И сколько в них оказалось всего нужного и полезного! Тут тебе и керосин, и парафин, и многое другое. Недаром, поняв, какие сокровища скрыты в нефтеперегонке, Дмитрий Иванович Менделеев и произнес приведенную уже выше фразу: «Сжигать нефть все равно, что топить печку ассигнациями». И когда человечество осознало истинную ценность нефти, началась настоящая нефтяная лихорадка. Кстати, впервые в мире скважина по добыче нефти была сооружена все на том же Абшероне — в 1848 году (хотя китайцы утверждают, что это сделали они и аж в 347 году, но это сомнительно). Конечно, скважиной в современном понимании она не являлась — это был обычный колодец, из которых нефть с небольшой глубины тогда черпали на окрестных месторождениях.

А где и когда появилась первая в мире первая буровая платформа на море? В 1949 г., в Азербайджан, в 40 км от Абшеронского полуострова, месторождение называлось… Нефтяные Камни. Этот факт зафиксирован даже в Книге рекордов Гиннеса.

Как же возникли Нефтяные Камни?


Все началось в 30-х гг. Молодая страна на пути к «светлому будущему». Полным ходом идет индустриализация. В Америке — Великая депрессия, и Советский Союз скупает у них по дешевке новейшие технологии и даже целые заводы. На заводах выпускают машины, трактора, самолеты, танки. И всему этому нужно топливо. Бензин, в крайнем случае солярка. Единственное место, где ведется нефтедобыча и нефтепереработка, чтобы получить ценнейшее топливо, — это Азербайджан, Абшеронский полуостров. Были, безусловно, месторождения и на Северном Кавказе, и в Башкирии, но это капли в море бакинской нефти. Если перефразировать товарища Саахова из «Кавказской пленницы», то Украина — всесоюзная житница, Кавказ — всесоюзная здравница, а Баку и Северный Кавказ… всесоюзная бензоколонка.

Так что ничего удивительного в том, что лучшие ученые, лучшие инженеры, лучшие рабочие, занятые в нефтедобыче и нефтепереработке, были выходцами из этих регионов. И не удивительно, что в 40-е гг. за эти месторождения разгорались самые кровопролитные бои Второй Мировой войны. Гитлер рвался и к Грозному (фашисты не дошли совсем немного — были остановлены под Малгобеком и Орджоникидзе), и далее к Баку, Ирану и Ираку, нефтедобыча в которых обеспечивала топливом войска союзников, в первую очередь, англичан. К счастью, планам Гитлера во всех отношениях не удалось осуществиться. Но этих месторождений для нужд советской страны не хватало, и решено было искать новые и развивать старые. Однако в окрестностях Баку уже все изрыто настолько, что нефтяные качалки чуть ли не друг на друге стоят.

А партия требует… А Абшерон не резиновый… И решено было выйти за пределы Абшерона — в море. Но не просто в море — куда ткнет палец партийного начальника, а на уже известное место Черные Камни (Гара Дашлари) — небольшую гряду еле выступающих над поверхностью Каспийского моря скал. Вообще-то таких скал в этой части Каспия полным- полно, но Черные Камни — самые интересные. Да и название их — «черные» — тоже не просто так появилось: давно было подмечено, что и их поверхность, и вода вокруг них — черная от сочащейся с глубины нефти.

Ну, а дальше — дело техники. Хотя какая тут техника — в открытом море нефть еще никто не добывал… Впрочем, тема добычи нефти со дна морского была поднята еще в XIX в. Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В.К. Згленицкий, который 3 октября 1896 г. обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте.

К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег.

Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации. Прошло ровно 50 лет, и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция Академии наук АзССР. Именно она выяснила, что разливы нефти в этом районе не случайны — под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Через два года подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни (тогда они еще именовались так), с буксира «Победа» высадился первый десант нефтяников.

Интересно, что возглавлял этот десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР. В группу входили многие известные нефтяники: начальник объединения «Азнефтеразведка» Сабит Оруджев, геолог Ага Курбан Алиев (он удостоен на Нефтяных Камнях отдельного памятника) и специалист по буровым работам Юсиф Сафаров. Характерно, что все они были азербайджанскими специалистами — этот регион стал поистине кузницей кадров для нефтяной промышленности всего СССР. Ну и, разумеется, в состав десанта входили строители буровых вышек и инженеры-буровики.

Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения — людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое — создать искусственный «остров погибших кораблей», точнее — специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и частично затопили его — чтобы не уплыло куда-нибудь. А во внутренних помещениях обустроили спальные и рабочие места.

