Организация и методика проведения занятий по лепке. Конспект занятия по лепке

Цель: закреплять умение выполнять лепную картину с объемными элементами

Задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию знаний о многообразии видов и форм растительного мира;
  • формировать композиционные навыки;
  • продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно - творческой деятельности.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • формировать эстетическое отношение к красоте природы;

развивающие:

  • развивать творческое воображение, фантазию, память;
  • развивать способность решать творческие задачи.

Оборудование и материалы: цветы анютины глазки, образец картины, карточки, пластилин, доски для лепки, стеки, картонные основы для картин, мультимедиа оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент-приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация темы.

Тема нашего сегодняшнего занятия-«Лепная картина», а вот что именно мы будем изображать, я предлагаю вам отгадать:

Есть цветочек красивый и нежный,

Очень ярким и пестрым бывает.

От весны и до первого снега

Клумбы он в городах украшает!

Имя дали ему - будто в сказке.

Он зовется… (анютины глазки).

Правильно, это анютины глазки. И сегодня мы с вами научимся изображать этот цветок из пластилина.

3. Повторение пройденного.

  • Прежде, чем приступить к лепке анютиных глазок, давайте подумаем, какие материалы нам нужны, чтобы выполнить лепную картину? Вычеркните из списка ненужные материалы и инструменты. (карточка №1)
  • Вспомните, в какой последовательности нужно выполнять лепную картину (демонстрация образца картины). Расположите карточки инструкционной карты по порядку(карточки№2). Сравните ответы (слайд № 12)

1) Подготовка фона

2) Нанесение эскиза стеком

3) Изготовление объемных элементов

4) Закрепление и соединение деталей на основе

1. Изложение нового материала. Теоретическая часть
Кто не знает цветов с поэтическим названием "анютины глазки"? В редком саду или парке нет на клумбах этих красивых цветов. Они будто смотрят они на человека с любопытством, улыбаются ему. С давних времен люди любили этот цветок и приписывали ему разные свойства. Еще в IV веке до н.э. греки стали использовать это растение в лекарственных целях. Для заготовки лекарственного сырья варили сиропы, которыми лечили многие болезни. Их выращивали в садах, добавляли в салаты и сладости, применяли в косметических средствах. Художники изображали их на картинах, а поэты посвящали им стихи. Вот послушайте:

Ах, как жалко, как жалко, как жалко,
Убежала из сада ФИАЛКА.
Далеко, насовсем убежала
Отчего и зачем не сказала.
Мы в печали - на целое лето
Потеряли цветок фиолетовый,
Видно он удирал без оглядки -
Только ямка осталась на грядке.
Но пришла вдруг по почте цветочной
Цветограмма с пометкою "срочно":
«Я в гостях у родни за границей,
Отнесли перелетные птицы.
Примеряю все модные краски.
Ждите к маю.
Анютины глазки»

Названия каких цветов вы услышали в этом стихотворении? (-Фиалка, анютины глазки)

Анютины глазки-это один из видов фиалок, по-другому их называют виолы, а всего их в природе более 500 видов, всевозможных цветов и оттенков (слайды № 1-10 ).

Какие анютины глазки видели вы? Где?

Самый распространенный из них- фиалка трехцветная(слайд № 11).

Цветки фиалки трехцветной состоят из пяти лепестков - нижнего, белого, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, двух боковых, желтых, и двух верхних, насыщенно-фиолетового цвета. Белый цвет символизирует надежду, желтый-удивление, а фиолетовый-грусть. Такое строение цветка явилось источником множества имен, родившихся у разных народов, но близких по своей сути: Крестные и кумовья, Куры и петух, Птичий глаз, Три-лица-под-капюшоном. Про этот цветок сложено много легенд в Греции, в Англии, во Франции, в России и других странах. Послушайте русскую сказку-легенду о девочке Анюте.

Давным-давно, в незапамятные времена, в одной небольшой деревне у старого озера жила-была, маленькая девочка по имени Анечка. Жила она с отцом и мачехой в доме у самой околицы. Отец ее был пастухом, а мачеха вела хозяйство. Не любила мачеха Анну. Что ни сделает падчерица - все злюке не по вкусу! А ведь девочка была старательная, работящая. А какая добрая! Корову Зорьку доит - обязательно ее погладит, да, ласково поговорит. Мимо кошки Мурки просто так не пройдет - приласкает. Сама кусок пирожка не съест - Барбосу, что на цепи во дворе сидит, отдаст. Для всех у Анечки доброе слово находилось. Как бы тяжело ни жилось, всегда улыбалась. Это-то и злило больше всего злую мачеху! И старалась она побольше девчонку тяжелой работой завалить, чтоб почаще слезы ее видеть. Никогда не хвалила - только ругала! И вот раз, в жаркий летний полдень, отправила мачеха падчерицу шить в сад. Да, строго-настрого наказала к вечеру управиться - хотелось ей покрасоваться на празднике в новом сарафане. Пошла девочка в сад, села на скамеечку и принялась за шитье. К обеду устали у нее глаза и руки - обронила бедняжка иголку в густую траву. Искала-искала, не нашла и отправилась вся в слезах к мачехе с повинной - другую иглу просить. А та - в крик! Кулаками машет, за ухват хватается, велит отправляться Анне на поиски и без иглы домой не возвращаться. А не то ждет ее наказание.Снова расплакалась девочка, да, побрела в угол сада на поиски пропажи. Ищет-поищет, найти не получается. И траву Анечка дергала, и на коленках ползала, а иголки не видать! Так и стемнело...Мачеха, тем временем, у окошка сидела, на улицу глядела, да восьмую чашку чая с малиновым вареньем допивала. Вот уже вечер на землю спустился, а падчерицы с готовым нарядом все нет. Не за девочку злая тетка беспокоилась, а за платье свое. Вот и пошла в тот угол сада, где Анна с шитьем устроилась. Подошла мачеха к скамеечке, а маленькой швеи нет нигде. Три раза двор обежала, да по улице прошлась - не нашла. У кого ни спрашивала - никто не знает. До утра поиски продолжались - всей деревней пытались найти Анечку. Да, так и не получилось... А в том уголке сада, где плакала, разыскивая иголку, девочка, расцвел красивый цветок, похожий на глаз. С тех пор и называют эти цветы Анютины глазки. А каждое утро в самой серединке цветка поблескивает слезинкой роса, словно напоминая о том, что нельзя обижать маленьких...И у мачехи не было с тех пор радости, поняла она, что натворила, да поздно было.

Понравилась вам сказка?

Чему она учит?

5. Изложение нового материала. Практическая часть

Рассмотрите внимательно цветок, лежащий на ваших партах, определите, из каких частей он состоит?

Определите их цвет, размер, форму.

У анютиных глазок 5 лепестков: нижний- белый, сердцевидной формы, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, 2 боковых-желтые, каплевидные, небольшие и 2 верхних- насыщенно-фиолетового цвета, крупные, каплевидные. Работу нужно начинать с верхних фиолетовых лепестков. Возьмите кусочек фиолетового пластилина, разделите на 2 равные части, скатайте шарики. Теперь «превратите» шарики в капельки и сплюсните их пальчиками так, чтобы получились тонкие лепестки. Таким же способом слепите 2 желтых лепестка поменьше и один крупный белый лепесток. С помощью стека нанесите бороздку на середину широкой части белого лепестка-получилась сердцевидная форма. При помощи стеков прорисуйте прожилки на лепестках. Соедините лепестки вместе в следующем порядке: 2 фиолетовых, затем 2 желтых, а сверху белый лепесток.

Не так давно я уже публиковала статью о том, как можно организовывать первые занятия по . В статье я рассказывала в основном про развивающие игры с тестом, которые помогут малышу научиться отщипывать, резать тесто, оставлять на нем отпечатки, да и вообще много чего интересного с ним сделать:) Сегодня мне бы хотелось продолжить тему лепки, но немного поподробнее остановиться на лепке уже не из теста, а из пластилина, и предложить вашему вниманию варианты самых первых пластилиновых поделок с малышом.

Занятия лепкой, как известно, чрезвычайно полезны для малышей. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, колбаски развивается воображение, творческое мышление малыша. Ребенок учится воспринимать объемные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается на развитии речи, на подготовке руки к письму. Иначе говоря, лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому очень желательно включать ее в регулярные занятия с малышом.