Уже летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово, и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины, да еще в каком количестве — суточный дебит этой скважины составлял 100 т! В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю. В наши дни та первая скважина не работает, но посмотреть на нее можно — она превращена в мемориал, одну из главных и чтимых достопримечательностей поселка.

Поскольку опыт с «Чвановым» оказался удачным, перед бурением второй скважины к ней привели еще несколько списанных кораблей, которые и превратили в искусственный остров, условно называемый «Остров семи кораблей». Именно с этого момента можно отсчитывать «сухопутную» историю Нефтяных Камней. К сожалению, до нашего времени ни одно из тех судов не сохранилось — позже они послужили фундаментом и начальной точкой насыпной дамбы с бетонной подушкой, создание которой позволило построить на Нефтяных Камнях многоэтажные дома.

К еще большему сожалению, в числе других отслуживших свой век судов был затоплен и танкер «Зороастр» — самый первый в мире танкер, построенный по инициативе и чертежам Нобелей. Его можно было превратить во вторую «Аврору», в музей, но не превратили… Хотя, с другой стороны, это очень символично: первый в мире танкер послужил фундаментом для первого в мире нефтяного города на воде… Скважина на «острове семи кораблей», вторая по счету на Нефтяных Камнях, бурилась с конца 1949 г., а в первой половине 1950-го уже дала нефть. Причем ее количество немногим уступало количеству из первой скважины.

Стало ясно, что ученые не ошиблись, и что ставка на морское дно оказалась верна. Было принято принципиальное решение — переводить Нефтяные Камни из стадии разведки в стадию промышленной добычи нефти. Уже в феврале 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, стал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. В том же 1951 г. большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени. Два металлических искусственных острова из «погибших кораблей» было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях.

Чуть позже на «острова» кораблями завезли полмиллиона кубометров скальных глыб и песка, вокруг соорудили волноломы и причалы. Строительство эстакады началось в 1952 г. и, по сути, не прекращается и поныне — хотя тех островов уже давно нет, но месторождения открывались то тут, то там (всего на Нефтяных Камнях пробурено около 2000 скважин, из них около 400 дают нефть) и практически все они соединены между собой.

Общая длина надводных эстакад Нефтяных Камней насчитывает уже многие сотни километров. Доходит до смешного — к примеру, чтобы забрать нефтяников с какого-нибудь удаленного объекта, проще послать за ними вертолет, чем машину. Встал вопрос о том, что делать с добытой нефтью — танкерами вывозить неудобно, да и не всегда можно — ведь каменную гряду никто не отменял, а пробить дыру в днище танкера никому не хотелось.

Решение оказалось простым — построили 78-километровый трубопровод к Абшеронскому полуострову, правда, это случилось лишь в 1981 г. К концу 50-х Нефтяные Камни представляли собой уже довольно крупный рабочий поселок — с двумя электростанциями, котельной, баней, медпунктом, не говоря уже об инфраструктуре по добыче и транспортировке нефти. Для рабочих были построены 16 двухэтажных деревянных бараков (остатки самого старого барака, сданного в эксплуатацию 3 марта 1949 г., и сейчас можно увидеть под названием «первый дом»).


Пожалуй, единственной серьезной оставалась проблема доставки рабочих на вахту. К максимально близкой точке на краю Абшеронского полуострова — острову Артем (ныне Пираллахи), подвели железнодорожные пути и пустили по ним электричку из Баку (сам остров соединили с материком дамбой). Неподалеку разместилось и управление разработкой месторождения, и небольшой морской терминал. Время перехода по морю составляло 3 часа. Чуть позже морское сообщение наладили прямо с морвокзала Баку на теплоходе «Андога», но все же плавание было крайне утомительным (8-9 часов), особенно в плохую погоду (12- 13 часов). В шторм же оно вообще прекращалось.

Кстати, о непогоде… Вообще-то этот район Каспийского моря относительно спокойный, тем страшнее те редкие катаклизмы, что все-таки происходят. Первым из таких был ледоход зимы 1953 г.: огромная масса льда в северной части моря откололась и начала дрейфовать на юг. Она могла просто смести Нефтяные камни! Льды бомбили и посыпали угольным порошком. Но это не помогало, погиб даже промысловый катер со всей командой, некоторые эстакады в море. «Ледовое побоище» продолжалось две недели, военные пускали в ход толовые шашки. На Нефтяных Камнях была объявлена эвакуация, нефтяные скважины было приказано заглушить.

Наблюдать за предстоящей неизбежной катастрофой остались лишь немногие специалисты. И тут случилось чудо — иначе это назвать невозможно: ветер, много дней дувший с востока, мгновенно стих, а потом, быстро набирая силу, задул с запада. Льды остановились ненадолго и поплыли туда, откуда пришли. В это время резко потеплело, и они растаяли, не дойдя до месторождений, которым нанесли огромный урон. Этот случай дал серьезный повод задуматься о безопасности морской нефтедобычи.