Часто мамам кажется, что с годовалым малышом лепить еще рано, т.к. ребенок с большой вероятностью захочет испробовать пластилин на вкус. Однако даже если ребенок предпримет попытки его отведать, не отказывайтесь сразу же от ваших уроков творчества! Постарайтесь продемонстрировать малышу, на что способен пластилин, покажите, сколько всего необычного можно из него сделать. Даже если ребенок будет упорно продолжать «пробовать» массу для лепки, то первое время лепите из . Во-первых, ничего страшного не произойдет, если малыш его попробует, так как оно абсолютно натуральное, во-вторых, после нескольких дегустаций ребенок, скорее всего, откажется от этого занятия, т.к. тесто очень соленое на вкус.

Все поделки в этой статье можно сделать как из пластилина, так и из теста (магазинного, типа «Play Doh» или домашнего). Единственное, стоит заметить, что когда вы будете делать налепы на бумагу, пластилин будет значительно лучше прилипать к бумаге, чем тесто. Если вы все-таки работаете с пластилином, то выбирайте для занятий наиболее мягкий пластилин, чтобы малыш не разочаровался после первых же своих попыток полепить.

Всегда помните, что творческие занятия должны длиться не более 5-10 минут. Не удерживайте и не заставляйте ребенка лепить пластилином, если он этого не хочет или капризничает. Даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он в конце концов потеряет к творчеству всякий интерес. Поэтому, если ребенок отказывается лепить, просто предложите ему это занятие через какое-то время (через день, неделю, а может и через месяц), главное не заставляйте!

С чего начинать занятия по лепке с ребенком 1-2 лет

Естественно, не стоит на первых же занятиях лепить сложные поделки. Сейчас наша задача освоить основные и самые простые навыки работы с пластилином. Итак, чему в первую очередь нужно учить малыша:

  • Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами
  • Разминать пластилин в ладошке
  • «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики. Поначалу шарики для малыша делает мама, затем постепенно учимся катать шарики вместе.
  • Катать колобок между двумя ладошками. Предпочтительнее задействовать обе руки (а не катать колобок об стол), так как в этом случае массажируются обе ладошки, что вдвое полезнее для моторики малыша. Если катать шарик двумя ладошками трудно, поначалу можно учиться катать колобок об мамину ладошку. Придавайте получившемуся шарику разные образы, так ваши простые манипуляции с пластилином приобретут смысл. Например, добавив к шарику листочек, можно превратить его в яблоко, а при помощи спички или зубочистки легко сделать настоящего колобка, который укатился от бабки с дедкой!
  • Катать колбаску между двумя ладошками. Обычная пластилиновая колбаска легко может стать огурчиком для проголодавшейся куклы Маши или червячком, который потом поползет по ручке малыша.

Ну а теперь различные варианты поделок из пластилина, которые можно создавать даже с годовалым карапузом.

Самые простые поделки из пластилина

Для всех поделок нужно будет заранее нарисовать или распечатать шаблон-картинку. В статью я добавила возможность скачать самые простые ч/б шаблоны. При желании вы можете предварительно раскрасить их, или, если у вас есть цветной принтер, найти более интересные цветные аналоги шаблонов. Думаю, малышу понравится любой вариант, даже черно-белый.

Старайтесь, чтобы при создании поделки каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам, а также по возможности скатывал в шарик.

  • Божья коровка

  • Зернышки для курицы

  • Снежинки


  • Арбуз с косточками

  • Пятнышки на мухоморе

  • Дерево с листочками

Поделки из пластилина с расположением элементов на конкретные места

  • Бусы

  • Перекладины для лестницы . Предложите ребенку помочь девочке забраться на пальму за кокосами – без лестницы тут никак не обойтись. –

  • Колеса для паровозика

  • Цветочек

  • Полоски для зебры

  • Пластилиновые прятки . Прячем колобка от лисы –

В своих занятиях вы также можете использовать готовые пособия. Это очень удобно, т.к. совершенно не требует дополнительной подготовки перед занятием. Вот какие пособия использовали мы:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , My-shop )

Занятия по лепке для детей

от 1 года до 3 лет

Занятия по лепке для детей от 1 года до 3 лет
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми.

Знакомство с пластичными материалами

Цели и задачи

Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином и тестом.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки. Используемые приемы лепки

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.

Занятие 1. Вот какое тесто

Цель занятия: Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, подкладные доски, влажная тряпочка.

Прием лепки . Разминание.

Рецепт теста № 1 :300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды. Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Рецепт теста № 2 : 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половина пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

На основе первого рецепта получается более мягкое тесто. Поделки из соленого теста можно подсушить в духовке и использовать в играх.

Прием лепки: Разминание.

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).Покажите детям тесто, приготовленное заранее.

Посмотри что это? Правильно это тесто.

А какое оно? (потрогайте вместе с ребенком тесто) – Мягкое.

А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

***

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

кушай, кушай, мамочка –

вкусные два пряничка!

А ребяток приглашу, пирожками угощу.

Дайте ребенку кусочек теста среднего размера. Путь ребенок поиграет столько, сколько захочет. Если ребенок не знает, как играть помогите ему: покажите, как можно отрывать кусочки, разминать их пальчиками, ладошками.

* В следующий раз можно приготовить тесто вместе с детьми. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

Занятие 2. Тесто шлеп-шлеп

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Шлепанье».

Ход занятия: Выложите теплое тесто на разделочную доску или пластмассовый поднос. Разомните тесто, пошлепайте по нему своей ладонью (шлепать надо всей ладонью, а не пальцами). Попросите ребенка повторить ваши действия и осторожно помогите. Действия можно сопровождать такими словами:

Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка! *Важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устанет. Если вы заметили, что и интерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игру можно через 2-3 дня.

Занятие 3. Спрячь шарик

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, маленькие (но не мелкие) пластмассовые или стеклянные шарики (желательно подбирать шарики с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним)(мы брали фасоль), влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия:

Посмотри, какой у меня шарик. Давай его спрячем.

Возьмите небольшой шарик (желательно, чтобы шарик и тесто были разного цвета) и на глазах у ребенка накройте шарик носовым платком.

Посмотри, где шарик? Нет шарика! Куда же он спрятался?

Вместе снимите платок.

Вот шарик! Нашелся! (поиграйте так несколько раз)

Дайте ребенку кусочек теста и предложите размять его, поиграть с ним.

Затем покажите яркие шарики и попросите спрятать их в тесто. Когда шарики будут спрятаны, предложите малышу найти их. Действие можно повторить несколько раз.

* Важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устанет. Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игру можно через 2-3 дня.

Занятие 4. Достань предмет

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, мелкие пластмассовые игрушки из шоколадных яиц - желательно подбирать цельные (неразборные) игрушки с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним; можно немного смазать игрушку маслом или парафином, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте тесто и подберите яркие и красочные предметы, небольшие по размеру: шарики, кубики, мелкие игрушки, каштаны и пр.

Натрите их воском или парафином или смажьте маслом, чтобы к ним не прилипало тесто. Не забывайте о размере предметов: очень мелкие предметы ребенок может взять в рот и подавиться.

В большой кусок теста спрячьте несколько игрушек или предметов так, чтобы видна была только часть той или иной игрушки или предмета:

Посмотри, тут что-то спряталось в тесте. Что это спряталось? Давай посмотрим.

Начните аккуратно, не спеша, с интересом доставать предмет, освобождая его от теста. Назовите предмет, который достали, внимательно рассмотрите его вместе с ребенком. Затем предложите малышу таким же образом извлечь из теста другие предметы.

Подобным способом можно на глазах у ребенка спрятать предметы в тесто, затем предложить им проделать то же самое. Поначалу используйте для «пряток» предметы простые, с гладкими поверхностями. В конце занятия предложите протереть руки влажными тряпочками.

Занятие 5. Покормим птиц

Цель занятия: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечных птиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия: Начните занятие с игры.Покажите игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включить песенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста- это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки- это «крошки». Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их на поднос или доску, чтобы получилось много «крошек»

Курочка-наседка

Отправилась гулять –

Вкусных спелых зерен

В травке поискать.

***

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!»

Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.

Что любят кушать птички? – Правильно хлебушек, давай покрошим им хлебушка.