Однако фактически противопоставить стихии на тот момент было нечего, что привело к самой трагической странице в истории Нефтяных Камней. Предыстория такова. Когда начали проектировать платформы и эстакады, встал вопрос, на какую высоту их поднимать. По данным на то время, высота волн у берегов не превышала 4 м. Исходя из этого, сооружения нефтепромыслов поднимали на высоту 6,5 м. В первые годы разработки шельфа такой высоты хватало, но когда глубина моря, где шло строительство, достигла 8-9 м, штормы стали заливать эстакады и площадки.

Решить проблему поручили Государственному океанографическому институту им. Н.Зубова, чьи сотрудники прибыли на Нефтяные Камни в 1956 г. Наблюдения начались, и надо же такому случиться, что именно в этот год на Каспии произошел самый мощный шторм за всю историю наблюдений, после которого установили новый норматив высоты свай не менее 11,6 м.

Случилось это 21 ноября. Из двух бригад, буривших скважины, одна чудом уцелела, а другая погибла вместе с площадкой. Было уничтожено около 4 км морских эстакад, 8 приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Цена того шторма — гибель 21 нефтяника. Эта трагедия настолько поразила воображение, что один из первых памятников на Нефтяных Камнях установили именно в честь этих жертв (в 2000-х годах он был заменен на более внушительный). Этот мемориал в виде двух сочлененных стел, с доской, на которой приведены имена всех погибших.

Кстати, памятников на Нефтяных камнях несколько, все они расположены в своеобразном парке. Есть бетонный монумент нефтяникам. Конечно, до лучших представителей советского монументального искусства ему далеко, но все же мощь наступающих на море четверых мужчин и одной женщины и решимость отобрать у него «черное золото» как-то завораживает. За скульптурной группой большая бетонная стена с барельефами, посвященными главным профессиям работников Нефтяных Камней — геологам, инженерам, строителям, бурильщикам и пр.

Напротив монумента нефтяникам стоит памятник чуть поменьше — работникам Нефтяных Камней, которые ушли добровольцами и стали жертвами Карабахского конфликта. Чуть южнее от мемориала погибшим в 1956 г. в наше время был установлен памятник Ага Курбану Алиеву — как написано на монументе «легендарному геологу, открывшему месторождение «Нефтяные Камни»».

Многие отмечают, что это из наиболее впечатляющих памятников: облицованная камнем плита с барельефом идущего сквозь волны, обдуваемого ветром мужчины, за спиной которого видны нефтяные вышки. Никакой особой помпезности, но, как говорится, «что-то героическое в этом есть». На самой южной окраине парка — впечатляющий памятник Гейдару Алиеву (автор — народный художник Азербайджана, академик Омар Эльдаров). Памятник одновременно скромный и торжественный. Рядом — музей Гейдара Алиева.

Но вернемся к истории. В 1958 г началось строительство поселка. Были построены две электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 г. было построено здание Бакинского нефтяного техникума. Новый виток в развитии поселка пришелся на 60-е гг. В те времена Нефтяные Камни по праву считались гордостью СССР. Дело даже не в том, что это месторождение давало до 60% всей добытой в советских морях нефти, а в том, что это было поистине передовое достижение советской науки и техники.

Не случайно Нефтяные Камни даже посетил Никита Хрущев. Случилось это в 1960 г. Рассказывают, что он восхищался, как ребенок: советские люди покорили море! После митинга и обеда Хрущев стал выслушивать жалобы на бытовые условия и на транспортные проблемы. И Хрущев распорядился о создании специального вертолетного отряда — по тем временам весьма прогрессивного средства передвижения. Тогда же было решено вместо деревянных бараков начать строительство нормальных многоэтажных панельных общежитий. На острове Артем был организован настоящий вертодром и туда-сюда засновали МИ-4. А под строительство многоэтажек начали бетонировать площадку — ведь ставить многоэтажки на сваи хоть и можно, но не в открытом же море.

И к 70-м гг. Нефтяные Камни обрели уже более-менее современный облик, к 1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, двух газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, двух подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды.

По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения. Последние капитальные жилые строения в советское время появились к середине 80-х. На Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров.

На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на Нефтяных Камнях, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т.д. На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР.

А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов. В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность «улиц» и «переулков» этого города в море достигает до 350 км. На магистральных эстакадах проложены асфальтированные дороги. Они однополосные, но через определенные промежутки или у каких-то важных технологических конструкций имеют «карманы» — для парковки или для того, чтобы встречные машины и люди могли разминуться.