Яркие, пушистые,

Жёлтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей пёстрой квочки.

Словно одуванчики,

В маленьком лукошке.

Клювики раскрытые

Просят хлеба крошки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыплёнка – лапочку

Обижать не буду.

Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результат работы ребенка - покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.

Птички говорят нам спасибо.

Вот они поели и улетели. До свиданья птички.

Занятие 6. Знакомство с пластилином

Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский ножичек.

Прием лепки: «Разминание»

Покажите ребенку пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.

Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.

Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины.

Посмотри, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.

Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Дайте ребенку возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук..

С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилина разного цвета (предложите каждому выбрать по 2-3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки(она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки - траву, солнце, цветы и т. п.

Занятие 7. Пластилиновая мозаика

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Начните занятие с игры. Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных

деталей. Затем дайте и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала.

Положите на середину стола основу для мозаики - лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).

Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.

Предложите ребенку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.

Занятие 8. Блинчики

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2-2,5 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновый шарик и начинайте сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Вместе с ребенком рассмотрите готовый блинчик. Обратите внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Дайте ребенку пластилиновые шарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол. Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Саше – два, Маше – два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.

Занятие 9. Готовим котлеты

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин коричневого цвета, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.

Вместе с ребенком рассмотрите готовую «котлету». Дайте ребенку пластилиновые шарики и объясните, что вы будете делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите малышу сделать их самостоятельно.

При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарелки и угостите кукол.

Обучение приемам размазывания и надавливания

Цели и задачи

Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.

Формирование интереса к лепке.

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим миром.

Развитие эмоций и фантазии. Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая на картон; ножницы, клей и др. Для обыгрывания сюжета картинки можно использовать пластмассовые и резиновые игрушки. Используемые приемы лепки

Скатывание (1-й способ) - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Отщипывание

Скатывание (1-й способ)

Надавливание

Размазывание

Описание методики

Пластилиновые картинки - это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания -сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1-3 шарика.

Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно. Подготовка к работе

Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. При работе с пластилином на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала детям предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем - шарики разных цветов, далее - маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков.

На чем размазывать

В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани. Сюжеты пластилиновых картинок

В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пластилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями.

Помощь

Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать самостоятельно по 1-3 шарика, не более, иначе занятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.

Дети раннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно. Поэтому им необходима помощь при выборе места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими способами:

выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;

выложить из шариков простой узор и предложить ребенку надавить на шарики или размазать их (такой вари ант помощи можно использовать с детьми постарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросать шарики);

предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;

сначала нарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовое изображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себе воплощение замысла.

Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.

Хранение работ

У пластилина есть особенность - это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы (пластилин можно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить).Такой подход возможен в отношении простых работ - снежинки, зернышки ит. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочную картинку (мухомор, божья коровка, новогодняя елка и др.), подготовьте пластилиновую основу (с детьми постарше это можно сделать вместе). Такие картинки можно хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использовать в качестве подарка.

Занятие 10. Покормим курочку (пластилиновые картинки)

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона зеленого цвета (формат А4 или А5); желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, примерно 10-20 шариков; игрушка - пластмассовая или резиновая курочка.

Прием лепки: «Надавливание»

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Обучение приемам надавливания (а в дальнейшем и размазывания) на пластилин начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

Начните занятие с игры.

Посмотри - это поляна, на ней растет зеленая травка. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу кушать!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне - нет зернышек. Давай покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.

Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой.

Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»

Предложите малышу подготовленные шарики - пусть он сам берет и кладет их в нужное место, надавливает пальчиком.

Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давай дадим курочке много зернышек!

После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на поляну, поклюет на ней зерно, похвалит ребенка.

Занятие 11. Конфеты на тарелке (пластилиновые картинки)

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона белого цвета (не глянцевого); пластилин красного, оранжевого и желтого цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7-8 мм (10-15 шариков); 2-3 резиновые игрушки.

Прием лепки: «Надавливание»

Ход занятия (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.

Начните занятие с игры. Покажите ребенку лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.

Догадайся, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма?(Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого. На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайте положим на тарелку конфеты.

Положите на «тарелку» пластилиновый шарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

Смотри, вот конфета желтого цвета - лимонная, а вот конфета оранжевого цвета - апельсиновая, а эта конфета красная - малиновая. Давай сделаем много конфет.

Дайте малышу подготовленные шарики - пусть он сам берет их, кладет в нужное место и надавливает пальчиком.

Какие красивые конфеты получились! Наверно, вкусные! А вот и гости идут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какая вкусная конфетка!

Занятие 12. Витамины в баночке

Цель: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7-8 мм (10-15).

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотой примерно 8-12см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать по контуру.

Дайте малышу «банку», вырезанную из картона.

Смотри, это банка. В ней хранятся разноцветные витамины. Давай сделаем витамины и положим в банку!

Положите «в банку» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

Затем предложите малышу подготовленные шарики – пусть он сам берёт их, кладёт в нужное место и надавливает пальчиком.

Вот какие замечательные получились у нас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.

Занятие 13. Мухомор

Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.

Приемы лепки: «Отщипывание», «скатывание» – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, «надавливание».

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки – изображение на картоне гриба-мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.

Начните занятие с загадки.

Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,

как Петрушка,

Ядовитый…

Правильно, это гриб мухомор!

Покажите ребенку игрушечный мухомор или картинку с его изображением.

Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.

Дайте ребенку заготовку с изображением мухомора и белый пластилин.

Посмотри, у тебя на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него не хватает. Как ты думаешь чего? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давай приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Предложите малышу сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.

Пока ребенок делает крапинки можно почитать стихи:

Красная шляпка, белые горошки –

С виду красавец, что ни говори,

Только его мы не берем в лукошко,

Он опасный очень-очень, этот самый гриб.

***

Шляпка красная, в горошек,

Крепкий, стройный, взгляд в упор,

На высокой белой ножке –

Это, дети, МУХОМОР.

Ну и задали задачу!

«Гриб»- мужского рода, значит,

Перед нами точно- МАЛЬЧИК.

Совершенно не пойму –

Юбочка зачем ему?

Если уровень развития у ребенка мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ним изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.

Занятие 14. Яблоня

Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Задачи:

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные) , передавать их характерные признаки.

Закрепить приемы раскатывания, сплющивания, приглаживания, развивать мелкую моторику руки.

Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка» ; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.

Материал:

Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации различных овощей и фруктов, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов, заучивание загадок, пение песни «Собираем урожай» чтение В. Сутеева «Яблоко» , Ю.Тувим. «Овощи» .

Ход занятия:

Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка» ? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму.

Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку.

Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.

Загадки про овощи:

1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали, -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

/Картофель/

2. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

/Помидоры/

3. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

4. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

5. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/

6. Над землей трава,

Под землей – алая голова.

А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

Помидор, лук - круглые;

огурец, картофель - овальные;

морковь – удлиненная;

свекла – конусообразная.

Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;

картофель - белый, розовый;

огурец – зеленый;

свекла – темно- вишневая;

морковь – оранжевая;

лук - коричневый.

Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Физминутка "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,

/движения ребром ладони вверх-вниз/

Мы морковку трем, трем.

/движения ладонями вперед-назад/

Мы морковку солим, солим,

/круговые движения пальцами/

Мы морковку жмем, жмем.

/сжимание ладоней в кулачки/

А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.

/самостоятельная деятельность детей/

Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?

Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.

/анализ работ детьми/.

А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?

Лук, чеснок – острый,

Картошка – рассыпчатая,

Помидор – сладко-кислый,

Огурец – хрустящий,

Перец болгарский – сладкий.

Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

Ознакомительный процесс

Работа детей

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

Умеет сглаживать поверхность поделки;

Умеет делать поделки устойчивыми;

Умеет работать стекой;

Умеет передавать в лепке выразительность образа;

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

Умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятий

Тема недели "Ягоды"

Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру "Какая ягодка пропала?" Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели "Плоды огорода"

Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:

В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

Спросите у детей: "Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?" (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели "Плоды сада"

Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели "Берегите лес"

Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.

Спросите у детей: "О ком это стихотворение? (О филине.) На что похожи глаза филина?" (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели "Деревья и кусты"

Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко "Осень":

Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья -
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: "Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов".

Дети приступают к лепке.


Top