Кстати, находится на эстакадах без защитной каски запрещено. Может быть благодаря различным подобным строгостям, на Нефтяных Камнях низкий уровень производственного травматизма. Нефтяные Камни — настоящий город с развитой инфраструктурой. Есть больница (со своей каретой «Скорой помощи»), футбольное поле, парк, Дом чая — в условиях «сухого закона» это единственное кафе, где можно хорошо провести время, хотя его мало — рабочая смена длится 10-12 часов.

В таком режиме нефтяники работают две недели, затем отправляются на материк — отдыхать. В 90-е гг. здесь существовала даже мечеть, впоследствии закрытая. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн т нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 т нефти в сутки.

В период Советского Союза в стране было воплощено в жизнь много уникальных проектов. Одним из таких является населенный пункт Нефтяные Камни, или «Камушки». Это настоящий город на море. Сейчас его называют «столицей» Каспийского шельфа, второй Венецией. Причина строительства - добыча нефти.

Описание

Нефтяные камни - поселок в 42 километрах от Сооружен он на металлических эстакадах, которые соединяют между собой буровые вышки. На севере и юге гавани опоры соорудили путем затопления морских судов. На тот момент затопили 7 судов, одно из которых было самым первым нефтеналивным танкером во всем мире. А построили его братья Нобели (Швеция) в 1878 году. Какое-то время танкер даже пытались поднять, но так ничего и не удалось.

Город с момента строительства так и остался единственным в своем роде, подобных населенных пунктов в мире нет. Населенный пункт занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая старейшая нефтяная платформа на морском шельфе.

Как обнаружили нефть

Еще в 1859 году в районе современного ПГТ Нефтяные Камни начали изучать ландшафт. Удалось выяснить, что в этом месте есть каменные гряды, или банки. Это скалы, слегка выступающие из моря, с нефтяной пленкой. На момент обнаружения нефти, в начале 40-х годов прошлого столетия, это было самое крупное и богатое месторождение.

Что было до революции

Инициатором добычи нефти в этих местах стал В. К. Згленицкий. Он подал прошение властям в 1896 году, к которому приложил проект бурения. Проект был уникальным на тот момент и предполагал бурение скважин на искусственном материке в бухте Биби-Эйбатской. Документ предполагал возведение помоста, который бы не пропускал воду и должен был возвышаться над уровнем моря на 4 метра с одновременным спуском полученной нефти непосредственно в баржи.

Проект также предусматривал, что если будет целый фонтан, то нефть будет попадать в баржу с грузоподъемностью в 200 тысяч тонн. Однако горное управление полностью отклонило прошение, так как посчитало, что нет четкого подтверждения нефтеносности морского шельфа близ Апшеронского полуострова.

После Второй мировой войны

Изучение акватории в месте современного города в море (Нефтяные Камни) началось только в 1946 году. Была организована целая экспедиция, которая выявила, что здесь огромные запасы нефти. Уже в 1948 году на маленькие островки близ Апшеронского полуострова высадился десант. Это было несколько отважных специалистов: нефтяников и монтажников. Через год им удалось установить домик и маленькую буровую установку площадью 14 квадратных метров и глубиной 1000 метров. С этого момента начались масштабные геологические исследования. Сам поселок начали возводить только спустя 10 лет.

Изначально построили электростанцию, котельную и нефтесборный пункт, очистительные сооружения. Первым появился 2-этажный жилой дом для сотрудников, затем построили еще 15. Позже появилась баня, больница и другие бытовые сооружения.

В 1960 году в поселке Нефтяные Камни открыли техникум, где обучали будущих нефтяников. В период с 1966 по 1975 год работал завод по производству хлеба, цех, где выпускали лимонад. Возвели 5-этажное общежитие и даже 9-этажку. Разбили парк, где высадили деревья. Автомобильное сообщение по городу осуществлялось по нефтяным эстакадам. А связь с Баку поддерживалась по воздуху (вертолетами) и воде - ходили регулярные рейсы пароходов.

Современный город

Нефтяные Камни в Каспийском море - это более чем 200 стационарных платформ. Общая протяженность всех улиц и переулков населенного пункта - 350 километров. Суммарное количество добытой нефти за весь период существования достигает 160 миллионов тонн. На постоянной основе действует 391 скважина с суточной добычей в 5 тонн. Параллельно с нефтью производится добыча нефтяного газа, которого на сегодняшний момент получено примерно 13 миллиардов кубических метров.

Однако не все так радужно на сегодняшний день, сибирскую нефть оказалось намного проще и дешевле добывать, поэтому город находится в запустении, и сейчас здесь проживает около 2 тысяч людей, а когда-то только занятого в нефтедобыче населения в поселке было 5 тысяч человек.


Top